Научная статья на тему 'Папка рукописей "раннего" Владимира соловьева "Бог есть всё": опыт публикации и комментариев'

Папка рукописей "раннего" Владимира соловьева "Бог есть всё": опыт публикации и комментариев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПИСИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВСЕЕДИНОЕ / ЛОГОС / ДЕМИУРГ / СОФИЯ / VL. SOLOVYOV'S MANUSCRIPTS / RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY / ALL-UNITY / LOGOS / DEMIURGE / SOPHIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рычков Александр Леонидович

В исследовательский оборот вводятся неизвестные тексты «раннего» Вл. Соловьева, сохранившиеся в РО ИРЛИ (архив С.А. Полякова) и собранные в папку под названием «Бог есть всё». Обсуждается ключевой текст, давший название папке и кратко формулирующий религиозно-философское кредо Вл. Соловьева во второй половине 1870-1880-х гг. В целях сопоставления текст Соловьева публикуется в черновой и чистовой (итоговой) версиях рукописи. Рассматривается отражение и развитие в работах Вл. Соловьева середины 1870-1880-х гг. тезисов этой итоговой рукописи под условным названием «Бог есть всё. Всё становится Богом», приводятся необходимые комментарии. Также публикуются тематически связанные с нею тексты, находящиеся на других листах папки и иллюстрирующие ее тезисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folder of manuscripts of “early” Vladimir Solovyov “God is All”: experience of publication and commentarie

The article for the first time introduces “early” Vl. Solovyov’s texts that have been unknown to researchers before and are kept at the Department of Manuscripts of the Institute of Russian Literature (S.A. Polyakov’s archive) as a collection (folder) titled “God is All”. It discusses the key text that gave its name to the folder and outlined Vl. Solovyov’s religious and philosophical credo of the second half of the 1870-s 1880-s. For comparison, two versions of Solovyov’s text the draft and the final one are published. The article analyses how the theses of this final manuscript conventionally titled “God is All. All Becomes God”are reflected and developed in Vl. Solovyov’s works of the mid-1870-s and 1880-s and contains the necessary commentaries. It also includes other texts (from other pages of the folder) that are thematically related to the main one and illustrate its theses.

Текст научной работы на тему «Папка рукописей "раннего" Владимира соловьева "Бог есть всё": опыт публикации и комментариев»

В.С. СОЛОВЬЕВ И ЕГО НАСЛЕДИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 141.4(470) ББК 87.3(2)522-685

ПАПКА РУКОПИСЕЙ «РАННЕГО» ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА «БОГ ЕСТЬ ВСЁ»: ОПЫТ ПУБЛИКАЦИИ И КОММЕНТАРИЕВ1

АЛ. РЫЧКОВ

E-mail: vp102243@list.ru

В исследовательский оборот вводятся неизвестные тексты «раннего» Вл. Соловьева, сохранившиеся в РО ИРЛИ (архив С.А. Полякова) и собранные в папку под названием «Бог есть все». Обсуждается ключевой текст, давший название папке и кратко формулирующий религиозно-философское кредо Вл. Соловьева во второй половине 1870-1880-х гг. В целях сопоставления текст Соловьева публикуется в черновой и чистовой (итоговой) версиях рукописи. Рассматривается отражение и развитие в работах Вл. Соловьева середины 1870-1880-х гг. тезисов этой итоговой рукописи под условным названием «Бог есть все. Все становится Богом», приводятся необходимые комментарии. Также публикуются тематически связанные с нею тексты, находящиеся на других листах папки и иллюстрирующие ее тезисы.

Ключевые слова: рукописи Вл. Соловьева, русская религиозная философия, Всеединое, Логос, Демиург, София

FOLDER OF MANUSCRIPTS OF "EARLY" VLADIMIR SOLOVYOV "GOD IS ALL": EXPERIENCE OF PUBLICATION AND COMMENTARIES

A.L. RYCHKOV

E-mail: vp102243@list.ru

The article for the first time introduces "early" Vl. Solovyov's texts that have been unknown to researchers before and are kept at the Department of Manuscripts of the Institute of Russian Literature (S.A. Polyakov's archive) as a collection (folder) titled "God is All". It discusses the key text that gave its name to the folder and outlined Vl. Solovyov 's religious and philosophical credo of the second half of the 1870-s - 1880-s. For comparison, two versions of Solovyov's text - the draft and the final one - are published. The article analyses how the theses of this final manuscript conventionally titled "God is All. All Becomes God"are reflected and developed in Vl. Solovyov's works of the mid-1870-s and 1880-s and contains the necessary commentaries. It also includes other texts (from other pages of the folder) that are thematically related to the main one and illustrate its theses.

Key words: Vl. Solovyov's manuscripts, All-Unity, Logos, Demiurge, Sophia

1 Данная статья открывает проект публикации в журнале «Соловьевские исследования» всего массива рукописей Вл. Соловьева, содержащихся в папке «Бог есть всё», в расшифровке текстов которой и комментариях к ним также приняли участие К.Ю. Бурмистров и М.В. Максимов. В ближайших выпусках «Соловьевских исследований» планируется публикация неизвестных рукописей В.С. Соловьева из архивов ИРЛИ РАН. Редакция журнала приглашает всех заинтересованных к обсуждению публикаций, предполагая проведение по их итогам «круглого стола» «Неизданный и несобранный В.С. Соловьев: проблемы публикации и интерпретации» в июне 2020 г.

