Панюков Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, dip-home@yandex. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Васин Сергей Александрович, д-р техн. наук, профессор, vasin sa53a.mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
COMPLEX TOOLS FOR MANAGING PRODUCTION SYSTEMS IN MACHINE INDUSTRY
The article presents the results of the development and implementation of complex management tools in modern production systems of car assembly plants.
Key words: quality management; automotive industry; production system.
Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, dblagov1 @yandex.ru, Russia, Tula, FBU«Tula CSM»
Kozlovskiy Vladimir Nikolayevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Kozlovskiy- 76@mail. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Panyukov Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, dip-homeayandex. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Vasin Sergey Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, vasin sa53a.mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 621.001.12 Б01: 10.24412/2071-6168-2021-3-161-170
БОЕВЫЕ СВОЙСТВА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ
ТЕХНИКЕ
В.Ф. Васильченков, Д.И. Ивченко, М.В. Андреев
Анализируется востребованность ВАТ в современных военных конфликтах. В связи с развитием ВАТ возникает необходимость разработки и обоснования тактико-технических требований к модернизируемым и перспективным образцам, отвечающим условиям будущих военных конфликтов. Предлагается выделять для образцов ВАТ базовые боевые свойства, позволяющие характеризовать их как боевую единицу на поле боя.
Ключевые слова: военная автомобильная техника, автомобильное базовое шасси, боевые свойства, выполнение боевой задачи, подвижность, живучесть, надежность.
Военная автомобильная техника (ВАТ) является неотъемлемым элементом системы вооружения. Доля наземного вооружения и военной техники (ВВТ) на автомобильных базовых шасси (АБШ) в Вооруженных силах (ВС) Российской Федерации (РФ) составляет 94 %, что позволяет обеспечивать подвижность всех видов ВС и родов войск в современных боевых действиях.
Опыт применения автомобильной техники в современных военных конфликтах показывает востребованность и высокую эффективность использования защищенных автомобилей как в боевых условиях, так и для обеспечения жизнедеятельности войск. Они широко применяются в качестве машин разведки и управления войсками, средств
161
подвижности вооружения и военной техники, для перевозки личного состава и воинских грузов, сопровождения военных колонн и патрулирования в зоне военных конфликтов и в ряде других мероприятий.
Развитие ВАТ в стране и за рубежом зависит от состояния системы вооружения, используемых форм и способов вооруженной борьбы, возможности конструктивной реализации передовых технологических достижений при учете финансовых и материальных ресурсов. Следует ожидать, что тенденция повышения роли ВАТ в системе вооружения ВС РФ сохранится [1]. Этому способствуют следующие обстоятельства:
наличие устойчивой тенденции увеличения количества образцов ВВТ на АБШ, а также стремление придать самоходные качества ранее буксируемым или перевозимым системам вооружения;
договорные ограничения на численность бронетанковой техники, в связи с чем, появилась необходимость поиска приемлемых вариантов их замены на ВАТ, способных обеспечить решение задач без существенного снижения боевых возможностей подразделений и частей;
объединение сил и средств различных родов войск и служб в единое формирование, действующее автономно, с отрывом от главных сил при высокой степени тактической и огневой самостоятельности;
создание новых маневренных и мобильных подразделений, способных совершать глубокие охваты и обходы наземных группировок войск (сил) противника, в том числе по воздуху и морю, в кратчайшие сроки;
потребность всестороннего обеспечения боевых действий, заключающееся в осуществлении комплекса мероприятий, направленных на поддержание подразделений в высокой степени боевой готовности, сохранении их боеспособности и создании благоприятных условий для успешного и своевременного выполнения поставленных им задач.
Боевая ценность объекта и соответствие его конструкции условиям боевого применения определяется содержанием тактико-технических требований (ТТТ). Таким образом, возникает необходимость разработки и обоснования ТТТ к модернизируемым и перспективным образцам ВАТ, отвечающим условиям будущих военных конфликтов и обеспечивающих максимальную эффективность использования в условиях финансовых, материальных и людских ограничений.
Исходным документом для обоснования ТТТ является Концепция национальной безопасности РФ, в которой определены основные цели и направления военно-технической политики, военная доктрина, план строительства ВС РФ и Государственная программа вооружений (ГПВ) [2]. Как правило, требования подразделяются на четыре группы: тактические, эксплуатационные, технические и производственно-экономические.
