Научная статья на тему 'БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ'

БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАГИАТ / ЗАИМСТВОВАНИЕ АВТОРСТВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОПИРАЙТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савопуло Е. Б.

Заимствование авторства представляет собой одну из основных проблем, возникающих в сфере интеллектуальной собственности. Борьба с плагиатом осуществляется посредством различных методов. К таким методам относится: совершенствование правового регулирования, разработка специальных программ, выявляющих заимствования и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIPLAGIAT: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND APPLICATION OF THE LAW

Borrowing authorship is one of the major problems encountered in the field of intellectual property. Fighting plagiarism carried out by various methods. These methods include: improving the legal regulation, the development of special programs that identify the borrowing, etc.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ»

электроника, атрибутика, мои заказы. Вопросы: вопросы и ответы.

Выполненная электронная сортировка карточек позволила объективно спроектировать навигационное меню информационной системы сайта Интуит[2,3].

Использованные источники:

1. Рыбанов А.А. Применение метода сортировки карточек при проектировании навигационного меню информационной системы // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 15-21.

2. Сортировка карточек: полное описание метода [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.webmascon.com/topics/planning/19a.asp

3. Сортировка карточек: полное описание метода [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://firsthand.ru/node/25

4. Билялова В.М., Рыбанов А.А. Применение закона Фиттса к оценке навыков работы пользователей с компьютерными устройствами целеуказания // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 10-12.

5. Панкова Л.А., Рыбанов А.А. Исследование методов адаптации к обучаемому в современных компьютерных обучающих системах // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. № 5 (43). С. 68.

6. Преимущества сортировки карточек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.usability.gov/how-to-and-tools/methods/card-sorting.html. Дата обращения: 24.12.2016.

7. Рыбанов А.А. Электронный ресурс ''Метрики оценки качества пользовательского интерфейса'' // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 6 (85). С. 26

УДК 347.78.031

Савопуло Е. Б. студент 4 курса юридический факультет КФУ им. В. И. Вернадского Россия, г. Симферополь БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Заимствование авторства представляет собой одну из основных проблем, возникающих в сфере интеллектуальной собственности. Борьба с плагиатом осуществляется посредством различных методов. К таким методам относится: совершенствование правового регулирования, разработка специальных программ, выявляющих заимствования и др.

Ключевые слова: плагиат, заимствование авторства, интеллектуальная собственность, копирайт.

Savopulo E. B.

4th year student V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Russia, Simferopol ANTIPLAGIAT: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND APPLICATION OF THE LAW

Borrowing authorship is one of the major problems encountered in the field of intellectual property. Fighting plagiarism carried out by various methods. These methods include: improving the legal regulation, the development of special programs that identify the borrowing, etc .

Keywords: plagiarism, borrowing authorship, intellectual property, copyright

Реалии сегодняшних дней свидетельствуют о том, что все общественные отношения находятся в постоянной динамике и развитии Научно-технический прогресс движется с огромной скоростью, в свет выходят новые произведения науки, литературы и искусства, появляются новые формулы лекарств, внедряются новые технологии. Все это выступает результатами интеллектуальной деятельности человека и охраняется законом.

В силу того, что существует огромное количество различного рода наработок создать что-то новое, ранее не неизвестное миру, становится более проблематичным. Вместе с этим, возможности современных коммуникационных технологий позволяют каждому без особых усилий найти необходимую информацию по вопросу из любой сферы и области. В этой связи, нередко молодые авторы прибегают к заимствованию чужих материалов, выдавая за собственные. Это обусловило широкую распространенность плагиата и, как следствие, актуализацию борьбы с данным явлением.

Конституция закрепляет, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Основу правового регулирования различных аспектов авторского права на государственном уровне, прежде всего, составляет Гражданский Кодекс Российской Федерации.

При этом, следует отметить, что ГК РФ, не содержит легальной дефиниции плагиата, критериев его определения и границ. Уголовный закон закрепил достаточно простое понятие. Под плагиатом понимается присвоение авторства. Так, в силу ч. 1. Ст. 1265, право авторства - право признаваться автором. На наш взгляд, данное определение не содержит всех необходимых критериев и элементов, что, в свою очередь, порождает определенные трудности для правоприменения. В этой связи, возникает большое количество аспектов, которые нуждаются в дополнительном правовом анализа и токовании.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» содержит в себе определенные разъяснения, позволяющие квалифицировать плагиат. Так, согласно п. 3 при установлении факта нарушения авторских прав путем присвоения авторства (плагиата), предусмотренного частью 1 статьи 146 УК РФ, суду надлежит иметь в виду, что указанное деяние может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Плагиат может быть облачен в различные формы и осуществляться при помощи различных методов и способов. Наиболее сложным и трудно доказываемым видом заимствования авторства является «пересказ чужой работы». Замена слов синонимами, изменение местоположения синтаксических конструкций - все это подпадает под понятие «парафраза». С одной стороны мысль, идея, которая нашла свое отображение в той или иной работе, может быть абсолютно идентичной идеи, которая закреплена в произведении другого автора, что свидетельствует о плагиате; однако, с другой стороны, в соответствии с действующим законодательством, идеи, концепции и принципы не относятся к объектам, охраняемым авторским правом.

