Научная статья на тему 'Борьба с преступностью в Ленинграде и области в 1960–1990-х гг.: некоторые итоги и проблемы'

Борьба с преступностью в Ленинграде и области в 1960–1990-х гг.: некоторые итоги и проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступность / организационно-правовые основы борьбы с преступностью / милиция / суд / прокуратура / Ленинград / Ленинградская область / crime / organizational and legal foundations of the fight against crime / police / court / prosecutor's office / Leningrad / Leningrad region

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Викторович Иванов

На основе анализа архивных материалов и историко-правовой литературы делается попытка сформулировать некоторые выводы о деятельности органов милиции, суда и прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области по преодолению негативных тенденций криминализации общественных отношений в регионе за последние три десятилетия существования СССР. В центре внимания оказываются такие важные аспекты темы, как организационно-правовые основы борьбы с постоянно возрастающей преступностью, специфика ее правового регулирования и организации на различных этапах реформирования органов милиции, суда и прокуратуры Ленинграда и области. Анализируются имевшие место проблемы профилактики и борьбы с преступностью силами правоохранительных органов и общественных формирований региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Викторович Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fight against crime in Leningrad and the Leningrad region in the 1960s–1990s: some results and problems

The article attempts, based on the analysis of archival materials and historical and legal literature, to formulate some conclusions about the activities of the police, the court and the prosecutor's office of Leningrad and the Leningrad region to overcome the negative trends of criminalization of public relations in the region over the last three decades of the USSR. The focus is on such important aspects of the topic as the organizational and legal foundations of the fight against ever-increasing crime, the specifics of its legal regulation and organization at various stages of reforming the police, court and prosecutor's office of Leningrad and the region. The problems of prevention and combating crime by law enforcement agencies and public formations of the region that have taken place are analyzed.

Текст научной работы на тему «Борьба с преступностью в Ленинграде и области в 1960–1990-х гг.: некоторые итоги и проблемы»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 93:343.97

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-89-93 NIION: 2003-0059-3/22-286 MOSURED: 77/27-003-2022-03-485

Борьба с преступностью в Ленинграде и области в 1960-1990-х гг.:

некоторые итоги и проблемы

Дмитрий Викторович Иванов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, SaW357@mail.ru

Аннотация. На основе анализа архивных материалов и историко-правовой литературы делается попытка сформулировать некоторые выводы о деятельности органов милиции, суда и прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области по преодолению негативных тенденций криминализации общественных отношений в регионе за последние три десятилетия существования СССР. В центре внимания оказываются такие важные аспекты темы, как организационно-правовые основы борьбы с постоянно возрастающей преступностью, специфика ее правового регулирования и организации на различных этапах реформирования органов милиции, суда и прокуратуры Ленинграда и области. Анализируются имевшие место проблемы профилактики и борьбы с преступностью силами правоохранительных органов и общественных формирований региона.

Ключевые слова: преступность, организационно-правовые основы борьбы с преступностью, милиция, суд, прокуратура, Ленинград, Ленинградская область

Для цитирования: Иванов Д. В. Борьба с преступностью в Ленинграде и области в 1960-1990-х гг.: некоторые итоги и проблемы // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 89-93. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-89-93.

Original article

Fight against crime in Leningrad and the Leningrad region in the 1960s-1990s: some results and problems

Dmitry V. Ivanov

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

SaW357@mail.ru

Abstract. The article attempts, based on the analysis of archival materials and historical and legal literature, to formulate some conclusions about the activities of the police, the court and the prosecutor's office of Leningrad and the Leningrad region to overcome the negative trends of criminalization of public relations in the region over the last three decades of the USSR. The focus is on such important aspects of the topic as the organizational and legal foundations of the fight against ever-increasing crime, the specifics of its legal regulation and organization at various stages of reforming the police, court and prosecutor's office of Leningrad and the region. The problems of prevention and combating crime by law enforcement agencies and public formations of the region that have taken place are analyzed.

Keywords: crime, organizational and legal foundations of the fight against crime, police, court, prosecutor's office, Leningrad, Leningrad region

For citation: Ivanov D. V. Fight against crime in Leningrad and the Leningrad region in the 1960s-1990s: some results and problems. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):89-93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-89-93.

