Научная статья на тему 'Богоявленский храм в Шанхае — основа российского поселения в 1903–1932 гг.'

Богоявленский храм в Шанхае — основа российского поселения в 1903–1932 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / православие / миссионерство / Русская Церковь за рубежом / эмиграция / Шанхай / Китай / Азия / диаспора / миссионерство / беженцы / русско-японская война / Октябрьская революция 1917 г. / history / Orthodoxy / missionary work / Russian Church Abroad / immigration / Shanghai / China / Asia / diaspora / refugees / Russo-Japanese War / October Revolution of 1917

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Екатерина Сергеевна Князева

Храм Богоявления Господня, заложенный в 1903 г., стал первым православным храмом на территории Шанхая. Во время Русско-японской войны помимо совершения богослужений и организации работы детской школы подворье занималось расселением и обеспечением российских беженцев из Порт-Артура. После отбытия нуждающихся храм продолжил свою образовательную деятельность и укрепился в качестве регионального миссионерского центра. После революции 1917 г. шанхайское подворье вновь взяло на себя роль центра по обеспечению эмигрантов проживанием и трудоустройством. Подворье сыграло ключевую роль в поддержке эмигрантского населения, подав пример эффективной благотворительной организации. К моменту утраты зданий подворья в 1932 г. в результате военного конфликта русское сообщество уже встало на ноги, создало сеть организаций взаимопомощи и принялось за строительство новых церквей. Однако разрушение православного подворья в Шанхае стало прискорбной потерей как для архитектурного облика города, так и для сохранения памяти о расселении российской диаспоры в Азии. История миссийского подворья и Богоявленского храма, изложенная в данной статье, проливает свет на ранние годы российской диаспоры в Шанхае и позволяет проследить динамику ее становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Epiphany Church in Shanghai: The Foundation of the Russian Community (1903–1932)

The Epiphany Church, established in 1903, became the first Orthodox church in Shanghai. During the Russo-Japanese War, in addition to conducting religious services and running a children’s school, the church played a significant role in resettling and providing for Russian refugees from Port Arthur. After the departure of those in need, the church continued its educational activities and solidified its position as a regional missionary center. Following the 1917 revolution, the Shanghai parish once again took on the role of providing accommodation and employment for immigrants. The parish played a pivotal role in supporting the immigrant population, setting an example of an effective charitable organization. By the time the parish lost its buildings in 1932 due to a military conflict, the Russian community had already established itself, created a network of mutual assistance organizations, and embarked on the construction of new churches. However, the destruction of the Orthodox parish in Shanghai was a lamentable loss for both the city’s architectural landscape and the preservation of the memory of the Russian diaspora in Asia. The history of the mission parish and the Epiphany Church, as presented in this article, sheds light on the early years of the Russian diaspora in Shanghai and allows us to trace the dynamics of its formation.

Текст научной работы на тему «Богоявленский храм в Шанхае — основа российского поселения в 1903–1932 гг.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (10) 2022

Е. С. Князева

Богоявленский храм в Шанхае — основа российского поселения в 1903-1932гг.

DOI 10.47132/2587-8425_2022_2_53

Аннотация: Храм Богоявления Господня, заложенный в 1903 г., стал первым православным храмом на территории Шанхая. Во время Русско-японской войны помимо совершения богослужений и организации работы детской школы подворье занималось расселением и обеспечением российских беженцев из Порт-Артура. После отбытия нуждающихся храм продолжил свою образовательную деятельность и укрепился в качестве регионального миссионерского центра. После революции 1917 г. шанхайское подворье вновь взяло на себя роль центра по обеспечению эмигрантов проживанием и трудоустройством. Подворье сыграло ключевую роль в поддержке эмигрантского населения, подав пример эффективной благотворительной организации. К моменту утраты зданий подворья в 1932 г. в результате военного конфликта русское сообщество уже встало на ноги, создало сеть организаций взаимопомощи и принялось за строительство новых церквей. Однако разрушение православного подворья в Шанхае стало прискорбной потерей как для архитектурного облика города, так и для сохранения памяти о расселении российской диаспоры в Азии. История миссий-ского подворья и Богоявленского храма, изложенная в данной статье, проливает свет на ранние годы российской диаспоры в Шанхае и позволяет проследить динамику ее становления.

Ключевые слова: история, православие, миссионерство, Русская Церковь за рубежом, эмиграция, Шанхай, Китай, Азия, диаспора, миссионерство, беженцы, русско-японская война, Октябрьская революция 1917 г.

Об авторе: Екатерина Сергеевна Князева

Аспирант Гуманитарного факультета Университета Восточного Пьемонта, Италия.

E-mail: ekaterina.knyazeva@uniupo.it

Для цитирования: Князева Е. С. Богоявленский храм в Шанхае — основа российского поселения

в 1903-1932 гг. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии.

2022. № 2 (10). С. 53-69.

* Фотографии предоставлены автором. Русская Православная Церковь в эмиграции

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (10) 2022

Ekaterina S. Knyazeva

The Epiphany Church in Shanghai: The Foundation of the Russian Community (1903-1932)

DOI 10.47132/2587-8425_2022_2_53

Abstract: The Epiphany Church, established in 1903, became the first Orthodox church in Shanghai. During the Russo-Japanese War, in addition to conducting religious services and running a children's school, the church played a significant role in resettling and providing for Russian refugees from Port Arthur. After the departure of those in need, the church continued its educational activities and solidified its position as a regional missionary center. Following the 1917 revolution, the Shanghai parish once again took on the role of providing accommodation and employment for immigrants. The parish played a pivotal role in supporting the immigrant population, setting an example of an effective charitable organization. By the time the parish lost its buildings in 1932 due to a military conflict, the Russian community had already established itself, created a network of mutual assistance organizations, and embarked on the construction of new churches. However, the destruction of the Orthodox parish in Shanghai was a lamentable loss for both the city's architectural landscape and the preservation of the memory of the Russian diaspora in Asia. The history of the mission parish and the Epiphany Church, as presented in this article, sheds light on the early years of the Russian diaspora in Shanghai and allows us to trace the dynamics of its formation.

Keywords: history, Orthodoxy, missionary work, Russian Church Abroad, immigration, Shanghai, China, Asia, diaspora, refugees, Russo-Japanese War, October Revolution of 1917.

About the author: Ekaterina Sergeyevna Knyazeva

Ph.D. student at the Faculty of Humanities, University of Eastern Piedmont, Italy.

E-mail: ekaterina.knyazeva@uniupo.it

For citation: Knyazeva E. S. The Epiphany Church in Shanghai: The Foundation of the Russian

Community (1903-1932). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2022,

no. 2 (10), pp. 53-69.

