Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 4. - С. 186-199.
УДК 343.85
Б0110.37279/2413-1733-2021-7-4-186-199
БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ
Попов А. Н.
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
На сегодняшний день одной из основных угроз безопасности всего мирового сообщества, в том числе и Российской Федерации, является экстремизм. На сегодняшний день, он представляет из себя многофакторную проблему современности, как для всего мирового сообщества, так и для Российской Федерации, который имеет как внутриполитическую, так и внешнеполитическую составляющие. Данные проявления формируют обстановку, которая ставит под угрозу прогрессивное развитие мирового сообщества в целом, так и Российской Федерации в частности. История проявления экстремизма в контексте политического феномена указывает на его твердую тенденцию к устойчивому развитию и расширению. Различные исследователи отмечают такие тенденции на сегодняшний день имеют формы сетевого и глобального вида, при всем этом угрозы экстремизма являются современным элементом мировой деструкции, а также представляют из себя наиболее опасные вызовы для развития всей мировой цивилизации.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистские акции, ответственность, борьба, политический экстремизм, религиозный экстремизм, профилактика и предупреждение.
В XXI в. экстремизм благодаря научно-техническому развитию, современным информационным технологиям, а также и новым цифровым, приобретает значение мировой проблемы, которая угрожает всему человечеству, оказывая влияние на массовое сознание. Представляется очевидным тот факт, что экстремистские акции в своем назначении преследуют прежде всего политические цели, а некая пассивность современного общества, его разобщенное состояние является в настоящий момент времени одной из существующих культурных особенностей социума, что в итоге формирует определенную реакцию такого типа на современные террористические проявления.
Терроризм и экстремизм сегодня - реальная криминальная общественная угроза. Проблемы, связанные с проявлением экстремизма и террористических преступлений, становятся все более распространенными. Эти преступные деяния в наши дни приобретают новые формы. Причиной распространения действий экстремисткой и террористической направленности стали такие процессы, как глобализация и повсеместное распространение сети «Интернет» [1].
В условиях, когда любой человек способен выразить свои идеи, мысли или распространить чужие мысли и идеи на неограниченный круг лиц, правонарушителям, как никогда ранее, стало просто осуществлять действия экстремистского характера, а также призывы к таким действиям. На практике, принимаемые меры зачастую оказывают меньшее влияние на противодействия экстремизму, чем изначально предполагалось законодателем, в том числе вследствие, несовершенства юридической техники в сфере противодействия экстремизму. Данные факторы ведут к тому, что проблема экстремистской преступности, становиться одной из наиболее значи-
мых для российского общества и государства. Дополнительными проблемами при реализации мер по противодействию экстремистской преступности являются также: высокая латентность данных преступлений, особенно, если речь идет о составе «публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности», а также, увеличивающееся с каждым годом, разнообразие инструментов с помощью которых, возможно осуществление экстремисткой деятельности.
Экстремизм является эффективными инструментами разрушения стран извне в силу своей способности провоцировать и нагнетать атмосферу хаоса и насилия, недоверия к официальной власти, безысходности и отчаяния, и тем самым подталкивания даже законопослушных граждан к экстремистским формам поведения, т.е. способности формировать самоорганизующиеся очаги разрушения в странах -жертвах уже изнутри.
Экстремизм - это самостоятельно образовавшийся общественный феномен, который выражается в борьбе за власть в политике, национальных вопросах, экономике, религии и других сферах общественной жизни, с применением для достижения поставленных задач радикальных мер [2].
Идеология экстремизма опасна и разрушительна. Свое идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке. Сегодня существует много разных научных и юридических определений понятия «экстремизм», что затрудняет его для изучения и применения на практике.
Анализ вышеуказанной дефиниции дает возможность установить, что основная цель экстремизма - получение власти и выражение агрессии.
Обоснованием экстремизма с позиции идеологии в основе выступает национализм (превосходство одной нации над другой, национальная нетерпимость и ксенофобия). Национализм превращает народ в толпу. Национализм приобретает экстремистский характер, когда этнос стремится построить этнократическое государство, в котором национальные интересы являются интересами этого этноса, где этнос доминирует политически, культурно и в языке. Этнополитический экстремизм борется за государственность с целью подавления других этносов.
Специалисты рассматривают экстремизм как особую идеологизированную деятельность реакционных и оппозиционных сил, которые преследуя целью получения власти, основываются на применении радикальных мер и способов насилия, вплоть до ликвидации оппонента.
Обострение межнациональных отношений привело к активизации таких проявлений этнополитического экстремизма как национал-сепаратизм. Опасности таких крайностей бесспорны. Сепаратизм ведет к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ, а шовинизм проповедует национальное превосходство, преследуя цель оправдания дискриминации и подавления наций других народов, что может привести к диктату одной «титульной» нации над другими.