Сегодня уже практически не оспаривается утверждение о том, что одним из решающих факторов, ускоривших процесс падения советской государственно-правовой системы, стала преступность, приобретшая к концу 1980-х гг. наиболее опасные, органи-

© Иванов Д. В., 2022

зованные формы и способы воздействия на общественные отношения [1, с. 108]. Устойчивым стало и другое суждение — подобная «пандемийность» преступности проистекала из-за нестабильности как самой политики борьбы с нею, так и социально-эко-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

номических и правовых мер, всей правоохранительной деятельности государства [2, с. 32-33].

Было отмечено также, что уже начиная с 1960-х гг. преступность стала неуклонно и повсеместно нарастать, а с середины 1980-х гг. в стране фиксировался стремительный ее рост [3, с. 504-507]. Подобная динамика преступности требовала принятия адекватных мер [4, с. 288]. Причем в ряде регионов, таких как Ленинград и область, они нередко приобретали неотложный, оперативный характер [5, с. 88].

В 1960-1990-х гг. в правоохранительной деятельности органов милиции, суда и прокуратуры региона сложились такие приоритеты и подходы, историко-правовое осмысление которых позволило уяснить как сильные, так и слабые стороны процесса борьбы с преступностью в эти годы. По крайней мере появилась возможность выделить отдельные «системные» проблемы и подвести некоторые итоги этого процесса, не потерявшие, по мнению автора, своей значимости и в наши дни.

Во-первых, несмотря на самые разные оценки роли органов власти в выработке и реализации мер борьбы с преступностью в регионе [6, с. 18; 7, с. 216], проведенный анализ показал, какое положение занимали местные структуры РК, ГК, ОК КПСС и исполкомы Советов всех уровней в общей организации этой борьбы, осуществляемой силами органов милиции, суда и прокуратуры.

Выяснилось, что по сравнению с предшествующим периодом, вопросы общей организации борьбы с преступностью стали чаще, чем ранее, обсуждаться на бюро РК, ГК и ОК КПСС, заседаниях исполкомов Советов, на коллегиях УВД — ГУВД и прокуратуры Ленинграда и области, президиумах городского и областного судов. Совместные усилия в интересах общей организации борьбы привели к тому, что в регионе в 1960-1980-е гг.:

• была создана более содержательная чем ранее система взаимного криминологического информирования, а также учета и анализа преступности [8];

• планирование форм и методов борьбы стало носить более комплексный и конкретный адресный характер [9];

• координацией процесса борьбы достигалась необходимая концентрация сил и средств, при их явной штатной недостаточности [10].

В тоже время, в деятельности местных органов власти и управления по общей организации борьбы

имели место недостатки и нерешенные проблемы, отдельные из которых не потеряли своего влияния и в современных условиях. Поэтому, на наш взгляд, было бы полезно при назначении на вышестоящие должности глав райгорадминистраций и руководителей аппаратов правительства того или иного субъекта Федерации, курирующих деятельность правоохранительного блока, одним из решающих критериев карьерного продвижения считать результаты прежней работы на вверенной территории (районе, городе, регионе), особенно по общей организации профилактики и борьбы с преступностью.

Во-вторых, развитие и укрепление органов внутренних дел, суда и прокуратуры Ленинграда и области в целом отвечало на вызовы времени, в том числе и на вызов постоянно возрастающей преступности, ее более организованный, чем ранее характер. Произошло усиление специализации борьбы с отдельными видами преступлений (угоны автотранспорта, наркотики, захват заложников и др.), создание принципиально новых структурных подразделений ОВД и прокуратуры (ОМОН, ОРБ, УБОП и др.), внедрение новейших научных методов борьбы и др.

Некоторый опыт деятельности органов милиции, суда и прокуратуры ленинградского региона по борьбе с наиболее опасными преступлениями в эти годы неоднократно отмечался МВД СССР, Прокуратурой Союза ССР и Минюстом СССР как передовой, достойный подражания [11, с. 161-163]. Вместе с тем, приоритеты в укреплении правоохранительных органов в 1960-1990-х гг. были разными. Если в судебной системе Ленинграда и области происходило укрепление главным образом низового звена — райгорнарсу-дов, то в ОВД и прокуратуре — их органов управления городского и областного уровня (УВД — ГУВД, Ленгорпрокур атур а, Лено блпрокур атур а).

