DOI: 10.31168/2412-6446.2018.1.2.05
БОСНИЙСКИЙ ВИЛАЙЕТ
В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОГРАФА П.П. ПЯТНИЦКОГО*
Ксения Валерьевна Мельчакова -
кандидат исторических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН, Москва. [email protected]
Аннотация
Статья освещает историю создания первого альбома фотографий Боснии и Герцеговины, который был составлен русским фотографом-путешественником П.П. Пятницким в 1867 г. Материал дополнен списком снимков «Фотографического сборника церковных древностей и типов славян Европейской Турции. Герцеговина и Босния 1867 года П. Пятницкого» с оригинальными подписями автора альбома.
Ключевые слова
Босния, Герцеговина, Петр Павлович Пятницкий, фотоальбом, Славянский комитет, А.Ф. Гильфердинг.
THE BOSNIA VILAYET
THROUGH THE LENS OF PHOTOGRAPHER PETR PYATNITSKY
Ksenia V. Melchakova -
PhD, Researcher,
Institute of Slavic Studies,
Russian Academy of Sciences, Moscow.
Abstract
The article focuses on the history of creation of the first album of photographs of Bosnia and Herzegovina, which was compiled by the Russian photographer and traveler Petr Pyatnitsky in 1867. The material was supplemented by a list of photographs of «Photographic collection of church antiquities and types of Slavs of European Turkey. Herzegovina and Bosnia in 1867» with original captions by Pyatnitsky.
Keywords
Bosnia, Herzegovina, Petr Pyatnitsky, album of photographs, The Slavic Committee, Aleksandr Hilferding.
* Статья написана в рамках работы над проектом РФФИ № 18-09-00346 А «Дипломаты, публицисты, ученые-путешественники о Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе Нового времени: от наблюдений к знаниям».
В XIX веке Боснийский вилайет Османской империи был одним из самых малоизученных уголков Европы. В России эти славяно-турецкие области впервые начал изучать ученый славист, первый российский консул в Сараеве А.Ф. Гильфердинг (1831-1872)1. Возможно, именно его работы привлекли внимание саратовского фотографа Петра Павловича Пятницкого (1832-1882), который в 1867 г. отправился в этот уголок Балкан с фотографическим аппаратом и затем составил целый альбом, посвященный Боснии и Герцеговине.
П.П. Пятницкий родился в дворянской семье в Саратове. Его имя знакомо краеведам родного города благодаря серии фотографий, посвященных столетию Саратовской губернии. Менее известна другая его работа — «Фотографический сборник церковных древностей и типов славян Европейской Турции. Герцеговина и Босния 1867 года П. Пятницкого». В альбоме представлены фотографии герцеговинских монастырей, церковной утвари, снимки жителей разных областей края в национальных костюмах.
История путешествия русского фотографа по землям турецких славян пока еще не реконструирована. Известно лишь, что поездку он совершил в 1867 г.2. Возможно планировалось представить снимки на Славянском съезде, который проходил в Петербурге и Москве в мае 1867 г., но данных, подтверждающих это, не обнаружено. Вероятнее всего, в Боснии и Герцеговине Пятницкий находился во время или уже после съезда, летом 1867 г.
Современная исследовательница Н.В. Самохвалова пишет: «О молодом фотографе Пятницком заговорили вскоре после его поездки с ученым-славяноведом А.Ф. Гильфердингом по Балканам, в ходе которой был собран богатый археологический и этнографический материал»3. Последнее утверждение представляется ошибочным. Навряд ли фотографа в поездке сопровождал Гильфердинг. Об этом путешествии русского слависта ничего не известно. В 1860-е годы он служил в департаменте экономики, а осенью 1866 г. находился за границей, но не на Балканах, а во Франции, вместе со своими родными. Его маленький сын Фёдор был болен, и молодая семья ездила по Европе в поисках подходящего климата для ребенка4, но безуспешно — в 1867 г. мальчик умер от менингита5. Кроме того, среди корреспондентов Гильфердинга нет имени Пятницкого.
1 Гильфердинг А.Ф. Босния, Герцеговина и Старая Сербия. М., 1859; Он же. Босния в начале 1858 года // Вестник Императорского Русского географического общества. СПб., 1858. Т. XXIII. Отд. II. С. 69-126.