Производственно-экономические включают в себя требования простоты и безопасности изготовления, дешевизны производства, наличия отечественной элементной и сырьевой базы. Указываются масштаб производства (размер, серия), основные конструкционные материалы и их предельные размеры, основные методы изготовления и новые технологические процессы, степень стандартизации и унификации, другие качественные или количественные показатели производственной технологичности. Основным экономическим показателем будет ожидаемая себестоимость автомобиля.
В группу технических требований следует включить:
массово-габаритные параметры, в том числе: габаритные размеры образца, удельную грузоподъемность, размеры грузовой платформы, монтажные размеры и другие;
транспортабельность: приспособленность к перевозке различными видами транспорта, пригодность к погрузке и выгрузке и адаптированность к десантированию парашютным способом;
эргономические: удобство для водителя (экипажа) и безопасность эксплуатации, удобство ремонта, уровень шума и вибрации, удобство транспортировки, минимальное количество операций при подготовке их к использованию.
Основу ТТТ составляют тактические и эксплуатационные характеристики. Для обоснования тактических требований к образцам ВАТ предлагается рассматривать объект как сложную военно-техническую систему, которая характеризуется боевыми и эксплуатационными свойствами. Под боевым свойством предлагается понимать устойчивый обобщенный признак, характеризующий способность образца эффективно выполнять определенные боевые функции в соответствии со своим предназначением [3].
Как правило, выделяют четыре боевых свойства: подвижность, живучесть, огневая мощь и командная управляемость. Считается, что перечисленные свойства в достаточно полной мере могут охарактеризовать любой образец ВВТ и являются основой для обоснования тактических требований. Однако, в отношении ВАТ, данные свойства применимы только для машин, используемых как средство поражения объектов противника (целей) и не раскрывают функциональной сущности образцов, предназначенных для выполнения задач боевого (разведка), инженерного, тылового и технического обеспечения. Следовательно, возникает необходимость выделения базовых свойств АБШ, которые позволят обосновывать тактических требований к объектам ВАТ.
Анализ различных источников литературы [4,5,6] и нормативно-технической документации показывает, что АБШ характеризуется следующими свойствами: подвижность; топливная экономичность; надежность.
Перечисленные свойства являются эксплуатационными и играют вспомогательную роль, определяя его приспособленность к использованию. Зачастую происходит подмена понятий, где боевые свойства заменяются эксплуатационными. Поэтому следует различать две составляющие подвижности: боевая и эксплуатационная.
Первая составляющая подвижности как боевого свойства, характеризуется способностью перемещаться по дорогам и местности в условиях боевой деятельности
[7].
Базовыми свойствами являются оперативная подвижность, автономность по топливу, быстроходность и проходимость.
Показатели подвижности: средняя скорость движения колонн и одиночной машины, запас хода по топливу и коэффициент тактического маневра (табл. 1).
Таблица 1
Показатели подвижности образцов военной автомобильной техники
Базовые свойства подвижности Показатели Исходные данные Расчетные показатели
Оперативная подвижность Скорость движения колонн ВВТ на оперативном направлении в определенном интервале времени, Поп Vj, Тсут, tлс, tм, Кмест, Кдор V/ [Тут "('лс + t м )] П = ] , где оп Ку К _к • К у мест дор
Автономность по топливу Запас хода, Б3х & чт -. _ ± Чт
Быстроходность Средняя скорость движения колонны (тактическая подвижность), V к £ т Vк _ -
Средняя скорость движения одиночной машины, V ср s, ТДВ к _ - ср т Т ДВ
Проходимость Коэффициент тактического маневра, Км Км Км = 1,4-2,5
В состав выражений в табл. 1 используются следующие условные обозначения: V] - средняя скорость движения колонн (передвижения войск), км/ч; Тсут - суточный бюджет времени, ч (24 ч); 4с - время (продолжительность) подготовки личного состава к выполнению задачи, ведению боевых действий, ч; ^ - время (продолжительность) подготовки машин к выполнению задачи, ведению боевых действий, ч; Ку - коэффициент удлинения маршрута; Кмест, - коэффициент местности (Кмест = 1,00-1,25); Кдор -коэффициент характера дорог (Кдор = 1,00-1,25); Q - расходуемый запас топлива машины, л; цт - средний (установленный) километровый расход топлива машины, л/км; £ -пройденный путь, км; Тдв - время чистого движения машины, ч; Т - время совершения перехода, ч; Км - коэффициент тактического маневра.
