БОЛОНСКИИ ПРОЦЕСС
Всероссийское совещание «Проблемы введения системы зачетных единиц в профессиональном высшем образовании» и заседание Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса (Москва, 23 апреля 2003 г.) сформулировали следующую рекомендацию: «Более широко освещать работу, проводимую по проблеме вхождения России в европейское образовательное пространство ».
В соответствии с этой рекомендацией 25 ноября 2003 года в Московском авто-м-обильно-дорожном институте (Г осу дарственном техническом университете) состоялась очередная рабочая встреча участников м-ежвузовского семинара «Развитие инновационных педагогических технологий в инженерном образовании».
Работа семинара была посвящена обсуждению вопросов, связанных с интеграцией российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. Работу семинара открыл ректор МАДИ (ГТУ) В.М. Приходько. С информацией о точке зрения Министерства образования РФ на проблему интеграции выступила Н.М. Розина.
Общий интерес вызвал доклад В.В. Галактионова «Европейская практика взаим.-ного признания докум-ентов об образовании и профессиональной квалификации ». Активная дискуссия возникла при обсуждении докладов В.Н. Чистохвалова «Проблемы введения кредитной системы в Российском высшем профессиональном образовании » и О.В. Боева «Кредитная систем-а оценки содержания образовательных программ в области техники и технологии». Видение некоторых аспектов обсуждаемых проблем «глазами » преподавателей технического университета представила в своем выступлении З.С. Сазонова. В заключение семинара выступил В.М. Жураковскийс докладом «Роль высшей школы в систем-е непрерывного образования ».
3. САЗОНОВА, профессор БОЛОНСКИЙ ПрОЦеСС:
Московский автодорожный ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКОГО
институт (ПТУ) ПреПОДЭВЭТеЛЯ
ы стали свидетелями того, как в ных результатов этих работ стало по-
последние десятилетия резкое нимание того, что к началу третьего
увеличение числа студентов, связанные тысячелетия сформировалась глобаль-
с этим трудности финансового обеспе- ная проблема, решение которой требу-
чения образовательного процесса и, ет концентрации усилий всего мирово-
наконец, мощный информационный го сообщества. Позитивным движени-
взрыв разрушили устойчивую колею ем в этом направлении является про-
эволюционного развития практически цесс интеграции национальных систем
всех национальных образовательных образования. В Сорбонне (1998) акаде-
систем мира. мическая Европа заявила о своем на-
Осмысление феномена масштабных мерении сделать первый шаг.
преобразований, происходящих в евро- В 1999 году «стартовал» Болонский
пейских национальных образователь- процесс. В отечественном образова-
ных системах, потребовало организа- тельном сообществе хорошо известны
ции серьезных исследований, в том цели Болонской конвенции: сравни-
числе и международных. Одним из важ- мость и признание дипломов и квали-
М
фикаций, обеспечение мобильности студентов и персонала, рост автономии и конкурентоспособности европейских вузов за счет интеграции интеллектуального потенциала. В Болонских документах перечислены принципы и методы достижения поставленных целей: внедрение двухступенчатой архитектуры академических степеней, прозрачность информационных пакетов по всем учебным модулям, применение кредитной системы на базе зачетных единиц, создание адекватных процедур аккредитации, использование новых приложений к дипломам. Все названные мероприятия направлены на формирование единого европейского образовательного пространства и создание самой эффективной в мире системы «опережающего» образования. Получение европейского образования должно стать надежной основой непрерывного, в течение всей жизни, развития личности и гарантом конкурентоспособности на международном рынке труда.
С сентября 2003 года Российская Федерация является официальным участником Болонского процесса. Присоединение России, обладающей мощным потенциалом в области фундаментальной науки и базирующемся на нем образования, несомненно, качественно повлияет на содержательную часть общеевропейских преобразований.
Какие перспективы для российской высшей школы связаны с фактом ее участия в Болонском движении?
Уже в «доболонский» период в отечественных университетах разрабатывались интегрированные учебные комплексы по отдельным дисциплинам, создавались междисциплинарные курсы, проводились инновационные исследования по реализации образовательных систем на основе активного взаимодействия науки, академического образования и профессиональной
деятельности в реальных условиях производства.
Опережая Болонью, Москва сделала реальный шаг по созданию основ для формирования «опережающего» инженерного образования. В сентябре 1998 года по инициативе МАДИ (ГТУ) при поддержке правительства России был проведен международный симпозиум по инженерной педагогике Ю1Р. Прогностический талант руководителей российского образования позволил оценить тенденции развития образования в последующие годы.
