УДК 940.55 (430)
В. А. Беспалов
«БЛОКАДА БЕРЛИНА» И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ВОПРОС: ЗАБЫТЫЕ АСПЕКТЫ*
Рассматривается вопрос продовольственного снабжения Западного Берлина в период 1-го Берлинского кризиса 1948—1949 гг.
The article is devoted to the problem of food supply of the West Berlin during the first Berlin crisis 1948-1949.
Двадцать четвертого июня 2008 г. исполнится 60 лет со дня начала так называемой «блокады Берлина» советскими войсками. Как известно, в ответ на проведение денежной реформы в западных секторах города (вопреки письменным гарантиям западных держав о том, что реформа в западных зонах оккупации Германии не коснется Берлина), а также вследствие невыполнения западными оккупационными державами в 1946—1948 гг. Потсдамских решений и фактического саботажа работы Контрольного совета посредством отказа от принципа общей отчетности, советские органы с целью пресечения давления на геополитические интересы СССР в послевоенной Европе вынуждены были начать проведение крупных акций по полному перекрытию сухопутных трасс, связывавших Берлин с западными зонами, в целях недопущения в город новой валюты и «выдавливания» из него союзников.
К сожалению, в современном массовом сознании установилась довольно однобокая точка зрения на эти события 60-летней давности: сплошная блокада Западного Берлина обрекла на голодную смерть двух с половиной миллионное население города, спасенное лишь благодаря установлению американскими и британскими ВВС «воздушного моста», по которому было переправлено основное количество продуктов питания для немецких граждан. Эта точка зрения требует определенной корректировки.
О четкой спланированности проводившихся акций говорит и своеобразный подготовительный период в организации крупных ограничений передвижения между западными зонами и западными секторами Берлина. Начиная с 25 марта 1948 г. Советская военная администрация в Германии (СВАГ) начала издавать приказы об усилении охраны и контроля на демаркационной линии советской зоны оккупации Германии, также связанные с новыми требованиями к межзональной торговле. В частности, 8 июня вышел приказ «Об уточнении порядка пропуска грузов за пределы Советской зоны оккупации Германии и об улучшении работы контрольно-таможенных пунктов», в котором на-
Статья написана при финансовой поддержке Фонда Эбелин и Герда Буцери-ус “ZEIT — Stiftung”.
66
чальнику Управления внешней торговли СВАГ предписывалось «завести учет грузов американских, английских и французских оккупационных войск и военных администраций, перевозимых через демаркационную линию в Берлин и обратно», а также «предупреждать пассажиров при приеме багажа о том, что их багаж будет подвергнут таможенному досмотру на демаркационной линии или границе зоны» [1, оп. 7с, д. 73, л. 128].
Советская сторона предпринимала попытки облегчить положение немецкого населения города, оказавшегося невольным заложником возникшего противостояния. Перемещение гражданских лиц из западных секторов города в восточный было ограничено СВАГ лишь на 5 дней (с 24 по 29 июня) с целью упорядочения процесса обмена старых денежных знаков на новые в восточном секторе. Таким образом, население могло без каких-либо препятствий закупать все необходимые продукты на продовольственных складах советского сектора, хотя и те склады, которые находились в западных секторах города, могли также в течении этих 5 дней полностью обеспечить потребности граждан. На складах скопилось большое количество продовольственных запасов, в частности зерна, принадлежащего СВАГ, но военная администрация западных секторов блокировала доставку продуктов, предназначенных для всего города, и использовала их только для снабжения западных секторов. Собранных на этих складах продовольственных резервов хватило, чтобы обеспечить жителей западных секторов по установленным рационам на два месяца (июль и август) [2, с. 9—10]. Однако Немецкое информационное агентство Советской оккупационной зоны в первый же день ограничений предупредило о возможности перебоев с продовольственным снабжением гражданского населения [13, 1948, Juni 25]. Уже 14 июля 1948 г. в официальной ноте советского правительства правительству США было заявлено, что «Советское командование неизменно проявляло и проявляет заботу о благосостоянии и обеспечении нормального снабжения берлинского населения всем необходимым и стремится к скорейшему устранению затруднений, возникших в последнее время в этом деле» [5, с. 58].
