Научная статья на тему 'Борьба с терроризмом - фактор укрепления национальной безопасности России'

Борьба с терроризмом - фактор укрепления национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЯ / RUSSIA / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTHERN CAUCASUS / ДАГЕСТАН / DAGESTAN / ВОЛГОГРАД / VOLGOGRAD / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / NATIONAL ANTI-TERRORIST COMMITTEE / ANTI-TERRORIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

С позиций укрепления национальной безопасности автор анализируют итоги борьбы с терроризмом в 2013 г., уделяя внимание международной деятельности России и предлагая меры по усилению борьбы с терроризмом в рамках Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-terrorist activity - a factor of strengthening national security of Russia

The article analyses the results of anti-terrorist activity in Russia in 2013 from the view point of strengthening national security. Basing on the experience of states-members of the Commonwealth of Independent States and of Shanghai Cooperation Organization the author pays a particular attention to the international anti-terrorist activity of Russia and proposes measures of reinforcing the anti-terrorist struggle.

Текст научной работы на тему «Борьба с терроризмом - фактор укрепления национальной безопасности России»

Борьба с терроризмом - фактор укрепления национальной безопасности России

Итоги 2013 года

Валерий Журавель

Устранение террористической угрозы руководством России рассматривается в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики государства. Терроризм представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, его национальным интересам, суверенитету и территориальной целостности.

Как и ранее, в 2013 г. сложной оставалась ситуация на территории Северо-Кавказского региона (СКР). Бандформирования, спекулируя на нерешенных социальных и экономических проблемах, используя значительное усиление радикальных течений в исламе, стремились восстановить и расширить свой террористический потенциал. С учетом резкого обострения международной обстановки, в том числе в государствах Ближнего Востока, усилилась их связь с международными террористическими структурами. Увеличилось количество граждан России, стран государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в боевых действиях на стороне антиправительственных сил в Сирии*.

В последние годы органами исполнительной и законодательной власти России были приняты ре-

шения, которые значительно усилили правовую и организационную основу для борьбы с терроризмом, что

ЖУРАВЕЛЬ Валерий Петрович - кандидат педагогических наук, лауреат Всероссийского конкурса «Журналисты против террора» 2008, 2011 годов. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: антитеррористическая деятельность, Россия, Северный Кавказ, Дагестан, Волгоград, Национальный антитеррористический комитет.

* Эксперты не исключают, что в будущем террористы-исламисты возвратятся в Россию для участия в террористической деятельности с учетом приобретенного боевого опыта.

позволило сохранить и стабилизировать ситуацию в борьбе с терроризмом в стране, закрепить тенденцию к снижению проявлений терроризма, преступлений террористической направленности [1].

Выступая на торжественном вечере (20 декабря 2013 г.), посвященном Дню работника органов государственной безопасности, Президент России В.В. Путин отметил, что в 2013 г. сотрудники ФСБ предотвратили 77 преступлений террористической направленности, в том числе 12 терактов. В ходе спецопераций нейтрализованы 255 боевиков, включая 40 главарей группировок, задержаны более 500 бандитов и их пособников [2].

В 2013 г. совместными усилиями была обеспечена безопасность проведения важных общественно-политических и международных мероприятий:

- Всемирной летней Универсиады в Казани;

- встречи глав государств «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге;

- выборов в региональные и муниципальные органы власти субъектов Федерации.

При силовом подавлении диверсионно-террористической активности бандподполья на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) были проведены 70 контртеррористических операций (КТО) и ряд комплексных оперативно-боевых мероприятий. Из незаконного оборота изъято более 320 самодельных взрывных устройств, значительное количество огнестрельного оружия и иных средств поражения. Продолжена работа по склонению членов бандподполья и лиц, подпавших под их влияние, к отказу от террористической и экстремистской деятельности.

Удалось вернуть к мирной жизни 72 чел. В целях повышения уровня антитеррористической и противодиверсионной защиты мест массового пребывания людей оперативными штабами проведено свыше 330 антитеррористических учений [3].

Значительный вклад в борьбу с терроризмом вносят сотрудники полиции и военнослужащие внутренних войск МВД России.

Вместе с тем следует отметить, что, как и в предыдущие годы, в стране не удалось предотвратить громких, резонансных терактов.