Проведенный анализ показал, что хотя координация борьбы с преступностью по закону была возложена на прокуратуру, фактически более результативно ею занимались административные отделы РК, ГК и ОК КПСС. Проблемы координации никуда не исчезли и в наши дни. И сегодня, по большому счету, прокуратура не координирует эту деятельность в силу самых разных причин.

Этот и подобные ему аспекты нуждаются в экстренной проработке. Уже давно назрела необходимость создания при Генпрокуратуре РФ, МВД России, Минюсте РФ и Верховном Суде РФ Координацион-

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

ных Советов по подготовке и проведению Общероссийских форумов (конгрессов) по предупреждению и борьбе с преступностью в РФ. Необходимо разработать положение о форуме (конгрессе), согласовать юридическую процедуру его принятия, определиться с целесообразностью подобных мероприятий и т. п. Не иначе, как по идеологическим соображениям такие крупные мероприятия были невозможны в СССР в 1960-1980-е гг., хотя опыт подобных совещаний, съездов, сборов в стране был еще в 1920-е гг. Причем, наиболее результативными из них были те, в работе которых весьма удачно «сочетались» наука и практика, обмен передовым (прорывным) опытом профилактики и борьбы с преступностью.

В-третьих, на выбор основных направлений борьбы с преступностью в Ленинграде и области в 1960-1990-х гг. существенное влияние оказывали изменения в ее структуре. Практически до середины 1980-х гг. для региональной преступности были характерны не только низкие формы организованности и ограниченные масштабы «преступного профессионализма», но и определенная территориальная «местечковая» ее локализация, сравнительно высокая доля участия в ней местных жителей.

Со второй половины 1980-х гг. произошло заметное увеличение опасных корыстно-насильственных деяний (вымогательство, разбои, захват заложников, вооруженные нападения на кооперативы и сотрудников милиции, похищение людей, хищения в особо крупных размерах, наркобизнес и др.). Здесь раньше, чем в других регионах страны сложились и действовали организованные преступные сообщества, прочно связанные с криминалом за границей и на территории СССР. К началу 1990-х гг. преступные связи местного криминала проникли даже в банковскую систему, городское хозяйство и ВПК. Участились эпизоды их проникновения в правоохранительные органы региона, подкупа крупных партийно-советских чиновников, заказных убийств и др.

Период 1988-1991 гг. оказался для местных властей и правоохранительной системы Ленинграда и области самым тяжелым и разрушительным, в том числе, в плане организации и ведения борьбы с преступностью. Одна из причин такого положения заключалась в том, что эти меры по-прежнему нацеливались на борьбу с преступниками и в меньшей степени на борьбу с преступностью, на устранение экономических и социальных условий ее порождающих.

Попытки руководства УВД — ГУВД Леноблго-рисполкомов, суда и прокуратуры региона инкорпорировать в городские (Ленинград) и областные комплексные программы социально-экономического развития свои планы по профилактике и борьбе с преступностью не всегда получали должной поддержки. В региональных органах власти и управления вообще считали, что «ответственными» за эти меры (профилактика и борьба) являются исключительно органы милиции и, что это их, а не чья либо приоритетная задача, нередко «спустя рукава» удовлетворяя вечно недостающие ресурсы для ОВД (доп. финансирование, оборудование, транспорт, топливо, жилье, связь и др.).

И сегодня подвижек в этом вопросе крайне недостаточно. У населения складывается впечатление, что борьбой с преступностью не занимается ни одно правоохранительное ведомство страны. Особенно много нареканий в адрес властей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, судебных и прокурорских инстанций. Очевидно, было бы весьма уместно сегодня при разработке региональных (да и федеральных) целевых программ по усилению борьбы с преступностью предварительно готовить к их обоснованию краткую экспертную справку, отражающую подходы и решения данной проблемы, сильные и слабые стороны этой деятельности, специфику и особенности правового регулирования, проявившиеся в предшествующие годы.