Зачастую этнополитический экстремизм скрывается под маской патриотизма. Поэтому следует различать патриотизм как идеологию служения Родине и интересам своего народа от национал-патриотизма, который, утверждая интересы своей нации, игнорирует правами других наций, проживающих в государстве.
187
Доминирующая в нынешнее время доктрина относит к экстремизму протест либерально-демократическим интересам. Результатом такого явления стал рост экстремистских движений во многих странах.
Экстремизм многолик, также как многообразны порождающие его факторы. Правда, некоторые авторы причиной его распространения в современных условиях считают исламский фундаментализм.
Именно стремление фундаменталистов к возврату жизни мусульман к периоду Пророка Мухаммада (с) и четырех его праведных халифов, т.е. «чистоте» ислама от «наростов», в ряде случаев становится причиной экстремистских проявлений. Что касается идейных основ этого феномена, то их, на наш взгляд, немало.
Таким образом, экстремизм является сложной, неоднозначной проблемой. Проходят дебаты по сущности и содержанию терминов «политический экстремизм», «религиозный экстремизм».
Типология рассматриваемого общественного проявления с учетом мотивации экстремистского поведения позволяет выделить: интернациональный экстремизм, государственный (муниципальный) экстремизм, политический экстремизм, религиозный экстремизм, националистический экстремизм, общеуголовный экстремизм, преступный экстремизм, финансовый экстремизм.
Как видим, названные выше типологии многообразны и по аспектам их деления.
Религиозный экстремизм выделяют в особый вид данного явления [3].
В основе религиозного экстремизма лежит идеология. Идеология - это теоретическая система, которая оправдывает определенные ценности и нормы [4].
Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной идеологии или на псевдорелигиозной. Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется [5].
Одним из видов религиозного экстремизма является ваххабитско-религиозный экстремизм. Его спецификой считается втягивание наибольшего количества граждан в создаваемую антисоциальную группу [6].
В настоящее время растет осознание того, что политический экстремизм становится серьезной проблемой для страны. Помимо его последствий для вопросов правопорядка и безопасности, с которыми страна сталкивается уже более десятилетия, она также внесла свой вклад в общественный дискурс и формулирование политики.
Нетерпимость оказывает давление на общество, и пространство для свободного и открытого диалога сокращается даже в интеллектуальных кругах. Сейчас парламент чувствует жар и, кажется, неохотно готовит рамки для внешней политики перед лицом прямого предупреждения радикалов. Политическое руководство пытается приспособиться к новым явлениям и не сформулировало четкую политику по вопросам терроризма, экстремизма и насилия в стране [7].
Однако простого решения проблемы политического экстремизма недостаточно. Всеобъемлющий ответ неизбежен и может прийти только через правильное понимание явления. Не только религиозные силы, но и политическая элита также являются равноправными акционерами проблемы, не в последнюю очередь потому, что экстремисты также стремятся продвигать свою повестку дня политическими средствами.
Причины экстремизма обычно представляют собой сочетание факторов, а не какой-либо одной особенности, которая подталкивает главным образом молодых лю-
дей к объятиям радикальных групп. Многие исследования показывают, что как отдельные, так и идентичные факторы экстремизма могут влиять на отдельных лиц и группы, принадлежащие к различным сегментам общества. Сегодня ясно, подчеркивает Семенцов А.М., что «...политико-идеологические факторы обуславливают процесс экстремизма, тогда как социально-психологические факторы способствуют этому» [8].
Проявление политического экстремизма:
1. Убийство личности. Экстремисты часто нападают на характер и личность противника и критикуют, а не разбираются с фактами и вопросами, которые он поднимает или обсуждает в своих аргументах. Они будут подвергать сомнению его мотивы, ценности, личность, психическое здоровье.
2. Вызывающие «ярлыки». Экстремисты быстро прибегают к эпитетам (расистским, диверсионным, хамеронгеру, сумасшедшим, дегенератам, неамериканским, антисемитским, красным, коммунистическим, нацистским, куки и т. д.), чтобы наклеить ярлык и осудить противника, чтобы отвлечь внимание от его аргументов и отговорить других от него.
3. Безответственные радикальные обобщения. Экстремисты склонны принимать радикальные притязания или суждения по малозначительным доказательствам или вообще не имеют доказательств, и они склонны путать сходство с однообразием. То есть, они предполагают, что, поскольку в некоторых отношениях две (или более) вещи одинаковы, они должны быть одинаковыми во всех или в большинстве случаев! Аналогия - это предательская форма логики, ее потенциал для искажения и ложных выводов, даже если предпосылки в основном правильные.