Большинство совершенных резонансных преступлений террористической направленности приходится на Республику Дагестан и на г. Волгоград, город в котором вся страна широко отмечала 70-летие Победы в Сталинградской битве над фашистскими захватчиками.

Так, 20 мая в Махачкале у здания управления Федеральной службы судебных приставов взорвались два легковых автомобиля, двое полицейских и двое судебных приставов погибли, ранения получили 30 сотрудников полиции, 12 приставов и четверо гражданских лиц.

25 мая произошел взрыв недалеко от здания местного МВД, который устроила 25-летняя смертница. В результате взрыва пострадали 12 человек - трое сотрудников полиции и девять гражданских лиц, из которых одна женщина от полученных ранений скончалась в больнице.

В Волгограде с участием террористок-смер-тниц были совершены теракты 21 октября (в автобусе) и 29-го (на железнодорожном вокзале), а 30 декабря произошел подрыв СВУ в троллейбусе. В этих терактах погибли более 40 чел.

После посещения раненых в больнице 1 января 2014 г. Президент России В.В.Путин отметил: «Мерзость преступлений, которые совершены в Волгограде, не нуждаются в дополнительных комментариях.

Чем бы ни мотивировали свои действия преступники, нет никакого оправдания совершению преступлений против гражданских лиц, особенно против женщин и детей. Обращаю ваше внимание на то, что российские спецподразделения при проведении специальных операций делают все для того, чтобы обеспечить безопасность гражданских лиц, и прежде всего детей и женщин. Здесь же все наоборот» [2].

По версии ряда экспертов, эти и другие теракты являются реакцией северокавказского исламист-

ского бандподполья на результативные КТО на Северном Кавказе.

В 2013 г. на территории Северно-Кавказского региона был проведен целый ряд успешных мероприятий по предотвращению диверсионно-террористических актов, розыску, задержанию или нейтрализации главарей и членов бандподполья. В результате КТО нанесен значительный удар по «Буйнакской», «Каспийской», «Кадарской», «Гимринской», «Губден-ской», «Кизилюртовской», «Урус-Мартановской», «Махачкалинской», «Ач-хой-Мартановской», «Цумандинской» и другим бандгруппам. Следует отметить, что вырос процент раскрываемости преступлений террористической направленности. Сократилась пособническая база террористического подполья.

В 2013 г. в стране был сделан значительный шаг в совершенствовании федеральной антитеррористической правовой базы противодействия терроризму. Принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», создавший механизм проверки законности происхождения имущества у близких родственников лица, совершившего террористический акт, лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества. Законом предусматривается и возможность возмещения причиненного в результате террористическо-

го акта вреда за счет средств указанных лиц. Он направлен также на повышение эффективности применения мер уголовной ответственности.

В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объектов транспорта и топливно-энергетического комплекса, принят ряд законов и постановлений Правительства России.

Это Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов»; Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона <Ю безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»».

2 октября 2013 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 861 «Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса».

18 сентября 2013 г. Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального закона № 343515-6 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О полиции» и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части возложения на полицию обязанности по осуществлению контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса)».

Исключительно важное место в борьбе с терроризмом принадлежит международному сотрудничеству, где Россия активно взаимодействует с Контртеррористическим

комитетом СБ ООН, с партнерами ^8», ОВСЕ, Совета Европы, СНГ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

В июне в Женеве наша страна приняла активное участие в международной конференции контртеррористических контактных пунктов по проблематике условий, способствующих распространению терроризма, и вопросам развития регионального сотрудничества [4], в октябре в Киеве - в конференции ОБСЕ, где были обсуждены приоритетные вопросы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом [5].

К важным мероприятиям в этом направлении следует отнести XII Совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов зарубежных государств - партнеров ФСБ России (Казань, 56 июня), а также IV Международную встречу высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (Владивосток, 2-4 июля).

На этих международных форумах обсуждались вопросы пресечения практики «обкатки» рекрутов террористических организаций в очагах вооруженных конфликтов, обеспечения безопасности в киберпространстве, пресечения нелегальных финансовых операций и отмывания незаконных доходов, укрепления безопасности транспортной инфраструктуры, являющейся объектом самых разрушительных террористических атак.

