Научная статья на тему 'Незаконнорождённые в метрических книгах XIX века по приходу села Ершовка Осинского уезда Пермской губернии'

Незаконнорождённые в метрических книгах XIX века по приходу села Ершовка Осинского уезда Пермской губернии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
671
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННОРОЖДЁННЫЕ / МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ / ГЕНЕАЛОГИЯ / РОДОСЛОВНАЯ / ЕРШОВКА / ОСИНСКИЙ УЕЗД / ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чекмарёва Екатерина Сергеевна

Рассматриваются основные проблемы изучения происхождения незаконнорождённого лица в XIX в. Приводятся примеры из метрических книг Николаевской церкви села Ершовка. Предложена классификация незаконнорождённых по матерям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Незаконнорождённые в метрических книгах XIX века по приходу села Ершовка Осинского уезда Пермской губернии»

УДК 929.512

Е.С. Чекмарёва

НЕЗАКОННОРОЖДЁННЫЕ В МЕТРИЧЕСКИХ КНИГАХ XIX ВЕКА ПО ПРИХОДУ СЕЛА ЕРШОВКА ОСИНСКОГО УЕЗДА ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Рассматриваются основные проблемы изучения происхождения незаконнорождённого лица в XIX в. Приводятся примеры из метрических книг Николаевской церкви села Ершовка. Предложена классификация незаконнорождённых по матерям.

Ключевые слова: незаконнорождённые, метрические книги, генеалогия, родословная, Ершовка, Осинский уезд, Пермская губерния.

При изучении родословных на этапе XIX в. исследователи нередко сталкиваются с явлением, когда одна из ветвей при поиске вглубь заканчивается незаконнорождённым предком. Такая ситуация вызывает целый ряд проблем, среди которых основными являются следующие.

Во-первых, наличие в древе незаконнорождённого делает, за редким исключением, практически невозможным дальнейшее исследование его родословной по отцовской линии. Мы можем утверждать, что отец установлен, только в том случае, если в записи о рождении такого ребёнка указано, от кого именно он «прижит».

Во-вторых, даже простая идентификация незаконнорождённого в различных документах может быть существенным образом затруднена из-за вариативности фамилий и отчеств, что, в свою очередь, создаёт препятствия и для изучения материнской линии данного лица.

Для примеров возьмём документы прихода Николаевской церкви села Ершовка Осинского уезда Пермской губернии, находящиеся на хранении в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики (ЦГА УР, ф. 423, оп. 1). Ершовка -

старинное торговое русское село, расположенное на берегу Камы, напротив г. Сарапула. Первые русские поселенцы появились здесь в конце XVI в. [13, с. 146]. В XIX в. на территории ершовского прихода жили как православные русские, так и старообрядцы. По состоянию на 1881 г. к приходу Николаевской церкви относилось 8 населённых пунктов: с. Ершовка, д. Ведрец, д. Верхний Армязь, д. Власово, д. Гоголи, д. Зелени, д. Нижний Армязь и д. Шолья [1, с. 140].

В случае с приходом с. Ершовка исповедные росписи не могут служить одним из основных источников для изучения незаконнорождённых в связи с тем, что на хранении в ЦГА УР имеются росписи Николаевской церкви всего лишь за 1886 и 1887 гг. [2]. Тем не менее в качестве отправной точки были выписаны все лица, указанные в данных росписях незаконнорождёнными. Были получены следующие сведения (табл. 1).

Ни один из людей, отмеченных в имеющихся духовных росписях незаконнорождённым, ни разу не был на исповеди в 1886-1887 гг. Несомненно, это напрямую связано с общественным положением внебрачных детей в то время. Это

Чекмарёва Екатерина Сергеевна - член Ижевского отделения Уральского историко-родословного общества, краевед (Ижевск), [email protected]

Таблица 1

Сводный список из 13 человек, составленный по духовным росписям 1886 и 1887 гг.

№ п/п Имя Возраст на 1886 г. Примечания № листов

1 Василий 4 Мать - деревни Нижнего Армязя солдатка Ксения Кондратьева Мордвина. В 1887 году оба отсутствуют в росписи 11

2 Карп Ершов 31 Крестьянин села Ершовки 30, 118

3 Пелагия Балтина 13 Мать - деревни Верхнего Армязя крестьянская девка Акилина Яковлева Балтина 42, 130об.