Социально политические движения пытаются исказить реальность для себя и других, воспрепятствовать критическому рассмотрению своих убеждений, будь то ложная логика, риторический обман или какое-то запугивание. Они представляют собой попытку разыгрывать личные недовольства или рационализировать стремление к особым интересам во имя общественного благосостояния. Помните, что люди несовершенны и ошибочны. Даже разумный, честный, благими намерениями человек время от времени может прибегать к некоторым из этих качеств. У всех есть сильные чувства по поводу некоторых проблем, и каждый может взбодриться и «сдуть» их из своего сознания. Мы по-прежнему сохраняем наш базовый здравый смысл, уважение к фактам и добрую волю по отношению к другим. Разница между большинством из нас и экстремистом-bonafide состоит в том, что эти черты являются привычной и установленной частью их репертуара. Экстремисты считают, что они поступают правильно, когда они действуют таким образом на службе своему делу.
Истина предложения не может быть выведена только из того, каким образом представлены аргументы от ее имени, из-за того, что ее сторонники цензурируют и издеваются над их оппонентами или за то, что они совершают любое другое действие или комбинацию действий. В конечном счете, истинность любого предложения основывается на доказательствах этого. Предпосылки интенсивного распространения правонарушений экстремистской направленности, посягающих на экономическую безопасность страны, обусловлены расслоением общества России на классы.
189
Закон «О противодействии экстремистской деятельности», устанавливая критерии этого явления, закрепляет такие проявления, как его финансирование, содействующее его интенсивному распространению и укреплению.
Экстремистские проявления как радикальные способы достижения установленных целей выражались в совершении терактов в различных формах. Сегодня мотивы экстремизма нередко появляются в совершении финансовых правонарушений, тем самым создавая опасность финансовой сохранности Российской Федерации.
Экстремистская организация может выступать в качестве структурного подразделения преступного сообщества только после того, как такая квалификация будет установлена вступившим в законную силу решением суда.
Если участники религиозного объединения совершают административные экстремистские правонарушения, то для признания его экстремистским необходимо судебное решение, и только после этого возможно реализовать уголовное преследование по признакам ст. 282.2 УК РФ.
Дифференциация исходного состава понятия экстремизма позволяет более объективно установить истинные причины, порождающие данное явление на различной основе, мотивы и технологии действий, привлекаемые к участию в них силы и средства. Это способствует своевременному выявлению, правовой квалификации этих действий (идентификации), прогнозированию развития и выбору соответствующих методов противодействия и ресурсов соответствующими органами адекватно характеру конкретной ситуации.
Кроме того, такой анализ различных видов (типов) экстремизма позволяет координировать и реализовать эффективные направления и способы предупреждения (профилактики) возникновения, предотвращения эскалации (развития) и преодоления конфликтов и экстремистских акций различного рода и масштаба.
Внезапный всплеск экстремистских проявлений, основанных на социальных инцидентах, порождающих радикальные противоборства как на территории РФ, повлек за собой потребность исследования причин экстремизма. При этом, вполне возможно выделение ряда первопричин, отражающих специфики нынешнего экстремизма в целом.
В этой роли выступают общественное и имущественное неравенство граждан, живущих на территории РФ, что и предопределяет происхождение конфликтов, основанных на социально-экономических факторах.
Обострившиеся в последнее время последствия экономического кризиса усиливают экстремизм.
К экономическим факторам, способствующим экстремизму можно отнести обнищание населения, что влечет за собой непрерывно растущий разрыв между богатыми и бедными, безработицу и демографический упадок.
Необходимость в удовлетворении социально-экономических потребностей влечет неконтролируемую миграцию. Она в свою очередь помимо прочего считается одной из первопричин экстремизма.
В наши дни миграция нередко стимулируется политикой дискриминации. Это порождает происхождение открытых инцидентов, вследствие чего жители покидают свои места постоянного проживания, оставляют жилище, основную часть имущества, что снова указывает на конкретную взаимосвязь рассматриваемой причины с финансовой составляющей экстремизма.
Определяя миграцию в роли одной из первопричин экстремизма, следует отметить ее отрицательные тенденции и результаты.
Миграция представляет опасность для экономической безопасности РФ; считается причиной подъема уровня коррупции; свидетельствует о беспомощности Государственной власти; позволяет создать настоящую угрозу демографической ситуации РФ; провоцирует подъем националистических настроений у лиц, живущих на территории РФ; позволяет создать условия для зарождения межэтнических конфликтов; усугубляет благосостояние граждан; вызывает рост криминализации населения; ослабляет желание мигрировать в РФ; наносит значимый вред интересам России в международной сфере.
Экстремизм в молодежной сфере предполагает наличие деформации сознания, националистическую идеологию, в связи со своими убеждениями, что доказывает о высокой маргинализации российского общества и взаимосвязанный с этим подъем опасений за свое существование.
Особую роль в области криминологической характеристики экстремистов играет уровень образования, напрямую взаимосвязанный с его социальным статусом.
В связи с этим, нужно резюмировать, что большая масса экстремистов имеет средний уровень образования, что конкретно указывает на взаимосвязь наличия образования с возрастными данными изучаемой группы лиц.