Двадцатого июля Информбюро СВАГ заявило, что СВАГ гарантирует улучшение продовольственного положения западных секторов города посредством снабжения их всем необходимым. С этой целью она сразу же выделяла из своих государственных резервов 100 тыс. тонн зерна. Население западных секторов на свои продовольственные карточки, а также на деньги, обращающиеся в советском секторе, могло получать продукты в магазинах советских секторов по нормам, установленным в советской зоне, которые, кстати, были выше западных [13, 1948, Juli 20]. Через две недели, 3 августа 1948 г. вышел приказ СВАГ «О поставке в Германию из СССР 100 тыс. тонн зерна для снабжения гор. Берлина», в котором предписывалось «произвести перевозку зерна морем за счет уменьшения вывоза в июле-августе 1948 года на 25 тыс. тонн металлолома и на 25 тыс. тонн репарационных грузов из Германии» [1, оп. 7а, д. 74, л. 248]. Двадцать четвертого июля 1948 г. комендант советского сектора генерал А. Котиков в продолжение гарантий СВАГ от 20 июля издал приказ «О снабжении продовольствием жителей западных секторов Бер-
лина через продовольственные магазины советского сектора» [11, 1948, Juli 25]. В соответствии с ним каждый житель западных секторов мог с 26 июля по 3 августа зарегистрироваться в карточных бюро советского сектора. Советский комендант также обязал продовольственные органы берлинского магистрата следить за исполнением этих поручений и выдачей карточек посредством назначения новых ответственных сотрудников в отделе снабжения магистрата. Западные коменданты через четыре дня издали контрприказы с запретом проводить какие-либо изменения в органах магистрата, касающиеся отдела снабжения [6, S. 1584].
На территории советского сектора находилось 2 800 продовольственных магазинов различных видов [7, S. 139]. Большое количество этих магазинов было развернуто непосредственно возле границы с западными секторами. Таким образом, жители западных секторов могли получать продукты питания в советском секторе по карточкам, которые им выдавались не только в своих секторах, но и в советском.
Семнадцатого августа Информбюро СВАГ заявило об обеспечении углем населения всех четырех секторов Берлина [13, 1948, Aug. 18; 10, 1948, Aug. 19]. Вследствие принятых СВАГ мер жители всех секторов Берлина только во второй половине августа получили 60 тыс. тонн угольных брикетов и большое количество дров. Двадцать шестого августа СВАГ распорядилась о выдаче с 1 сентября 1948 г. молока всем детям до 14 лет из западных секторов, зарегистрированным в восточном секторе. Всего выделялось 55 тыс. литров молока [13, 1948, Aug. 27].
Западные державы запретили жителям получать продукты в восточном секторе города, спекулируя в СМИ тезисом об опасности голодной смерти для граждан города со стороны Советов и о спасении их с помощью так называемого «воздушного моста». Западногерманский исследователь Г. Рудольф в проведенном им анализе западной прессы за тот период отмечает резкое изменение тональности основных западноберлинских и западногерманских газет при описании советских мероприятий, которые начали называться «хвастливыми предложениями», «блефом» и «пропагандистскими маневрами» [8, S. 165]. Однако стоит отметить, что воздушные коридоры, которые позволили провести беспрецедентную операцию по доставке грузов, в основном угля, СВАГ не закрывала, что говорит не о военных планах СССР по отношению к западным союзникам, а о политическом давлении такими средствами на них. Снабжение города через «воздушный мост» позволило доставить в город, по последним данным, 2 031 746,5 тонн грузов, из них на уголь, бензин, жидкое топливо и военные грузы приходилось 80%. Продовольствия же за период с июня 1948 г. по май 1949 г. было доставлено 488 088,1 тонны, т.е. 20% от общего количества грузов [9, S. 43].
По линии СВАГ, а также из Польши, Чехословакии, Голландии и через рынки земли Бранденбург в Западный Берлин только в августе — октябре (т. е. за три месяца) 1948 г. было завезено около 383 тыс. тонн продовольственных грузов, что составляло % от всего объема продовольствия, перевезенного по «воздушному мосту» за десять месяцев. Ежедневно из советской зоны по официальным каналам в Западный
68
Берлин поступало до 900 тонн продуктов, не считая угля, текстильных и других товаров (одежда, обувь и пр.) [5, с. 82].
Британская газета «Дейли Мэйл» в те дни писала: «Берлинцы, если они примут предложения о поставках советского правительства, осмеют наши усилия и наш воздушный мост, а наше присутствие сделают бесполезным» [7, S. 143]. Западные администрации предприняли активные меры по недопущению отоваривания жителей своих секторов в восточной части города. Уже 20 августа британские власти впервые за все время оккупации Берлина перекрыли проволочными заграждениями одну из оживленных площадей города — Потсдаммерплац, по которой проходила граница британского и советского секторов. Вскоре военная администрация начала травлю тех западноберлинцев, которые получали продовольствие в советском секторе. Их выселяли из квартир, увольняли с работы. Тридцатого марта 1949 г. оккупационные власти США отдали распоряжение о том, что все служащие полиции и ее вспомогательных подразделений, которые получают продовольственные карточки в советском секторе, должны быть «немедленно и бессрочно уволены» [3, c. 177].
