Научная статья на тему 'Литургическое почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской: некоторые проблемы современной гимнографии'

Литургическое почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской: некоторые проблемы современной гимнографии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
444
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новомученики и исповедники Церкви Русской / Юбилейный Архиерейский Собор / Синодальная богослужебная комиссия / гимнография / песнописцы / богослужение / священноисповедник Афанасий (Сахаров) / патриарх Пимен (Извеков) / New Martyrs and Confessors of the Russian Church / Jubilee Council of Bishops / Synodal Liturgical Commission / hymnography / hymnographers / liturgical services / Hieroconfessor Athanasius (Sakharov) / Patriarch Poemen (Izvekov)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — С. С. Забавнов

В статье в общих чертах рассматривается современное состояние церковной гимнографии в Русской Православной Церкви. Особое внимание уделено тем проблемам, которые существуют при составлении богослужебных текстов новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Автор настаивает на том, что почитание новомучеников не должно ограничиваться только лишь описанием их жизни, составлением жития, открытием им мемориальных досок, памятников, публикацией архивных данных, постройкой храмов и т. п. Вместе с тем, составление богослужебных текстов не должно проходить торопливо и формально, без приглашения квалифицированных специалистов. Также автор отмечает, что, рассматривая гимнографию современных песнописцев, нельзя не обратить внимание на увлечение написанием акафистов, которым отдается куда больше предпочтения, чем составлению собственно служб. Данная статья является дополненным и переработанным вариантом доклада, представленного на I научно-богословской конференции, состоявшейся 16 мая 2017 г. Этот научный форум был организован Историческим обществом Санкт-Петербургской духовной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Liturgical Veneration of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church: Some Problems of Contemporary Hymnography

In this article, the author outlines the current state of church hymnography in the Russian Orthodox Church. Particular attention is paid to problems that exist in the preparation of liturgical texts for the New Martyrs and Confessors of the Russian Church. The author insists that the veneration of new martyrs should not be limited only to describing their life, drawing up life stories, opening memorial plaques, monuments, publishing archival data, building temples, and so forth. At the same time, the compilation of liturgical texts should not be done hastily and formally, without the invitation of qualified specialists. Also, the author notes that, considering the work of modern hymnographers, one sees that they are much more interested in the composition of acathists, which are given far more preference than the compiling of liturgical services. This article is a supplemented and revised version of a report presented at the First Scientific and Theological Conference held on May 16, 2017. This scientific forum was organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.

Текст научной работы на тему «Литургическое почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской: некоторые проблемы современной гимнографии»

DOI: 10.24411/2587-8425-2018-10008

Новомученики и исповедники Церкви Русской

С. С. Забавнов

ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПОЧИТАНИЕ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ГИМНОГРАФИИ

В статье в общих чертах рассматривается современное состояние церковной гим-нографии в Русской Православной Церкви. Особое внимание уделено тем проблемам, которые существуют при составлении богослужебных текстов новомуче-никам и исповедникам Церкви Русской. Автор настаивает на том, что почитание новомучеников не должно ограничиваться только лишь описанием их жизни, составлением жития, открытием им мемориальных досок, памятников, публикацией архивных данных, постройкой храмов и т. п. Вместе с тем, составление богослужебных текстов не должно проходить торопливо и формально, без приглашения квалифицированных специалистов. Также автор отмечает, что, рассматривая гимнографию современных песнописцев, нельзя не обратить внимание на увлечение написанием акафистов, которым отдается куда больше предпочтения, чем составлению собственно служб. Данная статья является дополненным и переработанным вариантом доклада, представленного на I научно-богословской конференции, состоявшейся 16 мая 2017 г. Этот научный форум был организован Историческим обществом Санкт-Петербургской духовной академии.

Ключевые слова: новомученики и исповедники Церкви Русской, Юбилейный Архиерейский Собор, Синодальная богослужебная комиссия, гимнография, пес-нописцы, богослужение, священноисповедник Афанасий (Сахаров), патриарх Пимен (Извеков).

«Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в нем же Божественный велий сонм святых прослави» (Из службы Всем святым, в земле Российской просиявшим)

Украшать свой дом русской земле заповедует гимнограф ХХ века священноисповедник Афанасий (Сахаров) в своем творении Русским святым1. Земля, которая 100 лет назад обагрилась кровью новомучеников, нуждается в украшении, для чего настало время. Русская Церковь, пройдя сложный исторический период ХХ века, получила возможность прославить своих небесных заступников, пострадавших в лютую годину. Свою значительную лепту в украшение сегодня вносят историки, поднимая из руин имена многих и многих подвижников, свою лепту вносят архитекторы, восстанавливая порушенные храмы. Однако почитание новомучеников не должно ограничиваться только лишь описанием их жизни, составлением жития, открытием им мемориальных досок, памятников, публикацией архивных данных, постройкой храмов... Все перечисленное, несомненно важно, так как это есть видимое свидетельство о нашем глубоком почитании подвига новомучеников и исповедников, и о их высоком значении для Церкви и России.

