Научная статья на тему 'Организационноправовые проблемы взаимодействия прокуратуры и населения ленинградского региона в условиях укрепления законности в конце 1950х  начале 1960х гг'

Организационноправовые проблемы взаимодействия прокуратуры и населения ленинградского региона в условиях укрепления законности в конце 1950х  начале 1960х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / НАСЕЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБВИНИТЕЛИ / ТОВАРИЩЕСКИЕ СУДЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЛЕНИНГРАД / PROSECUTOR'S OFFICE / POPULATION / PUBLIC PROSECUTORS / PEOPLE'S COURT / NORMATIVE LEGAL ACTS / LENINGRAD / LENINGRAD REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колошинская Наталья Викторовна

Статья посвящена участию органов прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области и различных групп населения региона в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью в период так называемой оттепели. Автором сделана попытка обозначить и раскрыть организационно-правовые проблемы их взаимодействия в обстановке принципиальных требований руководящих органов страны по укреплению законности и правопорядка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES OF INTERACTION BETWEENTHE PROSECUTOR’S OFFICE AND THE POPULATIONIN THE LENINGRAD REGIONIN TERMS OF STRENGTHENING THE RULE OF LAWOF THE LATE 1950’s AND EARLY 1960’s

The article is devoted to the participation of the Prosecutor’s office of Leningrad and the region and various groups of the region in ensuring public order and combating crime during the “Thaw”, the disclosure of the organizational and legal problems of their interaction in the context of the fundamental requirements of the decisionmaking authorities to strengthen the rule of law

Текст научной работы на тему «Организационноправовые проблемы взаимодействия прокуратуры и населения ленинградского региона в условиях укрепления законности в конце 1950х  начале 1960х гг»

УДК 343.163

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДсКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В КОНЦЕ 1950-х - НАЧАЛЕ 1960-х гг.

Колошинская Наталья Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой теории права и гуманитарных дисциплин, к.ю.н., доцент, e-mail: nata_ivanova_75@mail.ru

Статья посвящена участию органов прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области и различных групп населения региона в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью в период так называемой оттепели. Автором сделана попытка обозначить и раскрыть организационно-правовые проблемы их взаимодействия в обстановке принципиальных требований руководящих органов страны по укреплению законности и правопорядка

Ключевые слова: прокуратура; население; общественные обвинители; товарищеские суды; нормативные правовые акты; Ленинград; Ленинградская область

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES OF INTERACTION BETWEEN THE PROSECUTOR'S OFFICE

AND THE POPULATION IN THE LENINGRAD REGION IN TERMS OF STRENGTHENING THE RULE OF LAW OF THE LATE 1950's AND EARLY 1960's

Kolosinskaia Natalia V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Legal Theory and Humanitarian Disciplines, PhD, Docent, e-mail: nata_ivanova_75@mail.ru

The article is devoted to the participation of the Prosecutor's office of Leningrad and the region and various groups of the region in ensuring public order and combating crime during the "Thaw", the disclosure of the organizational and legal problems of their interaction in the context of the fundamental requirements of the decision-making authorities to strengthen the rule of law

Keywords: Prosecutor's office; population; public prosecutors; People's Court; normative legal acts; Leningrad; Leningrad Region

Для цитирования: Колошинская Н.В. Организационно-правовые проблемы взаимодействия прокуратуры и населения Ленинградского региона в условиях укрепления законности в конце 1950-х - начале 1960-х гг. // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 112-115.

В последние годы в законодательстве Российской Федерации отчётливо проявилась тенденция расширения регулятивных начал по широкому привлечению различных групп населения к обеспечению общественного порядка, взаимодействию с органами полиции, суда и прокуратуры. Возвращение к подзабытому опыту такого взаимодействия отчасти было вызвано объективными причинами, связанными с современной политикой государства по укреплению общественной безопасности в стране. В этом подходе в полной мере отразилось важное положение статьи 3 Конституции РФ о народе, осуществляющим свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1, с. 4].

