Научная статья на тему 'Больше внимания профильным классам!'

Больше внимания профильным классам! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голиков Ю. А.

В статье рассмотрены трудности, с которыми сегодня сталкиваются учреждения высшего и среднего профессионального образования при наборе и обучении студентов, и предложены меры по активизации профильного обучения в школах с участием профессорско-преподавательского состава вузов и колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORE ATTENTION TO SPECIALIZED CLASSES!

The problems of training students faced by the institutions of tertiary education are considered. The measures on stimulating specialized education at school, with some subjects being taught by the teaching staff of higher schools and colleges are offered.

Текст научной работы на тему «Больше внимания профильным классам!»

УДК 378

Ю.А. Голиков

СГГ А, Новосибирск

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПРОФИЛЬНЫМ КЛАССАМ!

В статье рассмотрены трудности, с которыми сегодня сталкиваются учреждения высшего и среднего профессионального образования при наборе и обучении студентов, и предложены меры по активизации профильного обучения в школах с участием профессорско-преподавательского состава вузов и колледжей.

Yu.A. Golikov SSGA, Novosibirsk

MORE ATTENTION TO SPECIALIZED CLASSES!

The problems of training students faced by the institutions of tertiary education are considered. The measures on stimulating specialized education at school, with some subjects being taught by the teaching staff of higher schools and colleges are offered.

Анализ экономической информации за 2008 -2010 гг. убеждает нас в том, что кризис в России скорее не финансовый, а системный. Он достачно глубокий даже в федеральных и региональных государственных структурах, и по оценкам экономистов будет продолжаться не менее 3 лет. Вследствие дефицита государственного бюджета Российской Федерации профессиональное образование в целом: начальное, среднее и высшее в 2010 году ожидает снижение бюджетного финансирования на уровне выше 2009 года. Еще более ощутимый удар будет нанесен в текущем году коммерческой составляющей профессиональных образовательных учреждений по двум причинам:

- Из-за падения платежеспособного спроса большей части населения страны;

- Из-за продолжающегося демографического спада числа школьников

- выпускников 2010 года.

Оба вышеуказанные обстоятельства приведут к жесткой ситуации для большинства вузов, колледжей и профессиональных училищ: сокращению бюджетного финансирования на 3 - 5 % и снижению внебюджетных поступлений за счет коммерческой составляющей на 30 ч- 50%.

Провозглашенный Президентом РФ переход к модернизации отечественной экономики и внедрению инноваций во все отрасли хозяйства страны означает для всех учебных заведений - необходимость повышения количества и качества подготовки специалистов для промышленных отраслей. Выходом из создавшейся ситуации для них могло бы стать принятие поправок в «Закон об образовании», по которым школы, профессиональные училища, колледжи, вузы и предприятия могли бы взаимодействовать по договорам, представляя друг другу учебные и производственные помещения, лаборатории, установки и оборудование, а

также кадры на безвозмездной или платной основе, как это делают научные учреждения и вузы страны.

Вторым решением, облегчающим работу профессиональных учебных заведений высшего и среднего специального образования, могла бы стать приостановка давления Министерства образования и науки на них в направлении смены их организационно - правовой формы в виде автономных учреждений.

Третьим предложением, облегчающим выбор абитуриентам профессии и конкретного высшего или среднего образовательного учреждения, могло бы стать повышение персональной ответственности ректоров и директоров за трудоустройство своих выпускников. Процесс обучения студентов не должен заканчиваться сегодня выдачей дипломов, а должен продолжаться оказанием помощи вузом или колледжем каждому молодому специалисту в трудоустройстве и в освоении профессии. Для этого необходимо активизировать работу выпускающих кафедр высших и средних профессиональных учебных заведений с аттестованными специалистами, а также создать сеть филиалов кафедр на предприятиях- работодателях.

Четвертым направлением, которое бы содействовало внесению ясности в действия руководителей высших и средних профессиональных учебных заведений, участвующих в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, явилось бы разъяснение Министерством образования и науки с помощью средств массовой информации населению статуса квалификации «бакалавр техники и технологии». Это кто: инженер, техник? И на какую должность он может рассчитывать, после окончания вуза или колледжа при приеме на работу на предприятии?

