Научная статья на тему 'Лечебно-трудовые профилактории в Ленинграде в 1960-1980-е гг. : организационно-правовые проблемы борьбы с алкоголизмом'

Лечебно-трудовые профилактории в Ленинграде в 1960-1980-е гг. : организационно-правовые проблемы борьбы с алкоголизмом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНО ТРУДОВОЙ ПРОФИЛАКТОРИЙ / ХРОНИЧЕСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ / ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ / БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ / COMPULSORY REHABILITATION CENTER / CHRONIC ALCOHOLISM / FORCED ISOLATION / REGULATIONS / SOBERING UP CENTER / CAMPAIGN AGAINST ALCOHOL ABUSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колошинская Наталья Викторовна

В статье анализируется опыт применения властями Ленинграда организационно правовых мер борьбы с пьянством и алкоголизмом в регионе, создания и руководства лечебно трудовых профилакториев специализированных учреждений в системе органов внутренних дел. Исследуются проблемы принудительного лечения от алкоголизма и эффективность этого процесса в 1960-1980-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPULSORY REHABILITATION CENTERS IN LENINGRAD BETWEEN THE 1960s AND THE 1980s: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES OF PREVENTION OF ALCOHOL ABUSE

The article analyzes the experience of the Leningrad authorities of organizational and legal measures to combat drunkenness and alcoholism in the region, the creation and management of compulsory rehabilitation centers specialized institutions in the system of internal affairs. The problems of compulsory treatment for alcoholism and the effectiveness of this process in the 60-80s are investigated

Текст научной работы на тему «Лечебно-трудовые профилактории в Ленинграде в 1960-1980-е гг. : организационно-правовые проблемы борьбы с алкоголизмом»

УДК 343.57

лечебно-трудовые профилактории в ленинграде в 1960-1980-е гг.: организационно-правовые проблемы борьбы с алкоголизмом

Колошинская Наталья Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой теории права и гуманитарных дисциплин, к.ю.н., доцент, e-mail: nata_ivanova_75@mail.ru

В статье анализируется опыт применения властями Ленинграда организационно-правовых мер борьбы с пьянством и алкоголизмом в регионе, создания и руководства лечебно-трудовых профилакториев - специализированных учреждений в системе органов внутренних дел. Исследуются проблемы принудительного лечения от алкоголизма и эффективность этого процесса в 1960-1980-х гг.

Ключевые слова: лечебно-трудовой профилакторий; хронический алкоголизм; принудительная изоляция; нормативные правовые акты; медицинский вытрезвитель; борьба с пьянством

compulsory rehabilitation centers in leningrad between the 1960s and the 1980s: organizational and legal issues of prevention of alcohol abuse

Kolosinskaia Natalia V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Legal Theory and Humanitarian Disciplines, PhD, Docent, e-mail: nata_ivanova_75@mail.ru

The article analyzes the experience of the Leningrad authorities of organizational and legal measures to combat drunkenness and alcoholism in the region, the creation and management of compulsory rehabilitation centers - specialized institutions in the system of internal affairs. The problems of compulsory treatment for alcoholism and the effectiveness of this process in the 60-80s are investigated

Keywords: compulsory rehabilitation center, chronic alcoholism, forced isolation, regulations, sobering-up center, campaign against alcohol abuse

Для цитирования: Колошинская Н.В. Лечебно-трудовые профилактории в Ленинграде в 1960-1980-е гг.: организационно-правовые проблемы борьбы с алкоголизмом // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 114-116.

Бездушное отрицание «советского прошлого» в Российской Федерации в начале 1990-х гг. коснулось и системы профилакториев для хронических алкоголиков, количество которых постоянно возрастало. К примеру, Ленинград к 1984 г. уже занимал одно из первых мест в «двадцатке» «алкоголизированных» регионов РСФСР [1, с. 230]. Поспешно ликвидированные постановлением Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. лечебно-трудовые профилактории, где принудительно лечились больные алкоголизмом, альтернативными учреждениями не заменялись, а их деятельность вдруг стала рассматриваться как нарушение прав и свобод человека [2, с. 91]. В итоге во многих регионах страны, и в Санкт-Петербурге в частности, за прошедшие 25 лет ситуация с уровнем алкоголизации населения фактически вышла из под контроля, а в ряде мест на официальном уровне стал обсуждаться вопрос о возрождении лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) и системы принудительного лечения больных алкоголизмом и наркоманией [3]. К обсуждению данной проблемы подключились и ученые-юристы, пытаясь наиболее полно проанализировать отечественный опыт деятельности ЛТП и сформулировать ценные практические рекомендации [4, с. 158-161].