Б 2013 г. не ослабевало внимание к проблемам противодействия терроризму в рамках Содружества Независимых Государств.

На состоявшемся в Астане (27-29 марта) третьем региональном совещании руководителей пограничных ведомств государств - участников СНГ Центрально-Азиатского региона были рассмотрены некоторые тенденции деятельности террористических организаций и выработаны меры противодействия терроризму, проявлениям экстремизма, новым вызовам и угрозам пограничной безопасности.

31 мая в Минске решением Совета глав правительств СНГ была утверждена Концепция антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ.

В рамках Сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ (4-26 сентября, Бишкек, Киргизия) при координирующей роли Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ и Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики на территориях Казахстана, Киргизии, России и Украины проведено антитеррористическое учение «Ала-Тоо-Анти-террор-2013», на котором были отработаны вопросы организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению ди-версионно-террористических групп, проведения совместных антитеррористических мероприятий по пресечению террористических актов на объектах транспорта и массового пребывания людей, проведения войсковой операции по уничтожению бандформирований и ликвидации последствий террористического акта, совершенного с применением радиоактивных веществ.

Важным событием стало 35 заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ (16 октября, г. Цахкадзор, Республика Армения). Участники заседания выработали меры, направленные на совершенствование сотрудничества спецслужб в борьбе с легализацией и отмыванием доходов, добытых преступным путем. На встрече были подведены итоги работы АТЦ Содружества в 2013 г.

25 октября в Минске решением Совета глав государств СНГ утверждена Программа сотрудничества государств - участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 гг., разработанная АТЦ государств - участников СНГ.

Указанные мероприятия и принятые документы в рамках СНГ укрепили эффективность совместных усилий в борьбе с терроризмом.

Проведен ряд важных мероприятий в формате Шанхайской организации сотрудничества.

29 апреля 2013 г. в Бишкеке состоялась восьмая встреча секретарей Советов безопасности государств -членов ШОС.

На мероприятии было отмечено, что стороны будут и далее проводить активную и целенаправленную работу по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, угрозам в области международной информационной безопасности, совершенствуя нормативно-правовую базу сотрудничества на этих направлениях, реализуя положения утвержденной на Пекинском саммите ШОС Программы сотрудничества государств -членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 гг.

В соответствии с решением Совета Региональной антитеррористической структуры ШОС 13 июня 2013 г. в Чимкенте (Казахстан) прошли антитеррористические учения компетентных органов государств -членов ШОС «Казыгурт-Антитеррор-2013», на которых были продемонстрированы действия по пресечению террористических актов на объектах массового скопления людей, порядок действий спецподразделений по освобождению заложников.

26 июня в Бишкеке состоялось очередное Совещание министров обороны государств - членов ШОС. По его итогам в Совместном коммюнике было отмечено, что следующие военные маневры «Мирная миссия» в 2014 г. пройдут на территории Китая.

На очередном заседании Совета министров иностранных дел государств - членов ШОС (12-13 июля, г. Чолпон-Ата, Кыргызская Республика) отмечено, что государства-члены

активно и целенаправленно противодействуют международному терроризму, сепаратизму и экстремизму, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, угрозе информационной безопасности, нелегальной миграции, выступают за дальнейшее совершенствование нормативной базы сотрудничества в этих сферах.

13 сентября в Бишкеке состоялось заседание Совета глав государств -членов ШОС.

В нем приняли участие Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзинь-пин, Президент Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаев, Президент Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов.

В выступлении на встрече глав государств - членов ШОС в узком составе В.В.Путин отметил: «В прошлом году Россия выступила с идеей создания на базе РАТС универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности. Убежден, что формирование в ШОС такого механизма позволит придать новое качество совместной борьбе с терроризмом, наркотрафиком и оргпре-ступностью. Кроме того, будет обеспечена эффективная координация действий с профильными международными организациями, прежде всего по линии ООН».

В рамках антитеррористического сотрудничества на двусторонней основе с 21 по 28 октября на полигоне Махаджан, расположенном на территории индийского штата Раджастхан, состоялись совместные российско-индийские учения антитеррористической направленности «Индра-2013».

