Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛЕНИНГРАДЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1960–1990-е ГГ. И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НЕЮ'

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛЕНИНГРАДЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1960–1990-е ГГ. И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НЕЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
структура преступности / показатель структуры преступности / борьба с преступностью / УВД – ГУВД Леноблгорисполкомов / суды / прокуратура / Ленинград и Ленинградская область / начало 1960-х – 1990-х гг. / structure of crime / crime rate / crime control / Internal Affairs Directorate – Main Directorate of Internal Affairs of Leningrad City Executive Committees / courts / prosecutor’s office / Leningrad and Leningrad region / early 1960–1990

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Яковлевич Малыгин, Дмитрий Викторович Иванов

Анализируется соотношение различных видов преступлений в общей совокупности учтенной преступности в Ленинградском регионе за последние тридцать лет советского государственно-правового строительства. Показывается соотношение различных категорий лиц, совершивших преступления, в общей структуре выявленных правонарушителей. Делается вывод о постоянно возрастающем характере преступности в регионе и ее качественных изменениях. Ее рост в 1960–1990-е гг. произошел преимущественно за счет увеличения количества корыстных и корыстно-насильственных деяний. В работе характеризуются основные направления деятельности правоохранительных органов в эти годы по борьбе с преступностью в Ленинграде и области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Яковлевич Малыгин, Дмитрий Викторович Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE STRUCTURE OF CRIME IN LENINGRAD AND THE LENINGRAD REGION IN 1960–1990 AND THE MAIN DIRECTIONS OF THE FIGHT AGAINST IT

The article analyzes the correlation of various types of crimes in the total aggregate of recorded criminality in the Leningrad region over the past thirty years of Soviet state and legal construction. It also shows the ratio of various categories of persons who have committed crimes in the overall structure of identified offenders. The conclusion is made about the constantly increasing nature of crime in the region and its qualitative changes. Its growth in the early 1960–1990 occurred mainly due to an increase in the number of selfish and selfish-violent acts. The work identifies the key areas of activity of legal bodies in these years to combat crime in Leningrad and the region.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛЕНИНГРАДЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1960–1990-е ГГ. И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НЕЮ»

УДК 93:343.97 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-22-28

NIION: 2015-0066-4/21-004 MOSURED: 77/27-011-2021-04-203

© Малыгин А.Я., Иванов Д.В., 2021

Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛЕНИНГРАДЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1960-1990-е ГГ. И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НЕЮ

Александр Яковлевич Малыгин,

профессор кафедры истории государства и права доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Дмитрий Викторович Иванов, соискатель кафедры истории государства и права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Анализируется соотношение различных видов преступлений в общей совокупности учтенной преступности в Ленинградском регионе за последние тридцать лет советского государственно-правового строительства. Показывается соотношение различных категорий лиц, совершивших преступления, в общей структуре выявленных правонарушителей. Делается вывод о постоянно возрастающем характере преступности в регионе и ее качественных изменениях. Ее рост в 1960-1990-е гг. произошел преимущественно за счет увеличения количества корыстных и корыстно-насильственных деяний. В работе характеризуются основные направления деятельности правоохранительных органов в эти годы по борьбе с преступностью в Ленинграде и области.

Ключевые слова: структура преступности, показатель структуры преступности, борьба с преступностью, УВД - ГУВД Леноб-лгорисполкомов, суды, прокуратура, Ленинград и Ленинградская область, начало 1960-х - 1990-х гг.

CHANGES IN THE STRUCTURE OF CRIME IN LENINGRAD

AND THE LENINGRAD REGION IN 1960-1990 AND THE MAIN DIRECTIONS OF THE FIGHT AGAINST IT

Alexander Ya. Malygin,

Professor of the Department of History of State and Law, Doctor of Legal Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named alter V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Dmitry V. Ivanov,

Applicant of the Department of History of State and Law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article analyzes the correlation of various types of crimes in the total aggregate of recorded criminality in the Leningrad region over the past thirty years of Soviet state and legal construction. It also shows the ratio of various categories of persons who have committed crimes in the overall structure of identified offenders. The conclusion is made about the constantly increasing nature of crime in the region and its qualitative changes. Its growth in the early 1960-1990 occurred mainly due to an increase in the number of selfish and selfish-violent acts. The work identifies the key areas of activity of legal bodies in these years to combat crime in Leningrad and the region.