* Photos provided by the author. 54

Вступление

Возникновение шанхайского отделения Пекинской духовной миссии было обусловлено боксерским восстанием в Пекине в 1899-1901 гг., в результате которого пекинское подворье было разграблено и частично разрушено, а более 200 православных русских и китайцев было убито. После восстановления порядка православные священники и их подопечные («семьдесят человек полураздетых китайцев-христиан»1) были вынуждены покинуть миссии в Пекине и Тяньцзине. Скудные средства не позволяли перенести подворье в Сибирь или Приморье, поэтому, по свидетельству миссионера иеромонаха Симона (Виноградова), «явилась мысль обосноваться на нейтральной полосе, для чего естественно выбор пал на Шанхай, как международный город, удобный в смысле путей сообщения для устройства миссионерской деятельности на Дальнем Востоке». Обустройство миссийского подворья в Шанхае в целом оправдало возложенные на него надежды, в последующие тридцать лет своего существования оно внесло заметный вклад в жизнь всех слоев населения города.

Возникновение Богоявленского храма и подворья

В октябре 1900 г. начальник миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) выехал в Шанхай вместе с двумя мальчиками-сиротами и занялся поисками земли. Был куплен участок с двухэтажным кирпичным домом, вдали от центра Шанхая, в северном пригороде Паошань. В то время Шанхай уже был развитым и многонаселенным городом с морским портом, открытым для международной торговли по условиям Нанкинского договора 1843 г. Население Шанхая в 1900 г. приближалось к миллиону человек, из которых около 8 тысяч были западноевропейцами и амери-канцами2. Иностранцы были заняты преимущественно в международной торговле, сфере услуг и транспортной индустрии; многие принадлежали к муниципальной администрации и дипломатическим службам. Постоянное русское население Шанхая была незначительным: перепись 1900 г. выявила всего 47 подданных Российской империи3; значительная часть их была связана с чайной торговлей и администрацией. С 1896 г. Российская империя в Шанхае была официально представлена Генеральным консульством; в том же году открылось отделение Русско-китайского банка, а в 1898 г. — Русская почтовая контора4.

Территория города была поделена на три независимые юрисдикции: Французская концессия, Международный сеттльмент (под совместным управлением представителей различных держав за исключением Китая и Франции) и китайская зона, окружавшая иностранные сеттльменты со всех сторон. Подавляющая часть иностранцев, включая русских коммерсантов и дипломатов, проживала в сеттльментах. В городе имелись многочисленные католические и протестантские храмы, а представительства христианских миссий из Европы и США адресовали свое служение китайскому населению. Район Паошань, в котором обосновалась православная миссия, был малонаселенным сельскохозяйственным китайским пригородом, однако, благодаря проходящей через него железнодорожной ветке ожидалось его включение в территорию Международного сеттльмента.

Вскоре после приобретения земли было начато строительство двухэтажного здания для школы. В марте 1901 г. школа начала обучать китайских детей. Число учеников редко превышало 10 человек; на их содержание ежемесячно выделялись

1 Симон (Виноградов), иером. Отделение Пекинской духовной миссии в Шанхае // Известия братства Православной церкви в Китае. 1904. Вып. 4. С. 7.

2 Henriot С. et al. The Population of Shanghai (1865-1953). A Sourcebook. Leiden: Brill, 2018. P. 53-67.

3 The Census // The North-China Herald. June 27, 1900. P. 638.

4 Сюннерберг Г. Г. Русские в Шанхае (до революции 1917 года) // Жиганов В. Д. Русские в Шанхае. Шанхай: Слово, 1936. С. 33.

Рис. 1. Подворье в апреле 1904 г. Фото из альбома Пекинской миссии Ф. Р. Остена-Сакена.

Предоставлено А. М. Куликовым. РГАДА. Ф. 1385. Оп. 1. Ед. хр. 1943.

средства миссии. К моменту приезда епископа Иннокентия в ноябре 1902 г. шестеро китайских учеников «оказали уже некоторые успехи в изучении русского языка»5 и были крещены, став «первенцами» шанхайской миссии. На следующий день после крещения, 17 ноября 1902 г., была отслужена первая в Шанхае литургия; впоследствии богослужения стали регулярными. Мальчики и молодежь в возрасте от 11 до 24 лет, родом из окрестных селений, пополняли состав учеников. В 1903 г. число учеников превысило двадцать человек, а к апрелю 1904 г. достигло 27 человек6. Основным изучаемым предметом был русский язык. С каждым учеником занимались индивидуально, но не отказывались и от традиционного китайского метода повторения нараспев за учителем: русские фразы писались на доске, читались хором, переводились на китайский. Основы Закона Божьего преподавались на китайском, а ученики постарше проходили Евангелие и Апостол на русском, в сокращенном варианте. Летом ученики отпускались домой на двухнедельные каникулы; после крещения и выпуска молодежь возвращалась в свои семьи. Старшие ученики часто выполняли обязанности учителей, особенно в школе китайской грамоты, которая в начале 1904 г. въехала в старое двухэтажное здание школы. В то же время успехи миссии в христианизации китайского населения были скромны: в 1904 г. православными числились всего 23 человека.

13 февраля 1903 г. была совершена закладка храма в честь Богоявления Господня, под переднюю стену алтаря были положены святые мощи. Одновременно в апреле-октябре 1903 г. строилось трехэтажное здание с квартирами для священников в восточной части участка. Работы в храме заняли полтора года. Кирпичное здание в неорусском стиле с элементами эклектики и модерна перекликалось с архитектурой

5 Симон (Виноградов), иером. Отделение Пекинской духовной миссии в Шанхае... С. 7.

6 Из Шанхая. Письмо китайца катехизатора к русскому брату в монастырь // Известия братства Православной церкви в Китае. 1904. Вып. 4. С. 12.

храмов, возводящихся в то время в России (рис. 1). Плотная застройка подворья контрастировала с пустырями вокруг него. В обозримом окружении почти не было других зданий: с юга и с запада к участку примыкали поля, с севера — иностранное частное владение, а восточную сторону очерчивали железнодорожные пути и проселочная дорога7.

В миссийском подворье почти не бывало посетителей. Русские священнослужители и китайские ученики были единственными участниками богослужений, на которых «бывали и русские, но очень немногие»8. В 1903 г. священнослужители провели четыре крещения младенцев, один был погребен. Были также отпеты и погребены трое матросов. Однако, начавшаяся в январе 1904 г. Русско-японская война вызвала приток в Шанхай переселенцев с Дальнего Востока и Маньчжурии. По свидетельству архимандрита Авраамия, весной 1904 г. город полнился «русскими искателями приключений», которые «приезжая без английского языка, с малым капиталом и большой самонадеянностью, напрасно искали выгодных занятий и ждали доверия со стороны солидных заграничных фирм»9. Россияне начали часто фигурировать в криминальных сводках газет. Многие женщины привлекались к консульскому суду за проституцию, мужчины — за сутенерство, подлог, вандализм и пьянство. Наказанием обычно служило выдворение из Шанхая, изгнанных сажали на ближайший пароходный рейс до Владивостока за счет иностранного муниципалитета.

