Научная статья на тему '<Бог есть всё. Всё становится Богом> Владимир Соловьев'

<Бог есть всё. Всё становится Богом> Владимир Соловьев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «<Бог есть всё. Всё становится Богом> Владимир Соловьев»

УДК 141.4(470) ББК 87.3(2)522-685

<БОГ ЕСТЬ ВСЁ. ВСЁ СТАНОВИТСЯ БОГОМ>26

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ Подготовка публикации и комментарии А.Л. Рычкова и К.Ю. Бурмистрова

<GOD IS ALL. ALL BECOMES GOD>

VLADIMIR SOLOVYOV

Text preparation for publication and comments made by A.L. Rychkov andK.Yu. Burmistrov

<Л. 1> f (Бог есть всё)

1. Всякое (всё) частное бытие [зависит от] обнимается бытием всецелым и всякое единичное частное существо [обусловлено] содержится всеобщим существом универсальным или Божиим, которое есть единое и всё, или сущее всеединое.

f (Всё становится Богом)

2. Все единичные существа, [как содержимые вечным Богом, - вечны.] имея место в вечном и безусловном Боге - вечны и безусловны.

3. Существуют два противоположных состояния, в которых могут находиться все живущие существа: состояние внутреннего всеединства, образующее порядок божественный, т.е. истинное бытие существ в Боге, и состояние внешней раздельности, на котором основывается порядок природный, или видимое бытие существ вне Бога. В порядке божественном, выражающем прямую волю Божию, каждое существо ищет и находит всех в себе и себя во всех, т.е. все составляют внутреннюю необходимость для каждого и каждый для всех; в порядке природном, выражающем собственную исключительную волю частных существ, каждое существо ограничивается для себя своим собствен-

26 РО ИРЛИ. Ф. 240, оп. 2. № 159. Л. 1-2. С этих подзаголовков над пп. 1 и 2 на первом листе папки «Соловьев Вл. С. "Бог есть всё"» начинается черновой набросок (далее по тексту - 1-я версия) публикуемой далее итоговой версии текста, сохранившейся на лл. 28-31 указ. папки. Поскольку итоговая версия не имеет названия и обозначена крестом, её текст условно озаглавлен согласно первоначальной версии. Дальнейшие отсылки к нумерации листов относятся исключительно к указ. папке с рукописями Вл. С. Соловьева. Фотографии лл. публикуемой рукописи представлены на иллюстрациях. Слова, зачеркнутые в тексте, взяты в квадратные скобки, раскрытие авторских сокращений и необходимая дополнительная пунктуация, введенные публикаторами, отмечены угловыми скобками. Учтено разделение Вл. Соловьевым слов «все» и «всё» путем применения «яти» в слове «все» («всЬ») и «е» в слове «всё». Расшифровка и комментарии: Лл. 1-2, 10об., 14, 17-19, 21 - К.Ю. Бурмистров; лл. 10, 20-21, 24, 28-31 - А.Л. Рычков.

ным бытием и всё остальное является для него как внешняя необходимость или случайность.

<4.> [2.] Поскольку существа находятся в природном порядке, постольку они непроницаемы друг для друга; эта непроницаемость есть основание вещества и вещественного мира, который<,> таким <Л. 1об.> образом<,> имеет лишь условную действительность.

<5.> [3.] Порядок божественный<,> или порядок всеединства<,> есть безусловный и первоначальный, порядок природный есть производный и относительный; первый есть сущая истина, второй есть бывающее явление или факт.

<6.> [4.] Человек не определяется всецело фактом и постольку свободен.

<7.> [5.] Поскольку мы действительно свободны от факта (природного), постольку мы имеем власть над ним и можем изменять его.

<8.> [6.] Свобода и власть над фактом (природы) обусловлены добровольным подчинением истине; мы возвышаемся над природным порядком лишь поскольку даем в себе место порядку божественному.

<9.> [7.] Сознавая истину (т.е. порядок божественный) и имея власть над фактом (т.е. над порядком природным), мы тем самым имеем способность, потребность и обязанность действовать так, чтобы истина становилась фактом и факт истиною, или чтобы порядок всеединства<,> вечно сущий в божественной сфере<,> через нас распространился <Л. 2> бы и на природное бытие и реализовался в нем.

10. Постепенное исполнение этой задачи, т.е. постепенное чрез посредство человека нисхождение божества в природу и природы к Богу — составляет весь смысл мировой истории.