Папка неизданных рукописей Вл. Соловьева с условным названием «Бог есть всё»: тематическая подборка или разрозненное собрание?

Настоящей публикацией в исследовательский оборот вводятся неизвестные тексты Вл. Соловьева, сохранившиеся в папке под наименованием «Соловьев Владимир Сергеевич. "Бог есть всё". Черновая разработка статьи об оккультизме. Б/г. 32 лл.» в Рукописном отделе ИРЛИ РАН: Фонд 240 (фонд С.А. Полякова), опись 2, ед. хр. 159 2. Эта подборка ранних соловьевских рукописей была получена С.А. Поляковым от С.М. Соловьева, душеприказчика наследия Вл. Соловьева после смерти М.С. Соловьева. По заключению А.П. Козырева, «документы, хранящиеся в архиве Полякова, действительно представляют собой довольно искусственно выделенную часть архива, хранившегося у племянника. <...> Что сподвигло С.М. Соловьева расстаться с частью рукописей (главным образом, набросков незавершенных статей и планов нереализованных работ), мы пока не знаем. Можно предположить, что рукописи Соловьева были получены (выкуплены) им еще до 1917 года, в пору активного сотрудничества с племянником философа в "Скорпионе" и "Весах"» [2, с. 138].

Листы 3-6 папки «Бог есть всё» опубликованы в составе второго тома «Полного собрания сочинений и писем» Вл.С. Соловьева (М., 2000; далее цитируется как ПССиП, с указанием тома и страницы). По заключению публикаторов, «к архивной единице № 159 приобщен конверт, на котором рукой С.М. Соловьева проставлена римская цифра Х; в аналогичные конверты С.М. Соловьев помещал неразобранные бумаги своего дяди <...> все материалы, попавшие к Полякову, касаются раннего периода творчества философа: теософические наброски, схемы, конспекты сочинений мистиков, материалы к лекционным курсам, записи, сделанные медиумическим письмом, и др.» [3, с. 350-351]. Поскольку анализ содержания папки производился составителями ПССиП выборочно, без расшифровки всего состава рукописей, комментарий может быть дополнен.

Подборка начинается с черновика и заканчивается беловой версией рукописи, по первому подзаголовку которой - «Бог есть всё» - получила название вся папка (см. илл. 1), кроме черновых набросков содержащая выписки Вл. Соловьева на латинском, французском и немецком языках из историко-философских источников его учения о Софии, а также ряд схем, включающих эти источники в контекст соловьевской религиозной философии и иллюстрирующих сотворческий синтез в ней идей Аристотеля, Плотина и неоплатоников, герметизма, каббалы, И. Рейхлина, Я. Бёме, И. Лихтенберга, Л.-К. де Сен-Мартена, Ж. Дюпоте и др3. В целом содержание папки убедительно демон-

2 См.: Соловьев В.С. «Бог есть всё». Черновая разработка статьи об оккультизме // Рукописный отдел ИРЛИ РАН. Фонд 240, опись 2, ед. хр. 159 [1].

3 Перечень имен, относящихся к традиции западного эзотеризма, выписки из трудов которых присутствуют в папке «Бог есть все», представлен в работе: Бурмистров К.Ю. Владимир Соловьев и европейский эзотеризм: проблема источников // Соловьевские исследования. 2016. Вып. 2(50). С. 60-62 [4]. Из материалов папки «Бог есть всё» опубликованы также: сделанная Вл. Соловьевым

стрирует, как учение о Софии становится для Соловьева конкретным выражением идеи всеединства и тем возвращает внимание ее исследователей к давно уже поднятому В.В. Зеньковским, А.Ф. Лосевым, М.В. Максимовым и др. вопросу о софиологических основаниях историософии Вл. Соловьева4.

В настоящей публикации воспроизводятся черновая и чистовая версии рукописи, впоследствии давшей название всей папке по подзаголовку первого параграфа «Бог есть всё» и кратко формулирующей религиозно-философское кредо Вл. Соловьева во второй половине 1870-1880-х гг. Вместе с рукописью публикуются тематически связанные с ней тексты, находящиеся на других листах папки «Бог есть всё» и иллюстрирующие ее тезисы.

Поскольку часть находящихся в подборке папки рукописей Вл. Соловьева по своему содержанию соответствует тем или иным тезисам работы «Бог есть всё», можно предположить, что последовательное расположение в ней черновой и итоговой версий публикуемого текста, разделенных рядом тематически сходных рукописей, неслучайно. Согласно нашей предварительной рабочей гипотезе, в конверт под римской цифрой Х С.М. Соловьев мог поместить не только неразобранные материалы, но и рукописи, которые, по его мнению, имели временное и тематическое сходство с основным текстом, давшим название папке впоследствии. Действительно, кроме тематически сходных записей, в состав папки с черновыми рукописями «раннего» Вл. Соловьева (сер. 1870 - нач. 1880-х гг.) включены сделанные им в этот период выписки из сочинений и список представителей западного эзотеризма, наброски стихов того же периода, а также фрагменты черновиков лекций начала 1880-х гг. Причем содержание фрагмента на лл. 17-19 имеет обширные параллели с текстом «Бог есть всё»5, а лл. 16-16об. являют собой считавшийся утраченным фраг-

