Научная статья на тему 'Роботизация социальной сферы'

Роботизация социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2138
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / информационное общество / робототехника / сервисные роботы / социальная сфера / роботизация / information technology / information society / robotics / service robots / social sphere / robotization.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светлана Евгеньевна Гасумова, Лиза Портер

В статье представлен социологический анализ первых тенденций роботизации социальной сферы. Описано появление и начало массового распространения так называемых «сервисных роботов», предназначенных для использования различными социальными группами в повседневной жизнедеятельности с целью удовлетворения потребностей человека. Перечислены их характеристики, подняты этические вопросы использования робототехники в социальной сфере. Проанализирована угроза жизни и здоровью людей вследствие роботизации на примере первого в истории случая убийства человека беспилотным такси (2018), приведены первые прогнозные расчеты показателей безработицы в Великобритании, спровоцированной использованием сервисных роботов в будущем. Охарактеризована социальная значимость функциональности отдельных образцов сервисных роботов, изобретенных за последние 20 лет и наиболее популярных в мире. Среди них робот Paro (Япония) в виде детеныша тюленя для пожилых и больных людей — «самый лечебный робот» по версии Книги рекордов Гиннеса; роботы-андроиды Asimo (Япония), Actroid (Япония), EveR (Южная Корея), Repliee (Япония), Topio (Вьетнам), Aiko (Канада), HRP (Япония), Ибн Сина (Объединеные Арабские Эмираты), Фрэнк (Швейцария), предназначенные для общения и выполнения целого ряда полезных для человека функций; и вышедшие на уровень массового производства и распространения робот-ребенок Kirobo Mini (Япония), «социальный робот для семьи» Jibo (США) и российский сервисный робот Promobot. Подробно рассмотрен опыт внедрения сервисных роботов в различные сферы на примере Promobot. В целом показано, как роботизация социальной сферы способствует автономизации личности и изменяет социальные процессы в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Robotization of the social sphere

The article presents a sociological analysis of the first trends in the robotization of the social sphere. The emergence and beginning of the mass distribution of so-called “service robots”, intended for use by various social groups in daily activities for the purpose of satisfying human needs, is described. Their characteristics are listed, some ethical issues of the use of robotics in the social sphere are raised. We also analyze a threat to life and health due to robotization on the example of the first ever case of a man killing by unmanned taxi (2018). The first predictive calculations of unemployment rates in the UK, provoked by the use of service robots in the future, are given. The social importance of the functionality of several samples of service robots, invented over the past 20 years and the most popular in the world, is characterized. Among them are the robot Paro (Japan) in the form of a baby seal for the elderly and sick people (which is “the most healing robot” according to the Guinness Book of Records); androids robots Asimo (Japan), Actroid (Japan), EveR (South Korea), Repliee (Japan), Topio (Vietnam), Aiko (Canada), HRP (Japan), Ibn Sina (United Arab Emirates, 2009), Frank (Switzerland), intended for communicating and performing a number of useful functions for a person; and the Kirobo Mini robot-child (Japan), the “social robot for the family” Jibo (USA) and the Russian service robot Promobot, which reached the level of mass production and distribution. The experience of the introduction of service robots in various areas on the example of Promobot is considered in detail. In general, it was shown how the robotization of the social sphere contributes to the autonomization of the individual and changes the social processes in society.

Текст научной работы на тему «Роботизация социальной сферы»

Светлана Евгеньевна Гасумова

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и конфликтологии и кафедры информационных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета,

Пермь, Россия; e-mail: svetagasumova@ya.ru

ЛИЗА ПОРТЕР

дипломированный специалист по качеству, член Института дипломированного качества (MCQI CQP), член Института дипломированного менеджмента (MCMI), старший преподаватель и куратор приемной комиссии — по основам наук (FdSc) Школы здоровья и общества Университета г. Вустера,

Вустер, Великобритания; e-mail: l.porter@worc.ac.uk

УДК 316.32

DOI: 10.24411/2079-0910-2018-10006 10.24411/2079-0910-2019-10006

Роботизация социальной сферы

В статье представлен социологический анализ первых тенденций роботизации социальной сферы. Описано появление и начало массового распространения так называемых «сервисных роботов», предназначенных для использования различными социальными группами в повседневной жизнедеятельности с целью удовлетворения потребностей человека. Перечислены их характеристики, подняты этические вопросы использования робототехники в социальной сфере. Проанализирована угроза жизни и здоровью людей вследствие роботизации на примере первого в истории случая убийства человека беспилотным такси (2018), приведены первые прогнозные расчеты показателей безработицы в Великобритании, спровоцированной использованием сервисных роботов в будущем. Охарактеризована социальная значимость функциональности отдельных образцов сервисных роботов, изобретенных за последние 20 лет и наиболее популярных в мире. Среди них робот Paro (Япония) в виде детеныша тюленя для пожилых и больных людей — «самый лечебный робот» по версии Книги рекордов Гиннеса; роботы-андроиды Asimo (Япония), Actroid (Япония), EveR (Южная Корея), Repliee (Япония), Topio (Вьетнам), Aiko (Канада), HRP (Япония), Ибн Сина (Объ-единеные Арабские Эмираты), Фрэнк (Швейцария), предназначенные для общения и выполнения целого ряда полезных для человека функций; и вышедшие на уровень массового производства и распространения робот-ребенок Kirobo Mini (Япония), «социальный робот для семьи» Jibo (США) и российский сервисный робот Promobot. Подробно рассмотрен опыт внедрения сервисных роботов в различные сферы на примере Promobot. В целом показано, как роботизация социальной сферы способствует автономизации личности и изменяет социальные процессы в обществе.