В то же время в шанхайский порт стали прибывать военные корабли, поврежденные в боях с японским противником. В декабре 1903 г. на причал встала канонерская лодка «Манджур», в июне 1904 г. пришел миноносец «Бодрый», а в августе встали на ремонт крейсер «Аскольд» и миноносец «Грозовой». Список военных кораблей, прибывших в Шанхай и простоявших до конца 1905 г., включал также буксиры «Свирь» и «Георгий», транспорты «Метеор», «Ливония», «Курония», «Корея», «Воронеж», «Ярослав» и крейсер «Владимир Мономах»10. Члены команд часто попадали в криминальную хронику за участие в пьянстве и дебошах. Англоязычные газеты сообщали, что «с началом стоянки русских кораблей безобразное поведение их команд стало неизменной темой для обсуждения. Ежедневно моряки сходят на берег и возвращаются ночью в состоянии полного опьянения»11. За время получасовой прогулки по припортовой улице Бродвей корреспондент «Норд-Чайна Геральд» насчитал пять драк с участием русских моряков; он также отметил, что они нарочно провоцировали стычки с японцами12. Наконец, в декабре 1904 г. пьяные моряки с «Аскольда» Дьяк и Агеев прокатились на рикше до набережной, отказались оплатить поездку, отобрали у рабочего топор и зарубили китайского прохожего13.

Генеральный консул Российской империи К. В. Клейменов при возможности отказывался председательствовать на судебных разбирательствах над соотечественниками, передавая юрисдикцию капитанам судов. Но криминальная хроника пагубно сказывалась на репутации россиян в Шанхае, что отражено в тоне писем епископа Иннокентия: «Положительно приходилось краснеть за их безнравственное поведение. Так и кажется, что выехала какая-то упитанная и развратная орда, у которой нет ничего святого, находящая единственным своим утешение полнейший разгул и бесчинство. Городской полиции приходилось сотнями подбирать на улицах пьяных и буйных русских "страдальцев" за веру, царя и отечество. Они опозорили и осрамили русское имя больше, чем даже сама сдача Порт-Артура,

7 Симон (Виноградов), иером. Отделение Пекинской духовной миссии в Шанхае... С. 9.

8 Там же. С. 7.

9 Авраамий (Часовников), архим. На реке Янцзы // Известия братства Православной церкви в Китае. 1907. Вып. 42-43. С. 23.

10 The Movement of the Russian Interned Ships // The North-China Herald. November 17, 1905. P. 371.

11 Dastardly Outrage by Russian Sailors // The North-China Herald. December 16, 1904. P. 1382.

12 Rowdy Russians // The North-China Herald. December 2, 1904. P. 1250.

13 Dastardly Outrage by Russian Sailors. P. 1382.

Рис. 2. Раненые ветераны из Порт-Артура в Шанхае, 1904-1905 гг.

Getty Images, Image ID 137407167.

и на нас теперь не могу не смотреть с презрением не только европейцы, но и сами язычники-китайцы»14. Причину низкой нравственной культуры епископ Иннокентий видел в «ужасном состоянии» России, находившейся в руках продажной «сильной и деспотичной власти».

Многие из прибывших из Порт-Артура остро нуждались в крове, питании и медицинской помощи (рис. 2). Ал. Гертович сообщал в письме: «.Шанхай наполнен разного рода несчастными людьми из русского народа, вывезенными из Порт-Артура. Есть здесь люди без рук, без ног, почти одно туловище с головой, есть совсем слепые.»15 Из-за наплыва беженцев работы по завершению Богоявленского храма были ускорены и здание было готово 13 декабря 1904 г.16 «Красивая церковь в русском московском стиле» с разноцветными витражами в окнах была увенчана сияющими куполами. С трех сторон ее окружали миссионерские квартиры и школа, обращенные верандами на юг, столовая в отдельном одноэтажном здании и маленькая баня. Все подворье было обнесено кирпичной оградой, а в садике были разбиты клумбы с цветами и тропическими растениями17.

По признанию иеромонаха Симона, постройка совершалась «без всякого, можно сказать, опытного надзора», «обнаружились и некоторые недочеты в постройке», так что «казалось, вот-вот придется сознаться в неблаговременности этого дела»18. К примеру, купол нового храма протекал и во время дождя внутри появлялись

14 Иннокентий (Фигуровский), еп. Какой выход из настоящего ужасного и тяжелого положения? // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 2-3. С. 3.

15 Гертович А. Письмо братчика // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 4-5. С. 26.

16 О состоянии русской духовной миссии в Китае в 1904 году // Известия братства Православной церкви в Китае. 1906. Вып. 27-28. С. 31.

17 Авраамий (Часовников), архим. На реке Янцзы. С. 21.

18 Симон (Виноградов), иером. О состоянии шанхайского отделения Пекинской духовной миссии за время пребывания там его преосвященнейшего епископа Иннокентия (февраль, март и апрель 1905) // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып 9-10. С. 11.

пятна19. Установка колоколов задержалась из-за перебоев с пароходными перевозками. Интерьеру не хватало базовых элементов убранства. Ряд предметов был привнесен переселенцами из Порт-Артура (плащаница, запрестольный крест, иконы), а запас восковых свечей был заблаговременно изготовлен сестрами Пекинской женской общины. Освящение храма было отложено до прибытия в Шанхай епископа Иннокентия и проведено 2 февраля 1905 г. Вместе с епископом прибыли диякон и хор певчих, но, по свидетельству участников церемонии, «никакой пышности и роскоши не было при этом духовном торжестве, да и собрание народа было невелико»20. Тем не менее, открытие соборного храма оказало ободряющее влияние на миссионеров, дав им дополнительное обоснование для их деятельности и надежду на исправление «языческого и неязыческого разврата».

13 марта 1905 г. епископ Иннокентий совершил Божественную литургию на стоявшем на рейде «Аскольде», посетил раненых и больных воинов из Порт-Артура и освятил временные морской и сухопутный госпитали21. За три месяца пребывания владыки Иннокентия в Шанхае число крещений немного возросло, а после Пасхи было совершено первое в своем роде бракосочетание крещеной китайской пары. По мнению владыки, молящиеся отзывались о Богоявленском храме благосклонно и жаловались лишь на скромный размер здания. Он отметил также: «Школа в Шанхае растет и крепнет; в нее начинают отдавать детей для образования не только китайцы, но и русские»22.

