Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУК'

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ / УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Бородулина Оксана Михайловна, Звонкова Светлана Анатольевна

В статье рассматривается проблема использования мультимедийных средств обучения как эффективного источника пополнения и передачи знаний. Особое внимание уделено преимуществам процесса обучения с использованием мультимедийных средств обучения. Проанализированы положительные и отрицательные аспекты внедрения мультимедийных средств обучения в учебный процесс, особое внимание уделено методическим аспектам и условиям применения мультимедийных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA TUTORIALS AS MAIN CONDITION OF DEVELOPMENT OF MODERN SCIENCES

In article the problem of use of multimedia tutorials as effective source of replenishment and transfer of knowledge is considered. The special attention is paid to advantages of process of training with use of multimedia tutorials. Positive and negative aspects of introduction of multimedia tutorials in educational process are analysed, the special attention is paid to methodical aspects and conditions of application of multimedia tutorials.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУК»

Каждый из макроаспектов (логики, этики, сенсорики и интуиции) как бы «разбивается» внутри себя еще на два аспекта: экстравертный и интровертный. Психика каждого человека, конечно, обрабатывает информацию по всем восьми аспектам информации. Однако в каждой паре аспектов одного макроаспекта обязательно один из них будет более ярко восприниматься и проявляться человеком (находящийся в ментальном кольце), а второй -работать как бы «на автомате» (находящийся в подсознании - в витальном кольце). По экстравертным функциям человек (и все экстраверты) обращает внимание на устройство внешнего мира. По интровертным функциям человек (и, соответственно, все интроверты) больше фиксируется на осмыслении своих отношений с внешним миром, для него оказываются важны не сами объекты и предметы, а то, что можно думать, чувствовать, ощущать по их поводу.

Аугустинавичюте ввела символы для графического обозначения аспектов. Семантика (проявление в речи человека) всех восьми аспектов подробно анализируется в работах И.Эглит. Умение определять аспект информации в литературном тексте и речи людей является одним из главных залогов правильного определения социотипа как у окружающих, так и у самого себя.

Аушра же предложила и графическое изображение модели психики каждого из 16-ти социотипов, а также подробно описала работу этой модели (которую в честь нее называют моделью А) и 16 типов взаимодействия между 16-ю социотипами или ТИМами (типами информационного метаболизма). Именно существование интертипных отношений между описанными Юнгом психотипами и было основным ее открытием.

Таким образом, в соционике описывается 16 типов информационного метаболизма (ТИМов) и 16 видов отношений между ними. Каждый из 16-ти социотипов в своих двух сильных функциях имеет по одному аспекту информации из разных дихотомий Юнга (логика-этика и сенсорика-интуиция), является экстра- или интровертом, ра-ционалом или иррационалом.

Для анализируемой нами темы профессионального самоопределения школьников важно то, что эти сильные аспекты ТИМа задают его профессиональную направленность. Четыре образующихся сочетания функций (логика-интуиция, логика-сесорика, этика-интуиция, этика-сенсорика) создают четыре так называемых «профессиональных клуба»:

1) сильные логика-интуиция у людей, которые принадлежат к клубу исследователей - неутомимых искателей, первооткрывателей новых законов природы, разработчиков новых технологий, ученых технических специальностей, программистов и др.;

2) сильные логика и сенсорика делают человека хорошим управленцем, работником производственной сферы - директором, менеджером, администратором, технологом, военным, работником правоохранительных органов и др.;

3) люди с сильными этикой и интуицией - это прирожденные гуманитарии - историки, филологи, музейные работники, искусствоведы, работники искусства, артисты, психологи, воспитатели и учителя гуманитарных дисциплин и др.;

4) и наконец, сильные этика и сенсорика у представителей социальной сферы деятельности - это первоклассные работники гостиничного бизнеса, организаторы сервиса, досуга и развлечений, специалисты по рекламе и связям с общественностью, агенты страховых компаний, а также закройщики, парикмахеры, повара, косметологи и др. Другими словами, грамотно проведенное типиро-

вание поможет старшеклассниками определиться хотя бы с примерной сферой своей будущей профессии, в рамках которой им будет уже легче найти конкретную деятельность для реализации своих способностей.