11. Эта история как постепенное [становление человека Богом] обожествление природы в человеке или постепенное возвыш<ение> челов<ека> из природн<ого> [поря<дка>] сост<ояния> и порядка в Бож<ественный> предст<авляет> в эт<ом> отнош<ении> три главн<ых> момента:

1. Челов<ек,> находясь преим<ущественно> в природ<ном> сост<оянии,> только стремится к Божеств<енному> нач<алу> как чему-то для себя внешнему.

12. Бож<ественное> нач<ало> дается человеку в его собств<енной> форме - как богочеловек Христос.

13. Явившееся божеств<енное> начало должно быть усвоено и осу-ществл<ено> челов<еком>. Это усв<оение> и осущ<ествление> мож<ет> бы<ть> троякое:

1. Во-1х<,> Бож<ественное> нач<ало> усв<ояется> как факт — вера в Христа основ<ывается> на безусловн<ом> подчинении внешн<ему> авто-ри<те>ту — спас<ение> внешн<ими> делами (католиц<изм> и иезуитство).

2. Бож<ественное> нач<ало> усвояется индивидуально кажд<ым> чело-ве<ком> — протестант<изм> <и> масонство.

3. Истина Бож<ественное> нач<ало> усвояется свободн<ым> со-глас<ием> всех [всеедино] соединенн<ых> не [в подчин<ении> и] слепой верой и подч<инением> вн<ешнему> авт<оритету>, а [в] своб<одным> [согласи-

ем и созн<ательным>] внутр<енним> убежд<ением> и общ<ей> любовью — правосл<авные> и <нрзб> братства.

14. Ист<инное> начало православия в скрытом виде всегда заключалось в восточной церкви с сам<ого> е<ё> [<возникновения>]. Но как начало безусловное^ Л. 2об.> оно по сущ<еству> св<оему> не мож<ет> огранич<иться> [одной ли<шь> бессозн<ательной> стих<ией> народн<ого> духа] эт<ой> скрытн<ой> сущ<ностью>, а должно быть [осущ<ествлено> созн<ательно>] проявл<ено> и осущ<ествлено>.

15. Начало ист<инного> прав<ославия> или всеединства осущ<ествляется> трояко:

1) в [каж<дом>]27 отд<ельном> человеке оно должно гармонич<ески> объед<инить>28 все его силы и способн[ости] и воссозд[ать] в нем образ и подобие Божие.

2. Оно [всех] отд<ельных> людей должно соед<инить> [в гар-мон<ичном>] во внутр<еннем> согласии любви и общ<их> убежд<ений>.

3. Наконец<,> все дела и деят<ельность> человеч<ества> оно должно привести в гарм<оничное> или всеединое взаимоотношение — которое в сф<ере> практ<ической> выраж<ается> как своб<одная> теокр<атия>, в сф<ере> теорет<ической> как своб<одная> теософия, в сфере эст<етической> как свободная теургия.

Sophie. Je veux que tu dors. au revoir a demain Sophie29.

<БОГ ЕСТЬ ВСЁ. ВСЁ СТАНОВИТСЯ БОГОМ> Итоговая версия.30

<Л. 28> f31

1. Всё от Бога идет и к Богу возвращается. Всякое частное бытие обнимается бытием всецелым, и всякое единичное существо содержится всеобщим существом Божиим, которое есть единое и всё или сущее всеединое.

2. Все единичные существа входят в полноту божественного бытия и потому вечны и безусловны.32

27 Слова зачеркнуты, но затем подчеркнуты волнистой линией; вероятно, автор решил отменить их удаление.

28 Сочетание «гармонически объединить» восстановлено по аналогичному фрагменту на л. 31.

29 «София. Хочу, чтобы ты спал. До свидания, [до] завтра. София» (фр.). Автоматическое письмо. Здесь и далее автоматические записи Соловьева приведены курсивом.

30 Разночтения 1 -й версии с итоговой далее приводятся в примечаниях справочно, без указания авторских сокращений и вычеркнутых слов. Факсимиле текста см. ниже, с. 31-38.

31 В 1-й версии после креста имеется заголовок»: «^ (Бог есть всё)» (Л. 1).

32В 1-й версии перед п. 2 имеется подзаголовок: «^ (Всё становится Богом)». Начало п. 2 изложено в следующей ред.: «Все единичные существа, имея место в вечном и безусловном Боге -вечны и безусловны» (Л. 1).

3. Всё, [пребывая] по абсолютному существу своему пребывая в Боге, вместе с тем по особенному бытию своему находится вне Бога. Таким обра-зом<,> для всего существующего являются два противоположных состояния: состояние внутреннего всеединства или безусловной любви, образующее порядок божественный - истинное пребывание существ в Боге33 - и [пер] состояние <Л. 28об.> внешней разделённости, на котором основывается порядок природный или видимое бытие существ вне Бога.

