Научная статья на тему 'возрождённая из пепла.
альбом Пекинской духовной миссии
из архива барона Ф. р. остен-Сакена'

возрождённая из пепла. альбом Пекинской духовной миссии из архива барона Ф. р. остен-Сакена Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
307
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская духовная миссия в Пекине / ихэтуань / подворье Рос- сийской духовной миссии / альбом / Пекин / Китай / отделении Пекинской духовной миссии в Шанхае / митрополит Иннокентий (Фигуровский) / митрополит Антоний (Вадковский) / архимандрит Авраамий (Часовников) / барон Ф. Р. Остен-Сакен / Russian Ecclesiastical Mission in Beijing / Boxer Rebellion / metochion of the Russian Ecclesiastical Mission / Album / Beijing / China / department of the Beijing Ecclesiastical Mission in Shanghai / Metropolitan Innocent (Figurovsky) / Metropolitan Anthony (Vadkovsky) / Archimandrite Avraamy (Chasovnikov) / Baron F. R. Osten-Sacken

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрей Михайлович Куликов

В данном разделе специального выпуска «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии», посвященного истории Православия на Дальнем Востоке, публикуются фотографии — некоторые впер- вые — из альбома «Русская духовная миссия. 1904 г. Пекин». В настоящее время этот альбом хранится в Российском государственном историческом архиве древ- них актов в фонде барона Фёдора Романовича Остен-Сакена (РГАДА. Ф. 1385. Оп. 1. Ед. хр. 1943). Предполагается, что подобный альбом существовал не в един- ственном экземпляре. Скорее всего, альбомы рассылались в дар различным персонам, принимавшим живое участие в делах Российской духовной миссии в Пекине. Уникальность альбома заключается в том, что в нем запечатлены фотографии недавно построенных зданий духовной миссии в Китае. Прежние строения северного подворья миссии, как известно, были уничтожены в 1900 г. во время восстания ихэтуаней. Новые же здания были отстроены трудами и уси- лиями начальника миссии епископа, впоследствии митрополита Иннокентия (Фигуровского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restored from Ashes. The Album of the Beijing Ecclesiastic Mission from the Archive of Baron F. R. Osten-Sacken

In this section of the special issue of the Bulletin of the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy dedicated to the history of Orthodoxy in the Far East, photographs are published – some of them for the first time – from the album “Russian Ecclesiastical Mission. Beijing, 1904”. At present, this album is kept in the Russian State Historical Archive of Ancient Documents in the collection of Baron Fyodor Romanovich Osten-Sacken (RGADA. Coll. 1385. Box 1. Item 1943). It is assumed that such an album exists in more than one copy. Most likely, the albums were sent as gifts to various persons who took an active part in the affairs of the Russian Ecclesiastical Mission in Beijing. The album is unique in that it contains photographs of newly built ecclesiastical mission buildings in China. The former buildings of the northern courtyard of the mission, as is known, were destroyed in 1900 during the Boxer Rebellion. The new buildings were rebuilt through the efforts of the head of the mission, Bishop (later metropolitan) Innocent (Figurovsky).

Текст научной работы на тему «возрождённая из пепла. альбом Пекинской духовной миссии из архива барона Ф. р. остен-Сакена»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (5) 2020

А. М. Куликов

Возрождённая из пепла. Альбом Пекинской духовной миссии из архива барона Ф. Р. Остен-Сакена

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10043

Аннотация: В данном разделе специального выпуска «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии», посвященного истории Православия на Дальнем Востоке, публикуются фотографии — некоторые впервые — из альбома «Русская духовная миссия. 1904 г. Пекин». В настоящее время этот альбом хранится в Российском государственном историческом архиве древних актов в фонде барона Фёдора Романовича Остен-Сакена (РГАДА. Ф. 1385. Оп. 1. Ед. хр. 1943). Предполагается, что подобный альбом существовал не в единственном экземпляре. Скорее всего, альбомы рассылались в дар различным персонам, принимавшим живое участие в делах Российской духовной миссии в Пекине. Уникальность альбома заключается в том, что в нем запечатлены фотографии недавно построенных зданий духовной миссии в Китае. Прежние строения северного подворья миссии, как известно, были уничтожены в 1900 г. во время восстания ихэтуаней. Новые же здания были отстроены трудами и усилиями начальника миссии епископа, впоследствии митрополита Иннокентия (Фигуровского).