В-четвертых, причины и условия преступности несовершеннолетних тогда и сейчас носили и носят стойкий характер, а сама преступность отличается неравномерностью. Не случайно на коллегии Министерства внутренних дел СССР в феврале 1989 г. министр прямо заявил, что подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения [3, с. 507]. Только в 1980 г. в одном Ленинграде в инспекции по делам несовершеннолетних было доставлено свыше 18,5 тыс. подростков. В этом же году они в составе группы совершили почти 400 уголовных преступлений. Около 300 преступлений произошло при их участии. Тысяча подростков города лично совершили кражи, угоны транспортных средств, спекуляции, хулиганство, разбои, изнасилования, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений и др. [12].

В 1960-1980-е гг. в Ленинграде и области, прежде всего силами органов милиции, общественных объединений и организаций региона, была организована и проявила свои положительные стороны система работы с «трудными подростками», получившая высо-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

кую оценку в ЦК ВЛКСМ и МВД СССР. Опыт Ленинграда по созданию военно-спортивных, трудовых лагерей и шефства над этой категорией несовершеннолетних получил распространение по всей стране.

В тоже время, в органах прокуратуры, и особенно в райгорнарсудах региона, в 1960-1980-е гг. явно «заигрались в либерализацию» в процессе своей правоприменительной практики. Нередкие реплики из обкома и горкома партии, типа «...не многовато ли привлекаем к ответственности нашей советской молодежи?», суды воспринимали как сигналы к либерализации судебных решений по отношению к малолетним преступникам. Руководство УВД — ГУВД Леноблго-рисполкомов не раз обращало внимание прокуратур и судов региона на факты произвольного толкования ими постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 марта 1978 г. «О практике применения судами ст. 391 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик».

Отсрочка исполнения приговора (ст. 391 Основ) применялась судами региона без веских оснований все 1980-е гг. Так, во второй половине 1980-х гг. данная статья была применена практически к 40 % осужденных к лишению свободы несовершеннолетних. Все это не замедлило сказаться на росте подростковой преступности в Ленинграде и области.

Обращаясь к современности и опираясь на опыт прошлого, есть смысл заметить, что сегодня нет законодательной нормы, дающей право правоохранительным органам применять меры уголовно-правового запрета, связанные с изоляцией от общества несовершеннолетних нарушителей, совершивших многократные и опасные деяния. Между тем, мы замечаем, какой общественно опасный характер приобретают подобные деяния несовершеннолетних в современной российской действительности.

Наконец, можно говорить еще об одном важном итоге наших наблюдений общего процесса борьбы с преступностью в Ленинграде и области в 19601990-х гг. — о месте, роли и эффективности участия населения региона в охране общественного порядка.

Хотя здесь впервые в стране формировались и действовали ДНД, детские комнаты милиции на общественных началах, общественные инспекторы и другие добровольные объединения, участвующие в профилактике и борьбе с преступностью, закрепить их позитивный опыт деятельности на длительный период так и не удалось.

Как показало наше исследование, наиболее результативным в регионе оказалось взаимодействие подразделений уголовного розыска, БХСС и ГАИ с создаваемыми ими специализированными ДНД, осуществляющими выполнение мероприятий, близких к их профессиональным задачам. Эти общественные формирования, а также институт внештатных сотрудников милиции, специализирующихся по линиям органов милиции, оставались до начала 1990-х гг. самыми действенными объединениями правоохранительной направленности.

На различных сайтах, в том числе МВД России, неоднократно публиковались различные материалы об участии населения на добровольной основе в обеспечении охраны общественного порядка, содействии правоохранительным органам в профилактике преступности на местах. Из этих материалов видно, что массовым это явление не стало. Причин много, часть из которых унаследована из прошлой советской реальности. И дело вовсе не в нормативной правовой основе и механизмах регулирования, а в нежелании властей на местах действительно привлечь население, средства массовой информации, различных общественных активистов к повседневному участию в поддержании общественной безопасности, борьбе с правонарушениями. И что самое существенное — адекватно реагировать на выявленные проблемы в состоянии общественного порядка.

Уже давно возникла необходимость в городах, где созданы «Центры добровольчества», при поддержке местных ОВД и МЧС организовать узаконенную деятельность сети оперативных волонтерских групп, обученных и специализирующихся на участии в установлении судеб безвестно отсутствующих граждан, работе с трудными подростками в центрах временного содержания и в других правоохранительных акциях, не противоречащих идеям и принципам добровольчества. Актуальным представляется нерешенная проблема института страхования волонтеров и др.