4. В порядке божественном, выражающем прямую волю Всеединого, каждое существо ищет и находит всех в себе и себя во всех, т.е. все составляют внутреннюю необходимость для каждого и каждый для всех; в порядке природном, выражающем собственную исключительную волю частных существ, каждое существо ограничивается для себя своим особенным бытием и всё остальное является для него как внешняя необходимость или случайность.

5. Поскольку существа находятся в природном порядке, постольку они непроницаемы друг для друга; эта непроницаемость есть основание вещества или вещественного мира34, который таким образом имеет лишь условную действительность.

6. Порядок божественный или порядок всеединства есть безусловный и[ли] первоначальный, порядок <Л. 29> природный или вещественный есть производный и относительный; первый есть сущая истина, второй есть бывающее явление или факт.

7. Внутреннее единство и связь всего существующего, явно пребывающая в мире божественном, сокрыто присутствует [в скрытом виде] и в мире природном, при всей его видимой множественности и раздельности<,> и здесь есть нечто единое, стремящееся обнять собою всё и постепенно становящееся всем. Это становящееся всеединое есть человек или душа мира во всех нас тайно присутствующая, страдающая и действующая35.

33 В 1-й версии начало п. 3 изложено в сл. ред.: «Существуют два противоположных состояния, в которых могут находится все живущие существа: состояние внутреннего всеединства, образующее порядок божественный, т.е. истинное бытие существ в Боге...» (Л. 1).

34 Вл. Соловьев особо рассматривает тему непроницаемости в одном из включенных в папку черновиков: «Непроницаемость материи относительная. Однородные частицы материи непроницаемы друг для друга, но они проницаемы для высшего начала, а так как каждая частица материи (атом) кроме инерции или сопротивления (притяжения), составляющих собственно материальность, необходимо обладают еще силой движения центробежного и так как отношение этих двух элементов у различных атомов различно, то те, у которых сила движения преобладает над силой сопротивления, могут проницать другие атомы, у которых отношения от их сил обратные» (Л. 4).

35 Вопрос скрытого внутреннего единства всего существующего в природном мире и его видимой множественности как «состояния внешней разделенности» человека Соловьев рассматривает в отдельных заметках, сохранившихся в той же папке «Бог есть всё» на лл. 9-10. Посвященные этому вопросу тезисы пп. 7-8 итогового текста (раскрывающие пп. 3 и 4) отсутствуют в его первоначальной версии.

8. Человек или душа мира заключает в себе и божественный и природный (материальный) элемент и [есть] составляет посредствующее и связующее начало между двумя порядками бытия.

9. Человек не определяется всецело фактом и постольку свободен. <Л. 29об.>

10. Поскольку мы действительно свободны от факта (природного), постольку мы имеем власть над ним и можем изменять его.

11. Свобода и власть над фактом природы обусловлены добровольным подчинением правде Божией36; мы действительно возвышаемся над природным порядком лишь поскольку даем в себе место порядку божественному.

12. Сознавая правду (т.е. порядок божественный) и имея власть над фактом (т.е. над порядком природным)<,> человек тем самым имеет способность, потребность и обязанность действовать так, чтобы правда становилась фактом и факт правдою, или чтобы порядок всеединства, вечно сущий в божественной сфере, через человека распространился <Л. 30> бы и на природное бытие и реализовался в нем, возводя всё фактически разрозненное к свободному согласию.

13. Постепенное исполнение этой задачи, т.е. постепенное через посредство человека нисхождение Божества в природу и восхождение природы к Богу составляет весь смысл мировой истории.

14. Эта история как постепенное обожествление природы в человеке или постепенный переход человечества природного состояния37 и порядка в божественный, представляет в этом отношении три главных момента:

А) Человек, находясь по преимуществу в природном состоянии, только стремится к божественному началу как чему-то для себя внешнему.

15. В) Божественное начало открывается человеку в его собственной форме как Богочеловек Христос. <Л. 30об>

16. С) Явившееся божественное начало усвояется и осуществляется человеком.

17. Усвоение божественного начала человеком является троякое:

во 1-х божественное начало усвояется как общий всем объективный факт, продолжающийся в предании — вера, [в Христа] основанная на [безусловном] подчинении внешнему авторитету, и спасение внешними делами —

38

начало римско-католическое ;

во 2-х божественное начало усвояется путем субъективного религиозного

г 1 39

процесса [в] каждым лицом отдельно — начало протестантское .

