Научная статья на тему 'БОГОСЛОВСКИЕ ОБРАЗЫ И ИДЕИ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКАМ'

БОГОСЛОВСКИЕ ОБРАЗЫ И ИДЕИ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКАМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
158
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНОГРАФИЯ / БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ / ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИК / БОГОСЛОВСКИЕ ОБРАЗЫ / СВ. ФЕОДОР СТУДИТ / СВ. ФЕОФАН СИГРИАНСКИЙ / ОБЩАЯ СЛУЖБА ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКУ РОССИЙСКОМУ XX ВЕКА ЕДИНОМУ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коротков Егор Юрьевич

За многовековую историю Православной Церкви был составлен значительный корпус гимнографических произведений. Начиная с первых столетий христианства, песнотворцы стремились увековечить память о святых, верно послуживших Богу и ставших примером для многих поколений христиан. С ранних времен авторы богослужебных последований, с одной стороны, стремились придать своим текстам высокую поэтичность, для чего прибегали к разнообразным символическим образам, художественным оборотам, приемам и правилам ритма. С другой, - старались наделить их вероучительным характером, раскрывая смыслы догматических истин, библейских пророчеств и аллегорий, показывая исполнение святыми божественных заповедей. Особое место в чинах святости Православной Церкви занимают преподобноисповедники, которые совместили в себе искреннее монашеское делание, чистоту жизни и верность Христу, несмотря на все страдания и гонения, с которыми святым пришлось столкнуться. Ввиду этого богослужебные последования, посвященные им, представляют особый интерес, поскольку включают разнообразные темы и богословские идеи. В статье на примере отдельных гимнографических текстов обозначены наиболее важные идеи, образы и приемы, используемые авторами служб преподобноисповедникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL IMAGES AND IDEAS OF THE LITURGICAL TEXTS TO REVEREND CONFESSORS

Over the centuries-old history of the Orthodox Church, a significant corpus of hymnographic works has been compiled. Since the first centuries of Christianity, songwriters sought to perpetuate the memory of saints who served God faithfully and became examples for many generations of Christians. From early times, the authors of liturgical sequences, on the one hand, sought to give their texts a high poetic quality, for which they resorted to various symbolic images, artistic turns, techniques and rules of rhythm. And, on the other hand, they tried to endow them with a doctrinal character, revealing the meanings of dogmatic truths, biblical prophecies and allegories, showing the fulfillment of divine commandments by the saints. A special place in the ranks of holiness of the Orthodox Church is occupied by reverend confessors, who combined sincere monastic work, purity of life and fidelity to Christ, despite all suffering and persecution that the saints had to face. In view of this, the liturgical sequences dedicated to them are of particular interest, since they include a variety of topics and theological ideas. In this article, by the example of individual hymnographic texts, the most important ideas, images and techniques used by the authors of services to venerable confessors will be identified.

Текст научной работы на тему «БОГОСЛОВСКИЕ ОБРАЗЫ И ИДЕИ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКАМ»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 (18) 2023

Иеромонах Андрей (Коротков)

Богословские образы и идеи богослужебных текстов преподобноисповедникам

УДК 271.2-5:27-36

DOI 10.47132/2541-9587_2023_2_247 EDN BBXJDN

Аннотация: За многовековую историю Православной Церкви был составлен значительный корпус гимнографических произведений. Начиная с первых столетий христианства, песнотворцы стремились увековечить память о святых, верно послуживших Богу и ставших примером для многих поколений христиан. С ранних времен авторы богослужебных последований, с одной стороны, стремились придать своим текстам высокую поэтичность, для чего прибегали к разнообразным символическим образам, художественным оборотам, приемам и правилам ритма. С другой, — старались наделить их вероучительным характером, раскрывая смыслы догматических истин, библейских пророчеств и аллегорий, показывая исполнение святыми божественных заповедей. Особое место в чинах святости Православной Церкви занимают препо-добноисповедники, которые совместили в себе искреннее монашеское делание, чистоту жизни и верность Христу, несмотря на все страдания и гонения, с которыми святым пришлось столкнуться. Ввиду этого богослужебные последования, посвященные им, представляют особый интерес, поскольку включают разнообразные темы и богословские идеи. В статье на примере отдельных гимнографических текстов обозначены наиболее важные идеи, образы и приемы, используемые авторами служб преподобноисповедникам.