Keywords: structure of crime, crime rate, crime control, Internal Affairs Directorate - Main Directorate of Internal Affairs of Leningrad City Executive Committees, courts, prosecutor's office, Leningrad and Leningrad region, early 1960-1990

Для цитирования: Малыгин А.Я., Иванов Д.В. Изменение стр 1990-е гг. и основные направления борьбы с нею. Вестник экономич

Изучение советской и постсоветской юридической литературы, а также документальных материалов по проблемам борьбы с преступностью позволило обнаружить тот факт, что структуру преступности в Ленинграде и области за последние три десятилетия существования советской общественно-политической системы никто из исследователей специально не анализировал.

туры преступности в Ленинграде и Ленинградской области в 1960-сой безопасности. 2021;(4):22-8.

Отдельные сюжеты, касающиеся состояния преступности (уровень, динамика, структура) в регионе в 1960-1980-е гг., чаще, чем другие авторы в своих работах, использовали такие известные ученые, как В.Н. Бурлаков, Я.И. Гилинский, И.И. Кар-пец, С.В. Ремнева, Д.В. Ривман, В.П. Сальников, Л.И. Спиридонов, В.С. Устинов, В.Г. Устьянцев, Д.А. Шестаков и некоторые другие. Однако рекон-

струировать общую картину из этих данных, как самого состояния преступности, так и ее структуры не просто, тем более, что еще до сих пор отсутствуют наиболее полные и достоверные материалы по учтенной преступности в регионе за 1960-1991 гг.

Сбор, систематизация и обобщение различных архивных источников, статистических отчетных документов и справочных материалов, ставших доступными в последние годы, создали необходимые предпосылки к началу такой работы. Все это позволило, на наш взгляд, несколько по-иному взглянуть на природу преступности в регионе в «лихие 90-е» и по-другому оценить деятельность правоохранительных органов в 1960-1990-е гг. и последующий период. Тем более, что во все эти годы криминальная ситуация в регионе оставалась достаточно сложной.

Из проведенного анализа видно, что в данный период происходило постепенное увеличение количества зарегистрированных преступлений. Их число в 1991 г. по сравнению с 1960-м годом увеличилось на 24,8% и превысило 68,5 тыс. преступлений. Возросло и число лиц их совершивших (с 6,7 тыс. чел. в 1960 г. до 23,5 тыс. чел. в 1990 г.) [1; 2]. Через каждые 10-15 лет преступность в регионе удваивалась, а за период с 1976 по 1991 гг. включительно, она возросла более чем в 3,5 раза. Все это указывало на ухудшение криминальной обстановки в Ленинграде и области.

Сравнительный структурный анализ региональной преступности показал, в частности, что ее рост в 1961-1991 гг. произошел преимущественно за счет увеличения количества корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Так, если в 1961 г. в Ленинграде кражи личного и государственного имущества не превышали 34,5% от общего числа зарегистрированных преступлений, то в 1990 г. они составили уже 50,2% [3]. По данным за 1990 г. в городе было зарегистрировано 40,5 тыс. уголовных корыстных преступлений и выявлено почти 12 тыс. чел., их совершивших. Сумма изъятых у них преступных доходов превысила 6,6 млн руб. В 1988 г. в Ленинграде за корыстные административные правонарушения было задержано 43,8 тыс. чел. (18,3 тыс. чел. за мелкие хищения; 12,6 тыс. чел. за торговлю с рук; 6,6 тыс. чел. за мелкую спекуляцию). Только за январь-апрель 1989 г. в Ленинграде умышлен-

ные убийства выросли с 59 до 71 (+20,3%), а тяжкие телесные повреждения с 209 до 270 (+29,2%). Тяжкие преступления возросли до 2 424 (+779 или 47,4%) [4].

В исследуемый период высоким оставался процент краж из квартир, угонов транспортных средств, грабежей личного имущества и разбойных нападений. Если в Ленинграде в 1961 г. произошло 189 разбоев, то в 1981 г. было зарегистрировано более 310 эпизодов. За неполный год (октябрь 1969 -июль 1970 гг.) в Ленинградской области число разбоев возросло на 33%, а грабежей - на 30,3% [5].