2 Известия Императорского Русского географического общества. 1868. Т. IV. СПб., 1869. С. 26.
3 Самохвалова Н. Жил-был фотограф один // Газета недели в Саратове № 1. 15.01.2013.
4 Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук (РО ИРЛИ РАН). Ф. 234. Оп. 4. Ед. хр. 54.
5 Власова З.И. Новое о А.Ф. Гильфердинге (к 160-летию со дня рождения) // Советская этнография. 1991. № 1. С. 63.
В это время в Боснии служили российские дипломаты: А.Н. Кудрявцев, Е.Р. Щулепников, Н.А. Илларионов и Каподистрия. К сожалению, никаких консульских донесений о поездке Пятницкого выявить не удалось. Известно также, что в мае и начале июня 1867 г. с разведывательной миссией в крае находился член Московского славянского благотворительного комитета, будущий герой сербо-турецкой войны 1876 г. Николай Николаевич Раевский (1839-1876)6, но нет данных о его знакомстве с Пятницким.
В ноябре 1867 г. П.П. Пятницкий представил свою работу на заседании отделения этнографии императорского Русского географического общества (ИРГО). Историк-славист В.И. Ламанский подготовил к показу снимков сопроводительную статью о народной одежде сербов и хорватов, но за неимением времени она не была прочитана7.
На заседании Совета ИРГО от 4 марта 1868 г. было зачитано письмо директора Азиатского департамента МИД П.Н. Стремоухова, в котором сообщалось о том, что Пятницкий составил альбом из 80 фотографических снимков и представил его императрице Марии Александровне, которая приняла это издание под свое особое покровительство. Стремоухов предлагал Обществу приобрести экземпляр альбома для своей библиотеки: «Цена альбому из восьмидесяти фотографий, в большой лист, назначена сто руб. В случае заказа г. Пятницкому Азиатский департамент изъявляет готовность принять на себя посредничество»8. На заседании было решено приобрести экземпляр сборника. Альбом был награжден медалью ИРГО «За полезные труды»9.
Неясно, когда П.П. Пятницкий вступил в ряды Славянского комитета. Его имя присутствует в списках членов отделения в Петербурге, начиная с его основания в 1869 г.10. На одном из заседаний, 6 апреля 1869 г., было доложено о желании П.П. Пятницкого жертвовать в основной капитал комитета 20 % с продажной цены каждого экземпляра издаваемого им «Сборника рисунков славянских достопримечательностей в Боснии и Герцеговине» и решено оказывать содействие в распространении этого альбома11.
В № 18 «Современной летописи» за 1869 г. был опубликован отрывок из отчета заседания Московского славянского благотворительного комитета от 11 мая текущего года. В нем сообщалось, что было читано письмо
6 Шемякин А.Л. Смерть графа Вронского. К 125-летию Сербо-турецкой войны 1876 г. и участия в ней русских добровольцев. М., 2002. С. 65-67.
7 Известия Императорского Русского географического общества. 1867. Т. III. СПб., 1868. С. 190.
8 Известия Императорского Русского географического общества. 1868. Т. IV. СПб., 1869. С. 26-27.
9 Самохвалова Н. Указ. соч.
10 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее — ЦГИА СПб). Ф. 400. Оп. 1. Д. 1. Л. 68, 192 об.
11 Там же. Л. 6.
П.П. Пятницкого, который два года путешествовал по Европейской Турции и составил обширное собрание фотографических снимков типов славян и древностей. Говорилось также, что Пятницкий намеревается издать сборник из 50 снимков и поднести его в подарок императрице Марии Александровне. Упоминалось и о желании автора перечислять в Славянский комитет 20 % от средств, вырученных за продажу сборника12.
Видимо, Пятницкий намеревался осуществить усеченное переиздание своего альбома или же опубликовать снимки, которые не вошли в первый его вариант. В финансовых отчетах Петербургского отделения Славянского комитета указано, что на 12 мая 1869 г. от частных благотворителей поступило 70 руб. на издание альбома13; в 1870 г. — еще 20 руб.14. Неизвестно, были ли переданы эти средства Пятницкому, так как, согласно отчетам, до 1874 г. эта сумма все еще хранилась в казне комитета15. Скорее всего новое издание сборника осуществить не удалось.
