Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ СОЦИОНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ СОЦИОНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / К.Г.ЮНГ / СОЦИОНИКА / МАКРОАСПЕКТЫ / АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИИ / ДИХОТОМИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛУБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плетухина Екатерина Геннадьевна

В статье представлена история развития соционики. Раскрываются основные понятия соционики. Обосновывается актуальность реализации ее основ в средних учебных заведениях для решения задачи профессионального самоопределения старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF SOCIONICS IN MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article presents the history of the development of socionics. Describes the basic concepts of socionics. The urgency of implementing its foundations in secondary schools to solve the problem of professional self-determination of senior pupils.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ СОЦИОНИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ СОЦИОНИКИ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Плетухина Екатерина Геннадьевна

кандидат филос. наук, доцент, Саратовский государственный университет, г. Саратов

THE RELEVANCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OFSOCIONICS IN MODERN EDUCATIONAL SPACE Pletukhina E. G., Oandidate of philosophy Sciences, associate çrofessor, Saratov state University, Saratov АННОТАЦИЯ

В статье представлена история развития соционики. Раскрываются основные понятия соционики. Обосновывается актуальность реализации ее основ в средних учебных заведениях для решения задачи профессионального самоопределения старшеклассников. ABSTRACT

The article presents the history of the development of socionics. Describes the basic concepts of socionics. The urgency of implementing its foundations in secondary schools to solve the problem of professional self-determination of senior pupils.

Ключевые слова: школьное образование, профессиональное самоопределение, К.Г.Юнг, соционика, макроаспекты, аспекты информации, дихотомии, профессиональные клубы.

Keywords: school education, professional self-determination, K. Jung, socionics, macroaspects, the aspects of information, dichotomy, professional clubs.

Современный образовательный стандарт для общего среднего образования декларирует, что школа в процессе обучения должна создать условия для социальной самоидентификации учащихся, что позволит им осознанно подойти к выбору соответствующего профиля обучения в старших классах, а значит, и к выбору своей будущей профессии.

Это предполагает, что учащиеся должны хорошо знать себя, свой внутренний мир, свои сильные и слабые стороны.

Что же мы имеем в реальности? Каков процент от общего количества современных выпускников, которые к окончанию школы точно знают, кем они хотят стать? Соцо-просы в разных городах России и личные беседы автора статьи с современными студентами говорят о том, что большая часть выпускников не имеют практически никаких приоритетов в отношении своей будущей профессии.

Различные новомодные гаджеты, не выпускаемые молодежью из рук, музыка в наушниках, компьютеры и телевизор - вот те объекты, где находится внимание и сознание наших детей и подростков. Постоянно звучащий мир, изливающий на современного человека нескончаемые потоки информации, не дает подрастающему поколению времени и возможности заглянуть вглубь себя, остаться наедине и познакомиться с самим собой. О каком сознательном выборе профессии может идти речь в таких условиях?

Конечно, вопрос о том, как должно строиться воспитание в семье и в образовательных учреждениях разного уровня, очень обширен, и мы не сможем рассмотреть его даже в общих чертах в рамках одной статьи. Здесь мы проанализируем лишь один аспект решения данной проблемы - те возможности, которые дает реализация основ молодой науки соционики в современном образовательном пространстве, а именно - в средних общеобразовательных учреждениях.

На самом деле процесс самопознания очень интересен и увлекателен для подростков. Конечно, если его правильно организовать. Недаром же всевозможные психологические тесты пользуются такой популярностью. И

соционика - это такая наука, которая практически ни одного человека, познакомившегося с ней, не оставляет равнодушным. Введение ее в качестве спецкурса в 8-11 классах вполне может способствовать профессиональному самоопределению школьников.

Говоря об истории этой дисциплины, следует отметить, что собственно соционика в ее современном понимании родилась совсем недавно - в 60-70-х годах ХХ века благодаря литовской исследовательнице Аушре Аугусти-навичюте. Но ее (соционики) истоки лежат в трудах швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, который первым обратил внимание людей на то, что наши типологические отличия друг от друга выходят далеко за рамки четырех темпераментов Гиппократа. На основе исследований Юнга о психологических типах людей сначала появилась американская типология, разработанная Катариной Бриггс и Изабель Майерс и их индикатор типов МВТ1 (в Америке практически каждый человек знает свой тип), а немного позже - соционика.

Соционика - это наука об информационном метаболизме. Что это значит? Как известно, наш физический мир можно описать посредством четырех категорий: материи и энергии, которые существуют в координатах пространства и времени. Результатом переработки информации разного рода становятся ощущения, чувства, мысли, поведение человека. Своеобразие процесса информационной переработки (метаболизма) предопределяется типическими особенностями психики каждого человека как информационной системы, которые и изучает соционика.