В учениях были задействованы по 250 военнослужащих с каждой стороны и более 30 единиц техники - танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-2. В рамках учения проведены боевые стрельбы и состязания экипажей техники. Совместное учение «Индра» проходит поочередно в России и Индии с 2003 г.

Международная деятельность России положительно сказалась на укреплении нашего сотрудничества с зарубежными партнерами в борьбе с терроризмом.

Большая роль в организации противодействия терроризму принадлежит Национальному антитеррористическому комитету. Б

2013 г. под руководством Председателя НАК, Директора ФСБ России А.Б. Вортникова состоялось пять заседаний НАК, на которых рассматривались актуальные проблемы антитеррористической деятельности.

38-е заседание НАК прошло 26 февраля в Пятигорске, на котором рассматривались вопросы противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации, а также совершенствования контртеррористической деятельности в Ставропольском крае.

В своем выступлении А.В. Бортников отметил, что в январе-феврале 2013 г. ликвидированы свыше 50 боевиков, в том числе 14 бандгла-варей. Среди них: организаторы терактов на рынке во Владикавказе и на посту ДПС в Хасавюрте; преступники, участвовавшие в убийствах ректора сельхозакадемии, главы Чегемского района и диктора республиканского телевидения в Кабардино-Балкарии; имамов, глав двух сельских поселений и члена Верховного суда в Дагестане, а также сотрудника Следственного комитета России. Задержаны 66 бандитов.

На 39-м заседании НАК было отмечено, что результаты анализа организации антитеррористической деятельности на региональном и муниципальном уровнях свидетельствуют, что выполнение предусмотренных законодателем правовых норм в сфере противодей-

ствия терроризму осуществляется еще недостаточно эффективно, зачастую формально. Это объясняется тем, что до настоящего времени имеется ряд пробелов в нормативном регулировании профилактики терроризма и экстремизма. Отсутствие детализации ряда возложенных на региональные органы власти и местного самоуправления полномочий и чёткой регламентации соответствующей деятельности влечет за собой многочисленные недоработки и просчеты.

40-е заседание НАК состоялось 11 июня в Москве. Оно было посвящено ходу подготовки к летней Универсиаде в Казани и мерах, нацеленных на противодействие террористическим угрозам в период ее проведения. А.В. Бортников отметил, что на завершающем этапе подготовки требуется концентрация усилий на приоритетных направлениях, четкое взаимодействие всех структур, участвующих в обеспечении антитеррористической безопасности в период проведения Всемирных студенческих игр.

41-е заседание НАК состоялось 16 августа в Москве. На нем были рассмотрены вопросы антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а также организации деятельности антитеррористической комиссии и оперативного штаба по противодействию терроризму в Новосибирской области.

Отмечено, что состояние антитеррористической защищенности объектов ТЭК рассмотрено на заседаниях антитеррористических комиссий (АТК) во всех 83 субъектах Российской Федерации. В первом полугодии текущего года в регионах страны оперативными штабами организовано проведение 37 антитеррористических учений и 76 тренировок, специальными комиссиями обследовано свыше трех тысяч объектов. По результатам проверок и фактам вскрытых нарушений требований безопасности в адрес руководителей объектов и органов власти надзорными инстанциями направлено более трех с половиной тысяч информаций и предписаний.

На 42-м заседании НАК (8 октября, Сочи) были рассмотрены вопросы обеспечения безопасности XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г.

Председатель НАК отметил, что АТК в регионах СКР развернута активная предупредительно-профилактическая работа. Завершается обновление инфраструктуры пунктов пропуска и погранпереходов. Для повышения слаженности действия всех сил обеспечения безопасности проводятся антитеррористические учения, тренировки и тестовые соревнования.

За период с 2012 г. проведено 15 разноплановых учений, семь из них в районе Большого Сочи. А.В. Бортников особо подчеркнул, что в преддверии и во время Олимпиады главная задача - максимально эффективно и в то же время комфортно для жителей, участников соревнований и гостей Игр вести работу по укреплению и поддержанию безопасности проводимых мероприятий.

По поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев 30 декабря провел экстренное заседание НАК, на котором выработаны дополнительные меры безопасности, направленные на предупреждение террористических угроз на территории Российской Федерации в целом и в Волгоградской области в частности в связи с терактами в Волгограде.