Меры, принятые западными властями, значительно затрудняли поставки из советского сектора и получение продовольствия жителями западных секторов. К началу 1949 г. из насчитывавшего 2,6 миллиона населения западных секторов в карточных бюро советского сектора зарегистрировалось 100 тыс. человек [7, S. 142], т.е. 3,84% от общего населения Западного Берлина. Но даже это число свидетельствует о попытках населения воспользоваться предложениями СВАГ.
Таким образом, тезис о полной блокаде Берлина Советским Союзом, поставившей население города на край голодной смерти, не выдерживает серьезной критики. Данный очерк — попытка внести в некоторой степени ясность в события той эпохи, к сожалению, еще не исследованной должным образом российской исторической наукой. Неизученность темы, по словам российского историка Н. Платошкина, способствует «созданию новой системы исторических мифов, которая не служит ни делу восстановления исторической истины, ни созданию по-настоящему тесных и дружеских отношений между народами Германии и России» [4, c. 379].
Список литературы и источников
1. Государственный Архив Российской Федерации. Ф. Р-7317.
2. Беспалов Г.М. Берлинский вопрос и германская проблема. М., 1949.
3. Высоцкий В.Н. Западный Берлин и его место в системе современных международных отношений. М., 1971.
4. Платошкин Н. Жаркое лето 1953 года в Германии. М., 2004.
5. Советский Союз и берлинский вопрос. М., 1948.
6. Berlin. Quellen und Dokumente 1945—1951. Hbd. 2. Berlin, 1964.
7. Keiderling G. Die Berliner Krise 1948/49. Berlin (West), 1982.
8. Rudolf G. Presseanalyse und zeitgeschichtliche Forschung. Telegraf und WAZ zur Berlin-Krise 1948/49. Mйnchen, 1972.
9. Schroder T. Die Logistik der Lйftbrйcke. Vom Experiment zur Rekord-Maschi-nerie // P. M. DOKU. 2006. N 1.
10. Tagesspiegel.
11. Neues Deutschland.
12. Neuer Vorwarts.
13. Tagliche Rundschau.
14. Telegraf.
Об авторе
В. А. Беспалов — асп., РГУ им И. Канта, [email protected].
УДК 940.55 (410)
И. А. Хихля
«НОВЫЕ ФАБИАНСКИЕ ОЧЕРКИ»
КАК ЭТАП В РАЗВИТИИ УМЕРЕННОГО ЛЕЙБОРИЗМА НА РУБЕЖЕ 40—50-х ГОДОВ XX ВЕКА
На примере сборника «Новые фабианские очерки» показана трансформация представлений о социализме ведущих идеологов лейбористкой партии Великобритании.
Using a collection of articles, called “New Fabian Essays”, as an example the author shows a transformation of the views on socialism expressed by the leading ideologists of the British Labour party.
В конце 1940-х — начале 1950-х гг. в развитии теории лейбористкой партии Великобритании начался новый виток. Осуществленные правительствами К. Эттли реформы привели к важным изменениям во внутренней жизни страны. Но именно реализация основной части планировавшихся реформ поставила партию в условия, когда нужно было срочно вносить коррективы в ее программы. Первые разработки новых подходов появились еще до отставки правительства Эттли. С поражением партии на очередных всеобщих выборах 1951 г. проблема теоретических изменений стала гораздо более актуальной в свете избирательных перспектив.
Один из возможных подходов к таким изменениям был предложен только начавшим формироваться в рамках умеренной политической мысли направлением, сторонники которого стремились пересмотреть цели лейбористкой партии в связи с преобразованиями второй половины 1940-х гг. Оно стало результатом возрождения, во многом благодаря Джорджу Коулу, Фабианского общества как исследовательского центра и центра притяжения интеллектуальной инициативы не только правого представителей и умеренного течений в партии, но и части ее левых деятелей.
На фабианской конференции, проходившей под председательством Коула в июле 1949 г., было принято решение выпустить современный аналог оригинальных «Фабианских очерков о социализме», изданных в 1889 г. Встречаясь в процессе его подготовки, идеологи и будущие авторы противостояли друг другу и противоречили сами себе по очень мно-