В фондах Государственной публичной исторической библиотеки России (Москва) и в Славянском фонде библиотеки РАН (Санкт-Петербург) хранятся альбомы Пятницкого в том варианте, который был представлен на заседании ИРГО16. На первой странице сборника — дарственная надпись: «Ея императорскому величеству государыне императрице Марии Александровне. Усерднейшее подношение верноподданного Петра Пятницкого. 1 января 1868 года». Каждый снимок сопровождается короткой разъяснительной подписью автора альбома.
Анализ фотографического материала позволяет воссоздать маршрут саратовского фотографа-энтузиаста.
1. Территории, на которых проживало банянское племя. Это земли между городами Никшич и Билеча на юго-востоке Герцеговины17.
2. Герцеговинский монастырь Кассиерово, который располагался на берегу реки Требишница. Уникальность снимков заключается в том, что монастыря там больше нет — в 1966 г. он был перенесен в черногорский город Петровичи. Земли, где он располагался ранее, были затоплены водохранилищем Гранчево.
3. Монастырь Дужи, расположенный в Восточной Герцеговине, в окрестностях города Требинье, и Шумское село.
4. Герцеговинский монастырь Добричево недалеко от города Билеча18.
12 Современная летопись. 1869. № 19. С. 14-15.
13 ЦГИА СПб. Ф. 400. Оп. 1. Д. 1. Л. 16 об.
14 Там же. Л. 59 об.
15 Там же. Л. 126, 181 об.
16 Фотографический сборник церковных древностей и типов славян Европейской Турции. Герцеговина и Босния 1867 года П. Пятницкого.
17 Сейчас эти земли частично находятся в составе Черногории.
18 Ныне — село Орах в Боснии и Герцеговине.
5. Герцеговинский монастырь Пива19.
6. Монастырь Житомыслич, расположенный в центральной части Герцеговины, в селе Житомысличи, недалеко от Мостара.
7. Сараево.
8. Боснийская Крайна.
Стоит только догадываться, как трудно было осуществить это путешествие. Техника походной фотографии того времени — дело далеко не простое. Портативных аппаратов и пленки еще не изобрели (они появились только в конце 1870-х годов). Камера Пятницкого была достаточно громоздкой, кроме того ему приходилось возить с собой тяжелый треножник, специальные покрывала для портретных съемок на улице, целую походную лабораторию с реактивами, чтобы готовить стеклянные пластины для снимков. Все эти материалы были весьма дорогостоящими. Пластины большого размера отличались хрупкостью, довезти и сохранить их было невероятно сложно, каждую необходимо было упаковывать в отдельные ящики. Историки фотографии отмечают, что груз походного фотографа того времени исчислялся несколькими пудами — т.е. это были десятки килограммов20. Ландшафты можно было снимать только общим планом — это считалось «высшим пилотажем» фотографического искусства. Было невероятно сложно получить четкое изображение. Малейшее дуновение ветерка могло испортить все многочасовые труды фотографа. То, что Пятницкий проделал невероятно трудный и небезопасный путь по боснийскому бездорожью, по «диким» местам османской глубинки, сделал и сумел доставить в Россию 80 фотографических снимков, — настоящее чудо.
Известный отечественный искусствовед, историк и теоретик фотоискусства С.А. Морозов высоко оценил творчество П.П. Пятницкого: «Фотограф показал себя вдумчивым этнографом. Каждый снимок — точный документ и в то же время сильный образ»21. Кроме того, Пятницкий считается первым, кто запечатлел на камеру балканскую кубовидную архитектуру с черепичной прямой кровлей и церкви без куполов. Технически им безукоризненно были переданы орнаменты и резьба внутренних украшений зданий. Виды архитектурных памятников на его фотографиях хорошо связаны с горным лесным ландшафтом, который не сливается в одно пятно, что можно часто видеть на снимках того времени22.
Ценность собранных Пятницким материалов очень велика. Благодаря русскому фотографу есть возможность увидеть облик герцеговинских монастырей, которые были главными центрами повстанческой деятельности в регионе.