Сегодня комплекс квалификационных и компетентностных требований к выпускникам инженерных вузов не просто трансформируется - изменяются его содержательные основы. Кто и как будет работать над обеспечением этих серьезных предъявляемых обществом требований? Ответ очевиден -в первую очередь, преподаватели наших вузов. Сильных специалистов могут сформировать только сильные преподаватели. Именно они являются главными создателями новой образовательной среды. Личность преподавателя, его профессионально-педагогическая культура и нравственные качества играют решающую роль в процессе подготовки современных инженеров -творческих, высокопрофессиональных специалистов и убежденных патриотов.
Московский симпозиум положил начало и придал мощный импульс инновационным процессам в области инженерной педагогики. Возглавляемый ректором МАДИ Российский мониторинговый комитет по инженерной педагогике стал системообразующим органом в структуре формирующихся отечественных региональных Центров инженерной педагогики. К настоящему моменту на территории России активно действуют 9 получивших международную аккредитацию Центров, 182
российских преподавателя (примерно половина от общего количества в Европе) имеют высокое звание европейского преподавателя инженерного вуза. Фактически с момента образования структуры региональных Центров повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы начался новый этап развития профессионально-педагогической культуры российских преподавателей инженерных вузов. Российский Мониторинговый комитет по инженерной педагогике заинтересовал инновационной деятельностью в сфере инженерного образования преподавательские коллективы технических университетов Украины, Прибалтики, Казахстана и других стран ближнего зарубежья.
Я и мои коллеги внимательно следим за ходом Болонского движения с момента его старта. Мы стараемся разобраться в сути тех преимуществ, которые может получить наша страна, российское образование в целом и конкретно каждый наш преподаватель и студент от участия в Болонском процессе. Мы, без всякого сомнения, поддерживаем те шаги, которые облегчат участие наших специалистов в международных проектах. Мы не возражаем против обеспечения прозрачности наших учебных планов и программ.
Нам нечего скрывать и есть чем гордиться. Несмотря на переживаемые трудности, российское инженерное образование и сегодня является одним из самых уважаемых в мире. Лучшие отечественные специалисты, не имеющие диплома международного образца, охотно приглашаются для участия в международных проектах. Российская инженерная педагогика не только в теоретическом, но и в практическом аспекте находится на самых передовых позициях.
Мы голосуем за то, чтобы каждый российский специалист свободно вла-
дел одним или несколькими иностранными языками. Мы поддерживаем идею об активизации мобильности наших студентов и преподавателей и прекрасно понимаем, что в ближайшие годы ее реализация в заметных масштабах нереальна.
Изучение материалов, относящихся к Болонскому процессу, убеждает нас в том, что учет его целей и использование соответствующих процедур могут пойти на пользу нашей национальной образовательной политике. Мы знаем, что интеграционные процессы в разных сферах человеческой жизни объективно обусловлены общностью законов развития человеческого общества, но для нас важно понимать сущностные основы происходящей интеграции.
Для многих ведущих вузов нашей страны выполнение условий Конвенции в значительной мере носит только организационно-методический характер, поскольку целый ряд нормативных документов, отраслевых программ, международных проектов и инициатив вузов уже направлены на решение проблем в русле Болонского процесса. Решение таких общих задач, как повышение качества высшего образования, обеспечение возможности получения дополнительного образования и непрерывного повышения квалификации в течение всей жизни, а также реализация вариативности учебных программ, обеспечивающая индивидуальность траектории развития личности, является актуальным не только для наших западных соседей, но и для нашей страны в силу ее внутренних потребностей. К поэтапному решению этих проблем отечественная высшая школа приступила до момента вступления в Болонский процесс и будет продолжать работать над ними в рамках этого процесса.
Системе российского высшего образования необходимо разрешить про-
тиворечие между богатым опытом и традициями отдельных высших учебных заведений и изолированностью такого опыта. В разных регионах России сформировались уникальные университетские творческие коллективы преподавателей, которые разрабатывают на основе выполненных ими научных исследований перспективные инновационные педагогические технологии. Существует объективная необходимость в интеграции и своевременном внедрении коллективного опыта инновационной деятельности российских педагогов. Повышение качества образования в масштабах всей России требует увеличения мобильности российских преподавателей, прежде всего в рамках нашей страны.
