Научная статья на тему 'Болонская система образования в России: плюсы и минусы'

Болонская система образования в России: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16420
1432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова П. С., Окунева Т. Г.

Длительное время Россия стремится адаптировать систему высшего образования под европейские стандарты, поэтому после присоединения к Болонскому соглашению, в России интенсивно вводится Болонская система образования. А именно, в вузы вводится двухступенчатая система: бакалавриат и магистратура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болонская система образования в России: плюсы и минусы»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 658.5

П. С. Садыкова Научный руководитель - Т. Г. Окунева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Длительное время Россия стремится адаптировать систему высшего образования под европейские стандарты, поэтому после присоединения к Болонскому соглашению, в России интенсивно вводится Болонская система образования. А именно, в вузы вводится двухступенчатая система: бакалавриат и магистратура.

Последнее десятилетие отмечено невероятным количеством инициатив в сфере образования: от госстандартов образования и 12-летнего обучения в школе до ЕГЭ, профильной школы, кредитов ГИФО (государственные именные финансовые обязательства), системы бакалавриат - магистратура в вузах, перевода многих вузов с федерального уровня на региональный и других программ.

Такая активность официально объясняется потребностью изменить существующую систему образования в связи с интеграцией России в ВТО и присоединением с 2003 года к Болонскому процессу [1].

Болонский процесс предусматривает переход к двухуровневой системе высшего образования. Продолжительность обучения на первом уровне должна быть не меньше трех и не больше четырех лет. Обучение на втором уровне займет 1-2 года, после получения степени бакалавр.

Выпускники магистратуры, активно занимающиеся научной деятельностью, могут продолжить обучение в аспирантуре, а затем в докторантуре. Тем самым, получить докторскую степень, можно в общей сложности за 9-10 лет с начала обучения. Желающие погрузиться в науку, после получения степени магистра будут учиться в аспирантуре и далее. К сожалению, самое главное то, что основная масса студентов останавливается лишь на степени бакалавриата, так и не получив системного образования.

Одной из новаций Болонской системы является так называемая концепция непрерывного образования, которая предусматривает возможность непрерывного, пожизненного обучения, она позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а вузу - дополнительный доход, за счет предоставления базы для обучения желающих.

Так же, одна из новаций, на которой базируется мобильность студента, при которой, начав учиться в одной стране, он может продолжить учебу в другой, а завершить вообще в третьей. Болонская система образования основывается на компетентностном подходе, когда оценивание студентов происходит по определенным кредитам, иначе - баллам. Эта система заимствована у Учреждения кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (БСТ8) [2].

Кредит - это условная единица, в которой сконцентрирован весь объем полученного образования. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра - дополнительно 60-120 часов. Именно ЕСТ8 стала инструментом мобильности студента,

основанной на взаимной верификации дипломов и учебных программ, а также средством обмена кредитов (а значит и студентов) между вузами стран-участниц процесса [2].

В настоящий момент в Болонском процессе участвуют 47 стран, в том числе Россия и еще 5 стран СНГ: Армения, Азербайджан, Молдова, Украина, Казахстан.

Бесспорно, данная система необходима Европейскому союзу, более того, без нее ЕС будет неконкурентоспособен по сравнению с главными игроками мировой экономики и политики - США и Китаем. Без сомнения, стремление соседних стран СНГ так же очевидны: они объективно не имеют возможности самостоятельно сохранить и развивать наследие империи, не доверяют Российской Федерации и надеются на помощь богатой Европы [1].

Конечно, у Болонского процесса образования есть свои минусы, на которые уже обращают внимание, как преподаватели, так и студенты России, ниже будут представлены некоторые из них.

Одна из проблем заключается в том, что Болон-ская система обучения достаточно резко делит все на уровни. Считается, что в идеале Болонская система в целом - это всего лишь несколько десятков самых мощных в мире университетов. Но на практике все это выливается в несколько десятков и тысяч ВУЗов, которые лишь называются университетами, хотя на самом деле они не имеют необходимый уровень знаний, его можно сравнить разве что с уровнем Профессионально-технического училища, по сути это очень слабое образование [3].