Ключевые слова: информационные технологии, информационное общество, робототехника, сервисные роботы, социальная сфера, роботизация.

Благодарность

Авторы выражают благодарность программе ЕС «Эразмус+», благодаря гранту которой состоялся международный обучающий и исследовательский проект «Эффективная поддержка молодежи, утратившей значимые социальные связи» (Training and Research Project «Effective Support for Young People in Displacement») 2016-2-UK01-KA107-035007, позволивший установить научные связи для проведения представленного в статье совместного научного исследования.

Возможные последствия и этические проблемы роботизации социальной сферы

Новейшей тенденцией современности является создание и все более широкое использование роботов, предназначенных для общения, взаимодействия с человеком и помогающих ему реализовывать определенные повседневные практики. Роботизация — это использование робототехники в различных сферах общественной жизни. Для социальной сферы необходимо создание интеллектуальных роботехни-ческих комплексов, основанных на изучении потребностей современного человека.

Подобные научные исследования и разработки начали проводиться довольно давно1. Г. Ху выделяет четыре этапа в развитии робототехники (рис. 1). Современный этап, начавшийся в 2000-е гг., характеризуется созданием так называемых «сервисных», то есть обслуживающих человека роботов.

Рис. 1. Этапы развития робототехники2

1 Robotics: A Brief History // Standford. 2016. Available from: http://cs.stanford.edu/people/ eroberts/courses/ soco/projects/1998—99/robotics/history.html. Accessed: 17.03.2018.

2 Hu H. Mike Brady Research Symposium: From Oxford AGVs to Human-Centred Robotics (Powerpoint Presentation). University of Essex, 2010.

Ученые сходятся во мнении, что сервисные роботы, предназначенные помогать людям организовывать жизнедеятельность в различных областях, способствуют автономи-назации (то есть повышению независимости, самостоятельности) личности. Это очень важное достижение в истории развития человеческой цивилизации и своего рода научно-техническая революция. Такие роботы обладают следующими характеристиками:

— мобильность,

— программируемость,

— наличие сенсоров,

— механические способности,

— подвижность.

Эти новые возможности позволяют роботам быть полезными в различных областях социальной сферы, включая, к примеру, здравоохранение или социальное обслуживание3.

Однако в научной среде возникают споры:

— может ли сервисный робот полностью заменить человека?

— способны ли такие роботы эффективно удовлетворять социальные и эмоциональные потребности людей?

— нужно ли рассматривать заботу роботов о человеке как «поддельную»?

— как повлияет роботизация на рынок труда и экономику и будут ли низкоквалифицированные сотрудники полностью вытеснены роботами?

— кто должен нести ответственность в случаях нанесения вреда человеку роботом в результате поломки?

Все эти вопросы относятся к темам будущих научных исследований. В 2018 г. робот впервые в истории убил человека: беспилотное такси компании Uber в США сбило пешехода4. Это вызвало массу споров о предотвращении негативных последствий роботизации как в профессиональном и научном сообществе, так и на обывательском уровне (рис. 2). Институт «Будущее жизни» организовал подписание обращения к ООН против разработки роботов-убийц представителями 160 компаний из 90 стран. Среди них генеральный директор Tesla Илон Маск, основатели Google DeepMind и XPrize, а также российская компания Promobot. Директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев полагает, что проблема стоит остро не только из этических соображений, но и потому, что существует реальная угроза, что искусственный интеллект может вырваться из-под контроля человека, а это дестабилизирует ситуацию для каждой страны и для каждого человека5.

Британские ученые уже подсчитали, что 2032 г. 250 тыс. сотрудников «общественного сектора» в Великобритании потеряют работу из-за того, что будут заменены на роботов. Сервисные роботы будут выполнять их труд более эффективно и позволят работодателям существенно сэкономить на выплате зарплаты6.

3 PorterL. Can Technology Enhance Heath and Social care? An overview of Robotics and Smart Technology (Powerpoint Presentation). University of Worcester, 2018.

4 Беспилотный Uber насмерть задавил пешехода // Lenta.ru. 2018. 19 марта [Электронный ресурс]. https://lenta.ru/news/2018/03/19/uberzadavil/. Дата обращения: 29.10.2018.