Значительную роль при характеристике личности экстремиста играет наличие стабильных источников существования. Из числа осужденных за такие преступления 56,2% не обладали стабильными финансовыми источниками дохода, из них 29,6% пребывали на содержании у родственников, 37,8% не имели работы, и лишь 6% были постоянно трудоустроены.
Особенные черты присуще и политическому экстремизму. Этот тип отвергает значимость действующей политической системы, которая основана на действующем законодательстве. Политический экстремист имеет склонность к противостоянию и свержению гос. строя. Такие лица участвуют в пропаганде своего политического движения путем распространения агитационных сведений с помощью сети Интернет, печатных брошюр, акций и массовых беспорядков. Большую часть такого типа представляют маргинальные слои населения, которые испытывают сложности в самореализации.
Детерминантами такого уголовно-правового явления как экстремизм выступают:
1. Восприятие российской молодежи через средства массовой информации, сети «Интернет», обуславливающую искажение мировоззрения, как следствие одобрение преступлений экстремистской направленности.
2. Политика государства не направленная на воспитание молодежи, уклонения внимания от наступивших проблем.
3. Активное становление и навязывание западной культуры.
4. Отсутствие у молодежи принципа «Социального лифта», а равно отсутствие возможности самореализации.
5. Наличие барьеров на пути становления и самореализации, зачастую отсутствие рабочих мест.
Экономическая причина обусловлена несостоятельностью, низким уровнем достатка населения, социально-духовные, морально-нравственные причины обуславливают деградацию личности, подмену морально-нравственных категорий. В ми-
191
грационной сфере, незаконная миграция, обусловленная преимущественно войнами, локальными конфликтами, побуждающие граждан других государств нарушать миграционное законодательство близ расположенных государств, что нередко приводит к ксенофобским настроениям, со стороны граждан принимающего государства.
Для преодоления экстремизма, терроризма и других негативных явлений необходимо не игнорировать, а широко использовать опыт работы других государств, народов, даже Советского Союза по укреплению единства и сплоченности людей многонациональной и многоконфессиональной республики.
Итак, экстремизм - есть противоправная и запрещенная законодательством агрессивная деятельность, формирующая собой угрозу жизни, здоровью, имуществу и благополучию граждан [9].
Экстремизм осуществляется с целью подрыва политических, социальных и моральных общественных устоев и правил, а также он подрывает основы конституционного строя.
Экстремизм как негативное явление характеризуется принятием и осознанием его сторонниками крайних взглядов и радикальны мер проявления - это отрицание существующих в обществе ценностей, принципов и правил поведения, проявление и демонстрация намерений к подрыву общественной стабильности и противодействие самой государственной власти.
Экстремизм, который может рассматриваться как феномен в культурной и социальной среде, является сложным и многогранным явлением. Это объясняется тем, что под экстремизмом понимаются самые разнообразные явления: от всевозможных видов классовой борьбы, которая сопровождается применением насильственных методов, до преступлений, которые совершаются агентами «по найму» или провокаторами.
Экстремизм - склонность к крайним взглядам и методам воздействий. Экстремизму также, как и «терроризму» подвержены люди и организации. К политическим экстремистским действиям относят террористические акции, организация беспорядков, ведение партизанской войны. В разных странах и в разные эпохи было дано множество определений понятию «экстремизм» [10].
С термином экстремизм связанна юридическая составляющая, а именно ответственность. Причем не только административная, но и уголовная, так же, как и главные векторы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по профилактике, пресечение и предупреждению правонарушений и преступлений.
К причинам возникновения экстремизма в России относят социальную дезорганизацию граждан. Расслоение в обществе по имущественному критерию, ведет к нарушению социума как единого организма, объединенного идеями, целями, и ценностями. По мере нарастания напряженности в обществе, начинают появляться группы, чьей целью является изменение установившихся порядков насильственными методами. Следует отметить, что в основном данные группировки состоят из людей, которых можно отнести к социально не состоявшихся в силу разных причин. Главной причиной является тяжелая адаптация к новым условиям жизни (не образованная молодежь, люди с низким уровнем жизни в силу разных причин, безработные и т.д.).
На сегодняшний день достаточно много причин для возникновения «экстремиз-
ма». Если рассматривать Российскую Федерацию, то в данном случае ею является так называемая социальная дезорганизация граждан. Когда в обществе происходит расслоение в уровне достатка, это ведет к тому, что социум как целостный организм перестает существовать. Вследствие чего появляется напряженность, также дают о себе знать группы людей из этих слоев, которые стараются насильственными методами изменить порядки. В большинстве случаев, к группам лиц, которые составляют такие неформальные объединения, являются социально не состоявшиеся люди. При таком раскладе, важную роль играет социальная политика государства, которая призвана, в том числе, оказывать поддержку в таких ситуациях [11].
