Научная статья на тему 'Богословские главы (Loci communes), приписываемые прп. Максиму Исповеднику'

Богословские главы (Loci communes), приписываемые прп. Максиму Исповеднику Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВИЕ / ПАТРОЛОГИЯ / ДОКСОГРАФИЯ / ЦЕРКОВНЫЕ ПИСАТЕЛИ / БИБЛИЯ / ТЕКСТОЛОГИЯ / ФЛОРИЛЕГИЙ / «БОГОСЛОВСКИЕ ГЛАВЫ» / «ПЧЕЛА»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Данная статья является продолжением перевода византийского флорилегия «Богословские главы», приписываемого прп. Максиму Исповеднику. Флорилегий возник в IX в. и пользовался немалой популярностью в Византии, а позже — на Руси. Вниманию читателей предлагаются публикации впервые выполненного П.К. Доброцветовым перевода избранных глав (12, 13, 18, 21, 22, 28, 30, 32) данного произведения на русский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains selected chapters from the Byzantine florilegium “The Theological Chapters” (Loci Communes) attributed to Ven. Maximus the Confessor. Florilegium arose in 9 century and had considerable popularity in the Byzantine Empire as well as later in Russia. This is the first publication of the chapters 12, 13, 18, 21, 22, 28, 30 and 32 translated into Russian from Greek by P.K. Dobrotsvetov.

Текст научной работы на тему «Богословские главы (Loci communes), приписываемые прп. Максиму Исповеднику»

Византийская патрология

БОГОСЛОВСКИЕ ГЛАВЫ (LOCI COMMUNES), ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ПРП. МАКСИМУ ИСПОВЕДНИКУ

Избранные главы

Данная статья является продолжением перевода византийского флорилегия «Богословские главы», приписываемого прп. Максиму Исповеднику. Флорилегий возник в IX в. и пользовался немалой популярностью в Византии, а позже — на Руси. Вниманию читателей предлагаются публикации впервые выполненного П.К. Доброцветовым перевода избранных глав (12, 13, 18, 21, 22, 28, 30, 32) данного произведения на русский язык.

Ключевые слова: богословие, патрология, доксография, церковные писатели, Библия, текстология, флорилегий, «Богословские главы», «Пчела».

От переводчика

Редакция продолжает начатое в № 2 (33) за 2010 г. журнала «Христианское чтение» издание избранных глав из произведения «Богословские главы» (Loci communes), приписываемого прп. Максиму Исповеднику. В данном номере, на взгляд переводчика, помещены, возможно, наиболее актуальные и злободневные на сегодняшний момент мирового экономического кризиса главы (Слова): 12-е. О богатстве, бедности и сребролюбии; 13-е. О самодостаточности; 18-е. О благополучии и несчастиях; 21-е. О многозаботливости и спокойствии; 22-е. О корыстолюбии; 28-е. О печали и унынии; 30-е. О пьянстве; 32-е. О трудолюбии.

За основу данного перевода взято издание в Патрологии Миня (Loci communes // Maximu Confessoris opera omnia // Patrologia cursus completus. Series Graeca/Ed. J-P. Migne. Paris, 1865. T. 91. Col. 721-1018). Состав этого издания во многом совпадает с двумя более полными версиями, выпущенными на основе исследования рукописей в ХХ веке — Сивиллой Им и Этьеном Саргологосом. Однако есть и некоторые разночтения в составе цитат.

Перевод осуществлен преподавателем Московской православной духовной академии П.К. Доброцветовым при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-04-00276а. Редакция перевода преподавателя Московской православной духовной академии П.В. Кузенкова.

Далее приводится несколько примеров, объясняющих принятую в данном переводе систему нумерации стихов.

Пример 1. Нумерация 3* 1/3/3 состоит из следующих записей:

3* — номер по сводному переводу П. К. Доброцветова.

1/ (т.е. второй номер) — по Патрологии Миня.

3/3 — номера по двум основным различным редакциям из издания Сивиллы Им (Ihm S. Ps.-Maximus Confessor: Erste kritische Edition einer Redaktion des sacro-profanen Florilegiums Loci communes (Palingenesia LXXIII). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2001. S. XVI).

Пример 2. 2* 2 S 2 (2).

S 2 (2) — номер по изданию Стефана Саргологоса (Sargologos E. Florilege Sacro-Profane du Pseudo-Maxime. Introduction, texte critique, notes et tables. Her-moupolis (Syros): Typokykladike A.E. 2001), указывающий на то, что данное высказывание присутствует только в издании Саргологоса. В скобках дается номер по иной редакции, приводимой Саргологосом.

Пример 3. 10*§ 9.

§ 9. Данный знак и номер означают на присутствие высказывания в издании Миня, но на отсутствие его во всех прочих изданиях, что указывает на возможную более позднюю интерполяцию (например, издателем Конрадом Гес-нером в XVI веке или переписчиками).

[812] число в квадратных скобках — номер колонки греческого издания в «Патрологии» Миня.

Аввы Максима философа и мученика главы богословские, а также избранные места из различных писаний тех, кто согласны с нашим христианским учением, и тех, кто предваряли его

[792] Sermo XII. De divitiis et paupertate ac avaritia Слово 12-е. О богатстве, бедности и сребролюбии

1* 1/1/1. Мф 19:24: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели

богатому войти в Царство Божие.

2* 2/2/2. 1 Тим 6:17: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали [793] не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения.

3* 3/3/3. Иов 20:15: Богатство, неправедно собираемо, изблюется.

4* 4/4/4. Притч 19:1: Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами.

5* 5/6/6. Еккл 10:19: За все отвечает серебро.

6* 6/7/7. Сирах 31:1 : Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон.

7* 7/8-9/8-9. Сирах 13:26,28: Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его. Заговорил богатый, — и все замолчали и превознесли речь его до облаков.

8* 8/10/10. Василий: Бедность вместе с истиной для благоразумных предпочтительнее всякого наслаждения. (Basil. Magn. Hom. in Hexaemeron, 3 // PG. T. 29. Col. 153; SC. T. 26. P. 406).

9* 9/11/11. Не бедность позорна, но [позорно] не переносить бедность благоразумно. (Basil. Magn. Hom. 10 Adversus iratos, 4 // PG. T. 31. Col. 364).

10* 10/12/12. Разум, порабощенный сребролюбием, есть весы, которые на одной чаше перевес имеют. (Basil. Magn. In Isaiam prophetam. 5, 179 // PG. T. 30. Col. 420).

11* 11/14/14. Богослов:

Всего непоколебимее человек неимущий.

Он обращен к Богу и на Него одного взирает.

(Greg. Naz. Carm. Mor. 1, 2, 33. 125-126 // PG. T. 37. Col. 937).

12* 12/15/15. Погибнет богатый, если не будет помогать бедным. (Greg. Naz. Orat. 44, 7 // PG. T. 36. Col. 616).

13* 13/16/16. Лучше бедность, [чем] неправедное состояние. Также и болезнь,

— чем не на добро отменное здоровье. (Greg. Naz. Carm. Mor. 1,2,33.129-130 // PG. T. 37. Col. 937).

14* 14/17/17. Тяжко быть бедным, но хуже быть богатым и злым. (Greg. Naz. Carm. Mor. 1, 2, 30.4 // PG. T. 37. Col. 909).

15* 15/18/18. Златоуст: Сколь велико достоинство бедности! Бога становится лицом. В бедности скрывается Бог, и бедный протягивает руку, а приемлет Сам Бог. (Joan. Chrysost. Ecloga de eleemosyne et hospitalitate. Hom. 23 // PG. T. 63. Col. 724).

16* 16/19/19. Как от переедания появляется воспаление, из воспаления рождается горячка, а из нее затем часто — смерть; так и от преизбытка имущества и богатства рождается высокомерие. Так же, как на телах — воспаление, так и в душе — высокомерие. (Joan. Chrysost. Hom. 3 In illud.: Vidi Dominum, 4 // PG. T. 56. Col. 118).

17* 17/20/20. Затем из него обычно следует вожделение к неприличным [делам]. (Joan. Chrysost. Ecloga de anima. Hom. 8 // PG. T. 63. Col. 622).

18* 18/27/26. Григорий Нисский: По-доброму владеть малым почетнее, чем владеть дурно многим. (Joan. Damasc. Sacra Par. // PG. T. 95. Col. 1224).

19* 19/28/27. Никому не на пользу пресыщение, но — постоянно приобретая, становишься хворостом, дровами и паклей для еще большего вожделения. (Greg. Nyss. Orat. 5 De beat. // PG. T. 44. Col. 1260).

20* 20/29/28. Тягостно имение золотое. Легкая и высоко возносящая вещь — добродетель. Если же должно восходить горе, то в том, что низводит вниз, будем нищенствовать, чтобы нам вверху на небесах оказаться. (Greg. Nyss. Orat. 1 De beat. // PG. T. 44. Col. 1208).

