Научная статья на тему 'Православная община в Ханькоу (1860–1910)'

Православная община в Ханькоу (1860–1910) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская духовная миссия в Пекине / православная община / свя- щенник / миссионер / храм / Китай / Россия / Ханькоу / купцы / русские жители / ки- тайские подданные. / Russian Ecclesiastical Mission in Beijing / orthodox community / priest / missionary / church / China / Russia / Hankou / merchants / Russian settlers / Chinese citizens

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виктория Геннадьевна Шаронова

В статье на примере русской православной общины китайского города Ханькоу исследуются вопросы истории православия в Китае. На первона- чальном этапе эта община состояла из купцов-чаеторговцев и служащих чайных компаний. Расширяя свою коммерческую деятельность и жертвуя свои средства на строительство и содержание храмов, они способствовали укреплению веры среди русского населения. В 1884 г. в Ханькоу на средства российского купечества был построен храм святого благоверного князя Александра Невского, ставший центром Православия в провинции Хубей. Находясь в поездке по Дальнему Вос- току, наследник цесаревич Великий князь Николай Романов в 1891 г. побывал в Ханькоу. Ежедневно посещая храм святого благоверного князя Александра Невского, наследник высоко оценил не только коммерческую, но и духовную деятельность местной православной общины. Полученная в результате перего- воров наследника с китайскими властями территория для образования Русской концессии в Ханькоу способствовала росту численности русских подданных, среди которых появились представители разных профессий. Духовная деятель- ность православной общины Ханькоу повлияла на распространение Православия среди местного населения. Особую роль в этом играли священники-миссионеры, посещавшие отдаленные места провинции Хубей и проповедовавшие христиан- ство среди простых китайцев. История православной общины в Ханькоу является достойным примером духовной деятельности русских людей, находившихся в разлуке с родиной, в далеком Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Orthodox Community in Hankou (1860–1910)

The article examines the history of Orthodoxy in China using the example of the Russian Orthodox community in the Chinese city of Hankou. Initially, this community consisted of tea merchants and employees of tea companies. By expanding their commercial activities and donating their funds for the construction and maintenance of churches, they helped to strengthen the faith among the Russian population. In 1884, in Hankou, at the expense of the Russian merchants, the church of the Holy Blessed Prince Alexander Nevsky was built, which became the center of Orthodoxy in the province of Hubei. While on a trip to the Far East, the Heir to the Throne, Grand Duke Nikolai Romanov, visited Hankou in 1891. Visiting the church of Saint Alexander Nevsky every day, the Heir highly appreciated not only the commercial, but also the spiritual activities of the local Orthodox community. The territory obtained as a result of the Heir’s negotiations with the Chinese authorities for the formation of the Russian concession in Hankou contributed to the growth of the number of Russian subjects, among whom there were representatives of various professions. The spiritual activities of the Hankou Orthodox community influenced the spread of Orthodoxy among the local population. A special role in this was played by missionary priests who visited remote places in the province of Hubei and preached Christianity among ordinary Chinese. The history of the Orthodox community in Hankou is a worthy example of the spiritual activity of the Russian people who were separated from their homeland in distant China.

Текст научной работы на тему «Православная община в Ханькоу (1860–1910)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (5) 2020

В.Г. Шаронова

Православная община в Ханькоу (1860-1910)

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10036

Аннотация: В статье на примере русской православной общины китайского города Ханькоу исследуются вопросы истории православия в Китае. На первоначальном этапе эта община состояла из купцов-чаеторговцев и служащих чайных компаний. Расширяя свою коммерческую деятельность и жертвуя свои средства на строительство и содержание храмов, они способствовали укреплению веры среди русского населения. В 1884 г. в Ханькоу на средства российского купечества был построен храм святого благоверного князя Александра Невского, ставший центром Православия в провинции Хубей. Находясь в поездке по Дальнему Востоку, наследник цесаревич Великий князь Николай Романов в 1891 г. побывал в Ханькоу. Ежедневно посещая храм святого благоверного князя Александра Невского, наследник высоко оценил не только коммерческую, но и духовную деятельность местной православной общины. Полученная в результате переговоров наследника с китайскими властями территория для образования Русской концессии в Ханькоу способствовала росту численности русских подданных, среди которых появились представители разных профессий. Духовная деятельность православной общины Ханькоу повлияла на распространение Православия среди местного населения. Особую роль в этом играли священники-миссионеры, посещавшие отдаленные места провинции Хубей и проповедовавшие христианство среди простых китайцев. История православной общины в Ханькоу является достойным примером духовной деятельности русских людей, находившихся в разлуке с родиной, в далеком Китае.

Ключевые слова: Русская духовная миссия в Пекине, православная община, священник, миссионер, храм, Китай, Россия, Ханькоу, купцы, русские жители, китайские подданные.

Об авторе: Виктория Геннадьевна Шаронова

кандидат исторических наук, ведущий научный Института Дальнего Востока РАН.

E-mail: vsharonova@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4819-8058

Ссылка на статью: Шаронова В.Г. Православная община в Ханькоу (1860-1910) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. №2 (5). С. 151-169.

* Фотографии предоставлены автором. Православие в Китае

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (5) 2020

V. G. Sharonova

The Orthodox Community in Hankou (1860-1910)

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10036

Abstract: The article examines the history of Orthodoxy in China using the example of the Russian Orthodox community in the Chinese city of Hankou. Initially, this community consisted of tea merchants and employees of tea companies. By expanding their commercial activities and donating their funds for the construction and maintenance of churches, they helped to strengthen the faith among the Russian population. In 1884, in Hankou, at the expense of the Russian merchants, the church of the Holy Blessed Prince Alexander Nevsky was built, which became the center of Orthodoxy in the province of Hubei. While on a trip to the Far East, the Heir to the Throne, Grand Duke Nikolai Romanov, visited Hankou in 1891. Visiting the church of Saint Alexander Nevsky every day, the Heir highly appreciated not only the commercial, but also the spiritual activities of the local Orthodox community. The territory obtained as a result of the Heir's negotiations with the Chinese authorities for the formation of the Russian concession in Hankou contributed to the growth of the number of Russian subjects, among whom there were representatives of various professions. The spiritual activities of the Hankou Orthodox community influenced the spread of Orthodoxy among the local population. A special role in this was played by missionary priests who visited remote places in the province of Hubei and preached Christianity among ordinary Chinese. The history of the Orthodox community in Hankou is a worthy example of the spiritual activity of the Russian people who were separated from their homeland in distant China.