в Британской библиотеке выписка из «Прогностики» И. Лихтенберга (л. 24) (см.: Рычков А.Л. Латинская выписка Вл. Соловьева из «Pronosticatю» Иоганна Лихтенберга: от «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского до «Трех разговоров» Вл. Соловьева // Соловьевские исследования. 2019. Вып. 1(61). С. 6-23 [5]); поэтические наброски (частично) на лл. 26-27 (см.: Гренишкин С.С. Архив С.А. Полякова // Ежегодник Рукоп. отдела Пушкинского Дома на 1978 г. Л., 1980. С. 20-21 [6]), которые уточнены в статье: Рынков А.Л. Латинский конспект Вл. Соловьева в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского: научный миф или литературный факт? // Литературный факт. 2019. № 1(11). С. 431-451 [7], а также отдельные автоматические записи на лл. 1, 9-10 и 19 (см.: Козырев А.П. Мистика в цепях разума: Автоматические записи Вл. Соловьева / Приложение: Автоматические записи Вл. Соловьева. С. 155-156). Листы 3об., 5-6об. и фрагменты лл. 4 и 31об. опубликованы в ПССиП Соловьева В.С. (Т. 2. С. 162-164, 350-353, 369-370, 381-382).

4 См. об этом: Максимов М.В. Метафизические основания историософии Вл. Соловьева // Соловьевские исследования. 2001. № 1. С. 65-68 [8].

5 В этом фрагменте одной из вступительных лекций (вероятно, 1882 г.) Соловьев подробно рассматривает силу, постепенно приводящую мировую множественность в форму всеединства, при этом повторяя и раскрывая целый ряд тезисов публикуемого текста «Бог есть всё.». Лекция также включает пересказ его исходной формулы: «...во-1-х, всё есть одно в Боге. Во 2-х, все выступает из Бога в материальном начале. как самоутверждение множественности, и против этого Бог является как самоутверждение единства в Логосе. Здесь Логос есть свет, который в но<чи светит (Ио. 1:5)>. В 3-х, всё стремится стать опять одним, войти снова в форму всеединства - в

мент (стр. 15-16) рукописи вводной лекции на Высших женских (Бестужевских) курсах (далее - ВЖБК) в сентябре 1880 г. (опубликованной с этой лакуной в составе 4 т. ПССиП), где Вл. Соловьев критикует «механическое мировоззрение» в науке и излагает свои взгляды на соотношение веры и науки в системе цельного знания. Предваряющая листы с фрагментами вступительных лекций обширная выписка на л. 14об. из трудов Ж. Дюпоте (того же периода) также посвящена критике механистичного естественнонаучного подхода. Все это позволяет предположить возможность включения С.М. Соловьевым в конверт № Х неразобранной тематической подборки, осуществленной самим Владимиром Соловьевым в период работы в 1881-1882 гг. над проектом несостоявшегося сочинения об «основаниях всеобщей науки», в котором наука, нашедшая свои основания в вере, обретала бы религиозный статус. Проект этого сочинения по «наукоучению» был частично восстановлен и опубликован А.П. Козыревым. Заключительная глава найденного исследователем плана этого сочинения озаглавлена «Бог есть всё. Всё становится Богом»6 и, таким образом, непосредственно относится к тематике публикуемых нами рукописей папки «Бог есть все». Версия тематической подборки материалов для сочинения могла бы объяснить присутствие в папке изъятых из вступительных лекций фрагментов, так как известно, что философ опирался на материалы своих лекций 1880-1882 гг. при написании ряда работ этого периода, в том числе упомянутого проекта «об истинной науке».

Однако часть рукописей на других листах данной папки тематически не соответствует рассмотренным выше версиям. Так, по неустановленной причине, также в конверте № Х оказался черновик полемической статьи о Н.Я. Данилевском конца 1880-х гг. На этом основании, вероятнее всего, мы можем говорить о частично неразобранных тематически однородных материалах папки, собранных самим Вл. Соловьевым и дополненных С.М. Соловьевым разнородными выписками по признаку их отношения к одному и тому же периоду творчества Вл. Соловьева.

Полноценная расшифровка и интерпретация рукописей из папки «Бог есть всё», в том числе литературных выписок, стихов и набросков лекций «раннего» Вл. Соловьева, предполагаются к публикации журналом «Соловьев-ские исследования» в последующих номерах. Тем не менее ключевой текст, давший название всей папке, представляет, на наш взгляд, особый исследовательский интерес. Его рассмотрению посвящена настоящая предварительная публикация, анонсирующая проект.

мировой душе» (РО ИРЛИ. Ф. 240. Оп. 2. Ед. хр. 159. Л. 17об. Фрагмент опубл. без указания авт. сокращений).

6 См.: Козырев А.П. Наукоучение Владимира Соловьева: к истории неудавшегося замысла // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 год. СПб., 1997. С. 16-17 [9].