Детерминантами возникновения «экстремизма» являются:
1. Социально-экономический фактор:
Имущественное расслоение в народе, обществе, безработица, особенно среди молодежи, все это оказывает влияния на настроения, в основном молодежи, впоследствии начинаются беспорядки, напряженность в обществе.
2. Идеологический фактор:
Идеология нередко является главным и единственным фактором возникновения «экстремизма», в настоящее время, данный фактор носит более тяжелый характер, так как, с развитием сети интернет, распространение ложных идеологий не составляет труда. По результатам социологических опросов, примерно 40% молодежи подпадает под влияние экстремистских идеологий через «всемирную сеть». Интернет - это самый доступный и прозрачный элемент Средств массовой информации, если говорить о телевидении, радио, печатных изданиях, то здесь государство регулирует данный вопрос.
3. Миграционный фактор:
Увеличение потока мигрантов также является одной из причин возникновения данного явления. В последнее время, миграционный поток в мире и в Российской Федерации вырос. С развитием технологий, передвижение стало более доступным и удобным.
Для ответа на вопрос, что относиться к детерминантам «экстремизма» следует дополнительно проанализировать виды этого явления, к ним относятся: экстремизм политической направленности. Данный вид является одним из наиболее сложных для определения, среди юридического круга в настоящее время нет однозначного и единого ответа на данный вопрос; экстремизм этнической направленности. В Российской Федерации данная проблема особо актуальна, так как, страна является многонациональной, вследствие чего, риск возникновения таких явлений высок; экстремизм религиозной направленности. Под данным видом следует понимать социальное явление, которое можно разделить на 4 формы:
1. Религиозное сознание - отвержение всех других идеи, кроме одной - религиозный фанатизм.
2. Религиозная идеология.
3. Деятельность по реализации религиозной доктрины.
4. Организационные формы религиозной доктрины - секты, организации и т.д. [12].
При анализе обстановки в религиозных группах, объединениях, которые находятся на территории Российской Федерации, необходимо отметить, что происходит рост активности данных групп, которые культивируют религиозный фанатизм и ос-
193
новываются на измененных канонах религии. На сегодняшний день опасность представляют попытки экстремистских группировок расширить свое влияние при помощи молодежного населения. Происходит это, в том числе, за счет отправки и привлечения их в террористические центры по подготовке и вербовке для последующего использования. Данные лагеря относятся к международным террористическим организациям.
Этнический экстремизм. В настоящее время случаи из разряда редких перешли в частые. В России данная проблема актуальна и стала одной из государственно -значимых негативных явлений. Проблемы на этнической «почве», становятся угрозой для национальной безопасности России, исходя из этого, требуется более эффективный метод и механизм противоборства данному явлению. Если рассмотреть историю Российской Федерации в данной сфере, то, например, с 1990-х годов, были активизированы организации, носящие националистический характер. Сегодня эти объединения являются одними из быстрорастущих, особенно это заметно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Все чаще можно слышать лозунги «Россия для русских», что характерно для так называемых «скинхедов». В начале 90-х таких людей по стране было порядка нескольких сотен, а сегодня уже свыше 10 тысяч человек.
На первый взгляд экстремизм и ксенофобию можно объединить в одно целое, но между двумя понятиями есть разница. Говоря о «ксенофобии», мы понимаем проявления негатива в отношения групп, которые воспринимаются многими как чуждыми. Частыми случаями ксенофобии является этнофобия - страхи, направленные против мало насчитывающих или слабо представленных конгломератов. Массовое сознание, которое является одной из черт ксенофобии, носит массово-стихийный характер [13].
Всплеск таких явлений как ксенофобия, экстремизм всегда носит исторический характер, так как, последствия от действий, вызванных этим, бывают весомыми.
В связи с увеличением количества совершаемых преступлений экстремистской направленности, а также в связи с большой общественной опасностью таких преступлений, в том числе большой общественной опасностью последствий таких преступлений, необходимо принятие соответствующих мер по противодействию такой деятельности от государственных органов (законодательных, правоохранительных и др.).
Прежде всего, такие меры должны выражаться в принятии соответствующих законодательных актов в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также внесением изменений в ранее принятые законодательные акты, с учетом тенденций развития экстремистских проявлений, а также для исключения возможных коллизий с новыми нормативно - правовыми актами.
Таким образом, можно утверждать, что одними из важнейших задач государственных органов Российской Федерации в сфере противодействия экстремистской деятельности на современном этапе, является создание, а также улучшение законодательной базы [14].
