Научная статья на тему 'БЛОКИ И МЕРНОСТИ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ'

БЛОКИ И МЕРНОСТИ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
педагог / информационный метаболизм / модель А / педагогический процесс / типология личностей / группы аспектов личности / индивидуальность / коллектив / teacher / information metabolism / individual approach / typology of personalities / group of aspects of personality / collective

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаркина Е.В.

Статья посвящена нюансам понимания модели информационного метаболизма, созданной Аушрой Аугустинавичюте на основе дихотомий Карла Юнга. В ней описываются аспекты, правила расположения оных, а так же блоки и мерности модели А. Кроме прочего, в статье предложены способы использования данной информации в педагогической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOCKS AND DIMENSIONS OF THE INFORMATION METABOLISM MODEL AND THEIR APPLICATION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS

The article considers peculiarities to the fundamentals of psychoanalyzed personality characteristics. It describes the types of a person's personality on the basis of the works of various scientists: Karl Gustav Jung, Anton Kempinski, Aushra Augustinavichyute. Also, the article suggests ways of using information about types of personality in the pedagogical environment collected by these scientists.

Текст научной работы на тему «БЛОКИ И МЕРНОСТИ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

БЛОКИ И МЕРНОСТИ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Писаркина Е.В.

Место учебы: Московский педагогический государственный университет.

Факультет начального образования.

Направление: Психологическое консультирование в образовании. Курс 1.

BLOCKS AND DIMENSIONS OF THE INFORMATION METABOLISM MODEL AND THEIR APPLICATION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS

Pisarkina E. V.

Place of study: Moscow State Pedagogical University. Faculty ofprimary education.

Direction: primary education and artistic creativity. Course 1

Аннотация

Статья посвящена нюансам понимания модели информационного метаболизма, созданной Аушрой Аугустинавичюте на основе дихотомий Карла Юнга. В ней описываются аспекты, правила расположения оных, а так же блоки и мерности модели А. Кроме прочего, в статье предложены способы использования данной информации в педагогической среде.

Abstract

The article considers peculiarities to the fundamentals of psychoanalyzed personality characteristics. It describes the types of a person's personality on the basis of the works of various scientists: Karl Gustav Jung, Anton Kempinski, Aushra Augustinavichyute. Also, the article suggests ways of using information about types of personality in the pedagogical environment collected by these scientists.

Ключевые слова: педагог, информационный метаболизм, модель А, педагогический процесс, типология личностей, группы аспектов личности, индивидуальность, коллектив.

Keywords: teacher, information metabolism, individual approach, typology of personalities, group of aspects of personality, collective.

В 1970-ом году, основываясь на сформированном Карлом Юнгом базисе, Аушра Аугустинавичюте создала концепцию типов личности и взаимоотношений между ними, в основе которой лежала некая модель информационного метаболизма и благодаря которой, можно было узнать, как именно воспринимается поступающая извне информация отдельно взятым человеком, его психикой.

Было выяснено, что она делится на восемь аспектов, каждый из которых отвечает за описание той или иной стороны действительности. Каждому из нас доступны все восемь аспектов, но уровень владения ими очень разнится в зависимости от их расположения в индивидуальной модели информационного метаболизма (модели А). К примеру, один аспект может восприниматься как нечто естественное, когда как другой - вызывать довольно ощутимые сложности. Открывающиеся перед нами знания, благодаря трудам Аугустинавичюте, могут быть полезны и применимы в педагогическом процессе для лучшего и детального осознания индивидуальности отдельно взятого ребенка.

Модель А представляет собой маленькую таблицу, в ячейках которой находятся функции (аспекты), чье расположение для каждой личности может быть разным. Но в то же время оно строго подчиняется правилам и закономерностям данной теории, которые и позволяют выделить так называемые типы.

I II

IV III

VI V

VII VIII

Мерности модели А объясняют, как и какой именно опыт мы можем использовать в той или иной ситуации, некоторые наши суждения и шаблоны, по которым работают слабые функции. Блоки модели А делят существующие аспекты по определенным особенностям, благодаря которым мы можем осознать слабые и сильные стороны восприятия информации.

Для лучшего понимания блоков и мерностей вышеупомянутой модели информационного метаболизма необходимо рассмотреть существующие аспекты и варианты расположения данных в индивидуальной «матрице» того или иного типа личности.

