Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
УДК 947.085
М.Ю. Гутман*, А. В. Панфилец*
Правовое регулирование и деятельность милиции Ленинграда по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в условиях блокады (1941-1944 гг.)
В данной статье подробно раскрывается правовое регулирование деятельности милиции Ленинграда в блокаду (1941—1944 гг.) в период Великой Отечественной войны, а также освещается ее работа по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в условиях военного времени.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ленинград, блокада, милиция, борьба с преступностью.
M.Y. Gutman*, A.V. Panfilets**. Legal regulation and activities of the Leningrad police public order and the fight against crime under siege (1941-1944).
This article details the legal regulation of the militia in the siege of Leningrad (1941-1944 gg.) During the Great Patriotic war, and highlights its work on policing and crime control in wartime.
Keywords: Great Patriotic war, Leningrad, siege, militia, fight against crime.
В годы Великой Отечественной войны, 65-летие Победы в которой будет отмечать благодарное народам нашей страны человечество, нельзя переоценить подвиг, совершенный ленинградцами и его защитниками. Ленинград, имевший важнейшее военно-стратегическое, экономическое и политическое значение, являлся одним из главных препятствий, без захвата и уничтожения которого было невозможно решить главную задачу немецко-фашистского командования — разгромить Красную Армию, захватить Москву и поставить советский народ на колени. Немецкий генерал Гальдер в своем дневнике записал: «Есть твердое решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей», а население частью уничтожить, частью превратить в рабов1.
8 сентября 1941 г. к 11 часам утра немецкие танки, преодолев сопротивление частей Красной Армии, захватили расположенный у истоков Невы город Шлиссельбург и вышли на южный берег Ладожского озера. С этого времени Ленинград был блокирован с суши, а движение судов с Ладожского озера по Неве парализовано2. Город оказался в полной блокаде. Военная блокада — это особая форма военных действий, направленная на изолирование неприятельского объекта и нарушение его внешних
~ '“■3
связей по всем видам коммуникаций.
В этих условиях всё население города, части и соединения Красной Армии и моряки Краснознамённого Балтийского флота, войска и органы Министерства внутренних дел СССР — стали его защитниками.
Все органы и структуры государственной власти в условиях войны перестраивались на военный лад. Перестраивалась и деятельность Главного управления Народного Комиссариата внутренних дел СССР (ГУ НКВД) по городу Ленинграду и Ленинградской области. До начала войны в ГУ НКВД входили Управление комитета государственной безопасности (УКГБ), Управление Ленинградской городской милиции (УЛГМ), Управление пожарной охраны (УПО), Управление исправительнотрудовых лагерей и колоний (УИТЛК), Местная противовоздушная оборона (МПВО), Финансовохозяйственный отдел (ФИНО), а также войска НКВД, размещенные в границах Ленинградского военного округа4.
* Гутман Матвей Юрьевич, профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-93.
** Панфилец Александр Владимирович, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук. Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-19.
* Gutman, Matthew Yurievich, professor of sociology and political science at St. Petersburg University of the Interior Ministry of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Worker of Higher School of Russia. St. Petersburg University of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, ul. Pilot Pilyutova 1. Tel. 744-70-93.
** Panfilets Alexander Vladimirovich, assistant professor of the history of the State and Law at St. Petersburg University of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Historical Sciences. St. Petersburg University of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, ul. Pilot Pilyutova 1. Tel. 744-70-19.
С установлением блокады Ленинграда функциональные обязанности сотрудников подразделений НКВД, в т.ч. и милиции, дополнились новыми, обусловленными военной обстановкой. Так, на сотрудников милиции возлагались задачи по участию в системе МПВО, предписывалось выявлять и разоблачать вражеских лазутчиков, ракетчиков, распространителей злостных пораженческих слухов, вести активную борьбу с дезертирами и их укрывателями, нарушителями паспортного режима, комендантского часа, а также задерживать лиц, уклоняющихся от трудовой повинности. Милиции вменялась обязанность сопровождать транспорт с хлебом до магазинов, присутствовать при отоваривании продовольственных и промтоварных карточек, контролировать вывоз и захоронение трупов и многое другое5.