Текст, который не вписывается в известные работы Вл. Соловьева

Ни черновая, ни итоговая версия публикуемого текста не имеет названия (помечены в рукописях знаком креста). Однако пп. 1 и 2 первоначальной версии имеют подзаголовки «Бог есть всё» и «Всё становится Богом» соответственно, на основании которых публикуемая нами итоговая версия текста также получила условное название «Бог есть всё. Всё становится Богом».

Из состава находящейся в папке на лл. 28-32 итоговой версии ранее опубликован её заключительный 20-й пункт, включенный в примечания к изданию «Философских начал цельного знания» (далее - ФНЦЗ) в ПССиП, где назван заключением «одного из планов, близких по времени написания к ФНЦЗ»7. Разумеется, определение беловой версии рукописи в качестве плана условно и вероятно вызвано наличием нумерации её тезисов8. Возможно, более аутентично публикуемый ныне текст можно было бы обозначить в качестве краткой формулировки особого богословского мнения, или теологумена (6eoXoyov^evov), Вл. Соловьева. Однако различение между догматическим богословием и теологуменом было введено В.В. Болотовым и популяризировано А.А. Киреевым лишь в конце XIX-начале XX в., а значит, понятие это вряд ли применимо для определения намерений автора. Столь же затруднительно соотнести этот текст со своеобразной npoXeyö^eva к разрабатывавшемуся «ранним» Соловьевым учению о «вселенском христианстве», в котором материал познания философских начал вселенского христианства «дается внутренним опытом»9. Свидетельства такового «внутреннего опыта» очевидны при обращении к первоначальной версии текста, который написан, что называется, «на одном дыхании» и осенен «софийным присутствием» (по его завершении София прощается с автором в автоматической записи на л. 2об.), в связи с чем - с позиции Соловьева - мог включать «откровенные» элементы. Жанр npoXeyö^eva также нередко присутствует в планах и черновиках работ Вл. Соловьева10. Тем не менее текст не является каким-либо планом или вступлением, поскольку не формулирует схему построения или исходные понятия, дающие предварительные сведения о предмете, как свойственно пролегоменам, а излагает конечные выводы, религиозно-философские доказательства которых мы находим не только и не столько в параллельных по времени написания, сколько в последующих известных работах Вл. Соловьева, начиная с ФНЦЗ и далее

7 См.: Козырев А.П. Примечания к <Философские начала цельного знания> // Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2: 1875-1877. М., 2000. С. 370 [10].

8 Ни одна из рукописных версий «Бог есть всё» не содержит ряда обязательных элементов планов работ у Вл. Соловьева, как, напр.: планы «Вселенское христианство» и «Начало вселенского учения» (см.: Соловьев В.С. Планы и черновики // Соловьев В.С. пол. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2: 1875-1877. М., 2000. С. 173-175 [11]).

9 См.: Соловьев В.С. Планы и черновики. С 173.

10 См., напр.: «План работы без названия» с проХе^о^еуа в: Соловьев В.С. Планы и черновики. С. 173.

в «Чтениях о Богочеловечестве». Эта особенность текста, вероятно, и привела к тому, что хотя его конечные выводы и были соотнесены составителями «Полного собрания сочинений и писем» Вл. Соловьева с одним из тезисов ФНЦЗ11, но сам текст так и остался неопубликованным, поскольку объективно не вписывается в рамки отдельных работ и не может быть определен как набросок или часть известных произведений Вл. Соловьева.

Основной тезис текста «Бог есть всё...» о сущем и становящемся всееди-ном Вл. Соловьев развил в своей диссертационной работе «Критика отвлеченных начал» (1877-1880 гг.), посвятив ему главу «Абсолютное сущее и абсолютное становящееся», в которой поясняет и развивает тезис, давший название первоначальному тексту:

«... если быть субъектом абсолютного содержания в вечном и нераздельном акте свойственно единому истинному существу, или Богу, то другое существо может быть субъектом того же содержания в постоянном процессе; если первое есть всеединое, то второе становится всеединым, если первое вечно обладает всееди-ным, то второе прогрессивно им овладевает и постольку соединяется с первым. Это второе всеединое, этот "второй бог", говоря языком Платона, представляет, таким образом, два существенные элемента: во-первых, он имеет божественный элемент, всеединство, как свою вечную потенцию, постепенно переходящую в действительность, с другой стороны, он имеет в себе то небожественное, то частное, не всё, природный, или материальный, элемент, в силу которого он не есть всеединое, а только становится им; ибо он становится всеединым, поскольку это частное делается всем. Частное же по необходимости становится всем. Быть всем, т.е. быть в Боге, оно не может, так как тогда оно не было бы частным, но и быть исключительно частным, т.е. быть безусловно вне всеединства, вне Бога, оно также не может, ибо тогда оно не существовало бы совсем, так как вне Бога и вне всеединства ничего быть не может. Итак, оно может быть только относительно многим (частным) и относительно единым (всем), т.е. оно становится всем, вечно стремится быть всем» [13, с. 317].

В заключительной XLVI главе диссертации Соловьев определяет место свободной теософии и теургии во всеединой системе знания, вновь возвращаясь к итоговым выводам публикуемого нами текста.