Кроме того, если обратиться к теории, то Болон-ская система обучения должна позволять студентам свободно перемещаться по всему миру. Однако социологи подсчитали, что всего лишь ничтожная доля учеников и студентов на практике ездит обучаться в другие страны и университеты. При этом у тех, кто все-таки пользуется данной возможностью, такие поездки практически полностью совпадают с известными туристическими маршрутами. Но, как правило, или нехватка денег, или проблемы адаптации в чужой среде, может, конечно, все факторы одновременно, в конце концов, приводят к тому, что студенты так и не проводят в этом месте весь свой учебный семестр и возвращаются на родину.

Очередной минус Болонской системы - это оценивание студентов, у студентов в вузах существует основная база, то есть то, за что они непременно получают свои оценки, так называемые обязательные бал-

Секция «Инновационные технологии управления персоналом»

лы, о которых уже было упомянуто выше, но вот остальные оценки студенты уже должны набрать самостоятельно, основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку нужно собрать всего лишь «энное» количество баллов, то практически любой учащийся пойдет, разумеется, по более простому пути, он выберет те предметы, которые, по его мнению, покажутся самыми простыми и доступными [3].

Делая вывод, можно сказать, что переход российской системы образования на Болонские стандарты -это решение с высокой степенью неопределенности результата. Что будет на практике в российских учебных заведениях, какие плоды принесет, и принесет ли в принципе какую-либо пользу, привитая к древу отечественной высшей школы зарубежная ветвь - покажет время. Остается только ждать и наблюдать за произошедшими изменениями. Тем более как показывает время, при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты оставлен уровень

специалитета по многим специальностям, например, 16040065.65, 160700.65, 611101.65, 036401.65, 090302.65.

Библиографические ссылки

1. Галкина Е. Болонские тайны. Электронный ресурс. URL: http://www.apn.ru/publications/articlel473. htm.

2. Высшее образование, саморазвитие и работа с интернетом. Болонская система образования. Электронный ресурс. URL: http://arkanbiz.ru/vishee-obrazo-vanie/bolonskaya-sistema-obrazovaniya.

3. Живое пространство новостей: новости мира образования. Минусы Болонской системы образования в России. Электронный ресурс. URL: http://www.eduhelp. info/page/minusy-bolonskoj-sistemy-obrazovanija-v-rossii.

© Садыкова П. С., 2013

УДК 331.1

А. Г. Тричегруб Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Рассматривается значение социальной политики в обеспечении инновационных процессов. Социальная политика сегодня является механизмом повышения конкурентоспособности предприятия. Развитая социальная политика способствует привлечению и удержанию конкурентоспособных человеческих ресурсов.

В условиях вхождения России в ВТО возрастает значение инновационной деятельности и модернизации производства для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. Развитие инновационных процессов в России связано с осознанием того, что конкурентоспособность человеческого ресурса является основным фактором научно-технических нововведений, решающим условием выживания и роста большинства предприятий.

Опора на конкурентоспособность персонала - это основной путь к успеху деятельности организации. При оценке перспективного состояния занятости и рынка труда необходимо учитывать количественный и качественный характер проявления инновационных тенденций.

В настоящее время становится очевидным, что экономические проблемы, с которыми в ходе глобального кризиса столкнулись российские промышленные предприятия, повлекли за собой серьезные социальные последствия: социальную незащищенность всех категорий населения, низкий уровень доходов, безработицу, кризисное состояние социальной инфраструктуры.

Долгосрочный коммерческий успех промышленного предприятия возможен лишь в условиях социальной стабильности и налаживания сложных взаимоотношений с людьми, группами и организациями.

Поэтому ключевым фактором успеха в данной ситуации становится построение предприятиями собственной эффективной социальной политики [2].

Следовательно, чем эффективнее предприятие проводит социальную политику, тем выше конкурентоспособность занятых на нем человеческих ресурсов. В этом контексте особое значение приобретает роль человеческих ресурсов в плане их развития и повышения конкурентоспособности. Как показывает практика, социальная политика промышленных предприятий ориентирована на выбор целей и направлений деятельности, адаптацию к неопределенности внешней среды, определение инвесторов, поставщиков, маркетинговых посредников и потребителей, формирование организационной структуры управления, установление цен на производимую продукцию и услуги, проведение кадровой политики, оплату труда работников, обеспечение необходимых условий труда и быта, повышение конкурентоспособности. Другими словами, социальная политика предприятия имеет дело с выработкой решений, касающихся развития ее человеческих ресурсов, социального статуса каждого работника и предоставления ему социальных гарантий [1]. В таблице приведены возможные факторы демотивации персонала и система мер по работе с ними, которая может быть учтена при разработке социальной политики организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.