УДК 378.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
MAIN OF HIGH-QUALITY EDUCATION
Н.А. Кощеева N.A. Koshcheeva
Государственный университет управления, г. Москва
Одной из основных задач создания общеевропейского образовательного пространства является обеспечение необходимого качества высшего образования. Качество результатов деятельности во многом зависит от выбранной технологии и системы контроля, именно этим объясняется необходимость разработки современных подходов к организации деятельности учебных заведений, а также методов оценки результатов обучения. Необходимо на государственном уровне изменить внешние критерии оценки качества работы вуза. Изменение критериев, в свою очередь, влечет за собой изменение требований к преподавательскому корпусу и материально-техническому обеспечению учебного процесса, контролю содержания образования и применяемых технологий, четкую и прозрачную процедуру самообследования как основы обеспечения качества.
One of the main purposes of pan-European educational area is providing of required quality of education. However, success of results is determined by implemented technology and system of control and refers to necessity of modern approaches in educational institutions’ activity arrangements and control results of education.
Evidently, it is vital to change external criteria of estimation of educational institutions’ performance on national level. At the same time that would lead to changes in criteria of estimation of educational staff, material and technical facilities, control of educational content, applied technologies and provide transparent procedures of self-inquiry.
Ключевые слова: высшее образование, образовательное пространство, реформа, управление качеством, Болонский процесс, эффективность образования, мировые тенденции.
Key words: High education, educational area, reform, quality governance, Bologna Process, educational efficiency, global trends.
Вопрос обеспечения качества образования в России, поиска наиболее эффективных путей его развития и реформирования остается одним из наиболее актуальных для современного российского общества. Необходимо отметить, что и для большинства стран Европы он не менее важен, не зря одной из задач создания общеевропейского образовательного пространства является обеспечение необходимого качества высшего образования. Болонский процесс призван обеспечить взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского образования.
Внедрение системы качества позволит обеспечить высокий уровень подготовки, не потерять научный потенциал, создать необходимые конкурентные преимущества, сделать образование выгодным с точки зрения бизнеса и для поставщиков, и для потребителей образовательных услуг. Система качества образовательного учреждения предопределяет эффек-
© Н.А. Кощеева, 2011
тивное управление процессами, которые сделают возможным достижение требуемого уровня подготовки специалистов.
Под качеством образования понимается совокупность характеристик образовательного процесса и содержания обучения, обладающих способностью обеспечивать определенную степень удовлетворенности образовательных потребностей обучаемых, кадровых потребностей работодателей и социальных потребностей общества и государства.
Необходим целостный механизм управления качеством: следует прежде всего создавать условия, благоприятные для того, чтобы преподаватель хорошо преподавал, а учащийся хорошо учился. Весь процесс, при всем его творческом характере, индивидуальном подходе, интерактивности и диалогичности обучения, в идеале должен приобретать вид «технологической цепочки» с постоянным мониторингом промежуточных результатов; конечный результат «срабатывания» такой цепочки обеспечивает приобретение обучающимся за данного множества знаний, умений, навыков.
В настоящее время предлагается использовать систему кредитов в организации учебного процесса. Для того чтобы система кредитов работала, необходимо увязать кредиты с механизмами обеспечения качества и дать четкое определение критериев оценки результатов обучения. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты.
Министерством образования и науки РФ была разработана методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах для российских вузов. Система зачетных единиц соотносится с системой балльной оценки успеваемости. Студент получает соответствующую сумму зачетных единиц только в том случае, если он положительно аттестован по данному курсу, виду занятий, т. е. если он получил балл не ниже заданного (в российской системе это оценка «удовлетворительно»). Балльная оценка в документах (в конечном счете - во вкладыше-приложении к диплому) указывается параллельно с суммой набранных кредитов. Ныне существующая в России 5-балльная (фактически - 4балльная) система является слишком грубым орудием оценки; в других странах используются более дробные шкалы (десяти-, двадцати- или стобалльные). Общий балл, выставляемый по итогам каждого курса в западном вузе, обычно слагается из нескольких компонентов (трех - четырех). Например, 30 % общей оценки может зависеть от активности студента на занятиях, еще 30 % - от результатов промежуточного испытания (эссе на заданную тему и т. п.) и только оставшиеся 40 % - от экзаменационной оценки (экзамены, как правило, сдаются письменно).
Зачетные единицы - это своего рода «евро», «общая валюта» в сфере (высшего) образования. Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках некоторой общей системы. В Европе наиболее распространена система ECTS (European Credit Transfer System, Европейская система перевода (перезачета) кредитов). Примерное содержание одной зачетной единицы - 36 (академических) часов, где академический час обычно равен 45 астрономическим минутам занятий. Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая - перезачет курсов, полученных в другом вузе; вторая функ-
ция - накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т. д. Если не оговорено, что какие-то конкретные результаты более не действительны (например, в силу устаревания данного курса), зачетные единицы накапливаются, пока студент не наберет их нужную сумму для получения соответствующей академической степени (бакалавра, магистра). Разумеется, возможность перезачета и накопления кредитов обусловлена доверием между вузами, сопоставимостью их учебных программ, возможностью, вводя поправочные коэффициенты, учитывать разный удельный вес лекций, семинаров, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов и т. д.