По плану внутренней обороны города (ВОГ) все подразделения ГУ НКВД включались в военизированные структуры. Городская милиция участвовала в формировании и обучении личного состава истребительных батальонов и подразделений МПВО. Сформированные 12 истребительных батальонов в значительной части состояли из сотрудников городской милиции, а 10 из них возглавлялись начальствующим составом различных подразделений милиции. Эти формирования по команде «Сбор» должны были занимать отведенные им сектора для обороны на случай прорыва врага в город, а также вести борьбу с авиадесантом противника. До особого распоряжения эти строевые формирования продолжали выполнять свои служебные задачи6.
Военный совет Ленинградского фронта в сентябре 1941 г. принял постановление «Об усилении борьбы с дезертирством и проникновением вражеских элементов в город», которым устанавливались три заградительные линии в южной части города. Одну из них — вторую, проходящую по Предпортовой ветке железной дороги до Володарского моста, поручалась создать начальнику УНКВД ЛО комиссару госбезопасности 3-го ранга П.Н. Кубаткину, а охрану организовать из сотрудников Ленинградской милиции.
В этом районе к тому времени уже были созданы отдельные зоны заграждения, и сотрудниками милиции за короткий срок удалось организовать линию заграждения из пяти комендатур. Комендатурами выставлялись контрольно-пропускные посты численностью до тридцати человек, между которыми осуществлялось постоянное патрулирование нарядами милиции. Контрольно-пропускные пункты (КПП) располагались на всех важнейших магистралях, ведущих в блокадный Ленинград. Службу на КПП выполняли 356 сотрудников милиции, но потоки проверяемых были настолько многочисленными, что приходилось выделять дополнительно до двадцати пикетов ГАИ, личный состав городских отделений милиции и Октябрьской дорожной милиции7.
Система заградительных линий, комендатур, КПП, пикетов, а также проведённое отселение части жителей из южных районов города значительно повысили надежность охраны общественного порядка и безопасности блокированного Ленинграда, поставив надежный барьер проникновению в город преступного элемента, дезертиров, шпионов и диверсантов. Только в октябре и ноябре 1941 г. на второй заградительной линии и прилежащих к ней территориях было задержано 15149 человек, в т.ч. немало диверсантов, дезертиров и других преступных элементов8.
Организационно патрульно-постовой службы милиции в блокадном городе представляла собой сеть действовавших круглосуточно застав, контрольно-пропускных пунктов, специальных пеших и конных патрулей. Кроме того, преимущественно в вечернее и ночное время выставлялись и обычные посты, но уже по специальной дислокации, учитывающей расположение застав, КПП и маршруты комендантских и войсковых патрулей. Бывший в годы блокады заместителем начальника Управления милиции И.А. Аверкиев писал, что основными задачами патрульно-постовой службы были проверка документов, выявление подозрительного контингента, заброшенных вражеских агентов и т.д. Эта ответственная задача почти полностью легла на постового милиционера. «Тут маленькая фигура постового милиционера поднялась на большую высоту»9.
В дневное время выставлялось 60 милицейских патрулей, в вечернее и ночное их количество удваивалось. Каждый патруль был парным. На своих участках несли службу участковые уполномоченные. Заставы, КПП, милицейские патрули, а также патрули войск НКВД и службы охраны особо важных объектов и предприятий города тесно согласовывали свои действия с наружной службой коменданта гарнизона города Ленинграда10. Для охраны общественного порядка комендант
гарнизона ежесуточно выделял около 160-180 патрулей в зависимости от оперативной обстановки
11
в городе11.
Анализ информации, содержащейся в архивных документах, показывает, что наружная служба милиции весь период блокады находилась под пристальным вниманием милицейского руководства и УНКВД по ЛО.