Лейтмотивом, кульминацией украшения земли русской для православного сердца является литургическое почитание святых. «Наше учение согласно с Евхаристией,

Сергей Сергеевич Забавнов — магистр богословия, выпускник аспирантуры СПбДА, проректор по воспитательной работе, преподаватель кафедры богословия и философии Казанской духовной семинарии (szabavnov@gmail.com).

1 Минея. Май. Ч. 3. М.: Московская Патриархия, 1987. С. 326.

и Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение», — говорит известный святой первых веков св. Ириней Лионский2. В данном контексте Евхаристия понимается в широком смысле слова, под ней подразумевается всякое богослужение. Перефразируя святого, можно сказать: «Наше учение согласно с богослужением и богослужение, в свою очередь, подтверждает учение». Поэтому по-настоящему память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской может быть выражена только тогда, когда совершается их литургическое прославление.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13-16 августа 2000 г., постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора но-вомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля)»3. В 2002 г. утверждается служба Собору святых новомуче-ников, которой мы пользуемся и поныне4. Однако этот гимнографический текст был не нов, он стал переработкой предыдущих вариантов. К слову, некоторые редакции текста делались значительно позднее. В частности, Священный Синод, на заседании, состоявшемся 13 июля 2015 г., поручил Синодальной богослужебной комиссии представить изменения в последование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской5, со ссылкой на решения предыдущего Синода (от 29 мая 2013 г.)6 и на решения Архиерейского Собора (от 2-5 февраля 2013 г.)7. Тогда встал вопрос о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских». Аргументом в данном случае послужил факт канонической ответственности Русской Православной Церкви, которая простирается на многие государства.

Предыдущие варианты службы новомученикам появились задолго до их официального прославления, которое началось ещё в самом начале господства безбожного атеизма. Особенное литургическое выражение подвига новомучеников появляется в службе «Всем святым, в земле Российской просиявшим», которую составил свя-щенноисповедник Афанасий (Сахаров)8. Приведём одну из стихир из службы святым: «Отчаянни есмы жития ради и не имамы нрава добродетельна, яко миро, приносим Ти, Господи, молитвы святых сродников наших. Не отвержи Русь издревле Святую, ныне же грехов наших ради люте страждующую. Не презри слезы верных сынов, колен своих пред Ваалом не преклонявших, и ихже не поразил еси, согрешающих. Приими нас, кающихся, Боже, святых Твоих мольбами». Как видим, в тексте стихиры при употреблении фраз «сродников наших», «Русь... ныне люте страждующую», молящийся отсылается к историческому контексту ХХ в. Стихиры владыки Афанасия, известные под кратким названием «Земле Русская.», восприняло верующее христианское сердце как призыв к подвигу, как благодарность Богу за пережитые страдания, как молитвенное прославление своих соотечественников9. Кроме того, к ранним

2 Ириней Лионский, св. Творения. М., 1996. Репринт с изд.: «Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского». СПб., 1900. С. 365.

3 О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века. Деяние юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // URL: http://www.voskres.ru/ golgofa/svyat.htm (дата обращения: 10.10.2017).

4 Служба новомучеником и исповедником Российским // URL: http://www.zavet.ru/kalendar/ novm/001.htm (дата обращения: 10.10.2017).

5 Журналы заседания Священного Синода от 13 июля 2015 года // URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/4158601.html (дата обращения: 10.10.2017).

6 Журналы заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года // URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/3005123.html (дата обращения: 10.10.2017).

7 Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html (дата обращения: 10.10.2017).

8 См.: Неделя 2-я по Пятидесятнице. Память всех святых, в земли Российстей просиявших // URL: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon510.htm?id=510 (дата обращения: 10.10.2017).

9 Иоанн (Самойлов), игумен. Молитвенное прославление святых // URL: http://www.mepar.ru/ documents/misc/2009/02/17/3072/ (дата обращения: 10.10.2017).

Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской»

текстам можно отнести службы царю страстотерпцу Николаю, святителю Тихону Патриарху Всероссийскому и иные.

В 1989 г. по благословению Святейшего Патриарха Пимена при Священном Синоде Русской Православной Церкви была образована Богослужебная комиссия. Одной из главных ее задач было редактирование и составление богослужебных текстов и чинопоследований новопрославленным святым10. За период своего существования Комиссия отредактировала и составила несколько десятков служб русским

10 Там же.

