Научная статья на тему 'Боевые действия советских Военно-воздушных сил на территории Курской области во второй половине 1942 г. '

Боевые действия советских Военно-воздушных сил на территории Курской области во второй половине 1942 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
828
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / КУРСК / АЭРОДРОМ / ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ / АВИАЦИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / Kursk region / Kursk / airport / Air Force / Air Army / Great Patriotic war

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паньков В. А.

В статье на материалах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, рассматривается деятельность советских Военно-воздушных сил на территории Курской области во второй половине 1942 г. Приводятся количественные характеристики авиации противника на территории Курского края осенью–зимой 1942 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BATTALE ACTION SOVIET AIR FORCES IN KURSK REGION IN THE SECOND HALF OF 1942

The article on the materials of the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation, describes the activities of the Soviet Air Force in Kursk region in the second half of 1942, quantitative characteristics of enemy aircraft in the Kursk region in the autumn-winter 1942.

Текст научной работы на тему «Боевые действия советских Военно-воздушных сил на территории Курской области во второй половине 1942 г. »

УДК 94/99(2Рос-4Кус)

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКИХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1942 Г.

© 2013 В. А. Паньков

аспирант каф. истории России e-mail: olimpickursk@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье на материалах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, рассматривается деятельность советских Военно-воздушных сил на территории Курской области во второй половине 1942 г. Приводятся количественные характеристики авиации противника на территории Курского края осенью-зимой 1942 г.

Ключевые слова: Курская область, Курск, аэродром, Воздушная армия, авиация, Великая Отечественная война.

В конце июня 1942 г. на территории Курской области врагу удалось сосредоточить крупную группировку войск. Вражеское наступление, прикрываемое с воздуха большой авиационной группировкой (около 400 самолетов), стремительно разворачивалось, и 4-5 июля 1942 г. части противника вышли к р. Дон.

Авиачасти 2-й Воздушной Армии (ВА), находившиеся на левом фланге Брянского фронта, оказались в меньшинстве по отношению к авиационной группировке противника и не смогли оказать достойного сопротивления.

Тем не менее авиация 2-й ВА, несмотря на то что линия фронта ушла далеко от восточной границы Курской области, продолжала действовать по объектам и живой силе противника на территории Курского края.

Силы 2-й ВА с 28 июня по 31 июля выполняли задачи, поставленные командованием Воронежского фронта и командованием ВВС КА, произведя при этом

11 109 самолетовылетов1.

Советские авиачасти уничтожали танки и автомашины в местах их скопления и в колоннах в районах Кшени, Касторного, Тима, Гуварево, Семилук, Малышево, Воронежа, артиллерию и минометы в тех же районах, войска на поле боя и на переправах, проводили авиаразведку до меридиана Орел - Курск, разрушали материальную часть на аэродромах противника (Горшечное, Землянск), уничтожали живую силу, танки, мотопехоту противника (Ст. Оскол, Касторное), вели разведку (Курск, Обоянь, Щигры).

Надо отметить, что все дивизии, за исключением 223 БАД, 267 ШАД, имели на каждый потерянный самолет от 1,2 до 2,8 сбитых или уничтоженных самолетов противника2. Количество самолетов, хоть и снизилось примерно на 40%, было достаточно для обеспечения действий Воронежского фронта.

В августе 2-я ВА на территории Курской области проводила разведку в районах - Курск, Касторное, Щигры, Горшечное, Ст. Оскол, по ж.д. линиям Курск - Щигры -Касторное, Ст. Оскол - Горшечное - Касторное, Ст. Оскол - Нов. Оскол - Валуйки, действовала по аэродромам противника (Касторное, Горшечное, Ст. Оскол)3.

С наступлением осени 2-я ВА на территории Курской области проводила ночные бомбардировки по линиям Семилуки - Касторное, Касторное - Ст. Оскол, Касторное - Кшень, Острогожск - Валуйки, уничтожала железнодорожные составы, бомбила железнодорожные станции, железнодорожное полотно.

В сентябре 1942 г. 2-я ВА также проводила операцию по срыву

железнодорожных перевозок на территории Курской области. Основными целями для авиации были выбраны железнодорожные магистрали Курск - Касторное, Касторное -Семилуки, Касторное - Горшечное, Валуйки - Острогожск. Эти железные дороги являлись важнейшими для снабжения Воронежской группировки противника. Практически бесперебойные поставки вражеских подкреплений под Воронеж сводили на нет все усилия наших частей, сражавшихся в городе. Задача по срыву вражеских железнодорожных перевозок была возложена на ночные бомбардировщики 2-й ВА, которые весь сентябрь 1942 г. выполняли ее. Основными целями были участки на территории Курской и Воронежской областей: Кшень - Касторная, Касторная -Г оршечное, Валуйки - Острогожск, Россошь - Едаково4.