Вторую составляющую подвижности, обеспечиваемую конструкцией машины, составляет комплексное эксплуатационное свойство, характеризующее возможность движения по дорогам и вне дорог с заданной и максимальной скоростями. Техническую подвижность составляют дорожная и внедорожная подвижности. Дорожная подвижность реализуется на дорогах со всеми ограничительными условиями, в том числе по тягово-скоростным свойствам, управляемости и устойчивости, плавности хода. Внедорожная проходимость ограничивается условиями движения, основными из которых являются силы сопротивления движению, дорожные неровности и несущая способность опорной поверхности [4, 5].
Из табл. 1 видно, что оперативная подвижность характеризуется протяженностью суточного перехода, который определяется протяженностью маршрутов выдвижения войсковых формирований из оперативной глубины к рубежу перехода в атаку и временем выдвижения. Очевидно, что оперативная подвижность будет зависеть от быстроходности объекта, составляющими которой являются техническая подвижность и проходимость.
Проходимостью называют эксплуатационное свойство, определяющее возможность движения АБШ в ухудшенных дорожных условиях и вне дорог, а также преодолевать различные естественные и искусственные препятствия.
Из определения следует, что коэффициент тактического маневра также зависит от проходимости объекта.
Для оценки скоростных свойств автомобиля используют различные показатели, при этом степень объективности той или иной оценки в значительной мере зависит от назначения и условий использования машин.
Автономность по топливу задается запасом хода, который должен обеспечить движение образцов ВАТ на суточном переходе и способность выполнения ближайшей задачи без пополнения запасов горюче-смазочных материалов. Запас хода будет зависеть от топливной экономичности образца, под которым понимают совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации.
Используют, как правило, два основных показателя топливной экономичности: путевой расход - расход топлива (в литрах) на 100 км пройденного пути и расход топлива (в литрах) на единицу транспортной работы.
Из анализа видно, что боевые и эксплуатационные свойства находятся в постоянной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Таким образом, показатели эксплуатационных свойств, характеризующих боевые свойства, в той или иной мере будут являться критериями оценки вероятности выполнения боевой задачи. Из этого следует, что обоснование требований к подвижности образца ВАТ заключается в том, чтобы привести в соответствие уровень эксплуатационных и боевых свойств АБШ.
Живучесть - одно из важнейших свойств машины, оценивающее её способность сохранять или быстро восстанавливать возможность функционирования при боевых повреждениях, т. е. способность выполнять боевые задачи или обеспечивать их выполнение [8].
К его основным составляющим принято относить: восстанавливаемость; пожаровзрывобезопасность; защищенность:
защищенность от обнаружения; защищенность от попадания; защищенность от поражения; защищенность при поражении.
Порядок обоснования заключается в выборе показателей того или иного свойства, после чего, по расчетным соотношениям, учитывающим характеристики типовых сценариев боевых действий, находятся значения критериев и производится оценка степени соответствия требуемому уровню живучести. Отметим, что оценка должна иметь пространственно-временное содержание, отражающее динамику развития реальных боевых действий.
При задании требований к живучести образцов ВАТ следует исходить из того, что свойство живучести рассматривается в виде системы, которая характеризуется ее боевыми возможностями, представляющими собой количественные и качественные показатели, позволяющие решать стоящие перед ней боевые задачи в интересах достижения основной цели ее функционирования. Требования по живучести конкретного образца должны соответствовать условиям его боевого применения.
Опыт военных конфликтов последних десятилетий подтверждает тенденцию повышения эффективности систем и средств разведки. Это обусловлено как процессами ведения комплексной разведки одновременно с её использованием в нескольких физических полях, так и интеграцией различных источников информации по носителям и звеньям управления. Так, общевойсковые объединения и соединения ряда зарубежных армий способны своими силами и средствами вести одновременно оптико-визуальную (ОВ), радиотехническую (РТ), радиолокационную (РЛ), тепловую и лазерную разведку [9].