Количество выявленных преступлений экономической направленности в регионе с 1961 по 1991 гг. только по линии службы БХСС увеличилось более чем в два раза: с 1 633 до 3 419 преступных деяний [6]. Их общественная опасность заключалась в том, что ущерб от них измерялся десятками млн. рублей. Причем довольно часто, небольшие преступные группы, часть участников которых занимали ответственные материально-финансовые должности, совершали хищения в особо крупных размерах. Эти преступления имели солидную теневую «подпитку». Так, объем теневой экономики в народном хозяйстве страны на начало 1960-х годов составлял, по оценке В.В. Шлыкова, 5 млрд руб., а в конце 1980-х годов - уже 90 млрд руб. [7, с. 27].

Высокий уровень преступности в Ленинграде и области поддерживался в эти годы также и за счет постоянно растущих преступлений против личности (умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования и др.). Из возбужденных прокуратурой уголовных дел, например в 1977 г., следовало, что в городе ежемесячно совершалось от 6 до 13 умышленных убийств [8]. В совокупности с особо опасными преступлениями из структуры экономической преступности и уличной преступности в городе и области, они составили ядро тяжких и особо тяжких преступлений. Так, за весь 30-летний период (1960-1990 гг.) их число только в Ленинграде не опускалось ниже отметки в 3 120 случаев.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в регионе получили распространение такие опасные и не характерные для предшествующих периодов преступления, как вымогательство, похищение людей, захват заложников, вооруженные налеты на кооперативы и объекты Госбанка, изготовление и сбыт поддельной

валюты и ценных бумаг, мошенничество в особо крупных размерах, незаконный оборот наркотиков и содержание наркопритонов, организация различных подпольных производств и азартных игр, содержание притонов проституции, дерзкие хулиганские проявления (погромы, поджоги, угоны мотосредств и др.).

Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Ленинграде и области в 19601990-х гг. основывались на солидной законодательной базе, многочисленных нормативных правовых актах, принятых в эти годы постановлениях ЦК КПСС и обкома КПСС, решениях Исполкомов Ленинградского городского и областного Советов депутатов трудящихся. Основными актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел региона в этот период, стали постановления Совета Министров СССР и РСФСР, постановления ЦК КПСС, Указы Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР, приказы МООП РСФСР-СССР-МВД СССР-РСФСР.

В них учитывались все изменения, происходящие в системе охраны общественного порядка в стране, состоянии преступности и в подходах к борьбе с ней. Многие из них на долгие годы стали прочной юридической базой деятельности органов милиции [9, с. 490]. Достаточно лишь напомнить об Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». В нем определялись задачи милиции, ее место в системе органов Советского государства, правовые основы деятельности, порядок взаимодействия с общественностью, государственными органами и администрацией предприятий и учреждений, а также обязанности и права по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Особой сферой деятельности органов внутренних дел, суда и прокуратуры региона явилась борьба с такими наиболее опасными насильственными преступлениями против личности и собственности, как убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения, разбои, кражи и грабежи. В этих целях в городской прокуратуре была создана группа по расследованию дел об особо опасных преступлениях [10]. Постановления Верховного Суда РСФСР и

Ленинградского обкома КПСС не раз требовали от судебных органов не допускать легковесного подхода к определению квалификации, касающейся данных видов преступлений, в результате чего часть преступников избегала заслуженного наказания. В марте 1980 г. в соответствии с приказом МВД СССР в ГУВД Леноблгорисполкомов был создан Отдел по особо важным делам, занимающийся борьбой с этими преступлениями [11].