Несмотря на проблемы, возникающие в процессе адаптации к кредитной системе, очевидно, что учреждение системы кредитов расширяет совместимость российского образовательного пространства с общеевропейским и повышает привлекательность и конкурентоспособность российского образования.
Но введение системы кредитов в учебный процесс недостаточно для обеспечения качества образовательной системы и как итог - качества образования. Необходимо на государственном уровне изменить внешние критерии оценки качества работы вуза: пока действует принцип «больше студентов - больше денег» страдает качество образования. В этой связи необходимо разработать комплексные критерии качества образовательного процесса, включающие:
- контроль содержания образования;
- контроль применяемых технологий;
- контроль полученных знаний;
- требования к организации и контролю за осуществлением учебного процесса;
- требования к преподавателям, требования к студентам;
- четкую и прозрачную процедуру само-обследования, как основы системы обеспечения качества.
Обеспечение качества невозможно без повышения квалификации всего корпуса преподавателей, для которого должны быть созданы соответствующие условия. В частности, необходимо разработать систему стимулов и поощрений для профессорско-преподавательского состава, участвующих в реформе: необходимо пересмотреть нормы трудоемкости для преподавателей, включив в них методическую работу по подготовке и совершенствованию программ, учебно-методического комплекса, работу по обеспечению качества и т. д. (помимо
«горловой нагрузки»). Необходимо реанимировать единую государственную систему обязательного повышения квалификации преподавателей с последующей переаттестацией.
Задача формирования экономики, основанной на знаниях, требует замены образования предметно-информационного типа на креативно-развивающее, обеспечивающее способности к инновациям, чему способствует балльно-рейтинговая и кредитно-зачетная система.
Для обеспечения адекватного качества необходимы инвестиции в информационные ресурсы, создание единых информационных сред, создание новых библиотек, материалов на электронных носителях, использование интерактивных методов образования. Важно создание обучающих материалов такого уровня, когда есть возможность отделения «продукта» от своего носителя. Стандарты должны быть технологичны - выдаваться на СОФТе (как пакет программ).
Для эффективной организации обеспечения качества необходимо создание центров по системам менеджмента качества (межрегиональных, при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науке), научно-учебных (региональных) консультационных центров, организовать подготовку специалистов по обеспечению качества, проведение круглых столов, семинаров с вузами.
Повышению качества образования должен способствовать комплексный подход к сотрудничеству с работодателями на протяжении всего цикла предоставления образовательных услуг: довузовская подготовка, обучение в бакалавриате и магистратуре, переподготовка и программы второго высшего образования.
Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном. Ценность такого рода контактов и обменов трудно переоценить, особенно в условиях малой доступности современной зарубежной литературы, нередко ограниченности и устарелости лабораторной базы, как это имеет место во многих вузах России. Понятно, что высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру (общежития, медицинское страхование и т. п.) и доступность источников финансирования (грантов на поездки и т. п.), что, к сожалению, далеко не всегда реально. В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограничена. Кредитная система делает прозрачными, а главное, сопоставимыми учебные программы, что по-
зволяет повышать академическую мобильность студентов. Для каждой учебной дисциплины, в зависимости от объема работы, ее значимости, с точки зрения освоения будущей профессии, эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения дисциплины студент «набирает» кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра.
Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы в разных вузах, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В европейской системе переза-чета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 -семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, кафедр, ведущих подготовку. Информация должна включать также полный план по данному уровню подготовки и сведения об административных процедурах для регистрации на программу.
