Научная статья на тему 'Борьба с лесными пожарами в системе обеспечения экономической безопасности государства'

Борьба с лесными пожарами в системе обеспечения экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Булгакова М.А.

In given this article is considered ecological and economic components of regular work of various departments on development of mechanisms of restoration of a wood and counteraction to drawing of damage of the state by forest fires, is submitted author's vision of economic safety of a timber industry complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с лесными пожарами в системе обеспечения экономической безопасности государства»

Борьба с лесными пожарами в системе

обеспечения экономической безопасности

государства

Булгакова М.А. *

In given this article is considered ecological and economic components of regular work of various departments on development of mechanisms of restoration of a wood and counteraction to drawing of damage of the state by forest fires, is submitted author's vision of economic safety of a timber industry complex.

Всем нам с детства знакомы плакаты: «Берегите лес от пожара!», «Берегите природу», находившиеся в лесных зонах, парках и заповедниках, на плакатах были нарисованы деревья и языки пламени. С 90-х гг. прошлого столетия таких плакатов-предупреждений практически не осталось. Но подобного содержания современные «билборды» с символикой МЧС России теперь можно видеть практически рядом с каждым лесным участком.

Засуха, аномальная жара, горящие торфяники и лесные пожары, охватившие территории большинства субъектов Российской Федерации летом 2010 г., стали поистине стихийным бедствием. По состоянию на 6 августа, по данным МЧС, было зарегистрировано 843 очага природных пожаров. За сутки их возникло свыше 370, а потушено лишь 254. Продолжало действовать 589 возгораний на общей площади 196 тыс. га1. За все время буйства стихии погибли 50 человек, сгорело свыше 2 тыс. домов.

В соответствии с Лесным кодексом, введенным с 2007 г., была ликвидирована централизованная система лесной охраны, эти функции возложены на субъекты Российской Федерации и арендаторов лесных участков. И те, и другие денежными средствами на противопожарную профилактику зачастую не располагают. Учитывая, что в аренде находится около 13 % леса, а более 1 млрд га лесопокрытых территорий остались без специализированной охраны, замена государственной лесной охраны государственным лесным контролем и надзором, осуществляющим проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, арендующих соответствующие площади, оказалась неэффективной.

Объективно одной из серьезных проблем борьбы с лесными пожарами можно считать и недостаточное техническое ос-

нащение специализированных пожарных служб в регионах. По данным Росстата, с 2000 по 2008 г. в стране было произведено около 7500 пожарных машин (в среднем по 842 в год), более 7 тыс. пожарных мотопомп — в 2000 г., а в 2008 г. всего 54 штуки2. И это при общей площади лесных массивов России в 886,5 млн га (!).

В связи со сложившейся ситуацией и с учетом последствий лесных пожаров, явно показавших недостатки действующего законодательства, 8 сентября 2010 г. Президентом РФ Д. Медведевым на совещании по вопросам развития лесного хозяйства было принято решение о переподчинении Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) напрямую Правительству РФ. Лесной контроль и надзор (как и государственный пожарный надзор) практически не дали никакого результата в плане профилактических мер в борьбе с возгораниями в лесных массивах, и глава государства поручил выяснить целесообразность реорганизации структур для более надежного лесопользования и лесоохраны3.

В нашей стране, по официальным данным, ежегодно сгорает до 2 млн га лесов, «Гринпис», в свою очередь, приводит цифру в 14 млн га, учитывая и те леса, которые находятся вне зоны противопожарной охраны и соответственно не подпадают под государственную статистику. Семикратная разница существенно сгущает краски радужного восприятия состояния борьбы с пожарами.

Соотношение площади лесных пожаров в России к площади лесовосстанови-тельных работ графически представлено ниже (рис. 1). Видно, что еще в начале 90-х гг. ХХ в. — времена ускоренных экономических преобразований и структурной перестройки промышленно-хозяйственного комплекса страны — деятельность по восстановлению лесов велась более успешно, чем в наши дни.

Адъюнкт Академии управления МВД России.

СО

OI

О CJ

О

о о

Q.