36 Здесь и далее по тексту в 1-й версии: истине, истину и т.д.

37 В 1 -й версии: «постепенное возвышение человека из природного состояния» (Л. 2).

38 Вл. Соловьев расширяет и редактирует тезис, перенесенный из 1-й версии: «Во-1-х Божественное начало усвояется как факт — вера в Христа основывается на безусловном подчинении внешнему авторитету — спасение внешними делами (католицизм и иезуитство)» (Л. 2).

39 В 1 -й версии: «протестантизм и масонство» (Л. 2).

И в 3-х божественное начало усвояется в свободном согласии всех, соединенных общим внутренним убеждением и любовью — начало истинного

40

православия .

18. Истинное начало православия, не исключая, а согласуя собою другие начала, есть настоящее вселенское (универсальное) <Л. 31> начало. В скрытом виде оно всегда сохранялось в восточной кафолической церкви. Но как начало безусловное оно по существу своему не может ограничиваться этим скрытым существованием41, а должно быть проявлено и осуществлено.

19. Начало истинного православия или всеединства осуществляется трояко:

1) в каждом отдельном человеке оно должно гармонически объединить все его силы и способности как различные выражения единого божественного начала, затем воссоздать в нем образ и подобие Божие.

2) отдельных людей, - каждого по его индивидуальному характеру и

42

призванию, - оно должно соединить в одно целое как носителей различных сил и даров божиих<,> взаимно друг друга восполняющих и друг другу помогающих.

3) Наконец<,> все дела и деятельность человека на внешний мир направленные оно должно43 организовать таким образом, <Л. 31об.> чтобы сделать материальную природу свободным орудием и выражением всеединой идеи — престолом Славы Божией.

20. Сознательное усвоение и свободное осуществление вселенской идеи православия (всеединства) является в настоящее время задачей для тесного кружка людей в среде православной Церкви, признающих эту идею. Такой кружок впоследствии должен преобразоваться в более обширный духовный союз или братство и затем постепенно распространиться на всю церковь, организуя вселенскую жизнь и деятельность в формах свободной теократии, свободной теософии и свободной теургии44.

40 В 1-й версии: «соединенных не слепой верой и подчинением внешнему авторитету, а свободным внутренним убеждением и общей любовью — православие» (Л. 2).

41 В 1-й версии: «измерением» (Л. 2 об.).

42 Вариант продолжения в 1-й версии: «соединить во внутреннем согласии любви и общих убеждений» (Л. 2 об.).

43 В 1-й версии: «Наконец, все дела и деятельность человечества оно должно привести в гармоничное или всеединое взаимоотношение...» (Л. 2 об.).

44 В 1 -й версии заключительный пункт изложен в след. редакции: «Наконец, все дела и деятельность человечества оно должно привести в гармоничное или всеединое взаимоотношение — которое в сфере практической выражается как свободная теократия, в сфере теоретической как свободная теософия, в сфере эстетической как свободная теургия» (Л. 2 об.). После завершения 1-й версии следует запись автоматическим письмом с сообщением от Софии: «Sophie. Je veux que tu dors. au revoir a demain Sophie» [«София. Хочу, чтобы ты поспал. До свидания, до завтра. София» (фр.)]. Запись опубликована, см.: Козырев А.П. Мистика в цепях разума: Автоматические записи Вл. Соловьева / Приложение: Автоматические записи Вл. Соловьева. С. 155.

ТЕКСТЫ ПАПКИ «БОГ ЕСТЬ ВСЁ», ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ТЕЗИСЫ ВЕРСИЙ «БОГ ЕСТЬ ВСЁ. ВСЁ СТАНОВИТСЯ БОГОМ»

<Л. 10>

Life's but a walking shadow, a poor player That struts and frets his hour upon the stage, And then is heard no more. It is a tale Told by an idiot, full of sound and fury Signifying nothing.45

Der Mann, mit Mondstrahl im Gesicht — Wird's suchen, und wird's finden, Doch jedem Narren muss man's nicht Gleich auf die Nase binden46.

Цель - действительное свободное [единство] соединение Б<ога> с [конечными существами] Человеком. Для этого свободного соединения необходимо чтобы [кон<ечные> существа] челов<ек> вышел из первобытного непосредственного существенного и потому невольного единства с Б<огом>, чтобы он[и] обратил[ись]ся против бога, стал[и] лицом против него. Ибо есть единство a tergo и единство a facie47.

