БОГОСЛОВИЕ ЛЮБВИ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
Иерей Андрей Анатольевич Денисов,
магистр теологии, старший преподаватель Омской духовной семинарии;
иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников,
магистрант Омской духовной семинарии
Аннотация. В статье выделяются и анализируются онтологические, гносеологические и антропологические аспекты богословия любви апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Ключевые слова: Иоанн Богослов, любовь, онтология, обожение, христианский гнозис
THEOLOGY OF LOVE OF THE APOSTLE AND EVANGELIST ST. JOHN THE THEOLIGIAN
Priest Denisov Andrey Anatolyevich,
Master in Theology Senior Lecturer of the Omsk Theological Seminary Priest Viktor Evgenyevich Syromyatnikov,
Master's student of the Omsk Theological Seminary
Abstract. The article highlights and analyzes the ontological, epistemological and anthropological aspects of the theology of love of the Apostle and Evangelist St. John the Theologian. Keywords: St. John the Theologian, love, ontology, Theosis, Christian gnosis.
if
/I олгое время языческие философы размышляли над вопросом: что такое II любовь? В течение веков одна философская концепция сменяла другую, ¥ Дно даже приближения к верному ответу не было, поскольку сам вопрос был сформулирован неверно. На самом деле «любовь - это не Что, а Кто?» [7, c. 43]. В Первом Соборном Послании апостола Иоанна Богослова содержится, наверное, самое емкое, но при этом самое точное определение любви: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8). Таким образом, любовь - это не абстрактное понятие, не космическая сила, не страсть, не химический или психологический процесс. Любовь также «не есть отвлеченная мораль, но богожитие и боговедение» [9, c. 27]. В учении апостола и евангелиста Иоанна Богослова любовь возносится на неведомую прежде духовную высоту.
Истинную любовь невозможно ограничить каким-то понятием, которое описывает тварный мир. Любовь - метафизична, т.е. имеет сверхъестественную природу, что и засвидетельствовал апостол Иоанн Богослов в своем Послании.
Любовь имеет отношение к конкретной личности, к Триипостасному Богу, который и есть онтологическая ее основа. Апостольское учение о любви находит свое
БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ
Иерей Андрей Анатольевич Денисов, иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников «Богословие любви апостола и евангелиста Иоанна Богослова»
продолжение в святоотеческой традиции. Святые Отцы также рассматривали любовь как способ бытия личности. В частности, святитель Григорий Нисский, раскрывая учение апостола Иоанна Богослова, пишет: «Мы научены из св. Писания, что Бог есть любовь. Отсюда - если душа достигнет любви, то уже не имеет нужды, в чем-либо другом, как объявшая всю полноту бытия» [2, с. 358].
Определение любви апостола Иоанна Богослова, как мы видим, имело большое значение для творчества Святых Отцов, поэтому имеет смысл его рассмотреть в рамках догматического богословия. В учебниках догматического богословия любовь традиционно рассматривают как одно из катафатических свойств Божиих. Любовь -один из способов, каким Бог открывает Себя людям. Как пишет протоиерей Олег Да-выденков: «Любовь есть не что иное, как благость, но по отношению к личностным существам» [8, с. 122].
При этом обычно любовь не рассматривается в ряду других свойств Божиих, а выделяется отдельно как «основное божественное свойство» [2, с. 358]. Святые Отцы также понимали любовь как особенное имя Божие: «Если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? - ответ готов: мы чтим любовь... и наименование сие благоугоднее Богу всякого другого имени» [1, с. 338].
Таким образом, любовь, не являясь сущностью Бога, тем не менее, является самым сущностным свойством Бога. В этом отношении догматическое богословие продолжает до сих пор опираться на апостольское учение о любви.
Апостол Иоанн Богослов также дал последующим поколениям Святых Отцов основополагающую богословскую идею о том, что «любовь от Бога», что Он является ее единственным источником. Любовь открылась через Господа Иисуса Христа и, как отмечает профессор А. П. Лопухин, без всякой на то заслуги была дарована всему человечеству [5, с. 332]. Исходя из этого, становится понятным, почему столь туманны были представления о любви в языческом мире, который не ведал Христа. А без Христа истинная любовь невозможна. Любовь превышает естественные человеческие способности, поэтому, если пребывать вне общения с Господом, то невозможно стяжать любовь.