Соответственно, живучесть до момента обнаружения определяется защищенностью от вскрытия разведкой, которая выражается соответствующей вероятностью, а после обнаружения - защищенностью от попадания, поражения, при поражении, пожа-ровзрывобезопасностью и восстанавливаемостью, которые можно интегрировать в единый вероятностный показатель - предполагаемый уровень потерь.
Исходя из этого, живучесть объектов ВАТ может быть выражена вероятностными показателями по формуле 1 [10]:
и
IV = 1 \Р Р Р I П)
/ : ■' г V обт пот I обт порг / пот р V /
г=1
гдеу'г - доля /-го средства поражения (СП) в общей их совокупности С2¿=17( = 1); Робш - вероятность обнаружения ВАТ средствами разведки /-го СП; Рпот/обт — вероятность попадания /-го СП в объект ВАТ при условии его обнаружения; Рпор^пот - вероятность поражения объекта ВАТ при условии попадания в него /-ого СП.
В современных конструкциях боевых машин слабым местом является большая заметность
Как известно, обнаружение - это событие во время поиска, обусловливающее выделение образца ВАТ из фона, при котором он характеризуется как «объект» [11].
Анализ различных научных источников, посвященных снижению заметности объектов ВАТ, в том числе результатов исследований авторов, свидетельствует о том, что в качестве показателя, позволяющего оценить уровень заметности объекта ВАТ, чаще всего используется вероятность его обнаружения [12].
Заметность образца ВАТ представляет собой совокупность отражательных и излучательных характеристик объекта, определяющих возможность его обнаружения, распознавания и наведения на него оружия. Выявление объектов производится на ос-
нове свойственных им демаскирующих признаков следующими видами разведки: радиоэлектронной, оптико-электронной, фотографической, визуально-оптической, акустической, магнитометрической, химической, радиационной, биологической и сейсмической.
Демаскирующий признак - свойство объекта, позволяющее выявить его на окружающей местности и фоне при данных условиях разведки [12].
Соответственно снижение заметности требует реализации комплекса мероприятий по изменению отражательных и излучательных характеристик образца ВАТ, уменьшающих различия между объектом и окружающим фоном.
Как правило, для снижения заметности ВАТ в видимом диапазоне волн конструкторы максимально уменьшают ее высоту. В этом случае желательна схема «клиренс + внутренний объем кузова». Это влечёт за собой минимизацию габаритов рамы и кузова.
Снижение заметности ВАТ от средств радиолокации и инфракрасного излучения осуществляется экранированием. Чаще всего, экраны изготавливаются из «радиопрозрачных» керамических или композитных материалов.
Обеспечить бесшумность передвижения ВАТ способны силовые установки, использующие электротягу.
В целом, для решения комплексной задачи скрытия техники от технических средств разведки противника целесообразно использовать специальные средства снижения заметности (ССЗ) в составе комплекта, устанавливаемого на отдельные элементы конструкции машины, которые наиболее существенно влияют на ее замет-ность.
Для оценки уровня заметности объектов ВАТ (формула 2) предлагается использовать уравнение видимости машины в основных разведывательных диапазонах, проектирующегося на любом реальном фоне, которые могут быть сведены к вероятностному показателю.
г. гк0 ,>1 В±] Б у
где а - коэффициент ослабления; Ко - первоначальный, неискаженный дымкой контраст между объектом и фоном (К0 < 1); Вф - истинная яркость фона, т.е. яркость, неискаженная атмосферной дымкой; Б - предельное значение яркости слоя помутнения при неограниченном увеличении его толщины; £ - порог контрастной чувствительности глаза или прибора регистрации.
Вероятность попадания СП в объект ВАТ (Рпоп/обн) определяется по формуле
(3): ,
-р _ —1п p а
1 +
-1
V V е у
(2)
P _ е
поп / обн
(3)
где X - дальность действия средств обнаружения цели; о - известный наряд СП, необходимый для поражения цели с заданной структурой ущерба; б, - средняя продолжительность цикла боевого применения, определяемая величиной располагаемых штатных боевых ресурсов - запаса ГСМ и величины боекомплекта СП (4):
б _ штК М, (4)
I Чч Пс ]
где От - дальность действия средств обнаружения цели; Чч — часовой расход топлива при перемещении образца ВАТ со средней скоростью; Ыбк - величина боекомплекта СП; ус - средний темп стрельбы СП.
