Научная статья на тему 'Более полувека под зонтиком коммуникативных стратегий'

Более полувека под зонтиком коммуникативных стратегий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
373
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТАКТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE BEHAVIOR / COMMUNICATIVE STRATEGY / COMMUNICATIVE TACTICS / STRATEGIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иссерс О.С.

Статья предваряет тематический выпуск, посвященный изучению коммуникации в аспекте стратегий и тактик речевого поведения. Автор видит причины активного внимания к анализу речевого поведения в антропоцентризме, ставшем ведущим подходом в лингвистических исследованиях в последние десятилетия. Понятие стратегии позволяет осмыслить отдельные речевые действия говорящего как осуществление единого когнитивного плана. Представлен краткий экскурс в историю изучения коммуникативных стратегий и тактик за рубежом и в России. Обозначены основные направления в коммуникативных исследованиях, где используются понятия стратегии и тактики. Отмечено, что большая часть исследований посвящена описанию стратегий и тактик в конкретных социальных сферах либо институтах и средствам их языкового воплощения. Обзор статей тематического выпуска позволяет увидеть спектр возможных приложений теории стратегической коммуникации к анализу современных дискурсивных практик, в том числе и билингвальных. Как можно судить по публикациям тематического выпуска, понятие коммуникативной стратегии применяется также для анализа медийных, маркетинговых, корпоративных коммуникаций и художественного текста. Сделан вывод о том, что разнообразие аспектов и подходов в российских и зарубежных работах свидетельствует об исследовательском потенциале самой концепции и возможностях ее приложения к различным сферам коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORE THAN HALF A CENTURY UNDER THE UMBRELLA OF COMMUNICATION STRATEGIES

The article is a preface for a thematic issue devoted to the study of communication in terms of strategies and tactics of speech behavior. The author sees the reasons for the strong attention to the analysis of speech behavior in anthropocentrism, which has become the leading approach in linguistic research in recent decades. The concept of strategy allows us to comprehend the individual speech actions of the speaker as the implementation of a consistent cognitive plan. A brief insight into the history of the study of communicative strategies and tactics abroad and in Russia is presented. The main fields in communicative research are indicated, where the concepts of strategy and tactics are used. It is noted that most of the research is devoted to the description of strategies and tactics in specific social spheres or institutions and the means of their language manifestation. A review of articles in the thematic issue allows you to see the variety of possible applications of the theory of strategic communication to the analysis of modern discursive practices, including bilingual ones. As one can judge by the publications of the thematic issue, the concept of communication strategy is also used to analyze media, marketing, corporate communications and literary text. It is concluded that the diversity of aspects and approaches in Russian and foreign works testifies to the research potential of the concept itself and the possibilities of its application to various areas of communication.

Текст научной работы на тему «Более полувека под зонтиком коммуникативных стратегий»

УДК 811.161

ВО! 10.24147/2413-6182.2020.7(2).243-256

ЖЫ 2413-6182 вШБЫ 2658-4867

БОЛЕЕ ПОЛУВЕКА ПОД ЗОНТИКОМ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ

О.С. Иссерс

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Аннотация: Статья предваряет тематический выпуск, посвященный изучению коммуникации в аспекте стратегий и тактик речевого поведения. Автор видит причины активного внимания к анализу речевого поведения в антропоцентризме, ставшем ведущим подходом в лингвистических исследованиях в последние десятилетия. Понятие стратегии позволяет осмыслить отдельные речевые действия говорящего как осуществление единого когнитивного плана. Представлен краткий экскурс в историю изучения коммуникативных стратегий и тактик за рубежом и в России. Обозначены основные направления в коммуникативных исследованиях, где используются понятия стратегии и тактики. Отмечено, что большая часть исследований посвящена описанию стратегий и тактик в конкретных социальных сферах либо институтах и средствам их языкового воплощения. Обзор статей тематического выпуска позволяет увидеть спектр возможных приложений теории стратегической коммуникации к анализу современных дискурсивных практик, в том числе и билингвальных. Как можно судить по публикациям тематического выпуска, понятие коммуникативной стратегии применяется также для анализа медийных, маркетинговых, корпоративных коммуникаций и художественного текста. Сделан вывод о том, что разнообразие аспектов и подходов в российских и зарубежных работах свидетельствует об исследовательском потенциале самой концепции и возможностях ее приложения к различным сферам коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативное поведение, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, стратегическая коммуникация.

Для цитирования:

Иссерс О.С. Более полувека под зонтиком коммуникативных стратегий // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 2. С. 243-256. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(2).243-256.

