Научная статья на тему 'Эффективность региональной антикоррупционной политики на примере реализации долгосрочной целевой программы "Предупреждение коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы"'

Эффективность региональной антикоррупционной политики на примере реализации долгосрочной целевой программы "Предупреждение коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА / ANTI-CORRUPTION PROPAGANDA / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION PERCEPTION INDEX / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / EMPLOYMENT POLICY / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / MULTIFUNCTIONAL CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михолап Яна Владиславовна

В статье рассмотрено развитие антикоррупционной политики региона. Проведен анализ эффективности реализации целевой программы «Предупреждение коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы» и достигнутых показателей по снижению коррупционных преступлений на территории края. Особое внимание уделено изменению индекса восприятия коррупции населением края и росту уровня доверия к муниципальным и государственным служащим. Выявлены недостатки в работе государственных и муниципальных органов, обозначены мероприятия, необходимые к внедрению для повышения эффективности работы антикоррупционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals regional anti-corruption policy development. The efficiency of the implementation of the special-purpose programme "Corruption prevention in the Khabarovsk Territory in 2011-2013" and achieved measures of reduction corruption-related crime were analyzed. Special attention was paid to change of corruption perception index and to increase the level of trust in municipal and state employees. There were revealed deficiencies and shortfalls in the work of state and municipal authorities. Activities necessary to introduce to improve the efficiency of anti-corruption legislation have been identified.

Текст научной работы на тему «Эффективность региональной антикоррупционной политики на примере реализации долгосрочной целевой программы "Предупреждение коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы"»

12. Тощенко Ж.Т. Социология управления. Учебник. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. - 300 с.

13. Храмцов А.Ф. Социальное государство: факторы изменчивости // Социологические иссле-

дования. 2012. № 9. - С. 74-81.

14. Штейн Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. - СПб.: Тип. А. М. Кото-мина, 1872. - 305 с.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ _НА 2011-2013 ГОДЫ»_

Михолап Яна Владиславовна,

аспирант

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено развитие антикоррупционной политики региона. Проведен анализ эффективности реализации целевой программы «Предупреждение коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы» и достигнутых показателей по снижению коррупционных преступлений на территории края. Особое внимание уделено изменению индекса восприятия коррупции населением края и росту уровня доверия к муниципальным и государственным служащим. Выявлены недостатки в работе государственных и муниципальных органов, обозначены мероприятия, необходимые к внедрению для повышения эффективности работы антикоррупционного законодательства.

ABSTRACT

This article reveals regional anti-corruption policy development. The efficiency of the implementation of the special-purpose programme "Corruption prevention in the Khabarovsk Territory in 2011-2013" and achieved measures of reduction corruption-related crime were analyzed. Special attention was paid to change of corruption perception index and to increase the level of trust in municipal and state employees. There were revealed deficiencies and shortfalls in the work of state and municipal authorities. Activities necessary to introduce to improve the efficiency of anti-corruption legislation have been identified.

Ключевые слова: антикоррупционная пропаганда, индекс восприятия коррупции, методические рекомендации, кадровая политика, многофункциональный центр.

Keywords: anti-corruption propaganda, corruption perception index, methodological recommendations, employment policy, multifunctional center.

Коррупция как многоаспектное явление, нарушающее принципы равенства, подрывающее и дестабилизирующее эффективность государственного управления и затрудняющее экономическое развитие, является прямой угрозой стабильности и безопасности общества и государства в целом. Эффективная борьба с коррупцией невозможна без разработки структуры и комплексного подхода. Во всем мире система борьбы с коррупцией базируется на правовой (международные договоры и конвенции, конституции, программы, национальные планы, федеральные законы и т.д.) и организационной основах (компетентные федеральные органы исполнительной власти по противодействию коррупции).

В России борьба с коррупцией ведется на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном, однако следует отметить, что именно региональный и муниципальный уровни получили «импульс» к развитию только в последнее десятилетие. Региональное правительство столкнулось с необходимостью разработки антикоррупционного законодательства только после утверждения административной реформы 2005 года, т.к. раннее она касалась только уровня федерации [2]. В большинстве случаев региональные

антикоррупционные программы носили характер краткосрочных планов, основывающихся на Национальном плане противодействия коррупции, с внесением аспектов, характерных для конкретного региона. Поэтому в последнее десятилетие работа над созданием антикоррупционного законодательства и разработкой мероприятий по противодействию коррупции стали одним из важнейших направлений в создании стабильной системы управления на всех уровнях власти.

В данной статье автор ставит задачу рассмотреть эффективность развития региональной системы борьбы с коррупцией на примере реализации первой долгосрочной целевой программы «Предупреждение коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы» [5]. Главной целью программы являлось устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее распространению; формирование нетерпимости граждан к коррупционным действиям; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций от негативных проявлений, связанных с коррупцией, а также повышение доверия граждан к органам государственной власти [5].