Ключевые слова: Российская духовная миссия в Пекине, ихэтуань, подворье Российской духовной миссии, альбом, Пекин, Китай, отделении Пекинской духовной миссии в Шанхае, митрополит Иннокентий (Фигуровский), митрополит Антоний (Вадковский), архимандрит Авраамий (Часовников), барон Ф. Р. Остен-Сакен.

Об авторе: Андрей Михайлович Куликов

Кандидат исторических наук, доцент Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; научный сотрудник Отдела Китая Института востоковедения РАН; преподаватель кафедры региональных проблем мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова; преподаватель Института Конфуция МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: bilis@inbox.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9317-7432

Ссылка на статью: Куликов А. М. Возрождённая из пепла. Альбом Пекинской духовной миссии из архива барона Ф. Р. Остен-Сакена // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 268-282.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (5) 2020

A. M. Kulikov

Restored from Ashes. The Album of the Beijing Ecclesiastic Mission from the Archive of Baron F. R. Osten-Sacken

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10043

Abstract: In this section of the special issue of the Bulletin of the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy dedicated to the history of Orthodoxy in the Far East, photographs are published - some of them for the first time - from the album "Russian Ecclesiastical Mission. Beijing, 1904". At present, this album is kept in the Russian State Historical Archive of Ancient Documents in the collection of Baron Fyodor Romanovich Osten-Sacken (RGADA. Coll. 1385. Box 1. Item 1943). It is assumed that such an album exists in more than one copy. Most likely, the albums were sent as gifts to various persons who took an active part in the affairs of the Russian Ecclesiastical Mission in Beijing. The album is unique in that it contains photographs of newly built ecclesiastical mission buildings in China. The former buildings of the northern courtyard of the mission, as is known, were destroyed in 1900 during the Boxer Rebellion. The new buildings were rebuilt through the efforts of the head of the mission, Bishop (later metropolitan) Innocent (Figurovsky).

Keywords: Russian Ecclesiastical Mission in Beijing, Boxer Rebellion, metochion of the Russian Ecclesiastical Mission, Album, Beijing, China, department of the Beijing Ecclesiastical Mission in Shanghai, Metropolitan Innocent (Figurovsky), Metropolitan Anthony (Vadkovsky), Archimandrite Avraamy (Chasovnikov), Baron F. R. Osten-Sacken.

About the author: Andrey Mikhailovich Kulikov

Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor at the Department of Languages of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Research Fellow of the China Department at the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Lecturer at the Department of Regional Problems in World Politics at Moscow State University, Lecturer at the Confucius Institute of Moscow State University. E-mail: bilis@inbox.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9317-7432

Article link: Kulikov A. M. Restored from Ashes. The Album of the Beijing Ecclesiastic Mission from the Archive of Baron F. R. Osten-Sacken. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 2 (5), pp. 268-282.

Фотоматериалов, запечатлевших историю и быт Российской духовной миссии в Пекине (РДМ), опубликовано немного. Нередко одни и те же фото «кочуют» из одного издания в другое. Тем не менее, старинных фотографий РДМ, сохранившихся в архивах различных персон и учреждений, связанных с миссией, значительно больше, поэтому поиск их и публикация является весьма актуальной задачей для исследователей РДМ.

Величайшей трагедией в истории миссии стало уничтожение в 1900 г. северного подворья РДМ (Бэй-гуань Л-Ц), где стараниями ихэтуаней1 погибло всё движимое и недвижимое имущество миссии. В пламени пожарища сгинула не только бесценная библиотека с редкими изданиями, но и ценнейшие архивные материалы. Двести двадцать два китайца из числа православной общины Пекина приняли от рук ихэтуаней мученическую смерть, за что впоследствии были причислены к лику святых.

Драматические события пришлись на период управления ХУШ-й РДМ (1896-1931) архимандритом Иннокентием (Фигуровским)2. Отцу Иннокентию было суждено стать первым православным епископом в Пекине, трудами которого старинное православное подворье буквально возродилось из пепла.

Долго тянулся процесс согласований и поиска средств на строительство и восстановление. В июле 1901 г. архимандрит Иннокентий вернулся в Петербург. В столице шли разговоры об окончательном закрытии пекинской миссии и переводе её в г. Далянь но митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский)3 насто-

ял на сохранении миссии на прежнем месте. 3 июня 1902 г. в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры состоялась хиротония отца Иннокентия во епископа.