4 Мария Юхнина (Вечтомова*) 17 Муж - деревни Верхнего Армязя крестьянский сын Тимофей Исааков Юхнин. В 1887 году Мария отсутствует в росписи 45

5 Пётр Макшаков 16 Мать - деревни Нижнего Армязя крестьянская девица Ольга 49-49об., 138

6 Феврония Макшакова 10

7 Стахий Козлов 6 Мать - деревни Ведреца крестьянская дочь Параскева Андрианова Козлова 60, 148об.-149

8 Евпраксия Козлова 3

9 Фёкла Мымрина 1 Отец или дед - деревни Гоголей крестьянин Филип Димитриев Мымрин вдов. В 1887 году Фёкла отсутствует в росписи 72

10 Тимофей Глухов 5 Мать - деревни Гоголей крестьянская девка Наталия Леонтиева Глухова, глухонемая 72,161

11 Фотий Балтин 27 Мать - деревни Нижнего Армязя крестьянская девка Федора Трифонова Балтина. Раскольники 82, 170об.

12 Антипа Балтин 16

13 Анастасия Гоголева 2** Мать - деревни Гоголей крестьянская дочь Вера Гоголева. Раскольники 172об.

* Девичья фамилия Марии взята из записи о браке (см. ниже).

** Возраст указан по состоянию на 1887 г., так как в духовных росписях 1886 г. девочка отсутствовала.

однако не указывает на то, что другие члены семьи тоже пропускали исповедь. Например, Карп незаконнорождённый Ершов со своей женой Евдокией Григорьевной не исповедовались в 1886-1887 гг., но их сын приходил на исповедь, будучи восьми и девятилетним соответственно [2, л. 30, 118].

Возвращаясь к вопросу идентификации в различных документах незаконнорождённого, нужно отметить, что запись о рождении вышеупомянутого Карпа Ершова было действительно трудно вычислить. Карп женился во второй раз на девице Евдокии 10 ноября 1880 г., что следует из записи о его бракосочетании, в которой он отмечен как «Ершовский крестьянин Карп Николаев Ершов вероисповедания православного после первого брака, 25 лет» [7, л. 230об.].

В то же время совсем по-другому он был записан во время своего первого венчания 31 января 1875 г.: «Села Ершовки крестьянин Карп Матвеев Юшков православного вероисповедания, 18 лет» [6, л. 43об.-44].

Найдя наконец запись о рождении (Карп родился 6 октября 1856 г. в с. Ершовка), мы не видим ожидаемой пометки о незаконнорождён-ности, но имеем заполненную графу о родителях, подтверждающую данные Карпа из записи о его первом браке: «Сарапульского Покровского прихода деревни Усть-Сарапулки удельный крестьянин Матфий Никоноров Юшков и законная его жена Анна Петрова, оба православного вероисповедания» [4, л. 215об.-216].

Помимо перечисленных фактов, как Карп Николаев Юшков (Южков) он фигурирует в записях

о рождении сына Иоанна в 1879 г. [7, л. 90об.-91] и дочери Елисаветы в 1884 г. [9, л. 348об.-349], как Карп Николаев Ершов - при рождении дочери Агрипины в 1880 г. [7, л. 197об.-198] и сына Тимофея в 1895 г. [12, л. 408об.-409], как Карп незаконнорождённый Ершов - при смерти дочери Елисаветы в 1888 г. [11, л. 260об.-261], дочерей Клавдии [11, л. 703об.7-04] и Вассы [11, л. 704об.-705] и рождении дочери Анфисы [12, л. 28об.-29], как Карп Петров Ершов - при смерти дочери Агрипины [7, л. 244об.-245] и рождении дочери Вассы [10, л. 156об.-157].

