Научная статья на тему 'Бот в помощь'

Бот в помощь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наталья Ульянова

Всего за четыре года небольшому пермскому стартапу «Промобот» удалось перейти все границы и стать заметным игроком на мировом рынке робототехники. Сегодня пермские роботы разлетаются, как пирожки, и продаются в двенадцати странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бот в помощь»

СТАРТАП-КЛУБ

В

ПОМОЩЬ

НАТАЛЬЯ УЛЬЯНОВА

Всего за четыре года небольшому пермскому стартапу «Промобот» удалось перейти все границы и стать заметным игроком на мировом рынке робототехники. Сегодня пермские роботы разлетаются, как пирожки, и продаются в двенадцати странах.

■■ ромобот» начинался как типичный студенче-ШШ I I ский стартап. В 2012 году студент-пятикурсник I I Национального Пермского Политехнического Университета Олег Кивокурцев стал думать о будущей карьере: он мечтал построить компанию, которая смогла бы оказаться на гребне современных технологических трендов. «Было ясно, что робототехника является одним из самых перспективных направлений», — рассказывает сооснователь «Промобот».

Первое, с чего начал предприимчивый студент, — поиск команды. Как объясняет Кивокурцев, в робототехнике главным элементом является контроллер. Для того чтобы найти профильных разработчиков, он зашел в поисковик Vkontakte.ru, набрал название контроллера и практически сразу вышел на самое популярное робототехническое сообщество, в которое входили жители Перми. Он написал каждому, но откликнулся только один человек — аспирант его же вуза Игорь Еремеев, который оказался одновременно специалистом по электронике и программистом. В качестве инженера-конструктора Олег пригласил в проект сокурсника, считавшегося лучшим в потоке. Свою роль Кивокурцев видел в бизнес-девелопменте, тем более что к этому времени у него уже накопился предпринимательский опыт: чтобы обеспечить себе безбедную студенческую жизнь, он занимался поставками элитных сортов чая в рестораны, комплектующих для спецтехники, а также привозил электронику из Китая.

Будущие партнеры, у которых в запасе была пока только идея, начали активно посещать различные стартап-меропри-ятия и очень быстро познакомились с серийным предпринимателем Алексеем Южаковым, который в числе прочих проектов занимался интеграцией систем «умный дом» в Пермской области. «Мы предложили Алексею несколько идей для его проекта, — рассказывает Олег. — Ему все понрави-

лась, и мы встретились через неделю. На первой же встрече он посоветовал нам развивать свой собственный стартап, отказавшись от мысли встраиваться в какие-либо проекты. Тем более что сервисная робототехника только набирала обороты, а рынок, по его ощущениям, был готов к тому, чтобы принять робота-консультанта, способного распознавать речь, лица и общаться на любые темы». Осталось только построить подходящего кандидата.

Компанию открыли на паритетных условиях: Южаков выступил как инвестор, разработчики отвечали за реализацию. К работе приступили сразу, арендовав для этого, по стартапер-ской традиции, гараж. «У гаража текла крыша, заливая наши мониторы, часто отключали свет, — вспоминает Олег, — однако наш энтузиазм все победил, и уже через четыре месяца мы выкатили из гаража первый прототип». Уложиться в столь сжатые сроки помогли открытые библиотеки по распознаванию лица и речи, которые разработчики сумели усовершенствовать.

Первого робота стратаперам удалось быстро «пристроить» в качестве промоутера в одну из розничных сетей Перми. Робот рекламировал розы. Для этого он перемещался по пространству, вступая в разговоры с посетителями. «Дорогой друг, почему ты такой грустный? Покупай розы!» — говорил бот, а иногда декламировал: «Тот, кто розы покупает, тот весь день благоухает!» Говорящая антропоморфная машина мало кого могла оставить равнодушным, и с помощью робота сети удалось увеличить продажи цветов на 260%. После этого компания купила у разработчиков сразу двух роботов (первая акция была бесплатной). Дальше все пошло по накатанной, тем более что у Южакова были хорошие связи с собственниками торговых и бизнес-центров. Поэтому за три месяца компании удалось продать еще 10 роботов. В 2013 году каждый бот обходился заказчикам в 300 тыс. рублей, так что всего предприниматели сумели заработать 100 тыс. долларов. На

вырученные деньги стартаперам удалось наладить серийное производство в новом, пока небольшом офисе, разработать технологию производства металла, пластика и улучшить электронику.

