Научная статья на тему 'БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берг И., Ибрагимов Ж. И., Капсалямова С. С., Османова Д. Б.

Данная работа посвящена правовому анализу внедрения Болонского процесса в казахстанскуюсистему образования. После подписания соглашения о внедрении Болонского процесса Казахстанактивизировал международное сотрудничество в сфере высшего образования. Интеграция системывысшего образования страны в мировое образовательное пространство - один из долговременныхстратегических приоритетов республики. Подписано значительное количество двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран, существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами. Структура общеевропейскогопространства высшего образования охватывает три цикла, при этом каждый цикл готовит студентовк выходу на рынок труда, дальнейшему развитию компетенций и активному участию в жизни общества. Для программ высшего образования принципиально важное значение имеют системы обеспечения качества. Степень, или диплом каждого цикла должен определять общее направление и родзанятий, а система квалификаций должна учитывать все разнообразие индивидуальных потребностей, академических успехов и спроса на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BOLOGNA PROCESS: INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION

This work is devoted to the legal analysis of the implementation of the Bologna process in the Kazakheducation system. After signing the agreement on the implementation of the Bologna Process, Kazakhstanhas intensified international cooperation in the field of higher education. The integration of the country'shigher education system into the global educational space is one of the long - term strategic priorities ofthe republic. A significant number of bilateral intergovernmental agreements on cooperation with higherschools of foreign countries have been signed, and the number of direct agreements with foreign universitieshas increased significantly. Quality assurance systems are of fundamental importance for higher educationprograms. The degree or diploma of each cycle should determine the general direction and occupation, andthe qualification system should take into account all the diversity of individual needs, academic success anddemand in the labor market.

Текст научной работы на тему «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН АЗИИ

УДК 347:349.2 ББК 67.405.02

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Берг

Университет Тиг1Ьэ (Латвия, Рига) Ж. И. Ибрагимов

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (Астана, Казахстан) С. С. Капсалямова

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Кокшетау, Казахстан) Д. Б. Османова

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Кокшетау, Казахстан)

Данная работа посвящена правовому анализу внедрения Болонского процесса в казахстанскую систему образования. После подписания соглашения о внедрении Болонского процесса Казахстан активизировал международное сотрудничество в сфере высшего образования. Интеграция системы высшего образования страны в мировое образовательное пространство — один из долговременных стратегических приоритетов республики. Подписано значительное количество двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран, существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами. Структура общеевропейского пространства высшего образования охватывает три цикла, при этом каждый цикл готовит студентов к выходу на рынок труда, дальнейшему развитию компетенций и активному участию в жизни общества. Для программ высшего образования принципиально важное значение имеют системы обеспечения качества. Степень, или диплом каждого цикла должен определять общее направление и род занятий, а система квалификаций должна учитывать все разнообразие индивидуальных потребностей, академических успехов и спроса на рынке труда.

Ключевые слова: образование, высшее образование, Болонский процесс, система образования, интеграция высшего образования.

THE BOLOGNA PROCESS: INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION

I. Berg

Turiba University (Latvia, Riga) J. I. Ibragimov

L. N. Gumilyov ENU (Astana, Kazakhstan) S. S. Kapsalyamova

KU Abaya Myrzakhmetova (Kokshetau, Kazakhstan) D. B. Osmanova

KU Abaya Myrzakhmetova (Kokshetau, Kazakhstan)

This work is devoted to the legal analysis of the implementation of the Bologna process in the Kazakh education system. After signing the agreement on the implementation of the Bologna Process, Kazakhstan has intensified international cooperation in the field of higher education. The integration of the country's higher education system into the global educational space is one of the long — term strategic priorities of the republic. A significant number of bilateral intergovernmental agreements on cooperation with higher schools of foreign countries have been signed, and the number of direct agreements with foreign universities has increased significantly. Quality assurance systems are of fundamental importance for higher education programs. The degree or diploma of each cycle should determine the general direction and occupation, and the qualification system should take into account all the diversity of individual needs, academic success and demand in the labor market.