Строго говоря, «совместность» не требует сотрудничества непременно с зарубежными вузами, однако в установившейся практике под совместными образовательными программами реально имеют в виду именно программы, реализуемые в сотрудничестве с зарубежными вузами. Освоение студентом совместной образовательной программы может вести к присвоению ему совместной степени, т. е. степени, «обеспеченной» и подтвержденной двумя или более участвующими в проекте вузами. Стокгольмский семинар по развитию совместных образовательных программ (2002 г.) предложил следующие критерии, которым должна отвечать образовательная программа, завершающаяся присвоением совместной степени:
• предпочтителен вариант, когда совместная степень отражена в едином документе, выданном вузами-участниками в соответствии с национальными законодательствами;
• следует проводить четкое различие между программами, ведущими к совместной и к двойной степени, с учетом целей учебных пла-
нов, моделей учебного процесса и зашиты интересов обучающихся;
• участниками должны быть два или более вуза в двух или более странах;
• программы и интегрированные учебные планы разрабатываются или утверждаются совместно двумя или более вузами, что фиксируется в виде письменного двустороннего или многостороннего соглашения;
• при разработке совместных программ должны самым тщательным образом оговариваться требования к итоговым знаниям и умениям выпускников; нагрузка студентов должна описываться в терминах зачетных единиц по типу ECTS; совместные степени и СП должны предполагать мобильность студентов, преподавателей и персонала;
• пребывание студентов в вузах-партнерах должно быть соизмеримо по срокам;
• необходимо разрабатывать принципы и общие стандарты обеспечения качества на основе взаимного доверия и признания национальных систем обеспечения качества;
• сроки обучения в вузах-партнерах и сданные там экзамены должны признаваться полностью и автоматически;
• следует полностью использовать механизмы, предполагаемые системой ECTS и Приложения к диплому (Diploma Supplement). Как можно видеть, выполнить все эти требования трудно. Достаточно сказать, что полное совмещение программ, реализуемых одновременно разными вузами, предполагает значительную гибкость в изменении программы, что плохо согласуется с обязательностью для российских вузов государственных стандартов высшего профессионального образования. Частичным решением этой проблемы является использование, вместо совместной, двойной степени, когда выпускник получает не одну степень (один диплом), а две (два диплома); каждый такой документ выдается в соответствии с требованиями национальной системы образования, к которой принадлежит вуз - участник совместной образовательной программы.
Важным условием обеспечения качества могло бы стать сочетание внешнего и внутреннего контроля качества образования: хотя именно вуз несет полноту ответственности за качество подготавливаемых выпускников, далеко не оптимальна ситуация, когда преподаватель и только он оценивает свою собственную работу, ее результаты - компетенции обученного им же выпускника. Поэтому всё более распространяющаяся практика заключается в сочетании самообследования вуза с оценкой
его деятельности со стороны внешних организаций, будь то органы государственного контроля или профессиональные агентства. Желательно различать также качество образовательной программы (типична ситуация, когда разные вузы реализуют одну и ту же программу, но делают это с разной степенью совершенства), качество реализации программы в данном вузе (что оценивается на материале репрезентативной выборки выпускников) и, наконец, качество подготовки каждого индивидуального выпускника.
Существует и активно сотрудничает со структурами Болонского процесса Европейская сеть по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), членами которой являются 42 агентства (ассоциации), занимающихся оценкой качества образования в различных сферах и странах Европы.
В рамках реализации Болонского процесса разработан ряд рекомендаций по взаимному признанию квалификаций:
• уделять основное внимание результатам образования и приобретаемым компетенциям, а не срокам обучения и названиям читаемых курсов;
• развивать сотрудничество между вузами, ведущее к получению совместных степеней и других форм автоматического признания, что повышает уровень доверия между вузами и способствует взаимному признанию квалификаций;
• обеспечивать максимальную и адекватную информированность общественности относительно содержания образования в странах и конкретных вузах;
• учитывать необходимость внешнего признания при разработке процедур обеспечения качества высшего образования;
• стремиться к информированности профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала, студентов в вопросах признания квалификаций и соответствующих документов о высшем образовании.
Все мероприятия, все реформы в рамках Болонского процесса направлены, естественно, на создание оптимальных условий для наилучшей подготовки студентов. Поскольку студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса, совершенно ясно, что без активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. Студенты должны ясно понимать задачи и цели Болонского процесса, их голос должен быть слышен при принятии тех или иных
решений. Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении тех или проблем высшего образования, многообразны. Это и представительство студентов в ученых советах вузов, и систематическое анкетирование студентов с целью выяснения их удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием, и содействие администрации вузов в организации и функционировании органов студенческого самоуправления. Существует организация «Национальные союзы студентов Европы» (Е81Б), которая объединяет 50 национальных студенческих союзов 37 стран, представляя тем самым 10 млн студентов. Эта организация принимает самое активное участие во всей деятельности, связанной с развитием Болонского процесса. По принятому соглашению, на совещание министров образования стран-участниц Болонского процесса каждая страна направляет делегацию, в которую входят 3 представителя министерства, ответственного за высшее образования, один представитель национального союза ректоров и один представитель национального союза (ассоциации) студентов. Необходимо отметить, что проблемам участия студентов в управлении учреждениями высшего образования в на-
шей стране в настоящее время тоже уделяется достаточно большое внимание. Таким образом, основные мировые тенденции в сфере гарантий качества можно свести к следующим:
• разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса;
• создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран;
• разработка и внедрение системы качества образовательных учреждений на базе различных моделей системы качества, включая модель международных стандартов ENQA, серии 180 9000:2000, модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и других национальных моделей управления качеством образования;
• перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательного учреждения на основе тех или иных моделей, что обеспечит перенос ответственности за качество и оценку качества в образовательное учреждение.