Итак, в статье был проанализирован один из аспектов актуальности реализации основ соционики в современном образовательном пространстве, а именно - те возможности, которые дает соционика для решения задачи социальной самоидентификации учащихся старших классов средних учебных заведений.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННЫХ НАУК

Попова Нина Евгеньевна,

канд.пед.наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Бородулина Оксана Михайловна, бакалавр III курса, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Звонкова Светлана Анатольевна,

бакалавр IV курса, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

MULTIMEDIA TUTORIALS AS MAIN CONDITION OF DEVELOPMENT OF MODERN SCIENCES Popova Nina Evgenyevna, associate professor, Ural state pedagogical university, Yekaterinburg Borodulina Oksana Mikhaelovna, bachelor of the III course, Ural state pedagogical university, Yekaterinburg Zvonkova Svetlana Anatolyevna, bachelor of the IV course, Ural state pedagogical university, Yekaterinburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема использования мультимедийных средств обучения как эффективного источника пополнения и передачи знаний. Особое внимание уделено преимуществам процесса обучения с использованием мультимедийных средств обучения. Проанализированы положительные и отрицательные аспекты внедрения мультимедийных средств обучения в учебный процесс, особое внимание уделено методическим аспектам и условиям применения мультимедийных средств обучения.

SUMMARY

In article the problem of use of multimedia tutorials as effective source of replenishment and transfer of knowledge is considered. The special attention is paid to advantages of process of training with use of multimedia tutorials. Positive and negative aspects of introduction of multimedia tutorials in educational process are analysed, the special attention is paid to methodical aspects and conditions of application of multimedia tutorials.

Ключевые слова: мультимедийные средства обучения; их преимущества и недостатки; методические подходы к их использованию; условия применения.

Keywords: multimedia tutorials; their advantages and shortcomings; methodical approaches to their use; application conditions.

Современное общество неразрывно связано с процессом изменения, поэтому одним из приоритетных направлений является информатизация образования с применением мультимедиа и внедрением компьютерных технологий. Вопросами организации обучения с применением мультимедиа в образовании занимались ученые: Р. Майер [3], M. Н. Морозов [4], Ю. Н. Егорова [1], Н.В. Клемешова [2] и др. Методика проверки сформированных компетенций обучающихся представлена в работах Н.Е. Поповой и О. М. Бородулиной [5] и др.

Современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, способствуют реализации принципиально новых форм и методов обучения, что позволяет значительно повысить качество обучения, а также сформировать личностные, метапред-метные и предметные компетенции обучающихся.

Обучение с помощью мультимедийных средств обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным:

о Большой объем информации дается дозами. о Отбор материала идет на уровне логики познания учащихся.

о Обучение строится на уровне индивидуального восприятия.

о Возможность саморазвития учащихся через процессы моделирования, конструирования и прогнозирования проблем. о Навык развитой деятельности учащихся (стратегической, исследовательской, проектной, сценической.

о Мотивационные «точки» удивления учащихся. о Текст, графика, схемы, звук, анимация и т.д.

Всё перечисленное даёт основание утверждать, что современный процесс обучения без мультимедийных средств будет значительно обеднен.

Несмотря на активность использования мультимедийных средств обучения, проблема их внедрения остается весьма актуальной.

Для оправданного и эффективного использования мультимедийных средств обучения в учебном процессе необходимо учитывать их основные положительные и отрицательные аспекты.

Положительные аспекты использования мультимедийных средств обучения связаны с тем, что происходит: 1. совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

2. внесение изменений в системы традиционных форм обучения;

3. организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;

4. повышение эффективности обучения школьников за счет индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

5. формирование мотивов, учащихся самообучения, саморазвития;

6. изменение содержания и характера деятельности детей и педагогов;

7. тренинги по теории с использованием практических упражнений;

8. оперативный контроль и анализ полученных результатов;

9. увеличение объема информации за определенный промежуток времени;

10. учет специфики изучаемого предмета;

11. отбор информации в логике познания учащихся и на уровне их восприятия.