Keywords: Russian Ecclesiastical Mission in Beijing, orthodox community, priest, missionary, church, China, Russia, Hankou, merchants, Russian settlers, Chinese citizens.

About the author: Viktoria Gennadevna Sharonova

Candidate of Historical Sciences, Senior Research Fellow at the Institute of Far Eastern Studies

of the Russian Academy of Sciences.

E-mail: vsharonova@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4819-8058

Article link: Sharonova V. G. The Orthodox Community in Hankou (1860-1910). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 2 (5), pp. 151-169.

Китай является стратегическим партнером России по многим направлениям сотрудничества. В октябре 2019 г. наши страны широко отмечали 70-летие установления российско-китайских отношений. В своей поздравительной телеграмме президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал Россию и Китай незаменимыми партнерами друг для друга. Это сотрудничество затрагивает практически все области внешней и внутренней политики, экономики, культуры, науки и образования.

Открытым остается только вопрос отношения китайской стороны к православной вере. Его обсуждение ведется на протяжении нескольких десятилетий и решается очень медленно. На сегодняшний день православные храмы в Китае закрыты и часто используются под различные офисы. Китайские власти объясняют это отсутствием православных верующих среди китайцев. И тут возникает вопрос, откуда они могут появиться, если им не расскажут об истоках Православия и его основных положениях? Узнать об этом китайские граждане могут только из лекций, документальных фильмов и, главное, возможности посещать православные службы, чтобы принять для себя эту религию, как близкую их душе и отношению к Богу. Получается замкнутый круг, который пока с трудом удается разомкнуть, но, тем не менее, определенные успехи в этом были достигнуты.

В 2013 г. состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Китай, в ходе которого он посетил ряд городов, где состоялись его встречи с православными верующими и проводились службы в специально открытых для этого храмах. Автор статьи присутствовала на историческом богослужении, которое состоялось в Шанхае в кафедральном соборе во имя иконы Божьей Матери «Споручницы грешных». Те немногие китайцы, которым удалось попасть внутрь, плакали в течение службы, а по ее окончании сказали, что испытали большое счастье оттого, что оказались в числе присутствующих в соборе. Большое количество шанхайцев собрались и на улице Син лу лу около собора. Они внимательно наблюдали за происходящим, и, когда в момент прибытия Святейшего Патриарха Кирилла раздался колокольный звон, все стоящие на улице были потрясены им, и грянувшим затем пением хора Сретенского монастыря. Местные жители не расходились долгое время, задирая голову вверх, и, смотря на пустую звонницу, обсуждали откуда слышен такой прекрасный колокольный звон. Для многих из них это было первое знакомство с Православием, и оно зародило у них интерес к истории Православия в Китае.

Стоить отметить, что установление крестов на куполах нескольких православных храмов в Харбине и Ханькоу стало большим достижением в деле восстановления их первоначального облика.

Если Харбин исторически называют «русским городом в Китае», то о Ханькоу и населявших его русских подданных известно гораздо меньше, хотя они появились там еще в середине XIX в. Построенный ими в 1884 г. храм во имя святого Александра Невского является не только памятником архитектуры и одним из красивейших зданий современного Ханькоу, но и сохраняется местными жителями с благодарностью в память тех русских людей, которые сыграли в истории города большую роль, сделав его международным центром чайной торговли и одним из крупнейших городов цинского Китая.

Первые русские купцы появились в Ханькоу в конце 1850-х гг., и, как писал в своих воспоминаниях генеральный консул императорской России А. Т. Бельченко, «пионеры наши прибыли сюда в больших сапогах и поддевках и положили начало русскому делу вблизи слияния двух рек, поселившись в разрешенном им месте, за стеной китайского Ханькоу в северной части. То были пытливые русские натуры, не останавливающиеся ни перед какими трудностями для достижения успехов в своих исканиях, лица, не однажды встречающиеся в истории русских экспедиций и открытий на всем протяжении обширной Азии»1.

В 1861 г. А. И. Обориным и Н. А. Ивановым была основана первая русская контора по закупкам чая. Начиная с 1863 г., на юго-востоке провинции Хубэй в округе Синьян

1 Воспоминания А. Т. Бельченко. Рукопись. Готовится к изданию. С. 141.

стали функционировать первые три русские фабрики по производству кирпичного и байхового чая, принадлежавшие купцам И. А. Нерпину, Н. А. Иванову и А. И. Оборину.

Постепенно Ханькоу стал заселяться русскими купцами и служащими чайных компаний. Они арендовали маленькие фабрики у китайцев, а накопив капитал, выкупали их. Для успешного функционирования фабрик на них нанимались русские и китайские служащие, которые проживали как в Ханькоу, так и за городом на чайных плантациях. «Фирмы русских чаеторговцев пополнялись, в основном, служащими из Сибири, народом своенравным и свободолюбивым. Часто заглушали они тоску по родине дешевой китайской водкой и, к ужасу местных жителей, принимались "озоровать". Последствия "озорства", приводящие к громким происшествиям, на следующий день обсуждались ханькоуским обществом и, превращаясь в легенды, доходили до русских властей в Пекине»2.

Растущая колония русских жителей в Ханькоу нуждалась в приезде членов духовной миссии для проведения треб и совершения церковных таинств. Родившиеся дети подолгу оставались некрещенными, поскольку визиты православного духовенства были редкими. В то время православная община состояла, в основном, только из купцов и торговых работников. Даже консульские вопросы были поручены выходцам из этой среды. Кроме чаеторговцев, в Ханькоу также находились русские военные суда с экипажами.