21* 21*§§. [Филон:] Красота богатства не в кошельках, но в помощи нуждающимся. (Philo Alex. De Ioseph., 144 Cohn-Wendland, IV. P. 91; Harris. P. 93). [796]

22* 22/30/29. Филон: Желания богатств и имений истребляют время, а беречь время — прекрасно. (Philo. 13 Tischendorf. P. 172).

23* 23/32/31. Самую большую и важнейшую заботу имей о тех, кто ради добродетели и благочестия по Богу нищенствует и бедствует, затем также и о тех, которые из-за болезней и случающихся несчастий бедствуют, в отличие от тех, что от дурного ведения хозяйства или от расточительности

нищенствуют. (Philo. fr. Harris. P. 80, 5; Didymos der Blinde. Psalterkommentar (Tura — Papirus) (Bonn, 1970) Teil V. P. 2, 18-23)).

24* 24/33/32. Нил: Не желай богатеть за счет нищелюбия, ибо Бог предписывает в качестве закона праведности оказывать милость от имения [своего]. (Nil. Sent. 48 // PG. T. 79. Col. 1244).

25* 25/34/33. Плутарх: На войне для безопасности железо лучше золота, а для жизни разум лучше богатства. (Socr. fr. IC 183 Giannantoni 1. P. 105).

26* 26/35/34. Ни конем без сбруи, ни богатством без рассудка невозможно безопасно пользоваться. (Plut. fr. inc. 55 Bernardakis 7. P. 157).

27* 27/37/36. Ни пир без беседы, ни богатство без добродетели удовольствия не приносят. (Plut. fr. inc. 57 Bernardakis 7. P. 157).

28* 28/39/38. Жизнь сребролюбцев подобна пиру мертвого. Ибо все имеет, кроме того, о чем веселиться. (Plut. fr. inc. 23 Bernardakis 7. P. 154).

29* 29/40/39. Ни от мертвого беседы, ни от сребролюбивого должной благодарности не допросишься. (Plut. fr. inc. 24 Bernardakis 7. P. 154).

30* 30/41/40. На запах меда стремятся пчелы, а к выгоде — сребролюбивые. (Plut. fr. inc. 124 Bernardakis 7. P. 164).

31* 31/42/41. Для сребролюбивого погибель есть богатство или страсть к выгоде: потеря богатства, как крови, приносит ему смерть. (Plut. fr. inc. 119 Bernardakis 7. P. 163).

32* 32/43/42. Некоторые в этой жизни так снаряжаются, будто собираются жить и после жизни. (Plut. fr. inc. 88 Bernardakis 7. P. 160).

33* 33/44/43. Богатые люди и ненасытные водопойцы одинаковы, ибо они [все равно] жаждут: одни — наполняемые водой, другие — приобретениями. (Plut. fr. inc. 125 Bernardakis 7. P. 164).

34* 34/45/44. Конь благородный выбирается не потому, что имеет дорогую сбрую, но как прекрасный по природе; так и муж усердный — это не тот, который заботится о приобретении драгоценного имения, а благородный душой. (Plut. fr. inc. 88 Bernardakis 7. P. 160).

35* 35/46/45. Презирай усердствующих о богатстве, но не могущих пользоваться тем, что имеют, ибо таковые подобны тому, кто купил хорошего, прекрасного коня, плохо умея ездить верхом. (Plut. fr. inc. 58 Bernardakis 7. P. 157).

36* 36/47/46. Уважаемыми считай не тех, кто больше всех приобрел из того, что смог взять, но тех, которые, добившись умеренного, способны пускать в дело то, что у них под рукой. (Plut. fr. inc. 96 Bernardakis 7. P. 161).

37* 37/51/56. Аристотель: Бедность есть недостаток многих, ненасытность же

— всех. (Arist., 97 Searby. P. 118).

38* 38/53/58. [Демокрит]: Никого не прославляй ни за богатство, ни за славу, ибо таковым благам следует оказывать наименьшее доверие. (Democrit. fr. B 302, 745 FVS 68 Diels 2. P. 223).

39* 39/54/59. Блаженнее не богатеющий, но не нуждающийся в богатстве. (Democrit. fr. B 302, 746 FVS 68 Diels 2. P. 223). [797]

40* 40/55/60. Больше богатства есть осознание того, что чрезмерно. (Democrit. fr. B 302, 747 FVS 68 Diels 2. P. 223).

41* 41/56/61. Если немногого будешь желать, то малое многим покажется. Ибо желание немногого бедность равноценной богатству делает. (Democrit. fr. B 284 FVS 68 Diels 2. P. 204).

42* 42/57/62. Тот, кто богат в согласии с природой, хлебом, водой и одеждой для тела удовлетворяется. Излишествующий же имеет в душе бесконечную пытку вожделением. (Democrit. fr. B 302, 749 FVS 68 Diels 2. P. 223).

43* 43/58/63. Он, спрошенный, как-то о том, как может кто-либо стать богатым, ответил: «Если будет бедным в желаниях». (Democrit. fr. 643 C Luria. P. 149).

44* 44/-/64. Тем, что дала нам природа, все мы богаты, тем же, что относится к нам, все мы бедные. (Democrit. fr. B 302, 750 FVS 68 Diels 2. P. 223).

45* 45/59/65. Тот, кто удовлетворяется данным природой богатством, намного более богат того, кто чем большим владеет, тем больше и вожделеет. Ибо [первому] ничего не недостает, этому же требуется намного больше того, чем владеет. (Democrit. fr. B 302, 751 FVS 68 Diels 2. P. 223).

46* 46/60/66. Излишнее собирание имущества детям есть оправдание сребролюбия, собственный нрав изобличающее. (Democrit. fr. B 222 FVS 68 Diels 2. P. 190).

47* 47/61/67. Бедные избегают наибольших из зол: коварства, зависти и ненависти, с которыми богатые каждый день живут рядом. (Democrit. fr. B 302, 752 FVS 68 Diels 2. P. 223).

48* 48/62/68. Диоген: Диоген Киник философ, спрошенный кем-то, почему золото желтое, ответил: «Потому что многие коварные замыслы в себе таит». (Diog. fr. V B 227 Giannantoni 2. P. 323).

49* 49/63/69. Он сам, видя Анаксименовых слуг, многие наряды носящих, спросил: «Чье это?» Они сказали: «Анаксимена» — «Разве он не стыдится, всем этим владея, самим собой при этом не владеть?» (Diog. fr. V B 507 Giannantoni 2. P. 412).

50* 50/64/70. Сократ: Вино изменяется вместе с мехами, а богатство — вместе с нравами приобретающих его. (Socr. fr. IC 303 Giannantoni 1. P. 124).

51* 51/65/71. Пот достойнее иметь от телесных упражнений, богатство же — от собственных трудов. (Socr. fr. IC 305 Giannantoni 1. P. 124).

52* 52/66/72. Сокровища богатых и расточительных подобны высохшим смоковницам, от которых не человеку плоды достаются, но воронам и коршунам; так же и [от этих сокровищ] — гетерам и льстецам. (Crat. fr. V H 74 Giannantoni 2. P. 545).

53* 53/67/73. Он [сам], спрошенный, кого считать корыстолюбивыми, ответил: «Тех, кто охотится за прибылью от гнусного, а нужды друзей презирает». (Socr. fr. IC 255 Giannantoni 1. P. 116).

54* 54/68/74. Богатство сребролюбивых словно солнце, зашедшее в землю: никого из живущих не радует. (Socr. fr. IC 268 Giannantoni 1. P. 118).

55* 55/69/75. Еврипид в «Данае»:

О золото, ты лучший дар смертным.

Так что ни мать такого удовольствия не приносит,

Ни людям хорошие дети, ни добрый отец.

Если Киприда так взглянет в глаза,

Неудивительно, что тьмы любовников себе воспитает.

(Eurip. І8 Tischendorf. P. 220).

56* 56/70/76. Мосхион: Как коню доставляют превозношение и похвалу не украшения, а птицам — не красивые гнезда, но первому — стремительность ног, а вторым — крыльев, так и человеку — не прикрасы и роскошь, но добросердечие и благоделание. (Epict. etMosch. 32 Elter, Gnomica 2. P. І5). [800]

57* 57/71/77. Родившись среди персов, ты стремился бы не поселиться в Элладе, но быть счастливым, живя там же [в Персии]. Так что же, родившись в бедности, ты спешишь разбогатеть, а не быть счастливым, оставаясь как есть? (Epict. et Mosch. 29 Elter, Gnomica 2. P. І5).

58* 58/72/78. Благоразумный, относясь к бедности с терпением и благородством, обнаруживает нечто почтеннее богатства. (Epict. et Mosch. І0І Elter, Gnomica II. P. 22).

59* 59/73/79. [Клейтарх:] Многочисленные подарки детей лучше не делают. (Clit. sent. 74 Chadwick. P. 80).

60* 60/74/80. Клейтарх: Воздержание — основа благочестия, жажда приобретений — начало корыстолюбия: ибо из сребролюбия рождается несправедливость. (Clit. sent. 24 Chadwick. P. 77).

61* 61/75/81. Катон: Слава и богатство без рассудительности — ненадежное приобретение. (Democrit. fr. B 77 FVS 68 Diels 2. P. І60).

