ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Шевченко, зав. кафедрой управления международный образованием Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доцент
Уже более трех лет европейское об- выпускники. Одновременно будут уста-
разовательное сообщество живет под новлены стандарты транснационального
знаком так называемого Болонского про- образования, включающего программы
цесса. Суть процесса состоит в форми- оффшорного, франчайзингового и дис-
ровании в перспективе общеевропейской танционного обучения.
системы высшего образования, назван-
3. Введение единой системы учета
ной Зоной1 европейского высшего обра- трудоемкости учебной работы
зования и основанной на общности фун-
Предлагается ввести во всех европей-
даментальных принципов функциониро- ских национальных системах образова-
вания. С 1998 по 2001 г. в рамках Болонского процесса прошло более 30 между-
ния единую систему учета трудоемкости учебной работы в условных зачетных народных встреч, рабочих совещаний, единицах трудоемкости (кредитах). За
конференций и т.д. разного уровня и зна-
чимости.
Предложения, рассматриваемые и
основу было бы целесообразно принять ЕСТБ2, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках кон-
исполняемые в рамках Болонского про- цепции «обучение в течение всей жиз-
цесса, сводятся к 6 ключевым позициям.
1. Создание единой схемы получения высшего образования
Предлагается ввести фактически два цикла обучения: 1 -й — до получения первой академической степени и 2-й — после ее получения. При этом продолжение обучения в 1-м цикле должно быть не
ни», как это осуществлено, например, в Великобритании.
4. Расширение мобильности На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается существенное развитие мобильности учащихся. Для этого, прежде всего, предусмотрена разработка механизмов признания ино-
меньше 3 и не больше 4 лет. Обучение в странных документов об образовании.
Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и административного персонала для взаимного обогащения европейским опытом. В связи с этим европейским странам 8 лет). Предполагается сделать совмес- предлагается изменить трудовое и пен-
течение второго цикла может вести к получению степени магистра(через 1— 2 года обучения после получения первой степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7—
тимыми неуниверситетскии и университетский секторы высшего образования,
сионное законодательство, а также внести изменения в национальные законо-
а также обеспечить возможность обуче- дательные акты, касающиеся трудоустройства иностранцев.
5. Обеспечение трудоустройства выпускников
Одним из важных положений Болон-
ния в течение всей жизни на основе применения более гибких учебных программ.
2. Повышение качества высшего образования
ского процесса является ориентация выс-Предполагается учреждение аккреди- ших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы. Все ака-
тационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка качества будет
основываться не на длительности или демические степени (в том числе степень
содержании обучения, а на тех знаниях
квалификаци
умениях и навыках, которые приобрели жны быть востребованы европейским
Е.В. Шевченко, 2002
рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО, Советом Европы и Европейской комиссией.
6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования
Одной из главных задач, которые должны быть решены в рамках Болонского процесса, является задача привлечения в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и т.п. приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию. На наш взгляд, эта цель является главной, поскольку конкурентная борьба за весьма прибыльный рынок образовательных услуг в последние годы значительно обострилась и Европа хочет противостоять агрессивной политике, прежде всего США и Австралии, в занятии рынков сбыта услуг в сфере образования.
К настоящему времени из 45 государств, отнесенных к Европейскому региону, Болонскую декларацию подписали 33 страны. Если же не учитывать государства, не имеющие или имеющие очень малое количество образовательных учреждений, отнесенных законодательством стран к сектору высшего образования (Андорра, Ватикан, Монако, Сан-Марино), то доля европейских государств, включившихся в Болонский процесс, составит 81 %. В последние годы европейские эксперты проводят интенсивные исследования систем образования, условий доступа и допуска к высшему образованию, применения систем учета трудоемкости, структуры присуждаемых степеней, организации учебного процесса в Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии и Югославии. Предполагается, что названные 4 страны, пока не присоединившиеся к Болонской декларации, сделают это на встрече министров, отвечающих за высшее образование, в 2003 г. в Берлине. После присо-
единения указанных стран в Болонском процессе будут участвовать 90 % европейских государств, имеющих развитую систему высшего образования. Фактически мониторингом, финансово поддержанным Европейской комиссией, не охвачены только Беларусь, Молдова, Россия и Украина.
Тем не менее отношение в самой Европе к предлагаемым в рамках Болонского процесса новшествам неоднозначно. В зарубежной прессе идут дебаты о достижимости целей процесса по очень многим позициям, особенно после выхода исследования о состоянии и тенденциях развития систем образования в основных странах Европы. Текст Болонской декларации и, тем более, Пражского коммюнике значительно «мягче», чем тезисы Сорбоннской декларации. Это связано с тем, что в принятии решений во все большей степени стали превалировать политические интересы. Однако следует отметить, что во многих странах (Австрия, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Швеция) идет интенсивный процесс изменения законодательства, связанный, в частности, с переходом на новую схему высшего образования, с введением учета трудоемкости в условных зачетных единицах, с облегчением трудоустройства студентов и жителей других стран Европы. Одновременно специалисты разрабатывают подходы по облегчению процесса признания документов об образовании в пределах Европы.