19
Ныне в Черногории, недалеко от города Плужине.
20 Морозов С. Русские путешественники-фотографы. М., 1953. С. 20.
21
21 Там же. С. 13.
22 Там же. С. 14.
Впечатляет серия фотографий представителей воинственного банянско-го племени. Баняне — жители Восточной Герцеговины23. На протяжении всей истории они оказывали активное сопротивление туркам, принимали участие в восстаниях 1852-1862 и 1875-1878 гг. Одним из центров сбора старост банян служил монастырь Кассиерово, снимок которого присутствует в альбоме Пятницкого.
Монастырь Пива был главным местом для племени пивлян. Русский фотограф запечатлел облик воеводы, возглавившего один из отрядов в борьбе против турок в 1875 г., священника монастыря Пивы Жарко Лешевича.
Попал в объектив Пятницкого еще один вождь герцеговинского восстания 1875 г., архимандрит монастыря Дужи Мелентий Перович (1835-1887).
Среди снимков, сделанных Пятницким в Сараеве, есть фотография «священника Саввы, учителя сараевской школы». Этот человек — будущий да-бробосанский митрополит Савва Косанович (1839-1903). Снимок молодого Косановича больше нигде не встречается.
Наряду с христианами, в альбоме имеют место и мусульманские образы: дервиш, османли (османский чиновник), бимбаши, юзбаши24, турецкая девушка, араб-босняк, турок-босняк, турки-селяки в Герцеговине. Присутствует и снимок католического священника в национальном боснийском костюме. Интересна серия фотографий жителей Боснийской Крайны.
«Фотографический сборник церковных древностей и типов славян Европейской Турции. Герцеговина и Босния 1867 года П. Пятницкого», несомненно, является важным и исключительно интересным источником, позволяющим представить, как выглядели сельские жители, горожане, торговцы, священнослужители Боснии и Герцеговины в далекие 1860-е годы. Отсутствие цвета на фотографиях компенсируется детальными описаниями элементов костюма, сделанными автором альбома.
Пятницкий сохранил для нас образы лидеров крупнейшего восстания против турецкого владычества. Примечательно, что в русской прессе 18751878 гг., которая уделяла большое внимание событиям на Балканах, нет этих снимков, а встречаются лишь рисунки с изображением боснийских и герцеговинских вождей. Видимо, деятели Славянского комитета забыли о труде фотографа.
После поездки в Боснийский вилайет П.П. Пятницкий благополучно вернулся в родной Саратов. Впоследствии он зарекомендовал себя как активный земский и общественный деятель — был депутатом Саратовского дворянского собрания, членом губернского статистического комитета и Саратовского речного яхт-клуба25. К сожалению, 25 февраля 1882 г. талантливый фотограф скоропостижно скончался в возрасте 49 лет.
23 С 1878 г. эти земли находятся в составе Черногории.
24 Турецкие офицерские звания. Бимбаши («Бим-баша» у Пятницкого ) — командующий 1000 солдат. Юзбаши («Юс-баша» у Пятницкого) — командующий 100 солдат.
Самохвалова Н. Указ. соч.
Мы прилагаем список фотографических снимков, представленных в сборнике П.П. Пятницкого, с оригинальными подписями из альбома26.
ФОТО ОПИСАНИЕ
1 Герцеговина. Монастырь Кассиерово. Общий вид монастыря, построенного народом Банянского племени во времена Неманичей XII столетия
2 Монастырь Кассиерово. Церковь, весьма оригинальной архитектуры, от древности приходящая уже в ветхость и стенная живопись совершенно уничтожилась. Колокольня пристроена в 1864 году
3 Монастырь Кассиерово. Церковные вещи: кадило (кадильница), блюдо для освящения хлебов (пятихлебница), деревянный крест, отделанный серебром в Сараеве, Панагия серебряная складная с изображением 12-ти праздников, работа Банянского мастера XVII ст.