Показатель поражения (Рпор/поп,) характеризующий неуязвимость ВАТ, следует записать в виде:
р _ Р Р + (1 - Р Р (5)
пор / поп пр / поп пор / пр V пр / поп г пор / нпр 5 /
а
где Рпр/поп - вероятность пробития защиты при попадании боеприпаса в образец ВАТ, отражающая эффективность защиты от СП (определяется стойкостью элементов брони к пробивному действию боеприпаса в заданных условиях, совершенством схемы бронирования ВАТ, а также характеристиками поражающих объект боеприпасов); Рпор/пр -вероятность поражения образца ВАТ при пробитии защиты, определяющая эффективность противоосколочной защиты экипажа и внутреннего оборудования, а также защиты топлива и боеприпасов от возгорания и взрыва; (1 - Рпр/поп) - вероятность непробития защиты образца ВАТ, пропорциональная эффективности броневой защиты; Рпор/нпр - вероятность поражения образца ВАТ при воздействиях без пробития защиты, характеризующая эффективность противоосколочной защиты наружного оборудования, противоударной защиты внутреннего оборудования и противоминной защиты.
Показатель восстанавливаемости образцов ВАТ зависит от продолжительности операции, вероятности сохранения боеспособности и ее требуемого уровня к окончанию операции. Коэффициент восстановления образца ВВТ (Кв) можно записать в следующем виде:
1 _ ыош!к
КВ _ 1 _1-^, (6)
1 _ РС] ' ^
где Ыоп - продолжительность операции, сут; Кбс - коэффициент боеспособноси; Рд -вероятность сохранения боеспособности ]-го образца ВАТ за сутки.
Требование к пожаровзрывобезопасности (Кпвб) выражается через показатель относительного количества безвозвратных потерь от общего количества ВАТ, вышедшего из строя в течение суток боевых действий:
N
Квб _ ^, (7)
общ
где N.бп - количество объектов ВАТ безвозвратных потерь за сутки боя, ед; Nобщ - общее количество объектов ВАТ, вышедших из строя за сутки боя, ед.
Возникновение пожара и взрыва, как правило, приводят к невозможности восстановления машины и к его безвозвратной потере. Уровень безвозвратных потерь ВАТ является стратегическим показателем, он определяет объемы необходимых запасов, пополняемых за счет производства или закупок новых образцов.
На основе приведенного ранее материала можно сделать вывод, что живучесть образца ВАТ является некий вероятностный показатель, характеризующий сохранение боеспособности в условиях боевой обстановки при воздействии противника. Перечень и содержание боевых задач применительно к каждому типу объектов ВВТ определены соответствующими нормативными документами - боевыми уставами и наставлениями. Однако, считается, что при потерях в техник 50-60 %, подразделение не способно выполнить боевую задачу [13].
Из этого следует, что обоснование требований к живучести автомобиля будет заключаться в выполнении критерия, значение которого позволяют судить о способности выполнить боевую задачу.
Одним из показателей боевой готовности подразделений и войск является готовность образцов ВВТ к боевому применению. Готовность к боевому применению определяют: готовность применению и надежность. Комплекс этих свойств позволяет полно и всесторонне дать оценку машины как боевому средству.
Готовность к применению - это свойство объекта, характеризуемое способностью его приведения в состояние готовности к движению перед использованием или применению в конкретных условиях.
Основным показателем готовности к применению объекта ВАТ является «продолжительность» .
Готовность к применению, в части «продолжительности», характеризуется следующими показателями:
трудоемкость и продолжительность контрольного осмотра перед выходом из парка, чел.-ч, ч;
трудоемкость и продолжительность подготовки к движению в сложных природно-климатических условиях (разогрев и прогрев двигателя), чел.-ч, ч;
трудоемкость и продолжительность подготовки к движению после транспортировки различными видами транспорта, чел.-ч, ч;
трудоемкость и продолжительность подготовки к движению после десантирования, чел.- ч, ч;
трудоемкость и продолжительность подготовки к преодолению водной преграды, чел.- ч, ч.