5 Promobot Дайджест // Promobot. 2018. 8 авг. [Электронный ресурс]. https://promo-bot. ru/blog/digest-48/. Дата обращения: 29.10.2018.

6 Robots could replace 250,000 UK public sector workers // The Guardian. 2017. 6 Feb. Available from: https://www.theguardian.com/technology/2017/feb/06/robots-could-replace-250000-uk-public-sector-workers. Accessed: 29.10.2018.

В США беспилотный автомобиль Uber насмерть сбил человека на велосипеде

ПРИВЕТ, Я ВАШ ВОДИТЕЛЬ UBEB

Рис. 2. Мем в сети Интернет о случае гибели человека в аварии по вине беспилотного такси, 2018 г. (https://www.yaplakal.com/forum2/st/25/topic1761381.html.

Дата обращения: 29.10.2018)

Подобные исследования в области проблем и перспектив роботизации общественной жизни привлекают все больший интерес в научном сообществе во всем мире [Amichai-Hamburger, 2009; Arnab, Dunwell, Debattista, 2012; Dewan, Lorenzi, Riley, Bhattacharya, 2013; Harris, 2007; Holzinger, Ziefle, Röcker, 2014; Johnson, Westmore, 2009]. В России такие исследования, бесспорно, тоже становятся все более популярны [Пенский, Черников, 2010; Александров, 2016].

Зарубежный опыт использования сервисных роботов в социальной сфере

Первоначально безусловным лидером в области роботизации социальной сферы стала Япония. Правительство этой страны активно поддерживает роботехниче-ские разработки и промышленность.

Так, Таканори Сибата из японского научно-исследовательского института интеллектуальных систем «AIST», еще начиная с 1993 г., работал над созданием робота Paro в виде детеныша тюленя (рис. 3). Разработка заняла много лет, робот-тюлень был представлен в 2001 г. и сразу завоевал популярность. Теперь он используется

более чем в 30 странах мира. Его внешний вид вызывает умиление почти у всех людей (рис. 3). Разработчики позиционируют Paro как робота, предназначенного для оказания успокаивающего эффекта и вызова положительных эмоций у пациентов больниц и жителей домов престарелых. В Японии удельный вес населения старше 60 лет составляет 29,7 %, пожилым людьми необходима поддержка, поэтому японцы стараются использовать современные технологии для решения этой задачи. Кроме того, по мнению создателя, робот вполне может заменить собой кошку или собаку в качестве домашнего животного. Использовать робота можно не только в квартире или доме, но и в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания. У Paro есть несколько сенсоров, которые позволяют ему улавливать различные события, соответствующим образом на них реагируя. Если робота погладить, он виляет «хвостом», открывая и закрывая глаза. Он реагирует на звуки, отзывается на собственное имя. Paro способен демонстрировать такие эмоции как удивление, радость или гнев. Голос робота похож на реальный голос детеныша тюленя. Для придания реалистичности он был запрограммирован таким образом, как будто бодрствует днем, а ночью спит [YangJ., 2015]. Это «самый лечебный робот» по версии Книги рекордов Гиннеса. В России его можно приобрести за 590 000 руб.

Рис. 3. Японский инженер Таканори Сибата (на фото слева) — разработчик робота в виде детеныша тюленя Paro для больных и пожилых людей

Затем тенденцией роботизации социальной сферы стало все более широкое распространение человекоподобных роботов — андроидов (от греч. йуг|р «человек, мужчина» + суффикс -oid «подобие»).

Еще в 2000 г. корпорацией «Хонда» в Центре фундаментальных технических исследований Вако (Япония) был создан андроид Л8шо. Телосложением он напоминал человека. Усовершенствованная версия робота 2014 г. имеет рост 130 см и массу 50 кг. Он способен передвигаться со скоростью до 7 км/ч, спускаться с лестницы, распознавать движущиеся объекты и следовать за людьми, распознавать жесты, предметы и поверхности, различать звуки за счет встроенных микрофонов. Робот умеет узнавать лица людей и обращаться к ним по имени, откликаться на собственное имя, поворачивать голову к собеседникам, а также оборачиваться

на неожиданные и тревожные звуки — такие, например, как звук падающей мебели. Asimo умеет пользоваться Интернетом и локальными сетями. После подключения к локальной сети дома он, к примеру, сможет разговаривать с посетителями через домофон, а потом докладывать хозяину, кто пришел. После того как хозяин согласится принять гостей, Asimo сумеет открыть дверь и довести посетителя до нужного места7.

В 2003 г. в Японии была создана первая в мире женщина-андроид (так называемый, «гиноид» — то есть андроид с женской внешностью). Actroid навсегда изменила представления человечества об андроидах, поскольку выглядела почти как человек (рис. 4). Она была разработана исследовательской группой Хироши Иши-гуро из Осакского университета. Функциональность ее, однако, была ограничена, поскольку двигалась только верхняя часть тела. Специалисты называют ее первым в мире гиноидом8.