Сведения об авторе:

Иссерс Оксана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, декан факультета филологии и медиакоммуникаций

ORCID: 0000-0003-4027-6346

© О.С. Иссерс, 2020

Контактная информация:

Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: isserso@mail.ru

Дата поступления статьи: 10.05.2020 Дата принятия в печать: 15.05.2020

Коммуникативные стратегии как феномен человеческого общения стали активно изучаться на Западе с 1960-х гг. [Parsons 1963; Marwell & Schmitt 1967; Clark and Delia 1979; Miller, Boster, Roloff and Seibold 1997; Дейк 1987; Дейк, Кинч 1988]. В отечественной лингвистике первые публикации, ориентированные на коммуникативную теорию стратегического поведения, появились в 1980-х гг. [Демьянков 1982; Ыйм 1985; Верещагин, Ротмайр, Ройтер 1992; Астафурова 1997]. За последние два десятилетия описание речевого поведения в терминах коммуникативных стратегий и тактик стало одним из наиболее популярных направлений в гуманитарных науках. Активный интерес исследователей к вопросам взаимосвязи языка и коммуникативного поведения человека обусловлен преобладающим в современной лингвистике антропоцентрическим подходом. В рамках многих задач, диктуемых социальным заказом в сфере политики, социально-экономического регулирования и государственного управления, особую значимость приобретает вопрос об осознанности и планировании говорящим своей речи, в связи с чем анализ коммуникативных стратегий и тактик становится все более актуальным как в собственно лингвистических, так и в междисциплинарных исследованиях.

Понятие стратегии было заимствовано многими гуманитарными науками из военной сферы и оказалось востребованным в тех областях, где необходим прогноз долгосрочных результатов и контроль за осуществлением плана, - в политике, экономике, Public Relations, психологии и других сферах. В частности, в маркетинговых коммуникациях стратегия позволяет «отыскать своего рода зонтик, под защитой которого якобы все последовательно и происходит» (цит. по: [Смит, Бэрри, Пулфлорд 2001: 106]]. В коммуникативистике стремление осмыслить и представить отдельные речевые действия как факты проявления общей стратегии позволяет реконструировать замысел говорящего (во многих случаях неот-рефлексированный им самим] и объяснить совокупность и последовательность речевых действий как осуществление единого когнитивного плана.

Изучение феномена коммуникативных стратегий и тактик активизировалось в лингвистике на рубеже веков и на протяжении последних двух десятилетий является одним из наиболее популярных направлений современных коммуникативно-прагматических исследований. При этом разнообразие аспектов и подходов в российских и зарубежных работах свидетельствует об исследовательском потенциале самой концепции и

возможностях ее приложения к различным сферам коммуникации. Так, сущность исследуемого понятия, варианты его терминологического обозначения и принципы типологизации стратегий и тактик обсуждаются в публикациях [Стернин 1989; Борисова 1996; Иссерс 1999; Янко 2001; Ухванова 2000; Клюев 2002; Кашкин 2007; Артемова, Катышев 2008]. Понятие коммуникативной стратегии и тактики включено в словарь-справочник «Эффективное речевое общение (базовые компетенции]» [Сковородников 2014].

Значительное количество исследований, в том числе и диссертационных, посвящено инвентаризации стратегий и тактик в конкретных социальных сферах либо институтах, а также их языковому воплощению [Красноперова 2005; Кашкин 2007; Кузнецов 2009; Савин 2009; Кобозева 2010].

Стремительно расширяются сферы, к которым обращаются лингвисты в целях изучения стратегий коммуникативного поведения. Ранее других в поле исследовательского интереса попали коммуникативные стратегии политического дискурса [Паршина 2005; Зигманн 2003; Ярославце-ва 2007; Назарова, Золотарев 2018; Koutsombogera, Papageorgiou 2010]. Этот интерес к стратегическому аспекту речевого поведения политиков не иссякает и по сей день. Так, Р.З. Назарова, М.В. Золотарев описывают речевые тактики убеждения, использованные российскими политиками с целью привлечения электората, а также тактики сокращения дистанции между автором дискурса и его адресатом [Назарова, Золотарев 2018]. О.В. Попова рассматривает коммуникативные стратегии с точки зрения влияния интроверсии/экстраверсии говорящего [Попова 2018]. По словам исследователя, темперамент политика влияет на выбор типа аргументации и стратегий убеждения в ходе дискуссий и споров. Вопросы речевого убеждения в политическом диалоге, а также невербальные элементы коммуникативного поведения политиков рассматриваются в трудах M. Koutsombogera, H. Papageorgiou [Koutsombogera, Papageorgiou 2010].

В то же время в последние годы фокус исследовательского интереса смещается в сторону экономической, деловой, культурной, научной, религиозной сфер [Хомутова 2015; Покотыло 2017; Чалова 2017], активно изучаются коммуникативные аспекты профессионального общения [Акаева 2007; Барсукова 2007; Агеева 2017], факторы влияния возрастных и иных социо-демографических параметров [Лемяскина, Стернин 2000; Осипова 2019], а также стратегически значимые речевые действия в юридическом аспекте [Осадчий 2012; Артемова, Катышев 2008; Никифорова 2013].