Начальник УНКВД по ЛО П.Н. Кубаткин в приказе от 16 октября 1941 г., отмечая недостатки в организации ночного патрулирования по территории 10-го городского отделения милиции указывал: «Охрана революционного порядка, особенно в ночное время, является сейчас важнейшей задачей милиции города Ленинграда. От каждого работника милиции требуется на каждом шагу проявлять
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
особую чекистскую бдительность, чтобы не допустить проникновения в город вражеского элемента,
разоблачить и вовремя задержать шпиона, диверсанта, распространителя контрреволюционных слухов,
12
дезертира и т.д.»12.
Работу наружной милиции дополняли систематически проводимые в общественных местах и на улицах в дневное и вечернее время оперативным составом милиции совместно со специально назначенными военными патрулями при активной помощи общественности облавы. В ходе проверок задерживались все, в т.ч. и военнослужащие, с сомнительными документами или без них. После тщательной проверки к выявленным нарушителям законов военного времени, преступникам и агентам врага принимались соответствующие меры.
Отсутствие необходимых запасов продовольствия в городе, не прекращавшиеся бомбардировки и артобстрелы, вражеская блокада, разрушение водопроводных, тепловых и электрических сетей привели к массовой смертности населения. По подсчетам Д.В. Павлова, в ноябре 1941 г. от дистрофии и холода умерли 11035 человек, в декабре — 52881 человек. В январе и феврале 1942 г. умерли 199187
13
человек13.
Сотрудники милиции, как и все жители Ленинграда, страдали от голода, холода и болезней в равной мере. При напряженной службе в январе 1942 г. более 1600 милиционеров были временно нетрудоспособны. За первые два месяца 1942 г. от истощения и болезней умерли 382 сотрудника милиции. Степень истощения была настолько велика, что двое сотрудников милиции не могли поднять
14
на улице одного замерзающего или умирающего человека14.
В условиях осаждённого города особенно тяжелые страдания выпали на долю детей. Их спасение стало одной из важнейших задач, возложенных на милицию. В этой связи значительные усилия милиции были направлены на выявление и размещение в приемниках-распределителях бездомных детей.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. о выявлении безнадзорных детей и размещении их в приемниках-распределителях НКВД, Ленгорисполком 14 февраля 1942 г. принял постановление об открытии во всех районах города приемников-распределителей общей наполняемостью в 2000 детей. Постановление было выполнено. К концу марта сотрудниками милиции были выявлены и отправлены родителям 150 детей, 640 отправлены в детские дома, часть детей была определена в больницы. В приёмниках-распределителях находилось 2993 ребенка. Одновременно для розыска потерявшихся детей и определения их местонахождения при Управлении Ленинградской городской милиции был организован справочно-адресный детский стол15.
За общественным порядком на улицах и площадях блокадного Ленинграда наравне с постовыми милиционерами наблюдали сотрудники ГАИ и отряда РУД. В приказе от 20 апреля 1942 г. «Об усилении борьбы с нарушениями правил уличного движения» № 116 начальник Управления милиции Е.С. Грушко подчеркивал, что обстановка в осаждённом городе требует железного, революционного порядка на улицах и особой дисциплинированности каждого гражданина16.
Большое внимание милиция уделяла наведению и поддержанию санитарного состояния улиц и дворов, что способствовало предотвращению эпидемий в городе. В приказе начальника УМ от 12 апреля 1942 года указывалось: «Решение Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 25 марта 1942 года о мобилизации населения в порядке трудовой повинности по очистке дворов, площадей, улиц и набережных явилось мощным орудием наведения чистоты и порядка в городе. Сотрудники УМ активно включились в кампанию по очистке, показывая отличные образцы работы на трудовом фронте». Этим приказом была объявлена благодарность двадцати одному сотруднику милиции17. Благодаря самоотверженной работе всех жителей Ленинграда по очистке города удалось избежать эпидемий и восстановить должное санитарное состояние северной столицы.