со

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

2500 2000 1500 1000 500 0

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

□ площадь лесных пожаров

□ площадь проведенных лесовосстановительных работ

Рис. 1. Соотношение площади лесных пожаров и площади проведенных лесовосстановительных работ в России с 1990 по 2008 г. (тыс. га)

В прошлом году (16 июля 2009 г.) проблему воспроизводства лесных массивов обсуждали глава Правительства РФ В. Путин и руководитель Федерального агентства лесного хозяйства А. Савинов. В ходе обсуждения глава Рослесхоза сообщил: «До сего момента лесовосстановлением мы занимаемся не совсем хорошо. В большей степени лесопользованием, а лесовосстановлением — некачественно по двум причинам: во-первых, употребляются некачественные семена, слабые, не отвечающие соответствующим параметрам, таким как это принято для лесовос-становления Финляндии, Швеции, Канады. У нас этой проблеме не уделялось внимания. Поэтому мы решили в этом году установить контроль за полномочиями в сфере семеноводства...»4 Следует отметить, что в действующем законодательстве отсутствует четкое определение, на кого возложены функции по обеспечению и организации лесного семеноводства и обязанности по финансированию этой деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ финансирование данного вида деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, а также за счет средств физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в рассматриваемой области. В Лесном кодексе же указано, что Рослесхоз осуществляет организацию лесного семеноводства, а субъекты России — его обеспечивают. Разве

это не нормативный коллапс? На наш взгляд, именно так.

В современной экономической литературе экономическая безопасность характеризуется с позиции одновременного развития и устойчивости к воздействию внешних и внутренних факторов экологической и экономической систем, совокупность критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения, которых дает возможность оценивать состояние экономической безопасности страны в целом. За пределами этих значений системы теряют способность к динамическому саморазвитию, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, становятся объектом экспансии транснациональных корпораций (рис. 2).

Ослабление экономической безопасности допустимо только до определенного предела. Ориентированная на обеспечение экономической безопасности, стратегия развития государства поддерживает весь комплекс индикаторов в границах безопасного состояния, причем пороговые значения одного показателя не достигаются в ущерб другим.

Исходя из целей обеспечения экономической безопасности России, лесная политика государства должна быть в большей степени направлена на скорейшее лесовосстановление и выращивание высококачественных древостоев, создание условий для полного использования лесов с реализацией долгосрочных проектов в лесном хозяйстве (в том числе и на скорейшее восстановление недревесных продуктов леса5).

Очевидно, что и возможность, и мотивация к скорейшему лесовосстановле-нию (помимо государства) могут возникнуть у долгосрочного пользователя, которым является, например, ЦБК, а не у фирмы или индивидуального предпринимателя, занимающегося продажей древесины, даже с учетом площади поврежденных пожарами лесов и, как следствие, нехваткой сырья. Для развития и повышения конкурентоспособности отечественной лесной экономики как на внутреннем, так и на внешнем рынках, по мнению представителя ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная компания» И.В. Биткова, необходимо разработать новые методы экологически и экономически ответственного использования и восстановления лесов, так как ситуация с перерабатывающими мощностями и обеспечением их балансами в лесной промышленности достаточно критична6. Следует признать возможность достижения порогового значения угрозы экономической безопасности лесопромышленного комплекса России в случае непринятия срочных и конкретных мер в ближайшей перспективе по восстановлению лесных массивов страны.

Рассмотрим такое природное явление, несомненно, создающее предпосылки к возникновению пожаров, как усыхание еловых лесов. Например, в Архангельской области7, запасы хвойной древесины кото-

рой составляют 82%, оно обусловлено специфической структурой ельников, высоким возрастом преобладающих поколений деревьев, неблагоприятными погодными условиями последних лет, нерациональной вырубкой лесосек, прокладкой линейных объектов и нарушениями санитарной безопасности в лесах. Массированное усыхание еловых древостоев негативно влияет не только на состояние ресурсной базы лесного хозяйства как отдельно взятого региона, так и страны в целом, получение доходов с гектара лесной площади, но и на экономику лесопромышленных предприятий. Таким образом, это явление может привести к серьезным экологическим и, как следствие, экономическим проблемам.