Ключевые слова: гимнография, богослужебное последование, преподобноисповедник, богословские образы, св. Феодор Студит, св. Феофан Сигрианский, общая служба преподобноисповедни-ку Российскому XX века единому.

Об авторе: Иеромонах Андрей (Коротков Егор Юрьевич)

Первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии, аспирант Сретенской духовной академии.

E-mail: korotkov-egorr@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0059-1993

Для цитирования: Андрей (Коротков), иером. Богословские образы и идеи богослужебных текстов преподобноисповедникам // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №2 (18). С. 247-257.

Статья поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 17.02.2023; принята к публикации 09.03.2023.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 (18) 2023

Hieromonk Andrey (Korotkov)

Theological Images and Ideas of the Liturgical Texts to Reverend Confessors

UDC 271.2-5:27-36 DOI 10.47132/2541-9587_2023_2_247 EDN BBXJDN

Abstract: Over the centuries-old history of the Orthodox Church, a significant corpus of hymnographic works has been compiled. Since the first centuries of Christianity, songwriters sought to perpetuate the memory of saints who served God faithfully and became examples for many generations of Christians. From early times, the authors of liturgical sequences, on the one hand, sought to give their texts a high poetic quality, for which they resorted to various symbolic images, artistic turns, techniques and rules of rhythm. And, on the other hand, they tried to endow them with a doctrinal character, revealing the meanings of dogmatic truths, biblical prophecies and allegories, showing the fulfillment of divine commandments by the saints. A special place in the ranks of holiness of the Orthodox Church is occupied by reverend confessors, who combined sincere monastic work, purity of life and fidelity to Christ, despite all suffering and persecution that the saints had to face. In view of this, the liturgical sequences dedicated to them are of particular interest, since they include a variety of topics and theological ideas. In this article, by the example of individual hymnographic texts, the most important ideas, images and techniques used by the authors of services to venerable confessors will be identified.

Keywords: hymnography, liturgical sequence, reverend confessor, theological images, Theodore the Studite, Theophanes the Confessor, general service to a Russian reverend confessor of the XX century.

About the author: Hieromonk Andrey (Korotkov Egor Yurievich)

First Vice-Rector of the Pskov-Pechory Theological Seminary, post-graduate student of the Sretensky

Theological Academy.

E-mail: korotkov-egorr@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0059-1993

For citation: Andrey (Korotkov), hieromonk. Theological Images and Ideas of the Liturgical Texts to Reverend Confessors. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (18), pp. 247-257.

The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 17.02.2023; accepted for publication 09.03.2023.

Православная Церковь имеет богатую богослужебную традицию, формировавшуюся на протяжении многих столетий. Начавшаяся на Тайной вечери, когда была совершена первая Евхаристия, литургическая жизнь постепенно преобразовывалась и приобретала особые черты, наполнялась символическими смыслами. По ряду источников II в. можно определить наметившиеся богослужебные практики, которые уже не сводились исключительно к совершению Таинства Причащения, но наполнялись новыми формами и символами1. Началом же богослужебного расцвета можно назвать IV столетие, когда христианская вера стала государственной и началось активное развитие богословской мысли2. С этого времени появляется большое число разного рода гимнографических творений, прославляющих подвиги и труды святых, восхваляющих Христа и Его Матерь.

Данные творения зачастую становились предметом исследований. В разные эпохи ученые и богословы анализировали литургические тексты, выделяя ве-роучительные идеи, сюжетные линии, заложенные в них авторами3. Особый интерес к данной тематике митр. Иларион (Алфеев) объясняет следующим образом: «Богослужебные тексты обладают для православного христианина неоспоримым богословским и учительным авторитетом. По своей догматической безупречности они следуют сразу же за Священным Писанием»4. Как правило, внимание исследователей останавливается на последованиях Октоиха, Постной и Цветной Триодей, двунадесятых и великих праздников. Службы же святым рассматриваются реже.

Следует отметить, что богослужебные тексты, посвященные тому или иному чину святости, имеют ряд схожих тем, которые обязательно затрагивают песнотворцы. Связано это, безусловно, прежде всего с подвигом, который выбрал и верно пронес конкретный святой. Однако авторы не ограничиваются лишь сухим пересказом житий, прибегая к разного рода аллегориям, аллюзиям на Св. Писание, святоотеческому наследию и т.д.