Функционирование правового государства немыслимо без участия всех слоёв населения в управлении его делами. Однако реализация этой конституционной нормы ещё нередко встречает определённые препятствия, а подчас и прямые противодействия. В такой обстановке резко возрастает роль органов прокуратуры и общественного контроля, значение взаимодействия которых особенно наглядно проявилось в советский

период российской истории. Речь идёт, в первую очередь, о второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. - периоде «оттепели», когда органы власти и управления в центре и на местах пытались принципиально изменить подходы к укреплению законности и правопорядка после целой эпохи «государственно-партийной диктатуры» [2, с. 695].

Юрист Ф.Ш. Измайлова писала, что ей не удалось обнаружить в архивах и открытой печати, вплоть до середины 50-х гг., какие-либо документы и публикации, в которых бы упоминалось об участии общественности в работе органов прокуратуры [3, с. 73]. И это действительно было так. Не содержалось этой информации и в базовом тогда учебнике «Прокурорский надзор в СССР», вышедшем в 1957 г. [4]. Но и в последующие годы, по мнению Ф.М. Измайловой, когда эта тема получила свое развитие, некоторые её аспекты были политизированы настолько, что многие оценки носили преувеличенный характер. Ф.М. Измайлова вообще считала, что общественность в СССР не была готова добровольно и бескорыстно выполнять функции, связанные с правоохранительной деятельностью, и что затраты прокуратуры

не обеспечивали желаемого результата и тому подобное [3, с. 74].

Анализ юридической литературы и архивных источников показал на примере Ленинградского региона, что большинство суждений уважаемого автора носило дискуссионный, а подчас и сугубо субъективный характер. Несмотря на довольно непростой формат взаимодействий органов прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области с населением региона по вопросам борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка, особенно после исторического ХХ съезда КПСС (1956), именно здесь впервые в стране был накоплен один из наиболее позитивных опытов такого вовлечения общественности в работу правоохранительных органов [5, с. 390].

В то же время руководство города и области не отрицало наличия проблем, снижающих эффективность как самого взаимодействия, так и борьбы с преступностью. Так, прокурор Ленинграда И.Г. Цыпин отмечал в одной из справок в адрес обкома КПСС в конце ноября 1959г., что без широкого вовлечения общественности в борьбу с правонарушениями прокуратуре не удалось бы «...раскрыть целый ряд преступлений, в силу чего некоторые опасные преступники уходили от ответственности» [6, л. 2]. Как позже заявлял прокурор города С.Е. Соловьев, что привлекая общественность, граждан к правоохранительной деятельности органы прокуратуры в то же время внимательно следили за соблюдениями «ленинских принципов социалистической законности» [7, с. 4].

Это было важно ещё и потому, что у некоторых работников прокуратуры, по мнению А.Г. Звягинцева, В.Н. Григорьева, Н.Д. Эриашвили и других ученых-юристов, все ещё сохранялись «ностальгические воспоминания» о периоде, когда прокуратура и судебные органы принадлежали к исполнительной ветви власти и в поддержке населения особо не нуждались [8, с. 127].

В ряде мест, в том числе в Ленинграде и Ленинградской области, следуя приказу Генпрокурора СССР от 20 июля 1959 г., уже в конце 50-х гг. работники прокуратуры широко опирались на общественность, например, в расследовании уголовных дел. Как показал анализ специальной литературы и источников, такое участие общественности в расследовании преступлений проявилось в четко определённых формах, как то:

- обнаружение и пресечение преступлений;

- сообщение следственным органам о готовящихся и совершенных преступлениях;

- помощь в производстве следственных действий;

- помощь в выявлении потерпевших и свидетелей;

- помощь в розыске похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств;

- выявление лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

- помощь в розыске и задержании преступников [9, с. 54].

Из анализа юридической литературы и архивных материалов видно, что инициатором вовлечения общественности в работу по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка в исследуемый период все же главным образом выступала прокуратура. Этот же анализ позволил выделить и ряд основных направлений деятельности городской и областной прокуратур, в которых, на взгляд автора, наиболее полно проявились организационно-правовые проблемы их взаимодействия с населением региона и общественностью в интересах эффективного решения своих профессиональных задач. Что это за направления?