Первон<ачальный> [существа] челов<ек> наход<ился> в Боге (мир божеств<енный>). Затем он[и] выступа[ют]ет из него в мире идеальном и наконец должен[ы] стать против него, обратиться, чтобы соединиться с ним. Очевидно<,>

45 Жизнь — только тень минутная; фигляр, Свой краткий час шумящий на помосте, Чтобы навек затихнуть; это — сказка

В устах глупца, где много звонких фраз,

Но смысла нет. (пер. С.М. Соловьева). В. Шекспир. Макбет. Акт 5, сцена 5 стих 17-28. Строфы, выписанные Вл. Соловьевым, представляют собой своеобразную «театральную экзегезу» Шекспира на Книгу Бытия III. 19: «Пыль ты, и в прах будешь возвращаться», аллюзия из которой содержится в предыдущем стихе: «Туда, где прах. Так догорай, огарок!» (Макбет. 5, 5: 16)].

46 Человек с лучом лунного света на лице, Он будет искать, и он найдет,

Но не стоит быть дураком

И сразу открывать свои карты (пер. К.Ю. Бурмистрова). Der Mann, mit Mondstrahl im Gesicht... - Строфа из стихотворения «Wandsbeck, eine Art von Romanze» (1773) Маттиаса Клаудиуса (1740-1815), немецкого писателя, поэта-романтика и философа-пиетиста, выступавшего под псевдонимом Асмус. Стихотворение было опубликовано в кн.: Claudius M. Werke. Bd. 1. Wien, 1844. S. 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 A tergo - «позади, с оборотной стороны, с тыла», a facie - «от лица», здесь имеется в виду -лицом к лицу (лат.).

для того, чтобы стать против Бога и повернуться к нему лицом в мире природном<,> нужно иметь отличный от Бога как такого (т.е. чистого духа) базис или точку опоры. Он[и] име[ют]ет этот базис в природе Божеств<енного> первонач<ала>. [Их] Его базис или точка опоры есть Б<ог>. Изменение этой первой точки опоры, поворот от Бога к природе есть та великая катастрофа, которая полагает начало существующему ныне порядку вещей, теперешнему миру.

<Л. 10об. Поверх текста две автоматические записи:>

Я должен сказать Тебе, что твои планы дщетны [sic!]. Я добьюсь того, что ты убьешь сам себя. Я овладею тобою. Да будешь ты проклят <!> Черт {?}48.

Louis<,> sous la table de ta chambre a coucher tu trouver as un

T 49

portemonnaie<,> Louis .

Так как природа или materia prima (хотение) есть начало множественно-сти<,> то человек<,> утверждая себя в этом хотении, необходимо распадается на реальную множеств<енность> конечн<ых> сущ<ностей>50. Т<ак> к<ак> всякая конкр<етная> форма есть единство, то эта катастрофа [уничт<ожает>] исключ<ает> все конкр<етные> формы как реальн<ости>, они остаются только как идеи и потенции. Душа мира как так<ов>ая теряет св<ою> акт<уальность>. Ее акт<уальное> начало есть сила распадения — Сат<ана,> и форма эт<ой> силы <—> Дим<иург>. Реальная внешн<яя> множеств<енность> сост<оит> в том<,> что каждое частное существо, кот<орое> первон<ачально> есть лишь член целого, утверждает себя как исключительное единств<о> и отрицает все остальное, начало реальн<ой> множ<ественности> есть нач<ало> ис-ключ<ительного> единства или эгоизма. Таким явл<яется> это нач<ало> в ко-нечн<ых> сущ<ностях,> но в абсол<ютной сущности>, со стор<оны> абс<олюта> это нач<ало> исключ<ительно> утвержд<ающее(?)>51.

<Л. 14> Цель всего <—> действительное единство, но действительное единство предполагает действительную множественность; действительн<ая>

52 «

множ<ественность> предполагает действит<ельное> противоречие, то есть

48 Автоматическое письмо. Написано между и поверх строк обычного текста. Подпись имеет разночтения.

49 «Луи, на полу в Вашей спальне Вы найдете кошелек, Луи». Написано между строк автоматическим письмом.

50 Или иначе: «множественность конечной сущности».

51 Или иначе: «исключ<ительного> утвержд<ения> <всеобщего единства>».