62* 62/76/82. Аполлоний: Не стыдно бедствовать по природе, но обеднеть по позорной причине — позорно. (Apoll. Ep. 97. Penella. P. 86).

63* 63/77/83. Евсевий: Легкомысленные люди почитают и восторгаются теми, кто владеет великими имениями, даже если они нерадивы; усердных же, как только обнаружат их безденежье, презирают. (Euseb. fr. 7. Mullach 3. P. 9).

64* 64/78-82/84-89. Менандр:

Душу иметь должно богатую, имение же Есть видимая завеса жизни.

Блажен же тот, кто и состояние, и ум имеет:

Ибо употребляет их на то, что должно и прекрасно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тот же, кто к золоту тянет руку,

Если и не говорит, то замышляет дурное.

Никогда бы я не позавидовал слишком богатому Человеку, которому не впрок ничто из того, что он имеет.

Ты говоришь — но что бы ни говорил, говоришь, чтобы заполучить.

(Men. 22-25 Tischendorf. P. 2І8).

65* 65/82/89. Кратон!:

Нет большего в жизни несчастья, чем бедность.

Ибо если по природе ты еще и усерден,

Будешь посмешищем.

(Bergk. Poet. Lyr. Gr. vol. II. P. 372. Criton).

65/83/90. С достоинством бедствовать лучше, чем дурно богатеть. Ибо одно приносит сочувствие, а другое — порицание. (Antiphan fr. 258 PCG 2. P. 46І).

66* 66/84/91. Из Фаворина: Беотиец, которому было за семьдесят, найдя сокровище, пнул его ногой и прошел мимо, как будто для него это было ничто. (Favorin fr. І5 Barigazzi. P. І59).

67* 67/85/92. Аристоним: Как пьющие одно и то же вино одни — буйствуют, другие — размягчаются, так же [дело обстоит] и с богатством. (Gnom. Hom. Appendix, 200d. Elt.).

68* 68/86/93. Бион: Бион, насмехаясь, говорил тем, кто усердствовал в приобретении богатства, что его приносит случай, охраняет несвобода, похищает доброта. (Bion F 38A Kindstrand. P. І22).

!В немецком издании — Катон, а также вариант — Критон.

69* 69/87/94. Феогнид:

Не напрасно, Плутон, боги тебя почитают,

Ибо с легкостью зло ты приносишь.

(Theogn. 523sq.).

69* 69/88/95.

Я не желаю богатеть и не молюсь об этом, но пусть лучше Жить мне, довольствуясь малым, не зная никакой беды.

(Theogn. 1155-1156; Basil. Magn. Hom. 22, 8 // PG. T. 31. Col. 585; Hom. mor., 6, 1 // PG. T. 32. Col. 1184).

70* 70/89/96. Лукиан:

На землю ступил я нагой, и с этой земли нагим я отыду,

И тщетно зачем мне стараться, видя сей нагой конец?

(AP. 10. 58 (Palladas)).

71* 71/90/97. Симонид: Симонид, спрошенный о том, что предпочтительней

— богатство или мудрость, ответил: «Не знаю, ибо вижу многих мудрых, отирающихся у дверей богатых». (Aristip. fr. IV A 106 Giannantoni 2. P. 47).

72* 72/91/98. Аристид: Справедливый Аристид, бранимый одним богачом за бедность, сказал: [801] «Мне бедность не дала узнать ничего дурного, тебе же богатство — немало беспокойств». (Favorin fr. 113 Barigazzi. P. 537).

73* 73/92/99. Гиерон: Бранимый, что многих учил риторике, ответил: «Но не учил сребролюбию». ((d) f. 153 v, 10-12).

74* 74/93/100. Мусоний: Богатствам Кира и Креза мы предпочитаем крайнюю бедность и убеждены, что богат один-единственный — мудрец, всегда способный ни в чем не испытывать недостатка. (Muson. fr. Min. 34 Hense. P. 122-123).

75* 75/94/101. Ксенофонт-философ: Бедность называл самообучающей философией, ибо эта [философия] убеждает словами, та же — вынуждает делами. (Diog.fr. IV B 223 Giannantoni 2. P. 322).

76* 76/95/102. Богатство есть прикрытие многих зол. (Men. Fr. 84 Koerte-Thierfelder 2. P. 4І).

77* 77/96/103. Он же, видя одного невоспитанного богача, сказал, что это грязь посеребренная. (Apopht. Vind. І29 Waschmuth. P. 24 (Philip.)).

78* 78/97/104. Филистион: Хоть ты и господин десятков тысяч локтей земли, но, умерев, станешь [хозяином] только трех-четырех. (Men. etPhilist. Comp. I. 22І-222 Jaekel. P. 97).

79* 79/98/105. Демонакт: Есть некоторые, которые настоящей жизнью не живут, но с большим усердием запасаются, словно другой жизнью будут жить, а не нынешней. (Demonax fr. 5 Funk. P. 660).

80* 80/-/106. Из высказываний Аристиппа: Как обувь, которая велика, бесполезна, так и избыточное имущество. Ибо излишек той мешает ее использованию, тем же пользоваться можно в нужное время и целиком, и частью. (Aristip. IV A 75 Giannantoni 2. P. 36).

81* 81/99/107. Демосфен: Демосфен-ритор, увидев, как несут [хоронить] одного сребролюбца, сказал: «Этот, прожив жизнь не в жизнь, оставил пожить другим». (Demosth. fr. І2 Clavaud. P. І42).

82* 82/99/107. [Хилон:] Лучше выбирай убыток, чем позорную прибыль, ибо то единожды тебя опечалит, это же — навсегда. (Chil. septem sap. І0 FVS І0 Diels І. P. 63).

83* 83/101/109. Демокрит или Феокрит: Этот многих богачей называл слугами, а не господами денег. (Democrit. fr. 630 Luria. P. І48).

84* 84/102/110. Платон: Всякий, кто о теле своем заботится, не о себе заботится; а кто о деньгах — ни о себе, ни о своем, но о еще более далеком, чем свое. (Plato. Alc. I, ІЗІ B).

85* 85/103/111. Дефил:

Если бы нельзя было брать, то никто бы и не был негодяем.

Сребролюбие — это когда, поставленный надзирать Над справедливостью, ты всегда являешься рабом корысти.

(Diphil. fr. 94 PCG 5. P. І08).

86* 86/104/112. Анакреонт: Анакреонт, получив от Поликрата в дар пять талантов, когда продумал о них две ночи, отдал их обратно со словами: «Не стоят они того, чтобы думать о них». (Stob. 4, І, 78 (Anacr.)).

87* 87/105/113. Исократ: Цени имеющееся состояние по двум причинам: [во-первых], так легче выплатить большой штраф и помочь хорошему другу в беде, [802] [во-вторых], в сей неверной2 жизни ничто не лишне; но люби его в меру. Уважай настоящее, ищи лучшего. (Isocr. І, 28-29).

Sermo XIII. De virtute qua quis rebus suis contentus est Слово 13-е. О самодостаточности

1* 1/1/1. Лк 12:22: И сказал ученикам Своим... — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться.

2* 2/2/2. Флп 4:11-13: Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

3* 3/3/3. Притч 30:8-9: Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.

4* 4/4/4. Сирах 40:18: Жизнь довольного своею участью и труженика сладостна.

5* 5/5/5. Сирах 31:22: Здоровый сон бывает при умеренности желудка.

6* 6/6/6. Василий: Сила жизненная легко переваривает пищу умеренную и простую и претворяет ее в плоть питаемого; а приняв дорогие и разнообразные снеди, потом будучи не в состоянии переварить их совершенно, производит разные роды болезней. (Basil. Magn. Hom. І De jejunio, 4 // PG. T. ЗІ. Col. І69).

2То есть непрочной, обманчивой, скоропреходящей и изменчивой.

7* 7/7/7. Богослов: Добрым образом обладать малым намного почтеннее, чем дурно обладать многим.

8* 8/14/9. Златоуст: Не тот богат, кто много имеет, но тот, кто в немногом нуждается. (Joan. Chrysost. Hom. 2 in Ep. ad Philip. І, 5 // PG. T. 62. Col. І96).

9* 9/15/10. Пользой, братья, а не удовольствием жизнь измеряется. Итак, отвергая лишнее для природы, примем с любовью только необходимое. (Joan. Chrysost. Ecloga de jejunio et temperantia. Hom. 4 // PG. T. 63. Col. 598).

10* 10/17/12. [Григорий Нисский:] Прекрасно оставаться в границах потребности и со всей силой упорствовать, чтобы не переступать их. Ибо если кто-то хотя бы в малом от вожделения увлечется к наслаждениям жизни, далее никто не выдерживает дальнейшего натиска. (Greg. Nyss. Orat. 4 De orat. Dom. // PG. T. 44. Col. ІІ76; Nil. De monastica exercitatione, 69 // PG. T. 79. Col. 804).