В воскресные дни на всенощные и литургии из центра города в Богоявленский храм приходило по 20-30 человек, а на праздничную литургию в честь праздника Св. Троицы в 1905 г. собралось 40 человек. По свидетельству участника, храм был с любовью украшен цветами и зеленью и обрел «совсем другой, райский вид»: «Во время всенощной, из-за зеленых веток мерцали разноцветные огоньки лампадок и храм был наполнен благоуханием ладана и живых цветов. За престолом в алтаре был прикреплен на ручке запрестольный крест, а за ним поставлена прекрасная ветка с роскошными, большими листьями, на фоне коих величественно обрисовывался золотой крест с распятием, озаренным тихим светом лампадок семисвечника»23.

Русская духовная жизнь, в отличие от криминальной, оставалась по большей части незамеченной местной прессой. Лишь первая русская свадьба в Шанхае, прошедшая 17 мая 1905 г., заслужила подробное описание на страницах «Норд-Чайна Геральда»; журналисты сочли церемонию «интересной и впечатляющей», а украшенный цветами Богоявленский храм был назван «ярким и живописным»24. Женихом был морской офицер Василий Михайлович Альтфатер, а невестой — Александра Константиновна Дессино, дочь генерал-лейтенанта К. Н. Дессино. Журналисты отметили многолюдность собравшихся, среди которых были российский консул в Ханькоу А. Н. Островерхов, чрезвычайный посланник в Корее А. И. Павлов и командиры всех российских военных кораблей, стоявших в Шанхае, с супругами. Генеральный консул К. В. Клейменов выступил в роли посаженного отца со стороны невесты, а контр-адмирал Н. К. Рейценштейн — со стороны жениха. Английские журналисты прокомментировали также четыре внушительных по размеру серебряных подсвечника, богатые серебряные одеяния отца Симона и его помощника, а также выдающееся хоровое пение: мужские голоса звучали «так слаженно, что отсутствие аккомпанемента не замечалось». После венчания молодые отправились в немецкую

19 Корреспонденция // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 15-16. С. 25.

20 Симон (Виноградов), иером. О состоянии шанхайского отделения... С.11.

21 Хроника церковной жизни // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 6-7. С. 39.

22 Иннокентий (Фигуровский), еп. Поездка преосвященнейшего Иннокентия из Шанхая в Сань-янъ-чжэнь // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 11-12. С. 19.

23 Корреспонденция. С. 22.

24 A Notable Russian Wedding // The North-China Herald. May 19, 1905. P. 367.

церковь венчаться согласно конфессии жениха, далее последовал фуршет в российском консульстве.

Летом 1905 г. беженцев и раненых из Порт-Артура стали отправлять судами в Российскую империю. В июне большие группы пациентов и медперсонала отплыли в Одессу пароходами «Траве» и «Кострома». Военные корабли тоже стали покидать Шанхай: в ноябре 1905 г. ушли «Аскольд», «Бодрый» и «Грозовой», в марте 1906 г. ушла канонерка «Манджур». Гражданские лица выбирались из Шанхая самостоятельно. Отправление парохода «Монголия» из Шанхая во Владивосток в конце 1905 г. увлекательно описал архимандрит Авраамий: «...Публика могла называться русской лишь потому, что из России прибыла и туда же возвращалась, а национальность общую нельзя было установить. Это был какой-то этнографический отдел выставки, собрание всех племен и народов. Армяне, грузины, евреи, греки, шведы, татары пестрели разнообразием своих импровизированных костюмов. Много было "фей", неизвестно откуда сюда залетевших; слышался говор на всевозможных языках. Кроме разнообразной коммерческой публики едут еще два цирка, одна пантомима, три оркестра и многое другое»25.

Несмотря на сокращение прихода, благоустройство подворья не останавливалось. В мае 1905 г. вдоль дороги, идущей мимо храма, были установлены столбы и протянуты электрические провода, а к храму и школьным зданиям были подведены провода от аккумуляторной будки. «И что это за добро! Теперь так просто рай, "ни шуб, ни свеч совсем не надо"», процитировал И. А. Крылова корреспондент «Известий братства Православной церкви в Китае»26. 10 июня состоялось первое школьное собрание при электрическом свете. Расходы на электричество превышали расходы на керосин, но преимущества были очевидны. Для увеличения доходов подворья была сделана попытка сдавать в аренду кельи, но удаленность от города не привлекала жильцов. Из-за проигранной Русско-японской войны конец декады был неблагоприятным для православной миссии в Китае и достижения шанхайского подворья сводились в основном к обучению китайских учеников.

К 1910 г. в Шанхае осталось всего 317 постоянно проживающих россиян27. Значительная часть их приняла участие в траурной церемонии 3 ноября 1910 г. по случаю похорон генерального консула К. В. Клейменова, умершего от осложнений аппендицита. Некролог в шанхайской прессе упомянул неустанную работу консула в пользу беженцев из Порт-Артура. После поминальной службы в Богоявленском храме богато украшенный цветами катафалк двинулся на юг, в сторону кладбища Бабблинг Уэлл; за ним следовало не менее тридцати карет с дипломатическими представителями всех держав и многочисленные пешие сопровождающие28. Миссийская работа активизировалась в провинции. В мартовском письме 1911 г. настоятеля Богоявленского храма отца Павла Фигуровского упоминается 311 крещение в Тайчжоу и Нинбо: «Желающих креститься очень много, у меня не хватало даров и крестиков. Новопросвещенные христиане просят открыт в Тайчжоу молитвенный дом и школу»29.

В последующие годы ввиду отсутствия значимых событий шанхайское подворье почти исчезло со страниц изданий духовной миссии в Пекине и англоязычной прессы. После начала Первой мировой войны в сентябре 1914 г. в Богоявленском храме прошел молебен с благословением русских, английских и французских вооруженных сил, присутствовали только российские чиновники и деловая элита30. Согласно отчету о работе миссии за 1916 г., посетители приходили в Богоявленский храм только на праздники, а во время ежедневных служб храм обычно пустовал. Православных

25 Авраамий (Часовников), архим. На реке Янцзы. С. 16.

26 Корреспонденция. С. 25.

27 The Census // The North-China Herald. December 16, 1910. P. 638.

28 Obituary. Monsieur C. W. Kleimenow // The North-China Herald. November 4, 1910. P. 268.

29 Иннокентий (Фигуровский), еп. Письмо из Шанхая // Китайский благовестник. 1911. Вып 6. С. 2.

30 A solemn service of intercession. // The China Press. September 1, 1914.

русских в Шанхае насчитывалось 40 человек, причем многие из них совсем не посещали церковь. Отчет отмечал, что «значительная часть русских в Шанхае принадлежат к инославным вероисповеданиям». Тем не менее в храме, квартирах священников и школьных зданиях в 1916 г. проводился ремонт с привлечением финансирования Русско-азиатского банка31.