Россия пока не определилась по поводу своего участия в Болонском процессе. Из всего многообразия мероприятий, связанных с созданием Зоны европейского высшего образования и проходивших до конца прошлого года, представитель России участвовал только в июньской 2001 г. встрече в Риге. На наш взгляд, некоторые причины такой позиции России заключаются в следующем:
— трудно начинать новый этап изменений, пока не завершена уже начатая модернизация системы образования России;
— экономическое положение России, несмотря на наметившуюся стабилиза-
Я88Я8Й8& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
цию, не позволяет надеяться на увеличение финансирования высшего образования, а для любых нововведений требуют-
ции «Качество высшего образования: оценка и управление»;
в феврале — Всероссийское совеща-
ся средства, по меньшей мере, на прове- ние руководителей региональных и меж-
дение исследовании;
— опыт внедрения программ подго-
вузовских центров международного сотрудничества и академической мобиль-товки бакалавров и магистров показал, ности, проректоров по международным что российское образовательное сообще- связям вузов по вопросам подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании,
ство очень консервативно, может быть потому, что с конца 80-х гг. профессорско-преподавательский состав стреми- подготовки, профессиональной пере-тельно старел и этот процесс еще не пре- подготовки и повышения квалификации
кратился;
— в России, в отличие от значительной части других стран Европы, многие цели Болонского процесса уже достигнуты, что
соответствующих сотрудников международных служб, признания и подтверждения документов об образовании;
в марте
Совещание по вопросам
может создать обманчивое впечатление о внедрения в России системы зачетных
легкости достижения других целей.
Действительно, у нас введена двухуровневая система академических степеней (бакалавр — магистр); существу-
единиц трудоемкости.
Проведенные совещания и, особенно, содержание докладов и выступлений на них показали, в частности, что многие
ет общенациональная государственная российские образовательные учрежде-система аккредитации образователь- ния инициативно претворяют (или пыта-
Ф
ются претворить) мероприятия, намечен-
получаемые выпускниками, востребо- ные в рамках создания Зоны европей-ваны национальным рынком труда. Од- ского высшего образования. Приведем
некоторые примеры.
В России сейчас идет достаточно ин-
нако этого мало для того, чтобы не отстать от тенденций развития высшего образования в Европе, и особенно для того, чтобы не потерять традиционные для нас страны, поставляющие иностранных учащихся. Тем не менее ситуация не так уж и плоха, несмотря на то что в концептуальных официальных документах, посвященных развитию и модернизации российской системы образования, появившихся в 2001 г., нет ни слова о Болонском процессе, а конечный срок достижения целей и в россий-
ЧУ
ских, и в европейских документах одинаков — 2010 г.
Положительные сдвиги проявляются в том, что в последние два года в российской печати появились работы, осве-
тенсивный процесс формирования так называемых университетских комплексов, когда выпускник техникума, обучавшийся по заранее согласованным с университетом программам, принимается на старшие курсы высшего профессионального учебного заведения. Тем самым реализуется одна из целей Болонского процесса — совместимость обучения в неуниверситетском и университетском секторах образования на основе гибких учебных программ. Правда, дипломы таких «ускоренных» студентов за рубежом не признаются, поскольку в наших законах об образовании записано однозначно: «...сроки освоения основных образо-
щающие вопросы относительно целей вательных программ высшего професси-
Болонского процесса, а Минобразованием России в начале 2002 г. проведено
онального образования составляют... для получения квалификации (степени) “ба-3 больших совещания, касавшихся воз- калавр” не менее чем четыре года», а тех-можности и степени участия России в
Болонском процессе:
в январе — Всероссийское совещание разования.
никумы не отнесены по закону к учреждениям высшего профессионального об-
проректоров по учебной работе высших
Наряду с государственной системой
учебных заведений Российской Федера- аккредитации и аттестации в России со-
здаются независимые от государства аккредитационные агентства, что допускается ст. 10 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Общественные объединения аккредитуют инженерные специальности, вузы в части, касающейся обучения иностранных граждан, или учреждения профессионального образования в целом. Тем самым создаются предпосылки включения российских общественных аккредитационных организаций в работу создаваемых в Европе аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций.
Более сотни российских высших учебных заведений в рамках выполнения проектов ТЕМРИБ3 или двухсторонних соглашений с зарубежными учебными заведениями внедряют в практику своей работы учет трудоемкости учебной работы в условных единицах трудоемкости (кредитах). Причем практически все вузы привязываются к ЕСТ8. На наш взгляд, это не совсем верно, поскольку в данной системе предлагается распределять между дисциплинами одного года 60 кредитов вне зависимости от количества недель в учебном году. В этом случае студенты стран Европы с 38-, а тем более 32-недельным учебным годом будут иметь преимущество перед нашими учащимися, которые с учетом обязательной у нас летней практики учатся до 45 недель. То есть, кредит «у них» будет «дороже», чем наша зачетная единица трудоемкости. Кроме того, методики перевода трудоемкости из академических часов в кредиты в каждом вузе создаются самостоятельно. Какие-то вузы при пересчете учитывают время на подготовку и сдачу экзаменов (что правильно), какие-то нет. В результате мы будем иметь не единую систему учета трудоемкости, а кредиты Ы-го университета и кредиты Б-й академии.