Становление рыночной экономики в РФ привело также к обострению противоречия между массовостью школьного и профессионального образования, охватывающего учащихся и студентов разных возрастов, способностей и интересов, и возрастающими требованиями со стороны предпринимательского сектора к индивидуализации обучения (многоступенчатый отбор персонала). Это противоречие должно устраняться на двух уровнях:

- В вузе или колледже при организации прохождения практик студентов в будущих местах их работы, а также организацией филиалов кафедр на предприятиях - работодателях;

- В школах и в профессионально - технических училищах путем организации профильного обучения.

В традиционной педагогике всегда большое внимание уделялось работе учителей, и поэтому сегодня большинство инноваций ориентировано на преподавательский состав школ. К выпускнику школы со стороны учителей предъявляются повышенные требования: он должен не только усвоить школьную программу, но и уметь вырабатывать новые знания и методы поведения в сложных ситуациях экономического кризиса в стране. При этом обнаруживается несоответствие между ростом информации и возможностью молодого человека усвоить этот объем знаний, то есть налицо-перегруженность школьных программ.

Социологические исследования, проведенные, среди школьников в различных областях Российской Федерации, показали, что большая часть учащихся 10- 11 классов приспосабливается к этой ситуации путем освоения основ образовательных дисциплин и углубленного изучения только тех, в которых им хотелось бы специализироваться. Собственный опыт автора этой статьи в общении с учащимися школ города Бердска Новосибирской области подтверждает, что у многих из них в настоящее время не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении дальнейшего профессионального образования после окончания школы.

Сегодня в большинстве школ НСО профильное образование ориентировано на экономические, юридические и гуманитарные специальности, но программа модернизации отечественной экономики, в первую очередь, требует подготовки специалистов: инженеров, техников и рабочих по техническим и технологическим профессиям. Поэтому в профильном, обучении на всех ступенях общеобразовательной школы, и в особенности в 9-х классах, в настоящее время стоит главная задача -переориентация части школьников с гуманитарного на естественно - научное направление. «Иначе нам удачи (на пути модернизации отечественной экономики) не видать!»

Итоги социальной оценки введения профильного обучения в Санкт-Петербурге показывают, что «общее непрофильное образование не согласуется с учебной мотивацией старшеклассников, которые не связывают свои интересы в учебе с будущим профессиональным образованием». В связи с тем, что на рынке образовательных услуг в Новосибирской области имеет место острая конкуренция высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений, имеет смысл активнее выходить на него с предложениями по профориентационным дисциплинам направлений обучения в Сибирской государственной геодезической академии. Ректорату ГОУ СГГА необходимо срочно активизировать работу деканатов, отделений и всех кафедр для завоевания своего сектора на этом рынке всеми доступными законными средствами. Особое внимание следует уделить рекламе нового направления подготовки бакалавров техники и технологии «Инноватика», в становлении которого заинтересованы все кафедры Сибирской государственной геодезической академии, и которое станет в ближайшем будущем одним из востребованных на рынке промышленных профессий Новосибирской области и Западной Сибири.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мау, В. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией // Вопросы экономики. - 2009. - № 2. - С. 4-25.

2. Цепков, А.С. Кризис и федеральная система профессионального образования // Администратор образования. - 2009. - № 5. - С. 4-6.

3. Модернизация российского образования: документы и материалы. - М.: Библиотека развития образования, ГУ - ВШЭ, 2002. - 365 с.

4. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/под. ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 30-35.

5. Петрунина, И.А. Профориентация школьников в условиях профильного обучения// Администратор образования. - 2009. - № 19. - С. 7-11.

6. Кривых, С.В. Успехи и неудачи профильного обучения: опыт большого города / С.В. Кривых, И.Ю. Алексашина // Администратор образования. - 2009. - № 18. - С. 3-12.

© Ю.А. Голиков, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.