В 1916-1917 гг. настоятелем Богоявленского храма был архимандрит Симон, которому помогал иеромонах Евстафий. Последний также организовал церковный хор из китайских учеников церковной школы (рис. 3), которых к тому времени насчитывалось 37 человек. Поющий на славянском языке хор мальчиков заработал хорошую репутацию и давал концерты в городе. Хор пел на освящении нового здания российского генерального консульства на набережной Банд, открытого 1 января 1917 г. К тому времени школа при миссии закрылась из-за оскудения бюджета после вступления Российской империи в Первую мировую войну.

Роль подворья в обустройстве жизни российской диаспоры

В конце 1917 г. в Шанхай начали прибывать беженцы из распавшейся Российской империи, покинувшие страну сразу после Октябрьской революции. Присутствие русских в Шанхае снова стало заметным. В июле 1918 г. на поминальное богослужении о погибшем императоре Николае II в Благовещенской церкви собралось около 40 человек: «Поодиночке, попарно, группами, мужчины и женщины прибывали в автомобилях, колясках, на рикшах и пешком, собираясь на зов непрестанно звонившей колокольни. Российский консул В. Гроссе, его коллеги, седовласая дама с аристократическим профилем и две девочки были первыми среди вошедших в храм. Среди публики были офицеры в синей форме с красными эполетами, а также отставные в штатском. Пока зажигались и передавались свечи, длиннобородый священник начал литургию. Хор мальчиков то взмывал, то затихал. Посетители несколько раз преклонили колени и по окончании службы разошлись так же безмолвно, как собрались»32.

Обеспеченная и благополучная русская прослойка Шанхая ежедневно пополнялась соотечественниками, приезжавшими в состоянии крайней нужды и болезни. Они находили дорогу в северный район Шанхая и арендовали в подворье комнаты и углы. По словам В. Д. Жиганова, новоприбывших «поили, кормили, призирали вообще, как только могли». Духовная дружина под руководством П. Н. Родионова занималась сбором средств для оказания помощи неимущим обитателям подворья, оплачивая комнаты и отдельные койки. В. Д. Жиганов отметил, что «с течением времени около русского Богоявленского храма в Чапее образовалось целое русское поселение, которое в этом месте видело, или хотело видеть, русский уголок.»33

31 Симон (Виноградов), архим. Отчет о состоянии Шанхайского отделения Духовной миссии за 1916 год // Китайский благовестник. 1917. Вып. 1-2. С. 8-9.

32 Prayers Are Said For Little Father, Humbled In Death // The China Press. July 26, 1918. P. 1.

33 Жиганов В. Д. Русские в Шанхае. С. 40.

Рис. 3. Учащиеся церковно-приходскои школы при храме Богоявления Господня. Сидят архимандрит Авраамии и отец Евстафий.

Подворье посещали зарубежные корреспонденты и иностранные меценаты, которые сообщали: «Русские, поляки и другие народы, объединенные православной верой, нашли себе приют в русском храме. Они живут в ужасающей тесноте в довольно большом доме, где ранее были квартиры для священников. Примечательно, что и священники живут в таких же условиях, довольствуясь кельями, напоминающими каморки для китайской прислуги. Довольно странно, что остальные помещения заперты; по слухам, высокопоставленное духовенство из Пекина запретило занимать здание полностью»34. Посетивший подворье в декабре 1919 г. американский журналист встретил там «оборванных и босоногих детей», которые ютились в «безрадостных выбеленных каморках почти без мебели». Обстановка одной комнаты на пятерых включала скамью, китайский низкий столик, рулон с матрасами и переносную печку; по признанию матери семейства, спать приходилось на полу35.

Российское благотворительное общество в Шанхае, основанное в 1910 г. под председательством Э. П. Гроссе, жены генерального консула, избегало публичности при оказании помощи соотечественникам. Материальная и медицинская помощь предоставлялась по индивидуальным обращениям после оценки каждой ситуации. Люди без документов не могли подтвердить свое российское гражданство и не обращались в консульство. Средства, собираемые на благотворительных «русских балах», обычно отправлялись в Россию для поддержки Белого движения в Сибири. Успешной, хотя и единовременной акцией в пользу беженцев был благотворительный бал, организованный в мае 1920 г. Дамским комитетом под руководством Л. Н. Сюннерберг; собранные 7200 долларов были адресно распределены среди офицеров36.

К апрелю 1919 г., по данным вице-консула К. Э. Метцлера, в Шанхае находилось около двух тысяч российских беженцев, и эта цифра ежедневно увеличивалась37. Переселенцы с севера Китая приезжали в основном на поездах, избегая необходимости демонстрировать наличные в размере 150 долларов, что требовалось от пассажиров судов. По оценкам прессы, к концу года 95% россиян в Шанхае были без средств к существованию38. Имеющиеся рублевые сбережения они обменивали по невыгодному курсу в припортовых конторах, золото, часы и драгоценности оседали в ломбардах, залоговые билеты продавались за полцены скупщикам, под конец в скупку уходила и одежда, а обнищавшие люди на ночь устраивались спать на скамейках в городских парках.

Европейское население Шанхая задействовало разнообразные методы для помощи беженцам из бывшей Российской империи. Газеты печатали письма читателей, привлекавшие внимание к плачевному состоянию беженцев. Поначалу в представлении европейско-американского сообщества они были «жертвами европейской войны», впоследствии сформировалось понимание о «красном терроре» и невозможности их возвращения на родину. Журналист «Норд-Чайна Геральд» сообщил о группе морских офицеров, которые ютились на чердаке в припортовом районе и делили один костюм на четверых; пока один ходил по иностранным конторам и искал работу, остальные ждали его дома в нижнем белье39. В октябре 1918 г. один из читателей «Норд-Чайна Геральд» описал нищенское выживание российских евреев в трущобах припортового района и предупредил об отсутствии у них теплых вещей и крыши над головой в преддверии зимы40. Женский христианский союз трезвости обсуждал на собраниях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Cambridge. Russian Refugees // The North-China Daily News. March 11, 1920.

35 Destitute Russian Exiles Here, Hungry And Ragged // The China Press. December 5, 1919. P. 5.

36 Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. С. 54.

37 The Russian Refugees in Shanghai. Interview With Russian Official // The Shanghai Times. April 24, 1919. P. 7.

38 Destitute Russians of Shanghai. Refugees Herded In The Poorest Quarters // The North-China Herald. November 29, 1919. P. 572.

39 Idem.

40 One Who Knows What Poverty Means. Refugees in Shanghai // The North-China Herald. October 12, 1918. P. 93.

Рис. 4. Фрагмент карты 1923 г. (обведено расположение Богоявленского храма).