Не менее популярным объектом для коммуникативно-прагматического анализа становится масс-медийный дискурс - в частности, телевизионный, радийный и др. его подвиды [Ilie 2001; Нестерова 2012, 2015; За-легдинова 2012]. В публикации [Larina, Ozyumenko & Ponton 2019] представлены результаты исследования медийного дискурса о России в запад-

ных СМИ. Анализируя языковые средства, создающие неоднозначность и неопределенность в трансляции представлений о России, авторы приходят к выводу о реализации стратегической установки зарубежных медиа. В работах Н.Г. Нестеровой проводится анализ стратегий и тактик представления адресанта и адресата, а также вербальных и невербальных приемов, направленных на оптимизацию речевого взаимодействия в сфере радиокоммуникации [Нестерова 2012, 2015]. Особенности ток-шоу как отдельного вида речевого взаимодействия, отличающегося от обычного телевизионного интервью, рассматриваются в работе С. Ше [Ше 2001]. Специфика коммуникативных стратегий обнаруживается в условиях их реализации через посредство определенных каналов, форматов, жанров. Так, специфика вербализации различных видов коммуникативных стратегий и тактик в политическом ток-шоу описаны в работе А.Р. Залегдиновой [Залегдинова 2012].

Стратегические аспекты коммуникации тесно связаны с проблемой ее эффективности и анализом коммуникативных неудач. Многие отечественные и зарубежные исследователи придерживаются мнения о том, что коммуникация - это далеко не идеально протекающий процесс, именно поэтому необходимо анализировать причины коммуникативных сбоев. Вопросам коммуникативных неудач посвящены работы [Уе^ошк 2010;

2013; Keysar 2007]. Анализ положительных и отрицательных моментов общения с учетом социальных и индивидуальных характеристик говорящих представлен в трудах И. Кешкеша, по мнению которого такие диаметрально противоположные понятия, как «кооперация» и «эгоцентризм», не являются взаимоисключающими при описании процесса коммуникации [Kecskes 2010].

Таким образом, сегодня в отечественных и зарубежных публикациях для многих сфер общественной жизни можно обнаружить номенклатуру коммуникативных стратегий и тактик, а также описание способов их языковой реализации. Однако возможности использования понятий стратегии и тактики в описании коммуникативного поведения человека далеко не исчерпаны. Более того, в современных подходах к анализу коммуникативного поведения обнаруживаются новые перспективы. В этом убеждают публикации авторов предлагаемого тематического выпуска.

Исследования современных дискурсивных практик представлены в нем весьма разнообразным и нетривиальным материалом. Так, В.В. Дементьев анализирует трансформацию жанра научной статьи в контексте стратегии наукометрии. Осмысление требований к современным научным публикациям в аспекте стратегий порождения и структурирования текста («их пишут по-другому»] позволяет лучше понять и речежанро-вую специфику научной речи, и задачи наукометрии.

Ю.В. Агеева представляет результаты исследования т.н. «рекрутин-гового» дискурса - нового подтипа дискурсивных практик в сфере дело-

вого общения, основанные на анализе речевого поведения специалиста в сфере подбора кадров. В рамках решения сверхзадачи рекрутера по диагностике потенциального работника рассматриваются различные коммуникативные тактики, способствующие выявлению личностных и профессиональных качеств соискателя.

Исследование К. Менг и Е. Протасовой посвящено анализу стратегий социального взаимодействия между русско-немецкими билингвами - молодыми российскими немцами, которые приехали в Германию маленькими детьми или родились там. Как убедительно продемонстрировано в исследовании, разная степень компетентности в обоих языках приводит говорящих к выбору различных языковых средств и приемов (тактик], типичных для ситуаций общения в малых билингвальных группах.

Коммуникативные категории согласия и несогласия являются объектом исследования Б.Ю. Нормана. Анализ материала позволяет рассматривать их в рамках коммуникативной стратегии говорящего: они могут выступать как реплики, регулирующие развитие диалога; семантические пресуппозиции, входящие в состав разнообразных речевых актов; доминирующие лингвопсихологические установки при производстве текста, а также коммуникативные характеристики языковой личности.

Просодическим средствам реализации коммуникативных стратегий посвящены многочисленные исследования Т.Е. Янко. И в статье тематического выпуска автор анализирует феномен дискурсивной незавершенности в звучащей речи. Показано, что основным средством указания на то, что текущее сообщение не завершает текста, служит просодия.

Отдельной исследовательской задачей является изучение коммуникативных стратегий в медийных, маркетинговых и корпоративных коммуникациях. Так, в публикации И.Т. Вепревой и У.М. Туана представлен анализ стратегии позитивной медиатизации вьетнамской войны в советских СМИ. На материале военного конфликта 1960-х гг. демонстрируется стратегический потенциал публицистического текста, когда восприятие общественных коллизий и их оценку активно формировали советские СМИ, являющиеся рупором официальной власти.

Лингвопрагматические параметры маркетинговых коммуникаций описаны в работе Л.А. Брусенской и Э.Г. Куликовой. Авторы представляют их как совокупность характеристик, определяющих специфику дискурса / текста, и включают, помимо традиционно выделяемых, параметры иерархичности коммуникантов, лингвокультурной обусловленности и прогнозируемой лакунарности при встраивании текстов в другие лингвокуль-туры. Стратегически значимым для рассматриваемой коммуникативной практики является, по мнению авторов, ортологический параметр, который включает в состав обязательных и этико-лингвистические нормы, с учетом их динамики и лингвокультурной специфичности.