В начале войны значительная часть партийных, советских и хозяйственных руководителей Ленинграда была вооружена через органы НКВД личным оружием. Оружие разными путями приобретали и жители города, и это оружие не всегда использовалось в целях самозащиты, что вызывало серьёзное беспокойство у городских и военных властей. Постановлением Военного Совета Ленинградского фронта от 10 января 1942 г. и решением суженного (закрытого) заседания Исполкома Ленгорсовета от 13 января 1942 г. на райсоветы была возложена обязанность по приему мелкокалиберных винтовок, охотничьих ружей и боеприпасов с обязательной регистрацией в пятидневный срок в Управлении милиции18.
Криминогенная обстановка в блокадном Ленинграде была достаточно сложной. Еще в самом начале войны, стремясь не оказаться на захваченной врагом территории, в Ленинград хлынули огромные массы людей. Вместе с беженцами и эвакуированными в город просочились и преступники, освобожденные и бежавшие из тюрем и исправительно-трудовых учреждений прифронтовых районов. Среди лиц, проникших в город, были и завербованные фашистскими разведывательными органами преступники, задача которых заключалась в дезорганизации работы советского тыла, распространении
19
ложных и панических слухов, активизации деятельности уголовных элементов, диверсий и шпионажа .
Во исполнение директивы НКВД СССР в Ленинграде был проведён учёт «уголовного рецидива и социально-паразитического элемента», подлежавшего выселению из города, а также иностранцев и лиц без гражданства, которых следовало эвакуировать в другие регионы страны. Но вывоз не был осуществлен из-за срыва плана эвакуации, и в городе остались несколько сотен освободившихся из тюрем лиц, не имевших права на прописку. Всего на 5 декабря 1941 г. лиц, подлежащих выселению по указанным основаниям, состояло на учете 1514 человек20.
С самого начала блокады большинство работоспособного населения города находилось на казарменном положении при своих заводах, фабриках и учреждениях. Часть жителей города была эвакуирована, десятки тысяч мобилизованы на фронт, ушли в дивизии народного ополчения. Поэтому многие квартиры горожан, особенно в первые месяцы блокады, остались без надзора. В связи с дефицитом электричества большинство домов и торговых заведений было лишено электроснабжения. Эти факторы создали благоприятные условия для действий преступников и существенно осложняли работу милиции. В первую блокадную зиму на почве жесточайшего голода, холода и резкого ухудшения элементарных бытовых условий появились новые виды преступлений: убийства с целью завладения продуктами, продовольственными карточками, грабежи сумок и хлеба в булочных, подделка продовольственных карточек, кражи из квартир мобилизованных и эвакуированных, вымогательство платы за рытье могил, бандитизм и другие. Имели место и случаи людоедства и трупоедства21.
Анализ нормативных актов, действовавших в период блокады, позволяет сделать вывод, что, хотя режим осадного положения в блокированном городе и не вводился, фактически в Ленинграде была установлена специфическая разновидность режима осадного положения22.
С конца сентября 1941 г. и до весны 1942 г. по карточкам ленинградцы получали в основном хлеб, да и то с наполнителями. Этот «хлеб» можно было назвать хлебом лишь с большой натяжкой23. Вопросы охраны продовольственных складов, хлебозаводов, выдачи продовольственных карточек и их отоваривание — все это находилось в поле зрения и под особым контролем отдела БХСС Управления милиции, равно как и всех других подразделений милиции и правоохранительных органов. В условиях блокадного города хищение продовольствия, продовольственных карточек, талонов обрекало жертвы этих преступлений на смерть. Ведь только одна украденная буханка хлеба лишала 6-8 человек суточного пайка24.