Однако все вышеизложенное не означает, что любовь не имеет отношения к человеческой природе. Ведь апостол Иоанн Богослов писал: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7). По учению Василия Великого любовь «свойственна самой природе человеческой» [2, с. 358], в которую Бог вложил при создании искру Божественной любви. А дальше все зависит уже от самого человека, который может эту искру превратить с Божией помощью в совершенную любовь. Но для этого, по учению апостола Иоанна Богослова, надо родиться от Бога.
Но рождение от Бога как раз предполагает процесс уподобления Ему через любовь. Прп. Иустин (Попович) писал, что «результатом любви является человеческое богорождение» [4, с. 117].
Любовь - это то, что меняет человека, позволяет приобрести всю совокупность совершенств, поскольку в самой любви отражается божественное совершенство. Таким образом, любовь богочеловечна и «пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Ин. 4:8,16).
В Толковании на Первое Соборное Послание святого апостола Иоанна прп. Иу-стин (Попович) раскрывает присущую любви силу обоживания: «Бог есть любовь,
№ 1 (10), 2021
поскольку любовь - это боготворческая, нравственная сила, которая «обоживает». Трепещет человеческая сущность, человек? - Любовь делает его трепещущим Божественными силами, которые его преображают, возрождают в новую сущность, в новую душу, в новое восприятие, в новую жизнь. Так что в нем все мысли, все чувства и все дела становятся от Бога» [4, с. 116]. Таким образом, любовь является наилучшим путем к обоживанию человека, превращению его в бога по благодати. Об этом как в свое время хорошо сказал преп. Максим Исповедник: «Таинство любви делает нас из людей Богами» [6, с. 114].
Обоснованием для человека права претендовать на возможность стать богом по благодати является само Священное Писание, где написано, что Бог сотворил человека «по образу Нашему и по подобию Нашему»
(Быт. 1:26).
Иоанн Богослов в своих писаниях рассматривает любовь не только как свойство Божества или сущностную часть природы человека, но и с позиции христианского гнозиса. «Апостол любви», как никто из евангелистов, видел тесную связь между познанием и любовью. Познание в христианстве в принципе не может быть отвлеченным теоретизированием, поскольку основным объектом познания является Бог, который есть живая личность. Богопознание же невозможно без веры и, как утверждает апостол, без любви:
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).
Таким образом, наличие любви становится необходимым условием для Богопо-знания. Если, действительно, «Бог есть любовь» и это Божественное свойство является в Боге основным, то, не приобщившись к Богу, познать Его невозможно. Богопо-знание предполагает непосредственное общение Бога и человека, Его влияние на познавательный процесс. И это влияние осуществляется через любовь: «Апостол Иоанн всегда разумеет не теоретическое знание, которое является делом одного разума, но познание живое, в котором предмет воспринимается во внутреннюю жизнь; это есть внутреннее живое общение с познанным» [2, с. 384].
Профессор А. П. Лопухин в своем толковании на Первое Соборное Послание Иоанна Богослова утверждает, что процесс христианского гнозиса строится, во многом, по принципу подобия: «Уясняя понятие любви, Апостол ставит ее в связь со знанием: подобно тому, как познание чего-либо предполагает некоторое родство познающего с познаваемым, и чем выше в нас расположение и интерес к предмету познания, почему еще древние говорили, что подобное познается подобным, - так подобное явление имеет место и в религиозной жизни, и в религиозном познании. Здесь, где только имеет место истинная любовь, там она образует нечто пришедшее к людям от Бога; кто любит, тому Бог открылся, следовательно, он знает Бога; рожденный от Бога» [5, с. 332].
Профессор А. В. Иванов, пытаясь истолковать учение апостола Иоанна Богослова о христианском гнозисе, также пытается показать, что даже в обыденной жизни существует зависимость успешности познания от того, насколько у познающего вызывает интерес познаваемый объект. Ещё более важное значение имеет любовь к познаваемому объекту в христианстве, поскольку от любви зависит, откроется ли для нас Бог: «Как ближайшее знакомство с предметом или лицом может более и более располагать нас любить его, или наоборот - отталкивает от него: так в свою очередь и любовь к кому-нибудь или чему-нибудь вызывает в нас желание
Иерей Андрей Анатольевич Денисов, иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников «Богословие любви апостола и евангелиста
Иоанна Богослова»
ближе узнать его прекрасные свойства, а чего мы не любим, того не хотим и узнавать» [3, с. 515].
Таким образом, Бог открывается человеку во внутреннем опыте, опыте любви. Богопознание является следствием Богообщения, пребывания в Боге, от которого рождается ответная любовь к Богу и ближнему.