Типология стратегий и тактик легитимации представлена в исследовании И.П. Ромашовой. Под легитимацией автор статьи понимает дис-

курсивные практики обеспечения позитивного отношения общества к социальному институту. Установлено, что для обеспечения легитимации корпорации чаще всего применяют стратегию моделирования образов лояльных целевых аудиторий и стратегию построения позитивного имиджа корпорации. Выявлено, что гиперстратегия положительной самопрезентации реализуется через ряд субстратегий, позволяющих представить корпорации как легальные, авторитетные, престижные.

Применение инструментария коммуникативной лингвистики стало популярным направлением в анализе художественного текста. В тематическом выпуске представлены исследования прозаического, поэтического и поликодового текста. Так, А.А. Брыкова вводит понятие повествовательной стратегии, под которой понимает речевые стратегии информативных повествовательных жанров, направленные на создание сюжетного речевого произведения. Анализ двух версий графических рассказов про Умную Машу позволяет выявить в том числе и просветительскую стратегию авторов.

В статье Л.В. Куликовой и Е.Ю. Микалаускайте вводится в научный оборот понятие литературного ксенонарратива - особого типа литературно-нарративной коммуникации, реализующего специфические коммуникативные функции и стратегии, направленные на дискурсивную обработку культурно-языковой чужеродности. На основании анализа текстовых особенностей литературного ксенонарратива выявлена его центральная интенция - «минимизация стресса адаптации в коммуникативном контексте чужеродности», которая в концепции авторов исследования выделяется и как метафункция ксенонарратива.

О.И. Северская размышляет о стратегии взаимодействия автора с читателем в поэтическом тексте. Исходя из идеи о принципиальной обратимости текстопорождающих и интерпретационных стратегий, автор предлагает свою классификацию стратегий и тактик, чаще всего использующихся в современной поэзии. В этой классификации основным коммуникативным стратегиям самопрезентации и сближения с читателем сопоставляются вспомогательные дискурсивные стратегии и тактики актуализации, театрализации и диалогизации текста.

Опыт российских и зарубежных методистов доказал продуктивность применения инструментария коммуникативных стратегий и тактик к задачам лингводидактики. В тематическом выпуске данный подход представлен в статье ученых Таллинского университета И.М. Моисеенко, Н.В. Мальцевой-Замковой и Н.В. Чуйкиной, где навык смыслового сжатия текста рассматривается как компонент коммуникативной компетенции.

Многообразие подходов и аспектов, заявленных в тематическом выпуске журнала, - всего лишь малая доля исследований, осуществляемых в рамках научной парадигмы «стратегической коммуникации». На наш взгляд, это разнообразие приложений теории не противоречит цельно-

сти концепции и демонстрирует ее несомненный потенциал для дальнейших научных поисков.

Список литературы

Агеева Ю.В. Собеседование в рекрутинге: коммуникативные стратегии и тактики: монография. М.: Флинта, 2018. 256 с.

Акаева Э.В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Омск, 2007. 22 с.

Артемова Т.В., Катышев П.А. К вопросу об определении понятия «риторическая стратегия» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2008. № 1 (1). Ч. I. C. 11-13.

Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02, 10.02.19. М., 1997. 342 с.

Барсукова М.И. Стратегии и тактики речевого поведения врача: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Саратов, 2007. 141 с.

Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 21-48.

Верещагин Е.М., Ротмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности» // Вопросы языкознания. 1992. № 6. С. 82-94.

Дейк ван Т.А. Язык, познание, коммуникация. М., 1989. 312 с.

Дейк ван, Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. М., 1988. URL: http://philologos.narod.ru/ling/dijk.htm.

Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегии общения (интерпретирующий подход к аргументации) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 41, № 4. 1982. С. 327-337.

Залегдинова, А.Р. Основные стратегии и тактики в общественно-политическом дискуссионном ток-шоу (на материале русского и английского языков). Филология и культура. 2012. № 3. С. 47-50.

Зигманн Ж.В. Структура современного политического дискурса (Речевые жанры и речевые стратегии): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. М., 2003. 239 с.

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Эдиториал УРСС. М., 1999. 288 с.

Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. М.: АСТ: Восток -Запад, 2007. 256 с.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 320 с.

Кобозева М.А. Единицы исследования когнитивных и речевых стратегий ввода темы в научно-популярном дискурсе // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 190-194.

Котов А. А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. 21 с.

Красноперова Ю.В. Дискурсивные стратегии участников интервью: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Иркутск, 2005. 236 с.

Кузнецов И.В. Риторические стратегии литературного дискурса (на материале русской словесности XI-XIX вв.): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.08. М., 2009. 43 с.

Лемяскина Н.А., Стернин И.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Воронеж: ВГУ, 2000. 195 с.

Михалева О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2004.

Назарова Р.З., Золотарев М.В. Речевые тактики убеждения в современном российском предвыборном дискурсе (на примере президентской кампании 20172018 гг.). Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 394-399.

Нестерова Н.Г. Коммуникативные стратегии и тактики в спонтанном радиодискурсе // Знак: проблемное поле медиаобразования. Научный журнал. № 2 (10). 2012. С. 55-60.