В статье рассмотрены службы преподобным исповедникам Феодору Студиту, Феофану Сигрианскому и общая служба преподобноисповеднику Российскому XX в. единому, что позволяет понять их основные богословские образы и идеи.

Монашеское и аскетическое делание

Ввиду того, что преподобноисповедники были монахами, в чинопоследо-ваниях прежде всего прославляются их аскетические подвиги. Как принято

1 Богослужение // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 539.

2 Пентковский А.М., Ткаченко А.А., Турилов А.А. и др. Гимнография // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 491.

3 См. напр.: Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. М., 2012. 256 с.; Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной // Славы Божия ревнитель: жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). М., 2006. С. 222-277; Киприан (Керн), архим. «Посмотрите на лилии полевые...» Курс лекций по литургическому богословию. М., 2007. 128 с.; Иларион (Алфеев), еп. Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005. 432 с. и др.

4 Иларион (Алфеев), еп. Православное богослужение как школа богословия и бого-мыслия // Труды Минской духовной академии. 2007. № 5. С. 13.

в преподобнической житийной письменности, нередко подчеркивается, что святой избрал путь служения Церкви и духовного возрастания еще в малом возрасте.

Так, в службе св. Феодору Студиту в стихире на «Господи, воззвах» поется: «Еще юн последовал сроднику своему блаженному Платону; с ним же вкупе с братии своими Иосифом и Евфимием вселися в месте, Саккудион зовомо, идеже восходу на Небо начало положи»5. Святой, еще будучи молодым, не побоялся отказаться от имеющегося богатства родителей, высокого положения в обществе ради вечной жизни с Иисусом: «От младых ногтей Богу угождая»6.

Данная мысль прослеживается во многих фрагментах великой вечерни, поскольку первый этап духовной жизни христианина является наиболее важным, — именно здесь происходит преодоление серьезного барьера внутри самого человека, осознание неспособности возрастания без помощи Творца7. После же избрания пути исполнения евангельских заповедей следует непрерывная борьба со страстями, преодоление эгоизма и собственных желаний. Гимнограф отображает настоящий момент в последовании, подчеркивая: «труды ко трудам прилагая»8, «по вся дни усердно испытывал еси душу

9 10

свою», «непрестанною молитвою умиление приял еси в душу свою» .

Более красноречиво постепенное преображение человека представлено в службе св. Феофану Сигрианскому, которое можно рассмотреть через призму учения свт. Феофана Затворника об этапах духовной жизни (1. Обращение к Богу; 2. Очищение души; 3. Освящение души)11.

В первой стихире на «Господи, воззвах» говорится о выборе святого следовать за Творцом, о пренебрежении земным богатством и перспективой, которая открывалась ему благодаря покровительству императора: «Красная жития оставил еси» и «живоносным стопам Того последовал еси» (данный оборот используется и в первой песни канона)12.

В последней цитате очевидна отсылка к библейскому тексту: «Стопы моя направи по словеси Твоему» (Пс 118:133)13. Свт. Феофан Затворник, объясняя данный ветхозаветный отрывок, говорит о боязни царя Давида, соблюдающего Божественные заповеди, свернуть с пути, указанного Творцом: «Уж он идет, а все боится, как бы не сделать неверного шага, ибо много есть такого, что кажется достодолжным, не будучи таковым»14. Это позволяет предположить, что в песнопении речь идет не просто о соблюдении святым евангельского учения, но и постоянном уповании на Бога.

5 Минея ноябрь. Ч. 1. М., 2011. С. 289.

6 Там же. С. 295.

7 См. напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Его же. Собрание сочинений. Т. I. М., 2006. С.113.

8 Минея ноябрь... Ч. 1. С. 289.

9 Там же.

10 Там же.

11 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 1998. С. 9-14.

12 Минея март. Ч. 1. М., 2011. С. 300, 301.

13 Данная цитата приведена по церковнославянскому тексту.

14 Феофан Затворник, свт. Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма. М., 2001. С. 408.

Иными словами, в данном отрывке повествуется о начале пути святого, с которого в дальнейшем он не сворачивал на протяжении всей жизни. На этом этапе любой человек, изъявляя желание быть с Христом, просит Его об укрепляющей благодати.

Следующая стихира повествует о страданиях, с которыми столкнулся св. Феофан из-за исповедания православной веры. Это можно назвать вторым этапом, поскольку через все невзгоды и лишения святой очищал душу и выполнял главную евангельскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф 22:39).