Keywords: education, higher education, Bologna process, education system, integration of higher education

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2023)2.8

Углубляясь в историю, становится ясно то, что Болонский процесс начался задолго до подписания Болонской декларации. Он формировался в недрах европейской системы высшего образования в течение нескольких десятилетий. Различные идеи генерировались в национальных системах высшего образования и отдельных вузах, постепенно проникая к соседям. Автономные уровни высшего образования под названиями бакалавриат и магистратура были узнаваемы по всей Европе. Но национальные дипломы не признавались даже в соседних странах, несмотря на то, что спрос на специалистов из других стран был высокий. Из этой и других потребностей проистекала инициатива создания единого образовательного, научного и культурного пространства в Европе. Однако корни идей, задействованных позднее в Сорбонской и Болонской декларациях и других фундаментальных документах Болонского процесса, восходят еще к конференции министров образования 1971 г.

Изначально Болонский процесс задумывался как министерская инициатива с небольшим количеством экспертов и организаций. Однако вскоре превратился в процесс с большим количеством участников и организации высших учебных заведений, включая студентов. Свое название Болонский процесс получил после принятия в 1999 г. «Болонской декларации». Инициатива интеграции изначально исходила от Болонского университета — одного из старейших университетов Европы, расположенного в итальянском городе Болонья, основанного и непрерывно действующего с 1088 г.

1988 год считается знаковым — на него пришлось празднование 900-летия университета. Именно тогда впервые появилось предложение о принятии «Великой хартии университетов» (Magna Charta Universitarum), которая провозглашала повышение значения культурного, научного и технического развития в новом тысячелетии. В четырех пунктах были расписаны основные принципы хартии: автономность университетов, акцент на исследовательской деятельности, гарантия свободы исследований и образования, взаимопроникновение культур. На фоне проведения этих мероприятий происходит переоценка конечного видения системы европейского образования. Появилось мнение, что для получения более эффективных результатов необходим процесс интеграции стран Европы. И в том же году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, был подписан ректорами 80 вузов [1].

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского университета, в период празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная ими Сорбонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

В 1999 г. в Болонье состоялась Первая конференция тридцати европейских министров, отвечающих за образование. Принятая ими декларация «Зона европейского высшего образования» определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации

национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. С этой декларации и начинается Болонский процесс.

Спустя 4 года состоялось знаковое для Европы событие — подписание Маастрихтского договора в Нидерландах, которое положило начало для образования Европейского союза и объединило между собой 12 стран.

Встречи европейских министров образования стали регулярными с интервалом в два года, каждый раз к Болонскому процессу присоединялись новые страны. В 2001 г. министров принимала Прага, в 2003 г. — Берлин. Число участников достигло сорока, в ходе Берлинской конференции Россия подписала Болонскую Декларацию. Четвертая встреча состоялась в мае 2005 г. в норвежском городе Бергене. Здесь о вступлении в Болонский процесс заявили пять стран бывшего Советского Союза, включая Украину. Пятая встреча была в 2007 г. в Лондоне, шестая — в 2009 г. в Левене / Лувен-ла-Не-ве, седьмая — в 2010 г. в Будапеште, восьмая — в 2012 г. в Бухаресте, девятая — в 2015 г. в Ереване [2].

Казахстан подписал Болонскую Декларацию в 2010 г. Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации.

В тексте Болонской декларации сформулированы шесть основных целей интеграционного процесса:

1. Принятие системы с легко понимаемыми степенями, включая введение общеевропейского Приложения к диплому.

2. Принятие системы, основанной на двух основных циклах — достепенного (undergraduate) и послестепенного (graduate). Доступ ко второму циклу требует успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Присуждаемая после первого цикла степень должна быть востребованной на европейском рынке труда. Второй цикл — это получение степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

3. Внедрение системы кредитов по типу ECTS — европейской системы перезачёта зачетных единиц трудоемкости для поддержки студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни (lifelong learning — LLL), если оно признается принимающим университетом.

4. Содействие мобильности путем обеспечения доступа к возможности получения образования и практической подготовки для учащихся на проведение исследований и стажировки в европейском регионе.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований [3].

В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах — от 3 до 4 лет). При этом бакалавриат дает законченное высшее образование, выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на соответствующие штатные должности. Магистратура (обычно 1-2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/ или преподавательскую работу. Принципиальной особенностью современного подхода к профессиональному образованию является его непрерывность, необходимость постоянного повышения квалификации, обучения в течение всей жизни (LLL). В Болонской декларации на это обращено особое внимание [4].

Болонский процесс вывел регулирование системами высшего образования за рамки национальных границ государств и установил целый ряд требований и критериев для национальных систем, приведших к необходимости реформирования традиционных систем регулирования как по форме, так и по содержанию.