В этой связи интересен механизм интенсивного лесопользования, действующий в Великобритании и Финляндии, где в последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция перехода от традиционного лесоводства к интенсивному выращиванию древесины, скорее напоминающему сельское хозяйство. Лесные плантации в указанных странах создаются повсеместно, в том числе и на деградированных землях (оврагах, карьерах). При этом решаются одновременно две проблемы — экологическая (сохранение рек и ручьев, уменьшение эрозии почв и засушливости климата) и экономическая (обеспечение сырьем лесной промышленности).

Причины Лесные Последствия (угрозы

возникновения пожары национальной безопасности)

- неосторожное обращение с огнем;

- сплошные рубки; нерациона льное размещение строительн ых лесных дорог;

- различные лесо-нарушения

- засуха;

- высокие температуры;

- ветер;

- естественное усыхание деревьев

- низкое качество и количество лесовосста-новительных работ и защиты лесов от вредителей;

- отсутствие пропаганды бережного отношения к лесу;

- ошибочное представление о неистощитель-ности лесных ресурсов

- загрязнение воздуха угарным газом;

- увеличение количества болезней населения, связанных с нарушением функций дыхательной системы;

- повышение уровня смертности;

- снижение количества мест отдыха населения;

- отсутствие недревесных продуктов леса (биологических запасов пищевых ресурсов, лекарственных растений);

- уменьшение численности животного биоразнообразия леса

- отсутствие сырья для функционирования предприятий лесной, химической, фармацевтической, косметической промышленности;

- снижение количества выпущенных товаров и прибыли;

- увеличение стоимости выпускаемой продукции;

- отсутствие средств на модернизацию и расширение действующих мощностей;

- отсутствие средств на освоение и создание инфраструктуры в многолесных и труднодоступных районах

Рис. 2. Причины возникновения лесных пожаров и угроз национальной безопасности государства

о

О!

О СЧ

О

о о а

со

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

CO

Ol

О СЧ

О

о о

IL С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

ü

5 I

н

о ф

со

Говоря о причинах лесных пожаров, к которым относятся не только антропогенные факторы, нельзя забывать и о воздействии человека на окружающую среду. Угрожающие экономической и экологической безопасности государства незаконные рубки создают предпосылки к возникновению очагов возгорания, так как преступники (в большинстве случаев) вывозят только наиболее ценную часть дерева, более 40 % хлыста остается на месте преступления. Совершение лесничими должностных преступлений, таких как присвоение денежных средств, предназначенных для профилактики или тушения пожаров, также не способствует снижению числа очагов возгорания. Нередки случаи и умышленных поджогов, когда преступники, впоследствии и не без участия сотрудников лесничеств, под видом санитарных рубок после отделения незначительно обгоревшей коры от ствола дерева получают возможность реализации качественной древесины без всяких материальных затрат8.

Применительно к органам внутренних дел остается острой проблема раскрытия преступлений, связанных с лесными пожарами. В настоящее время нет механизма распределения денежных средств для правоохранительных органов, направляемых из федерального бюджета на тушение лесных пожаров. Широкомасштабное оснащение служебного автотранспорта и дежурных частей навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС (Россия) позволило бы в режиме реального времени проводить дистанционный мониторинг за организацией лесозаготовок и состоянием лесных массивов; управлением транспортных средств на основании данных об их местоположении при выезде следственно-оперативных групп на удаленные расстояния (иногда свыше 200 км) с целью установления лиц, виновных в лесном пожаре; а также для регулярного функционирования совместных с сотрудниками лесничеств автопатрулей и заградительных постов в профилактических целях в зонах, наиболее подверженных лесным пожарам.

В Концепции развития лесного хозяйства на 2003—2010 гг. указана необходимость формирования в сознании людей начиная с детского возраста бережного отношения к лесу, усиления агитационной деятельности по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации, а также для повышения

оперативности тушения лесных пожаров следует укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование, обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха авиатанкерами, с использованием химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров.

Не стоит забывать о том, что леса, удовлетворяя потребности общества в экономической сфере, выполняют водоохранные, почвозащитные, оздоровительные функции, влияют на формирование климата и предотвращают загрязнение воздушного бассейна. Современное состояние биосферы требует особой защиты для выживания человечества, поскольку антропогенное воздействие на природу может привести к необратимым катастрофическим последствиям. Трудно переоценить экологическую роль растительного мира, в том числе лесов, которые справедливо считаются легкими нашей планеты. Поскольку Россия входит в число крупнейших лесосырьевых стран мира, возрастает ее роль в рациональном использовании и сохранении древесной растительности.