Готовность исповедовать Истину всегда сопряжена с трудностями и гонениями, о чем сказал еще Сам Христос (см. Ин 15:18-27). Св. Феофан не побоялся этого и предпочел страдания мирскому спокойствию: «Не пощадев телесе за честныя иконы»15. Ненависть гонителей сравнивается с силой льва, что свидетельствует о серьезных намерениях убедить святого стать противником икон: «Яростию львов заточаемь»16. Это вполне реальный факт, как уже отмечалось, сам император пытался повлиять на взгляды св. Феофана.

Подобная аллегория является распространенной в христианской письменности. Достаточно вспомнить 24-й Псалом, где враги сравниваются со львом, готовым в любой момент напасть (см.: Пс 24:16). Однако автор службы спешит засвидетельствовать, что верность Спасителю всегда побеждает безумные начинания: «Советы (замыслы17) обуил (лишить смысла18) еси»19. Т. е. через твердое исповедание православия святой засвидетельствовал бессмысленность попыток насильного переубеждения и ничтожность самих гонений. Как и в службе прп. Феодору Студиту, в данном отрывке прослеживается мысль: любой христианин способен собственным примером повлиять на окружающих, изменить их образ жизни, к чему также призывал Господь (см.: Ин 13:35). Та же идея присутствует и в тропаре: «Победил еси вражия козни»20.

В другой стихире на «Господи, воззвах» повествуется о третьем этапе духовной жизни — освящении души. Это выражается в описании всех благ, даров, которые достиг святой через страдания и праведную жизнь. Гимнограф называет это воздаянием от Бога21. Отметим, что данная мысль является важным элементом анализируемого последования. Господь вознаграждает человека за верность Ему и Его учению. Главная награда для св. Феофана — как, впрочем, и для любого христианина, — это способность созерцания после смерти Создателя, «идеже ликуют Ангельстии чини»22, т.е. пребывание в Царстве Небесном. Можно сказать, что в этом песнопении показан результат духовной жизни святого, к каковому должен стремиться каждый верующий.

15 Минея март... Ч. 1. С. 300.

16 Там же.

17 Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 316.

18 Там же. С. 212.

19 Минея март. Ч. 1. С. 300.

20 Там же. С. 301.

21 Там же. С. 300.

22 Там же.

Приведенный анализ позволяет говорить, что гимнограф не просто пересказывает жизнеописание святого, но дает его характеристику, иллюстрирует возможность исполнения евангельских заповедей и предлагает отсылку к святоотеческому учению о спасении.

Исповеднический крест

Особое место занимает прославление исповеднических трудов святого, т. е. страдания за верность Христу и Его учению. В случае свв. Феодора Студита и Феофана Сигрианского (о мучениях последнего сказано выше) притеснения были вызваны борьбой с иконоборчеством.

Страдания св. Феодора сравниваются с распятием на Кресте Спасителя, — именно в этом проявилась верность святого своему Учителю: «Крест свой взял еси, возследуя Ему... на всяк день явися мучеником, нося на теле своем Христовы язвы»23. Важно, что страдания святой терпел не от противников христианства, но от братьев по вере, за право исповедовать истину. Автор последования призывает молящихся не забывать этого24, тем самым подчеркивая значимость чистоты вероучения, ради которой люди не боялись терпеть невзгоды и притеснения.

Гимнограф описывает и сами испытания, с которыми столкнулся св. Феодор: заключение в темнице, унижения со стороны государственной и церковной власти («ураняемь25 люте»26), избиение и т.д. При этом смиренное отношение святого ко всем невзгодам вернуло в Православие некоторых гонителей и стало дополнительным свидетельством о Христе27.

В гимнографии мученики и исповедники нередко называются агнцами. Образ Агнца носит, прежде всего, христологический характер. Под ним подразумевается искупительная жертва Спасителя, которую Он с кротостью принес ради всего человеческого рода28.

Следовательно, называя святых агнцами, песнотворцы подчеркивают их смиренное принятие всех трудностей и притеснений, с одной стороны, и приносимую ими жертву за Церковь и всех верующих, с другой. Так, в общей службе преподобноисповеднику Российскому XX в. единому поется: «Агнца Божия проповедая, страдания за Христа, яко агнец, кротко претерпел еси»29. Использование в одном предложении слов в разных значениях призвано усилить значение подвига исповедника, когда смиренное принятие страданий уподобляет его Христу.