Анализ преступлений, связанных с подделкой продовольственных карточек показывает, что их совершали организованные преступные группы численностью 10-12 человек, состоявшие из работников типографии или гравера, продавцов, а нередко и директора магазина, отоваривающих эти карточки. Начальник УНКВД ЛО комиссар госбезопасности 3 ранга Кубаткин 11 января 1943 г. сообщил А.А. Жданову, что за последнее время вскрыто и ликвидировано несколько преступных групп, которые изготовляли фальшивые продовольственные карточки, а также талоны к карточкам, и расхищали по ним в массовом количестве продукты питания. Так, только одна преступная группа Змеева похитила около 6 тонн продуктов. Поэтому для печати продовольственных карточек было решено использовать наиболее сложные для подделки шрифты, меняя их ежемесячно25.
Нередки были случаи убийств из-за продовольственных карточек. Только в апреле 1943 г. за убийства с целью завладения продовольственными карточками и продуктами питания были арестованы и преданы суду Военного трибунала 12 человек и 11 групп спекулянтов и расхитителей социалистической собственности, участники которых, пробравшись в снабженческие и торговые организации, расхищали продукты питания и занимались спекуляцией26.
В период блокады изменялся не только качественный состав преступников и масштабы их деятельности, но и отношение властных структур к ним, санкции за преступления, совершенные в военное время, были усилены. Так, если накануне блокады за расхищение продовольствия должностные лица осуждались на срок от 2 до 3 лет лишения свободы, то с началом блокады они приговаривались уже в среднем к 8 годам, а с ноября 1941 г. по февраль 1942 г. такие преступления, как правило, карались смертной казнью. По мере смягчения продовольственной проблемы санкции также снижались: в начале 1943 г. наказание за хищение продуктов снизилось с 5-10 до 2-3 лет27.
Острейшей проблемой всех правоохранительных органов и войск НКВД блокадного города стала борьба с бандитизмом. Координация мер по раскрытию этих преступлений лежала на отделе борьбы с бандитизмом (ОББ) Управления милиции и велась решительно. Если к концу 1941 г. за бандитизм было осуждено 159 человек, то только в первом полугодии 1942 г. за эти преступления были осуждены свыше 1200 человек. В результате энергичных совместных действий милиции, органов госбезопасности и контрразведки Ленинградского фронта с волной бандитизма удалось справиться довольно быстро. Если во втором полугодии 1942 г. за бандитизм были осуждены 542 человека, то в первом полугодии 1943 г. только 194 человека28.
Значительное число преступлений в блокадном городе составляли невооруженные грабежи (ст. 167, 165 УК РСФСР). Так, за пять последних месяцев 1941 г. было зарегистрировано 466 грабежей
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
и из них раскрыто 80,7%, то в 1942 г. их число увеличилось до 1300 при раскрываемости 87,0%. Только в 1943 г. удалось переломить ситуацию: было зарегистрировано 59 грабежей, а их раскрываемость достигла 96,8%29.
Самым распространенным видом преступлений были кражи. Так количество государственных краж (ст. 162 «г», «д» УК РСФСР) за пять последних месяцев 1941 г. составило 2507 при раскрываемости в 61,6%. В 1942 г. их было уже 9953 при значительно возросшей раскрываемости — 83,7%. Это было самое большое число государственных краж за все блокаду. В 1943 году их было зарегистрировано 2903 при раскрываемости 87,4%, а в 1944 году — 2139 при раскрываемости 89,8%, на наш взгляд очень
30
высокой30.
Самым распространённым видом преступлений в период блокады были «прочие кражи», особенно квартирные. За 5 месяцев 1941 г. было зарегистрировано 5035 краж, раскрываемость которых составляла 50,9%. В 1942 г. волна краж захлестнула город. Было совершено 12097 таких преступлений, а их раскрываемость составила всего 9%. В 1943 г. ситуация изменилась в лучшую сторону: было зарегистрировано 3815 краж при раскрываемости в 66,4%, Несмотря на то, что в 1944 г. произошёл некоторый рост этого вида преступлений, наблюдалась в общем положительная тенденция по их сокращению, а их раскрываемость составила 68,1%31.