Несмотря на принимаемые меры, сохранялась проблема низкой раскрываемости данных преступлений. Количество нераскрытых преступлений в прокуратуре и органах милиции региона накапливалось из года в год. К началу 1990 г. по 78,5 тыс. преступлений прошлых лет следствие было приостановлено «... за не розыском или не установлением лиц, совершивших преступления». В их числе оказались более 5 тыс. дел по грабежам, 295 по убийствам, 315 по изнасилованиям, 943 дела по тяжким телесным повреждениям и др. [12]. Высокий процент нераскрытых преступлений сохранялся и в предшествующие годы. Так, на конец 1988 г. в Ленинграде (только по линии угол. розыска) остались нераскрытыми 11 353 неочевидных преступлений (52,6%) и 4 817 преступлений (50,8%) в области. Наиболее неблагополучное положение сложилось с раскрываемостью краж личного имущества граждан. В городе не было раскрыто почти 7,9 тыс. (64,3%) краж, в том числе 618 краж автомобилей (77,8%), более 2,2 тыс. (60,7%) из квартир и 472 (42,8%) угона автотранспорта. В области нераскрытыми оказалась в 1988 г. каждая вторая кража госимущества [13].

Одной из мер, направленных на повышение результативности борьбы с преступностью, стало объединение усилий правоохранительных органов региона, планирование и осуществление ими совместных мероприятий. Впервые, во второй половине 1980-х гг. в ГУВД Леноблгорисполкомов был разработан и реализован комплексный «План мероприятий служб и подразделений ГУВД по усилению борьбы с кражами из квартир на 1986-1987 гг.». В августе 1985 г. приказом ГУВД впервые в городе и области был введен в действие план «Перехват», включавший в себя комплекс мер по противодействию угонам автомобилей и розыску лиц, совершивших кражи автотранспортных средств. Благо-

даря работе сотрудников уголовного розыска, ППС, участковых инспекторов милиции, ГАИ и других служб ГУВД только в Ленинграде за 1990 г. было задержано 1005 чел., совершивших 2 667 угонов автомобилей [14].

Активизировалась работа сотрудников стационарных постов милиции. Стала шире использоваться практика вынесения официальных судебно-след-ственных постановлений и прокурорских предостережений. Заметную роль в борьбе с хулиганством в регионе сыграли, созданные в декабре 1974 г. по решению МВД СССР (в виде эксперимента), подразделения по сопровождению электричек и пригородных поездов. В профилактике пьянства в общественных местах и мелкого хулиганства важную роль сыграли созданные общественные пункты охраны порядка и территориальные ДНД. Их «клиентами» не редко становились мелкие спекулянты, «фарцовщики», тунеядцы, проститутки, бродяги и другие паразитирующие элементы. Так, если в 1967 г. в Ленинграде выявили чуть более 5,5 тыс. тунеядцев, то уже в 1980 г. - свыше 25 тыс. подобных «паразитов» [15, с. 336].

К тому же, начиная с 1970 года и вплоть до конца 1990 года, в регионе наиболее заметно проявился постоянно увеличивающийся разрыв между учтенной уголовной преступностью, выявленным количеством правонарушителей и числом лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Так, если в 1970 г. процент выявленных преступников в Ленинграде составил около 96,5%, а процент привлеченных к ответственности (% к выявленным преступлениям) достиг 80,0%, то в 1990 г. эти показатели равнялись 40,9% и 25,1%, соответственно [16]. В 1985 г. из 47,8 тыс. зарегистрированных уголовных преступлений в городе, было выявлено лишь 32,6 тыс. лиц, их совершивших (68,1%). К уголовной ответственности было привлечено только 24,7 тыс. чел., что составило 51,8% (к преступлениям) и 76,0% (к правонарушителям).

В 1960-1980-е гг. особенно резко осложнилась в регионе наркотическая ситуация, заметно расширился спрос на наркотики, возросла преступность лиц, употребляющих их. Вместе с этим, выявление и учет наркоманов не были в эти годы отрегулированы должным образом. В нормативной правовой базе, регулирующей вопросы борьбы с незаконным

оборотом наркотиков, не учитывались некоторые важные аспекты. Все это способствовало усилению криминализации подростковой среды, росту преступности несовершеннолетних. За 1960-1990 гг. несовершеннолетними и при их соучастии ежегодно совершалось в среднем 9,5% зарегистрированных преступлений в городе и почти 4,5% в области. Только за 1988 г. и четыре месяца 1989 г. ими было совершено в Ленинграде 3 473 преступления (по линии угол. розыска) и 2 084 преступления - в области. Удельный вес совершенных ими преступлений (от числа расследованных) возрос в городе до 17,5%, в области до 24,8%, в Ленинграде 59,5% преступлений ими было совершено в группах (2 067), в области - 61,5% (1 282) [17].