В этой связи актуальна деятельность по обеспечению экономической безопасности государства путем сбалансированного и взаимосвязанного развития всех субъектов лесопромышленного комплекса страны, укрепления и расширения функций природоохранных организаций, формирования рынка экологических услуг, стимулирования предпринимательских инициатив в лесовосстановительной и лесозащитной деятельности, одновременного скоординированного роста, улучшения качества, а значит, и повышения конкурентоспособности лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности России.

Углубленной научно-аналитической проработки, по мнению Г.М. Алимусаева9, требуют вопросы обеспечения благоприятных макроэкономических условий в цепочке «лесовоспроизводство—лесопользование» на основе совершенствования инструментов государственного регулирования как природоохранной деятельности, так и предпринимательства в лесопромышленной сфере.

Экономическая безопасность государства — комплексное понятие, и каждый его элемент может быть рассмотрен в различных аспектах. В данной статье нами предпринята попытка раскрыть эколого-эконо-мическую составляющую систематической работы различных ведомств в выработке механизмов лесовосстановления и проти-

водействия нанесению ущерба государства лесными пожарами. Ведь от того, какой вектор развития получат различные звенья лесного комплекса, от того, насколько эффективно они будут использовать предпринимательские подходы в своей деятельности, во многом зависят социально-экономические перспективы всей страны.

Литература и примечания

1. Новикова М., Скляров И. Дым Отечества / Экономика и жизнь. 2010. 6 августа. № 30 (9346). С. 1—2.

2. Новикова М., Скляров И. Дым Отечества / Экономика и жизнь. 2010. 6 августа. № 30 (9346). С. 1—2.

3. Летние пожары. Постскриптум / Наша власть. 2010. № 9—10 (110). С. 18.

4. Артемьев И. Лесовосстановление блуждает в трех соснах / Экономика и жизнь. 2010. 16 июля. № 27 (9343). С. 1-2.

5. Экономика лесного хозяйства обязательно должна учитывать возможность сбора грибов, ягод, орехов, целебных трав и т.п. гражданами для формирования рынка экологически чистой линии продуктов и поддержания его со стороны региональных властей для получения стабильного источника дохода местными жителями.

6. Битков И.В. Эффективная государственная политика в области сохранения и восстановления лесных ресурсов как стимул развития отечественной ЦБП // Лесохозяйственная информация: сб. научно-технической информации по лесному хозяйству / под ред. Родина С.А. СПб., Пушкин, 2008. № 3-4. С. 15-21.

7. Трубин Ю.Г. Экономическая оценка проекта освоения усыхающих еловых лесов в Архангельской области // Материалы международного семинара «Стратегия долгосрочного развития лесного сектора Российской Федерации: от рынка конечной продукции к доступности лесных ресурсов» / под ред. Петрова А.П. М.О., Сергиев Посад, 2008. С. 20-24.

8. Еще в царской России Лесной устав закреплял в своих правовых нормах систему мер, направленных на сохранение лесов от пожаров. К примеру, за умышленное или неосторожное обращение с огнем в лесных массивах наступала материальная, административная или уголовная ответственность. В частности, за небрежное обращение с огнем при выжигании травы, жнивья или кореньев, за жжение сучьев при расчистке леса под пашню или сенокос без разрешения старосты наступала судебная ответственность. Вред и убыток, причиненные казенным лесам от неосторожного выжигания, направлялись в пользу лесных доходов с того селения, которому принадлежало поле, а с виновными суд поступал так, «как в законах в отношении неосторожных поджигателей взысканиям и наказаниям, какие выше постановлены в отношении самовольных порубок в казенных лесах», с тем лишь различием, что «если самовольная порубка учинена в корабельной роще и если со времени определения в судебном месте следующего за сие штрафа, оный не будет внесен виновным в течение двух недель, то таковой отдается в солдаты, а если к военной службе не годен, то ссылается на поселение».

9. Алимусаев Г.М.. Концептуальные основы развития предпринимательства в лесном комплексе России: автореф. дисс. ... д.э.н. М., 2010.

СО

О!

О СЧ

О

о о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.