Основной задачей стало выполнение программных мероприятий:

- организационное обеспечение предупреждения коррупции;

- антикоррупционная пропаганда;

- создание условий для возможности сообщения гражданами фактов злоупотреблений должностными полномочиями;

- реализация кадровой политики в органах исполнительной власти в целях снижения коррупционных рисков [5].

Рассмотрим поэтапные итоги реализации программы. В 2011 году Управление по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края начало заниматься оказанием методической помощи органам местного самоуправления в реализации исполнения законодательства о противодействии коррупции. За 12 месяцев 2011 года были осуществлены выезды в 8 муниципальных районов края, где были выявлены недостатки в организации работы [9]. Разработанные рекомендации об организации антикоррупционной работы были направлены в органы местного самоуправления, что позволило поддерживать постоянное оказание методической помощи органам местного самоуправления края, что значительным образом увеличило эффективность их деятельности. В 2012 и 2013 годах осуществлялась организация выездных семинаров в муниципальных районах края по вопросам профилактики коррупционного поведения и по вопросам предоставления сведений о доходах.

Была обеспечена работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, так в 2011 году на 6 проведенных заседаниях установлено 3 нарушения требований законодательства в части предоставления сведений о доходах, за которые 3 государственных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности, а по итогам года были проведены 32 заседания комиссии, на которых были установлены 66 нарушений законодательства, 66 муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности [7].

По итогам 2012 года в органах местного самоуправления проведено 31 заседание, рассмотрено 92 материала, установлено 35 нарушений (26 -по фактам недостоверности и неполноты предоставленных сведений о доходах, 5 - по фактам несоблюдения требований к служебному поведению, 4 - по фактам урегулирования конфликта интересов). В итоге, 25 муниципальных служащих были привлечены к дисциплинарной ответственности [7]. Органами прокуратуры организовывались плановые и внеплановые проверки по соблюдению законодательства в сфере размещения заказов. Так только за 2011 год было выявлено 88 нарушений, возбуждено 106 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на 1,7 млн. рублей взыскано 1,33 млн. рублей [5].

Разработан Кодекс этики служебного поведения государственных гражданских служащих

(аналоги разработаны в муниципалитетах края), внесены изменения в служебные контракты государственных гражданских и муниципальных служащих, предусматривающие ответственность за несоблюдение положений кодексов [3]. В 2011 году на базе ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» прошли курсы повышения квалификации антикоррупционной направленности 119 государственных гражданских служащих и 448 муниципальных служащих, а в

2012 году более 240. Прохождение курсов антикоррупционной направленности в рамках повышения квалификации повлияло на формирование среди государственных гражданских и муниципальных служащих негативного отношения к дарению и получению подарков и повысило уровень их ответственности.

Общепризнанно, что эффективная борьба с коррупцией невозможна без участия гражданского общества, поэтому государственные структуры в обязательном порядке должны выстраивать диалог с населением и прислушиваться к его мнению. В рамках реализации пункта об антикоррупционной пропаганде была налажена работа с печатными и электронными средствами массовой информации. За первый год реализации программы размещено более 200 материалов, разработаны и отпечатаны плакаты антикоррупционного содержания, организована трансляция ролика на видео-баннере в центре г. Хабаровска [7]. В 2012 году количество отпечатанных антикоррупционных материалов выросло: баннеров до 63 штук, плакатов до 2500 штук, буклетов до 10 000 шт., трансляция антикоррупционного видеоролика длилась весь год. На телеканалах края появились программы, освещающими громкие коррупционные скандалы, «Губерния» - рубрика «Место происшествия», ДВТРК - «Вести», наряду с уже известными телепередачами центрального телевидения «Человек и Закон» и «Криминал». Начал свою работу телефон доверия по вопросам противодействия коррупции, по которому любой житель края мог сообщить о фактах коррупционных проявлений [5].

Информирование населения края о задачах и мероприятиях антикоррупционной программы, с приведением конкретных примеров выявленных фактов совершения коррупционных правонарушений по средствам организации взаимодействия со СМИ и позволило повысить уровень доверия граждан к служащим и начать формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Проведение ежегодного социологического опроса в 2014 году показало снижение индекса восприятия коррупции населением (ИВК) на 1 % (с 9 % до 8 %) и планируемое снижение до 7,3% к 2010 году (см. рис. 1). Уровень удовлетворенности жителей края информационной открытостью органов исполнительной власти края в 2011 году составлял 19,1 %, в 2012 вырос до 20%, а по итогам

2013 года увеличился до 22 %. Планируемый показатель к 2020 году 28% (рисунок 2).

