УДК 39 Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2022.4(43).412-416
А.Н.Кляшев
БРАК И ДЕТОРОЖДЕНИЕ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩИХ БАШКОРТОСТАНА
В данной статье автором была предпринята попытка раскрыть степень претворения в жизнь таких сторон семейных ценностей, как брак и деторождение, представителями трех крупнейших конфессий Республики Башкортостан — ислама, православия и протестантизма. Для выполнения поставленной цели автором были раскрыты такие характеристики респондентов, как показатели состояния в браке (доли состоящих и не состоящих в зарегистрированном браке), а также количество детей. Было выявлено, что такая семейная ценность, как брак, в наибольшей степени реализована респондентами — членами мусульманских общин РБ; детей больше всего у протестантов — членов баптистских общин Башкортостана; доли как состоящих в браке, так и многодетных родителей среди членов религиозных общин республики превышает аналогичные показатели у россиян в целом. Статья основана на результатах полевых исследований, проведенных ИЭИ в 2014 и в 2017 гг. в протестантских, православных и мусульманских общинах, зарегистрированных в республике; в качестве инструментария исследования были использованы анкеты закрытого типа, адаптированные в соответствии с доктринальными особенностями каждого из трех религиозных направлений. Методологическая база исследования основана на модели индукционизма. Эмпирические и теоретические положения, изложенные в данной статье, могут быть интересны исследователям религии, этнологам, сотрудникам органов исполнительной власти, студентам и аспирантам.
Ключевые слова: православие, ислам, протестантизм, семейные ценности, члены религиозных организаций, Российская Федерация, Республика Башкортостан
В соответствии с данными Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе
Республики Башкортостан, национальный состав республики на 01.01.2021 г. представляют более 100 этносов и этнических групп, среди которых распространены различные религиозные направления. Ислам представляют примерно 70% религиозных организаций республики; на православие приходится 20%; религиозные объединения других конфессий, среди которых больше всего протестантских деноминаций консервативного, позднего и пятидесятнического характера, а также старообрядцы, католики, буддисты, мормоны и представители языческих направлений, составляют остальные 10% конфессиональных формирований [1].
В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 г., бездетных супружеских пар среди жителей России 30,5%. Семейных пар с детьми в стране 69,5%; семейных ячеек с детьми моложе 18 лет 42,5%, 2,47% из которых являются многодетными родителями, у которых трое и более детей моложе 18 лет. 4,0% от всех домохозяйств Российской Федерации представлены группами из 5 и больше человек, живущих совместно. Соответственно, многодетных семей, имеющих трех и более детей, приблизительно 5,0% [2].
Цель настоящей работы — освещение у регулярных членов самых крупных религиозных направлений Башкортостана — ислама, православия и протестантизма — степени претворения в жизнь таких граней семейных ценностей, как брак и деторождение.
Регулярные члены религиозных общин — термин, которым авторы данной статьи обозначают верующих с высокой степенью осуществления религиозных ценностей в своей жизни, которые представлены в РФ, по результатам социологических исследований Института социально-политологических исследований (ИСПИ РАН), 10% всех россиян.
Задачами данной статьи являются:
— определение семейного положения (показателей состояния в браке — доли состоящих и не состоящих в зарегистрированном браке) регулярных членов трех крупнейших конфессий Башкортостана: ислама, православия и протестантизма;
— раскрытие количества детей регулярных членов трех крупнейших конфессий Башкортостана: ислама, православия и протестантизма.
В ходе полевых исследований авторами были использованы закрытые опросники-анкеты; анализ эмпирических материалов осуществлялся с применением общенаучных методов измерения и сравнения.
Объект исследования — регулярные члены православных, мусульманских и протестантских (баптистских) общин Республики Башкортостан; предмет исследования — претворение в жизнь некоторых элементов семейных ценностей.
Методологическая основа и материалы. Данное исследование основано на индуктивном методе, согласно которому было осуществлено обобщение фактуального материала; в теоретической части работы использовались методы анализа и синтеза.
Сбор полевых материалов в протестантских религиозных организациях, представленных в данной работе формированиями ЕХБ, осуществлялся в 2014 г., опросы верующих в православных и мусульманских общинах проводился ИЭИ УФИЦ РАН в 2017 г. в рамках проекта РФФИ № 17-11-02002 «Этнос и религия в современном городе».