Апостол Иоанн Богослов обращает внимание на то, что вследствие того, что непосредственное видение Бога недоступно, наиболее явственно любовь к Богу проявляется через любовь к ближнему: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:12). В этом отношении апостол совершенно определенно указывает, что познание Бога, оторванное от деятельной любви к людям, невозможно. Профессор А. П. Лопухин очень тонко отмечает, что «наша любовь к ближним заменяет нам недостаток непосредственного созерцания Бога» [5, с. 332]. Действительно, Бог не доступен чувственному познанию, человеческие глаза Его не могут увидеть в Его существе. Лишь в будущей жизни Его узрят святые таким, какой Он есть. Но уже в этой жизни у всех людей есть возможность узреть Бога через любовь к ближним.
Любовь к ближним проявляется же через исполнение заповедей и все это по учению апостола является наилучшим залогом Богопознания: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:4-6). Апостол Иоанн придает познанию глубоко нравственное значение, праведное поведение по отношению к ближним становится у него необходимой предпосылкой к Богопознанию. Следует отметить, что в апостольском учении нравственное измерение и христианский гнозис разделяются условно. Познание в некотором смысле становится частью нравственного богословия.
Как и апостол Павел апостол и евангелист Иоанн Богослов в своих писаниях рассуждает о соотношении веры и любви, ставя их в тесную взаимосвязь. При этом, если по Павлу любовь есть необходимый момент веры, то по Иоанну, напротив - вера есть существенный момент любви» [2, с. 386]. Правы оба апостола, они не могут ошибаться. Вера - как познавательная категория содержит в себе любовь, без которой она невозможна. С другой стороны, любовь невозможна без веры в Бога. И здесь апостол Иоанн Богослов явно выступает против современных «проповедников» любви без Бога, когда любовь отделяют от веры и делают нравственным критерием своего поведения, тем самым оправдывая любой свой произвол. В апостольском учении любовь и истина неразрывно связаны, тем более, что Истиной является Сам Господь Иисус Христос, который и дал нам пример совершенной любви.
Таким образом, апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии и в Соборных Посланиях заложил основы христианского богословия, на которые потом опирались в своих творениях Отцы Церкви. Апостол любви предложил рассматривать любовь не как психологическую или даже нравственную категорию, а, прежде всего, как способ бытия, т. е. как понятие онтологическое. Любовь им рассматривается как основное божественное свойство, которое, не являясь Его сущностью, тем не менее, лучше всех отражает Его сущностные характеристики. Любовь также в апостольском учении является частью природы человека, созданного Богом по своему образу и подобию. Именно Иоанн Богослов заложил в своих писаниях основу учения об обожении,
№ 1 (10), 2021
уподоблении человека Богу, которое в дальнейшем оформилось в трудах Великих Отцов-каппадакийцев и исихастов.
«Апостол любви» также неразрывно связал любовь с христианским гнозисом, показав, что без любви никакое познание Бога невозможно. Опираясь на эти слова Божественного Откровения, святитель Григорий Нисский утверждал, что «познание осуществляется любовью». Любовь рассматривается апостолом как гносеологическая категория, поскольку именно наличие любви делает возможным открытие Бога человеку. При этом любовь к Богу предполагает любовь к ближнему, т.е. соблюдение заповедей Божиих. Без любви к ближнему человек познать Бога не может. Апостол Иоанн Богослов также рассматривает любовь в единстве с верой. В его учении вера содержит в себе любовь, иначе говоря, истинно верующий человек не может не любить Бога, а любящий - не может не иметь веры в Бога.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорий Богослов, свят. Слово 23, говоренное в Константинополе по случаю распри // Собрание творений. Т. 1 - 561 с.
2. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-психо-логическое исследование. - Киев, Издательство им. Святителя Льва, папы Римского, 2006. - 694 с.
3. Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета: Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса. - СПб, 2008. - 912 с.
4. Иустин (Попович), арх. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. - М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. - 170 с.
5. Лопухин А. П., проф. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Нового Завета. В 11 т. - Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.
6. Максим Исповедник, преп. Творения. - М, 1993. Кн. 1. - 335 с.
7. Малков П. Ю. «Любовь есть бесконечный Бог» (православное учение о любви) // Богословский сборник. 1997, № 1. - С. 42-78.
8. Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие: учебное пособие / Протоиерей Олег Давыденков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. - 624 с.
9. Сергий Булгаков, прот. Богословие Евангелия Иоанна Богослова // Вестник РХД. -№ 131. -Париж-Москва-Нью-Йорк, 1980. - С. 10-107.
Рецензент: кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Димитрий Олихов, Омская духовная семинария.