Так, при написании, к примеру, научной работы, автор, так или иначе, опирается на многолетний опыт, выработанный наукой и практикой. Наработки предшественников могут оказать на автора определенное влияние и привести к появлению сходных утверждений, совпадений, и развитию уже высказанных мыслей и т.п. Таким образом, автор произведения не может установить запрет на использование аналогичных доводов и фактов, приходить к одинаковым выводам.

Использование приема «парафраз», исходя из формальных признаков, не является плагиатом, как таковым, поскольку новый объект права интеллектуальной собственности создан в результате «переработки» с творческого труда лица, что и является основным критерием авторства. Принципиально новых позиций может и не быть высказано, однако результат интеллектуальной деятельность возникает. Таким образом, автор произведения в некоторой степени не защищен от посягательств со стороны других лиц. Законодатель не может установить запрет на использование аналогичных доводов и фактов.

Одним из способов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов автора произведения от противоправных посягательств со стороны других лиц, является закрепление в законе мер ответственности за незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности.

Кодексом об административных правонарушениях Российской

Федерации предусмотрена ответственность за незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца.

Также уголовным законом предусмотрена ответственность за присвоение авторства, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Указанные деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей.

Несмотря на тот факт, что закон предусматривает ответственность за плагиат, удельный вес уголовных дел и производств об административных правонарушениях весьма невелик. В основу этого заложены трудности, возникающие в процессе доказывания факта заимствования авторства и определения фактически суммы причиненного вреда.

В любом случае, вне зависимости от того, привлечено лицо к административной или уголовной ответственности, автор произведения может восстановить нарушенные права посредством обращения к гражданско-правовым способам защиты субъективных прав.

Помимо этого, плагиат весьма распространен в сфере образования. Проблемным аспектом современного образовательного процесса выступает большое количество заимствований в студенческих работах различного рода и характера. Наибольшее распространение плагиат получил в курсовых и магистерских работах, рефератах. Студенты используют части чужого текста без ссылок на первоисточник, выдавая за авторский текст. Указанная проблема имеет дуалистическую природу. С одной стороны - использование в студенческих работах материала, авторство на который принадлежит другому лицу, имеет определенные правовые последствия, поскольку авторство охраняется законом, с другой стороны - плагиат представляет собой серьезную проблему для образовательного процесса, поскольку квалификация будущих специалистов ставится под сомнение.

По факту, широко распространенное присвоение авторства в студенческих работах, хоть и является, с точки зрения закона, противоправным, но не несет в себе серьезных правовых последствий, в силу своей малозначительности. Автору произведения, которое использовано в курсовой или магистерской работе, без законных на то оснований, такие деяния не причиняют имущественного ущерба. Другую сторону представляет нравственная составляющая данной проблематики.

С целью уменьшения процента заимствований, которые используются студентами, магистрантами, аспирантами без ссылок на первоисточник, многие ВУЗы и организаторы научных конференций устанавливают специальные требования к научным и публицистическим работам, в виде процента оригинального текста, который обязательно должен содержаться в работе. Несоблюдение этого требования зачастую приводит к отказу в принятии той или иной работы и появлению у начинающего ученого сомнительной репутации. Тем не менее, следует отметить, что такой

минимальный «процент оригинальности текста» не определен в законе, что дает высшим учебным заведениям самостоятельно регулировать данную сферу.

На сегодняшний день, выявление и пресечение заимствования авторства осуществляется посредством разработки и применения специальных компьютерных программ. Таким программы работают по принципу поиска в сети Интернет идентичного проверяемому текста.

Использование систем проверки текстов на наличие заимствований с одной стороны, безусловно, ускоряет процесс проверки той или иной информации, а с другой - имеет ряд серьезных недостатков.

Использование специальных программ, по проверке написанного текст на наличие заимствований из других источников по юридическим дисциплинам в полной мере не оправдывает своего назначения. Это обусловлено тем, что любой юридический тезис должен иметь под собой юридическое обоснование с помощью нормативных правовых актов и судебной практики. С точки зрения гражданского законодательства официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы не являются объектами авторского права. Однако, программы квалифицируют наличие подобного рода материалов в тексте, как заимствование, что, в свою очередь, существенно снижает уровень оригинальности в работе. Таким образом, оценка уникальности той или иной работы, в такой ситуации, не носит абсолютно объективного характера.

Таким образом, в силу широкой распространенности плагиата в различных сферах и на различных уровнях, борьбе с этим явлением уделяется особое внимание. В этой связи, программы по выявлению заимствований текста приобретают большую популярность. Однако, следует отметить, что они нуждаются в усовершенствовании и модернизации для того, чтобы соответствовать реальным потребностям времени..

УДК 159.923.4

Саттарова З.Р. ассистент

кафедра «Общественное здоровье и управление здравоохранением» Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт

Узбекистан, г. Ташкент ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Аннотация: Статья посвящена вопросу изучения типов темперамента у студентов медицинского института

Ключевые слова: темперамент, нейротизм, студенты медицинского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.