Борьба с распространением наркомании в регионе, особенно среди молодежи и несовершеннолетних потребовала объединения усилий органов милиции, суда и прокуратуры. В городской прокуратуре были выделены специальные прокуроры, следящие за исполнением законов по борьбе с наркоманией. Секретариат Ленинградского обкома КПСС, заслушав 28 января 1982 г. руководителей суда, прокуроры и органов внутренних дел, принял решение о выработке общего плана совместных мер по усилению профилактики и борьбы с наркоманией [18].

Местные органы власти пристально анализировали в 1960-1980-е гг. деятельность подразделений уголовного розыска Ленинграда и области по реализации мер борьбы с распространением наркотиков и преступностью среди наркоманов. Юрист В.М. Егоршин, два десятилетия прослуживший в Ленинградском уголовном розыске, писал, например, что сотрудники милиции не имели долгое время возможностей эффективно бороться с наркоманией «...так как сил не было» [19, с. 109]. Только укрепив во второй половине 1980-х гг. подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, удалось, по его мнению, повысить результативность этой деятельности. Решающую роль в этом сыграли специальные оперативные меры, принимаемые подразделениями уголовного розыска, а также оперативно-профилактические операции «Мак». Совместные мероприятия, проводимые с другими подразделениями УВД - ГУВД Леноблгорисполкомов и прокуратурой, позволяли выявлять и ликвидиро-

вать притоны наркоманов, действующие подпольные лаборатории, посевы конопли, брать на учет лиц, проходящих как «разносчики СПИД», бродяг и преступников-гастролеров. К концу декабря 1990 г., например, только на учет органов внутренних дел Ленинграда было поставлено за год более 3,2 тыс. немедицинских потребителей наркотиков, из них свыше 1,1 тыс. чел. в возрасте от 18 до 29 лет, 1,5 тыс. рабочих, более 720 чел. ранее судимых [20].

К середине 1980-х гг. проблема алкоголизации населения региона приобрела крайне угрожающие признаки. Только в Ленинграде в 1984 г. на учете в лечебных учреждениях насчитывалось почти 87,5 тыс. чел. [21, с.12]. В расчете на 100 тыс. населения город занимал одно из первых мест в «двадцатке» (1 799 чел. на 100 тыс. населения) «алкого-лизированных» регионов РСФСР [22, с. 24]. В 1988 г. Ленинград по потреблению алкогольных напитков в РСФСР занял первое место, Москва - второе, Ленинградская область - четвертое, уступая Сахалинской области. Если в Москве за 1988 г. антиалкогольное законодательство нарушили 337 тыс. чел., то в Ленинграде - 354 тыс. чел. и в области -112 тыс. чел. Число лиц, совершивших уголовные преступления в состоянии опьянения, например, с 1967 г. по 1985 г. не опускалось в Ленинграде ниже 35,6% в 1980 г. и 43,8% в 1979 г.. В остальные годы этот показатель был выше 50,0% [23].

Мероприятия органов милиции, суда и прокуратуры по профилактике и борьбе с нарушениями антиалкогольного законодательства, возросшей уличной преступностью, мелким и злостным хулиганством стали еще одним направлением их деятельности.

Осуществляя их, они опирались на основательную нормативную правовую базу. В городе и области в горрайотделах внутренних дел и прокуратурах создавались специализированные поисковые группы по пресечению пьянства и нарушений общественного порядка, организовывались рейды совместно с ДНД по местам скоплений хулиганствующих элементов, в том числе в общежитиях и на транспорте. Количество задержанных и арестованных хулиганов в Ленинграде и области в 1980-е гг. не опускалось ниже 23-24% от общего числа задержанных правонарушителей. Так, если в 1965 г. за мелкое хулиганство в Ленинграде было задержано

свыше 45,3 тыс. чел., 20,8 тыс. (45,9%) из которых подверглись аресту судами, в 1982 г. этот процент снизился до 26,3%, а в 1984 г. - до 24,3% [24].