Первоначально, в момент становления дела, владельцы чайных компаний находились в Ханькоу сами. С ними проживали их семьи, которым было нелегко привыкнуть к жаркому и тяжелому климату влажного города. Русские жители проживали на Британской концессии, поскольку там можно было снять небольшой особняк на две семьи, для компаньонов одной фирмы. В конце 1868 г. в Ханькоу было зарегистрированы три русские фирмы. Именно эти чайные компании, образованные после покупки маленьких цехов по переработке чая, выросли в «гигантов» этой индустрии. На протяжении долгого времени изменялись их названия и владельцы, часть служащих открывали свои фирмы, и только по китайскому названию купленной когда-то у китайцев фабрики можно было проследить всю прожитую ими историю. Таким же образом менялся и уклад маленькой русской колонии, со временем получившей собственную концессию и вытеснившей своих основных конкурентов — англичан с ханькоусского рынка. В числе первых чаеторговцев были названный выше Н. А. Иванов, И. Ф. Токмаков, Я. М. и И. М. Молчановы, И. К. и Я. К. Пановы, заложившие основы и правила — главным из которых

Современный вид храма св. блгв. кн. Александра Невского в Ухани (Ханькоу). Фото автора

2 Шаронова В. Г. Русский храм на Янцзы // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 5. С. 157. 154 Вестник Исторического общества № 2 (5), 2020

была вера — проживания в этом далеком от родины крае. Любое дело они начинали с молитвы, постоянно благодаря Господа за то, что он помогает им преодолеть возникающие трудности на пути организации русско-китайской чайной торговли. Они понимали важность налаживания поставок чая в Россию не только в целях развития коммерческих отношений, но и для открытия там чайных, прививая культуру чаепития и ведения неспешных бесед.

Среди главных компаний можно назвать компанию «Иванов, Оборин и К°», «Пятков, Молчанов и К°», «Окулов, Токмаков и К°». В них были представители многочисленного купечества из разных уголков России: Москвы, Казани, Кяхты, Тары и т. д. Представители каждой компании сыграли большую роль в жизни православной общины в Ханькоу.

Николай Алексеевич Иванов, коммерции советник, казанский купец 1-й гильдии был вице-консулом в Ханькоу с 1868 по 1876 гг. Вернувшись в Москву, он возглавил страховое общество «Якорь». Несмотря на отъезд из Китая, он поддерживал с ним тесную связь до своей кончины в 1886 г. В 1869 г. за свои заслуги перед отечеством он был награжден орденом св. Станислава 3-й степени.

Токмаков Иван Федорович, коммерции советник, кяхтинский купец 1-й гильдии, участвовал в первом торговом караване в Китай в 1861 г., став впоследствии совладельцем самой крупной чаеторговой компании.

Кяхтинские купцы 1 гильдии братья Яков Матвеевич и Никита Матвеевич Молчановы происходили из известной московской купеческой семьи, известной своей благотворительностью, и участвовавшей в строительстве церквей. После смерти брата в 1895 г., Никита Матвеевич возглавил компанию, которая со временем стала называться «Молчанов, Печатнов и К°», и постоянно соперничала с компанией И. Ф. Токмакова. За свои заслуги он получил звание коммерции советника, был агентом Добровольного флота в Ханькоу и председателем Правления Ханькоуского Международного клуба.

В конце 1860-х гг. у русского купечества в Ханькоу возникла мысль о необходимости строительства в городе православного храма. Эта идея была поддержана духовной

Кяхтинский купец 1-й гильдии, коммерции советник Иван Федорович Токмаков. Архив И. М. Корнелюк (Москва)

Российский дипломат Павел Андреевич Дмитревский. Архив М. А. Коськовой (Санкт-Петербург)

Епископ Николай (Адоратский)

миссией в Пекине, после чего для осуществления задуманного был объявлен сбор средств по подписному листу. Находящиеся в России купцы-чаеторговцы также приняли участие в сборе денег, жертвуя крупные суммы. Они были заинтересованы в том, чтобы живущие вдали от родины православные жители Ханькоу имели свой храм и возможность посещать богослужения, как и у себя дома в России. Значительные суммы жертвовали на это благородное дело московские и кяхтинские купцы. «Заниматься вопросами устройства храма в Ханькоу было получено Н. А. Иванову, который к тому времени представлял интересы России уже как вице-консул. Он вел переговоры с администрацией британской концессии о покупке участка под строительство храма и вскоре приобрел его на земельном аукционе за собственные деньги. Место было выбрано удачно, оно располагалось напротив британского консульства, недалеко от реки Янцзы. Позже этот участок был им подарен как вклад в общее дело созданию в Ханькоу православного храма»3.

Торговая деятельность русских чаеторговцев Ханькоу набирала обороты. Количество открываемых фабрик в скором времени достигло шести, вместе с ними росло и количество служащих. Учитывая то значение, которое Ханькоу стал играть в расширении русско-китайской чайной торговли, Россия стала нуждаться в профессиональном дипломате в этом регионе. В 1883 г. в Ханькоу был назначен Павел Андреевич Дмитревский, который принял горячее участие как в помощи строительству храма, так и в сплочении русской православной общины.

Общие расходы по возведению храма составили 11608 лан4 58 К фын5, одновременно были построены каменный церковный дом для священника и работников, ограда вокруг церкви и караулка, на что было потрачено еще 9000 лан, которые дополнительно также собрали по подписному листу.

В очерке, посвященном созданию храма, иеромонах Николай (Адоратский), впоследствии епископ, писал: «В 1883 г. через посредство П. П. Боткина были

3 Шаронова В. Г. Русский храм на Янцзы... С. 157.

4 В среднем, один лан (слиток) серебра весил 0,31 г.

5

Фын — китайская монета, 1/100 лана или таэля, равна около 1,86 копейки.

присланы из Москвы дубовый иконостас (работы В. А. Астафьева), прекрасные образа в цинке (М. П. Боткина и его школы)6 и богатая церковная утварь. Священные сосуды с эмалью работы П. А. Овчинникова красовались на московской выставке в 1882 году»7.

Летом 1884 г. храм готов был принять верующих. По единогласному желанию купечества было принято решение освятить его в честь святого благоверного князя Александра Невского. Торжественная церемония, которую провел член Пекинской духовной миссии иеромонах Николай (Адоратский), состоялась 26 апреля 1885 г. Храм поражал своим внешним и внутренним видом иностранцев, а также китайцев, которые с большим интересом заходили в церковный двор и восхищались его красотой, и, особенно, золотым крестом на куполе. Уже тогда у местного населения возник интерес к Православию, его основным положениям и правилам.

Пробыв в Ханькоу около месяца, отец Николай вернулся в Пекин, и православная община стала проводить богослужения мирским чином. Был создан церковный комитет, в который, кроме генерального консула, вошли представители чайного дела, возглавлявшие крупные торговые фирмы.