Впоследствии Вл. Соловьев изложил ряд тезисов текста «Бог есть всё» в главе «Душа мира - основа творения, пространства, времени и механической причинности» Книги 3-й La Russie et l'Eglise universelle («Россия и вселенская церковь» (1888 г.)):

«Если в Своем могуществе и в Своей истине Бог есть всё то в Своей любви Он хочет, чтобы всё было Богом. Он хочет, чтобы вне Его Самого была другая при-

11 См.: Козырев А.П. Примечания к <Философские начала цельного знания> С. 370. В этой работе Вл. Соловьева раскрыты изложенные в п. 20 рукописи «Бог есть всё» понятия свободной теократии, свободной теософии и свободной теургии, а также включен тезис о том, что носителем новой, «цельной жизни» станет первоначально «более узкий союз, братство или общество в среде русского народа». О понятиях свободной теократии, свободной теософии и свободной теургии см.: Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Полн.собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2: 1875-1877. М., 2000. С. 214-216, 234 [12].

рода, которая постепенно становилась бы тем, что Он есть от века - абсолютным всем. Чтобы самой достигнуть Божественной всеобщности, чтобы войти в свободное и взаимное отношение с Богом, эта природа должна быть отделенной от Бога и в то же время соединенной с Ним. Отделенной в своем реальном основании, которое есть земля, и соединенной в своей идеальной вершине, которая есть человек» [14, с. 334].

В диссертацию Вл. Соловьева были включены лишь первые и последние пункты текста «Бог есть всё...», в книгу - лишь первые, и потому мы не можем рассматривать этот текст в качестве черновика этих сочинений. Тем более что в нашем тексте, по оценке публикуемой рукописи в монографии А.П. Козырева «Соловьев и гностики»12, «ставится знак равенства между православием и всеединством, а проводниками-уравнителями являются какие-то загадочные члены тесного кружка, подобия православного братства.»13, тогда как написанная на французском языке книга Соловьева обращена к европейской аудитории. По заключению А.П. Козырева, этот текст отражает концепт «вселенского учения», проект которого вырабатывает молодой Соловьев, и «мыслится философом как обновленное, реформированное христианство», а на последнем листе рукописи А.П. Козырев находит «и некоторые наметки пути этой реформации»14. Очевидно, что Соловьев привлекает сформулированные ранее тезисы своих убеждений в третью книгу «России и вселенской церкви», включающую «теософические» и метафизические начала разрабатываемого им «вселенского учения», одним из оснований которого, как известно, служили религиозно-философские представления и софиологические интуиции философа о роли и судьбах Души мира. Это также означает, что за истекшее с момента их написания десятилетие обсуждаемые тезисы не потеряли для Соловьева своей актуальности.

«Бог есть всё...» - фрагмент ненаписанного сочинения?

Подзаголовок «Бог есть всё. Всё становится Богом» также находится в не воплощенном Соловьевым проекте обширной работы о вселенской науке, обретающей основание в вере, - в плане двух работ, обнаруженном А.П. Козыревым на обороте последнего листа рукописи статьи «Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться».15 План датирован 28 мая 1881 г. и, по заключению исследователя в работе «Наукоучение Владимира Соловьева: к истории неудавшегося замысла» (1997 г.), напрямую не относится к содержанию статьи, а вписан на пустое место. Вторая работа имеет название «Теория всемирной жизни (т. 1) (Основания всеобщей науки)». Часть первая «О Боге живом (основания первой философии)» оканчивается на 3-й главе, озаглавленной «Бог есть всё. Всё стано-

12 См.: Козырев А.П. Соловьев и гностики. М.: С.А. Савин, 2007. 544 ^ [15].

13 Там же. С. 324.

14 Там же.

15 РГАЛИ. Ф. 446. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 25об.

вится Богом»16. Как отмечает А.П. Козырев, «продолжение плана нам неизвестно, но до нас дошел один лист (РГАЛИ. Ф. 446. Оп. 2. Ед. хр. 18. Лл. 33-34о6), который является тезисным развитием последнего пункта плана и начинается теми же двумя предложениями»17. А.П. Козырев указывает на отраженную в плане двухчастность соловьевского замысла, характеризующуюся: 1) «перемещением акцента с вселенской религии, на создание которой Соловьев претендует в "Софии", на поиск в самом христианстве некоего социально-религиозного идеала» и 2) попыткой создать «философскую концепцию науки, находящую основание в вере»18. Таким образом, исследователь относит черновую рукопись «Бог есть всё...» ко времени перемещения Вл. Соловьевым «акцента с вселенской религии» (нач. 1880-х гг.), а итоговую, беловую версию - ко второй половине 1870-х гг., как отражающую проект «вселенского учения». Это, очевидно, связано с тем, что обсуждаемые рукописи Соловьева до настоящей публикации оставались, в целом, не расшифрованными и верифицированные исследователями фрагменты не позволяли провести полноценное сопоставление текстов, чтобы определить их взаимозависимость как версий одного и того же текста.

Очевидно также, что заключение А.П. Козырева о принадлежности публикуемой нами рукописи к намерениям Вл. Соловьева второй половины 1870-х гг. обобщить свою религиозно-философскую и метафизическую доктрину в сочинение с рабочим названием «Вселенское христианство» (или «Начала вселенского учения»)19 в первую очередь должно быть также отнесено к первой версии нашего текста, которую следует датировать этим же периодом времени.