Сохранялся высокий уровень рецидивной преступности. Так в 1985 г. в Ленинграде было зарегистрировано более 36 тыс. преступлений (75,2%), совершенных лицами, ранее судимыми за уголовные преступления [25]. В среднем, за прошедшие 30 лет, каждое третье преступление в регионе было совершено рецидивистами. Подавляющее большинство преступлений с их участием совершалось группой и в состоянии опьянения. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. заметно возросло число рецидивистов, задержанных за незаконное изготовление, хранение и ношение огнестрельного (нарезного) оружия и взрывчатых веществ. Они же составляли «костяк» нарушителей паспортных правил в городе и области.

В решении данной проблемы участвовали все правоохранительные органы. Еще в 1968 г. в Ленинградском городском суде был разработан и реализован один из первых «Планов практических мероприятий по усилению борьбы с опасными преступлениями в г. Ленинграде» [26]. Поворотным событием, объединяющим усилия всех правоохранительных органов в борьбе с рецидивной преступностью в регионе стало совместное указание Генпрокуратуры СССР, Министерства юстиции СССР, МВД СССР и Верховного Суда СССР от 29 ноября 1974 г. «О мерах борьбы с рецидивной преступностью среди несовершеннолетних», в котором определялись на перспективу основные подходы к борьбе с рецидивом вообще [27].

Весной 1985 г. был введен «План комплексных мероприятий ГУВД Леноблгорисполкомов на 19851986 гг. по усилению борьбы с рецидивной преступностью в свете требований приказа МВД СССР № 70 1985 г.». Летом этого же года в регионе начала действовать информационно-поисковая система «Рецидив» [28].

Помимо социологических и специальных исследований неоднократно судимых в регионе лиц, а также изучения структуры и динамики рецидивной преступности, важную роль в ее профилактике и борьбе сыграли специальные мероприятия: постановка рецидивистов на активный оперативный учет, расширение оперативных подходов к ним, разра-

ботка привлекаемых к уголовной ответственности из их числа по агентурным делам и др. [29, с. 181]. Вместе с этим, охватить их своим влиянием в полном объеме правоохранительным органам в исследуемые годы так и не удалось. В конце 1980-х -начале 1990-х гг. каждое третье преступление от числа раскрытых в Ленинграде и второе в области совершалось ранее судимыми.

К началу 1990-х гг. в регионе сложилась преступность, которая характеризовалась проявлением организованных преступных форм, усилением жестокости и вооруженности участников, увеличением количества корыстных и корыстно-насильственных преступных деяний и др. С середины 1980-х гг. структура преступности в Ленинграде и области претерпела существенные изменения. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, этническая преступность, вымогательство и заказные убийства, другие «новые» преступления, появившиеся в «лихие 90-е» в регионе, фактически сложились во второй половине 1980-х гг. Не случайно, в июльском 1991 г. служебном отчете ОРБ (оперативно-розыскного бюро) СКМ ГУВД Леноб-лгориполкомов впервые, со времен Гражданской войны, упоминалось о наличии в городе вооруженных боевиков, участвующих в вымогательствах и нападениях на сотрудников милиции [30]. Между тем, меры государства по усилению правоохранительных органов и решительному искоренению этих и других преступных деяний были явно неадекватны сложившейся криминальной обстановке.

Литература

1. Отдел архивной информации Информационного Центра Главного Управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области). Ф. 56. Оп. 1. Д. 73. Лл 17, 40, 77, 95; Д. 98. Л. 76; Д. 121. Лл. 1, 7, 12, 18; Д. 148. Лл. 7, 8, 9, 10, 16, 29; Д. 116. Лл. 2, 3.

2. Центральный государственный архив исто-рико-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 744. Оп. 8. Д. 31. Л. 86; Ф. 5034. Оп. 23. Д. 3. Лл. 35, 36, 37.

3. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 76. Лл. 5, 6, 17, 20, 31, 32; Д. 148. Лл. 9, 10.

4. ЦГАИПД СПб. Ф. 5034. Оп. 23. Д. 3.

Лл. 36, 37.

5. ЦГАИПД СПб. Ф. 744. Оп. 8. Д. 23. Л. 143.

6. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 76. Лл. 5, 20, 32, 50; Д. 101. Лл. 56, 57; Д. 131. Л. 1; Д. 150. Лл. 9, 10.