Plan of Shanghai / published under authority of the Municipal Council;

Commissioner of Public Works. University of Wisconsin-Milwaukee.

American Geographical Society Library Maps Collection. Item ID 460-d.S52 A-1923.

проблему вовлечения молодых девушек в проституцию41. Для помощи нуждающимся проводились сборы средств, открывались бесплатные столовые, резервировалось размещение в больницах, проводились благотворительные лотереи и балы.

Наиболее острой оставалась проблема с трудоустройством, безработица толкала беженцев на крайние меры. В январе 1920 г. напротив Богоявленского храма было найдено лежавшее поперек железнодорожных путей тело русского мужчины «возрастом около 30 лет, бедно одетого и истощенного, явно рабочего класса; в кармане у него нашлось всего 20 медяков»42. Иностранные благотворительные группы усилили сбор средств и поиски вакансий для переселенцев. В прессе стал распространяться список трудоспособных беженцев, зарегистрированных в «Комитете спасения» под председательством британского магната Эдварда Эзры. Среди них были артисты театра, учителя, моряки, кормилицы, делопроизводители, лаборанты, бухгалтеры, адвокаты, электрики, автомеханики, портовые механики, морские офицеры, пекари, портные, пожарные, а также — машинист, инженер-мостостроитель, чертежник, инженер-механик, печатник, плотник, каменщик, краснодеревщик, судовой повар, парикмахер, официант и редактор газеты43.

До конца 1920-х гг. расположенный далеко на севере города Богоявленский храм оставался географическим центром русского сообщества (рис. 4). К концу 1923 г. в связи с прибытием военных кораблей из Владивостока и постоянным потоком переселенцев из Манчжурии количество россиян в Шанхае превысило 5000 человек (из которых 3500 были нетрудоспособными), к концу 1924 г. россиян стало около 700044. Среди соотечественников стали формироваться организации взаимопомощи,

41 Underworld Of Shanghai: Facts as to Commercialised Vice. Fall Of Russian Refugees. Speeches at Last Night's Meeting // The Shanghai Times. February 8, 1918. P. 6.

42 Tragic Death on Woosung Line // The North-China Herald. January 24, 1920. P. 229.

43 Ezra E.E. Refugees And Their Trades // The North-China Herald. January 31, 1920.

44 Russian Refugees. 7,000 In Shanghai // South China Morning Post. March 28, 1924. P. 11.

занимавшиеся расселением, обучением и трудоустройством различных групп беженцев. Среди наиболее ранних из их числа следует отметить Союз военнослужащих (1920 г.), Русское православное братство (1923 г.), Комитет защиты прав и интересов русских в Шанхае (1924 г.), Союз моряков (1924 г.), Казачий союз (1925 г.) и Союз русских военных инвалидов (1926 г.)45.

Союз военнослужащих в июле 1920 г. открыл общежитие и столовую для моряков и бывших военных в арендованном особняке по соседству с Богоявленским храмом. Общежитие смогло принять 30 человек на проживание и обеспечить их бесплатным питанием. При скромном бюджете в 700 долларов за первые семь месяцев существования общежития им воспользовались более девяноста человек, ежемесячно подавалось 1500 обедов и ужинов, 30 человек удалось трудоустроить46. При поддержке шанхайской русской элиты Союз со временем сплотил вокруг себя не только участников Белого движения, но и другие категории эмигрантов, а в общежитие Союза по выходным стекались гости из Шанхая и присылались подарки к праздникам47.

В другом арендованном здании по соседству с подворьем (Паошань род, № 488) в феврале 1926 г. открылось общежитие Союза русских военных инвалидов под председательством И. Т. Соловьева. Условия проживания поначалу были спартанскими: «В старом и ветхом доме в пяти крошечных комнатах, недостаточных даже для одного, ютились подчас по семеро. Стены покрывала плесень и грязь, а в полах зияли дыры. Одеял и простыней не было; инвалиды спали в одежде на полу, на драных матрасах. Плошку супа в день и кусок хлеба эти люди почитали за удачу; ведь другие не имеют и этого»48. Через газеты Союз инвалидов привлекал средства и материальные пожертвования, включая мебель, кровати и кухонные принадлежности49. Благодаря успешному сбору средств в августе того же года общежитие переехало в улучшенное помещение на Рэндж род.

В феврале 1923 г. «Норд-Чайна Дейли Ньюс» напечатала хвалебную статью о благотворительной работе подворья, которое «притягивает путников, ищущих утешения»50. Была описана работа столовой, занявшей двухэтажное здание рядом с общежитиями, в которой подавалось более 50 обедов в день («питательный суп, белый хлеб и чай») и столько же бралось на вынос. Помесячная оплата собиралась сообразно возможностям, а для остро нуждающихся отменялась, таковых было большинство. Взрослые обитатели благотворительного приюта при церкви нередко оказывались в полиции за попрошайничество, а беспризорные русские дети продавали флажки и мелкие сувениры посетителям городских парков или побирались вблизи съестных лотков51. В июле 1924 г. произошла очередная попытка самоубийства: обитатель церковного приюта Петр Пашков попытался разбить голову об парапет моста и утопиться в канале52.

Соглашение о возобновлении дипломатических отношений между СССР и Китаем, ратифицированное в Пекине 17 июня 1924 г., не только вынудило бывшего российского консула В. Ф. Гроссе передать здание консульства советским дипломатам, но и поставило под угрозу собственность православной миссии в Шанхае. 17 июля 1924 г. во время ежегодной поминальной службы по императору Николаю II, ставшей к тому времени регулярным и посещаемым событием, в Богоявленский храм

45 Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. С. 64-68.

46 Russian Military Union. Splendid Organization Being Starved by Absence of Finances // The North-China Herald. March 5, 1921. P. 619.

47 Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. С. 55.

48 Inspiring Example Of How A Handful Of Penniless Invalids Achieved A Home in Shanghai // The China Press. August 29, 1926. P. 3.

49 Russian White Invalids Open Chapei Refuge // The China Press. August 2, 1926. P. 2.

50 The Russian Church of Shanghai. Its Services and Soup Kitchen: New Lights of Refugee Life // The North-China Daily News. February 13, 1923. P. 5.

51 Rex. Russian Children On The Street // The North-China Herald. July 26, 1924. P. 147.

52 A refugee named Petro Pashkoff. // The North-China Daily News. July 15, 1924.

ворвалась китайская полиция. Окружив здание кордоном, полицейские требовали немедленного закрытия храма, но присутствующему на службе В. Ф. Гроссе удалось убедить их, что собрание в церкви не имело политической повестки53.

