т.
Национальные приоритеты России. 2014. № 1 (11)
УДК323/324 (470+571)
ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. И. Грачёв, И. В. Кирилов
Нижегородский национальный университет им. Лобачевского
В статье рассмотрена важность и актуальность объединения усилий, направленных на борьбу с террористическими угрозами и недопущение возникновения предпосылок для их появления и воспроизводства. Автор отразил динамику террористической активности в Российской Федерации, обстановку в сфере противодействия терроризму как в Российской Федерации, так и в мире в целом. Кроме того, в статье подчёркивается необходимость проведения контртеррористических операций, в том числе и в рамках сотрудничества с международными организациями, а также даётся характеристика некоторым из них.
Ключевые слова: терроризм, политическая ситуация, контртеррористическая операция, национальная безопасность, противодействие терроризму, антитеррористические меры.
Угрозы международного терроризма существуют давно. Многие государства в той или иной степени столкнулись с этим уродливым явлением. Российская Федерация с 90-х годов прошлого века неоднократно подвергалась чудовищным террористическим атакам.
В последние годы важность и актуальность объединения усилий, направленных на борьбу с террористическими угрозами и недопущение возникновения предпосылок для их появления и воспроизводства, осознают во всём мире. Вместе с тем, несмотря на успехи международной антитеррористической коалиции, выразившиеся в проведении ряда результативных контртеррористических операций, следует отметить сохраняющийся высокий потенциал международного терроризма.
Обстановка в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации, как и в мире в целом, остается сложной. Основными источниками, генерирующими террористические угрозы для мирового сообщества, остаются нестабильность в Ираке и Афганистане, сложная ситуация на территории Пакистана и Сирии, в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Динамика террористической активности в Российской Федерации определяется сочетанием как внутренних, так и внешних факторов.
Наибольшую угрозу для безопасности страны представляют бандитские формирования, действующее на территории Северного Кавказа. В его состав
наряду с местными жителями входят иностранные наёмники. Значительная часть бандитов прошла идеологическую и диверсионную подготовку в зарубежных лагерях международных террористических организаций и получила практический боевой опыт в зонах вооружённых конфликтов.
Как отмечалось на X Совещании руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов по проблемам борьбы с терроризмом, в 2010 году и в первом полугодии 2011 года в России совершено около 930 преступлений террористической направленности [4]. Основная часть террористической активности бандподполья в Северо-Кавказском регионе приходится на Республику Дагестан, в которой количество террористических проявлений остаётся по-прежнему высоким, поэтому борьба с терроризмом (где уделяется наиважнейшее внимание превентивному компоненту) определена в качестве главного приоритета в работе силовых структур [10].
С учётом произошедших резонансных терактов, отражающих главные устремления террористов, основной акцент сделан на совершенствовании антитеррористической защищённости объектов транспорта и транспортной инфраструктуры. В 2010 году Правительством Российской Федерации принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. На наиболее важных объектах транспорта созданы координационные советы, включающие в свой состав представителей
Политика и социально-экономические основы общественного развития
руководства объектов, правоохранительных органов, местных органов власти. Осуществляется разработка новых технических средств досмотра. Выделено дополнительное финансирование для внедрения разрабатываемых систем на транспортную инфраструктуру. Ведётся работа по установлению конкретных требований антитеррористической защищённости для всех категорий объектов, уязвимых в террористическом плане. На системной основе проводятся проверки соблюдения антитеррористического законодательства в целях недопущения снижения бдительности со стороны субъектов противодействия терроризму [1].
Эффективной формой поддержания общегосударственной системы противодействия терроризму в состоянии постоянной боеготовности является системное проведение под эгидой Национального антитеррористического комитета антитеррористических учений. Ежегодно в России проводится свыше 300 учений различного формата и масштаба на объектах возможных террористических устремлений. В 2011 году в связи с терактом в аэропорту «Домодедово» были дополнительно запланированы более 250 учений на транспортных объектах и в местах массового пребывания населения. Активно внедряется в практику проведение внезапных проверочных учений, которые позволяют выявить уровень реальной готовности всех задействованных структур [2].
Россия придаёт большое значение совершенствованию как двустороннего, так и многостороннего международного антитеррористического сотрудничества в различных форматах, в том числе в рамках реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. Важными направлениями деятельности является укрепление взаимодействия с Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества, Антитеррористическим центром государств-участников СНГ, Комитетом экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом и другими структурами.
Во исполнение программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы в период с 16 по 26 августа 2010 года на территории Саратовской области под руководством Национального антитеррористического комитета проведены оперативно-стратегическое учение «Саратов-Антитеррор-2010» и сбор руководящего состава органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС. В указанных мероприятиях приняли участие официальные делегации Казахстана, Китая, Кыргызстана, Узбекистана, стран-наблюдателей в ШОС (Индия, Пакистан), также региональных международных
антитеррористических структур (РАТС ШОС, АТЦ СНГ, ОДКБ). Приглашённые на учение представители Ирана, Монголии и Таджикистана по ряду причин не смогли прибыть [7].