Во-первых, передача лиц, впервые совершивших неопасные преступления на поруки и воспитание коллективам. Выступая ещё на XXI съезде партии (1961) Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев предлагал ускорить процесс передачи преступлений подобной квалификации в ведение общественных организаций, полагая, что для этого созрели основные базовые условия [10, с. 34].

Разумеется, что после смерти Сталина и начала процесса укрепления законности в стране заметно возросло число лиц, по отношению к которым прекращалось уголовное преследование. Так, за 10 месяцев 1959 г. прокуратурой и УВД Ленинграда по ходатайству трудовых коллективов было прекращено уголовное преследование почти на 700 человек, совершивших впервые неопасные преступления [11, л. 3]. В Ленинградской области за этот же период было передано на поруки коллективам 300 человек [11, л. 47].

Вместе с тем в прокуратуре города и области обратили внимание на возникшие проблемы, которые выразились в следующем:

- официально принимая на поруки правонарушителя, на деле во многих коллективах этим человеком никто конкретно не занимался и персональной ответственности не нёс;

- в ряде коллективов не были определены конкретные формы воздействия на правонарушителя, взятого на поруки, и не был организован контроль за исполнением принятого постановления;

- нередко ходатайство о прекращении дела инициировалось ограниченным кругом лиц, близких по работе (учебе, проживанию) к правонарушителю, что по сути являлось содействием преступнику избежать наказания под видом взятия на перевоспитание общественностью.

Во-вторых, прокуратура Ленинграда и области делала всё от нее зависящее по поддержанию инициативы населения и общественности по оказанию помощи правоохранительным органам в борьбе с преступностью и охране правопорядка в регионе.

Если в 1961 г. следователи прокуратуры Кировского района Ленинграда расследовали

с помощью общественности только 61 уголовное дело, то в 1962 г. - уже 516 дел [12, л. 32]. По инициативе общественников и при их непосредственном участии прокуратура Ленинграда в 1962 г. дважды проводила проверки в КРУ Минфина СССР по г. Ленинграду, в Статуправлении и в Ленинградской конторе Сбербанка. И везде были обнаружены грубейшие нарушения законов, завышения показателей выполнения планов, приписки, хищения бюджетных средств. Ущерб государству измерялся более чем в 430 тыс. руб. [12, л. 38-43].

Но и в этой практике тоже появились некоторые проблемы организационно-правового характера, которые заметно снижали совместные усилия граждан и прокуратуры по поддержанию законности и правопорядку в городе и области. Среди них можно выделить следующие:

- юрисконсульты предприятий, учреждений и организаций, работая с общественностью и зная о многих проблемах населения, предпочитали «не замечать» недостаточный уровень состояния законности в этих структурах и не спешили информировать об этом руководство и органы прокуратуры;

- руководители предприятий и учреждений, партийно-хозяйственный актив в ряде случаев считал, что борьбой за соблюдением законности на местах должны заниматься не они, а главным образом прокурорские работники.

Так, зная, что взыскание алиментов на содержание детей всё ещё оставалось одной из болезненных проблем советского общества конца 50-х гг., главные бухгалтера предприятий Ленинграда и области не делали ничего для её разрешения, пока к этому вопросу не подключились работники прокуратуры, созывая на местах различные совещания, проводя и иную работу [11, л. 19].

В-третьих, взаимодействие прокуратуры с населением и общественностью начинало выстраиваться в эти годы вокруг идеи и практики использования воспитательного значения открытых судебных процессов.

Прокурор И.Г. Цыпин писал, что ещё в конце 1950-х гг. «.На процессах присутствовало незначительное число граждан, как правило, родственники или близкие знакомые проходящих по делу лиц, или любопытные завсегдатаи судебных зал» [11, л. 16]. К тому же приговоры не являлись достоянием коллективов, где работал или учился осужденный. Не знали там и существа того или иного дела, обстоятельств вины человека, а нередко получали от «третьих лиц» извращённое представление о суде, прокуратуре, милиции и о действительно совершенном преступлении.

Усилия прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области по разрешению данных проблем уже к концу 1950-х гг. заметно изменили ситуацию к лучшему. Так, если за весь 1958 г. в Ленинграде на выездных сессиях судов было рассмотрено только 312 уголовных дел, то только за июль-сентябрь 1959 г. - 352 дела [11, л. 17]. В Ленинградской области

на 20 ноября 1959 г. состоялось 405 выездных сессий народных судов, на которых присутствовало, по разным оценкам, более 5,5 тыс. человек [11, л. 73].