Иностранное сообщество встало на сторону православных священников. В газетах стали появляться статьи, напоминавшие о гонениях на религию в СССР и объяснявшие востребованность Богоявленского храма и его работы: «Деятельность подворья в последние годы подтверждает его необходимость. Помимо духовной работы, совместно с Союзом военнослужащих проводятся лекции и занятия для тех, кого революция лишила возможности завершить образование; даются уроки вождения для будущих шоферов; на авеню Фош открыта детская школа-интернат. Благотворительная работа Православного братства при Богоявленском храме заслуживает всяческой поддержки братских христианских объединений»54. Кроме того, в глазах иностранцев регистрация архиепископом Иннокентием земли Православной миссии в американском консульстве служила веским основанием для сохранения прав собственности неприкосновенными55. В результате начальнику миссии архиепископу Иннокентию удалось доказать китайским властям, что законным преемником и владельцем церковного имущества в Китае являлась Российская духовная миссия56.

По мере расселения россиян по разным районам Шанхая, для их нужд стали появляться и другие храмы. В 1922 г. существовали домовые церкви Сибирского и Хабаровского кадетского корпусов, укомплектованные штатными священнослужителями и занимавшие различные временные помещения. В декабре 1924 г. домовая военно-приходская церковь, унаследовавшая церковное имущество отбывших корпусов, открылась в жилом комплексе «Линда террас» на авеню Жоффр во Французской концессии. В 1925 г. при благотворительном приюте С. А. Дитерихс на рю Конти появилась домовая церковь во имя свв. Веры, Надежды и Любови и матери их Софии для питомцев приюта. В декабре 1926 г. заработала Воскресенская домовая церковь на Бродвее, обустроенная инициативной группой под руководством священника С. Бородина57. Тем не менее Богоявленский храм оставался старейшим и единственным специально построенным православным храмом.

В последние дни марта 1927 г. северный район Шанхая Чапей стал площадкой для вооруженных столкновений между армиями националистов (Гоминдан) и местными вооруженными подразделениями. Военные действия на городских улицах и вдоль железной дороги привели к большому количеству разрушений, а население северных окраин в панике побежало в сторону центра Шанхая, защищенного международным статусом. В ожидании усиления беспорядков Чапей был оцеплен и доступ к храму был затруднен. 31 марта по инициативе основателя Русского православного братства доктора Д. И. Казакова храмовое убранство и святыни были перенесены из храма в военную домовую церковь во Французской концессии. Последний кортеж, однако, был задержан китайским военным патрулем и не допущен к храму, причина была сформулирована так: «Вы белые, а белым приказано ничего не отдавать»58.

53 Still they come. Russian refugee population increasing // The North-China Daily News. July 23, 1924. P. 1.

54 Russian Church in China. Confraternity of St. Epiphany and Its Good Work Among Refugees of Shanghai // The North-China Herald. July 26, 1924. P. 137.

55 Soviet Attack On A Church. Russian Mission's Property in Shanghai Never Belonged to Imperial Government // The North-China Daily News. July 24, 1924. P. 1.

56 Поздняев Д., свящ. Российская Духовная миссия в Китае в 1920-1930 гг. // История Российской Духовной миссии в Китае. Сборник статей. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1997. С. 328-361.

57 Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. С. 41-46.

58 Russian Church Seized. High-Handed Action of Cantonese in Chapei // The North-China Herald. April 9, 1927. P. 77.

На следующий день, 1 апреля, войска Гоминдана захватили и долго удерживали ряд миссионерских зданий в Чапее, включая католический монастырь Св. Семейства и православный Богоявленский храм59. Храм был опустошен и осквернен, а духовные лица во главе с епископом Симоном (рис. 5) лишь чудом избежали опасности60. В течение последующего года запертое здание стояло с заколоченными окнами, и судьба его была неясна61. Однако под конец русскому сообществу удалось получить компенсацию от Гоминдана за причиненный ущерб и в феврале 1928 г. начались работы по восстановлению храма62.

Выбор русского населения Шанхая все чаще падал не на север города, а на более защищенные центральные районы — Иностранный сеттльмент и Французскую концессию. Летом 1929 г. русскоязычная пресса рекомендовала эмигрантам перебираться из Чапея в ино-

Рис. 5. Епископ Симон с группой священников у ворот храма. странные сеттльменты ЦАК МДА. и напоминала, что про-

живавшие на китайской

территории должны зарегистрироваться в местных органах полиции63. Архиерейская резиденция тоже перешла во Французскую концессию вместе со всем органом епархиального управления. Перераспределение населения отразилось и на посещении церковных служб. В ноябре 1929 г. на панихиду по россиянам, умершим в изгнании вследствие Октябрьской революции, всего 25 человек явилось в Богоявленский храм в Чапее, в то время как число посетителей временного Архиерейского храма и Свято-Николаевской военно-приходской церкви, расположенных на авеню Жоффр

59 Municipal Gazette News // The North-China Herald. April 23, 1927. P. 177.

60 Жиганов В. Д. Русские в Шанхае... С. 41.

61 Strong A.L. Five Churches in Shanghai // The North-China Herald. November 5, 1927. P. 260.

62 Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. С. 41. Original Russian Orthodox Church. // The North-China Daily News. February 8, 1928.

63 Shanghai Russians. Moving Into Settlement // South China Morning Post. August 26, 1929. P. 12.

Рис. 6. Разрушенный храм Богоявления Господня в 1932 г.

Архив Шанхайской библиотеки. Раздел К264.31.

во Французской концессии, исчислялось сотнями64. Несмотря на уменьшавшийся приход, Богоявленский храм действовал еще несколько лет под руководством настоятеля, священника Мефодия Панина.

Конец работе русского храма в Чапее был положен во время очередного раунда военных действий в черте города. В январе 1932 г., воспользовавшись надуманным предлогом для начала военной агрессии против Китая, японская армия напала на северные районы Шанхая. Богоявленский храм и подворье оказались в самом центре боевых действий. По сообщениям прессы, японские захватчики и обороняющиеся китайцы несколько раз принимали колокольню церкви за обзорную вышку и направляли на нее артиллерийский огонь65. Храм и подворье были практически полностью разрушены: «Церковь была охвачена пожаром с полудня и до полтретьего; пламя вырывалось изо всех окон, пожирая интерьер; уцелели только кирпичные стены. Находящиеся поблизости китайские и иностранные здания тоже оказались сровнены с землей»66 (рис. 6). Все население и духовенство было к тому времени эвакуировано из подворья, а церковные святыни и инвентарь были вывезены в Архиерейскую церковь во Французской концессии. Однако, имущество подворья погибло в огне67. Последним ушел из Богоявленского храма отец Илья Вэнь. Он вынес крест и святыни и покинул опасную зону, чудом избежав ране-ний68. По окончании военных действий Богоявленский храм не восстанавливался и в конце 1934 г. был снесен69.