При этом в каждой национальной системе проекция этих требований и критериев осуществляется по-своему в зависимости от характера традиционного механизма регулирования национальных систем. Как известно, механизмы регулирования можно с определенной степенью условности подразделить на те, где доминирует государственное регулирование (Франция, Испания), и те, где домини-

рует рыночное регулирование (Великобритания), и те, где регулирование осуществляется в рамках так называемой либеральной модели, когда государство «закрепляет» те решения, которые вырабатываются заинтересованными сторонами (Скандинавские страны). Одновременно существуют и смешанные модели (Германия), когда решения вырабатываются заинтересованными сторонами, а финансирование предоставляется государством. Как мы видим, формы «приведения» этих механизмов в действие различаются в силу традиций и культурной парадигмы той или иной страны.

Общий вектор Болонского процесса направлен на сохранение культурного богатства и языкового разнообразия Европы, основанного на разнообразии национальных традиций, и содействие развитию инновационного потенциала Европы и ее социальному и экономическому прогрессу посредством усиления сотрудничества между европейскими высшими учебными заведениями.

Включение в Болонский процесс третьего цикла (послевузовского образования) соответствует задаче формирования европейского пространства высшего образования и науки и является закономерным, поскольку общеевропейское пространство высшего образования и общеевропейское пространство научных исследований формируют основу общества, основанного на знаниях, становление которого происходит в настоящее время.

Именно необходимость дальнейшего укрепления связей между общеевропейским пространством высшего образования (ЕНЕА) и общеевропейским пространством научных исследований (ERA) потребовала расширения рамок Болонского процесса и включения в рассмотрение и третий цикл высшего образования — послевузовское образование.

Не менее важным является развитие сотрудничества вузов с промышленностью, с общественными и культурными организациями с тем, чтобы они могли адекватно выполнять свою социальную функцию максимального содействия общественному развитию.

Установление многоуровневой (трехцикловой) системы высшего образования по формуле «бакалавр — магистр — доктор», реализуется по-разному в разных странах в зависимости от традиционной структуры высшего образования и политической ориентации на его интернационализацию. В тех странах, где структура образования уже предусматривала наличие трех уровней, введение трех-цикловой структуры не потребовало принятий отдельных законодательных решений. К этой группе стран относятся страны с традиционными тремя уровнями высшего образования (такие как Великобритания и Ирландия) и страны, где такая структура была введена в 90-х гг. прошлого века, обозначая общую нацеленность на интеграцию систем высшего образования (к этой группе стран относятся, например, Германия и Россия) [5].

Все страны подошли к введению новой структуры также по- разному. В ряде стран новая структура будет существовать совместно с традиционной. Ярким примером являются Франция и Германия. В других странах, таких как Австрия, приняты новые законы об образовании, которые «вывели из обращения» все одноуровневые учебные программы.

Западноевропейское сообщество продолжает интенсивную работу по совершенствованию концептуального аппарата и организационных мероприятий, связанных с дальнейшим развитием парадигмы высшего образования, охватывающей три цикла «бакалавр — магистр — доктор». Особо стоит отметить рекомендации конференций в Хельсинки, посвященной развитию магистерских программ (март 2003 г.), и в Копенгагене (Qualification Structures and Innovation, март 2003 г.). Процитируем одну из этих рекомендаций: «Программы бакалавриата и магистратуры должны описываться применительно к содержанию, качеству обучения и результатам на выходе, а не только с точки зрения срока обучения или иных формальных характеристик. Поскольку типы программ подготовки бакалавров варьируют, программы магистратуры также должны обладать достаточной гибкостью» [6].

Касательно вопроса регулирования содержания и обеспечение качества высшего образования, то оно осуществляется в разных странах по-разному. Общим моментом является то, что регулирование качества осуществляется на двух уровнях, внешнем и внутреннем. На общеевропейском уровне согласование позиций и определение критериев и показателей качества осуществляется в рамках сетей обеспечения качества, представленных такими организациями, как Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), Международная сеть агентств по обеспечению качества в высшем образовании (INQAAHE) и Совместная инициатива в области качества (JQI), куда входят национальные структуры по обеспечению качества высшего образования.

Как подчеркивается в документах Болонского процесса и в соответствии с традиционной автономией университетов, основная ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства.