11* 11/16/11. Нил: Мерой имущества является польза тела; переступать же ее

— безобразие и уже не польза. Ибо как соразмерный телу хитон — и польза, и украшение, а со всех сторон свисающий, путаясь в ногах и непристойно влачась по земле, становится помехой для всякого дела, так и имение, превышающее пользу тела, и добродетели мешает, [805] и вызывает многое осуждение у способных исследовать природу вещей. (Nil. De monastica exercitatione, 68 // PG. T. 79. Col. 80І).

12* 12/18/13. Климент: Ревнители потребности в малом отвращаются от роскоши, как от болезни души и тела. (Clem. Alex. fr. 25 Stahlin-Fruchtel 3. P. XXXI).

13* 13/19/14. В приобретении и использовании необходимого пагубно не качество, но превышающее меру количество. (Clem. Alex. fr. 26 Stahlin-Fruchtel 3. P. XXXI).

14* 14/20/15. Филон: Усердный и нуждающийся в малом — на границе бессмертной и смертной природ, имея потребности из-за смертного тела, но нужду в немногом из-за души, стремящейся к бессмертию. (Philo Alex. De virtutibus, 9 Cohn-Wendland, 5. P. 269).

15* 15/22/17. Демокрит: При самодостаточной пище ночь никогда не бывает короткой. (Democrit. fr. B 209 FVS 68 Diels 2. P. І88).

16* 16/23/18. Клейтарх: Мы должны себя приучать довольствоваться в жизни немногим, чтобы не научиться ничему позорному ради денег. (Clit. fr. 44 FGrHist. ІЗ7 Jacoby 2B. P. 752).

17* 17/24/19. Сократ: Сократ, спрошенный кем-то: «Кто тебе кажется самым богатым?» — ответил: «Тот, кому достаточно самого малого: ибо самодостаточность — богатство природы». (Socr. fr. IC 245 Giannantoni І. P. ІІ5).

18* 18/25/20. Как и в пути, в жизни берут с собой не многоценные припасы, но самые необходимые. (Socr. fr. I C 245 Giannantoni І. P. ІІ5).

19* 19/26/21. Лучше благодушествовать стесненным в одном достатке, чем, получив его в изобилии, быть несчастным. (Socr. fr. IC 226 Giannantoni І. P. ІІ2).

20* 20/27/22. Александр: Когда некто из считавшихся доброжелателями сказал ему: «Города могут предоставить тебе и большую дань», ответил: «Ненавижу садовника, до корней срезающего зелень». (Apopht. Vind. І4 Waschmuth. P. 8 (Alex.)).

21* 21/28/23. Демокрит: Роскошные яства предоставляет судьба, а самодостаточность — целомудрие. (Democrit. fr. B 2І0 FVS 68 Diels 2. P. І88).

22* 22/29/24. Из Эпиктета и Исократа: Самодостаточность, словно путь краткий и приятный, приносит радость великую, а труд — небольшой. (Gnom. Hom. 72 Elt.).

23* 23/30/25. Укрепляй себя в самодостаточности: ибо это неприступная крепость. (DIE 2ІІ Waschmuth).

24* S 24 (25). Он же, спрошенный о том, кто из людей богат, ответил: «Самодостаточный».

25* 24/32/27. Сократ: Когда Ксантиппа стала бранить своего мужа Сократа за то, что он готовится скромно угостить друзей, он сказал: «Если они наши, то им ничего не надо, если же чужие, то нам от них ничего не надо». (Socr. fr. IC 352 Giannantoni І. P. ІЗІ).

[831] Sermo XVIII. De secundis rebus atque adversis Слово 18-е. О благополучии и несчастиях

1* 1/1/1. Лк 16:25: [Но Авраам сказал: чадо!] вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.

2* 2/2/2. 1 Кор 4:11: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками.

3* 3/3/3. Сирах 12:9: При счастье человека враги его в печали, а в несчастье его и друг разойдется с ним.

4* 4/4/4. Сирах 18:25: Во время сытости вспоминай о времени голода, и во дни богатства — о бедности и нужде. От утра до вечера изменяется время.

5* 5/6/6. Сирах 9:14: Не завидуй славе грешника.

6* 6/5/5. Из эпиграмм:

Как ведет тебя судьба, все переноси.

Если же будешь непослушен — и сам себе повредишь,

И своей судьбе.

(Julianus fr. І7 Bidez 2. P. 2І6).

7* S 5 (5). Святой Василий: Что судьба велит тебе вынести, сноси [стойко]; если же отчаешься, и себе навредишь, и [сам] будешь унесен судьбой.

8* 7/10/11. Богослов: Когда плывешь благополучно, особенно помни о буре. (Greg. Naz. Carm. Mor. І, 2, 30, І5 // PG. T. 37. Col. 9І0).

9* 8/11/12. Если один за дурное наказывается, а другой, восхваляемый, превозносится, кто знает, не наоборот ли: тот через порок возвышается, а этот через добродетель испытывается? (Greg. Naz. Orat. І4, 30 // PG. T. 35. Col. 897).

10* 9/12/13. Златоуст: В одном мы должны быть убеждены, что всё на пользу нам устрояется от Бога. Но не следует еще и допытываться, каким образом, ни сердиться и гневаться на неведение. Ибо невозможно нам это знать

и не полезно: одно — потому что мы смертные, а другое — потому что быстро впадем в безрассудство. (Joan. Chrys. Ad Stagirium a daemone vexatum 1, 7 // PG. T. 47. Col. 441).

11* 10/17/16. Нил: Не должно ни ободряться всяким падением и всяким грехом людей, ни радоваться, когда кому-то строят козни, даже если считаешь, что это смертельный враг. (Joan. Damasc. Sacra Par. // PG. T. 95. Col. 1533).

12* 11/18/17. Оплакивай грешника процветающего, ибо меч справедливости над таковым выше возносится. (Nil. Capita paraenetica, 94 // PG. T. 79. Col. 1257).

13* 12/19/18. Почему праведные ослабевают и бедствуют, неправедные же возносятся и богатеют? Отвечаю: чтобы тем — увенчаться, а этим — вечно быть наказываемыми.

14* 13/20/19. Во всех обстоятельствах, тебе сопутствующих, ожидай перемены, и когда случатся [832] неожиданные несчастия, думай о полезном и лучшем. (Joan. Damasc. Sacra Par. // PG. T. 95. Col. 1529).

15* 14/23/22. Филон: Радоваться о несчастиях других, хотя и бывает справедливо, но бесчеловечно. (Philo Alex. Quaestiones in Genesim 4, 52b. Petit 33. P. 162).

16* 15§. Великая помощь несчастным — надежда на перемену и лучшее, лежащее перед глазами. (Greg. Naz. Orat. 6, 19 // PG. T. 35. Col. 748; Т. 1. С. 323).

17* 16§. Несчастье для благомыслящих становится воспитанием, и страдание часто лучше, чем благополучие. (Greg. Naz. Orat. 43, 55 // PG. T. 36. Col. 565; Т. 1.С. 537).

18* 17§. Величайшая беда для человека неудачливого — лишение возможности восполнить утраченное. (Greg. Thaumatourg. Metaphr. in Eccl. P. 997).

19* 18§. Великое лекарство терпящему несчастье — сочувствие, приносимое от души; искреннее сострадание сильно облегчают беду. (Greg. Naz. Orat. 14, 28 // PG. T. 35. Col. 896; Т. 1. С. 190).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20* 19/22/21. Евагрий: Всякое несчастье легко человеку нелегкомысленному. (Joan. Climac.Scala paradisi 5, 30 // PG. T. 88. Col. 793).

21* 20/24/23. Плутарх: Больному бесполезна золотая кровать, а глупому — особенное счастье. (Plut. fr. inc. 62 Bernardakis 7. P. І57).

22* 21/25/24. К больным должны приходить врачи, а к несчастным — друзья. (Plut. fr. inc. 62 Bernardakis 7. P. І57).

23* 22/26/25. Как от винопития, так и от несчастий многие сходят с ума. (Plut. fr. inc. 67 Bernardakis 7. P. І58).

24* 23/27/26. Больному ношу нести или невоспитанной душе благоденствовать

— одно и то же. (Plut. fr. inc. 68 Bernardakis 7. P. І58).

25* 24/28/27. Блестящие удачи, подобно сильным ветрам, творят великие кораблекрушения. (Plut. fr. inc. 63 Bernardakis 7. P. І58).

26* 25/29/28. Как плывущие в тихую погоду должны быть готовы и к буре, так и разумные в благополучии хорошо, если приготовили средства подмоги в несчастье. (Plut. fr. inc. 64 Bernardakis 7. P. І58).

27* 26/30/29. Больной недоволен жизнью, а глупец — благополучием. (Plut. fr. inc. 69 Bernardakis 7. P. І58).

28* 27/31/30. Фортуна подобна дурному судье, ибо часто увенчивает ничего не делающих. (Plut. fr. inc. 65 Bernardakis 7. P. І58).

29* 28/32/31. Судьба словно стрелок из лука: иногда попадает в нас, словно в некую цель, иногда же ее стрелы не достают до нас и ложатся рядом. (Plut. fr. inc. 70 Bernardakis 7. P. І58).