Нестерова Н. Г. Современный радиодискурс (Коммуникативно-прагматический аспект). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. 320 с.

Никифорова Э.Ш. Стратегии коммуникативного воздействия в аргументативно-суггестивных текстах: на примере текстов судебного дискурса английского, русского и казахского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Тюмень, 2013. 21 с.

Осадчий М. А. Русский язык на грани права: Функционирование современного русского языка в условиях правовой регламентации речи. М.: ЛЕНАНД, 2014. 300 с.

Осипова А.А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом поведении ребенка дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Владивосток, 2019. 20 с.

Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России. Астрахань, 2004. 196 с.

Покотыло М.В. Коммуникативные стратегии в научном дискурсе: функционально-прагматический потенциал и специфика реализации // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 167-173.

Попова О.В. Особенности речевого поведения личности интровертного и экстра-вертного типов в парламентском дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2018. Т. 17, № 2. С. 134-142.

Попова Т.И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб.: Филол. факультет СПбГУ. Серия «Филологические исследования». 2002. 220 с.

Рожкова О.Е. Когнитивно-прагматические аспекты политического дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Калининград, 2003. 22 с.

Савин Г. А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. URL: http://www.slideshare.netymoscowseminary/c-1347506 (дата обращения: 12.03.2020).

Салахова А. Г. Стратегия аргументации в религиозном интернетдискурсе // Вестник ЧГУ. 2010. № 34. С. 109-112.

Сковородников А.П. Коммуникативные стратегии и тактики // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Ско-вородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. С. 229-230.

Смит П., Бэрри К., Пулфлорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: учеб. пособие / пер. с англ.; под ред. проф. Л.Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 415 с.

Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativfunktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. P. 279-282.

Ухванова И.Ф. Операционализация коммуникативных стратегий с позиций каузально-генетической теории // Методология исследований политического дискурса. Минск, 2000. Вып. 2. С. 198-202.

Хомутова Т.Н. Стратегии научного дискурса: интегральный подход // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2015. Т. 12, № 3. С. 15-22.

Чалова О.Н. Стратегии и тактики научного дискурса // Ученые записки Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. 2017. Т. 24. С. 165-170.

Черкасова И.С. Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в русских и немецких объявлениях о знакомстве: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Волгоград, 2006. 21 с.

Ыйм Х.Я. Прагматика речевого общения // Теория и модели знаний: Труды по искусственному интеллекту. Тарту, 1985 (Уч. зап. Тартус. ун-та, вып. 714). С. 196-207.

Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М., 2001.

Ярославцева А.Е. Репрезентация речевых стратегий и тактик в агитационном тексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2007.

Clark R.A., Delia J.G. Topoi and rhetorical competence. Quarterly Journal of Speach. 1979. Vol. 65. P. 187-206.

Hunter J.E., Boster F.J. A model of compliance-gaining message selection // Communication Monographs. 1987. Vol. 54, № 3. P. 63-84.

Hie, C. Semi-institutional Discourse: The Case of Talk-shows // Journal of Pragmatics. Vol. 33. Iss. 2. 2001. P. 209-254. DOI: 10.1016/S0378-2166(99)00133-2.

Kecskes I. The Paradox of Communication: Socio-Cognitive Approach to Pragmatics. Pragmatics and Society. 1. 2010. P. 50-73. DOI: 10.1075/ps.1.1.04kec.

Keysar B. Communication and Miscommunication: The Role of Egocentric Processes. Intercultural Pragmatics. 2007. № 4. P. 71-85.

Koutsombogera M., Papageorgiou H. Multimodal Indicators of Persuasion in Political Interviews. Multimodal Communication in Political Speech. Shaping Minds and Social Action. 2010. P. 16-29.

Larina T., Ozyumenko V., Ponton D.M. Persuasion strategies in media discourse about Russia: linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics 15.1 (2019): 3-22. DOI: 10.1515/lpp-2019-0002.

Marwell G., Schmitt D.R. Dimentions of compliance -gaining behavior: An empirical analysis. Sociometry. 1967. Vol. 30. P. 350-364.

Miller G.R., Boster F., Roloff J., Seibold D. Compliance-gaining message strategies: A topology and some findings concerning effects of situational differences // Communication Monographs. 1977. Vol. 44. P. 37-51.

Mustajoki A. Risks of Miscommunication in various speech genres. - Understanding by communication. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2013. P. 207-212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Parsons T. On the concept of influence. // The Public Opinion Quarterly. 1963. Vol. 27. P. 37-62.

Verdonik D. Between Understanding and Misunderstanding // Journal of Pragmatics. 2010. № 42. P. 1364-1379.

References

Ageeva, Yu.V. (2018), Sobesedovanie v rekrutinge: kommunikativnye strategii i taktiki [Recruiting interview: communication strategies and tactics], Monograph, Moscow, Flinta publ., 256 p.

Akaeva, E.V. (2007), Kommunikativnye strategii professional'nogo meditsinskogo diskursa [Communicative strategies of professional medical discourse], Author's abstract of the dissertation, Omsk, 22 p.