64 Extract from Intelligence Report, 11/11/29 // Records of the Shanghai Municipal Police, RG263, box M1750, Roll 29.

65 The Russian Orthodox Church in Chapei... // The North-China Daily News. February 2, 1932.

66 Stubborn Resistance in Chapei // The North-China Herald. February 9, 1932. P. 192.

67 Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. С. 41.

68 The Russian Orthodox Church in Chapei.

69 Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. С. 41.

Заключение

Богоявленский храм и миссийское подворье просуществовали почти тридцать лет. Их наиболее значимый вклад в жизнь города заключался прежде всего в поддержке эмигрантского населения как первой волны (1904-1905 гг.), так и второй (с 1918 г.). Разрушение зданий подворья и храма в 1932 г. стали прискорбной потерей как для архитектурного облика города, так и для сохранения памяти о российской диаспоре в Шанхае. История миссийского подворья и Богоявленского храма, изложенная в данной статье, проливает свет на ранние годы российской диаспоры в Шанхае и позволяет проследить динамику ее становления.

Источники и литература

1. Авраамий (Часовников), архим. На реке Янцзы // Известия братства Православной церкви в Китае. 1907. Вып. 42-43.

2. Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. Шанхай: Слово, 1936.

3. Из Шанхая. Письмо китайца катехизатора к русскому брату в монастырь // Известия братства Православной церкви в Китае. 1904. Вып. 4.

4. Иннокентий (Фигуровский), еп. Письмо из Шанхая // Китайский благовестник. 1911. Вып 6. С. 2.

5. Иннокентий (Фигуровский), еп. Поездка преосвященнейшего Иннокентия из Шанхая в Сань-янъ-чжэнь // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 11-12.

6. Иннокентий (Фигуровский), еп. Какой выход из настоящего ужасного и тяжелого положения? // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 2-3.

7. Корреспонденция // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 15-16.

8. О состоянии русской духовной миссии в Китае в 1904 году // Известия братства Православной церкви в Китае. 1906. Вып. 27-28.

9. Поздняев Д., свящ. Российская Духовная миссия в Китае в 1920-1930гг. // История Российской Духовной миссии в Китае. Сборник статей. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1997. С. 328-361.

10. Симон (Виноградов), архим. Отчет о состоянии Шанхайского отделения Духовной миссии за 1916 год // Китайский благовестник. 1917. Вып. 1-2.

11. Симон (Виноградов), иером. О состоянии шанхайского отделения Пекинской духовной миссии за время пребывания там его преосвященнейшего епископа Иннокентия (февраль, март и апрель 1905) // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 9-10.

12. Симон (Виноградов), иером. Отделение Пекинской духовной миссии в Шанхае // Известия братства Православной церкви в Китае. 1904. Вып. 4.

13. Сюннерберг Г.Г. Русские в Шанхае (до революции 1917 года) // Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. Шанхай: Слово, 1936.

14. Хроника церковной жизни // Известия братства Православной церкви в Китае. 1905. Вып. 6-7.

15. Cambridge. Russian Refugees // The North-China Daily News. March 11, 1920.

16. The Census // The North-China Herald. June 27, 1900.

17. The Census // The North-China Herald. December 16, 1910.

18. Dastardly Outrage by Russian Sailors // The North-China Herald. December 16, 1904.

19. Destitute Russian Exiles Here, Hungry And Ragged // The China Press. December 5, 1919.

20. Destitute Russians of Shanghai. Refugees Herded In The Poorest Quarters // The North-China Herald. November 29, 1919.

21. Extract from Intelligence Report, 11/11/29 // Records of the Shanghai Municipal Police, RG263, box M1750, Roll 29. National Archives and Records Administration (NARA).

22. Ezra E.E. Refugees And Their Trades // The North-China Herald. January 31, 1920.

23. Henriot C. et al. The Population of Shanghai (1865-1953). A Sourcebook. Leiden: Brill, 2018.

24. Inspiring Example Of How A Handful Of Penniless Invalids Achieved A Home in Shanghai // The China Press. August 29, 1926.

25. The Movement of the Russian Interned Ships // The North-China Herald. November 17, 1905.

26. Municipal Gazette News // The North-China Herald. April 23, 1927.

27. A Notable Russian Wedding // The North-China Herald. May 19, 1905.

28. Obituary. Monsieur C. W. Kleimenow // The North-China Herald. November 4, 1910.

29. One Who Knows What Poverty Means. Refugees in Shanghai // The North-China Herald. October 12, 1918.

30. Original Russian Orthodox Church. // The North-China Daily News. February 8, 1928.

31. Prayers Are Said For Little Father, Humbled In Death // The China Press. July 26, 1918.

32. A refugee named Petro Pashkoff... // The North-China Daily News. July 15, 1924.

33. Rex. Russian Children On The Street // The North-China Herald. July 26, 1924.

34. Rowdy Russians // The North-China Herald. December 2, 1904.

35. Russian Church in China. Confraternity of St. Epiphany and Its Good Work Among Refugees of Shanghai // The North-China Herald. July 26, 1924.

36. The Russian Church of Shanghai. Its Services and Soup Kitchen: New Lights of Refugee Life // The North-China Daily News. February 13, 1923.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Russian Church Seized. High-Handed Action of Cantonese in Chapei // The North-China Herald. April 9, 1927.

38. Russian Military Union. Splendid Organization Being Starved by Absence of Finances // The North-China Herald. March 5, 1921.

39. The Russian Orthodox Church in Chapei. // The North-China Daily News. February 2, 1932.

40. Russian Refugees. 7,000 In Shanghai // South China Morning Post. March 28, 1924.

41. The Russian Refugees in Shanghai. Interview With Russian Official // The Shanghai Times. April 24, 1919.

42. Russian White Invalids Open Chapei Refuge // The China Press. August 2, 1926.

43. Shanghai Russians. Moving Into Settlement // South China Morning Post. August 26, 1929.

44. A solemn service of intercession. // The China Press. September 1, 1914.

45. Soviet Attack On A Church. Russian Mission's Property in Shanghai Never Belonged to Imperial Government // The North-China Daily News. July 24, 1924.

46. Still they come. Russian refugee population increasing // The North-China Daily News. July 23, 1924.

47. Strong A. L. Five Churches in Shanghai // The North-China Herald. November 5, 1927.

48. Stubborn Resistance in Chapei // The North-China Herald. February 9, 1932.

49. Tragic Death on Woosung Line // The North-China Herald. January 24, 1920.

50. Underworld Of Shanghai: Facts as to Commercialised Vice. Fall Of Russian Refugees. Speeches at Last Night's Meeting // The Shanghai Times. February 8, 1918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.