Вторым гиноидом в мире стала появившаяся вскоре корейская девушка-робот EveR. Она похожа на 20-летнюю кореянку ростом 1,6 м и весом 50 кг. Ее разработчики из Южнокорейского института индустриальных технологий (Korea Institute of Industrial Technology (KITECH)) предполагали, что EveR сможет служить гидом

Рис. 4. Гиноид «Актроид-DER 01», продемонстрированный Осакским университетом совместно с корпорацией Kokoro на выставке «Экспо-2005» в Японии (Actroid-DER series // Kokoro [Online]. https://www.kokoro-dreams.co.jp/english/rt_tokutyu/

actroid/. Accessed: 29.10.2018)

7 The Honda Worldwide ASIMO Site: ASIMO news, development, and technological details. Available from: https://world.honda.com/ASIMO/. Accessed: 29.10.2018.

8 Actroid-DER series // Kokoro. Available from: https://www.kokoro-dreams.co.jp/english/ rt_tokutyu/actroid/. Accessed: 29.10.2018.

в музеях, консультантом в универмагах и детским аниматором. Свое название EveR получила от имени Ева (Eve) и первой буквы слова «робот». Первая версия южнокорейского андроида тоже не могла передвигаться — нижняя часть туловища прикована к креслу. Гиноид мог двигать только верхней половиной тела и руками, демонстрировать четыре выражения лица (радость, гнев, горе и счастье), «понимать» 400 слов, синхронно с их произношением двигать губами, устанавливать контакт глазами с собеседником. Вторая версия EveR научилась стоять9.

В 2005 г. была представлена еще одна японская разработка Лаборатории разумной робототехники Осакского университета совместно с отделом аниматрони-ки компании «Кокоро» (Kokoro Company Ltd) — модель человекоподобного робота Repliee в виде взрослой женщины. Она умела жестикулировать, говорить и даже имитировать эмоции и дыхание. Это стало возможным благодаря функциональной способности двигать глазами, веками, ртом и шеей. Тело Repliee покрыто силиконом, очень схожим с человеческой кожей. Внутренняя конструкция андроида сделана из уретана.

Затем в 2008 г. вышла новая, усовершенствованная версия Repliee с внешностью японской пятилетней девочки (рис. 5). Этот гиноид приковал внимание общественности тем, что был создан для ухода за пожилыми и недееспособными людьми. Функционально она предназначена для оказания помощи в поиске вещей и передвижении, для поддержки беседы и развлечения10.

Рис. 5. Робот-андроид Repliee, предназначенный для ухода за пожилыми и недееспособными людьми (Repliee — линейка женских роботов-андроидов // Новости технологий. 2008. 12 окт. [Электронный ресурс]. http://techvesti.ru/node/491. Дата обращения: 29.10.2018)

Другая модель ЯерИее была запрограммирована на ведение длительных сложных бесед и интервью. Ее прототипом послужила ведущая новостей Аяко Фудзи (Япония). Глава Лаборатории разумной робототехники Осакского университета Хироши Ишигуро уверен, что через несколько лет роботы будут так похожи на людей, что

9 Корея обнародовала девушку-андроида // Membrana. 2006. 10 мая [Электронный ресурс]. http://www.membrana.ru/particle/9965. Дата обращения: 29.10.2018.

10 Repliee — линейка женских роботов-андроидов // Новости технологий. 2008. 12 окт. [Электронный ресурс]. http://techvesti.ru/node/491. Дата обращения: 29.10.2018.

невозможно будет визуально отличить человека от робота-андроида, и когда-нибудь люди будут обманываться, принимая роботов за себе подобных11.

В 2005 г. вьетнамской компанией TOSY был разработан робот-андроид Topio для игры в настольный теннис против человека. Он обладает внешностью, напоминающей человеческую, перемещается на двух ногах. Первая публичная демонстрация робота прошла в Токио на выставке International Robot Exhibition в 2007 г. Последняя версия робота ростом 1,88 м весит около 120 кг. Все модели робота используют самообучающуюся систему искусственного интеллекта, позволяющую улучшать свои навыки в процессе игры в теннис.

В 2007 г. канадским робототехником-любителем Т. Ли была разработана Aiko — гиноид ростом 151 см и весом 30 кг с имитацией человеческих чувств: осязания, слуха, речи и зрения12. Модель девушки-андроида с искусственным интеллектом стала известна тем, что не только разговаривала, но и читала тексты, распознавала предметы и цвета, реагировала на касания и внешние раздражители и решала математические примеры. Aiko способна оказывать несложную помощь хозяину — например, в зависимости от погоды приносить зонт или кепку и т. п.13

Робот-андроид HRP (Humanoid Robotics Project) был создан в Японском национальном институте наук и технологий (AIST). Его гиноидная модификация 2009 г. прославилась тем, что предназначена для демонстрации одежды в качестве манекенщицы и выполнения друтих задач. Рост робота составляет 158 см, а вес вместе с батареями 43 кг. По замыслу разработчиков, это воплощение среднестатистической японской молодой женщины 19—29 лет. Она умеет разговаривать, распознавать речь, выражать эмоции и неуклюже ходить на полусогнутых ногах14.