30* 29/33/32. Скрывай несчастья, чтобы не радовать своих врагов. (Plut. fr. inc. 66 Bernardakis 7. P. І58).

31* 30/34/33. Исократ: Никого за несчастья не брани, ибо судьба общая для всех, а будущее — неизвестно. (Isocr. І, 29).

32* 31/35/34. Ничто не почитай надежным у людей. И так не будешь ни в удачах чрезмерно радоваться, ни в несчастьях чрезмерно горевать. (Isocr. І, 42).

33* 32/-/36. И хороший кормчий иногда терпит кораблекрушение, и муж усердный — несчастье. (Isocr. apopht. 26 Mathieu-Bremond 4. P. 237).

34* 33/36/35. Демокрит: Удачливый в зяте находит сына, [833] а неудачник — губит и дочь. (Democrit. fr. B 302, І87 FVS 68 Diels 2. P. 222).

35* 34/37/37. Сократ: Хорошо в очаге виден яркий огонь, а в несчастье — ум. (Socr. fr. IC 2ІЗ Giannantoni І. P. ІІ0).

36* 35/38/38. Сократ: Немощные неисцелимы в болезни, а неразумные — в благоденствии. (Socr. fr. IC 238 Giannantoni І. P. ІІ4).

37* 36/39/39. Он же, спрошенный о том, что опечаливает добрых, сказал: «Благополучие злых». (Socr. fr. IC 369 Giannantoni І. P. ІЗ4).

38* 37/40/40. [Харикл:]3 Неожиданное благополучие обычно вызывает на дерзкие дела. (Socr. fr. IC 369 Giannantoni І. P. ІЗ4).

39* 38/41/41. [Мосхион:] Кого судьба наказует, тот и от кротких удары получает. (Mosch. Gnom (E) І9 Schenkl. P. 494).

40* 39/42/42. Демонакт: Немузыкальные не могут достичь гармонии в инструментах, а невоспитанные — в превратностях судьбы. (Demonax fr. 25 Funk. P. 663).

41* 40/43/43. Показывает бегство истинно мужественного, а несчастья — разумного. (Demonax fr. І5 Frietzche. P. 6).

42* 41/44/44. Из Фаворина: Благоденствуя — не превозносись, будучи в затруднении — не падай духом; перемены судьбы умей переносить благородно. (Favorin fr. ІІ0 Barigazzi. P. 535).

43* 42/45/45. Александр: Царь Александр, видя Диогена, уснувшего в бочке, сказал: «О, бочка, исполненная мыслей!» — философ же, встав, сказал:

«О величайший царь!

Удачи каплю я желаю более, чем мыслей бочку:

Ведь в ее отсутствие несчастны мысли».

ЗЭта и последующие цитаты в PG соединены вместе.

На что кто-то из любителей мудрости ответил:

«Мне капля мыслей кажется важнее удачи бездны,

Ведь в ее отсутствие несчастны мысли».

(Diog. fr. V B 38 Giannantoni 2. P. 245.)

44* 43/46/46. Эпикур: Низкая душа благополучием превозносится, несчастьями же низвергается. (Epic. fr. 488 Usener. P. 306).

45* 44/47/47. [Деметрий Фалерский4]: Не желающему благородно переносить несчастья невозможно быть и счастливым. (Demetr. Phaler. Fr. 122, 3. Gnom. Vat. 256).

46* 45/48/48. Кипсел Коринфский: В благополучии будь умеренным, в несча-стии — разумным. (Periandr. septem sap. 8 FVS 10 Diels 1. P. 65).

47* 46/49/49. Из Эпиктета и Исократа: Воспитанные, словно в палестре, если и упадут, то быстро и ловко воспрянут от неудачи. (DIE 55 Wachsmuth).

48* 47/52/52. Рассудок, словно хороший врач, должен призываться помощником в несчастье. (DIE 113 Wachsmuth).

49* 48/53/53. Неразумный от благополучия, как от пьянящего напитка, чем больше вкушает, тем безрассуднее становится. (DIE 109 Wachsmuth).

50* 49/54/54. Враг благоденствующим — зависть. (DIE 110 Wachsmuth).

51* 50/55/55. Тот, кто помнит, что такое человек, ни от чего из случающегося не расстраивается. (DIE 241 Wachsmuth).

52* 51/51/51. Для благополучного плавания нужны кормчий и ветер, [836] а для благоденствия — рассудительность и искусность. (DIE 107 Wachsmuth).

53* 52/50/50. Благополучием стоит наслаждаться, словно цветущим возрастом. (DIE 108 Wachsmuth).

54* 53/56/56. Нерассудителен тот, кто в приключающихся обстоятельствах скорбит по поводу естественной необходимости. (DIE 242 Wachsmuth).

4В PG — «Демосфен».

55* 54/57/57. Биант: Несчастен тот, кто не выносит несчастья. (Bias. Apopht. З Mullach I. P. 228).

56* 55/58/58. Когда его спросили, что трудно, он ответил: «Перемену к худшему перенести благородно». (Bias. Apopht. ІІ Mullach I. P. 229).

57* 56/59/59. Зенон: Зенон Китийский, потерпев кораблекрушение и потеряв имущество, ничего не сказал неблагородного, но произнес: «Как хорошо,

о судьба, что ты смирила нас до этого рубища!» (Zen. fr. 277 SVFI von Arnim. P. 63).

58*57/60/61. Гиерон: Он, спрошенный о том, кто счастлив, ответил: «Кто телом здоров, душой — находчив, по природе — хорошо воспитан». (Thales. Fragm. ined. 22 Miller. P. 223).

59* 58/-/60. Фалес: Фалес, спрошенный, кто легче перенесет несчастья, сказал: «Тот, кто увидит врагов в худшем положении». (Thales. fr. A І FVS ІІ Diels І. P. 7І, 22-23).

60* 59/61/62. Ромул: Не спеши называть блаженным человека, привязанного к друзьям, к детям или к тем, чье благополучие призрачно. Ведь всё подобное шатко, а полагаться на самого себя — удел одного лишь Бога. (Demophil. Pyth. Sent. 5 Mullach І. P. 499).

61* 60/62/63. Он же сказал, что страдания людей есть научения в жизни. Ибо многие, не способные прозревать будущее разумом, понимают происходящее страданием. (Aesop. sent. 207 Perry. P. 402).

62* 61/63/64. Радуйся в добрых происшествиях и умеренно печалься в несчастных. (Isocr. І, 42).

63* 62/64/65. Филистион:

Освобождают нас несчастья от несчастий И успокаивают беды через другие беды.

(Men. fr. 549, 5 Edmonds IIIB. P. 784).

64* 63/65/66. Еврипид:

В бедах друзья благодетельствуют.

Ведь когда судьба благоволит, какая нужда в друге?

Довольно уже и того, что Сам Бог помогает охотно.

(Eur. 9 Tischendorf. P. 2І9).

65* 64/66/67. Иосиф [Флавий]: Как неприлично слишком превозноситься в успехах, так и немужественно падать духом в неудачах, ибо стремительна перемена от одного к другому. (Jos. Flav. De bello Jud. 4, 42).

[851] Sermo XXI. De curiositate negotiorumque sollicitudine, et de quiete atque ab eis vacatione Слово 21-е. О многозаботливости и спокойствии

1* 1/1/1. Лк 10:41: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом.

2* 2/2/2. 1 Фес 4:11: Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам.

3* 3/3/3. Иов 3:19: Упокоишися бо и не будет боряй тя; пременяющиися же мнози имут просити тя.

4*4. Иов 39:7: Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика.

5* 5/4/4. Сирах 11:10: Сын мой! не берись за множество дел: при множестве дел не останешься без вины.

6* 6/5/5. Василий: Как звери послушны, когда их пригладят, так и вожделение, гнев, страхи и печали, отравляющие душу недуги, усыпляются через безмолвие и, не раздражаемые постоянным возбуждением, становятся более послушными силе разума. (Basil. Magn. Ep. 2, 2 // PG. T. 32. Col. 225).

7* 7§. Итак, безмолвие служит для души началом очищения, когда ни язык не произносит чего-либо человеческого, ни глаза не заняты рассматриванием доброцветности и соразмерности в телах, ни слух не расслабляет душевного напряжения слушанием песней, сложенных для удовольствия, или

разговоров людей шутливых и смехотворных, что обыкновенно всего более ослабляет душевные силы. Ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге; озаряемый же и просвещаемый этой Добротою приходит в забвение о самой природе; душа, не увлекаемая ни попечением о пропитании, ни беспокойством об одеждах, но, на свободе от земных забот, всю свою ревность обращает на приобретение вечных благ, на то, чтобы возрастали в ней целомудрие и мужество, справедливость и благоразумие, а равно и прочие добродетели. (Basil. Magn. Ep. 2, 2 // PG. T. 32. Col. 225).

8* 8§. Среди тех, кто отвлекают душу и занимаются делами житейскими, невозможно преуспеть в исполненном трудов упражнении. (Basil. Magn. Regulae fusius tractatae, 6 // PG. T. 31. Col. 925).