Готовность к применению объектов достигается конструктивным усовершенствованием при разработке и создании новых образцов ВАТ, путем проведения технических мероприятий в процессе эксплуатации, а также доведением до автоматизма действий водителей (экипажей) при выполнении перечисленных работ в ходе боевой подготовки.
Доказательство необходимости каждого из параметров заключается в необходимости выполнения требований, предъявляемых к подразделениям, определенных боевыми уставами, наставлениями по ведению и обеспечению боевых действий и другими нормативными документами, выраженных временными показателями в виде нормативов.
Недостаточная надежность АБШ снижает вероятность выполнения боевой задачи.
Надежность ВАТ характеризуется способностью образца выполнять транспортную работу, сохраняя во времени или по пробегу технико-эксплуатационные показатели в требуемых пределах, соответствующих заданным режимам, условиям использования, ТО и ремонта, хранения.
Надежность закладывается при проектировании автомобиля, обеспечивается в процессе производства и, как одно из важнейших эксплуатационных свойств, проявляется и поддерживается в эксплуатации. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения и условий применения объекта может включать: безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность [14]. Показатели надежности сведены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели надежности образцов военной автомобильной техники
Базовые свойства надежности Показатели Исходные данные Расчетные показатели
Безотказность Средняя наработка на отказ, км N 1, Ц, т3 N г] УУ^ 1 _ 1=1 г=1 ср N У 1 _1
Долговечность Средний ресурс (срок службы) автомобиля до КР (списания) N р 1 N т _ — У . р N1=1 Р
Сохраняемость Средний срок сохраняемости автомобиля, лет N Торг N У ^. "срг 1 _ г_1 ср N
Ремонтопригодность Удельная оперативная трудоемкость текущего ремонта, чел.ч S^P(d>, 1 р V V (d) У ° ТР V' _ d _1 ° ТР' 1
В табл. 2 используются следующие величины: N - количество объектов ВАТ в выборке, ед; t - наработка объектов ВАТ, тыс. км; tj - время исправной работы j-го объекта между i-1 b i-м отказами, ч; rj - число отказов j-го объекта за время t, шт; tpi -ресурс i-го образца, км; Tcpi - средний срок сохраняемости i-го образца, км; Stp(üd - средняя оперативная трудоемкость текущего ремонта систем, агрегатов, механизмов автомобиля за определенный период эксплуатации; чел.-ч; d - номер системы, агрегата, механизма автомобиля; р - количество систем, агрегатов, механизмов автомобиля.
Показатели надежности в ряде случаев неравнозначны, это связанно с тем, что показатели надежности выбираются для изолированных изделий (систем), тогда как необходимо обеспечивать качество функционирования системы более высокого уровня, в которую входит рассматриваемое изделие.
Показатель надежности объекта должен соответствовать режиму его использования и обеспечиваться возможностью проверки при эксплуатации. Обоснование требований к надежности объектов ВАТ, в зависимости от предназначения, заключается в достижении показателя, гарантирующего выполнение боевых задач под воздействием различных факторов.
Таким образом, анализ иерархической структуры военно-технической системы, которую представляет образец ВАТ, позволил выделить следующие боевые свойства, обладающих возможностью характеризовать его как боевую единицу на поле боя: подвижность АБШ, живучесть объекта и его готовность к боевому применению. Авторы считают, что боевые свойства, обусловленные эксплуатационными показателями способны обосновывать ТТТ, осуществлять выбор основных параметров и технических предложений по созданию новых и модернизируемых образцов ВАТ на высоком научном уровне.
Список литературы
1. Мурог И. А., Окольников В.В. Концепция формирования требований к военной автомобильной технике: материалы 66-й научной конференции / Секция технических наук. Наука ЮУрГУ, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 16.11.2020).
2. Методология обоснования тактико-технических требований к БТВТ: история военной техники. Железки.ру, 2010 [Электронный ресурс]. URL: www.zelezki.ru/articles/1548-.?start=2 (дата обращения: 17.11.2020).