В 2009 г. появился андроид Ибн Сина (Объединенные Арабские Эмираты), названный в честь древнего персидского философа и врача. Он предназначен для путешествий и способен самостоятельно найти свое место в самолете, общаться с людьми на арабском языке. Робот распознает выражение лица говорящего и прибегает к соответствующей ситуации мимике.

В 2011 г. Бертольдом Мей ером из Цюрихского университета создан первый в мире биоробот Фрэнк (Франкенштейн). Он назван в честь Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли 1818 г. Его отличительной особенностью является то, что он оснащен функционирующей системой кровообращения и бьющимся сердцем. Во Фрэнка встроены 200 процессоров и более 1 млн датчиков. Бионическое тело высотой 183 см состоит из 28 искусственных частей. Фрэнк может ходить и разговаривать, отвечать на вопросы. Управляется он с помощью пульта дистанционного управления либо удаленно через компьютер, подключенный через Bluetooth. Лицо Фрэнка изготовлено из силикона по прототипу внешности его создателя — доктора Мейера. Б. Мейер, будучи социальным психологом, считает, что бионические ро-

11 Repliee Q2 — самый «человечный» андроид // Ferra.ru. 2007. 24 дек. [Электронный ресурс]. https://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2007/12/24/repliee-q2-samyy-chelovechnyy-android/. Дата обращения: 29.10.2018.

12 Project Aiko [Online]. http://projectaiko.com/. Accessed: 29.10.2018.

13 Aiko — женский робот-андроид с искусственным интеллектом // Новости технологий. 2008. 21 авг. [Электронный ресурс]. http://techvesti.ru/node/343. Дата обращения: 29.10.2018.

14 Новый робот-женщина усердно уподобляется человеку // Membrana. 2009. 16 марта [Элетронный ресурс]. http://www.membrana.ru/particle/13589. Дата обращения: 29.10.2018.

боты позволят в будущем создать разработки для замены больных или поврежденных частей тела человека и имплантации искусственных органов15.

С 2000-х гг. в Западной Европе социальные службы начали использовать первых детей-роботов, имитирующих поведение новорожденных, для работы с молодыми женщинами, планирующими завести ребенка (рис. 6). В последнее десятилетие это направление разработок развивалось все более активно, что позволило достигнуть интересных результатов.

Так, в 2015 г. японская компания «Toyota» разработала и запустила продажи «электронных детей» Kirobo Mini (рис. 7). Цена такого робота составляет 392 доллара. Изначально они позиционировались как роботы для пожилых людей и тех, кому хочется иметь ребенка, но по какой-то причине это невозможно. Но оказалось, что эта разработка не менее популярна и среди других социальных групп — например семей с детьми. Приблизительный возраст такого «ребенка» — годик. Kirobo Mini помещаются на ладони человека, могут немного ходить, причем такое недостаточное умение передвигаться спроектировано инженерами специально для того, чтобы вызывать у человека нежные чувства и стимулировать появление эмоциональной связи с роботом. Этот робот способен реагировать на жесты, показывать что-то самостоятельно, умеет определять эмоции владельца и реагирует соответствующим образом, пытается разговаривать детским голосом (уровень навыка речи можно изменять в настройках). В комплекте с роботом поставляется и специаль- Рис. 7. Робот-ребенок Kirobo Mini — разработка ная док-станция, похожая на дет- японской компании Toyota, 2015 г.

ское автокресло и подходящая (Toyota разработала робота-ребенка для пожилых по размеру к держателю стаканов яп°нцев // Habr. Ж6. 3 жта^ [^жтрганьш

в автомобиле. Любопытно, что ресурс]. httPs://habr.com/post/372727/.

Дата обращения: 29.10.2018)

Рис. 6. Дети-роботы (роботизированные куклы), предоставляемые молодым женщинам

и семьям в Германии социальной службой «Ma Donna» с целью подготовки к материнству и ответственному родительству (г. Люнебург, 2006 г.)

15 Woollaston V. Meet Frank, the world's first walking, talking bionic man complete with artificial limbs and a beating heart // Daily Mail. 2013. 18 Oct. [Online]. https://www.dailymail.co.uk/ sciencetech/article-2465853/Meet-Frank-worlds-walking-talking-bionic-man-complete-artificial-limbs-beating-HEART.html. Accessed: 29.10.2018.

компания «Toyota» также будет собирать данные об особенностях вождения автомобиля владельцем робота, если тот даст на это согласие и будет брать Kirobo Mini с собой в дорогу. Это будут обезличенные данные, на основе анализа которых специалисты смогут улучшать конструкцию автомобилей16.