Самое серьезное внимание руководство УНКВД и Управление милиции уделяло агентурнооперативной работе. Свидетельством этого являются многочисленные приказы и указания ГУВД Леноблгорисполкомов 1941-1944 гг. Так, в приказе начальника УМ города от 30 апреля 1943 г. № 69 отмечалось, что оперативными работниками ОБХСС ЛГМ в результате ряда умело проведенных агентурно-оперативных мероприятий в апреле были вскрыты и ликвидированы крупные группы спекулянтов и хищников соцсобственности, воровские группы, изъято ценностей и денег на сумму около миллиона рублей, в результате чего повысился процент раскрываемости краж и других видов
32
преступлений, значительно сократились сроки ведения следствия32.
Особенностью правового положения органов внутренних дел в блокадном Ленинграде являлось то, что они имели многоплановую подчиненность. С одной стороны, милиция являлась структурным органом УНКВД СССР и должна была обеспечивать общественный порядок и борьбу с преступностью. С другой, включённость в систему партийного руководства страной подчиняло органы внутренних дел местным партийным и советским функционерам, привлекавших их к участию в политических репрессиях. Более того, после принятия Президиумом Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. Указа «О военном положении» органы внутренних дел оказались в подчинении еще и военных властей, что повлекло за собой создание многочисленных параллельных структур по военному типу и бесчисленные отвлечения личного состава от выполнения своих прямых служебных задач.
Несмотря на все беды, неурядицы и обвальный рост преступности, органам внутренних дел блокадного Ленинграда удалось справиться с преступностью и стабилизировать обстановку в городе, обеспечив порядок и безопасность.
Архивные материалы
1. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПБ). — Ф. 7384. — Оп. 4. — Д.
67, 78.
2. Отдел реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации Информационного центра Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ОР и АИ ИЦ ГУВД СПб и ЛО). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 76, 87, 97; Ф. 28. - Оп. 1. - Д. 2.
Список литературы
1. Большая Советская энциклопедия. - М., 1970.
2. Ленинград в осаде : сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - СПб., 1995.
3. Мировая война 1939-1945 гг. - М., 1957.
4. Оборона Ленинграда 1941-1944 (Воспоминания и дневники участников). - Л., 1968.
5. Подвиг сотрудников органов внутренних дел при обороне Ленинграда 1941-1945. - СПб., 1995.
6. Белозеров, Б.П. Войска и органы НКВД в обороне Ленинграда. - СПб., 1996.
7. Иванов, В.А. Миссия Ордена. - СПб., 1997.
8. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. - Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / Под общ. ред. В.П. Сальникова - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002.
9. Павлов, Д.В. Ленинград в блокаде. - Л., 1985.
10. Панфилец, А.В. Ленинградская милиция в годы блокады (сентябрь 1941 г. - январь 1944г.) : дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2000.
11. Скилягин, А., Лесов, В., Пименов, Ю., Савченко, И. Дела и люди Ленинградской милиции. Очерки истории. — Л., 1967.
12 Филатов, В.П. Ленинградская милиция в период обороны города. — М., 1965.
13. Янгол, Н.Г. Деятельность ленинградской милиции в составе внутренней обороны города в период блокады / / Ленинградская милиция, органы НКВД Ленинграда в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). — Л., 1985.
14. Ленинградская правда. 1941-1943 гг.
Literature
1. Great Soviet Encyclopedia. — Moscow, 1970.
2. Leningrad under siege: a collection of documents about the heroic defense of Leningrad during the Great Patriotic War of 1941-1945. - St.-Petersburg, 1995.
