Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией: ситуация в Хабаровском крае остается достаточно сложной'

Борьба с коррупцией: ситуация в Хабаровском крае остается достаточно сложной Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серенко Е.А.

В статье говорится о необходимости создания в России работоспособной структуры противодействия коррупции. Одним из эффективных способов решения данных задач является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией: ситуация в Хабаровском крае остается достаточно сложной»

296 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

4. Грицина Т.Г., Швырев Г.С. Создание и основные этапы развития прокурорского надзора // В сборнике: Студенческая доктрина, сборник научных статей / И.Ю. Ташбекова (отв. редактор). - Курск, 2014. - С. 171-175.

5. Дибиров Ю.С. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как правозащитная деятельность государства // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - № 2. -С. 118-123. Ковалевская Н.В. Прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль - элементы противодействия уголовно-процессуальным правонарушениям // Вопросы российского и международного права. - 2014. -№ 1-2. - С. 61-72.

6. Мальцев С.В. Прокурорский надзор. Его сходства с административным надзором // Наука XXI века: проблемы и перспективы. - 2015. - № 1 (3). -С. 176-178.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ:

СИТУАЦИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ОСТАЕТСЯ ДОСТАТОЧНО СЛОЖНОЙ

© Серенко Е.А.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

В статье говорится о необходимости создания в России работоспособной структуры противодействия коррупции. Одним из эффективных способов решения данных задач является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Ключевые слова коррупция, многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство.

Устранение причин, порождающих коррупцию, является сегодня для РФ одной из приоритетных задач. Ведь ничто так не разъедает гражданское общество, как коррупция. Именно она является сдерживающим фактором на пути развития, препятствует социальным и экономическим преобразованиям. Деятельность Администрации Комсомольска-на-Амуре в данном направлении осуществляется в рамках целевой программы «Предупреждение коррупции в Хабаровском крае [5]. Эта программа направлена на обеспечение прозрачности деятельности Администрации города, создание комплексной системы предупреждения коррупционных правонарушений и обучение муниципальных служащих с целью совершенствования процедур

Юридические науки

297

предоставления услуг жителям города. В Хабаровском крае сформирована необходимая нормативно-правовая база, определяющая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в направлении противодействия коррупции в органах местного самоуправления. В частности приняты:

- Закон Хабаровского края от 30 сентября 2009 г. № 269 «О предупреждении коррупции в Хабаровском крае» [4].

- Постановление Правительства Хабаровского края от 18 мая 2010 г. № 126-пр «О краевой целевой программе предупреждения коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы» [5].

- Постановление администрации города от 19.11.2013 № 3758-па «Об утверждении «Мероприятий по предупреждению коррупции на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на 2014-2020 годы»» [6].

За последние два года при методической помощи администрации губернатора во всех муниципальных районах и городских округах были приняты свои программы или планы противодействия коррупции. Ряду районов была оказана методическая помощь и в вопросах антикоррупционной экспертизы, а также по другим основным направлениям реализации антикоррупционной политики в целом.

В то же время нельзя забывать, что органы местного самоуправления, имеющие необходимую степень автономности и соответствующий объем полномочий, несут полную ответственность за свою деятельность, в том числе и за реализацию антикоррупционного законодательства. Органы государственной власти края, оказывая органам местного самоуправления помощь и поддержку, ожидают от них активной, деятельной позиции в борьбе с коррупцией.

Одной из наиболее актуальных проблем и в Российской Федерации, и в Хабаровском крае, в частности, продолжает оставаться коррупция в бытовой сфере - правонарушения, совершаемые при оказании гражданам наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

Очевидно, что основной объем работы по противодействию «бытовой» коррупции ложится на органы местного самоуправления, поскольку деятельность муниципальных организаций и предприятий затрагивает интересы почти всех жителей края, и общаться с чиновниками гражданам тоже чаще всего приходится именно на местном уровне. Именно этим объясняется необходимость системного противодействия коррупции на муниципальном уровне [8].

Общая координация работы по противодействию коррупции в органах местного самоуправления возложена на межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при губернаторе края и Администрацию губернатора, а также на межведомственные советы (комиссии, рабочие группы) по вопросам противодействия коррупции в муниципальных

298 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

образованиях края. Результаты реализации мер по противодействию коррупции в муниципальных образованиях регулярно рассматриваются на заседаниях межведомственного совета с участием прокурора края, главного федерального инспектора - отчитываются главы муниципальных районов и городских округов.

На муниципальную службу специалисты, как правило, принимаются на конкурсной основе, в соответствии с положениями о конкурсе на замещение вакантных должностей. При отборе выясняются знания кандидатов основных положений об установлении ограничений и запретах, связанных с замещением муниципальных должностей; основных положений федерального и краевого законодательств по противодействию коррупции, вопросов юридической ответственности за коррупцию.