Обложка фотоальбома

1 Ихэтуань (кит. А^Й «Отряды гармонии и справедливости») — китайское народное движение, боровшееся против иностранного вмешательства в жизнь цинского Китая. Действовало в 1898-1901 гг. Было подавлено объединёнными войсками восьми держав: Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Италии, России, США, Франции и Японии.

2 Митрополит Иннокентий (в миру — Иван Аполлонович Фигуровский) (22.02(6.03).1863 — 28.06.1931). Родился в Енисейской губернии (совр. Красноярский край), в селе Пановское (совр. Паново). В 1878 г. окончил Красноярское духовное училище. Затем учился в Томской духовной семинарии. В 1890 г., во время учёбы в Санкт-Петербургской духовной академии, принял монашество. В 1892 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища. С 1894 по 1895 гг. — ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1896 по 1931 гг. — глава XVIII РДМ в Пекине. С 1902 по 1918 гг. — епископ Переяславский, викарий Владимирской епархии. В 1920 г. встречал в Пекине тела Алапаевских мучеников и вёл переговоры об их погребении на территории РДМ. С 1921 г. — архиепископ Пекинский и Китайский. С 1928 г. — митрополит Пекинский и Китайский. Умер в Пекине и был похоронен в храме Всех Святых Мучеников в Пекине (разрушен в 1957 г.). Сочинение: Полный китайско-русский словарь, составленный по словарям архимандрита Палладия (П. С. Попова) и другим, под редакцией епископа Иннокентия. В двух томах. Пекин, 1909.

3 Антоний (в миру — Александр Васильевич Вадковский) (3(15).09.1846 — 2(15).11.1912) — с 1898 по 1912 гг. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Образование получил в Тамбовском духовном училище, Тамбовской духовной семинарии и Казанской духовной академии. В 18871892 гг. — ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

В Пекин владыка вернулся с братией в составе 34 человек. Почти сразу же приступили к строительным работам.

По русско-китайскому договору от 18 июня 1901 г. миссия получала компенсации от цинского правительства за потери, понесённые ею в 1900 г. Крупные пожертвования на восстановление подворья собирались в Москве и других российских городах. В итоге новая территория пекинского подворья увеличилась до 224 му (около 15 га), а для обеспечения работ строительными материалами рядом с Пекином был приобретён кирпичный завод, на котором ежедневно трудилось от 500 до 1000 работников. На территории Северного подворья вновь были выстроены типография, библиотека и целый ряд мастерских.

В 1902 г. РДМ приобрела участок земли в Шанхае, где в 1903-1904гг. возвели Богоявленскую церковь, открытую 2 февраля 1905 г.4 Рядом с церковью располагался двухэтажный дом и школа.

В период бурных перемен в жизни РДМ епископ Иннокентий активно переписывался с Петербургом. В числе корреспондентов владыки состоял действительный тайный советник, член Совета Министерства иностранных дел, барон Фёдор Романович Остен-Сакен5, бывавший до этого в Китае и имевший обширные знакомства среди православных миссионеров на Дальнем Востоке.

В фонде Остен-Сакена в Российском архиве древних актов (РГАДА) сохранился уникальный альбом 1904 г. с фотографиями недавно построенных зданий РДМ. Вместе с альбомом в фонде хранятся письма, приоткрывающие обстоятельства пересылки фотоальбома в Петербург.

Епископ Иннокентий писал барону: «Почтительнейше препровождаю альбом восстановленных зданий Пекинской Духовной Миссии. В этот альбом не вошли еще неоконченные здания: 1) Церковь Св. Мучеников6; 2) Церковь прп. Серафима Саровского на русском кладбище7 и 3) Корпус для помещения женской общины. Снимки с означенных зданий будут высланы немедленно по окончании работ»8. Письмо это было получено Остен-Сакеном 29 мая 1904 г., о чём в левом верхнем углу документа имеется соответствующая пометка.

20 июля 1904 г. один из сотрудников XVIII РДМ, архимандрит Авраамий9 отправил Остен-Сакену письмо с фотографией шанхайского подворья РДМ: «По распоряжению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Иннокентия, Епископа Переславского,

4 Храм был уничтожен в 1932 г. во время т. н. Первого шанхайского сражения между Японией и Китаем. В 1933 г. началось строительство нового храма, который, по некоторым сведениям, был уничтожен в годы Культурной революции (1966-1976).