Использование мультимедийных средств обучения способствует повышению эффективности учения, это связано с тем, что:

- развивает у детей более глубокий подход к обучению;

- стимулирует расположение к учебным занятиям;

- развивает навыки совместной работы;

- стимулирует когнитивные аспекты учения;

- разгружает умственную деятельность от рутинных компонентов;

- повышает мотивацию детей к учению;

- создает психологический комфорт для школьников;

- способствует переходу от пассивного к активному способу реализации деятельности учащихся, которые становятся полноправными субъектами образовательной деятельности.

Отрицательные аспекты использования мультимедийных средств обучения заключаются в том, что у учащихся:

- сворачиваются социальные контакты,

- сокращается социальное взаимодействие и общение,

- формируется индивидуализм,

- затрудняется переход от знаковой формы представления знания на экран дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличающуюся от логики организации системы знаков. Эффект от внедрения мультимедийных средств

возможен при учете методических требований:

1. Взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления детей.

2. Отражение системы научных понятий в виде иерархической структуры.

3. Выполнение контролируемых тренировочных действий.

4. Соблюдение здоровьесберегающих компонентов. Перечисленные методические требования дают

возможность педагогу передавать знания детям как можно качественнее, благодаря чему происходит учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, без которых процесс обучения и воспитания затруднен.

Наряду с учетом методических требований, необходимо соблюдение ряда условий применения мультимедийных средств обучения, без которых процесс обучения малоэффективен. Перечислим некоторые из них.

1. Навыки поиска информации в телекоммуникационных сетях. Педагоги должны знать, где и как найти учебные материалы в телекоммуникационных сетях, уметь использовать подобные сети в различных аспектах преподавания и обучения, знать, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедийных средств обучения.

4. Подготовка учителя к работе с мультимедийными средствами. В учебной деятельности педагог должен опираться на основные положения эффективного освоения потенциала мультимедийных средств и знать, что они являются:

- частью передачи содержания образования;

- методом формирования личностных качеств, учащихся;

- формой обучения и формой организации обучения;

- инструментом решения проблем, не превращаясь в самоцель;

- расширением возможности человеческого мышления в решении проблем.

3. Изменение роли учителя в учебном процессе. По мере внедрения современных мультимедийных средств обучения в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли учителя в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными мультимедийными средствами обучения, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам педагога. Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером, иметь представление о наиболее распространенных пакетах программ, научиться ра-

ботать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоить работу с известными для его предметной области готовыми мультимедийными учебными программами, мультимедийными средствами телекоммуникационного взаимодействия, средствами доступа к мировым источникам информации и т.д.

Требования к педагогу, использующему мультимедийные средства в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий в процессе реализации образовательной деятельности.

4. Знание учителем дидактических требований к учебному процессу с использованием мультимедийных средств обучения и умением ими пользоваться. Выделяются специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и мультимедийными образовательными электронными изданиями. В числе таких требований является знание преподавателем дидактических свойств изучаемого предмета и умение пользоваться мультимедийными средствами обучения при их реализации.

5. Целесообразна публикация специализированных изданий, предназначенных для активизации интереса педагогической общественности к проблемам разработки и внедрения, современных мультимедийных средств обучения. Подобные издания должны быть ориентированы на широкий круг специалистов в области образования, учащихся и их родителей. Эти издания могут и должны стать центром обмена опытом, разработки и передачи знаний и умений, звеном, объединяющим деятельность всех тех, кто занимается проблемами разработки и практического применения, современных мультимедийных средств в образовательном процессе.

Внедрение мультимедийных средств обучения в современное школьное образование необходимо для улучшения качества образования. Важно правильно направить учащегося, чтобы в дальнейшем ему было легче в любой деятельности. Здесь важно заинтересовать, научить быть внимательным, дать понять, что быть разносторонним, развитым человеком - это одно из главных условий для дальнейшего успеха в жизни. Именно поэтому педагоги должны знать методические требования к применению мультимедийных средств обучения и соблюдать условия их эффективного применения.

Список литературы

1. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе/ Ю.Н. Егорова // Автореф. дисс. канд. пед. наук - Чебоксары, 2000.

2. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы/ Н.В. Клемешова // Автореф. дисс. канд. пед. наук - Калининград, 1999.

3. Майер Р.Е. Мультимедиа обучения: Кембридж университет Пресс.