52 Фрагмент ркп опубликован Л.А. Коганом со следующим комментарием: «Призванием этики (и человека в целом) является, считал Соловьев, оправдание (обоснование, утверждение, защита) добра. Зло - противонравственное бытие. Чем же объясняется в таком случае его жизнестойкость и как она сочетается с верховенством Бога, являющегося воплощением абсолютного добра? Пытаясь решить этот вопрос, Соловьев апеллирует к свободе. Сотворив людей по своему образу и подобию, Бог наделил их свободой. Прямое отрицание зла, продиктованное свыше, было бы, полагает Соловьев, нарушением этой свободы, исключало бы свободный выбор человеком добра. Зло, по Соловьеву, допущено Богом как преходящее условие свободы. Этот ход мысли

противодействие, то есть борьбу; борьба же предполагает вражду, вражда предполагает ненависть, ненависть предполагает эгоизм или исключительное самоутверждение; т<аким> о<бразом> осуществление цели творения требует с логической необходимостью зло как переходный момент; ибо цель состоит в победе над злом<,> в его подчинении. Без эгоизма не было бы любви, потому что не было бы любящего.

<Запись в середине текста:>

Omnes Dei Summi virtutes, omnes divini Intellectus ideae, omnes divini Spiritus affectiones distinctam et separatam realitatem perfectamque actualitatem reciper debent et recipiunt <?> in mundo naturali materiali per hominem53.

<Лл. 17-20. Фрагменты конспектов лекций>

<Л. 17. ...> мат<ериальную> множ<ественность> оно<?> становится действ<ующей> силой, постеп<енно> приводящей эту множ<ественность> в форму всеед<инства>. По отн<ошению> к раздробленному миров<ому> телу Бож<ественное> нач<ало> [явл<яет>] проявл<яет,> обнаруж<ивает> себя как сила абсол<ютного> единства<,> торжеств<ующая> над всей множ<ественностью,> [и в отнош<ении>] здесь явл<ется> Бож<ество> как проявл<ение,> как Бож<ественное> Слово (Логос) или как мировой Ум. Это есть Бог как утвержд<ающий> себя. Сам по себе Бог своб<оден> от самоутв<ерждения>. Но когда частн<ое> бытие выступ<ает> из Бож<ественного> ед<инства,> утв<ерждая> себя в св<оей> дробн<ости> и множ<ественности,> оно тем необх<одимо> вызыва<ет> Бож<ество> на самоутв<ерждение> прот[ив] мира<,> утв<ерждающего> себя как множ<ественность(?),> и<,> след<овательно>, Бож<ество> утв<ерждает> себя как единое и необход<имое,> как миров<ой> закон прот<ив> хаот<ической> свободы всех.

<Л. 17об.> Этот самоутвержд<ающийся> и действ<ующий> Бог и есть Логос. Т<аким> о<бразом,> во-1-х<,> всё есть одно в Боге. Во 2-х<,> все вы-ступ<ает> из Бога в мат<ериальном> нач<але>. как самоутв<ерждение> множ<ественности,> и против этого Бог явл<яется> как самоутв<еждение> ед<инства> в Логосе. Здесь Лог<ос> есть свет, кот<орый> вы<ходит...> В 3-х<,> всё стремится стать опять одним<,> [опять]войти снова в форму всеединства - в мировой душе.

конкретизируется в черновой рукописи Соловьева "Бог есть все"», - где: «Из признания эгоизма злом делается вывод, что зло необходимо для реализации божественного единства. Но не как нечто самодостаточное и самодовлеющее, а лишь как низший, преходящий момент, подобно тому, как низшее состояние зародыша необходимо в процессе эволюции для совершенствования организма» см.: Коган Л.А. B.C. Соловьев и проблема свободы // История философии. М.: ИФ РАН, 2000. № 6. С. 100. По мнению Л.А. Когана, смысловое продолжение текста находится на Л. 24 об. публ. рукописи (см. далее).

53 «Все высшие добродетели Божии, все идеи божественного Разума, все чувства божественного Духа должны быть восприняты и восстановлены человеком в точной и отдельной реальности и совершенной актуальности в естественном материальном мире» (лат.).

Если Логос относ<ится> чисто отриц<ательно> к материальн<ому> и ви-дим<ому> нач<алу> как [производному от] разрознив<ающему> нач<алу,> то