Отметим, что все достижения в духовной жизни неразрывно связаны с мученичеством и страданиями за Христа. Последние, являясь высоким божественным даром, говорят об исполнении евангельских заповедей

23 Минея ноябрь. Ч. 1. С. 294.

24 Там же. С. 296.

25 Причинение мучений, т.е. мучимый. См.: Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. С. 365.

26 Минея ноябрь. Ч. 1. С. 301.

27 Там же. С. 303.

28 Иванов М. С., Квливидзе Н. В. Агнец Божий // Православная энциклопедия. Т. 1. M., 2000. С. 256.

29 Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2012. С. 75.

человеком, столкнувшимся с испытаниями, о его горячем желании следовать Спасителю.

Важным элементом подобного рода служб является мысль о ничтожности гонителей и противников Церкви. В конце концов именно они становятся попранными, а мученики и исповедники, на деле засвидетельствовавшие верность Христу, выступают победителями и через свой подвиг укрепляют церковный организм. Об этом свидетельствует сщмч. Иларион (Троицкий) в слове при наречении во епископа в 1920 г.: «Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят»30.

Наиболее ярко это отражено в общей службе преподобноисповеднику Российскому XX в. единому. Гимнограф убежден, что через мученичество за веру святой укрепляет Церковь, дает пример окружающим и побеждает своих гонителей: «Темже о камень исповедания твоего безбожнии преткнушася»31. Мысль об укреплении всего церковного организма через страдания ново-мучеников прослеживается и в иных фрагментах последования. Например, в первой песни канона: «Поты постническими и исповеданием Христа землю Русскую удобрив»32.

За верность Господу святые получают самую высокую награду — Царство Небесное, где созерцают Творца и молятся о всех обращающихся к ним33.

Священное Писание и гимнография

Как уже отмечалось, важным источником для литургических текстов выступает библейский текст, внедрение которого в последование позволяет проиллюстрировать добродетельную жизнь святого и его верность Спасителю. При этом разные авторы это делают по-разному. В отдельных случаях используется прямое цитирование Св. Писания, чаще же парафраз или аллюзия на сюжет из Библии.

Например, в общей службе преподобноисповеднику Российскому XX в. единому автор при помощи ветхозаветных и новозаветных книг стремится показать, что святой во всех своих поступках старался следовать заповедям Христа, при этом главным его руководством было Св. Писание. Так, в одной из стихир говорится, что преподобный, терпя мучения, поминал слова Спасителя: «Несть раб болий господа своего, аще Мене изгнаша и вас ижденут»34 (см.: Ин 15:20). Данный фрагмент выбран неслучайно. Иисус неоднократно предсказывал ученикам, что они будут гонимы (см.: Мф 24:9, Мк 13:9, Лк 21:12), но здесь Он объясняет причину притеснений — верность Ему.

Обращение к библейскому тексту в службе происходит и для иллюстрации мученического подвига святого и награды, которую он получает от Бога.

30 Слово при наречении во епископа наместника Сретенского монастыря архимандрита Илариона (Троицкого) // Соловецкие новомученики. М., 2009. С. 372.

31 Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. С. 75

32 Там же. С. 74.

33 Там же. С. 77.

34 Там же. С. 70.

Так, в той же стихире вспоминается Нагорная проповедь: «Темже блаженства изгнанных правды ради сподобился еси»35 (ср.: Мф 5:10). Отметим, что последняя заповедь блаженств часто используется в гимнографических текстах новомученикам и исповедникам: молитве сщмч. Агафангелу, митрополиту Ярославскому36, службе св. Ираклию Иссык-Кульскому37 и т.д.

По богослужебному последованию святой считал себя неключимым рабом38, т.е. негодным39, что является отсылкой к притче о талантах (см.: Мф 25:14-30). Через это подчеркивается смирение святого, не считавшего себя достойным божественной награды, несмотря на самоотверженное служение Церкви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отдельных песнопениях службы св. Феодору Студиту при помощи библейского текста прославляется стяжание им таких добродетелей как смирение, покаяние, постоянная молитва и размышление о Боге40. Именно верное следование заповедям сделало его образцом для окружающих и всех последующих поколений христиан: «Да яко свеща не под спудом крыема, на светиль-нице Церкви возсияет во спасение»41, о чем прямо говорил Христос Своим ученикам (см.: Мф 5:15). Данный отрывок является переложением слов из Нагорной проповеди.