Поскольку основные угрозы безопасности государства - это лишь условно правовые понятия, определяются они в России Президентом Российской Федерации, который указывает на них в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Помимо этого, угрозы, в том числе угроза экстремизма и терроризма, их опасность
для государства и общества фиксируются в Стратегиях, разрабатываемых как в целом применительно к безопасности, так и по отдельным направлениям внутренней политики государства. В последующем в развитие стратегий, разработанных и подлежащих применению на уровне всего государства в целом, их положения детализируются путем закрепления в нормативных правовых актах, в первую очередь федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных актах, которые вправе принимать органы исполнительной власти. Как следствие законы в данной области можно определить как политико-правовые акты, принимаемые для легализации и придания юридической силы.
Государственная политика в направлении противодействия экстремизму должна строиться с учетом всех внешних и внутренних обстоятельств. К их числу ученые относят и нестабильность в обществе, и необходимость сокращения разрыва в благополучии отдельных слоев общества, и необходимость совершенствования взаимодействия между различными институтами государственной власти и органов местного самоуправления, а также внешние факторы - контроль над миграцией, над денежными потоками, которые идут на финансирование экстремизма под благовидным предлогом благотворительной деятельности разного рода фонд и организаций, и многое иное [15].
Только комплексный подход к решению проблем позволяет сделать борьбу с экстремизмом более эффективной. Отдельный меры реагирования, такие, как установление ответственности, в том числе уголовной, не поможет искоренить столь опасное для страны и всего мирового сообщества явление как экстремизм.
Можно полностью согласиться с таким подходом, поскольку, как уже было отмечено, именно нестабильность в обществе позволяет экстремистам активно осуществлять свою противоправную деятельность, вовлекая в нее недовольных жизнью людей.
Экстремизм - это идеологическое явление, основанное на радикальных политических, религиозных, национальных и иных взглядах. Чаще всего мы сталкиваемся с религиозным или этническим экстремизмом. Противостоять экстремизму, как идеологическому явлению, эффективнее всего именно идеологической профилактикой и контрпропагандой, нежели силовым противодействием. Использование силового противодействия без необходимого идеологического обоснования в некоторых случаях вызывает обратную реакцию и может стать катализатором радикализации приверженцев экстремистских взглядов.
Темы экстремизма является наиболее обсуждаемой в современном социуме. На сегодняшний день стало очевидным, что профилактика экстремизма, недопущение распространения радикальных идеологий - это эффективный способ противодействия терроризм.
Основные направления деятельности государства по противодействию экстремизму определены федеральным законодательством это:
• принятие профилактических мер, в том числе выявление причин и условий, которые способствуют осуществлению экстремистской деятельности;
• выявление, пресечение и наказание экстремистской деятельности и экстремистов [16].
195
Посягательство на целостность нашего государства - это одно из проявлении экстремизма, которое карается, в том числе путем осуществления уголовного преследования.
Анализ данного положения позволяет сделать вывод, что одним из приоритетных направлений деятельности в части противодействия экстремизму является создание системы государственных органов, противодействующих попыткам посягательства на суверенность и целостность территории, пресекающих попытки разрушения государства [17].
Для координации деятельности по противодействию экстремизму указом Президента РФ была создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации, в задачи которой входит обеспечение реализации государственной политики в данном направлении. Именно это Межведомственная комиссия обеспечение организационно-методическое руководство деятельностью по противодействию экстремистской деятельности, а также разрабатывает меры, направленные на противодействие и предлагает их Президенту России.
Координация необходима в связи с тем, что противодействие осуществляется различными органами исполнительной власти как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов России и органов местного самоуправления.
Не вызывает никаких сомнений в том, чтобы оказывать противодействие исламскому экстремизму на интеллектуальном уровне, необходимо в различных регионах РФ, в том числе с активно преобладанием мусульманского населения развернуть широкомасштабную подготовку служителей мусульманского культа, экспертов со знанием арабского языка, на данный момент их количество в России явно недостаточно. На сегодняшний день есть ряд кризисных причин в формировании такой учебно-методической работы, а именно в нашей стране ограниченное количество светских преподавателей по исламскому богословию, отсутствует продуманная аттестация методических материалов исламского направления, а образовательные процессы в типичной российской высшей школе ведутся как правило на контрактной основе с применением малоэффективных дистанционных технологий [18].
На сегодняшний день ведется недостаточная идеологическая и духовно-культурная работа именно в молодежной среде, поэтому необходима разработка целевой культурно-просветительской программы по противодействию экстремистских настроений в молодежной среде.
В настоящий момент времени происходит кризис идеологии, основная задача которой заключается в обеспечении социального единства в условиях широкомасштабного социального расслоения. И дело тут не только в усиливающейся «квасной» и «затхлой» компоненте патриотизма (опасность перерождения в национализм), а в вопросе, насколько имперско-милитаризованное, традиционное и исторически естественное для России, восприятие патриотизма способно решать задачи, стоящие в XXI в. В Российской Федерации необходимо построение общепринятой светской идеологии гражданского патриотизма, осуществление гражданского контроля над властью, постепенное развитие среднего класса, а также построение общества социального и экономического благополучия «для всех», которое основано на научно-техническом прогрессе.