Вопросы в анкетах были сгруппированы в несколько блоков и касались этно-демографических аспектов, ранжирования социальных и религиозной идентичностей, реализации вероисповедальных практик и оценок некоторых сторон общественной жизни и государственно-конфессиональной политики на территории Башкортостана и Российской Федерации.
Опросы были проведены в следующих мусульманских религиозных объединениях г. Уфы Республики Башкортостан:
— Мечеть ДУМ, ул. Чернышевского д. 107, генеральная совокупность 100 чел., выборочная совокупность 20 респондентов (20,0%);
— Мечеть при Медресе, ул. Мустая Карима 3, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 27 респондентов (9,0%);
— Мечеть на ул. Бабушкина 3, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 29 респондентов (9,6%).
Итого:
— общая генеральная совокупность по трем мусульманским религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 700 чел., общая выборочная совокупность составляет 76 респондентов (10,8%).
Опросы были проведены в следующих православных религиозных объединениях г. Уфы Республики Башкортостан:
— Спасский Храм на ул. Октябрьской революции, 37а, генеральная совокупность 150 чел., выборочная совокупность 33 респондента (22,0%);
— Свято-Пантелеймоновский Храм на ул. Архитектурная, 7, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 6 респондентов (2,0%);
— Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, ул. Кирова 102, генеральная совокупность 200 чел., выборочная совокупность 13 респондентов (6,5%).
Итого:
— общая генеральная совокупность по трем православным религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 650 чел., общая выборочная совокупность составляет 52 респондентов (8,0%).
Опросы были проведены в следующих протестантских религиозных объединениях Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) г. Уфы Республики Башкортостан:
— «Библейская церковь» ЕХБ РБ РБ ул. 50 лет Октября, д. 7, кв. 25, генеральная совокупность 25 чел., выборочная совокупность 8 респондентов (32,0%);
— Церковь «Свет Евангелия» ЕХБ РБ ул. Чернышевского, д. 136, генеральная совокупность 46 чел., выборочная совокупность 20 респондентов (43,4%);
— Церковь «Благая Весть» ЕХБ РБ ул. Первомайская, д. 65,
генеральная совокупность 80 чел., выборочная совокупность 20 респондентов (36,2%).
Итого:
— общая генеральная совокупность по трем протестантским религиозным организациям ЕХБ г. Уфы Республики Башкортостан составляет 151 чел., общая выборочная совокупность составляет 57 респондентов (37,7%) [4, 5].
Полевые исследования 2014 и 2017 гг. основаны на методике расчета В-индекса (индекса воцерковленности) православных верующих В.Ф. Чесноковой, многократно использованной в работах Фонда «Общественное мнение», Института социально-политических исследований РАН, Института этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева УФИЦ РАН [6].
Условиями выделения в выборку, представляющую регулярных членов («ядра верующих» — в соответствии с определением Ю.Ю. Синелиной) православных и мусульманских приходов РБ, стали следующие показатели религиозного поведения — частота посещений храма / церкви (как минимум еженедельное для представителей «ядра» верующих), регулярность чтения Евангелия / Корана, молитвы, поста, дополнительно — только для православных — исповедь и причастие [3].
Данная работа выполнена в рамках государственного задания АААА-А21-121012290084-6 по теме «Традиционные религии и новые религиозные движения на Южном Урале и в Приуралье: вопросы функционирования, государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений» от 22.01.2021 г.
Результаты. Семейное положение. Результаты исследований демонстрируют, что более половины регулярных членов как мусульманских, так и христианских религиозных общин состоят в браке. Больше всего женатых / замужних среди респондентов-мусульман, на втором месте — православные; третье место по количеству состоящих в браке занимают члены протестантских (баптистских) религиозных формирований (табл. 1).
Таблица 1
Семейное Регулярные Регулярные Регулярные
положение члены общин члены общин члены общин
Духовного РПЦ МП, РБ, Евангельских
управления 2017, N=52 христиан-
мусульман баптистов,
(ДУМ), РБ, (ЕХБ), РБ,
2017, N=76 2013—2015,
N=57 чел
1 Женат (замужем) 75,9 61,2 59,6
2 Холост (незамужем) 24,1 38,8 40,4
Примечание. Источник — ПМА — полевые материалы автора — материалы исследования ИЭИ УФИЦ РАН в рамках проекта РФФИ № 17-11-02002 «Этнос и религия в современном городе», г. Уфа РБ, август 2017 г.; ПМА — полевые материалы автора — экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013—2015 годы.