К преподобному применяются и слова из Псалтири: «Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится» (Пс 91:13). Они практически дословно воспроизводятся в гимнографическом тексте42.

Богословские труды святого в богослужебных последованиях

В случаях, когда святой оставил письменное наследие или внес вклад в развитие православного вероучения, гимнографы также стремятся отобразить это в богослужебном последовании. Прославляя подвиг св. Феодора Студита, автор использует художественные средства. Так, проповедь святого сравнивается с оружием, поразившим начинания еретиков и вернувших многих в лоно Православия: «Словесы, якоже мечи, еретическия чины разсекл еси»43, сам святой называется столпом веры, который «источник искипе (т.е. выкопал44. — иером. А.) учений»45. Сравнивается преподобный и с огненным

46

столпом, который уничтожает все начинания еретиков .

35 Там же. С. 71.

36 Служба священномученику Агафангелу, исповеднику, митрополиту Ярославскому // Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5953469.html (дата обращения: 06.02.2023).

37 Служба преподобноисповеднику Ираклию Иссык-Кульскому // Митрополичий округ в Республике Казахстан. URL: https://mitropolia.kz/info/shrines/celebration/445-sluzhba-prepodobnoispovedniku-irakliyu-issyk-kulskomu.html (дата обращения: 06.02.2023).

38 Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. С. 71-72.

39 Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. С. 191.

40 Минея ноябрь. Ч. 1. С. 288-289.

41 Там же. С. 289.

42 Там же.

43 Там же. С. 294.

44 См.: Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. С. 142.

45 Минея ноябрь. Ч. 1. С. 289.

46 Там же. С. 301-302.

При этом подчеркивается, что исповедник внес существенный вклад в православную богословскую мысль, сумев ответить современникам на волнующие их вопросы и утвердить на последующие столетия иконопочитание: «Богатство добродетелей собрал еси и благочестия догматы»47. Его изложение вероучения уподобляется реке, утоляющей духовную жажду48. Подобный образ также распространен в традиции Православной Церкви. За основу взят евангельский фрагмент о самарянке, где Спаситель говорит о воде живой (см. Ин 4:9-10), под которой толкователи понимают учение Христа или благодать Св. Духа49. Данная метафора связана с живительными действиями воды, без которой не может прожить никакое живое существо50.

Безусловно, учение св. Феодора содержит в себе не только вероучительные истины, но и нравственные элементы, разъясняющие евангельские заповеди. «Млеком учений твоих. напоил еси»51, — воспевает автор. Отметим, что образ духовного молока распространен в православной традиции и встречается не только в гимнографии, но и в творениях церковных писателей (Климента Александрийского, свт. Афанасия Великого и др.52). Последние под духовным молоком подразумевали Евхаристию, которая питает верующих-младенцев, стоящих только в начале пути ко Христу53.

Таким образом, подобно древним отцам песнотворец уподобляет молящихся младенцам, приобщающимся христианскому учению через наследие св. Феодора. Это сравнение схоже с образом реки, воды, о котором говорилось выше: учение о Христе является наиболее важным элементом для духовной жизни человека, без него верующий не может существовать, как и без питья.

В богослужебном формуляре особо отмечается литературное наследие святого. По значимости гимнограф приравнивает его к проповеди делом: «Даруя всем, к тебя приходящим. не токмо делом, но и письменем54»55. Приведенный отрывок, по сути, ставит св. Феодора в один ряд со сввт. Афанасием Великим, Григорием Богословом, Василием Великим и др., которые молитвенное делание постоянно сопрягали с интеллектуальной работой и облекали Божественное Откровение в понятный их современникам текст56. Иными словами, св. Феодор избрал путь ученого монашества.

47 Там же. С. 300.

48 Там же. С. 303.

49 Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, составленные по древним святоотеческим толкованиям византийским, XII века, ученым монахом Евфимием Зигабеном. СПб., 2000. С. 426-427.

50 Там же. С. 427.

51 Минея ноябрь. Ч. 1. С. 289.

52 Желтое М., диак., Ткаченко А.А. и др. Евхаристия. Ч. 1 // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 552, 557.

53 Там же. С. 552.