святым. Важной страницей современной гимнографии стало составление общих служб по ликам новомучеников: священномученикам, преподобномученикам, пре-подобномученицам, мученикам, мученицам, священноисповедникам, преподобно-исповедникам, преподобноисповедницам, исповедникам и исповедницам. Раньше службы новомученикам отправлялись по Общей Минее, но, по справедливому замечанию митрополита Ювеналия (Пояркова), «эти службы, составленные святым древним, не вполне отражают подвига новых святых»11.

С принятием значительного списка имен святых перед Церковью встал вопрос об их богослужебном прославлении. Этот вопрос коснулся всех епархий Русской Православной Церкви. Исследователи современной гимнографии называют настоящее время «новым подъемом» в области гимнографического творчества Русской Православной Церкви. Но, вместе с тем, приходится констатировать тот факт, что созидание богослужебных текстов пока еще является инициативой отдельных лиц. Мы отметили, что при Священном Синоде работает Синодальная богослужебная комиссия, которая в весьма небольшом составе ведет многочисленную редакцию существующих служб святым и составление новых12. Епархии пока не проявляют особую инициативу в развитии гимнографии своим святым, при острой нужде такой работы.

Прославление святых «песньми и пеньми духовными» оказалось делом непростым. Дефицит специалистов в области гимнологии не позволяет во всей полноте претворять в жизнь рекомендации священноначалия по составлению новых чино-последований во многих епархиях. Как замечает современный исследователь, «намного проще оказалось изложить на бумаге жизнь святых или написать им иконы, нежели составить песнопения — поэтические тексты, предназначенные для церковного исполнения»13.

Практически все новопрославленные святые в лике новомучеников не имеют своей отдельной службы, за исключением разве тех, которые имеют особое почитание в той или иной местности, которые сыграли значительную историческую роль в той или иной епархии.

Среди причин отсутствия таких служб отметим неизученность исторического материала и, как следствие, отсутствие агиографического: до сих пор не все архивные дела, представляющие большую ценность для Церкви, открыты, а те дела, к которым есть доступ, лежат мертвым грузом из-за отсутствия историка. Гимнографу подчас приходится с нуля писать или переписывать имеющееся житие святого, и только после этого, на основе составленного житийного материала, брать перо для написания стихир.

Что касается составления службы собору святых (например, Служба Собору N епархии), составителю чинопоследований будет немаловажным разбираться со списком святых, поскольку среди новопрославленных могут быть имена, которые не прославлены общецерковно, но имеют местное почитание.

Качество новых служб, составленных на местах, зачастую оставляет желать лучшего, несмотря на призыв священноначалия: «Епархиальные комиссии в обязательном порядке должны работать над представляемыми текстами, и крайне желательно, чтобы они делали это настолько тщательно и квалифицированно, насколько возмож-но»14. «От избытка сердца говорят уста» (Лк. 6:45). Данные слова Христа нельзя не учитывать при составлении богослужебных текстов, а сами тексты, вне всякого сомнения, «должны быть укоренены в литургической, гимнографической и агиографической традиции Церкви. Надо бережно и умело использовать богатство изобразительных

11 Цит. по: Иоанн (Самойлов), игумен. Молитвенное прославление святых...

12 Синодальная богослужебная комиссия // URL: http://www.sbkrpc.ru/ (дата обращения: 10.10.2017).

13 Иоанн (Самойлов), игумен. Молитвенное прославление святых // URL: http://www.mepar.ru/ documents/misc/2009/02/17/3072/ (дата обращения: 10.10.2017).

14 Алексий (Орлов), архиепископ. О богослужебной жизни // URL: http://www.spasnanovom.ru/ KB/pubs/arhiepiskopAleksij/?item=173&print=Y (дата обращения: 10.10.2017).

Икона «Собор святых Санкт-Петербургской духовной академии»

средств церковнославянского языка, понимать его красоту и поэтичность, ибо он оставлен нам в наследие и сохранение именно как язык богослужебный»15. Однако, практически все новые службы сегодня пишутся на заказ. Епархии, особенно новообразованные, имея небесного покровителя среди новомучеников, тщатся о прославлении его имени и молитвенном почитании. Негативным моментом в составлении службы «на заказ» является формальность, торопливость (службу нужно сдать в срок), и, зачастую, некомпетентность автора, т. е. отсутствие опыта и элементарных знаний церковнославянского языка.