Анализ специальной литературы и архивных источников показал, что подобный опыт был накоплен и в Ленинграде, однако своего истори-ко-правового научного толкования он не получил,

а к самой теме в последние годы практически перестали обращаться не только юристы, но и социологи, психологи, историки и др.

Между тем, рано или поздно проблему заболеваемости алкоголизмом в России надо будет разрешать и уже, по всей вероятности, с применением элементов государственного правового принуждения. Иначе - катастрофа. Сейчас на территории РФ среди пациентов, состоящих на учете у наркологов, алкоголики составляют около 80 % [5, с. 21]. Свыше 80 % опрошенных граждан городов Омска и Тюмени, например, высказались однозначно за восстановление института медицинских вытрезвителей, также «похороненных» либералами-романтиками [6, с. 10]. Лишь в мае 2019 г. депутаты Государственной Думы и сенаторы Совета Федерации приступили к обсуждению законопроекта по данной тематике, согласившись, что ситуация с алкоголизацией населения требует незамедлительного юридического вмешательства.

Таким образом, эти и другие факторы, а также проработанные автором архивные материалы и источники позволили сформулировать несколько важных суждений по исследуемой проблеме.

Во-первых, никакой стратегии по умышленному спаиванию соотечественников современные российские власти не разрабатывали и не применяли. Как подмечали наблюдатели, «народ спился» еще в далекие 1960- 1980-е гг. Хотя властные структуры

Лечебно-трудовые профилактории в Ленинграде

в те годы не уставали повторять, что они сделали все возможное, чтобы остановить алкогольную пандемию на территории РСФСР и Ленинграда в особенности.

Рассуждая об этом, заметим, кстати, что в том же Кировском районе г. Ленинграда за девять месяцев 1965 г. только торговыми организациями Райпище-торга было продано населению водочных изделий почти на 12 млн руб. [7, л. 4]. Говоря о «повальном» пьянстве в стране в 1960-1970-е гг., Л.М. Тимофеев призывал всех рассказывать об этой беде народной «много и подробно», особенно о трагедии детей в таких пьющих семьях [8, с. 66]. Ведь последствия были очевидными. Только за первое полугодие 1968 г. в РСФСР почти 20 тыс. подростков были помещены в медвытрезвители [9, л. 124]. Уже через 10 лет более 55 тыс. несовершеннолетних (72,4 %) совершили преступления в составе группы, около 42 тыс. из них - в состоянии опьянения [10, с. 48-49]. К середине 80-х гг. в Ленинграде свыше 90 % опрошенных (5 тыс. чел. -выделено автором) горожан было обеспокоено факторами повального пьянства и алкоголизма в городе [11, с. 31].

Распространялось пьянство и на изолированных от общества территориях - в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ). Так, впервые за многие годы эту проблему обсудили в июне 1961 г. на заседании Коллегии МВД РСФСР [12, л. 28, 29]. В конце 80-х гг. руководство союзного МВД констатировало, что примерно каждому четвертому из всех осужденных, наряду с наказанием, было назначено принудительное лечение от алкоголизма (21,1 %) [13, с. 53].

В то же время, власти в центре и на местах чаще всего были убеждены в том, что принимаемые ими меры по борьбе с алкоголизмом населения носят своевременные и жесткие черты. В Ленинградском обкоме КПСС в конце 60-х гг., к примеру, были уверены, что по отношению к пьяницам в городе и области ими осуществлены «...самые жесткие меры» [14, л. 5]. Между тем, в ЦК КПСС эти усилия оценивали как кампанейские, лишенные организованности и последовательности [1, с. 231].

Во-вторых, рассогласованность организационно-правовых мер профилактики и борьбы с алкоголизмом, доминирование в этом процессе агитационно-пропагандистских штампов и подходов, а позже и срыв планов по решительному искоренению этого болезненного пристрастия у значительной части населения, спровоцировали власти на применение принудительно-карательных институтов по отношению к нему.