54 Одно из значений данного слова: точный, не допускающий отклонений смысл какого-либо текста. См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 15. М., 1989. С. 55.

55 Минея ноябрь. Ч. 1. С. 295.

56 См. напр.: Иларион (Алфеев), еп. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М., 2007. С. 53.

Помимо этого, в одном из отрывков вечерни упоминается и о широком распространении монашеского Устава св. Феодора на Руси, и тем самым акцентируется идея преемственности русского византийского церковного уклада: «От Студийския обители над страною Российскою, идеже мнози... прилежаху... Богомудрому уставу блаженнаго Феодора»57.

Заключение

Исходя из анализа трех богослужебных последований преподобноиспо-ведникам, можно выделить основные темы, характерные для данного чина святости: 1) обращение к Богу угодника происходит в раннем возрасте, чуть ли не с первых моментов осознанной жизни он стремится послужить ему; 2) духовное совершенствование осуществляется постепенно, но последовательно; 3) страданиям за Христа предшествуют серьезные аскетические труды и стремление к добродетелям; 4) принятие исповеднического креста происходит с глубоким смирением и является исполнением слов Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15:20); 5) очевидно уподобление Христу через мученичество и посрамление гонителей; 6) изгнание, заключение и т.д. лишь укрепляют святого и позволяют проходить этапы духовного возрастания; 7) за верность Спасителю в испытаниях и борьбе со страстями следует награда — созерцание Творца в Небесном Царстве.

Обозначенные темы, как правило, подкрепляются однородными примерами из Св. Писания, которые по-разному внедряются в литургический текст. Сама же Библия является главным руководством для святого на протяжении всей его жизни. Помимо этого, в службах используются типичные для гимно-графии образы, связанные с камнем, водой, молоком, бисером и т.д.

Службы преподобноисповедникам, как и иные гимнографические тексты святым, повествуют о верности Христу, постоянном возрастании в исполнении евангельских заповедей, стяжании добродетелей. В них не только описываются наиболее яркие и важные моменты из жизни святого, но предлагается прежде всего ее характеристика через обращение к разного рода символическим образам, библейским аллегориям и поэтическим оборотам.

Источники и литература

1. Афанасий (Сахаров), свт. Настроение верующей души по Триоди Постной // Славы Божия ревнитель: жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). М., 2006. С. 222-277.

2. Богослужение // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 536-542.

3. Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. М., 2012. 256 с.

4. Желтов М., диак., Ткаченко А. А. и др. Евхаристия. Ч. 1 // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 533-615.

5. Иванов М. С., Квливидзе Н. В. Агнец Божий // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 256-257.

57 Минея ноябрь. Ч. 1. С. 295. 256

6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Его же. Собрание сочинений. Т. I. М., 2006. 672 с.

7. Иларион (Алфеев), еп. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М., 2007. 592 с.

8. Иларион (Алфеев), еп. Православное богослужение как школа богословия и бо-гомыслия // Труды Минской духовной академии. 2007. № 5. С. 11-29.

9. Иларион (Алфеев), еп. Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005. 432 с.

10. Киприан (Керн), архим. «Посмотрите на лилии полевые.» Курс лекций по литургическому богословию. М., 2007. 128 с.

11. Минея март. Ч. 1. М., 2011. 424 с.

12. Минея ноябрь. Ч. 1. М., 2011. 464 с.

13. Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2012. 300 с.

14. Пентковский А. М., Ткаченко А. А., Турилов А. А. и др. Гимнография // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 489-513.

15. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. M., 2021. 424 с.

16. Слово при наречении во епископа наместника Сретенского монастыря архимандрита Илариона (Троицкого) // Соловецкие новомученики. М., 2009. С. 371-373.

17. Служба преподобноисповеднику Ираклию Иссык-Кульскому // Митрополичий округ в Республике Казахстан. URL: https://mitropolia.kz/info/shrines/ celebration/445-sluzhba-prepodobnoispovedniku-irakliyu-issyk-kulskomu.html (дата обращения: 06.02.2023).

18. Служба священномученику Агафангелу, исповеднику, митрополиту Ярославскому // Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5953469.html (дата обращения: 06.02.2023).

19. Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, составленные по древним святоотеческим толкованиям византийским, XII века, ученым монахом Евфимием Зигабеном. СПб., 2000. 640 с.

20. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 1998. 606 с.

21. Феофан Затворник, свт. Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма. М., 2001. 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.