Задуманное, но не написанное Соловьевым религиозно-философское сочинение о началах вселенского учения предполагалось к публикации на французском языке, о чем Вл. Соловьев сообщал отцу из Парижа в письме от 13 мая 1876 г.: «В Париже буду заниматься изданием своего малого по объему, но великого по значению сочинения "Principes de la religion universelle" <«Начала вселенской религии»>, язык оного отдам исправить аббату Гетте» [16, с. 27]. Однако работа над ним, как известно, выросла в иное франкоязычное сочинение (<^а Sophia»), а не вошедшие в нее тезисы были включены Вл. Соловьевым в ФНЦЗ. Понятийное сходство задач, решаемых в рамках общего религиозно-философского замысла, позволяет найти между нашим текстом, «^а Sophia» и ФНЦЗ многочисленные параллели. Тем не менее прямого использования текста «Бог есть всё» в «Софии», «Критике отвлеченных начал» и ФНЦЗ нами не выявлено. Последующие переработанные версии текста также не содержат каких-либо указаний на их подготовку к французской публикации. Остается предпо-

16 См.: Козырев А.П. Наукоучение Владимира Соловьева: к истории неудавшегося замысла // Исследования по истории русской мысли. С. 16-17.

17 Там же. С. 17.

18 Там же. С. 18.

19 Планы сочинения о «вселенской религии» и «вселенском человеке» см.: Соловьев В.С. Планы и черновики. С. 173-175.

ложить, что со временем данный текст приобретает для молодого философа некое самостоятельное значение.

«Бог есть всё.»: черновой план или проект философского кредо?

Вл. Соловьев дважды переделывает первоначальную версию «Бог есть всё». Наличие ряда вариантов одного текста указывает на его значимость для автора и может свидетельствовать о постепенном обособлении нашего текста от конкретных авторских замыслов. В таком случае подобное неоднократное переписывание обсуждаемого текста представляет отдельный интерес для исследователей и ценителей творчества Вл. Соловьева именно тем, что позволяет проследить становление не только конкретного авторского замысла, но религиозно-философской позиции автора в целом, оттачивание философом положений разрабатывавшейся им доктрины «вселенской» религии и метафизики20. В лаконичных тезисах «итоговой версии» обозначается оригинальное ядро этой доктрины, отраженной в последующих публикациях философа, в которой, по формулировке французских исследователей-славистов Л. Геллера и М. Нике, «Соловьев создал неоплатоническую картину Вселенной, отделенной от Бога и стремящейся к Нему в почти диалектическом восхождении: Бог - всё, и он хочет, чтобы всё стало Богом».21

В этой связи представляется уместным определить жанр публикуемого текста в качестве проекта программной формулировки убеждений и принципиального направления философской мысли «раннего» Соловьева, тезисов его философского кредо, изначально сопровожденных медиумическим письмом. Для Соловьева таковое «присутствие Софии» несомненно означало поверку своего философского опыта опытом сокровенным, мистическим22 и придавало (в его глазах) подобным текстам особую легитимность23. Потому представляет-

20 Разночтения в первой версии текста с итоговой приведены в сносках к пунктам публикуемой рукописи.

21 См.: Геллер Л., Нике М. Утопия в России: пер. с фр. СПб., 2003. 312 с. 144-145 [17]. Неоплатонические коннотации представлений Вл. Соловьева о «вселенском учении» и «вселенском человеке» особенно очевидны в многочисленных схемах, находящихся в той же папке, напр., где Божество, как начало идеальное, сопоставляется с Noflg (см. Приложение к публ. тексту).

22 Ряд тезисов публикуемого текста, напр. о «множественности» на л. 24об. и др., раскрыт в диалогах «Ьа Sophia», где София излагает Философу «Вселенское учение, которое я тебе преподаю...» (см.: Соловьев В.С. София / La Sophia // Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2: 1875-1877. М., 2000. С. 107 [18]).

23 На необходимость учета исследователями рукописного наследия Вл. Соловьева этого обстоятельства ранее указал Н.В. Котрелев: «.. .подобных записей сохранилось достаточно много. <.. > Иногда философский текст просто перетекает в текст медиумической записи, и наоборот, так что законным оказалось бы предположение - а не она ли диктовала мистику и слова, предназначенные для обнародования, для публичной огласки? При изучении соловьевской мистики этот вопрос, по всей видимости, не бессмысленный» (см.: Котрелев Н.В. «Благонамеренность не спасает от заблуждений.» Неизданные автографы Владимира Соловьева // Наше наследие. 2000. № 55. С. 64-73 [19]).

ся, что публикуемый ныне итоговый документ рукописных версий «Бог есть всё» может быть также рассмотрен в качестве своеобразного краткого проекта религиозно-философского кредо, прообраза литературных манифестов Серебряного века, в котором - как продемонстрировано ранее на примере публикаций этого периода - собраны воедино темы дальнейшего творческого пути философа в последующее двадцатилетие. Так, излагаемые в рукописи основания учения Соловьева о втором, становящемся и стремящемся стать всеединым Абсолютном, в котором молодой философ определяет место и роль человека в мировом процессе, станут методологической базой дальнейшего метафизического обоснования соловьевской историософии, где им отведена определяющая роль, а человек оказывается необходимым Богу для завершения творения мира и его единение с Богом реализуется в историческом процессе24. В итоговую версию Соловьев вносит отсутствующие в черновом варианте пункты 7-8, согласно которым «это становящееся всеединое есть человек или душа мира во всех нас тайно присутствующая, страдающая и действующая <...> составляет посредствующее и связующее начало между двумя порядками бытия»25.