С экстремизмом в Российской Федерации должно бороться и общество, и государство, только так, сообща мы имеем право на будущее положительное развитие
России. В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности России. Экстремизм - явление исключительно опасное, которое способно расшатать любое, даже самое благополучное и стабильное общество.
Деятельность государства должна быть направлена на предупреждение экстремизма еще на стадии зарождения таких негативных тенденций и мотивов у определенной группы граждан. В связи с этим необходим информационный контроль за распространением экстремистских материалов. Должна вестись системная работа по противодействию идеологии экстремизма. К ней должны привлекаться институты гражданского общества, средства массовой информации, научное, образовательное и бизнес-сообщества.
Важная роль в противодействии экстремизму должна отводиться совершенствованию действующего уголовного законодательства.
Таким образом, эффективная разработка основ антиэкстремистской борьбы должна предусматривать следующие аспекты: организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и аналитической работы по методам противодействия экстремизму; создание стратегических и тактических механизмов центров противодействия экстремизму; изменение концептуальных подходов по борьбе с экстремизмом, которая кроме международно-политических мероприятий должна включать режимы экономических санкций против спонсоров экстремистов, ячеек «отмывания» средств, сетей нелегальных поставок оружия; мониторинг состояния экстремистских организаций с последующей передачей и обработкой данных специальными службами государств международным центрам; активизацию участия гражданского общества в противодействии экстремизму.
Список литературы:
1. Фридинский С.Н. Экстремизм как форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. - 2017. - № 6. - С. 17-18.
2. Бычков В.В., Прорвич В.А. Проблемы выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистского характера, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и их решение // Российский следователь. - 2021. - № 2. - С. 3-4.
3. Бидова Б.Б. Проявление религиозного экстремизма в преступлениях. - М., 2016. - 74 с.
4. Маказиева З.Д. Анализ криминального религиозного экстремизма в контексте общественной безопасности // Научный вестник «Магистр». - 2016. - № 1. - С. 142-143.
5. Бидова Б.Б. Криминальный религиозный экстремизм: понятие, сущность и пути преодоления. - Саратов, 2017. - 80 с.
6. Лазарев Д.А. Религиозный экстремизм как социальная проблема современной России // Общество и право. - 2016. - № 1. - С. 27.
7. Кошкин А.П. Политический экстремизм: основные тенденции и причины эскалации: информационно-аналитический вестник. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. - 50 с.
8. Семенцов А.М. Формы молодежного экстремизма в российском политическом процессе. -Ростов-на-Дону, 2017. - С. 8.
9. Нечевин Д.К., Колодкин Л.М. Молодежный экстремизм и превентивные возможности этики ненасилия // Административное право и процесс. - 2019. - № 7. - С. 53-54.
10. Петрянин А.В. Риски законотворчества в области противодействия экстремизму // Юридическая техника. - 2019. - № 13. - С. 57-58.
11. Бааль Н.Б. Экстремизм как угроза национальной безопасности государства // Российский следователь. - 2020. - № 12. - С. 43-44.
12. Тарасова Д.М. Религиозный экстремизм как угроза национальной безопасности. Роль органов прокуратуры в борьбе с указанным явлением // Российский следователь. - 2020. - № 11. - С. 63-64.
13. Касюк А.Я. Религиозно-политический экстремизм - угроза национальной безопасности России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2017. - № 3 (787). - С. 48-49.
197
14. Иванов П.И. Противодействие финансированию терроризма и экстремизма (в аспекте международного сотрудничества) // Безопасность бизнеса. - 2019. - № 4. - С. 45-46.
15. Дондоков Г.Р., Дондоков Ц.С. О некоторых проблемах, стоящих перед органами местного самоуправления в сфере профилактики терроризма и экстремизма среди молодежи // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 8. - С. 47-48.
16. Нечевин Д.К., Колодкин Л.М. Молодежный экстремизм и превентивные возможности этики ненасилия // Административное право и процесс. - 2019. - № 7. - С. 53-54.
17. Дугенец А.С. Административно-правовое содержание полицейской функции по противодействию экстремизму // Административное право и процесс. - 2020. - № 4. - С. 50-51.
18. Бастрыкин А.И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - № 6. - С. 168-169.
19. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.
20. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 22.08.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
21. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - № 229. - 25.11.1995.
22. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Российская газета. - № 295. - 29.12.2010.
23. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3031.
24. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 24.08.2021) «О полиции».
25. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) // СПС «Консультант плюс».
Popov A. N. Combating extremist crimes in Russia // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2021. - Т. 7 (73). № 4. - Р. 186-199.