В 2016 г. появился первый «социальный робот для семьи» Jibo, разработанный специалистами Массачусетского технологического института (США) под руководством специалиста по робототехнике, доктора наук Синтии Брейзеаль (рис. 8). Цена этого робота составляет 499 долларов. Он пополнил ряд роботов, созданных специально для общения с человеком. Он оснащен большим количеством сенсоров и современным программным обеспечением, что позволят устройству узнавать всех членов семьи (распознавать лица). Разработчики утверждают, что Jibo с каждым человеком устанавливает «эмоциональную связь» и общается по-разному. Он может помогать в работе, выполняя роль ассистента, напоминающего о запланированных в календаре мероприятиях или зачитывающего пришедшие сообщения. Jibo может помогать, допустим, на кухне во время приготовления пищи, находя по просьбе хозяина и зачитывая нужные рецепты в Интернете17.

Рис. 8. «Социальный робот для семьи» ЛЬо, разработанный специалистами Массачусетского технологического института (США) под руководством специалиста по робототехнике, доктора наук Синтии Брейзеаль, 2016 г.

Российский сервисный робот Promobot: перспективы внедрения в социальную сферу

В России с 2013 г. пермская компания ООО «МИП Интеллект» вывела на рынок собственную разработку — сервисного (или универсального вспомогательного) робота Promobot (рис. 9). Он предназначен для взаимодействия с людьми и развлечения. В первую очередь он рекомендуется для выполнения работ в местах повышенного скопления людей, в которых он, передвигаясь автономно и избегая стол-

16 «Toyota» разработала робота-ребенка для пожилых японцев // Habr. 2016. 3 октября [Электронный ресурс]. https://habr.com/post/372727/. Дата обращения: 29.10.2018.

17 Jibo [Online]. https://www.jibo.com/. Accessed: 29.10.2018.

кновений, помогает людям ориентироваться, знакомится, общается и отвечает на любые вопросы, консультирует на заданные темы, транслирует промоматериалы на своем дисплее и запоминает каждого, с кем общался. Робот шутит и делает комплименты, что не может не поднимать настроение. Он автоматически подъезжает к зарядному устройству после 8 часов работы. В качестве сервиса по преобразованию звуковых файлов в текст используются готовые сервисы распознавания речи от Google и Яндекс8ргесНкИ. Общение поддерживается на 7 языках на основе обширной лингвистической базы и интеграции с поисковыми системами. Промобот может интегрироваться с внешними устройствами, сервисами и системами.

Рис. 9. Российский сервисный робот Promobot пожимает руку президенту РФ В. В. Путину (Материалы сайта Promobot — https://promo-bot.ru/. Дата обращения: 29.10.2018)

В дальнейшем для продвижения этой быстро завоевавшей огромную популярность во всем мире разработки была созданна компания Promobot, ставшая резидентом фонда «Сколково». Она является крупнейшим производителем автономных сервисных роботов на территории России, Северной и Восточной Европы. Сегодня несколько сотен таких роботов работают практически на каждом континенте, более чем в двенадцати странах. В 2018 г., к примеру, было заключено пять новых контрактов с Бразилией, Канадой, Румынией, Кувейтом и Германией на 2 млн долларов, что составляет половину российского экспорта в данной отрасли. Компании в этих странах получили статус официальных дилеров и будут внедрять роботов Promobot У.4 в бизнес-центры, торговые центры, банки, музеи и другие места повышенного скопления людей.

По оценкам экспертов, благодаря компании Promobot, ни в одной стране мира, кроме России, нет такого большого количества сервисных андроидных роботов на службе у различных компаний. Они трудятся по всей России от Краснодара до Якутска в качестве администраторов, промоутеров, хостес, музейных гидов, в таких компаниях как НПФ «Сбербанка», МФЦ, «Билайн», Музей современной

истории России, «Московский метрополитен»18, «Пермэнергосбыт»19, различных торговых центрах, и способны повысить качество сервиса и лояльность клиентов.

Например, с 2015 г. в Якутске в МФЦ Промобот выступает в качестве администратора зала и рассказывает посетителям про услуги компании. У него можно проконсультироваться практически по любому вопросу, например: «Какие документы нужны для загранпаспорта?» или «Где можно сделать копию?». По оценкам специалистов МФЦ, робот разгрузил администраторов зала, многие посетители теперь с вопросами обращаются к нему. Чтобы посетители привыкли к такой процедуре, потребовалось три месяца20.

Разработчики Промобота предлагают сегодня заменять на роботов сотрудников различных организаций (рис. 10). К достоинствам такого «работника» они относят то, что:

— робот всегда с радостью и улыбкой проконсультирует по любому вопросу, без усталости и перерывов;

— обладая уникальным внешним видом, робот способен расположить к себе любого клиента;

— роботы-сотрудники — это то, что выделит любую компанию среди конкурентов;

— робота, в отличие от человека, возможно переобучить в кратчайшие сроки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— робот снизит риски, связанные с человеческим фактором.