С муниципальными служащими проводится работа по предоставлению сведений о доходах, что позволяет не допускать конфликтов интересов на муниципальной службе.

Организована работа общественных приемных, «телефонов доверия», «горячих линий», бесплатных центров правовой помощи населению. Принимаются меры по обеспечению участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции и оказанию содействия средствам массовой информации в широком освещении мероприятий по противодействию коррупции, проводимых органами местного самоуправления.

Сейчас особое внимание уделяется вопросам создания и организации работы многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг, что позволит существенно сократить уровень “бытовой” коррупции и административные барьеры при оказании государственных и муниципальных услуг.

В Хабаровском крае завершились мероприятия по организации сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [10].

В соответствии с утвержденной схемой размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и территориально обособленных структурных подразделений в регионе открыто 18 филиалов многофункциональных центра, 2 дополнительных офиса филиалов и 79 территориально обособленных структурных подразделений. Общее число окон, осуществляющих прием заявителей в крае, составляет 329.

Основные показатели совершенствования государственного управления, установленные Указом Президента Российской Федерации, выполнены в полном объеме. В частности, доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году планировалась не менее 90 процентов. Фактически эта доля составила 99,6 процента.

Юридические науки

299

Все государственные и муниципальные услуги, предоставляемые на базе многофункционального центра, заявители могут получить по принципу экстерриториальности, т.е. обратившись за получением услуги в любой из офисов, независимо от места проживания.

Без сомнения, МФЦ являются одним из эффективных механизмов борьбы с проявлениями двойной морали у отдельных чиновников, так как они лишают их возможности контактировать с заявителем на получение муниципальных услуг. К тому же МФЦ являются очень важным этапом развития системы электронного правительства. Наш город был одним из первых российских городов, где начали создавать многофункциональные центры.

Таким образом, система многофункциональных центров становится надежным спутником человека, а также действенным механизмом в борьбе с коррупцией и рынком посреднических услуг.

Еще одним направлением работы, на котором нужно сосредоточить внимание - идеологическая составляющая борьбы с коррупцией. Речь идет о правовом просвещении населения, информировании о проводимых антикоррупционных мероприятиях, изучении мнения жителей края, муниципальных районов и городских округов по вопросам противодействия коррупции. Нужно значительно шире, особенно на муниципальном уровне, привлекать к этой работе средства массовой информации, использовать интернет-ресурсы.

В связи с этим хочу напомнить слова президента Российской Федерации В.В. Путина: «Борьба с коррупцией - это всегда трудная системная задача. Борьба с коррупцией в нашей стране - особо трудная задача, которая потребует колоссальных усилий, выдержки. Рассчитана она, естественно, на годы вперед».

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л», 2014.

2. О противодействии коррупции: федеральный закон РФ от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 27. - Ст. 5760.

3. Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержден Президентом РФ В.В. Путиным 11 апреля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 34. - Ст. 670.

4. Закон Хабаровского края от 30 сентября 2009 г. № 269 «О предупреждении коррупции в Хабаровском крае» // Собрание законодательства Хабаровского края. - 2009. - № 311. - Ст. 12.

5. Постановление Правительства Хабаровского края от 18 мая 2010 г. № 126-пр «О краевой целевой программе предупреждения коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы»// Газета «Приамурские ведомости». -2010, 19 мая.

300 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

6. Постановление администрации города от 19.11.2013 № 3758-па «Об утверждении «Мероприятий по предупреждению коррупции на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на 2014-2020 годы // Собрание законодательства Хабаровского края. -

2013. - № 311. - Ст. 12.

7. Безрукова И. Феномен коррупции в истории человеческой цивилизации // БезопастностьЕвразии. - 2015. - № 4. - С. 357-361.

8. Курманов М. Статистика и коррупция в современной России // Вопр. статистики. - 2013. - № 2. - С. 83-86.

9. Моисеев В. Почему в России высокая коррупция? // Человек и труд. -

2014. - № 1. - С. 66-69.

10. Моисеев В. Российская коррупция: национальные особенности противодействия // Человек и труд. - 2012. - № 10. - С. 19-23.

11. Ревина С.Н. некоторые вопросы борьбы с коррупцией: международный аспект // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - № 3. - С. 151-153.

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ВЫПОЛНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ МФЦ

© Серенко Е.А.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г Хабаровск

В статье говорится о создания в России многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), работающее по принципу «одного окна».Выявлены проблемы их функционирования, рассмотрены перспективные задачи, стоящие перед многофункциональными центрам.

Ключевые слова многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг. принцип «одного окна», соглашения о взаимодействии, политика обработки персональных данных, антикоррупционная политика.

Совершенствование системы государственного управления является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Необходимость улучшить механизмы работы органов государственной власти, построить эффективный государственный аппарат, что неоднократно отмечалась в посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации [3].

В основу МФЦ положена концепция создания «сервисного» государства -государства, где взаимодействие органов власти и населения осуществляет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.