4 Монастырь Кассиерово. Церковные вещи: Евангелие, обложенное серебром в позднейшее время; потир, крест, мощехранительница с мощами архидиакона Стефана и животворящим древом. Священнический пояс кожаный с серебряными украшениями
5 Группа монахов с игуменом монастыря Кассиерово
6 Герцеговина. Учитель и ученик Банянской школы Кассиеровского монастыря
7 Герцеговина. Селяки Банянского племени
8 Герцеговина. Женщина и девушка Банянского племени
9 Герцеговина. Сельский дом Банянского племени, села Реповича
10 Герцеговина. Селяки Банянского племени. Одежда Банян отличается от общей герцеговинской только серебряною кованною отделкою на передней части куртки и шапкою (черногорской), малинового цвета с черным шелковым околышем и черногорским гербом. Баняне, как племя, не признающее турецкой власти, не носят фесок
11 Герцеговина. Группа Селяков Банянского племени
12 Герцеговина. Селяки Банянского племени
13 Герцеговина. Монастырь Дужи. Общий вид монастыря, построенного после разрушения монастыря Твердош, находящегося в Требин-ском округе в Шумах, между горами Илиною и Влащицею
14 Монастырь Дужи. Церковь построена во время Успения Пр. Богородицы в 1861 году. Церковь очень бедна; образа новейшей живописи
15 Монастырь Дужи. Церковные вещи. Потир, блюдо для освящения хлебов (пятихлебница), дарохранительница и мощехранительница с мощами и животворящим древом. Вещи перенесены из монастыря Твердош. Работы Сараевской XVI столетия
26 Пунктуация и орфография автора альбома сохранены.
16 Мелентий Перович, игумен Дужского монастыря
17 Герцеговина. Селяк-староста (кнез), шумского села, в праздничной сельской одежде
18 Герцеговина. Селячки шумского племени, Требинского округа, в праздничной одежде
19 Герцеговина. Вид села, близ монастыря Житомыслич
20 Герцеговина. Монастырь Житомыслич. Общий вид монастыря, построенного во 2-й половине XVI столетия Милославом Милорадо-вичем, известным в летописях под именем «Храбрени»
21 Монастырь Житомыслич. Образ Иоанна Крестителя с изображениями всей его жизни
22 Монастырь Житомыслич. Стенная фреска, изображающая основателя монастыря Милослава Милорадовича, держащего в правой руке Церковь, в левой посох. Над головою надпись: «Милисов, Спахия»
23 Монастырь Житомыслич. Образ: Распятие Спасителя с положением во гроб. От ветхости образ во многих местах треснул
24 Монастырь Житомыслич. Аналой (налоня) семигранный деревянный с перламутровою и слоновою кости инкрустациею. На верхнем медном обруче из надписи видно, что работан в Сараеве в З6СД (так в тексте. — К. М.) году
25 Монастырь Житомыслич. Ковчег (дарохранительница) серебряный в виде церкви с кипарисными в окнах изображениями Ликов Святых
26 Монастырь Житомыслич. Церковь, сооружена во второй половине XVI столетия во имя Благовещения Пр. Богородицы, с пристроенною в позднейшее время деревянною колокольнею
27 Монастырь Житомыслич. Монашеские кельи. Доска (клепало), привешенная на цепях, заменяла колокола, когда не дозволялось их иметь христианам при церквях
28 Монастырь Житомыслич. Церковные вещи: Лампады серебряные филограновой работы с изображением Св. ликов; мощехранитель-ница серебряная чеканной работы; блюдо для освящения хлебов (пятихлебница) с тремя чашами. Работано в Сараеве XVI столетия
29 Монастырь Житомыслич. Кресты, кипарисного дерева, обложенные позолоченным серебром с каменьями. Работано в Сараеве в XVI столетии
30 Монастырь Житомыслич. Церковные вещи: Кадило (кадильница) серебряное, крышка которого изображает пять церковных глав с крестами. Из надписи видно, что «кадило раба Божия Джуры Хра-брени». 2 Лампады филограновой работы
31 Монастырь Житомыслич. Верхняя и нижняя сторона оклада Евангелия, печатанного в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1661 году. Обложено по бархату серебром с позолотою и каменьями в Сараеве монахом Висарионом
32 Монастырь Житомыслич. Церковное блюдо XV столетия, с изображением Адама и Евы, с надписью во круг
33 Монастырь Житомыслич. Стойка (столица), употребляемая в церквях для молящихся, с подъемною скамьею, для сидения
34 Монастырь Житомыслич. Иконостас голубого цвета с резьбою позолоченною и частью окрашенною красной краской. Царские врата резные, малого размера. Местные образа старинной живописи и от ветхости с едва заметными изображениями
35 Герцеговина. Сельский священник — монах (калуджер) монастыря Житомыслич, отправляющийся с требою
36 Герцеговина. Монастырь Пивы. Общий вид монастыря, построенного при источнике Пивы в 1563 г. пивским патриархом Петром
37 Монастырь Пивы. Церковь оригинальной архитектуры, очень большая, все стены исписаны фрескою, весьма хорошо сохранившейся. По одной стороне входных дверей портрет основателя патриарха Петра, с другой стороны брата его, Пивского паши (мусульманина)
38 Монастырь Пивы. Церковные вещи: два Евангелия, кресты и образки, работы пивских монахов в XV ст.