Расширение академической мобильности и прием на обучение иностранных граждан с соблюдением принятых в мире норм невозможны без развития механизмов достоверного и справедливого признания иностранных документов об образовании. Именно поэтому в решении
февральского совещания были одобрены предложения о создании системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений в области подтверждения российских и признания иностранных документов об образовании. В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, а затем в Московском государственном университете уже созданы и работают подразделения, в том числе оказывающие помощь другим учебным заведениям, по оценке иностранных документов об образовании. На совещании был одобрен проект создания в федеральных округах центров (служб) по экспертизе документов об образовании.
Некоторые вузы уже приступили к выдаче своим выпускникам приложений к диплому в формате, одобренном ЮНЕСКО, Советом Европы и Европейской комиссией. Более того, Челябинский государственный университет закупил у испанской фирмы БЮЫЕ, Б.А. специальное оборудование (защищенные бланки с эмблемой университета, «сухую» печать, программное обеспечение по заполнению приложений и т.д.) и выдает своим выпускникам приложения к диплому ЮНЕСКО/СЕ/ЕК, оформленные на самом высоком европейском уровне. Безусловно, документы об образовании выпускников этого университета будут достаточно просто приниматься в любой стране как для продолжения учебы, так и для выхода на рынок труда.
Конечно же, инновационная деятельность российских вузов должна быть скоординирована и поддержана финансово. По инициативе и с помощью Министерства образования в марте—апреле сего года на основе открытых конкурсов началось финансовое обеспечение научных исследований по изучению концептуальных и организационных основ Болонского процесса с целью возможного подключения к нему российской системы образования с учетом геополитических и социально-экономических интересов России. Такая поддержка осуществляется по трем направлениям.
В88&&8Й882&&& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках Инновационного проекта ропе. С этой точки зрения активное уча-
развития образования Национальный стие представителей вузов и Минобразо-
фонд подготовки кадров объявил конкурс вания России в мероприятиях, намечен-
на выполнение таких работ, как разработ- ных на 2003 г. (Вторая конференция
ка предложении по внедрению структуры российского высшего профессионального образования, совместимой с европейской системой высшего образования; разработка альтернативных моделей независимой системы аттестации и контроля качества высшего образования; разработ-
представителеи европейских высших учебных заведений и образовательных организаций в Граце и Третья встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование, в Берлине), было бы очень желательным и полезным.
Включение в процесс формирования
ка и апробация кредитных и модульных Зоны европейского высшего образования
систем в профессиональном образовании. России, где автономия учебных заведений
В рамках Федеральной программы еще только развивается с начала 90-х гг. и
развития образования был проведен кон- где еще не изжита оглядка на вышестоя-
курс на разработку научно-методических основ экспорта образовательных услуг
ЧУ
россииских вузов, а также подготовки и переподготовки кадров в области управления международным образованием и
щие органы управления, конечно же, во многом зависит от федеральных органов управления образованием. Тем не менее активное изучение материалов Болонского процесса российскими высшими учеб-
признания документов об образовании. ными заведениями позволит им оценить
Большой объем работ, связанный с свои возможности по принятию отдель-
изучением применения в России новой ных мер, направленных на приведение их системы учета трудоемкости учебной работы и с другими вопросами, рассматриваемыми в Болонском процессе, предусмотрен на 2003 г. в рамках 5-й научно-исследовательской программы Минобразования России.
Таким образом, исследования воз-
структур и действии к нормам, принятым и/или принимаемым европейским образовательным сообществом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В оригиналах документов, публикующих-
можности и условий вхождения России ся в рамках Болонского процесса, используется
в создаваемую Зону европейского высше- термин «агеа», который имеет значение «пло-
го образования получили мощный им- щадь», «пространство», «ареал», «район», «об-
пульс и перешли от инициативной к ре- ласть», «сфера» и т.д. Из этого перечня нами при
переводе использовалось значение «зона» (по
аналогии с «Шенгенской зоной») как наиболее
полно отражающее смысл процесса.
2 ECTS — European Community Credit Transfer System (англ.). Система перевода (перезачета) кредитов курсов (объема изученного материала и сроков обучения за границей) Европейского Сообщества.
3 TEMPUS — Trans-European Mobility Programme (Scheme) for University Studies (англ.). Программа (схема) трансъевропейской (академической) мобильности для университетского обучения (между странами Центральной и Восточной Европы и странами — членами ЕС).
гулируемои государством стадии.
Вряд ли цели, поставленные в Сор-боннской и Болонской декларациях, будут достигнуты к 2010 г. Скорее всего ситуация будет развиваться аналогично внедрению Шенгенской зоны и евро: ка-кие-то страны войдут в Зону европейского высшего образования к установленному сроку, другие будут присоединяться к ней по мере готовности. Однако это не значит, что Россия должна быть в стороне от того, что происходит в Ев-