Незадолго до дня освящения Александро-Невского храма, «представители российских торговых домов "Пятков, Молчанов и К°", "Токмаков, Молотков и К°" и "А. Л. Родионов и К°"8 подписали Соглашение о пожертвовании в фонд церкви на освящение и содержание православной церкви по У2 фына с каждого полуящика покупаемого ими в Ханькоу байхового чая и по У2 фына с каждого полуящика покупаемого ими в Ханькоу и Кьюкианге (Цзюцзяне) на русских фабриках кирпичного чая. Было оговорено, что при изменении названий фирм эти обязательства остаются; вновь открываемые фирмы также должны привлекаться к уплате этого платежа. Финансирование началось сразу после подписания документа в 1884 г.»9. После освящения храма встал вопрос о постоянном священнике в Ханькоу. Однако этот вопрос долго не решался, поэтому из Пекина сюда изредка приезжали члены Российской духовной миссии. Православная община заранее готовилась к их приезду, все расходы по пребыванию долгожданного гостя русское купечество принимало на себя. В 1886 г. Ханькоу вновь посетил полюбившийся русской колонии отец Николай (Адоратский). Родом в Казани, он встретил здесь несколько своих земляков, служивших в чайной компании «Молотков, Токмаков и К°».

6 Возможно, что были подарены иконы из коллекции зятя П. П. Боткина известного художника и коллекционера И. С. Остроухова.

7 Нива. 1887. № 1. С. 20.

8 В дальнейшем, когда эта фирма прекратила свое существование, храм был на содержании упомянутых двух компаний до середины 1920-х годов.

9 Шаронова В.Г. Русский храм на Янцзы. С. 161.

Церковь в Ханькоу. 1886 г. (Нива. 1887. № 1)

В своих письмах в миссию накануне Пасхи он писал: «С 14 марта жил в Ханькоу. Служба идет неотпу-стительно. 26 марта окрестил одного ребенка у служащего фирмы Молчанова, о чем специальным письмо известил о. архимандрита [Амфило-хия] через консульство. Готовлюсь к страстной неделе и Пасхе. Певцы помогают мне по мере сил и усердия. Здесь необходимо иметь двух певцов, которым можно было дать угол в церковном доме и в русской типографии. Нужен бас. Церковный дом готов и теперь просыхает. На Пасху надеюсь перейти в него. Он обошелся в 5000 лан и вышел великолепный, при нем восемь больших комнат. Содержание его, особенно зимой, будет стоить недешево, при нем восемь каминов. Церковь в течение 4-х лет должна уплачивать суммы за тепло в доме, около 2000 лан уже внесены. Меблировка дома уже приобретена на аукционе. В столовой будет стол из красного дерева. Зимой можно жить в одной половине»10.

После Пасхи последовало еще одно письмо: «С помощью Божию я справил благополучно службы страстной и пасхальной недель. Все сошло благоразумно и по чину. Исповедовались и причастились Святых тайн 14 человек, о чем я известил о. архимандрита отношением. Крещен младенец Сергей Кузнецов... Здешнее купечество в благодарность за освящение храма и службы в нем оплачивало мне 200 лан. Дорого яичко к крашеному дню! Иеромонах Николай»11.

После отъезда полюбившегося русской православной общине Ханькоу иеромонаха Николая (Адоратского) из Китая в Ханькоу стали приезжать иеромонах Амфилохий (Шипунов). Однако мечта о постоянном священнике так и не была исполнена.

В 1880-е гг. Ханькоу прибыло новое поколение русских коммерсантов, занявшее места доверенных лиц или управляющих компаний. Прожив в Китае несколько лет, владельцы вернулись в Россию, изредка бывая в Китае во время чайного сезона. Среди них особое место в жизни русского православного общества занимали туринский купец 1-й гильдии Семен Андреевич Чирков и начинающий свою карьеру, впоследствии нарымский купец 1-й гильдии, Семен Васильевич Литвинов. Оба они в разные годы были доверенными лицами компании «Молотков, Токмаков и К°». С. А. Чирков, находившийся в Китае вместе со своей женой Елизаветой Николаевной Чирковой, уроженкой Тюмени, был одним из главных жертвователей на нужды православного общества в Ханькоу.

Увеличилось и количество присутствующих в Ханькоу представителей российских торговых домов. Среди них можно назвать такие фирмы как «Братья Поповы

10 РГБ НИОКР. Ф. 52. Картон 52. Ед. хр. 60. Л. 2.

11 Там же. Л. 7.

Туринский купец 1-й гильдии Семен Андреевич Чирков с женой Елизаветой Николаевной. Архив И. С. Алимовой (Москва)

и К°», «Губкин & Кузнецов и К°», «Братья К&С. Поповы» и др. Колония русских купцов-чаеторговцев росла и крепла, завоевывая всеобщее уважение и авторитет.

Русские коммерсанты в Ханькоу считали своим непременным долгом помогать Церкви и на родине, где они родились или имели свое дело. Также их не оставляли равнодушными потребности в денежных средствах заграничных православных церквей, способствующих укреплению православной веры за границей. Особое внимание они уделяли подобной помощи на Дальнем Востоке, в том числе в Японии, о чем свидетельствуют факты их участия в строительстве храма в Токио.

Вот что писал епископ Николай (Касаткин) генеральному консулу Императорской России в Ханькоу П. А. Дмитревскому 4/16 апреля 1888 г.:

«Высокочтимый Павел Андреевич,

Господь Своим благодатным покровом да осеняет всегда Вас и Ваше милое семейство! Ваше истинно трогательное участие к нынешней нужде миссии превзошло мои лучшие ожидания! Вашему доброму ходатайству перед нашими соотечественниками в Ханькоу миссия обязана получением весьма значительной денежной помощи, которая, вместе с одним пожертвованием, пришедшем из России, дала возможность вновь начать прерванные на долгое время работы в постройке, ныне и идущие весьма деятельно, и имеющие остановиться (если Бог не пошлет еще откуда-либо благовременной помощи) не прежде, как значительно подвинув дело вперед. Примите нижайший поклон и глубокую-глубокую благодарность за эту Вашу помощь миссии, вместе и за Ваше личное пожертвование! <...>.

Если бы Вы и еще кого-либо могли указать, с помощью наших добрых и милых ханькоуских русских, то, пожалуйста, не оставьте сделать это. О. архимандрит Анатолий (Тихай. — В. Ш.) — в восторге от своего пребывания в Ханькоу. Не мало радует и почтенное положение наших русских коммерсантов среди их собратий из других наций. Значит могут же наши русские с честью выступить на широкое всемирное поле, лишь бы дана была им возможность сделать то!

Честь и слава нашей коммерции в Китае! Дай Бог, чтобы поскорее нашлись подражатели ей в других странах, не исключая нашей Японии! <...>.