На первом этапе учения, с 16 по 23 августа 2010 года, были отработаны совместные действия правоохранительных органов и спецслужб Кыргызстана, Казахстана и России по проведению согласованных оперативно-розыскных мероприятий в отношении условной террористической группы, передвигавшейся по территории указанных стран с целью совершения террористического акта на одном из объектов в Российской Федерации.
На втором этапе, 25 августа 2010 года, реализован комплекс мероприятий, предусмотренных в рамках подготовки и проведения контртеррористической операции по пресечению террористического акта и минимизации его последствий на объекте массового пребывания людей г. Саратова (ледовый дворец «Кристалл»), а также нейтрализации группы террористов, скрывающихся на одном из островов в акватории реки Волги.
Поставленные перед участниками учения задачи выполнены в полном объёме. Главными его итогами стали демонстрация способности Российской Федерации эффективно противостоять устремлениям международных террористических организаций по совершению терактов на её территории, совершенствование механизмов взаимодействия между спецслужбами государств-членов ШОС, подтверждение их готовности к совместным действиям против общей угрозы.
Проведённый в ходе сбора обмен мнениями способствовал сближению взглядов представленных на нём органов безопасности и специальных служб по вопросам борьбы с терроризмом, распространению положительного опыта организации практической деятельности, направленной на выявление и нейтрализацию возникающих террористических угроз.
В соответствии с Римской декларацией в рамках Совета Россия - НАТО с июня 2002 года реализуется программа Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (далее - ИСВП). Цель программы - построение системы обмена информацией о воздушной обстановке вдоль западной границы России и стран-членов НАТО. В Российской Федерации деятельность по созданию указанной системы осуществляется на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 14 февраля 2004 года № 62-рпс «Об организации работы по реализации Римской Декларации "Отношения Россия - НАТО: новое качество"» и от 9 мая 2005 года № К-1303 «О мерах по обеспечению взаимодействия между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (НАТО)» [6].
В соответствии с достигнутыми договорённостями в период с 6 по 10 июня 2011 года подготовлено и проведено международное антитеррористическое учение «Бдительное небо-2011» по теме «Отработка действий по выявлению, раннему взаимному уведомлению и предупреждению об инцидентах с воздушными судами, находящимися под террористической угрозой, а также по экспериментальной отработке процедур совместных действий (координации) сил ПВО по организации и взаимной передаче контроля за такими воздушными судами в рамках Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве Совета Россия - НАТО» [6].
В общей сложности в учении с российской стороны было задействовано до 2,5 тысячи человек, а также 7 единиц авиационной техники, 8 зенитных ракетных дивизионов, 17 радиотехнических подразделений Минобороны России [6].
В рамках учения удалось на практике проверить актуальность и функциональность положений и процедур, предлагаемых в разрабатываемые проекты межправительственного соглашения между Россией, Польшей, Норвегией и Турцией об обмене информацией, о воздушном движении в зонах оперативных интересов и, при необходимости, за их пределами.
В соответствии с решением председателя НАК, Директора ФСБ России генерала армии А. В. Бортникова, делегация Российской Федерации в составе представителей аппарата Национального антитеррористического комитета, экспертов ФСБ, МИД, Минобороны, МЧС и Минтранса России 26-27 марта 2012 года приняла участие в международном контртеррористическом командно-штабном учении (КШУ) в рамках деятельности Совета Россия - НАТО (СРН).
Замысел КШУ предусматривал отработку вариантов возможного совместного реагирования стран СРН на захват в нейтральных водах Норвежского моря транснациональной террористической организацией круизного лайнера MV NORTHERN QUEST («Северный поиск») с гражданами России, США, Венгрии, Словакии, Румынии и Норвегии на борту (2000 пассажиров, 900 членов экипажа). Для решения этой задачи задействовались сформированные из представителей стран СРН рабочие группы по оценке ситуации, проработке ответных мер реагирования под эгидой СРН, ликвидации возможных последствий теракта, а также по связям с общественностью [9].
В ходе учения все стороны пришли к пониманию того, что в условиях возрастания угрозы совершения террористических актов, затрагивающих интересы различных государств, расширение со-
Национальные приоритеты России. 2014. № 1 (11)
трудничества в рамках СРН по вопросам борьбы с терроризмом является своевременным и обоснованным шагом. Привлечение экспертов различных государств позволило рассмотреть и предложить комплекс мер по разрешению кризиса и ликвидации его возможных последствий.
Кроме этого, по его результатам участники пришли к выводу о необходимости совершенствования международно-правовых и национальных нормативных механизмов для многостороннего реагирования на террористические акты в нейтральных водах, разработки типовых алгоритмов действий в кризисных ситуациях.
