Научная статья на тему 'К вашим услугам'

К вашим услугам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наталья Югринова

Сервисная робототехника во всем мире прогрессирует быстрее промышленной: сравнительно низкие издержки на разработки привлекают и стартаперов, и венчурных инвесторов. Команда молодых инженеров из Перми запустила в серию робота-снегоуборщика и робота-промоутера и получила за год более 150 заказов. Для России это своеобразный рекорд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вашим услугам»

ТЕХНОДРОМ РОБОПРОМ

К ВАШИМ

УСЛУГАМ

НАТАЛЬЯ

ЮГРИНОВА

Рабочий прототип робота-снегоуборщика OMI Plow пермские студенты Олег Кивокурцев, Максим Утев и аспирант Игорь Еремеев собрали в 2013 году за месяц из подручных средств, потратив всего 5 тыс. рублей. Это был классический «гаражный» эксперимент: в ход пошли даже детали от разобранного шкафа и найденный моторчик автомобильного стеклоподъемника. Получившийся робот двигался, выполнял задания оператора и очистил от снега небольшой участок двора. Стартаперы управляли им удаленно, с помощью специального приложения на компьютере. «Нам хотелось геймифицировать нудный процесс уборки снега, — улыбается Олег Кивокурцев. — Чтобы пользователь, поиграв в одну игру, запустил нашу — и сделал что-то полезное». В их команде у каждого за плечами уже был опыт роботостроения и даже дипломные работы по этой теме. Кивокурцев и Утев взяли на себя конструирование, Еремеев — программно-аппаратную часть. Ролик с роботом студенты выложили в интернет, и на них посыпались заказы. Первая же покупка продемонстрировала международную перспективу разработки: робот отправился чистить снег в частное домохозяйство в Чехию.

В отличие от дворников с лопатами и малой снегоуборочной техники, OMI Plow не требует присутствия на морозе человека: он оснащен видеокамерой, изображение с которой проецируется на компьютер, планшет или смартфон. Робоснегоуборщик подвижен и легко выполняет маневры на снегу (например, повороты на 180 градусов или уборку вдоль изгибов ограждения). Он передвигается на гусеничном ходу и довольно силен: тяговое усилие у него как у небольшого трактора. Гелиевые аккумуляторы выдерживают до 8 часов работы и температуру до 50 градусов ниже нуля. Сделать так, чтобы он работал в автоматическом режиме, пока не удается: оказалось, уборка снега — слишком сложный процесс. Гораздо сложнее, чем мытье полов, окон или чистка бассейна, с чем современные сервисные роботы уже неплохо справляются.

Сервисная робототехника во всем мире прогрессирует быстрее промышленной: сравнительно низкие издержки на разработки привлекают и стартаперов, и венчурных инвесторов. Команда молодых инженеров из Перми запустила в серию робота-снегоуборщика и робота-промоутера и получила за год более 150 заказов. Для России это своеобразный рекорд.

Инвестиции на серийный образец пермяки искали, заявляясь на все конкурсы и грантовые программы для стартапов, о которых слышали. Разработку заметили и оценили: в общей сложности компании удалось собрать грантов на несколько миллионов рублей. На эти деньги наладили производство: организовали технологическую линию на базе Краснокамского ремонтно-механического завода, где изготавливаются металлические детали, сделали матрицы, разработали аппаратную схему. За год компании «Оми Роботикс» удалось продать десять роботов и усовершенствовать первую серийную модель. Почти все покупатели — частные домовладельцы. Робота-снегоуборщика стоимостью 180 тыс. рублей они рассматривают в качестве замены тракторам малой механизации (но трактора в два раза дороже).

Участие в конкурсах принесло пермским инженерам не только деньги и первую славу, но и идею для диверсификации. Разработчики познакомились с Алексеем Южаковым, занимавшимся внедрением и продвижением в Перми систем для «умных домов», и предложили ему включить в интеллектуальную платформу сервис автоматической уборки снега. Южаков пошел дальше: он посоветовал инженерам сфокусироваться на создании роботов-промоутеров, которые общались бы с потенциальными покупателями. Таких роботов он видел

36 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АВГУСТ #8 2015

Основатели компании «Промобот» с оборотом в 12,5 млн рублей за 2014 год быстро освоили перспективную нишу сервисной робототехники на домашнем рынке, а в будущем начнут поставлять робота-про-моутера на экспорт.

в Китае и Европе и отметил высокий интерес к ним со стороны бизнеса. Южаков выступил в роли бизнес-ангела, вложив несколько сотен тысяч рублей в создание прототипа. Через четыре месяца Promobot был готов — а вскоре компания распродала всю первую партию в двенадцать штук.