Artemova, T.V., Katyshev, P.A. (2008), K voprosu ob opredelenii ponyatiya "ritori-cheskaya strategiya" [To the question of the definition of the rhetorical strategy concept]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Problems of theory and practice], Tambov, Gramota publ., no. 1 (1). Part 1, pp. 11-13.

Astafurova, T.N. (1997), Strategii kommunikativnogo povedeniya v professional'no znachimykh situatsiyakh mezhkul'turnogo obshcheniya (lingvisticheskii i didak-ticheskii aspekty) [Strategies of communicative behavior in professionally significant situations of intercultural communication (linguistic and didactic aspects), Dissertation, Moscow, 342 p.

Barsukova, M.I. (2007), Strategii i taktiki rechevogo povedeniya vracha [Strategies and tactics of a doctor's speech behavior], Dissertation, Saratov, 141 p.

Borisova, I.N. (1996), Diskursivnye strategii v razgovornom dialoge [Discursive strategies in conversational dialogue]. Russkaya razgovornaya rech' kak yavlenie gorodskoi kul'tury [Russian colloquial speech as a phenomenon of urban culture], Yekaterinburg, pp.21-48.

Chalova, O.N. (2017), Strategii i taktiki nauchnogo diskursa [Strategies and tactics of scientific discourse], Teaching aids of Skoriny Gomel State university, vol.24, pp. 165-170.

Cherkasova, I.S. (2006), Realizatsiya kommunikativnoi strategii samoprezentatsii lich-nosti v russkikh i nemetskikh obyavleniyakh o znakomstve [Implementation of a communicative strategy for self-presentation of a person in Russian and German dating ads], Dissertation, Volgograd, 21 p.

Clark, R.A., Delia, J.G. (1979), Topoi and rhetorical competence. Quarterly Journal of Speach.,65, 187-206.

Dijk, van, T.A. (1989), Yazyk, poznanie, kommunikatsiya [Language, cognition, communication], Moscow, 312 p.

Dijk, van, T.A., Kinch, V. (1988), Strategii ponimaniya svyaznogo teksta [Strategies for understanding a coherent text]. Novoe v zarubezhnoi lingvistike [New in Foreign Linguistics], iss. 23, Moscow, available at: http://philologos.narod.ru/ling/dijk.htm.

Demyankov, V.Z. (1982), Konventsii, pravila i strategii obshcheniya (interpretiru-yushchii podkhod k argumentatsii) [Conventions, rules and strategies of communication (interpretive approach to argumentation)], Proceedings AS USSR. Series literature and language, vol.41, no. 4, pp. 327-337.

Hunter, J.E., Boster, F.J. (1987), A model of compliance-gaining message selection. Communication Monographs, vol.54, no. 3, 63-84.

Ilie, C. (2001). Semi-institutional Discourse: The Case of Talk-shows // Journal of Pragmatics. Vol. 33. Iss. 2. pp. 209-254, https://doi.org/10.1016/S0378-2166(99)00133-2.

Issers, O.S. (1999), Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi [Communicative strategies and tactics of Russian speech], Editorial URSS, Moscow, 288 p.

Kashkin, V.B. (2007), Osnovy teorii kommunikatsii: Kratkii kurs [Fundamentals of communication theory: short course], Moscow, AST: Vostok - Zapad publ., 256 p.

Khomutova, T.N. (2015), Strategii nauchnogo diskursa: integral'nyi podkhod [Strategies of scientific discourse: integrated approach], YuUrGU Herald. Series: Linguistics, vol. 12, no. 3, pp. 15-22.

Klyuev, E.V. (2002), Rechevaya kommunikatsiya: uchebnoe posobie dlya universitetov i institutov [Speech Communication: Textbook for Universities and Institutes], Moscow, RIPOL KLASSIK publ., 320 p.

Kecskes, I. (2010), The Paradox of Communication: Socio-Cognitive Approach to Pragmatics. Pragmatics and Society. 1. pp. 50-73. doi: 10.1075/ps.1.1.04kec.

Keysar, B. (2007), Communication and Miscommunication: The Role of Egocentric Processes. Intercultural Pragmatics. No. 4. pp. 71-85.

Kobozeva, M.A. (2010), Edinitsy issledovaniya kognitivnykh i rechevykh strategii vvoda temy v nauchno-populyarnom diskurse [Units of research on cognitive and speech strategies for introducing topics in popular scientific discourse]. Ak-tual'nye problemy lingvistiki i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov [Topical problems of linguistics and methods of teaching foreign languages], Proceedings of all-russian scientific conference in 3 volumes, vol. 1, Ufa, RITs BashGU publ., pp. 190-194.

Kotov, A.A. (2003), Mekhanizmy rechevogo vozdeistviya v publitsisticheskikh tek-stakh SMI [The mechanisms of speech influence in journalistic texts of the mass media], Author's abstract of the dissertation, Moscow, 21 p.

Koutsombogera, M., Papageorgiou, H. (2010), Multimodal Indicators of Persuasion in Political Interviews. Multimodal Communication in Political Speech. Shaping Minds and Social Action. pp. 16-29.