Черная сенсорика (ЧС, силовая сенсорика) отвечает за определение таких свойств, как твердость характера, способность противостоять давлению извне. Применительно к человеческой личности -восприятие физических данных человека, его «ран-говости», статуса.

Черная интуиция (ЧИ, интуиция возможностей) отвечает за восприятие возможных вариантов развития той или иной ситуации, а так же обнару-

жение скрытых свойств или возможностей применения предметов, выявление способностей человека.

Черная логика (ЧЛ, деловая логика) отвечает за организацию и оценку эффективности различных процессов: от простой физической работы до сложных технологических или бизнес-процессов, распределение и преобразование различных видов ресурсов.

Черная этика (ЧЭ, этика эмоция) - в широком смысле изменение внутренней энергии различных систем, применительно к человеческой личности -отслеживание и влияние на эмоциональное состояние человека, в некоторых ситуациях способность манипулировать эмоциональным фоном.

Белая сенсорика (БС, ощущений) отвечает за ощущение гармонии, проявленной в материальных предметах, которые нас окружают, восприятие красоты в виде цвета, звука, запаха, вкуса, так же отвечает за ощущение собственного тела и состояния здоровья.

Белая интуиция (БИ, интуиция времени) отвечает за соотношение различных событий и процессов во времени, согласование их между собой, оценка предпосылок, тенденций развития ситуации в том или ином направлении.

Белая логика (БЛ, структурная логика) - рассмотрение объектов как системы, выявление связей элементов системы между собой, правил их взаимодействия, соотношений вида целое/частное. Структура, как она есть.

Белая этика (БЭ, этика отношений) - скрытые взаимодействия между объектами, их «очеловечивание», применительно к людям - симпатии, антипатии и неформальные отношения между ними. [4]

Расположение данных функций в таблице для каждого отдельно взятого типа личности осуществляется по следующим правилам:

I - базовая или программная функция. Самая сильная и осознанная функция, лежащая в основе мировосприятия индивида. Восприятие мира через базовую функцию происходит настолько легко и естественно, что человек, зачастую, не подозревает, что мир возможно воспринимать иначе, не понимает, что у других это восприятие может в корне отличаться. Данная функция достаточно негибкая. Изменять так называемую картину миру, подстраиваясь под базовые функции других практически невозможно без сопутствующего дискомфорта и, порой, неосознанного сопротивления.

II - творческая функция. Является сильной и осознанной, но более гибкой, чем программная. По ней нет целостной картины, эта функция готова подстраиваться и пробовать рассматривать различные варианты для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для той или иной ситуации, для того или иного человека.

III - ролевая функция. Гибкая, но слабая функция. Обычно, подключается в незнакомых ситуациях, которые требуют всестороннее восприятие информации. В отличие от творческой, не ищет новых решений, подбирая наиболее подходящий из

уже наработанных шаблонов. Затянувшаяся деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению.

IV - болевая функция. Самая проблемная из всех существующих в индивидуальной модели типа. Является осознаваемо слабой, воспринимающейся неким недостатком, вызывающим комплексы. По болевой часто происходит искаженное восприятие информации. Человек чувствует себя крайне неуверенно, обезоружено, сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой функции. Он не способен оценить адекватность действий ситуации. Кроме того, деятельность по ней приводит к чрезмерному сжиганию энергии и быстрому утомлению. Человеку необходима по ней определенная поддержка.

V - суггестивная функция. Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, не вызывает никакого отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней благодарность за помощь и информацию. Информация, переданная по данному аспекту, воспринимается как нечто очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека.

VI - активационная функция. Так же является слабой, но ценностной функцией. По ней охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому происходит дальнейшая оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, все бессознательное оценивание окружающих людей первоначально происходит по этой функции.

VII - ограничительная функция. Сильная и способная к самостоятельному поиску новых решений. Большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить окружающих о возможных последствиях, порекомендовать возможные варианты выхода из ситуаций, которые могут возникнуть. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас.