«Монтаж» и применение подобного механизма стали возможны, с одной стороны, в силу неразвитости общественных структур (элементов зрелого гражданского общества), имеющих «свой опыт» разрешения этих проблем, а с другой, по причине общественной нетерпимости, поиска простого и «надежного» приема (здесь и сейчас) по отношению к алкоголикам, тунеядцам, бродягам, попрошайкам и др. В 1960-1980-е гг. еще хорошо помнили

о недавнем методе (1930-1940-е гг. - выделено автором) радикального разрешения любых общественных противоречий и проблем. Как вор должен был сидеть в тюрьме, так и алкоголик в этом контексте должен был быть изолирован и подвергнут лечению и трудовому перевоспитанию.

Поэтому появление в 1960-е гг. ЛТП, за редким исключением, вызвало в российском обществе поддержку и одобрение советских граждан. Сработали на первых порах и публикации в местных и даже центральных газетах о целях, задачах и первом опыте функционирования этих профилакториев. Судя по некоторым откликам (в статьях газет - выделено автором) часть счастливых семей благодарила «партию и правительство» за полноценное выздоровление одного из их членов (отца, матери, брата и др.). Приводились данные о деятельности ЛТП, производственных показателях и трудовых достижениях профилактируемых. В республиках, краях и областях все чаще стали подниматься вопросы о создании, руководстве и эффективности работы этих лечебно-исправительных учреждений.

В то же время повсеместно в деятельности ЛТП, не только в ленинградском регионе, с конца 1960-х гг. и вплоть до их ликвидации проявились проблемы, несвоевременное, а подчас и умышленное не разрешение которых фактически дискредитировало саму идею и сломало систему лечения и перевоспитания хронических алкоголиков. Из всего комплекса этих проблем стоит выделить наиболее значимые, о которых призваны помнить те, кто будет вновь пытаться воссоздать подобные структуры профилактики больных алкоголизмом.

Здесь, кстати, уместно сделать одно замечание, относящееся к истории создания первых ЛТП в Советском Союзе. Официально признано, что они впервые появились в 1964 г. в Казахстане, а в РСФСР - с 1967 г. [15, с. 258]. Вместе с этим, юрист Д.В. Иванов утверждает, что еще в августе 1961 г. вопрос об организации ЛТП обсуждался на уровне Исполкома Ленгорсове-та. Были подготовлены соответствующие документы и расчеты, но по различным причинам их создание откладывалось [1, с. 248-249]. В своем крупном монографическом исследовании он также останавливается на анализе проблем функционирования ЛТП в Ленинграде и области в 60-е-начале 90-х гг., с которыми мы полностью соглашаемся. Однако нельзя не заметить и других аспектов организационно-правового плана, влияющих на эффективность борьбы с алкоголизмом применительно деятельности ЛТП.

Так, например, в конце 1968 г. Министерство внутренних дел Союза СССР, предварительно изучив деятельность всех созданных в стране год назад ЛТП, издало приказ, в котором тщательно анализировались типичные для них недостатки, и которые в полной мере отразились в деятельности ЛТП в Ленинграде и области [16, л. 502, 503].

Отмечалось, в частности, что:

- практически во всех созданных ЛТП не было собственного производства;

Личность и история

115

- злостные пьяницы (алкоголики) не изолированы, допускались самовольные уходы и побеги из профилакториев;

- в ЛТП неудовлетворительно поставлена воспитательная работа, в результате часть профилактиру-емых, имевших рецидивный опыт, крайне негативно воздействовала на остальных больных алкоголиков;

- повсеместно крайне недостаточно осуществлялась лечебная работа (ввиду отсутствия необходимой аппаратуры не все алкоголики были охвачены обследованием и лечением);

- фактически отсутствовала необходимая для лечения алкоголиков взаимосвязь с психоневрологическими диспансерами, в результате чего не обеспечивалась преемственность в лечении злостных пьяниц и др.