Параллельно с заседаниями НАК в Москве под председательством Директора ФСБ России, председателя НАК А.В.Бортникова состоялось 3 заседания Федерального оперативного штаба (ФОШ).

На 42-м заседании ФОШ (21 мая) приняли участие руководители и ответственные работники федеральных органов исполнительной власти, руководители ряда оперативных штабов НАК в субъектах Федерации - начальники территориальных органов безопасности.

На заседании Штаба рассматривались актуальные вопросы организации работы по противодействию терроризму.

9 июля состоялось 43-е заседание ФОШ. На нем были приняты решения по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в субъектах Российской Федера-

ции по пресечению террористических актов. Был утвержден план проведения антитеррористических учений на 2014 г.

На 44-м заседании ФОШ (1 октября) были приняты решения, направленные на повышение эффективности принимаемых мер по борьбе с терроризмом, организации согласованных действий по пресечению деятельности бандгрупп, предупреждению и пресечению угроз совершения террористических актов на территории СКФО и обеспечения безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г.

Подготовка, проведение и принятые решений НАК и ФОШ способствуют корректировке комплексной государственной концепции противодействия терроризму с учетом складывающейся обстановки. В большей мере они стали носить упреждающий характер, способствуют преодолению разобщенности действий силовых структур при проведении КТО.

Опыт антитеррористической деятельности в России позволяет на основе теоретических обобщений произвести не только глубокий анализ обстановки, но и определить стратегически важные направления в этой сфере деятельности.

Для действий бандподполья на Северном Кавказе характерно:

- стремление дестабилизировать обстановку на территории СКР [6];

- активизация террористических проявлений в Дагестане.

Выступая 8 октября 2013 г. на заседании НАК, директор ФСБ России А.В.Бортников указал, что если на октябрь 2012 г. в России было 270 преступлений террористической направленности, то в 2013 г. их 144, из них 120 в Дагестане;

- частичный перенос нападений незаконных вооруженных формиро-

ваний (НБФ) с сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, представителей органов государственной власти и управления, официального мусульманского духовенства, занимающих активную позицию в противодействии терроризму и экстремизму, на мирных жителей;

- усиление взаимосвязи терроризма с организованной преступностью, трансформация структур боевиков, приобретающая постепенно сетевой характер;

- подготовка смертников для проведения терактов в местах массового скопления граждан;

- возрастание жестокости террористических акций;

- постоянные попытки восстановления разрушенной системы управления НБФ, наращивания боевого потенциала бандгрупп, усиление их внимания к своей инфраструктуре (оборудование баз, тайников, схро-нов, бункеров);

- использование возможностей Интернета, переписки в социальных сетях в террористических целях [7];

- возрастание роли «исламского фактора», распространение радикального ислама и усиление его влияния на население, в первую очередь на молодежь, усиление радикализации террористической деятельности [8];

присоединение к действиям террористов представителей лиц славянской национальности [9].

Для антитеррористической деятельности характерно:

- дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности органов власти и силовых структур в противодействии терроризму.

Так, при участии НАК было подготовлено и принято 29 федеральных законов, 16 Указов Президента, 39 постановлений и 23 распоряжения Правительства Российской Федерации, свыше 50 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов, которыми были регламентированы правоотношения в сфере противодействия терроризму;

- активность, последовательность и тщательность в выборе средств и методов при проведении КТО.

Силами спецслужб и правопорядка к переговорам с боевиками привлекались родственники и старейшины населенных пунктов, где проводились операции, с целью склонения бандитов к мирной сдаче властям.

Если перед операцией было установлено, что в доме кроме боевиков находятся женщины, дети, то боевикам предлагалось отпустить их. С целью недопущения возможных жертв со стороны гражданского населения во время КТО производилась эвакуация жильцов близлежащих домов. Силами правопорядка принимались меры к снятию напряженности, вызванной провокационными заявлениями отдельных граждан, пособников бандитов, которые пытались прорвать оцепление, перекрыть движение по одной из улиц и спровоцировать беспорядки;

- оперативное реагирования на резкое обострение оперативной обстановки, активизация оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, наращивание сил и средств по розыску, задержанию или нейтрализации боевиков и их пособников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- улучшение координации усилий различных подразделений системы общественной и государственной безопасности.