39 Монастырь Пивы. Церковные вещи: Евангелие серебряное вызолоченное, работы пивского мастера села Драмешина XV ст.; ковчег (дарохранительница) работы бывшего монаха Феодосия, XV ст.; кадило на цепях, употреблявшееся в большие праздники, и кадило с плоскою ручкою, работы пивского монаха
40 Монастырь Пивы. Фреска. Образ св. Георгия
41 Монастырь Пивы. Фреска. Образ св. Симона Мироточивого
42 Монастырь Пивы. Часть стенной живописи в алтарной нише: св. Николай, св. Афанасий, Григорий Армянский
43 Монастырь Пивы. Церковные входные двери, местной работы, инкрустированные из различного дерева, кости и перламутра. Над дверями фреска — образ Спасителя
44 Монастырь Пивы. Образ Божьей Матери. Стенная живопись в куполе над алтарем, заменяющая запрестольный образ
45 Монастырь Пивы. Священник и воевода Жарко
46 Группа монахов и игумен Пивского монастыря
47 Герцеговина. Селяк и Селячка. Пивского племени
48 Герцеговина. Сотник — Юс Баша-Пивлянин
49 Герцеговина. Сельский священник и селяки Пивского племени
50 Герцеговина. Монастырь Добричево. Общий вид монастыря, находящегося на реке Требишнице, построенного во времена Немани-чей XII ст., что видно и по церковной живописи. Церковь сооружена во имя Введения во храм Пр. Богородицы
51 Монастырь Добричево. Образ Богородицы, писанный в Сараеве XVII столетия
52 Монастырь Добричево. Церковные вещи: запрестольный образ перламутровый резной; верхняя часть обломана во время нападения турок; кадило XVII ст. Сараевской работы; Омофор архиерейский малинового бархата с серебряными украшениями, священнические пояса с золотою отделкою, серебряная мощехранительница с мощами: рука архидиакона Стефана в бархатной перчатке (рукавице) с золотым нарукавником.
53 Герцеговина. Селячки. Общий костюм замужних женщин и девушек не имеет особенного различия, исключая фесок, которые девушки носят гораздо выше, и большею отделкою кафтанов пестрою шерстью и жетонами. На руках девушки колец не носят
54 Герцеговина. Селяки и селячка. Общая мужеская одежда состоит из куртки темного цвета с малиновою отделкою, подкуртник красный с золотом; шаровары темно-синие. Кожаный кушак (подпашан) для оружия, красный. На ногах пестрые чулки (чарапы) и плетеные из кожи башмаки (опанки). На голове фес малиновый с черной кистью (китою), зимою обвивается красною шалью. Женская одежда: белый суконный кафтан с отделкою на груди из пестрой шерсти. Шерстяной пестрый фартук; на шее несколько ниток с серебряными жетонами, а на голове феска с монетами, покрытая белым полотном
55 Турки-селяки в Герцеговине
56 Герцеговина. Стреляющий из-за камня, изображает общепринятый способ стрельбы во время войны, когда, скрываясь за камнями, кладут феску у ног и тем обманывают стреляющих в них
57 Герцеговина. Домашняя посуда. Деревянная резная тумба вышиною в 12 вершк[ов], на которую кладется большой поднос (тевсия), находящийся на заднем плане картины — заменяет стол. Посуда вся металлическая, луженая с чернью, салфетка общая — всегда пестрая, называется затрапезная, ложки (кашика) деревянные с оловянною насечкою. Фарфоровый сосуд — заздравный кубок (чаша с поклон-цом), маленькие чашки с серебряными подставками филограновой работы (финжаны), в которых пьют кофе, кувшин с тазом (имбрик) для умывания рук