Следующей итерацией был выход в инновационную экосистему. «Промобот» стал постоянным участником различных стартап-мероприятий, которые помогали компании расширять круг заказчиков. К примеру, следующих двух роботов удалось продать на сколковской конференции Startup Village 2014. Дальше темп лишь увеличивался: к концу года компания продала 20 ботов, стала лучшим индустриальным стартапом на акселераторе Generation S, резидентом Сколкова, а параллельно нашла первого крупного заказчика. Коммерческий вуз Московский технический институт купил у стратаперов сразу 50 роботов для своих филиалов, а заодно стал партнером компании в части исследований «человек-машина».

Впрочем, у первых роботов был существенный недостаток — дизайн, которому изначально стартаперы не уделяли большого внимания. Поэтому было принято решение подготовить новую версию — с новым контроллером и дизайном, к которому подключили профессионалов. Новый бот заметно подорожал. В зависимости от комплектации он стоит 440 тыс. — 900 тыс. рублей. Однако рост цены не уменьшил спрос: в течение 2015 года компании удалось продать еще сто ботов. Если первые годы «Промобот» работал только на домашнем рынке, наращивая партнерскую сеть внутри России, то в 2015 году обновленный робот стал активным участником международных выставок. На одной из них Алексей Южаков заключил контракт с китайской компанией, после чего пермские роботы «нашли работу» за границей, в бизнес-центрах города Чжао. «Скопировать наших роботом невозможно, — сообщает Олег. — Основное ноу-хау связано с программным обеспечением, которое надежно защищено».

Однако настоящий исход роботов на другие рынки начался после участия компании в одной из статусных стартап-конфе-ренций в Финляндии. Олегу пришло письмо из международной редакции Forbes, в котором запрашивалась информация о компании, для того чтобы включить «Промобот» в список самых успешных европейских компаний, основанных предпринимателями младше 30 лет. После публикации, обеспечившей пермскому стартапу международную известность, в компанию посыпались заказы из других стран.

Весь прошлый год «Промобот» провел в режиме международной экспансии — открыл представительство в США, Испании, Чехии и других странах, откуда пришли контракты на 340 роботов. «Рынок очень синергетический, — объясняет Олег Кивокурцев. — Продажа каждой партии приносит новые заказы». Кроме того, в прошлом году компания успела разработать новую версию: «свежие» роботы умеют общаться сразу с несколькими собеседниками, они более подвижны и умеют активно жестикулировать. Лингвистическая база новой версии реализована с помощью технологии нейросетей. Своих новых ботов компании удалось продать всего за час на презентации в Сколково в количестве тридцати штук, в том числе — «Сбербанку».

За несколько лет стартап успел стать средней производственной компанией полного цикла. На 600 кв. метров в Перми работает 40 человек. В среднем «Промобот» производит 30 роботов в месяц; экспортирует в 12 стран. Основные заказчики роботов — торговые центры, бизнес-центры, а также event/рекламные агентства, университеты и музеи. Робот востребован как промоутер, администратор на входе и гид-экскурсовод.

Способны ли боты заменять человека? С одной стороны, некоторые заказчики компании действительно уменьшили количество администраторов и гидов. С другой, конечно же, робот не может обойтись без человека: он требует технического обслуживания. По словам Евгения Володина, владельца рекламного агентства John Galt, неподалеку от бота, который работает на мероприятиях, всегда находится технический специалист. «Это не игрушка, — объясняет Володин. — Кроме того, для каждой акции необходимо каждый раз готовить и загружать в него новую систему знаний». Между тем в пуле инновационных предложений агентства робот является самым популярным носителем рекламы: он приносит компании одно-два мероприятия в неделю. Прежде всего робота ангажируют для работы на выставках, где он должен привлечь внимание человека, залучить к стенду заказчика и интересно рассказать про компанию. «Шутки от робота всегда смешнее», — объясняет Володин. По его словам, бот также прокладывает путь к потенциальным заказам: менеджер по рекламе, услышав про робота, обычно не кладет трубку, а начинает внимательно слушать. «Как показывает практика, роботы способны увеличить сбыт, — заключает Олег Кивокурцев. — После того как мы поставили его в Музей истории России, которая испытывала проблемы с посещаемостью, на экскурсии с роботом-гидом стали записываться за неделю».

Именно в своей нише «Промобот» и рассчитывает развиваться впредь. Рынок перспективный и почти свободный. По словам Альберта Ефимова, руководителя робототехнического центра Сколкова, в сегменте роботов для коммерческого пространства работает всего два производителя готовых изделий: «Промобот» и его японский конкурент Pepper. «Промобот» не проигрывает конкурентам по ключевым показателям», — констатирует Ефимов. Что касается России, по оценке Ефимова, больше здесь пока нет готовых продуктов (в области искусственного интеллекта), только — телеуправляемые роботы. Зато есть растущий рынок, готовый к потреблению «новой рабочей силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.