Мы, преподаватели МАДИ, изучаем отечественное и зарубежное научно-педагогическое наследие и приветствуем такую интеграцию национальных образовательных систем европейских стран, которая позволит создать открытое международное педагогическое пространство.
Стараясь понять содержание и масштабность той работы, которую необходимо выполнить нашему университету и каждому из нас лично в связи с предстоящим введением системы кредитных единиц, мы анализируем как характеристики различных кредитнозачетных и кредитно-накопительных систем, используемых в образовательных структурах разных стран мира, так и уровень отечественных достижений в области создания национальной системы кредитов, сопряженной с международными системами. Работы наших коллег из Российского университета дружбы народов, Томского политехнического университета и других университетов позволяют надеяться, что разрабатываемая ими отечественная система перевода и накопления кредитов будет самой оптимальной из всех име-
ющихся в мире. Тем не менее у преподавателей есть много вопросов по поводу «сопровождающих» внедрение кредитной системы серьезных преобразований в структуре образовательного процесса. Существует потребность в разъяснении этих преобразований, четкой формулировке связанных с ними проблем.
Мы присоединяемся к такому интегративному процессу, который повысит востребованность достижений российской высшей школы и обогатит ее лучшим зарубежным опытом. Нас интересует богатый зарубежный опыт в таких областях, как организация работы студентов «в команде» (работа по проектам) и интеграция учебной, практической и исследовательской деятельности в процессе обучения. Мы считаем перспективным освоенный в ряде европейских университетов метод реализации гуманитарного образования в неразрывной связи с естественнонаучным, общетеоретическим и профессиональным специальным образованием. Этот метод внедрения «сквозной» гуманитарной составляющей в учебный процесс оказался наиболее эффективным при его использовании в рамках проектной работы. Каждый студент - член работающей над проектом команды - обязан периодически представлять отчет о лично им выполненной работе как в письменном виде, так и в форме устного доклада, а также участвовать в дискуссиях при обсуждении той комплексной проблемы, решением которой занимается весь коллектив. С нашей точки зрения, такая организация студенческой работы заслуживает внимания и серьезного изучения. Мы признаем приоритет наших зарубежных коллег в этом виде деятельности и в настоящее время проводим исследования по изучению эффективности работы «по проектам ». Предмет наших исследова-
ний - интеграция в процессе выполнения проекта воспитательной, учебной и исследовательской деятельности, в рамках которой формируются общая и профессиональная культура будущих инженеров.
Среди российских преподавателей высшей школы есть значительное число энтузиастов, которые умеют концентрировать свои силы и волю и, невзирая на экономические трудности, решать возникающие профессионально-педагогические задачи в сжа-
тые сроки и на самом высоком уровне творчества. Для этого им необходима убежденность в том, что решение соответствующих проблем является объективно важным для обеспечения приоритета отечественного образования.
Решать многие задачи, связанные с участием России в Болонском процессе, предстоит нам, преподавателям. Для нас очень важно понимание сущности тех преобразований, которые придется осуществлять.
А. ЧУЧАЛИН, первый проректор О. БОЕВ, директор Центра академической мобильности
Томский политехнический университет
Модернизация российской высшей школы предполагает совершенствование процессов проектирования содержания, методического обеспечения, технологий реализации и оценки качества освоения образовательных программ. В последнее время Минобразование РФ обращает все большее внимание на использование в российских вузах кредитной и рейтинговой систем, широко применяющихся в университетах ведущих стран.
При этом в нормативных документах общепринятый в мировой практике термин «кредитная система» заменяется термином «система зачетных единиц» [1]. На наш взгляд, эта замена нецелесообразна, поскольку дезориентирует академическую общественность, и без того иногда путающую понятия «кредитной» и «рейтинговой» систем [2]. По нашему мнению, российской высшей школе следует оставить термин «кредитная система», четко определив сущность кредитной системы как системы количественной оцен-
Кредитно-
рейтинговая
система
ки содержания образовательной программы, а рейтинговой - как системы количественной оценки качества ее освоения.
Существующие модели кредитных систем могут быть отнесены к двум основным типам:
• ориентированные главным образом на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности, например ECTS (European Credit Transfer System - европейская система зачета кредитов), UCTS (UMAP Credit Transfer Scheme - система зачета кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона) [3, 4];
• ориентированные главным образом на накопление кредитов, например USCS (United States Credit System - кредитная система, используемая университетами США), CATS (Credit Accumulation and Transfer System - кредитная система в университетах Великобритании) [5, 6].
Используемые в различных странах мира кредитные системы отличаются не