Стороны констатировали, что в связи с отсутствием в настоящее время у СРН возможностей (в т. ч. кадровых и технических) для непосредственного управления совместными операциями, Совет мог бы выполнять координирующую роль в определении в каждом конкретном случае ведущей страны (или группы стран) для руководства контртеррористической операцией, обеспечить взаимодействие с рядом международных организаций (Интерпол, Евроюст и др.) [9].
В рамках Совета Россия - НАТО складывается механизм обеспечения безопасности в евроатланти-ческой зоне. Позитивный опыт такой деятельности в пограничном воздушном пространстве Российской Федерации и стран-членов НАТО по реализации Инициативы сотрудничества в воздушном пространстве СРН позволяет рассчитывать на положительный результат в организации противодействия террористическим угрозам и в Мировом океане. Российская Федерация, Национальный антитеррористический комитет и участвующие в противодействии терроризму российские министерства и ведомства заинтересованы в продолжении и углублении сотрудничества с НАТО, направленного на борьбу с терроризмом.
Отдельным важным направлением деятельности Национального антитеррористического комитета в рамках профилактики терроризма является противодействие его идеологии [8].
Тенденцией последнего времени стало вступление в ряды террористических группировок не только социально необеспеченных лиц, но и вполне успешных людей (спортсменов, родственников местных руководителей, студентов и т. д.). И эта тенденция относится не только к России, но и ко многим европейским, азиатским и африканским странам. Последнее говорит о том, что для части молодёжи привлекательными становятся не только поверхностные спекулятивные оценки и финансовые поощрения, но и некие идеологические установки террористов [5].
Политика и социально-экономические основы общественного развития
Важной проблемой в области противодействия идеологии терроризма, которая требует и международного решения, является пропаганда терроризма в Интернете. Выявляемые российскими правоохранительными органами экстремистские материалы, нацеленные на население России, зачастую размещаются на серверах, находящихся вне юрисдикции Российской Федерации. Полагаем, что аналогичная проблема имеется не только у нас, но и во многих других странах. Поэтому целесообразно на международном уровне взять курс на принятие документа, который устанавливал бы обязательность для всех стран прекращения деятельности сайтов, распространяющих
террористическую идеологию, а также регламентировал порядок взаимодействия между компетентными органами различных стран на этом направлении.
Противодействие идеологии терроризма, выявление и раскрытие террористических актов, задержание террористов, с учётом глобального характера этого явления невозможно без эффективного международного взаимодействия. Последовательно наращиваемые усилия по профилактике и борьбе с терроризмом, в том числе на международном треке, позволят в итоге снизить уровень радикализации в мире и надёжно защитить население нашей страны от террористических угроз.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Борисов Д. А. Безопасность человека в современной теории и практике международных отношений // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343 (февраль). - С. 79-82.
2. Выступление Директора ФСБ России генерала армии А. В. Бортникова «О десятилетней работе Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов по проблемам борьбы с терроризмом» // Вестник Национального антитеррористического комитета. - 2011. - № 3 [05]. - С. 10-13.
3. Калачёв Д. Н. Отношения Россия-НАТО на современном этапе: итоги и уроки взаимодействия // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. История и политические науки. - 2009. - № 1. -С.207-215.
4. Коммюнике X Совещания руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов по проблемам борьбы с терроризмом // Вестник Национального антитеррористического комитета. - 2011. - № 3 [05] - С. 21-22.
5. Милевский В. В., Герасенков С. А. Роль Российской Федерации в международной антитеррористической Коа-
лиции // Вестник Национального антитеррористического комитета. - 2013. - № 2 [09]. - С. 66-74.
6. О международном антитеррористическом учении «Бдительное небо-2011» в рамках Совета Россия - НАТО // Вестник Национального антитеррористического комитета. - 2011. - № 3 [05]. - С. 24-28.
7. О международном совместном оперативно-стратегическом учении «Саратов-Антитеррор-2010» // Вестник Национального антитеррористического комитета.
- 2010. - № 2 [02]. - С. 6-7.
8. Петрищев В. Е. Некоторые проблемы противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации // Вестник Национального антитеррористического комитета.
- 2013. - № 2 [09]. - С. 28-32.
9. Потапов Е. А., Дворецкий Я. В. О международном контртеррористическом командно-штабном учении в рамках плана действий Совета Россия - НАТО // Вестник Национального антитеррористического комитета. -2012. - № 1 [06]. - С. 4-8.
10. Грачёв С. И. Особенности современного терроризма и проблемные аспекты в системе антитерроризма // Власть. - 2012. - № 7. - С. 95-96.
Грачёв Сергей Иванович - доктор политических наук, профессор кафедры основ внешней по- Статья поступила в редакцию
литики и безопасности России. 19 февраля 2014 г.
Кирилов Игорь Вячеславович - аспирант кафедры «Основы внешней политики и безопасности России» Нижегородского национального университета им. Лобачевского. [email protected]
© С. И Грачёв, И. В. Кирилов, 2014