Создана система и отработаны механизмы постоянного обмена информацией, координации и взаимодействия гражданских властей с МЧС России, МВД России, ФСБ России, воинскими частями Минобороны России, внутренними войсками МВД России, администрациями учреждений и предприятий при локали-

зации и ликвидации последствий в сложных условиях [10];

- усиление внимания правоохранительных органов к перекрытию внешних и внутренних финансовых потоков, направляемых для поддержки террористической деятельности [11].

Несмотря на принимаемые государством и гражданским обществом меры, терроризм по-прежнему остается одной из основных угроз национальной безопасности России.

К сожалению, приходится констатировать, что и в ближайшей перспективе Северный Кавказ потребует к себе самого пристального внимания в силу конфликтности и напряженности процессов, происходящих там.

Во-первых, важно и дальше проводить работу по повышению качества жизни в республиках Северного Кавказа, снижению уровня безработицы. Важное место в решении этой задачи принадлежит государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», которая направлена на создание новых центров экономического роста, координацию инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений.

В 2014 г. необходимо добиваться безукоризненной антитеррористической защищенности важных международных политических и спортивных мероприятий на территории страны.

Во-вторых, чрезвычайно важно совершенствовать правовые основы борьбы с терроризмом. Теракты в Волгограде показали необходимость расширения полномочий сотрудников ФСБ, усиления борьбы с финансированием терроризма, повышения ответственности региональных и муниципальных властей в противодействию терроризму на местном уровне. И таких «дыр» в антитеррористическом законодательстве еще, наверное, немало. Надо активно продолжать использовать в этом плане зарубежный опыт.

В-третьих, необходим анализ и глубокая проработка микрополитики терроризма на Северном Кавказе, постоянный мониторинг изменений в его тактике, идеологии, характере программ, целей и задач, в мотивации и позициях участников террористической деятельности в разных районах и субъектах СКР, особенно в Дагестане. Точечным объектом усилий правоохранительных органов должна стать так называемая террористическая организация «Имарат Кавказ» с ее разветленной террористической структурой, представляющей автономный сетевой террористический кластер [13].

В-четвертых, с учетом того, что в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе по-прежнему ведущая роль принадлежит специальным службам, правоохранительным органам, внутренним войскам и армии, поэтому необходимо повышать их финансирование. Оно должно быть своевременным и достаточным. Важно уделять пристальное внимание подготовке и усилению социальной защиты сотрудников и военнослужащих.

В-пятых, по-прежнему необходимо наращивать деятельность по противодействию идеологии терроризма, информационному обеспечению антитеррористических мероприятий.

Работу по развенчанию ореола членов бандформирований надо вести с учетом местных условий и обстоятельств. Бажно поднять на новый уровень информационную работу, особенно в тех районах, где проводятся специальные оперативные мероприятия против террористов.

Так, на 40-м заседании НАК председатель Комитета А.В.Бортников обратил внимание участников заседания на то, что в отдельных социальных сетях «создаются закрытые группы, активизируется деятельность сайтов, на которых ведется целенаправленная идеологическая обработка пользователей, развернута широкомасштабная работа по привлечению новых сторонников». Часть Интернета «становится своеобразным инкубатором и источником идей экстремизма» [14].

Противодействию идеологии экстремизма и терроризма будет уделена большая часть федеральной целевой программы «Антитеррор» на 2014-2018 гг. Необходимо улучшить конструктивное сотрудничество СМИ, полиции и органов власти.

Поэтому «при использовании возможностей телевидения в профилактике терроризма очень важно найти верное соотношение идеологического и психологического при подаче материала... В районах, где активность террористических проявлений достаточно высока, целесообразно создание постоянно функционирующих специализированных рубрик и циклов материалов, посвященных проблемам борьбы с терроризмом» [15].

Требует особого внимания негативная тенденция радикализации ислама и мусульманского движения не только на Северном Кавказе, но и в Поволжье, деятельность на этих территориях неправительственных религиозно-политических организаций и группировок, в том числе правозащитного характера.

Необходимо совершенствовать механизмы, формы и методы противодействия религиозному радикализму, идеологии террористов и экстремистов, воспитанию у граждан антитеррористического сознания и ценностей этноконфессиональной толерантности.