Чтобы понять, как законнорождённый ребёнок мог в дальнейшем быть отмеченным как незаконнорождённый, под другой фамилией и даже отчеством, а вместе с тем и доказать, что в приведённых записях идёт речь об одном и том же человеке, обратимся к записи о бракосочетании Матфия и Анны Юшковых [4, л. 356об.-357]. Жених: «деревни Усть-Сарапулки удельный крестьянин Матфий Никоноров Юшков, православный, вторым браком, 45 лет». Невеста: «Села Ершовки удельнаго крестьянина Петра Иванова Ершева дочь девица Анна, православная, первым браком, 21 года». Венчание совершено 2 сентября 1856 г., за месяц до рождения Карпа.

После сопоставления всех записей, незакон-норождённость Карпа не вызывает сомнений. Полный список использованных в отношении него фамилий и отчеств следующий:

1. Карп Матвеев Юшков.

2. Карп Николаев Юшков (Южков).

3. Карп Петров Ершов.

4. Карп незаконнорождённый Ершов.

5. Карп Николаев Ершов.

Очевидно, что неизменным остаётся только имя человека. Фамилия в разное время записывалась либо по девичьей фамилии матери (Ершов), либо по фамилии отчима (Юшков). Кроме определения «незаконнорождённый» встречалось отчество по отчиму (Матвеев) или по деду по линии матери (Петров). Наиболее вероятно, что Карп жил именно у своего деда Петра Ершова, так как мать вышла замуж в деревню на другой берег Камы, а Карп, родившись в Ершовке, там же и обзавёлся впоследствии семьёй. Косвенно это подтверждается именно неоднократным упоминанием Карпа с отчеством, данным по деду.

Вызывает вопросы ещё одно отчество Карпа -Николаев. Возможно, оно дано по биологиче-

скому отцу ребёнка. В то же время Карп ни разу не упоминается с отчеством по крёстному отцу (восприемнику) - им стал «села Ершовки крестьянский [сын] Артемон Петров Ершов» (скорее всего, родной брат матери Карпа).

Из приведённой таблицы мы также видим, что самый очевидный способ классифицировать всех внебрачных детей села Ершовка XIX века - это разделить их на группы по социальному положению матери на момент рождения ребёнка: 1) дети солдатских жён, 2) дети вдов, 3) дети законных жён, 4) дети незамужних женщин.

Кроме того, немалую группу детей также составляли подкидыши и приёмные дети. Часть из них, очевидно, была детьми, рождёнными вне церковного (официального) брака. Некоторым таким детям не успевали даже дать имя: в 1833 г. у «деревни Верхней Ершевки удельнаго крестьянина Осипа Петрова Ершова подкидыш безымянной умер 5 месяцев от простуды» [3, л. 27]. Но большинство всё же таковое имело: «Деревни Ершовки у дома удельнаго крестьянина Василья Иванова Короткова найден младенец женска пола, которому наречено имя Мария» [5, л. 42]. Ввиду крайней сложности установления принадлежности приёмного ребёнка к незаконнорождённым, мы не будем рассматривать эту группу лиц в данной статье.

Если понимать под незаконнорождёнными только детей, рождённых вне брака, заключённого в официальной православной церкви, то дети старообрядцев также являлись внебрачными. Однако, как ясно из таблицы, в приходе села Ершовка дети раскольников приравнивались к законным, кроме случаев, когда их матерью была женщина, не состоявшая даже в браке, признаваемом как старообрядческий (№ 11, 12, 13 в табл. 1).

Чтобы выявить актуальное на 1886-1887 гг. процентное соотношение согласно классификации по матерям, вновь обратимся к метрическим книгам и выясним, к какой группе относится незаконнорождённая Мария, жена Тимофея Юхнина. В записи о её бракосочетании от 3 февраля 1886 г. она описывается как «деревни Власовой солдатская девица Мария (незаконнорожденная) Вечтомова, православного вероисповедания, первым браком, 17 лет» [8, л. 621об.-622]. Становится ясно, что Мария - незаконнорождённая дочь солдатской жены. В 1887 г. Мария пропадает из исповедной росписи,

запись о её возможной смерти в 1886-1887 гг. не найдена [10].