Однако и в этой практике вскоре обозначились отдельные проблемы, которые снижали эффективность и воспитательное значение судебных процессов, а именно:

- нередко на выездной сессии рассматривалось плохо исследованное дело, а в качестве общественного защитника часто выступали лица, которые не были уполномочены коллективом, а делали это по просьбе друзей обвиняемого [13, л. 69];

- в ряде мест (в городе и области) полностью игнорировались и решение бюро ОК КПСС от 21 мая 1963 г., и директива Генпрокурора СССР от 18 декабря 1962 г. о привлечении к судебным процессам общественных прокуроров, которые, следует отметить, выступали в суде в качестве общественных обвинителей, что не соответствовало их статусу [14, л. 129].

Деятельность прокуратуры ленинградского региона по вовлечению населения и общественности в работу по борьбе с преступностью и с нарушениями общественного порядка нашла свое отражение в эти годы и в других, не менее важных, направлениях. К их числу можно отнести:

- постановку прокуратурой вопросов социалистической законности и борьбы с преступностью на сессиях райсоветов и собраниях (пленумах, активах, конференциях) местных партийных организаций;

- оказание помощи в работе ДНД и товарищеских судов;

- пропаганду советских законов и мероприятий руководства партии и государства по борьбе с преступностью как в целом в стране, так и в регионе;

- работу в местах лишения свободы и устройство лиц, освобождённых из тюрем, ИТК.

Подводя итог анализу организационно-правовых проблем, связанных с деятельностью органов прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью, следует заметить, что во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. произошли заметные перемены во взаимоотношениях населения и общественности с прокуратурой. Такие институты, как группы содействия прокуратуре и социалистические совместители прокуроров, действующие в конце 20-х - начале 40-х гг., не получили своего дальнейшего развития в 50-е гг. С конца 1950-х гг. был восстановлен некогда подзабытый институт общественных обвинителей (приказ Генпрокурора СССР от 20 июля 1959 г. № 43), но все же ключевые элементы системы взаимодействия прокуратуры и общественности оказались более многочисленными и наиболее результативными. Эти выводы были подтверждены практикой и опытом работы прокуратуры Ленинграда и Ленинградской области, изучение которого имеет важное значение для современной правоохранительной деятельности.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации с гимном России. М.: «Мартин», 2005. 47 с.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 787 с.

3. Измайлова Ф.Ш. Прокуратура и общественность // Советская прокуратура. Очерки истории. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1993. С. 73-76.

4. Лебединский В.Г., Каленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР. М.: Госюриздат, 1957. 331 с.

5. Иванов Д.В. Государственно-правовой концепт и практика борьбы с преступностью на Северо-Западе РСФСР в 1917-1991 годах. СПб.: Издательство «Юридический центр», 2018. 479 с.

6. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 113. Д. 78.

7. Соловьев С.Е. Славный юбилей // 50 лет советской прокуратуры. По материалам прокуратуры города Ленинграда. Л.: Изд-во Института

усовершенствования следственных работников органов прокуратуры и МВД, 1972. 70 с.

8. История прокуратуры России. Историко-правовой анализ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.Г. Звягинцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 223 с.

9. Васильев А.Н. Участие общественности в расследовании преступлений // Роль общественности в выполнении государственных функций в условиях развёрнутого строительства коммунистического общества. Тезисы докладов и научных сообщений 24-26 мая 1960 г. на межвузовской научной конференции. М.: Издательство Московского университета, 1960. 93 с.

10. Соколов Ю.А. Участие трудящихся в охране советского общественного порядка. М.: Государственное издательство литературы, 1962. 170 с.

11. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 113. Д. 78.

12. ЦГАИПД СПб. Ф. 8437. Оп. 4. Д. 31.

13. ЦГАИПД СПб. Ф. 8437. Оп. 4. Д. 99.

14. ЦГАИПД СПб Ф. 1740. Оп. 6. Д. 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.