Шероховатости таких служб поправляются членами Синодальной комиссии и отправляются обратно на доработку. По словам священноначалия, «до времени лучше вовсе не иметь особой службы новопрославленному святому и совершать службу по Общей Минее по чину святого, как и определено Соборным Деянием о канонизации новомучеников и исповедников Российских, чем допустить пение поспешно составленной, литургически и богословски (и исторически) незрелой, и несовершенной службы, которая будет только унижать достоинство святости угодника Божия и смущать верующих»16.

Рассматривая гимнографию современных песнописцев, нельзя не обратить внимание на увлечение написанием акафистов, которым часто отдается куда больше предпочтения, чем составлению собственно службы. На наш взгляд, правильнее было бы начинать составление службы святому с написания канона, ведь именно этот жанр в структуре богослужения является сердцевиной и «телом». Недаром, при ссылке, например, Великим постом: «служба святому переносится на повечерие» — переносится именно канон, употребляемый как тождественное понятию «служба». Акафистное же пение более приличествует келейному употреблению. Если составление канона тоже является неудобоносимым для современного гимнографа, почему бы не ограничиться до времени написанием тропаря, кондака и молитвы, которые при очевидной краткости будут иметь конкретное содержание о конкретном новом мученике и исповеднике Церкви Русской.

Опыт составления и редакции служб святым, которые имеет автор настоящей статьи, позволяет раскрыть заявленную тему с самых различных сторон. Названные проблемы и вопросы, стоящие перед современным гимнографом — это далеко не закрытый список. В настоящей статье в виду ограниченности ее объема не раскрываются гимнографические принципы расположения отдельных тропарей и молитвосло-вий новомученикам, отсутствуют наглядные примеры удачных и неудачных служб новомученика, а также такие вопросы, как использование исторических данных при составлении гимнографических текстов.

Источники и литература

1. Алексий (Фролов), архиепископ. О богослужебной жизни / Доклад на заседании рабочей группы Архиерейского Собора 2004 г. «Возрождение православных монастырей и будущее России» // URL: http://www.spasnanovom.ru/KB/pubs/arhiepiskop_Aleksij/?item=173&prmt=Y (дата обращения: 10.10.2017).

2. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html (дата обращения: 10.10.2017).

3. Журналы заседания Священного Синода от 13 июля 2015 года // URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/4158601.html (дата обращения: 10.10.2017).

4. Журналы заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года // URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3005123.html (дата обращения: 10.10.2017).

15 Там же.

16 Там же.

5. Иоанн (Самойлов), игумен. Молитвенное прославление святых // URL: http://www. mepar.ru/documents/misc/2009/02/17/3072/ (дата обращения: 10.10.2017).

6. Ириней Лионский, св. Сочинения. СПб., 1900.

7. Минея. Май. Ч. 3. М.: Московская Патриархия, 1987.

8. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Память всех святых, в земли Российстей просиявших // URL: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon510.htm?id=510 (дата обращения: 10.10.2017).

9. О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века. Деяние юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // URL: http:// www.voskres.ru/golgofa/svyat.htm (дата обращения: 10.10.2017).

10. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html (дата обращения: 10.10.2017).

11. Синодальная богослужебная комиссия // URL: http://www.sbkrpc.ru/ (дата обращения: 10.10.2017).

12. Служба новомучеником и исповедником Российским // URL: http://www.zavet.ru/ kalendar/novm/001.htm (дата обращения: 10.10.2017).

Sergey Zabavnov. The Liturgical Veneration of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church: Some Problems of Contemporary Hymnography.

In this article, the author outlines the current state of church hymnography in the Russian Orthodox Church. Particular attention is paid to problems that exist in the preparation of liturgical texts for the New Martyrs and Confessors of the Russian Church. The author insists that the veneration of new martyrs should not be limited only to describing their life, drawing up life stories, opening memorial plaques, monuments, publishing archival data, building temples, and so forth. At the same time, the compilation of liturgical texts should not be done hastily and formally, without the invitation of qualified specialists. Also, the author notes that, considering the work of modern hymnographers, one sees that they are much more interested in the composition of acathists, which are given far more preference than the compiling of liturgical services. This article is a supplemented and revised version of a report presented at the First Scientific and Theological Conference held on May 16, 2017. This scientific forum was organized by the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy.

Keywords: New Martyrs and Confessors of the Russian Church, Jubilee Council of Bishops, Synodal Liturgical Commission, hymnography, hymnographers, liturgical services, Hiero-confessor Athanasius (Sakharov), Patriarch Poemen (Izvekov).

Sergey Sergeyevich Zabavnov — Master of Theology, graduate of the Post-Graduate Program of St. Petersburg Theological Academy, Dean of Students and Lecturer at the Department of Theology and Philosophy at Kazan Theological Seminary (szabavnov@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.