5 Фёдор Романович Остен-Сакен (1832 — 19.04(02.05)1916) — дипломат, учёный и государственный деятель. В 1852 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Работал в Азиатском Департаменте МИД. В 1858 г. принимал участие в Тяньцзиньских переговорах в Китае. В 1865 г. избран секретарём Императорского Русского Географического общества. В 1870-1897гг. исполнял обязанности директора Департамента внутренних сношений МИД; с декабря 1889 г. — почётный член Российской Академии наук. Умер в Петрограде, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище (могила не сохранилась).

6 Храм Всех Святых Мучеников — разрушен в 1957 г. Существует версия, что останки китайских мучеников и прочие захоронения успели перенести на русское кладбище (см. ниже).

7 Освящена в 1906 г. Именно в неё в 1920 г. были перевезены останки Алапаевских мучеников. Дальнейшая их судьба не ясна. В 1987 г. храм и кладбище были разрушены.

8 РГАДА. Ф. 1385. Оп. 1. Ед. хр. 1943. Альбом фотографий Русской духовной миссии в Пекине, присланный Ф.Р. Остен-Сакену. 1904 г. 19 л.

9 Архимандрит Авраамий (в миру — Василий Васильевич Часовников) (1864-1918) — историк Российской духовной миссии в Пекине. Родился в семье священника из Донской епархии. Окончил Новочеркасское духовное училище. В 1888 г. окончил Академию художеств. С 1888 по 1896 гг. преподавал в Новочеркасском атаманском техническом училище. В 1896 г. поступил на миссионерские курсы Казанской духовной семинарии. 15 сентября 1897 г. принял монашество с именем Авраамия. 15 июня 1898 г. зачислен в состав XVIII РДМ. В июне 1902 г. возведён в сан архимандрита. Редактировал журнал «Китайский благовестник», издававшийся в Пекине с 1907 г. В последние годы жизни занимался подготовкой «Краткой истории» РДМ (Подробнее

честь имею представить Вашему Сиятельству фотографический снимок с зданий Отделения Пекинской Духовной Миссии в Шанхае»10.

Нам неизвестны имя фотографа, снимавшего виды для альбома, возможно, это был кто-то из братии. Что касается переплёта альбома, то он, вероятнее всего, был сделан Китае, в одной из мастерских РДМ. Об этом можно судить по машинописному письму, направленному 29 мая 1904 г. Остен-Сакену из канцелярии митрополита Антония: «От Преосвященного Иннокентия, Епископа Переславского, получена на мое имя посылка из Пекина, за № 81, по вскрытии которой оказался альбом фотографических видов зданий нашей Духовной Миссии в Китае, с препровожденною бумагою на имя Вашего Высокопревосходительства. В виду сего присланный альбом и имею честь препроводить к Вам. Призывая на Вас Божие благословение, имею честь быть с истинным к Вам почтением и совершенною преданностию»11.

На переплёте фотоальбома указано: «Русская духовная миссия. 1904 г. Пекин. Ф. Остен-Сакен»12. Всего в альбоме пятнадцать фотографий, каждая из которых имеет соответствующую подпись: 1. Вид Успенской церкви13 с Ю.-З. стороны; 2. Иконостас Успенской трапезной церкви; 3. Вид Успенской церкви с Ю.-В. стороны; 4. Архиерейский дом с В. стороны14; 615. Училищный дворик; 5. Аптека и приёмный покой; 8. Братский корпус16; 7. Библиотека17; 11. Колокольня на Св. воротах18; 12. Вид I-го двора; 10. Угловая башня городской стены; 9. Метеорологическая станция; 13. Вид на Бэй-гуань и озеро; 14. Школьный дворик (зимой); 15. Фасад Архиерейского дома19.

см.: Александров Б.Г. От составителя // Бэй-гуань: Краткая история Российской духовной миссии в Китае / Сост. Б. Г. Александров. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006. С. 6-7).

10 РГАДА. Ф. 1385. Оп. 1. Ед. хр. 1381. Л. 1.

11 РГАДА. Ф. 1385. Оп. 1. Ед. хр. 1943. Л. 21.

12 Слова «Ф. Остен-Сакен» дописаны ручкой.

13 Успенская церковь построена в 1902-1903гг. в память о первом пекинском Успенском храме, освящённом в 1732 г. В 1957 г. церковь была переоборудована в гараж советского посольства. В 2008-2009 гг. велись восстановительные работы. 13 октября 2009 г. повторно освящена и возвращена верующим.