Советская авиация не ограничивалась только действиями 2-й ВА на территории Курской области. 1 августа 1942 г. было закончено формирование 15-й ВА, главной целью для нее ставилась поддержка действий наземных сил Брянского фронта. Тем не менее, силы 15-й ВА применялись и на территории Курской области5. Боевые действия выполнялись как самостоятельно, так и во взаимодействии с наземными войсками Брянского фронта. Ночнью самолетами У-2 уничтожалась живая сила противника, его огневые точки и узлы сопротивления. Нарушалось железнодорожное движение в тылу врага на участках Курск - Мармыжи - Касторное, Золотонево - Змиевка. В темное время суток экипажами самолетов И-153 велась разведка войск противника, его железнодорожных и автомобильных перевозок, движения колон по шоссейным и грунтовым дорогам на участках Ударник - Касторное, Змиевка - Поныри, с попутным бомбардированием и обстрелом пулеметным огнем обнаруженных целей противника6.

Днем самолетами Пе-2 и истребителями велась разведка базирования вражеской авиации на его аэродромах, автомобильных и железнодорожных перевозок, движения подходящих резервов по шоссейным и грунтовым дорогам, районов скопления технических средств и живой силы противника перед Брянским фронтом.

Дневными бомбардировочными и штурмовыми действиями Пе-2 и Ил-2 уничтожались подходящие к линии фронта резервы противника, его живая сила, огневые точки, опорные пункты артиллерии противника, узлы сопротивления на переднем крае и в глубине вражеской обороны. Уничтожалась материальная часть ВВС противника и личный состав на аэродромах .

Авиация 15-й ВА в течение второй половины 1942 г. неоднократно наносила удары по вражеским ВВС, находящимся на территории Курской области. Одной из главных целей для нашей авиации на территории Курского края являлся аэродром «Курск-восточный».

25-29 августа авиация 15-й ВА нанесла штурмовой и бомбардировочный удар по аэродромам противника - Брянска, Курска, Ст. Оскола, Оптухы, Орла с целью уничтожения материальной части ВВС противника. Как указано в отчете 15-й ВА, для удара по курскому аэродрому было выделено из сил 284 БАД - 9 Пе-2, 9 Ил-2 из 225 ШАД, 13 истребителей из 286 ИАД. Для удара по аэродрому в Ст. Осколе - 7 Ил-2 из 225 ШАД и 7 истребителей 286 ИАД21. В результате бомбардировочного и штурмового ударов уничтожено до 40 вражеских самолетов .

12 сентября 1942 г. по курскому аэродрому был нанесен еще один штурмовой удар с целью уничтожения самолетов и личного состава противника на аэродроме. Для этого было выделено 7 Ил-2 из 225 ШАД и 14 истребителей 286 ИАД. При налете было израсходовано 21 ФАБ-100, 48 АО-25, 36 АО-10, 34 РС, 3268 ШКАСС. Было уничтожено 15 самолетов противника, взорван 1 склад боеприпасов, подавлен огонь 4 точек ЗА, потерь в технике и личном составе не было9.

Следующий налет на курский аэродром был произведен 3 октября 1942 г. Штурмовой удар был осуществлен силами 14 Ил-2 из 225 ШАД и 9 истребителей 286 ИАД. Во время удара, кроме бомбардирования и обстрела пулеметно-пушечным огнем, был применен гранулированный фосфор общей массой 1 152 кг, а также 336 кг горючей смеси10.

Удар по аэродрому «Курск-восточный» был произведен рассредоточенным строем с индивидуальным прицеливанием для бомбардирования мест стоянок самолетов противника. Штурмовой налет был осуществлен в два этапа. Сначала 8 Ил-2 под прикрытием истребителей, внезапно атаковали материальную часть противника, применив гранулированный фосфор и горючую смесь С-4, с высоты 30-50 метров. Первая атака вызвала пожары на вражеском аэродроме, затем вторая группа штурмовиков - 6 Ил-2, шедшая за первой группой на небольшом расстоянии, с высоты 300-400 метров бомбардированием и пушечно-пулеметным огнем завершила удар. Налет прошел успешно, со значительными потерями для противника. В результате штурмового удара было уничтожено и повреждено 40 немецких самолетов11.

Проведено 3 воздушных боя, в которых было сбито 4 вражеских самолета. Собственные потери составили 3 самолета12.

Следующий налет на аэродром «Курск-восточный» был произведен 3 ноября 1942 г. В налете участвовали больше самолетов, чем в предыдущих. Для удара было выделено 26 штурмовиков Ил-2 225 ШАД, 10 истребителей 286 ИАД и 3

бомбардировщика Пе-2 из 284 БАД.13

При ударе по цели для подавления точек ЗА и ЗП аэродрома заранее была сформирована группа штурмовиков. Способ подавления отдельными самолетами действующих точек ЗА и ЗП себя оправдал. В результате налета было уничтожено и повреждено до 20 двухмоторных самолетов противника, до 15 подвод и 20 автомашин с различными грузами. Был разрушен 1 пакгауз, зажжены 2 железнодорожных вагона. Потерь в личном составе и самолетов не было14.