Today, extremism is one of the main threats to the security of the entire world community, including the Russian Federation. Today, it is a multifactorial problem of our time, both for the entire world community and for the Russian Federation, which has both domestic and foreign policy components. These manifestations form an environment that threatens the progressive development of the world community as a whole, and the Russian Federation in particular. The history of extremism in the context of a political phenomenon indicates its firm tendency to sustainable development and expansion. Various researchers note such trends today have the forms of a network and a global kind, with all this, the threats of extremism are a modern element of world destruction, and also represent the most dangerous challenges for the development of the entire world civilization.
Keywords: extremism, extremist actions, responsibility, struggle, political extremism, religious extremism, prevention and prevention.
Spisok literatury:
1. Fridinskij S.N. Ekstremizm kak forma proyavleniya ekstremistskoj deyatel'nosti // YUridicheskij mir. -2017. - № 6. - S. 17-18.
2. Bychkov V.V., Prorvich V.A. Problemy vyyavleniya, raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij ekstremistskogo haraktera, sovershennyh s ispol'zovaniem informacionno-telekommunikacionnoj seti Internet, i ih reshenie // Rossijskij sledovatel'. - 2021. - № 2. - S. 3-4.
3. Bidova B.B. Proyavlenie religioznogo ekstremizma v prestupleniyah. - M., 2016. - 74 s.
4. Makazieva Z.D. Analiz kriminal'nogo religioznogo ekstremizma v kontekste obshchestvennoj bezopasnosti // Nauchnyj vestnik «Magistr». - 2016. - № 1. - S. 142-143.
5. Bidova B.B. Kriminal'nyj religioznyj ekstremizm: ponyatie, sushchnost' i puti preodoleniya. - Saratov, 2017. - 80 s.
6. Lazarev D.A. Religioznyj ekstremizm kak social'naya problema sovremennoj Rossii // Obshchestvo i pravo.
- 2016. - № 1. - S. 27.
7. Koshkin A.P. Politicheskij ekstremizm: osnovnye tendencii i prichiny eskalacii: informacionno-analiticheskij vestnik. - M.: FGBOU VO «REU im. G.V. Plekhanova», 2017. - 50 s.
8. Semencov A.M. Formy molodezhnogo ekstremizma v rossijskom politicheskom processe. -Rostov-na-Donu, 2017. - S. 8.
9. Nechevin D.K., Kolodkin L.M. Molodezhnyj ekstremizm i preventivnye vozmozhnosti etiki nenasiliya // Administrativnoe pravo i process. - 2019. - № 7. - S. 53-54.
10. Petryanin A.V. Riski zakonotvorchestva v oblasti protivodejstviya ekstremizmu // YUridicheskaya tekhnika. - 2019. - № 13. - S. 57-58.
11. Baal' N.B. Ekstremizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti gosudarstva // Rossijskij sledovatel'. - 2020.
- № 12. - S. 43-44.
12. Tarasova D.M. Religioznyj ekstremizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti. Rol' organov prokuratury v bor'be s ukazannym yavleniem // Rossijskij sledovatel'. - 2020. - № 11. - S. 63-64.
13. Kasyuk A.YA. Religiozno-politicheskij ekstremizm - ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki. - 2017. - № 3 (787). - S. 48-49.
14. Ivanov P.I. Protivodejstvie finansirovaniyu terrorizma i ekstremizma (v aspekte mezhdunarodnogo sotrudnichestva) // Bezopasnost' biznesa. - 2019. - № 4. - S. 45-46.
15. Dondokov G.R., Dondokov C.S. O nekotoryh problemah, stoyashchih pered organami mestnogo samoupravleniya v sfere profilaktiki terrorizma i ekstremizma sredi molodezhi // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2020. - № 8. - S. 47-48.
16. Nechevin D.K., Kolodkin L.M. Molodezhnyj ekstremizm i preventivnye vozmozhnosti etiki nenasiliya // Administrativnoe pravo i process. - 2019. - № 7. - S. 53-54.
17. Dugenec A.S. Administrativno-pravovoe soderzhanie policejskoj funkcii po protivodejstviyu ekstremizmu // Administrativnoe pravo i process. - 2020. - № 4. - S. 50-51.
18. Bastrykin A.I. Sovremennye sposoby protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2021. - № 6. - S. 168-169.
19. Konstilúciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://www.pravo.gov.ru.
20. Ugolovnyj kodeks RF ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (red. ot 22.08.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1996. - № 25. - St. 2954.
21. Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 (red. ot 30.12.2020) «O prokurature Rossijskoj Federacii» // Rossij skaya gazeta. - № 229. - 25.11.1995.
22. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ (red. ot 09.11.2020) «O bezopasnosti» // Rossijskaya gazeta. -№ 295. - 29.12.2010.
23. Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ (red. ot 01.07.2021) «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 29.07.2002. - № 30. - St. 3031.
24. Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 24.08.2021) «O policii».
25. Strategiya protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 28.11.2014 № Pr-2753) (red. ot 29.05.2020) // SPS «Konsul'tant plyus».
199