14 Дом сохранился до наших дней. Изначально — дворец, имевший название «Сы-ван-фу» («таХ/Й-» «Резиденция четвёртого князя») или «Сы-е-фу» (точные знаки неизвестны). В литературе часто называется «Красная фанза» (от кит. фан-цзы %"?", дом). По некоторым сведениям, в период Мин (1368-1644) на этом месте находились могилы малолетних отпрысков императорской фамилии, а само место называлось «Сы-ван-фу» («АХЛ"» «Резиденция умерших князей»). В литературе можно встретить информацию о принадлежности дворца 4-му князю Ли-дуан-ци-вану (См.: ГорбачевБ.Н., МанаковаТ.Б. Возрождение святыни. Успенский храм на территории российского посольства в Пекине. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2013. С. 60).

15 По неизвестным нам причинам в альбоме нарушена нумерация фотографий: после фото № 4 идёт фотография № 6, затем № 5, № 8, №7, №11, № 12, № 10, № 9, № 13, № 14, № 15.

16 По некоторым данным, в советский период братский корпус был превращён в хозблок, где в разное время размещались гостиничные комнаты, медпункт, библиотека и другие службы (См.: Горбачев Б.Н., Манакова Т.Б. Возрождение святыни... С. 162).

17 Сохранилась до наших дней. Ныне — одно из крыльев Российского консульства в Пекине.

18 Уничтожена в 1956 г.

19 Фотография № 2 опубликована в издании: Бэй-гуань: Краткая история Российской духовной миссии в Китае. С. 88-89. Подпись: «Бэй-гуань. Внутренний вид Успенской церкви. Ныне гараж посольства РФ в КНР».

Фото №1, 2, 3, 12 опубликованы в издании: Горбачев Б.Н., Манакова Т. Б. Возрождение святыни. С.96-97. Подписи к фотографиям несколько отличаются от альбома Остен-Сакена: №1. «Успенский храм (с западной стороны). Старая фотография». № 2. «Внутреннее убранство Успенского храма. Старые фотографии». № 3. «Успенский храм (вид с восточной стороны). Старая фотография». № 12. «Территория миссии. Слева за деревом виден Успенский храм. Прямо в конце аллеи — домовый храм во имя святителя Иннокентия Иркутского (Красная Фанза)».

Вид Успенской церкви с юго-западной стороны

Иконостас Успенской трапезной церкви

Вид Успенской церкви с юго-восточной стороны

Архиерейский дом с восточной стороны 274 Вестник Исторического общества № 2 (5), 2020

Училищный дворик

Метеорологическая станция

Угловая башня городской стены Фотоальбом 277

Колокольня на Св. воротах

Вид первого двора

Вид на Бэй-гуань и озеро

Школьный дворик (зимой)

Фасад Архиерейского дома

По всей видимости, подобный альбом существовал не в единственном экземпляре — об этом говорит рукописная подпись «Ф. Остен-Сакен», сделанная на переплёте. Вероятно, альбомы рассылались в дар различным персонам, принимавшим живое участие в делах РДМ. Вопрос о составе фотографий и их очерёдности в альбомах требует дополнительных изысканий.

Что касается письма архимандрита Авраамия, то в него, очевидно, была вложена фотография шанхайского храма, на обороте которой значилось: «Школа, дом и церковь Пекинской Духовной Миссии в Шанхае, 1904 г. апрель». Эта фотография была найдена нами в том же альбоме. В этот момент церковь в Шанхае достраивалась, — на фото видны многочисленные лестницы.

Помимо указанных фотографий, в альбом Остен-Сакена вложены два фото неизвестного офицера, на одном из которых он в белом кителе с погонами20 и воинской наградой21, читает, сидя за столом, а на другом — вместе с ребёнком запечатлён на побережье, выходящими из воды. Кто именно изображён на фото и какова его принадлежность к РДМ, пока остаётся загадкой.

20 На погонах, возможно, изображена литера «А».

21 Вероятно, Георгиевский крест.

Источники и литература

1. Бэй-гуань: Краткая история Российской духовной миссии в Китае / Сост. Б. Г. Александров. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006.

2. Горбачев Б. Н., Манакова Т. Б. Возрождение святыни. Успенский храм на территории российского посольства в Пекине. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2013.

3. РГАДА. Ф. 1385. Оп. 1. Ед. хр. 1381.

4. РГАДА. Ф. 1385. Оп. 1. Ед. хр. 1943. Альбом фотографий Русской духовной миссии в Пекине, присланный Ф. Р. Остен-Сакену. 1904 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.