Научная статья на тему 'Экономическое образование и рынок труда в период модернизации'

Экономическое образование и рынок труда в период модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЛИКВИДАЦИЯ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ / ВЫСШИЕ И СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голиков Ю.А.

В статье представлена модель рынка труда экономических и технических специальностей в России для обоснования необходимости его трансформации в сторону преобладания технических специальностей в период модернизации экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голиков Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование и рынок труда в период модернизации»

Экономика и управление территориями

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

УДК 378

Ю.А. Голиков

СГГ А, Новосибирск

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ

В статье представлена модель рынка труда экономических и технических специальностей в России для обоснования необходимости его трансформации в сторону преобладания технических специальностей в период модернизации экономики страны.

экономическое образование, рынок труда, модернизация экономики страны, спрос и предложение на рынке, мировой экономический кризис, ликвидация структурной безработицы, высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Yu.A. Golikov SSGA, Novosibirsk

ECONOMICAL EDUCATION AND LABOUR-MARKET DURING MODERNISATION

In the work a labour market model in Russia for people with economical and technical education is considered with the goal to prove the necessity of its transformation, because during modernization the demand for technical professions should increase.

economical education, labour market, modernization of the country's economy, market supply and demand, world depression, elimination of structural unemployment, higher and specialized educational establishment.

Несмотря на активизацию в 2009 г. мер по модернизации экономики РФ со стороны Президента и Правительства РФ, сегодня не обеспечивается соответствие структуры подготовки специалистов технического и экономического профилей в высших и средних профессиональных учебных заведениях потребностям рынка труда. Модернизация экономики по своему определению означает изменение структуры рынка труда в сторону увеличения количества технических и уменьшения числа экономических, юридических и других гуманитарных специальностей.

157

Экономика и управление территориями

В 2005-2007 гг. в России наблюдалось экономическое оживление в сфере торговли, строительства, транспорта, связи и др. На рынке труда для экономических специальностей в этот период имело место равновесие спроса D о и предложения S 0 (точка E 0 на рис. 1).

Линия спроса D0 - эластична, а линия предложения S0 - высокоэластична, поскольку достаточно высокий уровень инфляции («15 %) заставлял молодых специалистов по экономике быстро реагировать на небольшие изменения ставки заработной платы AW, увеличивая предложение.

В 2008-2010 гг. отечественный рынок труда для экономических специальностей в полной мере ощутил на себе влияние мирового финансового кризиса, что должно было бы привести к смещению равновесной точки E 0 в положение E1. При этом изменился и сам характер спроса на отечественном рынке экономических специальностей: из эластичного D0 он превратился в неэластичный D1 (см. рис. 1). Такая трансформация объясняется структурой российского рынка, который в период кризиса проявил свое несовершенство, а именно: преувеличенный сектор рынка по торговле импортными и отечественными товарами и очень слабый сектор рынка материального производства. Развитие сектора материального производства было приостановлено повышением ставок кредитования материального сектора экономики, а торговый сектор уменьшился за счет снижения платежеспособности населения Российской Федерации. Характер линии S0 не изменился, но она сдвинулась вправо, в положение S1 из-за того, что был раскручен «маховик приема» в высшие и средние профессиональные учебные заведения страны студентов на экономические специальности.

158

Экономика и управление территориями

Точкой равновесия должна бы стать E 2 , а среднечасовая ставка заработной платы работников экономических специальностей должна была бы понизиться до значения W 2. Однако в действительности этого не произошло, поскольку инфляция заставляет предпринимательский сектор, государство и профсоюзы препятствовать снижению W 0, дабы не вызвать массовых выступлений трудящихся. Но такая ситуация привела к тому, что число безработных экономистов увеличилось по сравнению с равновесным значением не на L0 -L j, а на La -L j (см. рис. 1).

Для ликвидации структурной безработицы на рынке экономических специальностей в РФ можно предложить следующие меры:

1. Предоставление молодым специалистам - экономистам, выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений 2008-2014 гг., возможности получить второе высшее техническое образование за счет средств федерального бюджета с последующим распределением их на работу в модернизированные малые, средние и крупные промышленные предприятия страны.

2. Сокращение приема студентов в высшие и средние профессиональные учебные заведения Российской Федерации на экономические специальности, финансируемые из бюджета.

3. Существенное расширение бюджетного финансирования образования студентов технических специальностей и переориентация внебюджетного образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях на подготовку специалистов инновационных профессий.

Эти три программы позволят уменьшить объем предложения специалистов экономических специальностей, выпускаемых высшими и средними профессиональными учебными заведениями на отечественный трудовой рынок. За счет этого линия предложения S0 должна сдвинуться влево, в положение S2, и

новое равновесие установится в точке E з. При этом линия спроса D 2 снова станет эластичной. Не следует забывать, что принятие таких мер в 2010 г. даст ощутимый эффект только через 3-5 лет, т. е. имеет место лаг между началом выполнения предложенной программы и результатами от ее реализации.

В 2010-2011 гг. в российской системе образования планируется закончить переход к двухуровневой системе образования в высших профессиональных учебных заведениях: бакалавр - магистр. В настоящее время по статистическим данным высшее профессиональное образование насчитывает «8 миллионов студентов, и поэтому переход к 4-летнему обучению бакалавров означает «выплескивание» на перегруженный отечественный рынок еще нескольких миллионов молодых специалистов по экономике. А это приведет к еще большему сдвигу кривой предложения труда S1 вправо и увеличению масштабов структурной безработицы. Поэтому с присоединением российской образовательной системы к Болонскому процессу, наверное, не стоит торопиться. Желательно, чтобы на период финансово-экономического кризиса в российском государстве было бы как можно меньше административных реорганизаций, вполне доста-

159

Экономика и управление территориями

точно обязательного введения единого государственного экзамена на территории всей страны.

Имеет смысл рассмотреть еще одну тенденцию в изменении статуса средних профессиональных учебных заведений. Это передача их из федерального в региональное подчинение для повышения ответственности руководителей регионов за модернизацию экономики в области, крае, автономном округе и целевую подготовку молодых специалистов. Большинство таких колледжей и техникумов стремятся войти в состав высших профессиональных учебных заведений. При этом оба участника такого объединения выигрывают. Почему бы Правительству и Президенту РФ не узаконить такой переход путем распространения системы бакалавриата на средние профессиональные учебные заведения, вошедшие в состав высших профессиональных учебных заведений, оставив вузу подготовку специалистов и магистров. Такое решение принесет пользу всем:

- сократится армия безработных за счет увеличения срока обучения в среднем профессиональном учебном заведении;

- повысится статус среднего профессионального учебного заведения, которое будет выпускать бакалавров;

- ректоры вузов будут обязаны нести личную ответственность за образовательный уровень бакалавриата.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МГУ, Дело и Сибирь, 1999. - 416 с.

2. Попов, Е.В. Эволюция институтов миниэкономики / Е.В. Попов. - М.: Наука, 2007. -

542 с.

3. Стенограмма заседания научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему: Российское высшее образование: проблемы и перспективы развития // Администратор образования. - 2009. - № 14. - С. 7-18.

4. Постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалаврита в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» от 19 августа 2009 г. // Администратор образования. - 2009. - № 14. - С. 62-65.

Получено 11.06.2010

© Ю.А. Голиков, 2010

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.