VIII - фоновая функция. Самая трудноосозна-ваемая, направленная на то, чтобы автоматически не допускать негативного развития ситуации. В отличие от ограничительной, не предупреждает о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Стоит учитывать, что активное обсуждение информации по ней вызывает некоторое отторжение. [4]

У каждой функции можно определить две характеристики: объем накопленного ею опыта и способность к обработке новой информации, другими словами, силу функции. Исходя из этого, выделяются различные мерности оных:

Одномерные функции (болевая, суггестивная) - могут использовать только тот опыт, который человек либо проживал когда-то сам, либо был непосредственным наблюдателем. Человек учится лишь

на своих ошибках, а попытки объяснить ему что-то по ним не увенчиваются успехом.

Двухмерные функции (ролевая, активацион-ная) - кроме прожитого опыта, могут использовать и что-то из объяснения других людей, а так же из книг. Однако в дальнейшем полученный опыт используется, как некий шаблон, от которого нет возможности отступиться шаблонно, преобразовав под какую-либо новую ситуацию.

Трехмерные функции (творческая, ограничительная) - появляется возможность творческого использования опыта, который был когда-то получен, возможность адаптировать его под ситуацию или применить знания из совершенно другой области.

Четырехмерные функции (базовая, фоновая) -возможность видеть «что из этого выйдет» в независимости от того, был ли вообще опыт подобных ситуаций, иными словами, возможность экспертного прогнозирования. [2]

Модель А предоставляет нам возможность понять болевые и сильные стороны восприятия того или иного типа личности, объясняя многие реакции человека на мир и людей вокруг, а точнее информацию, которую он получает и обрабатывает. Она дает возможность прийти к осознанию ощущаемых нами различий между людьми, а также возможность понимания причин этих различий. Помимо прочего, модель А - источник ответов на вопросы о том, почему с одними нам проще найти общий язык, чем с другими, и как понять тех, с которыми мы, кажется, говорим с нами на разных языках.

Все это является важной и даже незаменимой информацией, которую можно успешно применять в педагогической среде при взаимодействии учителя и обучающихся. Она будет весьма полезна для педагога, который хочет найти ключ к каждому ученику, научиться преподносить информацию таким образом, чтобы усвояемость ее была предельно максимальной, а также формировать дружественную среду в своем классе.

Мерности функций модели информационного метаболизма позволяют понять, как и по каким каналам необходимо передавать информацию для лучшего восприятия ее твоими слушателями, какой подход необходимо применить к людям с разными расположениями аспектов в их индивидуальной матрице восприятия.

На данный момент, в школах есть четкое разделение лишь на учеников, склонных к техническим и гуманитарным наукам. Исходя из этого разделения, происходит выработка определенного подхода к тем и другим, деление на специальные классы с разными уклонами, однако существует масса примеров, когда ребенку, записанному в гуманитарии, изначально были интересны технические предметы, но что-то произошло, и данная тяга развеялась. Это может быть связано с разными обстоятельствами, но в большинстве случаев, такое происходит из-за педагога, а точнее, определенного преподнесения информации на уроках, образом, не соотносящимся с комфортным каналом восприятия того или иного ученика. Это совершенно не означает, что учитель плохо преподает свой предмет, а

лишь демонстрирует работу вышеупомянутой модели на практике со всеми вытекающими из этого последствиями. И т.к. по итогу, от разделения на «гуманитариев» и «технарей» зависит будущее отдельной личности, очень важно учитывать информацию, которая преподносит нам модель А.

Ярким примером ситуации с «гуманитарным технарем» может служить человек с болевой структурной логикой (БЛ). Такие люди от природы не слишком последовательны и быстро теряют интерес к чему-то, если его не подогревать, им трудно сосредотачиваться на каком-либо логическом анализе слишком долгое время, становится скучно. Однако у них могут быть способности к математике. И если такому ученику попадется учитель с базовой структурной логикой (конфликтующий с ним по БЛ), который автоматически старается систематизировать все вокруг себя и, зачастую, работает исключительно по одному и тому же алгоритму, это может убить в ученике любую предрасположенность к предмету, не дав ей раскрыться. В особо серьезных случаях, он даже может посчитать себя глупым, не усидчивым или неспособным понимать изучаемый предмет, а учитель, в свою очередь, может сделать отрицательные выводы об обучающемся, что и происходит порою. И это лишь один из подобных примеров.

Кроме важной информации о самих аспектах и мерностях функций стоит учитывать и деление оных на блоки по парам. Это обеспечивает возможность согласовывать процессы непосредственного восприятия и оценки полученной информации. Разделение блоков происходит в зависимости от расположения в модели А.