« 54

к миров<ой> душе как нач<алу> станов<ления> единства он относ<ится> по-лож<ительно> и внутренне прямо опред<еляет> его. Миров<ая> душа есть собств<енно> то<,> на что действ<ует> Бог в мире, в чем он воплощ<ается>. Отсюда три фазиса<,> три полож<ения> мирового бытия. <Л. 18> [Определяя Мы по] Я высказ<ывал> в прошл<ый> раз55 по-нят<ие> о мире как об образующ<емся> организме<,> как о всеединстве<,> становящемся по образу и подобию всеед<иного> вечн<ого,> т.е. Бога. Другими слов<ами,> совокупн<ость> всего существ<ующего,> вышедшая [в силу] по закону конечн<ого> бытия из всеед<иного> Бож<ества,> стрем<ится> к новому соед<инению> с Бож<ественным> нач<алом>56, и постеп<енно> достиг<ая> такого соед<инения,> пост<епенно> воплощ<ает> в себе Бож<ество,> [так что] и вся прир<одная> жизнь<,> весь миров<ой> процесс есть постепенн<ое> восхожд<ение> материальн<ого> бытия к Богу и постеп<енное> нис-хожд<ение> Бож<ества> в [мир] мат<ериальное> б<ытие>, постеп<енное> воплощ<ение> Бога в мире, и постеп<енное> одухотв<орение> и обож<ение> мира. Это не знач<ит>, что Сам Бог <Л. 18об.> создается миров<ым> проц<ессом> и есть точн<ый> результат его, как это поним<ает> герм<анский> филос<офский> пант<еизм>. - Мы гов<орим,> что Бог вечно воплощ<ается> в миров<ом> проц<ессе>, а это знач<ит,> что он уже вечно есть сам в себе<,> незав<исимо> от миров<ого> проц<есса>. Так как иначе, если бы его не было, некому было бы воплощ<аться>. [Но] Поистине Бог<,> во 1-х<,> вечно и неизм<енно> есть сам в себе, и во 2-х<,> постоянно воплощается в мире. Но Бог как всеедин<ство> не может непоср<едственно> во-площ<аться> в множеств<е> разрозн<енных> миров<ых> элем<ентов,> он не мож<ет> внутр<енне> соед<иниться> с эт<им> мат<ериальным> множ<еством> как чем-то<,> ему противоп<оложным,> к чему он мож<ет> относ<иться> только отрицат<ельно>.

Поэт<ому> бож<ественное> нач<ало> множ<ественности?> действ<ует> непосредственно.. .>

Но<,> как мы вид<им,> эт<о> разрозн<енное> множ<ество> элем<ентов> и не сущ<ествует> само по себе безусл<овно,> ибо в мире <Л. 19> всегда ост<ается> хоть скрыт<ое> и потенц<иальное> нач<ало> единства, [именно безус<ловно> мировая душа] отражающееся в присущем всему [сост<?> сама имеющ<ая> бож<ественный> характ<ер>] стремл<ении> к полноте и целостности [как стремл<ение> или к всеединству с] бож<ественного> бытия [и т<аким> о<бразом> Бож<ественное> нач<ало> мож<ет...>].

54 Вар.: «станов<ящегося>».

55 Вероятно, указание на то, что мы имеем дело с конспектом лекции или выступления.

56 Слова «с Бож. нач.» зачеркнуты, а затем подчеркнуты волнистой линией, что указывает на желание автора сохранить их.

<Л. 19 об.> Sophie. Я буду другой раз лучше Прости меня, милый Я люблю тебя все больше Мы скоро скоро сойдемся навсегда. Милый мой прости меня. Я люблю тебя больше чем третьего дня. Мы собою не дорожим Я люблю тебя - Sophie51

<Л. 20> Беспредельное стремление всего существующего, неутолимая тоска по всеединству [ил<и> переходя] как нечто единое и общее во вс<ех> существ<ах> переход[я]<ит> за пределы кажд<ого> явл<ения> как душа мира — как второй [в становящийся] Бог, стремящийся к соединению с первым и вечным Божеством. [В] Присутствие этой мировой души во вс<ем> ми-розд<ании> не позв<оляет> ему быть прост<ым> механизм<ом>, прост<ой> аггрег<ированной> част<ью>, а делает из него од<ин> разв<ивающийся> орг<анизм,> [и если отд<ельные> ча<сти>] образующий тело Божие [стремящиеся ввести снова всю множ<ественность> своих частей и элементов в ту абс<олютную> форму всеед<инства>, кот<орая > вечно сущ<ествует> в Боге, стрем<ящиеся>] <Л. 20об.> в кот<ором> все множ<ество> част<ей> и элем<ентов> всего сущ<его?> постепенно вход<ит> в ту форму всеед<инства,> кот<орая> вечно есть в Боге.