Krasnoperova, Yu.V. (2005), Diskursivnye strategii uchastnikov interv'yu [Discursive strategies of interview participants], Dissertation, Irkutsk, 236 p.

Kuznetsov, I.V. (2009), Ritoricheskie strategii literaturnogo diskursa (na materiale russkoi slovesnosti 11-19 vv.) [Rhetorical strategies of literary discourse (based on the material of Russian literature of the 11th-19th centuries)], Author's abstract of the dissertation, Moscow, 43 p.

Larina, T, Ozyumenko, V., Ponton, D.M. (2010), Persuasion strategies in media discourse about Russia: linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics 15.1: 3-22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002.

Lemyaskina, N.A., Sternin, I.A. (2000), Kommunikativnoe povedenie mladshego shkol'nika [The communicative behavior of a primary school student], Voronezh, VGU publ., 195 p.

Marwell, G., Schmitt, D.R. (1967), Dimentions of compliance - gaining behavior: An empirical analysis. Sociometry. 30, 350-364.

Mikhaleva, O.L. (2004), Politicheskii diskurs kak sfera realizatsii manipulyativnogo vozdeistviya [Political discourse as a sphere of implementation of manipulative influence], Dissertation, Irkutsk.

Miller, G.R., Boster, F., Roloff, J., Seibold, D. (1977), Compliance-gaining message strategies: A topology and some findings concerning effects of situational differences, Communication Monographs. 44, 37-51.

Mustajoki, A. (2013), Risks of Miscommunication in various speech genres. - Understanding by communication. Cambridge: Cambridge Scholars publ., pp. 207-212.

Nazarova, R.Z., Zolotarev, M.V. (2018), Rechevye taktiki ubezhdeniya v sovremennom rossiiskom predvybornom diskurse (na primere prezidentskoi kampanii 20172018 godov) [Speech tactics of persuasion in modern Russian election discourse (on the example of the 2017-2018 presidential campaign)], Saratov University Proceedings, Series Sociology. Political science, vol. 18, iss. 4, pp. 394-399.

Nesterova, N.G. (2012), Kommunikativnye strategii i taktiki v spontannom radiodiskurse [Communicative strategies and tactics in spontaneous radio discourse]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: problem field of media education], Scientific journal, no. 2 (10), pp. 55-60.

Nesterova, N.G. (2015), Sovremennyi radiodiskurs (Kommunikativno-pragmaticheskii aspekt) [Modern radio discourse (Communicative-pragmatic aspect)], Tomsk, Tomsk University publ., 320 p.

Nikiforova, E.Sh. (2013), Strategii kommunikativnogo vozdeistviya v argumentativno-suggestivnykh tekstakh: na primere tekstov sudebnogo diskursa angliiskogo, rus-skogo i kazakhskogo yazykov [Strategies of communicative impact in argumentative-suggestive texts: on the example of texts of judicial discourse in English, Russian, and Kazakh languages], Author's abstract of the dissertation, Tyumen, 21 p.

Osadchii, M.A. (2014), Russkii yazyk na grani prava: Funktsionirovanie sovremennogo russkogo yazyka v usloviyakh pravovoi reglamentatsii rechi [Russian language on the verge of law: The functioning of the modern Russian language in the conditions of legal regulation of speech], Moscow, LENAND publ., 300 p.

Osipova, A.A. (2019), Kommunikativnye strategii i taktiki v rechevom povedenii rebenka doshkol'nogo vozrasta [Communicative strategies and tactics in the speech behavior of a preschool child], Author's abstract of the dissertation, Vladivostok, 20 p.

Parshina, O.N. (2004), Strategii i taktiki rechevogo povedeniya sovremennoi poli-ticheskoi elity Rossii [Strategies and tactics of speech behavior of the modern political elite of Russia], Astrakhan, 196 p.

Parsons, T. (1963). On the concept of influence. The Public Opinion Quarterly. 27, 37-62.

Pokotylo, M.V. (2017), Kommunikativnye strategii v nauchnom diskurse: funktsion-al'no-pragmaticheskii potentsial i spetsifika realizatsii [Communicative strategies in scientific discourse: functional and pragmatic potential and specifics of implementation], the humanities and social sciences, no. 2, pp. 167-173.

Popova, O.V. (2018), Osobennosti rechevogo povedeniya lichnosti introvertnogo i ek-stravertnogo tipov v parlamentskom diskurse [Features of speech behavior of an introvert and extrovert in parliamentary discourse], Volgograd state university herald, Series: 2, Linguistics, vol. 17, no.2, pp. 134-142.

Popova, T.I. (2002), Teleinterv'yu v kommunikativno-pragmaticheskom aspekte [TV interview in a communicative-pragmatic aspect], Series: Philology studies, St. Petersburg, SPbGU publ., 220 p.

Rozhkova, O.E. (2003), Kognitivno-pragmaticheskie aspekty politicheskogo diskursa [Cognitive-pragmatic aspects of political discourse], Dissertation, Kaliningrad, 22 p.

Salakhova, A.G. (2010), Strategiya argumentatsii v religioznom internetdiskurse [Argumentation Strategy in Religious Internet Discourse], Herald ChGU, no. 34, pp. 109-112.