Вашим покорнейшим слугою и всегдашним богомольцем, начальник Российской духовной миссии в Японии, Николай, епископ Ревельский»12.

В следующем, 1889 году, 31 мая / 12 июня епископ Николай вновь обращается к Дмитревскому:

«Высокоуважаемый Павел Андреевич!

Примите глубочайшую благодарность за Ваши добрые истинно трогательные хлопоты о пожертвовании ханькоуским обществом на построение здешнего храма, равно как и за Ваше личное пожертвование! Самые лучшие мои надежды, когда я перед Пасхой писал к Вам, не простирались далее половины суммы, пожертвованной в прошедшем году, а тут опять такая же сумма, как тогда! Истинно Бог помогает миссии! <...> А вы и все подписавшиеся — достойные орудия Его всеблагопромышления!

Да хранит же Он Вас всех и всегда в своей любви и осыпает Своими щедротами! Вы не поверите, какую радость доставило мне это пожертвование! Ведь это значит большой шаг к окончанию постройки. А как мне хочется, и как нужно — поскорей достигнуть конца, если б Вы знали! <...>.

Примите же еще раз выражение сей благодарности, и прошу Вас передать ее всем, участвовавшим в подписке. А. П. Малыгину, Н. М. Молчанову и Л. Пр. Шеркунову я благодарю их; тем не менее прошу и Вас, выразить им чувство моей признательности за их столь щедрые пожертвования. Прочим подписавшимся доверяю Вашей любезности, когда будете иметь возможность, передать мою искреннейшую благодарность за их пожертвования.

12 Письма Святителя Николая (Касаткина) П. А. Дмитревскому // Сайт Смоленский Собор. URL: http://smolenskiysobor.rU//saint/sviatitely/nikol_jp/pisma.htm (дата обращения: 20.06.2020).

Дом кяхтинского купца Н. М. Молчанова (Британская концессия) во время визита цесаревича Николая Александровича в Ханькоу.

Архив М. А. Коськовой (Санкт-Петербург)

Вашим покорнейшим слугою и всегдашним богомольцем, начальник Российской духовной миссии в Японии, Николай, епископ Ревельский»13.

Эти письма относятся к тому периоду деятельности святителя Николая, когда в самом разгаре были работы по завершению строительства русского православного собора по проекту архитектора М. А. Щурупова на холме Суругадай в г. Токио. Этот собор стал олицетворением того миссионерского подвига, который сумел совершить святитель Николай во многом благодаря активной помощи, оказанной его многочисленными сторонниками и почитателями как в самой России, так и за ее пределами.

В 1891 г. наследник престола цесаревич Николай Александрович во время своего путешествия на Дальний Восток посетил этот новый православный храм. Перед поездкой в Японию он посетил Китай.

6 (18) апреля цесаревич прибыл в Ханькоу с официальным визитом. Его торжественно встречали поверенный в делах миссии К. В. Клейменов и консул П. А. Дмитревский. Вскоре после приезда цесаревич направился со своей свитой на службу в церковь, где при входе его встретил глава Пекинской духовной миссии архимандрит Амфилохий (Лутовинов) со святой водой и крестом14. По описанию Э. Э. Ухтомского, делегация с благоговение зашла на паперть ханькоусской церкви: «Светлый храм с пронизывающими кадильный дым солнечными лучами, и озаренные ими задумчиво-строгие лики на иконостасе, — все живо напоминает родину и наполняет душу сладостно-жгучим ощущением. Хор любителей (Орлов, Масленников, Токмаков, Милютин, Останин, Кандинский) превосходно поет во время Божественной литургии

13 Там же.

14 Из рук Великого князя получил наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. 160 Вестник Исторического общества № 2 (5), 2020

и молебна. Приехавший из столицы вместе с архимандритом длинно-косый христианин-китаец внятно по-своему читает Апостола»15.

После окончания богослужения «цесаревич приложился к кресту. Церковный староста Никита Матвеевич Молчанов поднес ему просфору, с просьбой удостоить его дом посещением и откушать хлеб-соли. Приняв приглашение, августейшие путешественники отправились в смежное церковное здание, где в квартире консула Дмитревского был приготовлен чай. Во время чаепития прозвучали приветственные речи, высказанные компаньоном компании "Токмаков, Молотков и К°" (в Ханькоу, Фучжоу, Тяньцзи-не, Кяхте и Москве), селенгинским купцом Алексеем Петровичем Малыгиным и представителем русских купцов в Северном Китае Алексеем Дмитриевичем Старцевым. Позже в доме Никиты Матвеевича Молчанова состоялся завтрак, во время которого будущий царь беседовал с купцами об их достижениях и проблемах. Были высказаны пожелания о ремонте ханькоусской церкви, которая, простояв более семи лет в тяжелых климатических условиях, стала в нем остро нуждаться. Шла речь и о том, что в условиях развития русской чайной промышленности в данном регионе было бы полезно иметь здесь свою концессию. Все эти вопросы наследник обещал обсудить с наместником Чжан Чжи Дуном. Ремонт церкви также был обещан»16.

Во время своего визита в Ханькоу цесаревич Николай Александрович посетил фабрики по производству чай компаний «Молчанов, Печатнов и К°», «Токмаков, Молотков и К°». Побывал на 25-летнем юбилее фабрики «Синтай», которой владели туринский купец С. А. Чирков и кяхтинские купцы Я. К. и И. К. Пановы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своей известной книге князь Э. Э. Ухтомский, находясь под глубоким впечатлением от достижений русских купцов в Ханькоу, писал: «Наши коммерсанты пользуются в Китае огромным влиянием. Несмотря на свою крайнюю малочисленность и обособленность от отечества, не взирая на грозную конкуренцию иностранных капиталистов и кратковременность серьезного занятия чайным делом, — они шутя сумели отвоевать себе в нем почти первенствующее положение, которое что ни год, должно крепнуть. Китайцы очень любят здешних русских: при взрыве негодования черни против европейского элемента, служащие у них готовы грудью встать за своих хозяев»17.

Ежедневно будущий государь проводил встречи с купцами, во время которых он расспрашивал их о производстве чая, путях его доставки в Россию и конкуренции с иностранными компаниями, а также знакомился с местными обычаями. «Кульминационным событием стала встреча наследника с наместником провинции Чжили — Чжан Чжидуном, во время которой поднимались вопросы русско-китайской

15 Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890-1891: в 3 т., 6 ч. Т. 2. СПб., Лейпциг: Ф.А. Брокгауз, 1895. С. 204.