Четыре перечисленные выше категории материального мира в соционике принято называть «макроаспектами информационного потока»: это объекты/логика, энергия/этика, пространство/сенсорика и время/интуиция. Вместе с четырьмя дополнительными характеристиками - эстраверсия, интроверсия и рациональность, иррациональность - они составляют базис четырех дихотомий (пар противоположностей) К.Г.Юнга. Как эти макроаспекты проявляются на различных уровнях общения (физическом, психологическом, социальном и интеллектуальном) подробно описано в работах В.Гуленко и других со-циоников.

Каждый из макроаспектов (логики, этики, сенсорики и интуиции) как бы «разбивается» внутри себя еще на два аспекта: экстравертный и интровертный. Психика каждого человека, конечно, обрабатывает информацию по всем восьми аспектам информации. Однако в каждой паре аспектов одного макроаспекта обязательно один из них будет более ярко восприниматься и проявляться человеком (находящийся в ментальном кольце), а второй -работать как бы «на автомате» (находящийся в подсознании - в витальном кольце). По экстравертным функциям человек (и все экстраверты) обращает внимание на устройство внешнего мира. По интровертным функциям человек (и, соответственно, все интроверты) больше фиксируется на осмыслении своих отношений с внешним миром, для него оказываются важны не сами объекты и предметы, а то, что можно думать, чувствовать, ощущать по их поводу.

Аугустинавичюте ввела символы для графического обозначения аспектов. Семантика (проявление в речи человека) всех восьми аспектов подробно анализируется в работах И.Эглит. Умение определять аспект информации в литературном тексте и речи людей является одним из главных залогов правильного определения социотипа как у окружающих, так и у самого себя.

Аушра же предложила и графическое изображение модели психики каждого из 16-ти социотипов, а также подробно описала работу этой модели (которую в честь нее называют моделью А) и 16 типов взаимодействия между 16-ю социотипами или ТИМами (типами информационного метаболизма). Именно существование интертипных отношений между описанными Юнгом психотипами и было основным ее открытием.

Таким образом, в соционике описывается 16 типов информационного метаболизма (ТИМов) и 16 видов отношений между ними. Каждый из 16-ти социотипов в своих двух сильных функциях имеет по одному аспекту информации из разных дихотомий Юнга (логика-этика и сенсорика-интуиция), является экстра- или интровертом, ра-ционалом или иррационалом.

Для анализируемой нами темы профессионального самоопределения школьников важно то, что эти сильные аспекты ТИМа задают его профессиональную направленность. Четыре образующихся сочетания функций (логика-интуиция, логика-сесорика, этика-интуиция, этика-сенсорика) создают четыре так называемых «профессиональных клуба»:

1) сильные логика-интуиция у людей, которые принадлежат к клубу исследователей - неутомимых искателей, первооткрывателей новых законов природы, разработчиков новых технологий, ученых технических специальностей, программистов и др.;

2) сильные логика и сенсорика делают человека хорошим управленцем, работником производственной сферы - директором, менеджером, администратором, технологом, военным, работником правоохранительных органов и др.;

3) люди с сильными этикой и интуицией - это прирожденные гуманитарии - историки, филологи, музейные работники, искусствоведы, работники искусства, артисты, психологи, воспитатели и учителя гуманитарных дисциплин и др.;

4) и наконец, сильные этика и сенсорика у представителей социальной сферы деятельности - это первоклассные работники гостиничного бизнеса, организаторы сервиса, досуга и развлечений, специалисты по рекламе и связям с общественностью, агенты страховых компаний, а также закройщики, парикмахеры, повара, косметологи и др. Другими словами, грамотно проведенное типиро-

вание поможет старшеклассниками определиться хотя бы с примерной сферой своей будущей профессии, в рамках которой им будет уже легче найти конкретную деятельность для реализации своих способностей.

Итак, в статье был проанализирован один из аспектов актуальности реализации основ соционики в современном образовательном пространстве, а именно - те возможности, которые дает соционика для решения задачи социальной самоидентификации учащихся старших классов средних учебных заведений.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННЫХ НАУК

Попова Нина Евгеньевна,

канд.пед.наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Бородулина Оксана Михайловна, бакалавр III курса, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Звонкова Светлана Анатольевна,

бакалавр IV курса, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

MULTIMEDIA TUTORIALS AS MAIN CONDITION OF DEVELOPMENT OF MODERN SCIENCES Popova Nina Evgenyevna, associate professor, Ural state pedagogical university, Yekaterinburg Borodulina Oksana Mikhaelovna, bachelor of the III course, Ural state pedagogical university, Yekaterinburg Zvonkova Svetlana Anatolyevna, bachelor of the IV course, Ural state pedagogical university, Yekaterinburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.