9% 8% 7% 6% 5% 4% 3% 2% 1% 0%

✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ?—

^_

_,_ _,_ —,-<

□ ИВК

2011

2013

2020

Рисунок 1 - индекс восприятия коррупции населением края

30 25 20 15 10 5 0

□ %

2011 2012 2013 2020

Рисунок 2 - уровень удовлетворенности населения информационной открытостью деятельностью

органов власти

К 2012 году были разработаны и утверждены административные регламенты на 303 государственные услуги и на 89 государственных услуг в системе межведомственного взаимодействия в результате чего, граждане были освобождены от сбора более чем 140 документов и сведений. Утверждена и начала свое функционирование целевая программа по открытию многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Уже в 2012 году свои двери для граждан открыли 2 МФЦ в г. Хабаровске, где 45 государственных услуг (14,9 %) предоставлялись в электронном виде. На тер-

ритории края были установлены 14 инфоматов с доступом к порталу государственных услуг (9 в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, 5 в населенных пунктах края). Количество государственных услуг, предоставляемых органами, исполнительной власти края в электронном виде, позволяющих оптимизировать процесс, как для граждан, касательно сбора документов, так и для муниципальных служащих, при приеме необходимого пакета документов, выросло с 3 в 2011 году до 58 в 2013 году, а к 2020 году планируется увеличить до 100 (рисунок 3).

100 80 60 40 20 0

□ гос.услуги

□ в %

2011

2012

2013

2020

Рисунок 3 - количество государственных услуг, предоставляемых в электронном виде

Вместе с тем, реализация программы выявила проблемные моменты, которые нуждаются в более тщательной проработке.

1.Усиление работы коллегиальных органов по вопросам противодействия коррупции.

2. Разработка и внедрение механизма эффективной ротации государственных служащих.

3. Усиление работы подразделений кадровых служб указанных органов по профилактике коррупционных правонарушений, т.к. все еще большое количество коррупционных правонарушений приходится на предоставление недостоверных сведений о доходах и расходах.

4. Привлечение институтов гражданского общества, призванных обеспечить контроль соблюдения антикоррупционного законодательства, т.к. показывает практика, народный контроль оказывается эффективным инструментом в борьбе с коррупционными проявлениями.

Работа по данным направлениям позволит существенно повысить эффективность программы и выйти на запланированные показатели 2020 года.

Итоги реализации долгосрочной целевой программы наглядно показали ее эффективность и уже сейчас можно сказать, что программа стала отправной точкой в развитии антикоррупционной политики края. Именно ее реализация позволила структурировать и регламентировать антикоррупционные мероприятия и наладить работу по контролю за их выполнением на уровне Правительства края. Организация информационного взаимодействия с правоохранительными органами позволила скоординировать совместную работу органов. Впервые за долгое время было зарегистрировано уверенное снижение количества возбужденных уголовных дел по фактам взяточничества с 83 в 2008 году, до 58 в 2011 и 45 в 2012. По статистическим данным прокуратуры зафиксировано снижение общего количества нарушений законодательства, имеющих коррупционную составляющую, с 1050 в 2011 году до 1000 в 2013году [5]. Освещение в средствах массовой информации случаев нарушения чиновниками антикоррупционного законодательства и налаженная «обратная связь» с населением края повысили уровень доверия граждан к властным структурам.

Список литературы

1. Альманах современной науки и образования №3 (93) 2015 с.77.

2. Концепция административной реформы в Российской Федерации 2006-2010 годах: Распоряжение Правительства РФ 1798-р от 25.10.2005 (ред. от 10.03.2009г.) Собрание законодательства Российской Федерации №46 от 14 ноября 2005 года Раздел IV Постановления и распоряжения Правительства РФ.

3. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Хабаровского края: Постановление Губернатора Хабаровского края № 29 от 25 марта 2011 года.

URL: http ://laws .khv.gov. ru/pdf/%D0%BF%D0%B 3 00029 25032011 000.pdf?v=0,06899655 (дата обращения 11.06.2016)

4. Национальный план противодействия коррупции (утверждён Президентом РФ 31 июля 2008г. № Пр-1568) // Российская газета - Федеральный выпуск №4721 2008. 5 августа.

5. О долгосрочной краевой целевой программе «Предупреждение коррупции в Хабаровском крае на 2011-2013 годы» / Постановление Правительства края от 18.05.2010 г. №126-пр (с изменениями на 10 апреля 2013 года) (https://old.khabkrai.ru/information/protiv korrup.htm l)

6. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ // СЗРФ.2008. №52.

7. Итоги реализации долгосрочной краевой программы «Предупреждение коррупции в Хабаровском крае» в 2011 году [Электронный ресурс]: отчет начальника отдела по противодействию коррупции и профилактике правонарушений управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края М.А. Гринева от 27 марта 2012 года. URL: https://old.khabkrai.ru/information/protiv korrup.html

8. Протокол заседания совета при Губернаторе края по противодействию коррупции от

07.12.2011 г. [Электронный ресурс]: URL: https://old.khabkrai.ru/information/protiv korrup.html

9. Протокол заседания совета при Губернаторе края по противодействию коррупции от

14.11.2012 г. [Электронный ресурс]: URL: https://old.khabkrai.ru/information/protiv korrup.html

10. Протокол заседания совета при Губернаторе края по противодействию коррупции от

22.08.2013 г. [Электронный ресурс]: URL: https://old.khabkrai.ru/information/protiv korrup.html

11. Протокол заседания совета при Губернаторе края по противодействию коррупции от

21.02.2014 г. [Электронный ресурс]: URL: https://old.khabkrai.ru/information/protiv korrup.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.