1 декабря 1942 г. был произведен еще один налет на аэродром «Курск-восточный». Удар был произведен группой штурмовиков из 9 Ил-2 225 ШАД без истребительного прикрытия, в результате было уничтожено и повреждено до 15 двухмоторных самолетов противника, подавлен огонь двух батарей ЗА. К сожалению, один Ил-2 был сбит над целью15.

Кроме регулярных налетов на вражеские аэродромы на территории Курской области, части 15-й ВА на протяжении периода с 1 августа по 31 декабря 1942 г. вели воздушную разведку на территории области. В то время, когда боевые действия на земле не велись, истребители и штурмовики часто вылетали на «охоту.

На территории нашей области в то время для «охотников» 15-й ВА основными целями являлись железнодорожные станции - Мармыжи, Черемисиново, Щигры, Золотухино, Поныри, Змиевка и железнодорожные ветки Курск - Орел, Курск -Воронеж. Основными населенными пунктами для бомбардирования и штурмовых действий были Косоржа, Михайловка, Фатеж, Кшень и др. 16 декабря 1942 г. для налета частей 15-й ВА на населенный пункт Михайловка (20 км северо-восточнее г. Дмитриев-Льговский) было использовано 7 самолетовылетов16.

Помимо этого, авиация 15-й ВА производила и ночные действия по этим же целям. Боевая работа самолетами У-2, как правило, производилась с постоянных аэродромов базирования частей, оснащенных этими самолетами, но были случаи, когда боевая работа велась с аэродромов подскока, которые находились на незначительном удалении - в 15-30 км от линии фронта17.

Интенсивные действия советской авиации в течение всего периода привели к концу 1942 г. к снижению общей численности авиации противника на территории Курской области в 4 раза (см. табл.18).

Наименование аэродромов месяцы

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Поныри до 2 - - -

Оптуха до 1 до 2 - -

Кшень до 40 до 25 до 25 до 10

Касторное до 35 до 20 до 2 до 5

Горшечное до 10 - - -

Ольховатка до 10 - - -

Малоархангельск до 20 - до 5 -

Колпна до 35 - - до 5

Золотухино до 2 - до 1 -

Мармыжи до 20 - до 10 до 5

Ст. Оскол до 35 до 20 до 15 до 5

Курск-восточный до 70 до 80-90 до 35 до 35

Щигры до 10-30 до 15 до 15 до 10

Змиевка - до 5-7 - -

Курск-западный - до 25 - -

Льгов - до 10 - -

ИТОГО до 295 до 208 до 108 до 75

Летом 1942 г. на территории Курской области развернулось крупномасштабное немецкое наступление, операция «Блау». В кратчайшие сроки вражеским силам удалось прорвать линию фронта. К концу лета 1942 г. линия фронта ушла далеко на восток, а в некоторых местах отступила от восточных границ Курской области более чем на 100 км.

Тем не менее советские Военно-воздушные силы продолжали наносить удары по врагу и на территории области. В боевых действиях на территории области участвовали подразделения 2-й ВА и 15-й ВА. Во второй половине 1942 г. наши летчики неоднократно бомбили важнейшие аэродромы противника на территории Курского края. Неоднократным бомбардировочным и штурмовым ударам подвергались аэродромы: Курск-восточный, Касторное, Ст. Оскол, Горшечное, Щигры, Россошь, Медвежье и др.

В результате постоянных действий нашей авиации на территории Курской области к концу 1942 г. более чем в 4 раза сократилось количество вражеских самолетов. Наши летчики постоянно срывали железнодорожные перевозки врага, наносили удары по особо важным вражеским объектам на территории области, часто вылетали на «охоту», тем самым держа в постоянном напряжении живую силу врага почти на всей территории Курской области.

1 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦАМО РФ). Ф. 302. Оп. 4196. Д. 8. Л. 111.

2. Там же. Л. 133.

3. Там же. Л. 136.

4. Там же.

5 ЦАМО РФ. Ф. 366. Оп. 6469. Д. 7. Л. 1.

6. Там же. Л. 2.

7. Там же.

8. ЦАМО РФ. Ф. 366. Оп. 6469. Д. 1. Л. 29.

9. ЦАМО РФ. Ф. 366. Оп. 6469. Д. 7. Л. 2-об.

10. Там же. Л. 2-об.

11 Там же. Л. 7.

12. Там же. Л. 3.

13. Там же.

14 Там же. Л. 7.

15. ЦАМО РФ. Ф. 366. Оп. 6469. Д. 7. Л. 3.

16. ЦАМО РФ. Ф. 366. Оп. 6469. Д. 20. Л. 3.

17. ЦАМО РФ. Ф. 366. Оп. 6469. Д. 7. Л. 8-об.

18. Там же. Л. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.