Несмотря на то, что сам проект «религиозно-философского кредо» остался не опубликован, разбросанная в многочисленных работах Вл. Соловьева интерпретация его положений, касающихся тринитарной метафизики, софийной эсхатологической историософии и философии истории в целом, стала одним из фундирующих оснований русского младосимволизма и мощным интеллектуальным импульсом для становления русской религиозной философии Серебряного века.

24 См. об этом подробнее: Максимов М.В. Метафизические основания Вл. Соловьева. С. 58-65.

25 См. ниже с. 22 <Бог есть всё. Всё становится Богом>: Итоговая версия.

историософии

Иллюстрация 1. Первый лист папки «Бог есть все». РО ИРЛИ. Фонд 240, оп. 2, ед. хр. 159. Л. 1

Список литературы

1. Соловьев В.С. «Бог есть всё». Черновая разработка статьи об оккультизме // Рукописный отдел ИРЛИ РАН. Фонд 240, опись 2, ед. хр. 159.

2. Козырев А.П. Мистика в цепях разума: Автоматические записи Вл. Соловьева / Приложение: Автоматические записи Вл. Соловьева / подгот. текста и публ. А.П. Козырева // Литература и религиозно-философская мысль конца XIX - первой трети ХХ века. К 165-летию Вл. Соловьева. М., 2018. С. 117-156.

3. Козырев А.П. Примечания к <Планы и черновики> // Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2. М., 2000. С. 350-356.

4. Бурмистров К.Ю. Владимир Соловьев и европейский эзотеризм: проблема источников // Соловьевские исследования. 2016. Вып. 2(50). С. 47-65.

5. Рычков А.Л. Латинская выписка Вл. Соловьева из «Pronosticatio» Иоганна Лихтенбер-га: от «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского до «Трех разговоров» Вл. Соловьева // Соловьевские исследования. 2019. Вып. 1(61). C. 6-23.

6. Гречишкин С.С. Архив С.А. Полякова // Ежегодник Рукоп. отдела Пушкинского Дома на 1978 г. Л., 1980. С. 3-22.

7. Рычков А.Л. Латинский конспект Вл. Соловьева в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского: научный миф или литературный факт? // Литературный факт. 2019. № 1(11). С. 431-451.

8. Максимов М.В. Метафизические основания историософии Вл. Соловьева // Соловьевские исследования. 2001. Вып. 1. С. 47-75.

9. Козырев А.П. Наукоучение Владимира Соловьева: к истории неудавшегося замысла // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник. СПб., 1997. С. 5-68.

10. Козырев А.П. Примечания к <Философские начала цельного знания> // Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2: 1875-1877. М., 2000. С. 358-384.

11. Соловьев В.С. Планы и черновики // Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2: 1875-1877. М., 2000. С. 162-178.

12. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2: 1875-1877. М., 2000. С. 185-308.

13. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 2. 2-е изд. СПб., 1911. С. 3-398.

14. Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь. М., 1911. 451 с.

15. Козырев А.П. Соловьев и гностики. М.: С.А. Савин, 2007. 544 с.

16. Соловьев В.С. Письма Владимира Сергеевича Соловьева: в 3 т. Т. II. СПб., 1909. 368 с.

17. Геллер Л., Нике М. Утопия в России: пер. с фр. СПб., 2003. 312 с.

18. Соловьев В.С. София / La Sophia // Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2: 1875-1877. М., 2000. С. 9-161.

19. Котрелев Н.В. «Благонамеренность не спасает от заблуждений.»: Неизданные автографы Владимира Соловьева // Наше наследие. 2000. № 55. С. 64-73.

References

1. Solov'ev, V.S. «Bog est' vse». Chernovaya razrabotka stat'i ob okkul'tizme [«God is All». A draft article on occultism], in Rukopisnyy otdel IRLIRAN [Department of Manuscripts of the Institute of Russian Literature (the Pushkin House), Russian Academy of Sciences]. Fund 240. Inventory 2. File 159.

2.Kozyrev, A.P. Mistika v tsepyakh razuma: Avtomaticheskie zapisi Vl. Solov'eva. Prilozhenie: Avtomaticheskie zapisi Vl. Solov'eva [Mysticism in the chains of reason: Automatic recordings belonging to Vl. Solovyov. Appendix: Automatic recordings belonging to Vl. Solovyov], in Literatura i religi-ozno-filosofskaya mysl' kontsa XIX - pervoy treti XX veka. K 165-letiyu Vl. Solov'eva [Literature and Religious and Philosophical Thought in the Late XIX and First Third of the XX Centuries. In commemoration of Vladimir Solovyov's 165th Birthday]. Moscow, 2018, pp. 117-156. (In Russ.)