16 Шаронова В.Г. Русский храм на Янцзы. С. 164.

17 Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества. С. 224.

Серебряное блюдо. Подарок русских купцов цесаревичу Николаю Александровичу во время его визита в Ханькоу. Архив М. А. Коськовой (Санкт-Петербург)

чайной торговли. Наследник озвучил пожелания русских купцов и дал понять, что вопросы двусторонней торговли крайне важны для российской экономики»18.

Спустя несколько дней, напряженных, но очень полезных для российской экономики и деятельности русских купцов в Китае, цесаревич покинул гостеприимный Ханькоу, отправившись в соседний Кьюкианг (Цзяюцзян), где также находились русские фабрики по производству кирпичного чая компаний «Молчанов, Печатнов и К°» и «Молотков, Токмаков и К°». На память о пребывании в чайной столице Китая представители ведущих русских коммерческих компаний преподнесли цесаревичу серебряное блюдо с дарственной надписью, несколько пикулей разнообразного чая высшего сорта, китайские художественные изделия и другие подарки.

Цесаревич выполнил данные купцам обещания: был проведен капитальный ремонт храма, длившийся около года, многие деревянные перекрытия были заменены, вместо них установлены новые, более прочные, а фундамент укреплен камнем.

Второй вопрос касался договоренности о предоставлении России территории в Ханькоу для обустройства Русской концессии, поскольку такие европейские державы, как Великобритания и Франция имели концессии, также велись разговоры о выделении земельных участков для образования Германской и Японской концессий.

Переговоры между Россией и Китаем были проведены успешно, и в «конце мая 1896 г. между китайской и русской стороной было подписано Положение о Русской Концессии в Ханькоу. Императорскую Россию представляли генеральный консул в Тяньцзине статский советник П. А. Дмитревский и Управляющий Императорским консульством в Ханькоу коллежский секретарь П. С. Рождественский, китайскую сторону — уполномоченный великого Дайцинского государства чиновник Цюй, в обязанности которого входили надзор за таможнями и торговыми делами в провинции Хубей. <...> Вся эта земля отдалась в вечную аренду Русскому Правительству, и все дела в ней ведаются Русским консулом. Русская концессия имеет площадь около 26 десятин19»20.

После этого в жизни русской колонии произошли большие перемены. Был образован Общественный совет, который на основании устава управлял новой территорией. С 1897 г. стало активно вестись строительство зданий и пристани, проводилась разметка улиц, высаживались деревья. Многие чаеторговцы покидали старое место жительство — Британскую концессию и переезжали в Русскую.

Произошли изменения и в консульском корпусе. Павел Андреевич Дмитревский был направлен на должность генерального консула в Шанхай, а его место занял опытный дипломат Александр Степанович Вахович, который происходил из семьи священника и много лет проживал в Польше по месту службы отца. Новый консул приступил к работе, принимая горячее участие в Строительном комитете.

В марте 1897 г. российский консул А. С. Вахович приступил к строительству Набережной, получившей название Николаевская. Концессия быстро застраивалась.

Одним из главных пунктов ежегодной сметы Общественного Совета были расходы на содержание и благоустройство новой концессии; был в ней и пункт о расходах на содержание храма и оплату проживания священника и притча.

Еще одна просьба о постоянном священнике, имеющим семью, тоже была исполнена будущим государем. В Ханькоу был направлен член Пекинской духовной миссии священник Николай Шастин, приехавший сюда с женой и дочерью. Он готовил себя для миссионерской деятельности, и до прибытия в Китай служил в храме в Урге, поставив себе задачу расширения православной общины Ханькоу за счет китайского населения.

В 1897 г., благодаря хорошим отношениям между российским консулом А. С. Ва-ховичем и наместником провинции Чжан Чжидуном, российской стороне удалось

18 Шаронова В.Г. Русский храм на Янцзы. С. 165.

19 26 десятин = 2840.6033 соток

20 Шаронова В.Г., Чень К. Русская концессия в Ханькоу // Русское Зарубежье: история и современность / Ред.-сост.: Т. Г. Петрова, В. Г. Шаронова. Вып. 6. М., 2017. С. 157.

Николаевская набережная на Русской концессии в Ханькоу. Открытка

договориться о приобретении в дар для Пекинской духовной миссии большого участка земли в курортной местности Лулин, провинции Цзянси. Одним из условий договора было сохранение на данной территории экстерриториальности России и запрет продажи земельных участков иностранцам. В этой связи территория получила название Русская Долина (Russian Valley)21.

Управляющим этой местностью был назначен священник Николай Шастин, который проживал там в теплое время со своей семьей. Его основная задача заключалась в продаже или сдаче в аренду земельных участков, средства от которых шли в доход духовной миссии в Пекине. Однако количество русских, проживающих в провинции Хубей, было слишком мало, чтобы найти покупателя на всю землю. Несколько семей чаеторговцев выкупили несколько участков и построили там свои летние дачи.

Для того, чтобы отец Николай мог вернуться к своей деятельности в Ханькоу, в Лулин был направлен монах Фавст, а затем его заменил монах Иона. Во время посещения Лулина приезжавшие с инспекционными поездками священнослужители из Пекина селились в доме Якова Кирилловича Панова или Алексея Петровича Малыгина. Оба они были известными людьми в Ханькоу. О братьях Иване и Якове Пановых в современном Ухани (Ханькоу) до сих пор ходят легенды, что они были родственниками русского царя и имели огромное богатство. Очутившись на Русской концессии, вы сразу же услышите эту историю и вам покажут сохранившийся пятиэтажный дом-утюг Пановых, который является памятником архитектуры муниципального значения. На самом деле, братья Пановы были уроженцами г. Троицкосавска, из мещан, и приехали в Ханькоу совсем молодыми людьми — им не было еще и 20-ти лет. Ими была куплена чайная фабрика «Синтай», а затем построена кирпичная фабрика, которая имела огромное значение для строительства Русской концессии. Благодаря своей природной смекалке и упорному труду, кяхтинские купцы Пановы достигли прочного материального положения, а их участие в общественной жизни русской колонии,

21 Данное название сохраняется до сих пор.

Комплекс русских зданий в Лулине. Современный вид. Фото автора

в том числе благотворительность, сыскали им глубокое уважение среди земляков. Оба они долгое время состояли в Общественном совете концессии, а также представляли его интересы на заседаниях городских собраний. В отличии от представителей многочисленной семьи Пановых, селенгинский купец Алексей Петрович Малыгин был одиноким человеком. Его тяжело больной сын жил на родине, а с родными он общался только по переписке.