Компания Promobot предлагает использовать их разработку в следующих областях:

1. Промобот для образования (как образовательный стенд, на основе которого обучающиеся получат актуальные технические компетенции).

2. Промобот-консультант (консультации по любым вопросам, сканирование паспорта и оформление договора, интеграция с системой электронной очереди и выдача талонов, совершение денежных операций с помощью встроенного банковского терминала, произнесение промо-речевок).

3. Промобот-консьерж (распознавание лиц, идентификация посетителя, сканирование паспорта, выдача карт-пропусков, интеграция с системой учета постояльцев или пропускной системой, выдача пропусков или открытие турникета, оплата коммунальных услуг через встроенный в робота банковский терминал, общение, информирование о новостях управляющей компании, территории проживания, сроках оплаты и задолженностях, сопровождение посетителя до лифта или любого другого пункта).

4. Промобот для ритейла (информирование покупателей об ассортименте и акциях, идентификация посетителя, промо-режим либо режим взаимодействия, денежные операции через банковский терминал, печать чеков и купонов, интеграция с системой учета клиентов и системой учета товаров,

18 Промобот продал роботов в пять новых стран // РгошоЬо1. 2018. 16 авг. [Электронный ресурс]. https://promo-bot.ru/blog/trk-perm-mfc-yakutiya/. Дата обращения: 29.10.2018.

19 «Пермэнергосбыт» принял на работу робота-консультанта // Пермэнергосбыт [Электронный ресурс]. 2018. 24 окт. http://permenergosbyt.ru/populations/press/2018-10-24_

perшenergosЬyt-prinyal-na-raЬotu-roЬota-konsultanta?utш_source=https_properm_ru_&utm_

medium=banner&utm_campaign=robot. Дата обращения: 29.10.2018.

20 Сервисные роботы на службе торговых центров Перми и МФЦ Якутии // Promobot. 2015. 9 фев. [Электронный ресурс]. https://promo-bot.ru/blog/trk-perm-mfc-yakutiya/. Дата обращения: 29.10.2018.

Сотрудник

Promobot

Рис. 10. Преимущества робота Promobot перед сотрудниками-людьми (Материалы сайта Promobot — https://promo-bot.ru/. Дата обращения: 29.10.2018)

считывание штрих-кодов, изготовление и выдача карт, сопровождение покупателя до необходимого стеллажа).

5. Робот-сотрудник банка (распознавание лиц посетителей, приветствие, выдача талона электронной очереди, информирование о продуктах банка, обратная связь, заключение договора на услуги банка с клиентом).

6. Робот-промоутер (качественное донесение любой информации и консультирование без волнения, усталости и дефектов речи).

7. Робот-сотрудник бизнес-центра (помощь в навигации по помещению, демонстрация фото- и видеоматериалов, информирование об инфраструктуре центра, услугах и продуктах, идентификация посетителей, общение).

8. Робот-администратор (информирование и консультирование посетителей, идентификация посетителей, общение).

9. Робот-экскурсовод (проведение экскурсий для посетителей, информирование об экспонатах, ответы на вопросы и трансляция фото- и видеоматериалов на встроенном мониторе).

В последние годы резкий рост продаж именно сервисных роботов и привлечение интереса к ним, благодаря все большей функциональности и практической полезности, отмечает Международная федерация робототехники (IFR), проводящая и публикующая подобные исследования21.

21 Why service robots are booming worldwide // IFR Press Releasesю Available at: https://ifr. org/news/why-service-robots-are-booming-worldwide. Accessed: 29.10.2018.

Таким образом, роботы, предназначенные для социального использования, завоевывают все большую популярность и способствуют автономизации (то есть процессу формирования независимости, самостоятельности) личности. Это приводит к революционным изменениям в социальной сфере. Создаются принципиально новые возможности для работы, творчества, получения образования и развлечения в домашних условиях. Благодаря процессу роботизации социальной сферы, может повыситься информационная культура общества и измениться общественное сознание.

Литература

Александров О. П., Казахбаева Г. У. Психология роботов как наука // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы X Междутар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.): В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 192—198.

Пенский О. Г., Черников К. В. Основы математической теории эмоциональных роботов: монография. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2010. 256 с.

Amichai-Hamburger Y. Technology & Psychological Well-being. Cambridge: University Press, 2009. 287 p.

Arnab S., DunwellI., Debattista K. Serious Games for Healthcare. Hershey: Medical Information Science Reference, 2012. 370 p.

Dewan N.A, Lorenzi N. M., Riley R. T., Bhattacharya, S. R. Behavioral Healthcare Informatics. London: Springer, 2013. 187 p.

Harris R. The Happiness Trap. Exisle Wollombi Publishing Limited, 2007. 283 p.

Holzinger A., Ziefle, Rocker C. Pervasive Health: State-of-the-art and Beyond // Human-Computer Interaction Series. London: Springer, 2014. 365 p.

Johnson P. G., Westmore J. M. Technology & Society: building our sociotechnical future. Cambridge MA MIT Press, 2009. 623 p.