9* 9§. Богослов: Подобает и молчать, чтобы невозмутимо собеседовать с Богом, и хотя бы немного собирать ум от вводящего в заблуждение. (Greg. Naz. Orat. 25, 7 // PG. T. 35. Col. 1237).

10* 10/6/7. Блюдем за чужими грехами не для того, чтобы их оплакивать, но чтобы порицать, и не для того, чтобы врачевать, [852] но чтобы еще больше унизить, и оправданием своих злых дел имеем недостатки ближних. (Greg. Naz. Orat. 2, 80 // PG. T. 35. Col. 485; SC. T. 247. P. 194).

11* 11/-/6. Бездеятельное безмолвие ценнее, чем слава в делах. (Greg. Naz. Ep. 131, 2//PG. T. 37. Col. 225).

12* 12/7/8. Златоуст: Лучше укрух хлеба с солью в мире и беззаботности, нежели дом, исполнен многих яств в хлопотах и заботах (Притч 17:1). (Joan. Chrys. De patientia et de consumatione huius saeculi (sp.) // PG. T. 63. Col. 942).

13* 13/8/9. Человек, встревающий в жизни других, никак не может позаботиться о своей жизни. Ибо поскольку всё старание у него растрачивается на выведывание дел других, его собственные дела неизбежно будут находиться в состоянии грубом и неухоженном. (Joan. Chrys. Hom. 3 ad populum Antiochenum, 5 // PG. T. 49. Col. 55).

14* 14/9/10. Филон: Мудрец стремится к спокойствию и бездеятельности, чтобы предаваться в тишине божественным умозрениям. (Philo Alex. Quaestiones in Genesim 4,47. Petit 33. P. 156-157).

15* 15/9/10. Мудрец — странник и переселенец от беспокойной жизни к жизни блаженной и подобающей мирным.

16* 16/10/11. Евагрий: Жить лучше, смело лежа на соломенной подстилке, чем в тревогах — на золотой кровати. (Euagr. 6 Elter, Gnomica І. P. LII).

17* 17/11/- [Из отцов:] Из-за четырех вещей душа становится пустой: из-за нехранения молчания, любви к развлечениям, желания материального и скупости. (Isaias ІЗ, 2І Draguet. P. 235).

18* 18/13/13. Нил: Молчаливая жизнь славнее многих богатств. (Nil. De monastica exercitatione, c. 2І // PG. T. 79 Col. 748).

19* 19§. Тягостно безмолвие для недавно отрешившихся [от мира]. Ибо тогда память, получив время, возбуждает всякую внутреннюю нечистоту, прежде не имея досуга делать это из-за отвлекающих дел.

20* 20/14/14. Кирилл: Для ума, пребывающего в тревоге и борении, недоступна ни какая-либо мысль о добром, ни благодать Божия.

21* 21/15/15. Афанасий: Лучше в затруднительном положении молчать и веровать, чем потерять веру из-за трудностей. (Athanas. Alex. Orat. 2 Contr. Arian., 36 // PG. T. 26. Col. 224).

22* 22/20/23. Сократ: Спрошенный: «Кто живет без тревог?» — ответил: «Те, которые за собой не знают ничего неприличного». (Socr. fr. IC 278 Giannantoni І. P. І20).

23* S 18 (22). Мосхион: Освобождаясь от беспокойства, пользу находит человек и в наказании. (Mosch.sent., 2І; Schenkl. Epictetus. P. 494).

24* 23/22/25. Аристипп: Когда кто-то ему сказал: «Из-за тебя погибло поле», он ответил: «Лучше, чтобы из-за меня поле, чем я из-за поля». (Aristip. IV A 84 Giannantoni 2. P. 39).

25* 24/23/26. Демосфен: Когда кто-то ему сказал: «Ты о поле не заботишься, но самому себе посвящаешь весь досуг», — он ответил: «Я упражняюсь в том, благодаря чему и приобрел поле». (Demosth. fr. 55 Sauppe. P. І47). [853]

26*25/24/27. Серин: Когда Фалес глядел в небо и упал в яму, служанка, видевшая это, сказала: «Поделом досталось, ведь смотрел на то, что в небе, не зная того, что под ногами». (Thales. fr. 34 FVS 11 Diels 1. P. 70).

27* 26/25/28. Аристотель: О тех, которые пытаются доказать очевидное, Аристотель сказал, что таковые подобны тем, кто тщатся фонарем показать солнце. (Arist., 43 Searby. P. 106).

28* 27/26/29. Евклид: Евклид-философ, когда его кто-то спросил, каковы боги и чему они радуются, ответил: «Иного не знаю, но то, что они ненавидят суетливых, знаю точно». (Euclid. fr. 11. Doring. P. 7).

29* 28/27/30. Демонакт: Всякий здоровый, но суетливый5 болен, так как встревает в чужие дела. (Demonax fr. 29 Funk. P. 664).

30* 29/28/31. Тем, которые допытывались, есть ли душа у космоса и не круглую ли форму он имеет, сказал: «Вы допытываетесь о порядке мира, а о своем беспорядке не заботитесь». (Demonax fr. 4 Funk. P. 660).

Sermo XXII. De avaritia ac plus habendi injusta cupiditate Слово 22-е. О корыстолюбии

1* 1/1/1. Лк 12:15: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

2* 2/2/2. 1 Кор 6:7: Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?

3* 3/-/3. Еккл 1:8: Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

4* 4/3/4. Сирах 4:36: Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5* 5/4/5. Сирах 40:13: Имения неправедных, как поток, иссохнут и, как сильный гром при проливном дожде, прогремят.

5В латинском переводе — «любопытный».

6* 6/5/6. Сирах 5:10: Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения.

7* 7/6/7. Сирах 14:9 : Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью.

8* 8/7/8. Сирах 21:9: Строящий дом свой на чужие деньги — то же, что собирающий камни для своей могилы. [856]

9* 9/8/9. Василий: Кто жаждет чужого, вскоре будет плакать, потеряв и свое. (Basil. Magn. Mor. 6 De avaritia, 6 // PG. T. 32. Col. 1193).

10* 10§. Любостяжательный желает всего, что видит глаз, не насытится око зрети (Еккл 1:8), и сребролюбец не удовольствуется тем, что получает. Ад не скажет: довлеет (Притч 30:16), и любостяжательный никогда не говорит: «Довольно». Когда употребишь то, что у тебя есть? Когда станешь этим наслаждаться — ты, непрестанно предающийся трудам приобретения? Любостяжательный — худой сосед в городе, худой сосед в поле. Море знает свои пределы; ночь не преступает издревле положенных ей границ; но любостяжательный не уважает времени: не знает предела, не уступает порядку преемства, но подражает стремительности огня — все захватывает, все пожирает. Что ж после сего? Не всего ли три локтя земли ожидают тебя? Не достаточно ли будет тяжести немногих камней, чтобы охранять жалкое тело? Для чего томишься? Для чего поступаешь беззаконно? (Basil. Magn. Hom 8. In divites, 5-6).

11* 11/9/10. Лучше понемногу ухищрениями унимать нужду, нежели, вдруг возвысившись за счет чужого, впоследствии лишиться всего своего достояния. (Basil. Magn. Hom. 2 In Psalm. 14, 2 // PG. 29. Col. 269).

12* 12/10/11. [Иоанн Златоуст:] Кто берет то, что принадлежит товарищу, и отдает другим, не милосердствует, но совершает крайнюю несправедливость. Ведь если милуешь из неправедно добытого, будь милостив и к тем, с кем ты поступил неправедно. Ибо благочестив не тот, кто многих милует, но кто ни в чем не согрешает. (Joan. Chrys. Hom. 13 In Ioannem, 4 // PG. T. 59. Col. 91).

13* 13/11/12. Богослов: Плата блуднице в неведении не выдается. (Greg. Naz. Carm. Mor. 1, 2, 33, 28 // PG. T. 37. Col. 930).

14* S 12а (12). Верх бедствия — находить себе защиту не в собственной крепости, но в чужом бессилии. (Greg. Naz. Or. 23 De pace, І2 // PG. T. 35. Col. U65A).

15* 14/13/14. Златоуст: Тот, кто не нуждается в чужом, но считает, что ему достаточно своего, — благополучнее всех. (Joan. Chrys. Hom. 2 De Lazaro, І //PG. T. 48. Col. 982).

16* 15/14/15. Тот, кто не в силах справиться со своим вожделением, хотя уже захватил всё вокруг, может ли такой когда-либо быть в достатке? (Joan. Chrys. Hom. 2 De Lazaro, І // PG. T. 48. Col. 982).

17* 16/20/23. Плутарх: Те, которые тратят на благие общественные нужды из своих дурных прибылей, подобны творящим дела богопочитания за счет святотатства. (Plut. fr. inc. 22 Bernardakis 7. P. І54).

18* 17/21/24. Демокрит: Богатство, от дурного дела возникающее, навлекает еще более явное осуждение. (Democrit. fr. B 2І8 FVS 68 Diels 2. P. І89).