7. Шлыков В.В. Экономическая преступность: историко-правовые аспекты: Учеб. пособие. Рязань: Рязанский ин-т права и экономики Минюста России, 2000. 67 с.

8. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1 Д. 109. Л. 26.

9. Министерство внутренних дел. 1902-2002. Исторический очерк. / Под общ. ред. Р. Г. Нургалие-ва. М.: Объединенная редакция МВД России, 2004. 648 с.

10. ЦГАИПД СПб. Ф. 1740. Оп. 6. Д. 18. Лл. 20,

21.

11. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 534. Лл. 53, 54.

12. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 148. Л. 17.

13. ЦГАИПД СПб. Ф. 5034. Оп. 23. Д. 3. Л. 36.

14. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 704. Лл. 71, 72, 73, 74, 75; Ф. 56. Оп. 1. Д. 148. Лл. 1, 72.

15. Иванов Д.В. Государственно-правовой концепт и практика борьбы с преступностью на Северо-Западе РСФСР в 1917-1991 годах. СПб.: Издательство «Юридический центр», 2018. 480 с.

16. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 98. Лл. 75, 76; Д. 127. Лл. 1, 2, 7, 12, 18; Д. 138. Лл. 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 59, 60, 61, 62; Д. 148. Лл. 16, 39.

17. ЦГАИПД СПб. Ф. 5034. Оп. 23. Д. 3. Л. 36.

18. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 213. Д. 30. Лл. 146, 147, 148.

19. Егоршин В.М. Прорвемся опера. Из практики раскрытия тяжких преступлений. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 564 с.

20. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 148. Лл. 163, 164.

21. О работе по преодолению пьянства и алкоголизма в Ленинграде и Ленинградской области: Статистический сборник. Л.: Госкомстат РСФСР.

Ленинградское обл. и город. управление статистики, 1989. 20 с.

22. Верминенко Ю.В. Наркотизм и пьянство в России как социальная конструкция и реальность. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2012. 116 с.

23. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 73. Лл. 17, 18, 40, 42, 77, 79, 95, 97; Д. 90. Л. 90; Д. 92. Лл. 86, 87; Д. 98. Лл. 76, 78; Д. 104. Л. 161, 149; Д. 116. Лл. 38, 77; Д. 124. Лл. 8, 48, 49; Д. 127. Лл. 7, 8; Д. 131. Л. 12; Д. 138. Лл. 59, 60, 61, 62; Д. 139. Лл. 99, 100, 101; Д. 148. Лл. 94, 95, 96, 97.

24. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 84. Лл. 8, 17, 25, 34; Д. 136. Л. 32.

25. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 138. Лл. 18, 19, 20, 21.

26. ЦГАИПД СПб. Ф. 1711. Оп. 7. Д. 22. Лл. 153, 154, 155, 156, 157.

27. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 449. Лл. 158, 159.

28. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 682. Лл. 117-127.

29. Колошинская Н.В. Уголовно-правовые подходы к борьбе с рецидивной преступностью в РСФСР в 60-е годы и их эффективность / Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том 1. СПб.: СПб имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2018. С. 178-183.

30. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по СПб и области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 770. Лл. 101, 102.

В.П. Малахов

Общая теория права и государства

Курс лекций

Общая теория права и государства. Курс лекций. Учебное пособие. Малахов В.П. 271 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Центральной проблемой общей теории права и государства и ее главной целью, важной и для практики, и для юридического образования, являются правопонимание и государствопонимание. При этом понимание природы и сущности права невозможно без понимания природы и сущности государства, и наоборот.

В предлагаемом курсе лекций правопонимание достигается через видение природы и сущности как права в целом, так и множества его элементов, моментов содержания, взятое в существенном отличии, с одной стороны, от догматического выстраивания действительного права как регулятора общественных отношений, а с другой - от философского понимания права как социально-духовного феномена.

В контексте правовой теории понимание природы и сущности государства формируется посредством выявления многообразия его связей с правом и раскрытия их взаимной противоречивости.

Курс лекций соответствует действующему образовательному стандарту для вузов системы МВД России. Предназначен для студентов (слушателей), аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических вузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.