Количество детей. Больше всего выборке респондентов-мусульман бездетных верующих (35,4%), следующие после них по численности родители, имеющие одного ребенка (24,1%) или двух детей (также 24,1%). Третье место занимают верующие с тремя детьми (12,7%). У православных самая крупная группа в выборке — респонденты с одним ребенком (30,6%). На втором месте — бездетные верующие, третье место по численности у православных с двумя детьми (26,5%) и четвертое — родители с тремя детьми (12,2%). Среди протестантов — баптистов самые крупные группы — бездетные (29,8%) и родители, воспитывающие двоих детей (также 29,8%). Респондентов с одним ребенком 21,1%, на третьем месте — члены ЕХБ, у которых трое детей (15,8%) (табл. 2).
Таблица 2
Количество детей Регулярные Регулярные Регулярные
члены общин члены общин члены общин
Духовного РПЦ МП, РБ, Евангельских
управления 2017, N=52 христиан-
мусульман баптистов,
(ДУМ), РБ, (ЕХБ), РБ,
2017, N=76 2013—2015,
N=57 чел
а) 0 (не имею детей) 35,4 28,6 29,8
б) 1 24,1 30,6 21,1
в) 2 24,1 26,5 29,8
г) 3 12,7 12,2 15,8
д) 4 2,5 2 3,5
е) 5 - — —
ж) 6 и больше 1,3 — —
Примечание. Источник — ПМА — полевые материалы автора — материалы исследования ИЭИ УФИЦ РАН в рамках проекта РФФИ № 17-11-02002 «Этнос и религия в современном городе», г. Уфа РБ, август 2017 г.; ПМА — полевые материалы автора — экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013—2015 годы.
Выводы. Представленные в данной статье результаты исследований в православных, мусульманских и протестантских общинах г. Уфы РБ позволяют заключить, что более половины всех респондентов — членов мусульманских, православных и протестантских формирований реализовали такую семейную ценность, как брак. В целом доля состоящих в браке верующих в выборке больше, чем доля состоящих в браке (как зарегистрированном, так и незарегистрированном) россиян. Так, согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., количество состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браке в выборке составляет 55,5%; количество состоящих в зарегистрированном браке составляет 48,1%. Наиболее близкие к общим показателям по России в данном исследовании демонстрируют протестанты ЕХБ; опрошенные мусульмане, семейных среди которых 75,9%, в наибольшей степени реализовали в своей жизни эту семейную ценность; православные верующие в выборке занимают промежуточное положение.
Доля многодетных (тех, у кого детей трое и больше) среди респондентов — членов мусульманских, православных и протестантских религиозных организаций превышает аналогичный показатель среди
респондентов — участников Всероссийской переписи населения 2010 г., среди которых многодетных примерно 5,0%, в несколько раз. Больше всего многодетных среди протестантов ЕХБ — 19,3%, на втором месте респонденты-мусульмане, многодетных среди которых 16,5%, на третьем месте — православные (14,2%).
Среди респондентов — членов трех крупнейших конфессий Башкортостана — ислама, православия и протестантизма — такую семейную ценность, как брак, в наибольшей степени реализовали мусульмане; многодетных родителей больше всего у христиан-баптистов, которые превышают по этому показателю среднестатистических россиян практически в четыре раза.
1. Информация о религиозной ситуации и государственно-конфессиональным отношениям на территории Республики Башкортостан на 01.01.2021 г. [Электр. ресурс] // Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан. Официальный сайт. URL: https://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogosudarstvenno-konfessionalnimotnosheniyampriprezidenterb/ (дата обращения: 16.03.2022).
2. Федеральная служба государственной статистики [Электр. ресурс] // Всероссийская перепись населения 2010. Официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 19.03.2022).
3. Синелина Ю.Ю. Новые тенденции в религиозном сознании и поведении россиян // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1. С. 81-82.
4. ПМА — полевые материалы автора — материалы исследования ИЭИ УФИЦ РАН в рамках проекта РФФИ N° 17-11-02002 «Этнос и религия в современном городе», г. Уфа РБ, август 2017 г.