19* 18/22/25. Деньги добывать небесполезно, но за счет несправедливости — хуже всех зол. (Democrit. fr. B 302, 202 FVS 68 Diels 2. P. 223).

20* 19/23/26. Сократ: Жадные подобны птицам: одна глотает, что попадется, так что давится, а другие спешат за ней отнять это, чтобы давиться в свою очередь. (Socr. fr. IC З7І Giannantoni І. P. ІЗ4).

21* 20/24/27. Диоген: Спрошенный о том, какие звери свирепее всего, ответил: «В горах — медведи и львы, а в городах — мытари и сикофанты6». (Diog. fr. V B 424 Giannantoni 2. P. З9І).

22* 21/25/28. Антифан: Дурная прибыль радости приносит малые, печали же

— великие. (Antiphan. fr. 270 Edmonds II. P. 298).

23* 22/-/29. Еврипид:

Кто стремится больше иметь,

Ничего справедливого не думая и не желая,

Друзьям бесполезен и всему государству.

(Eur. І2 Tischendorf. P. 220.) [857]

Профессиональные доносчики.

24* 23/26/30. Некто поймал укравшего его камень, и когда тот сказал: «Не знал, что это твое», ответил: «Но ведь знал, что и не твое!» (Demosth. fr. 59 Clavaud. P. 257).

25* 24/27/31. Менандр:

Жадность есть величайшее из людских зол.

Те, кто желают чужое добро прихватить,

Терпят неудачу, часто побеждаемые,

И свое прибавляют к чужому.

(Men. 20 Tischendorf. P. 218).

26* S 24 (29). Платон: Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности. (Plat. Leg. 5. 736Е).

27* 25/29/33. Платон: Воровство денег — недостойно, грабеж — бесстыден. (Plat. Leg. 12. 941B).

28* 26/30/34-35. Филимон:

Если тем, что имеем, не пользуемся,

А к тому, что не имеем, стремимся,

Будем лишены и фортуны, и своего собственного.

(Philem. fr. 116. PCG. 7. P. 210.)

29* §§ 27. Еврипид:

Если кто благоденствует и богатой жизнью наслаждается И в то же время ни к чему доброму не стремится,

То я такого богачом уже не назову,

Но скорее — довольным сторожем богатств.

(Eurip. fr. 198, 2).

[876] Sermo XXVIII. De tristitia, animique dolore ac moestitia Слово 28-е. О печали и унынии

1* 1/1/1. Мф 5:5 : Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

2* 2/2/2. 2 Кор 2:2: Кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? [877]

3* 3/3/3. Притч 25:20: Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.

4* 4/4/4. Сирах 38:18: От печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу.

5* 5/5/5. Василий: Как черви особенно быстро размножаются на молодых деревьях, так и печали поселяются в людях с более изнеженным нравом. (Basil. Magn. Hom. 4 De gratiarum actione, 6 // PG. T. ЗІ. Col. 232).

6* 6/6/6. Тот, кто говорит, что праведнику не подобает печалиться, ничего другого не говорит, как только то, что не подобает борцу иметь противника (Basil. Magn. Hom. in Ps. ІЗ, 22 // PG. T. 29. Col. З8І).

7* 7/8/8. Богослов: Скорбящему приносит утешение участие в его скорбях. (Basil. Magn. Adversus eos, qui per calumniam dicunt dici a nobis tres deos, 2 (dub.) //PG. T. ЗІ. Col. І489).

8* 8/9/9. Иногда печаль бывает предпочтительнее радости, и сетование полезнее празднования, и достохвальные слезы лучше недоброго смеха (Greg. Naz. Orat. І4, ІЗ // PG. T. 35. Col. 873).

9* 9/10/10. Великое врачевство — слова утешения скорбящим. Для плачущих действительнейшее пособие то, которое подано сетующим с ними. Кто сам чувствует равную горесть, тому удобнее утешать страждущих. (Greg. Naz. Orat. 7, І8 // PG. T. 35. Col. 776).

10* 10/11/11. Златоуст: Время печали — не тогда, когда злостраждем, но когда злодействуем. (Joan. Chrys. Ad Stagirium a daemone vexatum З, І4 // PG. T. 47. Col. 49І).

11* 11/13/13. Плутарх: Путь самый ровный надо выбирать, а жизнь — самую беспечальную. (Plut. fr. inc. 59 Bernardakis 7. P. І57).

12* 12/14/14. Следует надевать на панцирь — хитон, на печаль — ум. (Plut.fr. inc. 60 Bernardakis 7. P. І57).

13* 13/15/15. Сократ: Спрошенный о том, что печалит добрых, ответил: «Благополучие злых». (Socr. fr. IC 369 Giannantoni І. P. ІЗ4).

14* 14/16/16. Он же на вопрос: «Как бы остаться беспечальным», ответил: «Это невозможно; ибо живущему в городе или доме и общающемуся с людьми нельзя не печалиться». (Socr. fr. IC 309 Giannantoni І. P. І25).

15* 15/17/17. Левкипп: Ибо таково свойство глаз, что в великих несчастьях они не роняют слезы, а в небольших невзгодах обильно проливают их. (Achilles Tatius, Leucippe З, ІІ, І).

16* 16/18/18. Харикл: Часто радость, выходя за свои границы, в мучение превращается, а неумеренное удовольствие влечет за собой последующую печаль. (Heliodorus, Chariclea 2, 6, 4).

17* 17/19/19. Мосхион: Следует быть радостным и в печалях. (Epict. et Mosch. І00 Elter, Gnomica 2. P. 22).

18* 18/20/20. Демонакт: Должно, словно бремя, наваливающееся горе выносить без стенаний. (Gnom. Hom. !54aElt.).

19* 19/21/21. Харикл: Люди заботятся о гробницах и погребальных жертвах так, будто намереваются ими пользоваться, а чтобы бесстрашно и беспечально относиться к смерти, о том не заботятся. (Demonax. fr. 26 Funk. P. 663).

20* 20/22/22. Феопомп: Тот, кто владея большими богатствами, проводил свою жизнь в печали, несчастнее всех, кто есть и кто будет. (Theopomp. fr. 380 FgrHist. Jacoby 2 B. P. 6І2). [880]

21* 21/23/23. Из Эпиктета, Исократа и Демокр[ита]: Если желаешь прожить беспечально, то с будущим соглашайся как с уже совершившимся. (DIE 245 Wachsmuth).

22* 22/24/24. Будь беспечальным, но не в равнодушии, как неразумные животные, не в неразумии как дураки, но как добродетельный, имея утешением в печалях — разум. (DIE 246 Wachsmuth).

23* 23/25/25. Благомыслящий тот, кто не страдает от того, что не имеет, но радуется тому, что имеет. (DIE 246 Wachsmuth).

24* 24/26/26. Те, которые в несчастьях не сильно падают духом, но противостоят делом, таковые и для государства и для своих сограждан — лучшие. (DIE 249 Wachsmuth).

25* 25/28/28. Эпиктет: Спрошенный о том, как бы опечалить врага, ответил: «Самому приготовиться лучше поступать». (Plat. sent. 43 Stanzel. P. 80).

26* 26/26/26. Неразумных от печали освобождает время, разумных — разум. (DIE 250 Wachsmuth).

27* 27/29/29. Посидипп: Никто, будучи человеком, не провел всю жизнь беспечально и не пребывал до конца благополучным. (Posidip. fr. 32 PCG 7. P. 578).

28* 28/30/30. Еврипид: Нельзя ни в чем обрести беспечальную жизнь. (Eur. І7 Tischendorf. P. 220).

[883] Sermo XXX. De ebrietate Слово 30-е. О пьянстве

1* 1/1/1. Лук 21:34: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно.

2* 2/2/2. Рим 13:13: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти.

3* 3/3/3. Еккл 7:2: Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира.

4* 4/4/4. Притч 23:20-21: Не будь между упивающимися вином, <...> потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют. [884]

5* 5/5/5. Притч 12:11: Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.

6* 6/6/6. Сирах 31:36: На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья.

7* 7/7/7. Василий: Подобно тому, как вода — враг огню, так и неумеренность в вине гасит благоразумие рассудка. (Basil. Magn. Hom. І4 in ebriosos, 2 // PG. T. ЗІ. Col. 448).

8* 8/8/8. Лучшая мера употребления вина — польза для тела. (Basil. Magn. Hom.

I Dejejunio, І0 // PG. T. ЗІ. Col. І84).

9* 9/9/9. Пьянства Господь не одобряет. [Оно] Дух Святой прогоняет. Дым отгоняет пчел, а пьянство — духовные дары. (Basil. Magn. Hom. І De jejunio,

II // PG. T. ЗІ. Col. І84).