В европейских странах используются в основном два способа регулирования обеспечения качества в системе высшего образования. Первое — это наделение государственных органов управления образованием функциями гаранта качества; например, в Финляндии в состав административных органов Министерства образования входит специальный Финский аттестационный совет по высшему образованию. Второе направление — это передача основных функций по обеспечению качества образования специальным независимым организациям: агентствам, советам, ассоциациям и т. д. В последнее время все больше сторонников приобретает именно второй подход (или же предлагается сочетание государственного и независимого контроля качества) [7].

Помимо этого, обязательным является наличие агентств или иных структур, статус которых может быть различным, по обеспечению качества, таких как агентство по аккредитации программ и дипломов, агентство по оценке качества и т. д.

Согласно вышесказанному, положения Болонской декларации получили дальнейшее развитие в ряде документов, одним из которых является Коммюнике конференции европейских министров образования, состоявшейся в Бергене 19-20 мая 2005 г.

В Коммюнике еще раз подчеркнута важность законодательных реформ на национальном уровне, в том числе и для устранения препятствий к переходу из одного цикла программ высшего образования на другой [6]. Это касается прежде всего перехода с программ высшего профессионального образования на программы высшего академического образования.

Важно отметить, в вопросе управления Болонским процессом, министры стран, подписавших Конвенцию, встречаются каждые 2-3 года для оценки прогресса в достижении согласованных целей. Решения принимаются на основе консенсуса, но не имеют обязательной юридической силы для стран.

Таким образом, абсолютно все коммюнике, начиная от Сорбонской и Болонской деклараций до коммюнике Бухареста, имеют лишь добровольное согласие и приверженность.

Изначально многие наблюдатели считали, что отсутствие юридически обязывающего соглашения является препятствием для успешной реформы. Но на практике добровольный характер процесса не оказался препятствием для осуществления. Напротив, добровольное соглашение помогло достичь консенсуса на межгосударственном уровне. Данный согласованный процесс принятия решений и мониторинг ключевых целей Болонского процесса оказался достаточным для стимулирования реформ. Нет сомнений в том, что волна реформы высшего образования охватила весь континет. Это связано с тем, что существенную роль сыграло управление формой Болонского процесса, а в частности, возникшее чувство совместной работы между правительствами, учреждениями, студентами и другими заинтересованными сторонами [8].

Подводя итоги к вышеизложенному, компетенции охватывают знания, применение знаний, умения, отношения и ответственность, которая возрастает от уровня к уровню.

Для программ высшего образования принципиально важное значение имеют системы обеспечения качества. Механизмы обеспечения качества являются составной частью программ всех циклов, и их разработка основывается на учете тех компетенций, которые подлежат освоению, на конкретном модуле и в программе в целом.

Таким образом, структура общеевропейского пространства высшего образования охватывает три цикла, при этом каждый цикл готовит студентов к выходу на рынок труда, дальнейшему развитию компетенций и активному участию в жизни общества. Степень, или диплом каждого цикла должен определять общее направление и род занятий, а система квалификаций должна учитывать все разнообразие индивидуальных потребностей, академических успехов и спроса на рынке труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Чугунов А., Ильясова А. Болонский процесс как метод интеграции высшего образования Европы и Российской Федерации. 2019. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F582880973/17. Chugunov.pdf.

2. Официальный сайт НААР. URL: http://www.iaar.kz/ru/about-ru/otchety-naar/51-2013-03-27-11-25-20/2013-03-27-12-11-34/118-2013-03-27-12-14-36.

3. Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление министров образования европейских стран URL: http://hosting.vspu.ac.ru/~chul/bolon/index.htm.

4. Разработка совместных магистерских программ для Европы. Итоги магистерских программ ЕАУ — 2005. ЕАУ, Сократ.

5. Олейникова О. Болонский процесс и сопоставимость программ, дипломов и квалификаций высшего образования // Вестник Московского государственного университета. Серия: Психологические науки.2009. С.13-25.

6. Структуры квалификаций в высшем образовании в Европе: рекомендации Болонского семинара. Копенгаген, 27-28 марта 2003 г. Веб-сайт Берлинского Болонского саммита — 2018. С. 14-19.

7. Международный семинар по степеням бакалавра, Хельсинки, Финляндия, 16-17 февраля 2001 г.: Выводы и рекомендации семинара для Пражского саммита по высшему образованию. — п. 5.

8. ЮНЕСКО. МИПО Болонский процесс: его влияние в Европе и за ее пределами. 2013. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.