Миров<ая> душа разлуч<ена> от Бога (Мiр<,> как образующийся орга-низм<,> вследствие выступления всего из бож<ественного> единства требует образующего начала, душа мира как пассивное единство материального) в ма-тер<иальную> множ<ественность,> постепенно воссоединяясь с Бож<ественным> нач<алом> или воплощая его в себе58 (элем<енты> треб<уют> [их] активн[ого]ой единящ<ей> силы, при посредстве кот<орой> она - душа - овладев<ала> бы эт<ой> множе<ственностью>, воплощ<алась> бы в ней как в своем выраж<ении,> как в своей оболочке).

[Эта активная сила ед<инения> не есть само Божество как вечное всеединство, пребывающее в собс<твенном> покое — это есть Бож<ество,> вы-званн<ое> к действ<ительной> множ<ественности> как действ<ующее> на Миров<ую> душу].

Если Бож<ество> само в себе как вечн<ое> всеед<инство> пребыв<ает> в абс<олютном> покое, то по отнош<ению> к вышедш<ему> из этого единства <Л. 21> соб<ственно> как они [вяж<?>] связ<аны> друг с другом? Так как нач<ало> мат<ериальное> как стремление к безусл<овной> особен<ности> и искл<ючительности> мож<ет> наход<иться> только в [др<угом>] частн<ом> сущ<естве>, только в дроб<ном,> в абс<олютном> или в целом его быть не мож<ет>. Потому целое как такое включает в себя всё и ничего не мож<ет> искл<ючить>, а потому и механ<ический> поряд<ок> обусл<авливает> мате-риальн<ое> нач<ало> сущ<его> только для част<ных> сущ<еств,> для дроб<ных>, в целом же, т.е. в Боге, никак механич<еских> отн<ошений> быть

57 Автоматическая запись опубл.: Козырев А.П. Мистика в цепях разума: Автоматические записи Вл. Соловьева. С. 156.

58 Текст, вынесенный Вл. Соловьевым в многочисленные скобки, здесь объединен по смыслу.

не мож<ет.> [Он про<ницает>] Для него все прониц<аемо,> так как он все в себе содерж<ит>.

В Б<оге> материальн<ое> нач<ало> [совпад<ает> с] покрывает иде-альн<ый> эгоизм<,> совпад<ая> с мат<ериальным,> ибо [люб.] будучи вс<ем,> он<,> любя себя<,> мож<ет> всё. [И так вот,] Если т<аким> о<бразом> для целого или унив<ерсального> [не] им<еет> место только <Л. 21об.> одно нач<ало> и один поряд<ок> бытия - то вопрос об отнош<ении> двух нач<ал> кас<ается> только частн<ых> сущ<еств,> входящ<их> в целое св<оей> сущн<остью>, но не обним<ающих> его св<оей> сущ<ностью>.

Частн<ое> существо и здесь как сущ<ность>, как нечто само по матери-альн<ному> нач<алу> им<еющее> место утв<ерждать> себя, поскольку оно сущ<ествует> как нечто особенное, частн<ое>. Но утвержд<ает> себя как нечто, себя как нечто особ<енное,> утвержд<ает> себя и утвержд<ает> себя бес-пред<ельно> и безусл<овно,> потому что пред<ел> его самоутв<ерждения> был беспред<ельностью> его существов<ания>. Но безусл<овное. и бес-пред<ельное> самоутв<ерждение> [сущ<ествования>] част<ного> суще-ствов<ания,> т.е. существ<ования,> обусловл<енного> и огранич<енного> другими<,> закл<ючает> в себе внутр<еннее...>.

<Л. 24 об.> Так как единичность без множественности есть пустота, а множественность без един<ства>ичности есть хаос, и так как истинно сущее не может быть ни пустотой ни хаосом, то оно очевидно должно [быть] одинаково содержать и един<ство>ичность, и множественность и притом в самом полном сочетании и глубочайшем проникновении, — оно должно быть универсальным индивидом — вселенским человеком.

Множественность же не мож<ет> быть только идеальной, ибо тогда и единство будет только идеальное; чтобы единство было реальным и множественность должна быть реальной. Реальная же множественная раздельность, предполагающая отделение каждого из элементов ото всех других, исключение им их — исключительное самоутверждение, безусловный эгоизм. Если теперь несомненно<,> что зло есть эгоизм, то несомн<енно,> что зло необходимо для реализации божественного единства. Но необходимо как предположение, как низший преходящий [эле] момент, совершенно также как низшее состояние зародыша необходимо для сост<ояния> соверш<енного> организма.

<Нрзб. подпись и рисунок, см. их изображение ниже>

Факсимиле итогового фрагмента рукописей Вл. Соловьева в папке «Бог есть всё»: РО ИРЛИ. Ф. 240, оп. 2, ед. хр. 159. Лл. 28-31об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.