Роботы-промоутеры начали приветствовать посетителей в торговых центрах и бизнес-парках Перми. «Наш город стал самым роботизированным в России», — отмечает Олег Кивокурцев.

Promobot — многофункциональный интеллектуальный робот «с характером».

Он умеет зазывать посетителей, общаться с ними на любые темы, распознавать и запоминать людей, выдавать им информацию о продукции, перемещаться в пространстве в местах массового скопления народа, избегая столкновений, двигать руками и головой. В него загружена лингвистическая база, а в ней более ста тысяч речевых модулей — они позволяют роботу отвечать на вопросы о погоде, курсе доллара и т. д. Причем над совершенствованием лингвистического алгоритма ведется ежедневная работа. Робот знает все о компании и представляемом продукте: за полчаса его можно «обучить» такому количеству информации, на изучение которой у человека уйдет три месяца. Развлекая собеседника разговорами и трансляцией видео- и фотоматериалов на экране, который у робота находится в районе груди, Promobot параллельно распознает пол, возраст, настроение человека и заносит информацию о нем и области его интересов в сервис веб-аналитики. Для маркетологов это настоящий кладезь полезных сведений: можно хоть каждый день узнавать, кто подходил к роботу с 12 до 15 часов и какие вопросы задавал.

По мнению разработчиков, Promobot интересен в первую очередь тем компаниям, которым нужно разгрузить административный персонал, а заодно на ходу собрать аналитику о посетителях. Это кинотеатры, автоцентры, выставочные центры, книжные магазины, продовольственный ритейл. Профессией промоутера робот не ограничивается: он может быть администратором, гидом или консьержем — ведь встроенная навигационная система позволяет объяснить посетителю, как добраться до того или иного места или даже проводить его. Впрочем, главная его задача — работать на продажи и формировать лояльность у потребителей. По словам Кивокурцева, срабатывает эффект удивления: к роботу прислушиваются гораздо больше, чем к живому человеку, ему стараются угодить.

Оказалось, что создатели Promobot попали в эпицентр скрытого спроса. После победы в конкурсе GenerationS-2014, где компания была названа лучшим индустриальным стартапом года, получения статуса резидента Сколково и посещения крупных международных выставок заказы на роботов-про-моутеров превысили 150 штук. Даже по мировым меркам это весьма существенный показатель, а для России — небывалый успех. Сразу пятьдесят роботов «выписал» Московский технологический институт — там они станут участниками двухлетнего исследования по взаимодействию искусственного интеллекта с человеком. Еще шестьдесят приобрела дилерская сеть, которая

будет продвигать Promobot в регионах России. Остальное раскупили компании от Якутска до Краснодара. У разработчиков есть планы и по международной экспансии: сейчас они ведут переговоры по внедрению роботов на французский рынок. Тем более что разговаривать на разных языках Promobot уже умеет.

Причина популярности проекта — в его абсолютной независимости от человека. До нынешних пор на рынке использовались в основном роботы телеприсутствия, которыми удаленно управляет нанятый оператор: он подъезжает к гостям и развлекает их. От ощущения беседы с «человеком в машине» в этой технологии избавиться не удается. Прямой аналог, утверждает Кивокурцев, только один — корейский робот Fura, ни одной продажи которого на территории России пока не состоялось. Он был спроектирован в 2005 году и с тех пор никак не изменился. Promobot же способен гибко подстраиваться под технологический прогресс и постоянно дорабатывается. «Изначально у нас была гипотеза о том, что руки робота должны выдерживать вес 50 кг, — рассказывает его создатель. — Соответственно подбирался материал для шестеренок и прочих механизмов. По факту выяснилось, что 50 кг — это очень мало: роботу все трясут руку, на нем виснут дети. Мы быстро сконструировали новые шестеренки, разослали всем покупателям, их быстро и без проблем поменяли». К тому же робот отечественной разработки значительно дешевле корейского: 400 тыс. рублей в минимальной комплектации (в максимальной в полтора раза больше) против $100 тыс.

— В России есть все условия для развития сервисной робототехники, — уверяет Олег Кивокурцев. — Нам не на что жаловаться: оба наших проекта были созданы при помощи государственных фондов и институтов развития, а объемы спроса превзошли ожидания. Понятно, что в идеале мы бы хотели продавать роботов десятками тысяч. Однако речь идет не о простых и понятных продуктах, вроде смартфонов, — этому рынку нужно дать время сформироваться и вызреть. Сейчас лучший момент для того, чтобы производители проявили себя и заняли пустующие ниши — иначе сливки щв потом будет снимать кто-то другой. 1Ш1

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АВГУСТ #8 2015 37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.