В-шестых, важно повышать роль политических партий, в первую очередь парламентских, в проведении антитеррористической политики по обеспечению стабильности политической системы [16]. Должна возрастать их роль в борьбе с пресловутой клановостью, которая неразрывно связанной с коррупцией. И клано-вость, и коррупция являются источниками терроризма.

Бсе это в совокупности требует дальнейшего уточнения стратегии антитеррористической деятельности с учетом новых тенденций террористических проявлений. Следует признать, что все положительное в развитии Северного Кавказа находится в зависимости от уровня террористических угроз. Любой крупный теракт способен перечеркнуть все предыдущие достижения органов власти, правоохранительных органов и спецслужб в обеспечении безопасности.

Примечания

1 Журавель В.П. 2008-2012 годы: состояние и тенденции борьбы с терроризмом в России // Глобальные проблемы и международные отношения. 2012. № 1. С. 2-9.

2 URL: http://президент.рф/19872

3 URL: http://nac.gov.ru/nakmessage/20 13 / 12/24/v-moskve-pod-rukovodstvom-

predsedatelya-nak-direktora-fsb-rossii-av-bortnikova.html

4 URL: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/F2832D8D04CC88BD44257B89004A0CF3

5 URL: http://www.ukr.net/news/ 10_11_oktjabrja_v_kieve_sostoitsja_konferencija_ obse_po_voprosam_mezhdunarodnogo_sotrudnichestva_v_borbe_s_terrorizmom-23955866-1.html

6 Добаев И.П., Понеделков А.В. Тенденции в эволюции терроризма на Северном Кавказе //

Власть. 2013. № 10. C. 17-22; Журавель В.П. Терроризм и антитерроризм в России: На примере Северо-Кавказского региона / / Обозреватель-Observer. 2013. № 9. C. 39-48.

7 Амджад А. Средства массовой информации и международный терроризм // Диплома-

тическая служба. 2013. № 3. C. 36-43; Коробов И. Использование сети Интернет террористическими и экстремистскими организациями / / Зарубежное военное обозрение. 2012. № 6. C. 23-26; Нечитайло Д. Медиаджихад. Интернет на службе радикальных исламистов / / Азия и Африка сегодня. 2013. № 8. C. 15-22.

8 Джулай О. Проблемы радикализации ислама в России // Регионология. 2012. № 2.

C. 40-43; Маркин В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. Ч. 1 // Власть. 2012. № 11. C. 142-146; № 12. С. 114-118.

9 Андрюхин А., Перекрест В. Откуда у парня шахидская грусть // Культура. 2014. 17-

23 января.

10 Коростелев И. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности борьбы с терроризмом// Закон и право. 2012. № 9. C. 7172; Лушников А. Антитеррористическая правовая политика в Северо-Кавказском регионе // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 3. C. 120-123; Пермяков М.В. Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Екатеринбург: Ажур, 2012.

11 Паненков А. Подход к решению проблем борьбы с финансированием терроризма как одного из важнейших направлений профилактики в борьбе с терроризмом: Правовая основа программы по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма / / Национальная безопасность. 2013. № 2. C. 242-254.

12 URL: http://www.government.ru/docs/21880

13 Васнецова А.С. О некоторых аспектах характеристики террористических и экстремистских организованных преступных формирований, действующих в Северо-Кавказском федеральном округе / / Ленинградский юридический журнал. 2012. № 2. С. 125127; Красинский В.В. Экстремистские интернет-ресурсы террористической организации «Имарат Кавказ» и противодействие информационному джихаду северокавказского бандподполья / / Современное право. 2013. № 7. С. 129-133.

14 URL: http://nac.gov.ru/nakmessage/2013/06/11/11-iyunya-2013-goda-provedeno-40-e-zasedanie-natsionalnogo-antiterroristichesk.html

15 Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или Введение в террорологию. М.: КРАСАНД, 2013. С. 440, 441.

16 Перенджиев А. О необходимости повышения роли политических партий в сфере противодействия терроризму // URL: http://eurasian-defence.ru/node/28529; Шалу-пенко В. Готовность граждан России к противодействию терроризму // Социологические исследования. 2012. № 12. C. 42-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.