3. Kozyrev, A.P. Primechaniya k <Plany i chemoviki> [Notes to <Plans and drafts>], in Solov'ev, V.S. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 20 t., t. 2: 1875-1877 [Complete collection of works and letters in 20 vol., vol. 2: 1875-1877]. Moscow, 2000, pp. 350-356. (In Russ.)

4. Burmistrov, K.Yu. Vladimir Solov'ev i evropeyskiy ezoterizm: problema istochnikov [Vladimir Solovyov and European esotericism: the problem of source studies], in Solov'evskie issledovani-ya, 2016, issue 2(50), pp. 47-65. (In Russ.)

5. Rychkov, A.L. Latinskaya vypiska Vl. Solov'eva iz «Pronosticatio» Ioganna Likhtenberga: ot «Dnevnika pisatelya» F.M. Dostoevskogo do «Trekh razgovorov» Vl. Solov'eva [Vl. Solovyov's Latin extract from Johannes Lichtenberger's book «Pronosticatio»: from F.M. Dostoevsky's «A Writer's Diary» to Vl. Solovyov's «Three Conversations»], in Solov'evskie issledovaniya, 2019, issue 1(61), pp. 623. (In Russ.)

6. Grechishkin, S.S. Arkhiv S.A. Polyakova [S.A. Polyakov's Archive], in Ezhegodnik Rukop. otdela Pushkinskogo Doma na 1978 god [Yearbook of the Department of Manuscripts of the Pushkin House of 1974]. Leningrad, 1980, pp. 3-22. (In Russ.)

7. Rychkov, A.L. Latinskiy konspekt Vl. Solov'eva v «Dnevnike pisatelya» F.M. Dostoevskogo: nauchnyy mif ili literaturnyy fakt? [Vladimir Solovyov's Latin extract in Fedor Dostoevsky's «A Writer's Diary»: a scholarly myth or a literary fact?], in Literaturnyy fakt, 2019, no. 1(11), pp. 431-451. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Maksimov, M.V. Metafizicheskie osnovaniya istoriosofii Vl. Solov'eva [«Metaphysical bases of Vl. Solovyov's historiosophy»], in Solov 'evskie issledovaniya, 2001, issue 1, pp. 47-75. (In Russ.)

9. Kozyrev, A.P. Naukouchenie Vladimira Solov'eva: k istorii neudavshegosya zamysla [«Vladimir Solovyov's Science of Knowing»: on the history of a failed plan], in Issledovaniyapo istorii russ-koy mysli. Ezhegodnik [Studies in Russian Intellectual History]. Saint-Petersburg, 1997, pp. 5-68. (In Russ.)

10. Kozyrev, A.P. Primechaniya k <Filosofskie nachala tsel'nogo znaniya> [Notes to <The Philosophical Principles of Integral Knowledge>], in Solov'ev, V.S. Polnoe sobranie sochineniy ipisem: v 20 t., t. 2: 1875-1877 [Complete collection of works and letters in 20 vol., vol. 2: 1875-1877]. Moscow, 2000, pp. 358-384. (In Russ.)

11. Solov'ev, V.S. Plany i chernoviki [Plans and drafts], in Solov'ev, V.S. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 20 t., t. 2: 1875-1877 [Complete collection of works and letters in 20 vol., vol. 2: 1875-1877]. Moscow, 2000, pp. 162-178. (In Russ.)

12. Solov'ev, V.S. Filosofskie nachala tsel'nogo znaniya [The Philosophical Principles of Integral Knowledge], in Solov'ev, V.S. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 20 t., t. 2: 1875-1877 [Complete collection of works and letters in 20 vol., vol. 2: 1875-1877]. Moscow: Nauka, 2000, pp. 185-308. (In Russ.)

13. Solov'ev, V.S. Kritika otvlechennykh nachal [Critique of Abstract Principles], in Solov'ev, V.S. Sobranie sochineniy. T. 2 [Collected Works. Vol. 2]. Saint-Petersburg, 1911, pp. 3-398. (In Russ.)

14. Solov'ev, V.S. Rossiya i Vselenskaya Tserkov' [Russia and the Universal Church]. Moscow, 1911. 451 p. (In Russ.)

15. Kozyrev, A.P. Solov'ev ignostiki [Solovyov and Gnostics]. Moscow, 2007. 544 p. (In Russ.)

16. Solov'ev, V.S. Pis'ma Vladimira Sergeevicha Solov'eva v 3 t., t. II [Letters of Vladimir Ser-geyevich Solovyov in 3 vol., vol. II]. Saint-Petersburg, 1909. 368 p. (In Russ.)

17. Geller, L., Nike, M. Utopiya v Rossii [Utopia in Russia]. Saint-Petersburg, 2003. 312 p. (In Russ.)

18. Solov'ev, V.S. Sofiya / La Sophia [Sophia], in Solov'ev, V.S. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 20 t., t. 2: 1875-1877 [Complete collection of works and letters in 20 vol., vol. 2: 1875-1877]. Moscow, 2000, pp. 9-161. (In Russ.)

19. Kotrelev, N.V. «Blagonamerennost' ne spasaet ot zabluzhdeniy...»: Neizdannye avtografy Vladimira Solov'eva [«Good intentions are no safeguard against error...». Unpublished autographs by Vladimir Solovyov], in Nashe nasledie, 2000, no. 55, pp. 64-73. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.