Описывая свое путешествие в провинцию Цзянси, начальник Русской духовной миссии в Пекине епископ Переславский Иннокентий (Фигуровский) писал в своем путевом дневнике: «Наша дача занимает одно из лучших мест под названием «Лулин». Оно представляет из себя небольшую горную котловину, окруженную со всех сторон горными хребтами, покрытыми богатой растительностью». До перехода во владение миссии эта территория принадлежала буддийскому монастырю. «На северной стороне в полгоры стоит небольшой в 4 комнатки дом с верандой, сложенный из дикого камня и на половину уже пришедший в ветхость, с двумя крошечными надворными постройками для кухни и сторожки... Около дома заметны следы небольшого сада и огорода, в восточной части имеется небольшой прудик и деревянная купальня, это и есть наша миссийская дача. Южная часть почти вся продана под дачи русским чаеторговцам, проживающим в Ханькоу. Трое из них обстроились, но лучше всех обстроена у А. П. М. (Малыгин. — В. Ш.) дача, при которой разбит сад и обсажен деревьями, только что закончен большой двухэтажный дом у Я. К. П. (Панов. — В. Ш.). У русских купцов и миссионеров кроме нашей дачи дома сложены из серого дикого гранита, который тут же добывается на вершине гор, и дома от этого выглядывают очень красивыми и нужно полагать, что такая постройка долговечна, если только камни сложены на прочном цементе, в чем, кажется, приходится усомниться. Добрались мы до своей дачи в половине 10-го вечера, но не остановились у себя дома,

а у гостеприимного А. П. М., который любезно предложил нам свою дачу, зная нашу убогую и требующую неотложного ремонта дачу. На другой день по нашем приезде лил такой дождь, что нельзя было и подумать об осмотре местности и пришлось просидеть дома, но зато в воскресенье, 1 мая, был чудный день и мы все время провели в осмотре границ наших владений»22.

Во время пребывания начальника духовной миссии епископа Иннокентия в гостях у А. П. Малыгина последний озвучил свое желание преподнести миссии подарок в виде купчей на большой участок земли для устройства на нем санатория для китайцев, страдающих от проказы. На участке уже был построен дом для проживания и проведены необходимые коммуникации, оборудованы специальные помещения.

После посещения горной местности Лулин, владыка Иннокентий прибыл на несколько дней в г. Ханькоу для посещения православной церкви и встречи с православными верующими.

Священник Николай Шастин, уроженец Забайкалья, хорошо знавший разговорный китайский язык, приехал в Китай с целью заниматься миссионерством. Благодаря его успешной деятельности, жители китайского селения Фынкоу (150 км от Ханькоу по реке Янцзы) пожелали принять Православие, позже там была открыта школа. Выкраивая время для своих дальних от города поездок, отец Николай объехал несколько небольших местечек и деревушек, рассказывая местному населению о православной вере. Его мечта, чтобы православная община Ханькоу состояла не только из российских подданных, но и из китайцев, постепенно воплощалась в реальность. Позже в этих местах были открыты молитвенные дома и школы. Однако во время боксерского восстания многие православные китайцы пострадали, а часть из них спаслась бегством в Ханькоу, затем направившись в Шанхай.

Пережитая трагедия, а также болезнь жены вынудили отца Николая запросить отпуск, который был ему предоставлен по решению Святейшего Синода. Примерно через год, после его возвращения в Китай, он был переведен из Ханькоу в Пекин для преподавания в школах миссии и помощи в работе типографии по изданию «Трудов членов Пекинской духовной миссии». Спустя несколько месяцев он уехал на станцию Цицикар КВЖД в новый храм св. Петра и Павла, где прослужил несколько лет до принятия им решения снять с себя сан. В Ханькоу он вернулся уже с новой семьей в качестве эмигранта-беженца после Октябрьской революции.

Не перенес тягостных страданий от бесконечных неприятностей, связанных со строительством Русской концессии, и возникающими в связи с этим территориальными спорами с ее европейскими соседями, и консул А. С. Вахович. Летом 1901 г. он заболел, прося отпуска, чтобы выехать на родину для поправки здоровья, но окончательно слег, и в помощь ему был направлен молодой дипломат А. Т. Бель-ченко. Разбираясь в консульских делах и бумагах, Андрей Терентьевич находил время для участия в Общественном совете, активно вникая в его дела. Он сразу полюбился членам русской колонии и в будущем это сыграло положительную роль в его карьере.

В ночь на 12 февраля 1902 г. консул А. С. Вахович скончался. Его похороны отличались «необыкновенной торжественностью, присутствием на погребальной службе в нашей церкви в полной парадной форме иностранных консулов и командиров иностранных подводных лодок в порту и затем шествием всех на иностранное клад-бище»23. В память о нем одну из улиц Русской концессии назвали улицей Ваховича.

На должность настоятеля церкви св. Александра Невского в Ханькоу был переведен из церкви в г. Дальнем Квантунской области священник Ксенофонт Кон-дратский. Он также преподавал в русской школе Закон Божий. Однако отношения между отцом Ксенофонтом и местной русской диаспорой не сложились. Его считали странным, «не в себе», т. к. свободное от службы время он посвящал созданию

22 С. С. Поездка. Его Преосвященства, Преосвященнейшего Иннокентия из Шанхая в Лулин близ Киукиана (Путевой дневник). (Окончание) // Известия Братства Православной Церкви в Китае. 1905. Вып. 19-20. С. 10.

23 Воспоминания А.Т. Бельченко... С. 145.

летательной машины, выпрашивая у прихожан деньги на покупку деталей для ее постройки. Священник решил вернуться в г. Дальний, подал прошение, но оно было отклонено. За его «чудачества» он был отстранен от ведения службы в Китае и получил предписание вернуться обратно в Россию24.

Произошли и изменения в Российском императорском консульстве, куда в качестве консула был направлен известный дипломат А. Н. Островерхов.

В непростые годы русско-японской войны русская православная община активно помогала своими пожертвованиями и поставками чая в Порт-Артур. В это время она обрела нового настоятеля своего храма. Резолюцией епископа Иннокентия от 13 апреля 1905 г. член духовной миссии иеромонах Симон был назначен для заведывания церковными делами в Ханькоу, впредь до назначения туда постоянного священника. Заведывание Шанхайским отделением духовной миссии в отсутствие отца Симона поручено было послушнику миссии Иоанну Чопову25.