3. World War 1939-1945. - Moscow, 1957.
4. Defense of Leningrad, 1941-1944 (Memoirs and diaries of participants). — Leningrad, 1968.
5. The feat of internal affairs officials in the defense of Leningrad 1941-1945. — St.-Petersburg, 1995.
6. Belozerov, B.P The troops and the NKVD in the defense of Leningrad. — St.-Petersburg, 1996.
7. Ivanov, VA. The mission of the Order. — St.-Petersburg, 1997.
8. The Ministry of Internal Affairs of Russia: 1802-2002. Historical Review in 2 vol. — St.-Petersburg, 2002.
9. Pavlov, D.V Leningrad during the blockade. — Leningrad, 1985.
10. Panfilets, A.V Leningrad militia during the siege (September 1941 —January 1944.): Dis. ... сand. hist. science. — St.-Petersburg, 2000.
11. Skilyagin, A., Lesov, V., Pimenov, Y, Savchenko, I. Cases and the people of Leningrad militia. Sketches of history. — Leningrad, 1967.
12 Filatov, VP Leningrad militia during the defense of the city. — Moscow, 1965.
13. Yangol, NG Activities of the Leningrad police in the inner city’s defense during the blockade // Leningrad police, the NKVD in Leningrad during the Great Patriotic War (1941-1945). — Leningrad, 1985.
14. Leningradskaya Pravda. — 1941-1943.
1 Мировая война 1939-1945 гг. М., 1957. С. 153.
2 Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. Л., 1985. С.23-24.
3 Большая Советская энциклопедия. Т. 3. М., 1970. С. 425.
4 Белозеров Б.П. Войска и органы НКВД в обороне Ленинграда. Санкт-Петербург, 1996. С. 18-19.
5 Панфилец А.В. Ленинградская милиция в годы блокады (сентябрь 1941 г.- январь 1944 г.). Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000.
С. 20-34.
6 Там же. С. 35-37.
7 См.: Панфилец А.В. Указ. соч. С. 94.
8 Янгол Н.Г. Деятельность ленинградской милиции в составе внутренней обороны города в период блокады / / Ленинградская
милиция, органы НКВД Ленинграда в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Л., 1985. С. 60.
9 См.: Оборона Ленинграда 1941-1944 (Воспоминания и дневники участников). Л., 1968. С. 485.
10 Там же. С. 486-487.
11 Филатов В.П. Ленинградская милиция в период обороны города. М., 1965. С. 13.
12 ОР и АИ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф.1. Оп.1. Д. 76. Л. 345.
13 См.: Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. С. 165.
14 См.: Филатов В.П. Указ. Соч. С.29-30.
15 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 4. Д. 67. Л. 60.
16 ОР и АИ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 87. Л. 140. Радикально улучшить уличное движение удалось только после
принятия Ленгорисполкомом 6 июля 1943 г. новых правил.
17 Там же. Л. 126.
18 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 4. Д. 78. Л. 79.
19 Скилягин А., Лесов В., Пименов Ю., Савченко И. Дела и люди Ленинградской милиции: Очерки истории. Л.: Лениздат,
1967. С. 247-248.
20 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 4. Д. 67. Л. 56.
21 Ленинград в осаде. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. СПб., 1995. С. 421, 452-461.
22 См.: Белозеров Б.П. Войска и органы НКВД в обороне Ленинграда. С. 64.
23 См.: Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. С.161-162.
24 См.: Филатов В.П. Указ. соч. С. 40.
25 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 4. Д. 78. Л. 160.
26 ОР и АИ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-80.
27 См.: Ленинградская правда. 1941. 1 авг., 30 сент., 22 окт., 12 нояб., 20 нояб., 13 дек., 1942. 3 сент., 1943. 5, 12 мар., 15 мая.
28 Подвиг сотрудников органов внутренних дел при обороне Ленинграда 1941-1945. СПб., 1995. С 39.
29 См.: Панфилец А.В. Указ. соч. С.149.
30 См.: Панфилец А.В. Указ. соч. С.149-150.
31 См.: Там же. С. 150-151. Рост краж в 1944 г. объясняется тем, что в этом году в город стали возвращаться граждане, ранее эвакуированные в другие регионы страны, и заявлять о разграблении их квартир, что произошло в период всей блокады.
32 ОР и АИ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф. 1. Оп.1. Д. 97. Л. 85.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010