Woollaston V. Meet Frank, the world's first walking, talking bionic man complete with artificial limbs and a beating heart // Daily Mail. 2013. 18 Oct. Available from: https://www.dailymail.co.uk/ sciencetech/article-2465853/Meet-Frank-worlds-walking-talking-bionic-man-complete-artificial-limbs-beating-HEART.html. Accessed: 17.03.2018.

Yang J. Meet Paro, a furry friend to dementia patients // The Star. 2015. 5 Oct. Available from: https://www.thestar.com/news/insight/2015/10/05/meet-paro-a-furry-friend-to-dementia-patients. html. Accessed: 17.03.2018.

Robotization of the social sphere

Svetlana E. Gasumova

Perm State National Research University, Perm, Russia e-mail: svetagasumova@ya.ru

Lisa Porter

School of Allied Health and Community, University of Worcester, Worcester, UK e-mail: l.porter@worc.ac.uk

The article presents a sociological analysis of the first trends in the robotization of the social sphere. The emergence and beginning of the mass distribution of so-called "service robots", intended for use by various social groups in daily activities for the purpose of satisfying human needs, is described. Their characteristics are listed, some ethical issues of the use of robotics in the social sphere are raised. We also analyze a threat to life and health due to robotization on the example of the first ever case of a man killing by unmanned taxi (2018). The first predictive calculations of unemployment rates in the UK, provoked by the use of service robots in the future, are given. The social importance of the functionality of several samples of service robots, invented over the past 20 years and the most popular in the world, is characterized. Among them are the robot Paro (Japan) in the form of a baby seal for the elderly and sick people (which is "the most healing robot" according to the Guinness Book of Records); androids robots Asimo (Japan), Actroid (Japan), EveR (South Korea), Repliee (Japan), Topio (Vietnam), Aiko (Canada), HRP (Japan), Ibn Sina (United Arab Emirates, 2009), Frank (Switzerland), intended for communicating and performing a number of useful functions for a person; and the Kirobo Mini robot-child (Japan), the "social robot for the family" Jibo (USA) and the Russian service robot Promobot, which reached the level of mass production and distribution. The experience of the introduction of service robots in various areas on the example of Promobot is considered in detail. In general, it was shown how the robotization of the social sphere contributes to the autonomization of the individual and changes the social processes in society.

Keywords: information technology, information society, robotics, service robots, social sphere, roboti-zation.

Acknowledgment

The authors are grateful to the Erasmus + EU program. Thanks to the grant was hosted an international training and research project "Effective Support for Young People in Displacement" 2016-2-UK01-KA107-035007, which allowed to establish scientific links for the joint scientific research presented in this paper.

References

Aleksandrov, O.P. (2016). Psikhologiya robotov kak nauka [Psychology of robots as a science]. In: Shirokov, O.N. et al. (Eds.) Novoye slovo v nauke:perspektivy razvitiya: Materialy XMezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii (v 2 t., t. 1) [The new word in science: Perspectives of development: Materials of the X Int. scientific-practical conf. (Cheboksary, 2016, 31 Dec.)], (pp. 192-198). Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus» (in Russian).

Amichai-Hamburger, Y. (2009). Technology & Psychological Well-being. Cambridge: University Press, 287 p.

Arnab, S., Dunwell, I., & Debattista, K. (2012). Serious Games for Healthcare. Hershey: Medical Information Science Reference, 370 p.

Dewan, N.A, Lorenzi, N.M., Riley, R.T., & Bhattacharya, S.R. (2013). Behavioral Healthcare Informatics. London: Springer, 187 p.

Harris, R. (2007). The Happiness Trap. Exisle Wollombi: Publishing Limited, 283 p. Holzinger, A., Ziefle, & Röcker C. (2014). Pervasive Health: State-of-the-art and Beyond (HumanComputer Interaction Series). London: Springer, 365 p.

Johnson, P.G., Westmore J. M. (2009). Technology & Society: building our sociotechnical future. Cambridge MA: MIT Press, 623 p.

Penskiy, O.G., Chernikov K. V. (2010). Osnovy matematicheskoy teorii emotsionalnykh robotov: monografiya [Fundamentals of the mathematical theory of emotional robots: a monograph]. Perm, Perm State National Research University, 256 p. (in Russian).

Woollaston, V. (2013). Meet Frank, the world's first walking, talking bionic man complete with artificial limbs and a beating heart. Daily Mail, 2013, 18 Oct. Retrieved October 29, 2018 from: https:// www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-2465853/Meet-Frank-worlds-walking-talking-bionic-man-complete-artificial-limbs-beating-HEART.html. Accessed: 29.10.2018.

Yang, J. (2015). Meet Paro, a furry friend to dementia patients. The Star, 2015, 5 Oct. Retrieved October 29, 2018 from: https://www.thestar.com/news/insight/2015/10/05/meet-paro-a-furry-friend-to-dementia-patients.html. Accessed: 29.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.