3. Мальцев А.М. Боевая эффективность вооружения общевойсковых частей и соединений. Учебное пособие. М.: ОВА МО РФ. 2007. 87 с.
4. Васильченков В.Ф. Военная автомобильная техника. Книга вторая. Военные автомобили и гусеничные машины. Теория эксплуатационных свойств / В.Ф.Васильченков. Воениздат МО РФ — ООО ПК «Тигель», Рязань. 2004. 432 с.
5. Васильченков В.Ф., Горячев В.А., Жолнин А.Д., Журихин Ю.И., Невдах М.А., Темнов В.П. Военная автомобильная техника. Книга третья. Военные автомобили. Конструкция и расчет / В.Ф.Васильченков, В.А. Горячев, А.Д. Жолнин [и др.]. Воениздат МО РФ — ООО ПК «Тигель», Рязань. 2004. 664 с.
6. Подчинок В.М. Эксплуатация военной автомобильной техники. Рязань, Рус. Слово. 2006. 696 с.
7. Подчинок В.М. Система эксплуатационных свойств автобронетанковой техники: монография / В. М. Подчинок, В. И. Кудрявцев, А. В. Крайнюков. Рязань: РВВДКУ. 2010. 499 с.
8. Защищенность вооружения, военной техники и личного состава от средств поражения. Лекция. М.: ОВА МО РФ. 2017.
9. Смирнов В.П., Калашникова Н.М., Смолин С.И. Перспективы создания комплектов комплексной маскировки объектов бронетанковой техники / В.П. Смирнов, Н.М. Калашникова, С.И. Смолин // Вопросы оборонной техники. 2014. №11. С. 62.
10. Григорян В.А. Защита танков / В.А. Григорян, Е.Г. Юдин, И.И. Терехин [и др.]; под ред. В. А. Григоряна. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2007. 327 с.
11. Смирнов В.П. Маскировка подвижных наземных объектов в современных условиях. М.: ИР РадиоСофт. 2015. С. 8.
12. Семенов С.С., Харчев В.Н., Иоффин А.И. Оценка технического уровня образцов вооружения и военной техники / С.С. Семенов, В.Н. Харчев, А.И. Иоффин. М.: РАДИО и СВЯЗЬ. 2004. 552 с.
13. Дорохов В. Н., Ищук В. А. Боевые потенциалы подразделений как интегральный критерий оценки боевых возможностей воинских формирований и боевой эффективности вооружения, военной и специальной техники // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2017. №4(99). С. 27-36.
14. Заяц Ю.А. Основы теории надежности: учебник. Рязань: РВВДКУ, 2013.
277 с.
Васильченков Василий Федорович, д-р техн. наук, профессор, vasilchenkova2011 @yandex.ru, Россия, Рязань, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова,
Ивченко Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, младший сотрудник научно-исследовательской лаборатории, [email protected], Россия, Рязань, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова,
Андреев Максим Викторович, адъюнкт, andreev - [email protected], Россия, Рязань, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова
COMBAT PROPERTIES AS A BASIS FOR JUSTIFYING TACTICAL AND TECHNICAL REQUIREMENTS FOR MILITARY VEHICLES
V.F. Vasilchenkov, D.I. Ivchenko, V.M. Andreev
The article talks about the demand for military vehicles in modern military conflicts. In connection with the development of military automotive equipment, there is a need to develop and justify the tactical and technical requirements for modernized and promising models that meet the conditions of future military conflicts. It is proposed to allocate basic combat properties for samples of military automotive equipment, which allow us to characterize them as a combat unit on the battlefield.
Key words: military automotive equipment, automotive base chassis, combat properties, combat mission performance, mobility, survivability, reliability.
Vasilchenkov Vasily Fedorovich, doctor of technical sciences, professor, vasilchen-kova2011 a/yandex. ru, Russia, Ryazan, Ryazan Guards Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after General of the Army V.F. Margelov,
Ivchenko Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, junior employee of the research laboratory, dmivchenkoayandex. ru, Russia, Ryazan, Ryazan Guards Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after General of the Army V.F. Margelov,
Andreev Maxim Victorovich, adjunct, andreev - [email protected], Russia, Ryazan, Ryazan Guards Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after General of the Army V.F. Margelov