Таким образом, исторический опыт борьбы с преступностью, при всей кажущейся архаичности, при более тщательном изучении позволит учесть многие аспекты и детали, явно сохраняющие свое значение и в современных условиях.

Список источников

1. Преступность и реформы в России / под ред. А. И. Долговой. М. : Норма, 1998.

JURISPRUDENCE

2. Бойков А. Д. Проблемы государственно-правовой политики борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы / под ред. А. И. Долговой. М. : Криминологическая Ассоциация, 1997.

3. Министерство внутренних дел 1902-2002. Исторический очерк / под общ. ред. Р. Г. Нургалиева. М. : Объединенная редакция МВД России, 2004.

4. Малыгин А. Я. Милиция // МВД России. Энциклопедия / под ред. В. Ф. Некрасова. М., 2002.

5. Иванов Д. В. Государственно-правовой концепт и практика борьбы с преступностью на Северо-Западе РСФСР в 1917-1991 годах. СПб. : Издательство «Юридический центр», 2018.

6. Миньковский Г. М. Вопросы обеспечения эффективности социального планирования борьбы с преступностью // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 34. М. : Юридическая литература, 1981.

7. Егоршин В. М. Прорвемся, опера... Из практики раскрытия тяжких преступлений. СПб., 2004.

8. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 379. Т. 1. Л. 192; Ф. 56. Оп. 1. Д. 98. Лл. 141-148; Ф. 1. Оп. 1. Д. 482. Лл. 21, 22.

9. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 139. Д. 26. Лл. 2151; Д. 50. Лл. 1-9; Ф. 744. Оп. 3. Д. 38. Лл. 20-25.

10. ЦГАИПД СПб. Ф. 1711. Оп. 7. Д. 23. Л. 108; Ф. 1740. Оп. 6. Д. 26. Л. 107; Д. 32. Лл. 62-96.

11. Иванов Д. В. Организационно-правовые аспекты деятельности органов БХСС по противодействию хищениям государственной собственности в Ленинграде и области (1961-1991) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2 (54). С. 158-165.

12. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 127. Лл. 1, 32.

References

1. Crime and reforms in Russia / edited by A. I. Dol-gova. M. : Norm, 1998.

2. Boikov A. D. Problems of state-legal policy of combating crime // Crime: strategy of struggle / edited by A. I. Dolgova. M. : Criminological Association, 1997.

3. Ministry of Internal Affairs 1902-2002. Historical essay / under the general editorship of R. G. Nurgaliev. M. : United edition of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004.

4. Malygin A. Ya. Militia // The Ministry of Internal Affairs of Russia. Encyclopedia / edited by V. F. Nekra-sov. M., 2002.

5. Ivanov D. V. State-legal concept and practice of combating crime in the North-West of the RSFSR in 1917-1991. St. Petersburg : Publishing house «Legal Center», 2018.

6. Minkovsky G. M. Issues of ensuring the effectiveness of social planning of combating crime // Issues of combating crime. Issue 34. M. : Legal Literature, 1981.

7. Egorshin V. M. Let's break through, opera... From the practice of solving serious crimes. St. Petersburg, 2004.

8. OAI IC GU of the Ministry of Internal Affairs of Russia in St. Petersburg and the region. F. 2. Op. 1. d. 379. T. 1. L. 192; F. 56. Op. 1. D. 98. Ll. 141-148; F. 1. Op. 1. D. 482. Ll. 21, 22.

9. TSGAIPD SPb. F. 24. Op. 139. D. 26. Ll. 21-51; D. 50. Ll. 1-9; F. 744. Op. 3. D. 38. Ll. 20-25.

10. TSGAIPD SPb. F. 1711. Op. 7. D. 23. L. 108; F. 1740. Op. 6. D. 26. L. 107; D. 32. Ll. 62-96.

11. Ivanov D. V. Organizational and legal aspects of the activities of the BHSS bodies to counter theft of state property in Leningrad and the region (1961-1991) // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 2 (54). P. 158-165.

12. OAI IC of the Ministry of Internal Affairs of Russia in St. Petersburg and the region. F. 56. Op. 1. d. 127. Ll. 1, 32.

Информация об авторе

Д. В. Иванов — соискатель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author D. V. Ivanov — Applicant of the Department of History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.