58 Герцеговина. Оружие. Собрание сербского оружия, употребляемого во всех племенах, с весьма красивою отделкою из серебра и перламутра
59 Босния. Девица-горожанка (12-ти лет)
60 Босния. Девица-горожанка (18-ти лет)
61 Босния. Горожанин-старик, в общем гражданском боснийском костюме
62 Босния. Горожанин-босняк, в купеческом костюме
63 Босния. Священник Савва, учитель сараевской школы
64 Босния. Образ на мраморе весьма древний; сохраняющийся в семействе старинного сербского рода в Сараеве. Живопись итальянская, изображающая Поклонение Волхвов
65 Босния. Народный певец-бандурист, известен в Боснии как народный композитор-певец
66 Босния. Молодая женщина-горожанка, в праздничном парадном костюме
67 Босния. Старуха с прялкою
68 Босния. Католический священник, в национальном боснийском костюме
69 Молодая девушка боснийской Крайны
70 Замужняя женщина боснийской Крайны
71 Горожанин боснийской Крайны
72 Селяк-босняк
73 Селяк-босняк
74 Замужняя женщина-селячка в Боснии
75 Бим-баша — турецкий офицер
76 Турок-османлия в Боснии
77 Араб-босняк
78 Турецкая девушка
79 Турок-босняк
80 Дервиш — турецкий монах
Литература
1. Власова З.И. Новое о А.Ф. Гильфердинге (к 160-летию со дня рождения) // Советская этнография. 1991. № 1.
2. Гильфердинг А.Ф. Босния в начале 1858 года // Вестник Императорского Русского географического общества. СПб., 1858. Т. XXIII. Отд. II.
3. Гильфердинг А.Ф. Босния, Герцеговина и Старая Сербия. М., 1859.
4. Известия Императорского Русского географического общества. 1868. Т. IV. СПб., 1869.
5. Морозов С. Русские путешественники-фотографы. М.: Государственное издательство географической литературы, 1953.
6. Самохвалова Н. Жил-был фотограф один // Газета недели в Саратове № 1. 15.01.2013.
7. Фотографический сборник церковных древностей и типов славян Европейской Турции. Герцеговина и Босния 1867 года П. Пятницкого. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1867.
8. Шемякин А.Л. Смерть графа Вронского. К 125-летию Сербо-турецкой войны 1876 г. и участия в ней русских добровольцев. М.: Индрик, 2002.
References
1. Hilferding A.F., 1858. Bosniia v nachale 1858 goda. VestnikImperatorskogo Rus-skogo geograficheskogo obshchestva, Saint Petersburg, 1858, XXIII, II.
2. Hilferding A.F., 1859. Bosniia, Gertsegovina i Staraia Serbiia. Moscow, 1859.
3. Izvestiia Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva, 1868, IV. Saint Petersburg, 1869.
4. Morozov S., 1953. Russkieputeshestvenniki-fotografy. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo geograficheskoi literatury.
5. Samokhvalova N., 2013. Zhil-byl fotograf odin. Gazeta nedeli v Saratove № 1, 15.01.2013.
6. Pyatnitsky P., 1867. Fotograficheskii sbornik tserkovnykh drevnostei i tipov sla-vian Evropeiskoi Turtsii. Gertsegovina i Bosniia 1867 goda. Saint Petersburg: Tipografiia tovarishchestva "Obshchestvennaia pol'za".
7. Shemyakin A.L., 2002. Smert'grafa Vronskogo. K 125-letiiu Serbo-turetskoi voiny 1876 g. i uchastiia v nei russkikh dobrovol'tsev. Moscow: Indrik.
8. Vlasova Z.I., 1991. Novoe o A.F. Gil'ferdinge (k 160-letiiu so dnia rozhdeniia). Sovetskaia etnografiia, 1.