Блок Эго - состоит из двух осознанных сильных функций. Базовой и творческой. По данному блоку человек работает довольно продолжительно и эффективно. Решать может и частные задачи, и выявлять общие свойства и закономерности у совершенно различных ситуаций. Результаты работы по функциям, входящим в данный блок могут быть использованы как для своих нужд, так и в интересах общества в целом.

Блок СуперЭго - его можно назвать блоком, через который социум неким образом осуществляет управление индивидуумом. Он состоит из двух слабых функций, которые при этом осознаются: ролевой и болевой. Особенностью этого блока является то, что воздействие по нему весьма дискомфортное. Человек знает о своей слабости в этих областях, но из-за хорошей осознанности данных функций он понимает, что необходима реакция, однако длительно выдавать ее очень непросто. Как правило, воздействие по этому блоку заставляет собраться, мобилизоваться, и задействовать для ответа функции своего блока Эго.

Блок СуперИд (иногда называется «детским блоком»). Данный блок включает в себя слабые неосознанные функции: суггестивную и активацион-ную. Как правило, заниматься по нему какой-либо целенаправленной деятельностью трудно, поэтому чаще всего по блоку СуперИд человек охотно принимает от окружающих информацию по аспектам,

в отдельные моменты, провоцируя их на более активную выдачу этой информации. Так же необходимо знать, что любая поддержка по детскому блоку поднимает настрой и настроение человека в сложной ситуации.

Блок Ид. В него входят фоновая и ограничительная функции. Основной задачей данного блока выступает отслеживание безопасности, а так же некое удовлетворение базовых нужд самого человека и, возможно, его близкого окружения. Любая другая деятельность по этому блоку не представляет интереса и, как правило, социально значимых результатов по нему не бывает. [4]

Блоки модели А при правильном понимании дополняют вышеперечисленную информацию до более полной картины, помогая точнее осознать структуру построения «матрицы» различных типов. Они более детально объясняют особенности взаимодействия между людьми, что может помочь преподавателю при создании более дружного и слаженного коллектива. Этой информацией можно пользоваться, рассаживая учеников по парам для более успешной работы на уроках, при командных играх и взаимодействиях, сплачивающих класс, помогающих почувствовать дух товарищества и важность коллективизма.

Кроме прочего, применение модели информационного метаболизма в педагогической среде с учетом выделенных блоков и знаний о них значительно облегчает взаимодействия учителя с обучающимися, как во время уроков, так и во внеурочное время. Не является секретом тот факт, что педагог должен владеть знаниями о различных разделах психологии, ведь работать с подрастающим поколением без этого невозможно. Формировать личность, помочь ей в полной мере осознать себя - это ответственная и сложная задача, которой занима-

ется каждый учитель, помимо обогащения знаниями своих учеников. Модель А выступает незаменимым помощником в реализации любой из приведённых задач, ибо благодаря ей становится гораздо яснее и понятнее сама суть восприятия нами мира, который нас окружает. Не подавлять врожденные сильные стороны, поддерживать и не травмировать слабые каналы восприятия детей и понимать нюансы их стыковок и взаимодействий - это невероятно важно и интересно при работе в школе и любом коллективе, где взаимодействуют такие разные, но по-своему прекрасные типы личности.

Таким образом, модель А является кладезю необходимых знаний, помогающих при работе в педагогической среде. Она, своего рода, инструкция к тому или иному человеку, объясняющая нечто, что до ее создания можно было наблюдать лишь ощутимым, не до конца осознаваемым образом. Труды Карла Густава Юнга, Аушры Аугустинавичюте и многих других неназванных, но работающих в этом направлении авторов, заслуживают того, чтобы ознакомиться с ними, заслуживают внимания педагогов и учителей, формирующих будущее, посред-ствам тех, кого они обучают.

Список литературы

1. А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. - М.: "АСТ", СПб.: "Terra Fantastica", 1998.

2. Аушра Аугустинавичюте. Модель личности.

[http://royallib.com/read/augustinavichyute_aushra/te oriya_funktsiy_funktsionika_model_lichnosti_po_au-gustinavichute. html#40960]

3. Юнг Карл Густав. Психологические типы. Спб: Азбука, 2001.

4. Социомодель: [http://sociomodel.ru]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.