Savin, G.A. (2009), Kommunikativnye strategii i taktiki v rechevom zhanre sovremen-noi pravoslavnoi propovedi [Communicative strategies and tactics in the speech genre of modern Orthodox sermon], Author's abstract of the dissertation, Moscow, available at: http://www.slideshare.netUmoscowseminary/c-1347506 (accessed: March 12, 2020)

Skovorodnikov, A.P. (2014), Kommunikativnye strategii i taktiki [Communicative strategies and tactics]. Effektivnoe rechevoe obshchenie (bazovye kompetentsii) [Effective verbal communication (basic competencies)], dictionary ed. by A.P. Skovorodnikov, Krasnoyarsk:,Sib. feder. un-t publ., pp. 229-230.

Smit, P., Berry, K., Pulflord, A. (2001), Kommunikatsii strategicheskogo marketinga [Strategic Marketing Communications], textbook translated from English and ed. by prof. L. F. Nikulin, Moscow, YuNITI-DANA publ., 415 p.

Sternin, I.A. (1989), O ponyatii kommunikativnogo povedeniya [On the concept of communicative behavior]. Kommunikativfunktionale Sprachbetrachtung, Halle, pp. 279-282.

Ukhvanova, I.F. (2000), Operatsionalizatsiya kommunikativnykh strategii s pozitsii kauzal'no-geneticheskoi teorii [The operationalization of communicative strategies from the standpoint of causal genetic theory]. Metodologiya issledovanii politicheskogo diskursa [Methodology for the Study of Political Discourse], Minsk, iss. 2, pp. 198-202.

Verdonik, D. (2010), Between Understanding and Misunderstanding // Journal of Pragmatics. No. 42, pp. 1364-1379.

Vereshchagin, E.M., Rotmair, R., Roiter, T. (1992), Rechevye taktiki "prizyva k otkro-vennosti" [Speech tactics of the "call for frankness"]. Voprosy yazykoznaniya [Problems of Linguistics], no. 6, pp. 82-94.

Yanko, T.E. (2001), Kommunikativnye strategii russkoi rechi [Communicative strategies of Russian speech], Moscow.

Yaroslavtseva, A.E. (2007), Reprezentatsiya rechevykh strategii i taktik v agitatsionnom tekste [Representation of speech strategies and tactics in agitation texts], Author's abstract of the dissertation, Tomsk.

Yim, Kh.Ya. (1985), Pragmatika rechevogo obshcheniya [Pragmatics of verbal communication]. Teoriya i modeli znanii: Trudy po iskusstvennomu intellektu [Theory and models of knowledge: Proceedings on artificial intelligence], Tartu, Scientific proceedings, iss. 714, pp. 196-207.

Zalegdinova, A.R. (2012), Osnovnye strategii i taktiki v obshchestvenno-politicheskom diskussionnom tok-shou (na materiale russkogo i angliiskogo yazykov) [The main strategies and tactics in the socio-political discussion talk show (based on Russian and English languages)], Philology and Culture, no. 3, pp. 47-50.

Zigmann, Zh.V. (2003), Struktura sovremennogo politicheskogo diskursa (Rechevye zhanry i rechevye strategii) [The structure of modern political discourse (Speech genres and speech strategies)], Dissertation, Moscow, 239 p.

MORE THAN HALF A CENTURY UNDER THE UMBRELLA OF COMMUNICATION STRATEGIES

O.S. Issers

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract: The article is a preface for a thematic issue devoted to the study of communication in terms of strategies and tactics of speech behavior. The author sees the reasons for the strong attention to the analysis of speech behavior in anthropo-centrism, which has become the leading approach in linguistic research in recent decades. The concept of strategy allows us to comprehend the individual speech actions of the speaker as the implementation of a consistent cognitive plan. A brief insight into the history of the study of communicative strategies and tactics abroad and in Russia is presented. The main fields in communicative research are indicated, where the concepts of strategy and tactics are used. It is noted that most of the research is devoted to the description of strategies and tactics in specific social spheres or institutions and the means of their language manifestation. A review of articles in the thematic issue allows you to see the variety of possible applications of the theory of strategic communication to the analysis of modern discursive practices, including bilingual ones. As one can judge by the publications of the thematic issue, the concept of communication strategy is also used to analyze media, marketing, corporate communications and literary text. It is concluded that the diversity of aspects and approaches in Russian and foreign works testifies to the research potential of the concept itself and the possibilities of its application to various areas of communication.

Key words: communication, communicative behavior, communicative strategy, communicative tactics, strategic communication.

For citation:

Issers, O.S. (2020), More than half a century under the umbrella of communication strategies. Communication Studies (Russia), Vol. 7, no. 2, pp. 243-256. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(2).243-256. (in Russian)

About the author:

Issers, Oksana Sergeevna, Prof., Head of the Department of Theoretical and Applied Linguistics, Dean of the Faculty of Philology and Media Communication

ORCID: 0000-0003-4027-6346

Corresponding author:

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: isserso@mail.ru

Received: May 10, 2020

Accepted: May 15, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.