4. Морозов М. Мультимедия лекция: разработки и реализация - обучающие мультимедиа и гипермедиа, Труды ED-MEDIA 95, Граце, Австрия, p.792.

5. Попова Н.Е., Бородулина О.М. Профессиональное образование: модернизационные аспекты: коллективная монография / Под научной редакцией О.П.

Чигишевой. В 9-ти томах. Том 4. - Ростов-на-Дону: Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2014. Глава 8. - 267 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИЗВЕСТНОГО ДЕЯТЕЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПЕДАГОГА КАЗАНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Н.А.БОБРОВНИКОВА

Ратнер Фаина Лазаревна

доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г.Казань

Нефедова М.В.

кандидат педагогических наук, начальник отдела, Министерства просвещения и науки Республики

Татарстан, г.Казань

THE PEDAGOGICAL VIEWS OF N.A. BOBROVNIKOV - THE OUTSTANDING SCIENTIST OF THE ENLIGHTENMENT, THE TEACHER OF THE KAZAN IMPERIAL UNIVERSITY

Ratner Faina Lazarevna, doctor of Pedagogy, professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan

Nefedova Maria Vladimirovna, Ph.D. in Pedagogy, Chief of the General Division of the Ministry of Education and Science of the

Republic of Tatarstan, Kazan

АННОТАЦИЯ

В работе подчеркивается актуальность педагогических взглядов известного педагога Н.А. Бобровникова, который уделял особое внимание таким важным и актуальным вопросам педагогической науки, как профессионализм и педагогическое мастерство учителя, развитие самостоятельности и активности обучающихся, учет их индивидуальных особенностей, введение в учебно-воспитательный процесс проблемного подхода и творческих заданий. Его взгляды не теряют своей значимости и в наше время.

ABSTRACT

The authors emphasize the actuality of the pedagogical views of the outstanding scientist-teacher N.A. Bobrovnikov who paid special attention to such important and topical problems of pedagogics as pedagogical professionalism and mastery of teachers, the development of independent learning activities, the account of individual features of students, introduction of a problematic approach and creative tasks to educational process. The pedagogical views of N.A. Bobrovnikov are of great value for modern education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: квалифицированные кадры учителей, педагогическое мастерство, самостоятельность и активность учащихся, педагогическое взаимодействие участников воспитательного процесса, воспитывающее обучение, профессионализм учителя, индивидуальные особенности учеников.

Keywords: qualified staff of teachers, pedagogical mastery, independent learning activities, pedagogical interaction between the participants of educational process, upbringing and education, professionalism of teacher, individual features of students.

Педагогические взгляды известных ученых педагогов Казанского императорского университета и сегодня служат развитию педагогической науки, неоценим их вклад в развитие педагогического образования России. Благодаря их неутомимой научной деятельности Казанский университет стал и является крупнейшим научным центром России. Педагогическая и общественная деятельности Н.А. Бобровникова (1854-1921) весьма разнообразна: директор Казанской (инородческой) учительской семинарии, попечитель Оренбургского учебного округа, член совета министров Министерства народного просвещения, преподаватель Казанского университета, в котором он продолжал работать до 1921г. Отрадно отметить, что Н.А. Бобровников защищал прогрессивные взгляды на роль наследственности и среды в формировании личности: «Я всегда считал, что нет племени, совсем лишенного способностей к развитию и учению [3, с.45].

В педагогическом наследии Н.А. Бобровникова наиболее полно отразилось стремление активизировать

роль обучающегося в учебном процессе. Придерживаясь прогрессивных взглядов на обучение и воспитание, он принципиально отрицал систему оценок для сельской школы и учительской семинарии, надеясь на то, что ее устранение позволит уйти от формального отношения учащихся и учителей к учебно-воспитательному процессу, поскольку преподаватель, по его мнению, должен постоянно улучшать формы и способы своей деятельности, а не успокаиваться на оценке как формальном факторе успеваемости.

Н.Бобровников уделял много внимания подготовке квалифицированных кадров учителей, разрабатывал вопросы педагогического мастерства и выявлял признаки наличия или отсутствия у учителя мастерства преподавания. При этом он опирался, в том числе, и на собственный педагогический опыт и считал несостоятельным и ошибочным оценивание качества деятельности учителя только по видимым результатам, например, при испыта-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.