5. ПМА — полевые материалы автора — экспедиции в протестантские церкви РБ, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013—2015 годы.
6. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 297 с.
References
1. Informatsiya o religioznoy situatsii i gosudarstvenno-konfessional'nym otnosheniyam na territorii Respubliki Bashkortostan na 01.01.2021 g. Sovet po gosudarstvenno-konfessional'nym otnosheniyam pri Glave Respubliki Bashkortostan. Ofitsial'nyy sayt. [Information about the religious situation and state-confessional relations on the territory of the Republic of Bashkortostan as of 01.01.2021. Council for State Confessional Relations under the Head of the Republic of Bashkortostan. Official website]. Available at: https://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogosudarstvenno-konfessionalnimotnosheniyampriprezidenterb/ (accessed: 16.03.2022).
2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Vserossijskaja perepis' naselenija 2010. Oficial'nyy sayt. [Federal State Statistics Service. All-Russia population census 2010. Official site]. Available at: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (accessed: 19.03.2022).
3. Sinelina Yu.Yu. Novye tendencii v religioznom soznanii i povedenii rossiyan [New trends in the religious consciousness and behavior of Russians]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sociologiya i politologiya, 2013, no. 1, pp. 81-82.
4. PMA — polevye materialy avtora — materialy issledovaniya IJel UFIC RAN v ramkah proekta RFFI № 17-11-02002 "Etnos i religija v sovremennom gorode", g. Ufa RB [PMA — field materials of the IES USC RAS within the RFBR project No. 17-11-02002 "Ethnicity and Religion in the Modern City", Ufa, Republic of Bashkortostan]. August 2017. (unpublished).
5. PMA — polevye materialy avtora — ekspeditsii v protestantskie tserkvi RB, Orenburgskoy oblasti, Udmurtskoy Respubliki, Respubliki Komi [FMA — fieldwork materials of the author — expeditions to the Protestant churches of the Republic of Bashkortostan, the Orenburg region, the Udmurt Republic, the Komi Republic]. 2013—2015. (unpublished).
6. Chesnokova V.F. Tesnym putem: process vocerkovlenija naseleniya Rossii v konce XX veka [In a close way: the process of churching the population of Russia at the end of the 20th century]. Moscow, 2005. 297 p..
Klyashev A.N. Marriage and childbearing in the life of the believers of the Republic of Bashkortostan. The purpose of this work is to identify some aspects of the implementation of family values among representatives of the three largest confessions of the Republic of Bashkortostan — Islam, Orthodoxy and Protestantism. To achieve this purpose, the author has disclosed such characteristics of the respondents as the indicators of being married (the proportion of married and unmarried), as well as the number of children. It has been revealed that such a family value as marriage is implemented to the greatest extent by the respondents — members of the Muslim communities of the Republic of Bashkortostan; the Protestants — members of the Baptist communities of Bashkortostan — have most of the children; the share of both married and parents of large families among members of the republic's religious communities exceeds similar figures for the Russians as a whole. This article is based on the results of field studies conducted by the R.G.Kuzeev Institute for Ethnological Studies — Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences in 2014 and 2017 in Protestant, Orthodox and Muslim communities functioning on the territory of the Republic of Bashkortostan. Closed-type questionnaires were used as research tools, adapted in accordance with the doctrinal features of each of the three religious trends. The methodological base of the research is based on the model of inductionism. The empirical and theoretical provisions outlined in this article may be of interest to researchers of religion, ethnologists, employees of executive authorities, students and graduate students.
Keywords: Orthodoxy, Islam, Protestantism, family values, members of religious organizations, Russian Federation, Republic of Bashkortostan.
Сведения об авторе. Александр Николаевич Кляшев — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (специальность 07.00.07 — этнография, этнология и антропология); Институт этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева — обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УфИц РАН), отдел религиоведения; ORCID: 0000-0002-1713-9522; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.05.2022. Принята к публикации 01.06.2022.
Ссылка на эту статью: Кляшев А.Н. Брак и деторождение в жизни верующих Башкортостана // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 4(43). С. 412-416. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).412-416
For citation: Klyashev A.N. Marriage and childbearing in the life of the believers of the Republic of Bashkortostan. Memoirs of NovSU, 2022, no. 4(43), pp. 412-416. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).412-416