В Ленинграде, например, плановое лечение алкоголиков в начале 70-х гг. осуществляли наркологический центр ЛГЗО (Ленинградского городского здравотдела), Городской психиатр (должность Главного психиатра г. Ленинграда - выделено автором) и психиатрическая больница № 5. Однако городской ЛТП, расположенный в районной больнице им. Н.А. Семашко, связи психоневрологическими диспансерами (ПНД), кабинетами ЛГЗО, НИИ им. В.М. Бехтерева не поддерживал и не взаимодействовал [17, л. 59]. Позднее отмечалось немало случаев приема в профилакторий лиц, не прошедших полного клинического обследования в ПНД и районных поликлиниках, что вызывало затруднения в работе медсотрудников, вело к росту больных с противопоказаниями для противоалкогольного лечения и др.

Так, проведенное автором исследование показало, что руководство города за весь период 1970-1980-х гг., когда число «хроников» побивало все показатели по крупным мегаполисам страны, так и не смогло скоординировать деятельность всех заинтересованных сторон в качественном улучшении процесса лечения и трудового перевоспитания городских хронических алкоголиков. Если в 1985 г. их насчитывалось (по подсчетам автора) чуть более 92 тыс. чел., то к началу 1990-х гг. - уже 115 тыс. [1, с. 251]. В принципе, властям в центре и на местах вполне хватало времени, чтобы внести необходимые коррективы в деятельность данного института. Учитывая, что в те годы было немало предложений с мест организационно-правового содержания, заметно воздействующих на весь процесс принудительного лечения и трудового перевоспитания хронических алкоголиков, на меру, которая все же носила медико-административный характер.

Отказ от этой меры, скорее всего, определил бы иной порядок подчиненности ЛТП в стране. В то время руководство не только требовало открывать их на базе ИТУ, но и привнесло в ЛТП сам «дух лагерной системы», особенно в режим содержания «хроников». И, как всегда, главной и неразрешимой проблемой, по мнению властей, оставалось отсутствие бюджетных средств. Тогда почему то считалось, что в системе МВД их более чем достаточно, в то время

как в органах здравоохранения и социальной работы средств катастрофически не хватало.

Время показало, что ситуация далеко не так проста, как и то, что в обществе, где каждый сам за себя всегда найдутся «умники» для которых «пьяная братва» есть действующий резерв для погромов, убийств и других негативных явлений.

Библиографический список:

1. Иванов Д.В. Государственно-правовой концепт и практика борьбы с преступностью на Северо-Западе РСФСР 1917-1991 годах. СПб.: Издательство «Юридический центр», 2018. 479 с.

2. Кокорева Н.Н., Шумский В.В., Демченеко Н.В. Лечебно-трудовые профилактории в современной России: проблемы профилактики насилия на почве алкоголизма в семье // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 1. С. 91-96.

3. Кречетников А. Депутат - единоросс предложил лечить алкоголиков по-советски - в ЛТП. URL: htpp:// www.bbc.com/Russian/features-42793342 (дата обращения: 10.09.2019).

4. Дизер О.А., Водяная М.Ю. Перспективы применения принудительного лечения алкоголизма // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 1. С. 158-165.

5. Зеленская Е.Л. Принудительное лечение алкоголизма в лечебно-трудовых профилакториях: истори-ко-правовой аспект // Вестник Омского юридического института. 2010. № 2(13). С. 19-22.

6. Водяная М.Ю. Элементы охраны правопорядка: медицинский вытрезвитель // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. Научный журнал. Science. Thought: electronic journal. Scientific-journal. 2017. № 3-1. С. 9-10.

7. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.137. Д.168.

8. Тимофеев Л.М. Черный рынок как политическая система. Вильнюс-Москва (VIMO), 1993. 272 с.

9. ОАИ ИЦ ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 353.

10. Судебная статистика: Преступность и судимость (современный анализ данных уголовной судебной статистики России 1923-1997 годов) / Под ред. И.Н. Андрюшечкиной. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1968. 64 с.

11. Образ жизни населения крупного города: Опыт комплексного социального исследования / Под ред. А.С. Пашкова. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 288 с.

12. ОАИ ИЦ ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 263.

13. Михлин А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам специальной переписи 1989 г.). М.: ВНИИ МВД, 1991. 176 с.

14. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.139. Д.50.

15. МВД России. Энциклопедия / Гл. ред. В.Ф. Некрасов. М.: Объединенная редакция МВД России. Издат. дом «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. 623 с.

16. ОАИ ИЦ ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 344. Т. 3.

17. ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп.139. Д.50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.