Помогал временному настоятелю назначенный в 1904 г. псаломщик, также член духовной миссии в Пекине Александр Гертович. Ранее он занимал должности секретаря Совета братства Православной церкви в Китае и редактора «Известий Православного Братства». Это был очень скромный и хорошо образованный человек, которого тепло приняли в православной общине Ханькоу. Через несколько лет его место занял другой псаломщик из миссии, а Александр Федорович в течение многих лет служил секретарем Русского клуба и пользовался большим авторитетом у всех жителей русской колонии.

Несмотря на все трудности, преследовавшие русских ханькоусцев в начале XX в., и благодаря их труду и усилиям Русская концессия в Ханькоу преобразилась. Было построено много красивых и «высотных» по тем временам зданий, среди которых особо выделялся особняк Русско-Азиатского банка. Также выделялось новое здание Муниципального совета, в котором были сосредоточены административные и общественные организации. Для успешного ведения коммерческих дел открылась Русская торговая палата. Общественный порядок на концессии поддерживался полицией и охранной стражей; работала почтовая контора, была создана пожарная охрана.

Особое внимание уделялось вопросам образования и торговому делу русского и китайского населения, для чего были открыты две школы: русская и русско-китайская. Все это привело к приросту русского населения в Ханькоу, и переезду сюда из России квалифицированных специалистов, готовых жить и работать вдали от родины.

24 РГИА. Ф. 796. Оп. 185. Д. 5779. Л. 8.

25 Хроника церковной жизни. Официальный отдел // Известия Братства Православной Церкви в Китае. 1905. Вып. 6-7. С. 39.

Епископ Симон (Виноградов)

Прошедшая Русско-японская

война, закончившаяся поражением России, болью отозвалась в сердцах жителей русского Ханькоу. На «долечивание» в горное место Лулин приезжали участники боевых действий, которые были госпитализированы в Шанхае. Их пребывание полностью ложилось на плечи чаеторговцев, которые не жалели средств, чтобы помочь бывшим военнослужащим побыстрее выздороветь. Духовные беседы, в которых так нуждались раненые, с ними проводили священник и притч храма. Часть военнослужащих оставалась в Ханькоу, найдя себе подходящую работу, в том числе, в охране.

Во время проведения воскресных служб в храме, из-за большого количества молящихся, был введен новый порядок нахождения внутри помещения разных групп населения. Так, купцы, за счет которых храм продолжал содержаться, стояли недалеко от алтаря и первыми шли к причастию после детей.

Иеромонах Симон (Виноградов) с трудом совмещал обязанности руководства паствой в Ханькоу и церковными делами в Шанхае. В первом номере «Китайского Благовестника»

за 1908 г. появилась следующая заметка о должности священника в самостоятельной приходской церкви в Ханькоу, с окладом 3.000 руб.: «Сюда требуется семейный священник с высшим образованием, умеющий поладить с обществом русских коммерсантов. Церковный дом с приличной обстановкой к его услугам. В Ханькоу имеются иностранные училища для воспитания детей и все удобства жизни европейского центра»26.

В скором времени в Ханькоу был назначен семейный священник Адриан Турчин-ский, обладавший всеми теми качествами, которые были необходимы для его успешной деятельности. Он был тепло принят членами православной общины, количество которой составляло почти 600 человек.

Здание Муниципального Совета Русской концессии в Ханькоу. Открытка

1910 год стал завершающим в этапе становления православной общины в Ханькоу. Начиная с 1861 г., ею был пройден нелегкий период адаптации в маленьком китайском городе, который со временем — благодаря также его русским жителям — превратился в крупный экономический и торговый центр. Построенный в 1884 г. на средства российского купечества храм во имя святого благоверного князя Александра Невского стал одной из главных святынь Православия в Китае. В соседнем Лулине, в Русской долине, на территории Российской духовной миссии был построен дачный поселок, в который в жаркие летние дни переносились воскресные службы

26 По поводу отчета о деятельности Пекинской Духовной Миссии в прошлом году // Китайский Благовестник. 1908. Вып. 9-10. С. 5.

Оставленные автором букет и иконка во время посещения храма Александра Невского. Ухань. 2019 г. Фото автора

для проживающих там русских верующих. По всей провинции, в небольших местечках и городках, таких, как Фынкоу, Юаньцзя-коу и др. были построены молитвенные дома и школы для местных православных китайцев. Почти за сорок лет, с момента появления на берегах Янцзы первых русских поселенцев в этих местах, православие заняло свою достойную роль среди других христианских религий в международном Ханькоу.

Источники и литература

1. Воспоминания А. Т. Бельченко. Рукопись. Готовится к изданию.

2. Нива. 1887. № 1.

3. Письма Святителя Николая (Касаткина) П. А. Дмитревскому // Сайт Смоленский Собор. URL: http://smolenskiysobor.rU//saint/sviatitely/nikol_jp/pisma.htm (дата обращения: 20.06.2020).

4. По поводу отчета о деятельности Пекинской Духовной Миссии в прошлом году // Китайский Благовестник. 1908. Вып. 9-10. С. 4-6.

5. РГБ (Российская государственная библиотека) НИОКР (Отдел рукописей). Ф. 52. Картон 52. Ед. хр. 60.

6. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 796. Оп. 185. Д. 5779.

7. С. С. Поездка. Его Преосвященства, Преосвященнейшего Иннокентия из Шанхая в Лулин близ Киукиана (Путевой дневник). (Окончание) // Известия Братства Православной Церкви в Китае. 1905. Вып. 19-20. С. 9-10.

8. Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890-1891: в 3 т., 6 ч. / Авт.-изд. Э.Э. Ухтомский; ил. Н.Н. Каразина. Т. 2. СПб., Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1895.

9. Хроника церковной жизни. Официальный отдел // Известия Братства Православной Церкви в Китае. 1905. Вып. 6-7. С. 38-39.

10. ШароноваВ. Г.Русский храм на Янцзы // Проблемы Дальнего Востока. 2018. №5. С. 155-166; №6. С. 163-172.

11. Шаронова В.Г., Чень К. Русская концессия в Ханькоу // Русское Зарубежье: история и современность / Ред.-сост.: Т. Г. Петрова, В. Г. Шаронова. Вып. 6. М., 2017. С. 153-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.