Таким образом, самой многочисленной группой за рассматриваемые годы стали дети незамужних женщин, обозначенных как «девицы» или «девки»: 10 человек из 12-ти (ок. 83%). Ещё 2 человека (17%) составили группу детей солдаток. Неясным остаётся происхождение Фёклы Мымри-ной, которая скорее всего является не дочерью, а внучкой Филипа Димитриева Мымрина, дочерью одной из его дочерей, позже вышедших замуж. По этой причине в окончательный расчёт Фёкла не включена.

Напротив, по вполне объективной причине наличия рядом законных мужей самой малочисленной группой с уверенностью можно назвать детей замужних женщин. В 1859 г. «села Ершовки удельная крестьянская жена Евфимия Иванова Ершова» родила незаконнорождённого сына Исаака [5, л. 23об.-24]. Несмотря на отсутствие детей вдов в указанных духовных росписях, они не являются редкостью. Например, в 1834 г. «починка Гоголей от крестьянской вдовы Агрипины Петровой Жаравлевой родился незаконно прижитый сын Никита» [3, л. 37]. Случаев, когда на мать незаконнорождённого ребёнка нет никаких указаний, а упомянут только отец, в метрических книгах не выявлено.

Бывают и другие ситуации, когда нет прямых указаний на рождение вне брака, но мы можем это понять по формулировке упоминания или другим признакам. Например, в одной из записей о рождении в 1832 г. восприемником стал «солдатки вдовы Дарьи Яковлевой Шадышыных сын Иаков» [3, л. 1об.]. Можно предположить, что если бы Яков был законным сыном, он был

бы указан как «умершего солдата (крестьянина) сын Иаков».

Иногда мы по косвенным признакам можем догадаться и даже с высокой долей вероятности утверждать, что знаем отца незаконнорождённого ребёнка. В записи о его рождении в таком случае не будет никаких упоминаний о биологическом отце, но собрав все имеющиеся упоминания о незаконнорождённом в метрических книгах, духовных росписях, ревизских сказках и других имеющихся в доступности для исследователя документах, мы можем выдвинуть такое предположение. К примеру, настоящим отцом Карпа Ершова мог быть человек по имени Николай.

Не вызывает сомнений и то, что в подавляющем большинстве случаев мы ничем не сможем подтвердить восходящее родство по отцовской линии незаконнорождённого в XIX в. ребёнка, даже если нам удалось вычислить такого человека по большому количеству косвенных признаков. Но для восстановления семейной истории сделать такую попытку необходимо, если в родословной обнаружен предок, рождённый вне брака.

Внимательный просмотр метрических книг также позволяет не упустить упоминаний незаконнорождённого под другими его именами и отчествами, что, с одной стороны, позволяет установить его мать и продолжить поиск по материнской линии, а с другой стороны, установить большинство лиц (биологический отец, отчим, дед, дядя и другие), в той или иной степени взявших на себя роль отца ребёнка в течение его жизни. По всем этим людям или некоторым из них можно также проследить восходящее родство.

Список использованных источников и литературы

1. Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики. 2-е изд., исп. и доп. Ижевск: Удмуртия, 2017. 608 с.

2. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. 423. Оп. 1. Д. 2. Исповедные росписи по Ершовской Николаевской церкви Пермской Епархии, Осинского уезда за 1886-1887 гг.

3. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 17. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших молитвенного дома вновь открытого села Ершовское за 1832-1836 гг., по приходу Николаевской церкви с. Ершовское за 1838-1839 гг.

4. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 20. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ершовское за 1854-1858 гг.

5. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 21. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ер-шовское за 1859-1864 гг.

6. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 27. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ер-шовское за 1875-1877 гг.

7. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 28. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ер-шовское за 1878-1880 гг.

8. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 30. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ер-шовское за 1881-1886 гг.

9. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 31. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся

и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ер-шовское за 1884-1885 гг.

10. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 32. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ер-шовское за 1886-1887 гг.

11. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 34. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ер-шовское за 1887-1891 гг.

12. ЦГА УР. Ф. 423. Оп. 1. Д. 38. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Николаевской церкви с. Ер-шовское за 1892-1895 гг.

13. ШумиловЕ.Ф. Христианство в Удмуртии. Ци-вилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начало XX века. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 434 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.