10* 10/-/10. Богослов: Таковы те — бедные. А мы — не таковы: роскошно одетые, будем с важностью возлежать на высоких и пышных ложах, покрытых дорогими коврами <.> Для них великая роскошь утолить жажду и водой, а у нас пенится в чашах вино: пей до упоения, даже до бесчувствия, если кто невоздержен! Да еще из вин одно отошлем назад, другое похвалим за его букет, о третьем начнем философствовать, и беда, если, кроме своего отечественного, не будет у нас какого-нибудь знаменитого иностранного вина, как иноземного завоевателя! Ибо нам непременно должно вести жизнь роскошную и превышающую нужды или, по крайней мере, славиться такой жизнью; как будто стыдно нам, если не будут почитать нас порочными людьми и рабами чрева и того, что ниже чрева. (Greg. Naz. Orat. І4,17 // PG. T. 35. Col. 877).

11* 11/10/11. Златоуст: Для тех, которые проводят жизнь в пьянстве и распущенности, день становится мраком ночи не потому, что гаснет солнце, но потому, что помрачается их сознание. (Joan. Chrys. Hom. in Kalendas, 3 // PG. T. 48. Col. 956).

12* 12/11/12. Евагрий: Вино придает силы телу, а Слово Божие — душе. (Euagr. І7 Elter, Gnomica І. P. LII).

13* 13/13/14. Плутарх: Мир губится огнем и водой, а богатство распущенных

— вожделением и пьянством. (Plut. fr. inc. 39 Bernardakis 7. P. І55).

14* 14/18/19. Диоген: Когда на одном пиру ему подали много вина, он его вылил, а когда некоторые стали его бранить, то он ответил: «Если бы я его выпил, то не только бы оно погибло, но и я». (Plut. De garrulitate, 503F).

15* 15/20/21. Менандр: Дерзость и вино обыкновенно открывают друзьям нравы их друзей. (Men. 2 Tischendorf. P. 2І7).

16* 16/21/21-23.

Обилье неразбавленного вина требует немногого ума,

Ибо не обилие застолья, как кто-нибудь посчитает,

Творит пьяное бесчинство, но природа пьющего.

Тяжко, когда какой-нибудь пьяный много глаголет,

Ничего не зная, но только лишь делая [умного] вид.

(Men. 2^ Tischendorf. P. 2І7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17* S 17 (24). Пифагор: Спрошенный одним пьяницей, как бы ему перестать пьянствовать, сказал: «Если постоянно будешь смотреть на тобою сделанное». (Plut.Ex libro quod mulieres etiam erudiendae sint. Bernardakis. T. VII. P. І25. N. 3).

18* 17/-/25. Пифагор: Этот заметил, что пьянство есть упражнение в безумии. (Al. Pyth. sent. 9 Mullach І. P. 500).

19* 18/23/26. Клеострат: Клеострат сказавшему ему: «Тебе не стыдно, что ты пьян?», ответил: «А тебе не стыдно поучать пьяного?» (Gnom. Par. 70 Stern-bach. P. 40 (Cleostrat.)).

20* 19/24-25/27-28. Эпиктет: Кузнечики — музыкальны, улитки — безгласны, но радуются эти — когда сыро, а те — когда тепло. Поэтому одни призывают росу и к ней выползают, а вторых восстанавливает в полном цвете сил солнце, и под ним они поют. [885] Итак, если желаешь быть мужем музыкальным и благогармоничным, то когда на застольях от вина увлажняется душа, не позволяй ей оскверниться, но когда на собраниях от слова воспламеняется, тогда вели ей провозглашать и воспевать справедливость. (Epict. et Mosch. 43 Elter, Gnomica 2. P. І7).

21* 20/26/28. Эсхин: Медь — зеркало для лика, а вино — для ума. (Aeschin. ap. Tischendorf. P. 22І).

22* 21/27/29. Анахарсис: Наполняющему дома чашу вином первая — на здоровье, вторая — на радость, третья — к дерзости, четвертая — к безумию. (Anachars. A 27 Kindstrand. P. ІІ4 sq.).

23* 22/28/30. Платон: Пьяный рулевой и всякий начальствующий разрушает всё: корабль ли, колесницу ли, войско ли, одним словом — всё, чем он когда-либо будет руководить. (Plat. Leg. І, 640E-64!A).

24* 23/29/31. Софокл: Софокл бранил Эсхила за то, что тот писал пьяный, говоря: «Даже если он и делает то, что надо, но сам не зная как». (Plut. fr. ІЗ0 Moralia T. 7, Sandbach. P. 79).

25* 24/30/32. Эпиктет: Виноградная лоза несет три грозди: первая — удовольствия, вторая — пьянства, третья — дерзости. (Anachars. A 26 Kindstrand. P. ІІ4 sq.).

26* 25/31/33. За вином не многоглаголь, выказывая образованность: ибо наговоришь бреда. (Phil. duo gr. Schenkl. P. 6 (Par. 4, Pal. 3)).

Пьян тот, кто более трех чаш пьет,

И если и не опьянеешь, меру перейдешь.

(Сomica Adespota (CAF) TLG. 0408. Fragmenta incertorumpoetarum. fr. 384; Wachsmuth. Studien. P. І4З. N. 27).

[891] Sermo XXXII. De laboris studio ac diligentia Слово 32-е. О трудолюбии

1* 1/1/1. Ин 5:17: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

2* 2/2/2. Деян 20:34-35: Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых.

3* 3/3/3. Прем 3:15: Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен.

4* 4/4/4. Сирах 51:38: Делайте свое дело заблаговременно, и Он в свое время отдаст вашу награду.

5* 5/5/5. Василий: То, что трудом приобретено, то с радостью принимается и старательно сохраняется. Но тем, что легко добыто, пренебрегают. (Basil. Magn. Hom. 3 in Hex. 2 // PG. T. 29. Col. 56; SC. T. 26. P. І94).

6* 6/6/6. Что из доброго легко достается? Кто, будучи спящим, воздвиг монумент? Кто из изнеженных и веселящихся был увенчан наградами за благочестие? Тот, кто не бежит [на состязании], не получает награду. Славу

приносят труды, венцы доставляют усилия. (Basil. Magn. Hom. ІЗ, 7 // PG. T. ЗІ. Col. 440 B).

7* 7/8/8. Богослов: Благороднее любомудрие, [добываемое] в страданиях: как железо холодом, так и оно закаляется опасностями. (Greg. Naz. Orat. 25, І5 // PG. T. 35. Col. І220).

8* 8/10/10. Златоуст: Обычно люди во всем приобретают полезное через труд и тяготы. (Joan. Damasc. Sacra Par. // PG. T. 95. Col. ІЗ09).

9* 9/12/12. Филон: Кто бежит от труда, тот бежит и от блага, кто же терпеливо и мужественно переносит непереносимое — поспешает к блаженству. (Philo Alex. De vita Mosis 2, І84 Cohn-Wendland 4. P. 243).

10* 10/18/18. Исократ: Чтобы перенести молву недоброжелателей, упражняй себя добровольным трудом. (Isocr. І, 2І).

11* 11/20/20. Каркин:

Никто похвалу наслаждениями не приобретает,

Никакой легкомысленный муж — не славен.

Но лишь труды рождают мужество.

(Carcin. fr. ІІ TrGF 70 Snell. І. P. 2І5.)

12* 12/21/21. Филисций7: Невозможно, о глупец, чтобы не трудившиеся с беззаботностью получали то, что [принадлежит] трудящимся. (Philisc. Aegin. fr. І TrGF 89 Snell. І. P. 259).

13* 13/11/11. Евагрий: Бессмысленно стремиться к почестям, а от трудов, которые приносят почести, бежать. (Euagr. 25 Elter, Gnomica І. P. LIII).

14* 14/17/17. Плутарх: Как [телесному] органу [чередование] расслабления и напряжения приятно, так и в жизни. (Plut. fr. inc. 44 Bernardakis 7. P. І56).

15* 15/22/22. Никий: Этот настолько много трудился, что часто спрашивал домашних, умылся ли он, позавтракал ли? (Stob. 3, 29, 85 (Nic.)).

7В немецком издании — «Элиск».

16* 16/-/23. Архимед: Оттаскивая силой от доски прильнувшего к ней Архимеда, ухаживавшие за ним говорили: «Он и на умащенном мазями теле рисует схемы». (Stob. 3, 29, 86 (Archimed.)). [892]

17* 17/23/24. Демосфен: Спрошенный кем-то, как он добился успеха в риторическом искусстве, ответил: «Потратив больше на [лампадное] масло, чем на вино». (Demosth. fr. 47 Clavaud. P. 146).

18* 18/24/25. Из Демокрита и Исократа: Упражняй трудами тело, душу же — благородным перенесением опасностей. (DIE 28 Wachsmuth).

19* 19/25/26. Когда его некто спросил, как трудолюбивые выносят ленивых, ответил: «Как благочестивые нечестивых — добрыми надеждами» (Isocr. fr. 20 Matthieu-Bremond 4. P. 236).

20* 20/28/30. Он сам, видя трудолюбивого юношу, сказал: «Самую лучшую приправу готовишь к старости». (Isocr. fr. 21 Matthieu-Bremond 4. P. 236).

21* 21/29/31. Демокрит: Вольные трудности к терпению невольных легче подготавливают. (Democrit. fr. B 240 FVS 68 Diels 2. P. 193).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.