В.А. Беспалов
Берлинская проблема и вопрос военного транзита
Специфика положения Калининградской области и её роль в выстраивании отношений между Россией и ЕС заставляют всё чаще проводить параллели с аналогичными историческими территориально-административными образованиями. К ним, в частности, можно отнести и Западный Берлин, известный своей ролью в возникновении и решении кризисных моментов между обоими лагерями «холодной войны». Одним из камней преткновения в выстраивании диалога между РФ и ЕС является вопрос транзита, особенно военного. Сходная ситуация с военным транзитом западных держав в Западный Берлин существовала в послевоенные годы.
Однако ни в немногочисленной современной российской, ни в советской историографии, посвящённой Берлинской проблеме, вопросу военного транзита почти не отводится места. За редким исключением данная проблема лишь вскользь упоминалась в ряде работ советских авторов (П. А. Николаев, А. А. Галкин и Д.Е. Мельников, В.Н. Высоцкий, Г. Кириллов и Ю. Ржевский, П. А. Абрассимов)1.
Отсутствие исследований в СССР по этому довольно проблематичному в 1950—1960-е гг. аспекту берлинской проблемы, заслуживавшему гораздо большего внимания, чем ему уделялось в те годы, в некоторой степени было компенсировано специальными публикациями историков из ГДР2, но для широкой публики они остались неизвестными.
Работы западных авторов , напротив, посвящены не только подробнейшему рассмотрению данного вопроса, но и обоснованию
1 См.: Николаев П.А. Политика США, Англии и Франции в германском вопросе. М., 1964; Николаев П.А. Политика Советского Союза в германском вопросе. М., 1966; Галкин А.А., Мельников Д.Е. СССР, Западные державы и германский вопрос. М., 1966; Высоцкий В.Н. Западный Берлин и его роль в системе современных международных отношений. М., 1970.; Кириллов Г., Ржевский Ю. Важный фактор разрядки в Европе: Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину. М., 1977. Абрассимов П.А. Западный Берлин вчера и сегодня. М., 1980.
См.: Görner G. DDR gewährleistet friedlichen Westberlin-Transit. Berlin, 1969; Arzinger R., Walter P. Westberlin, selbständige politische Einheit. Berlin, 1965.
3 См.: Riklin A. Das Berlinproblem. Köln, 1964; Wetzlaugk U. Die Allierten in Berlin. Berlin, 1988; Kuhn H.W. Die Regelung der Verkehrsverbindungen nach
юридических прав западных держав на свободный доступ в Западный Берлин.
Факт отсутствия таких работ в СССР следует, скорее, объяснять тем, что количество публикаций с той или иной стороны зависело от степени заинтересованности в муссировании данной темы как в СМИ, так и в дипломатической переписке между обоими лагерями «холодной войны». Если для Советского Союза вопрос о транзите, как военном, так и гражданском, был чисто техническим, то для западных держав - политическим. Необходимо отметить также, что некоторая юридическая недосказанность в определении статуса города явилась для западного мира поводом использовать различные спорные нюансы в договорах, определявших статус Берлина, для нагнетания кризисных ситуаций. Так западные державы отстаивали свои геополитические интересы в Центральной Европе путём своеобразного «вытеснения» СССР из данного региона. Результаты этих процессов демонстрируются всем ходом международных отношений в Европе как в те годы, так и - особенно явно -с конца 1980-х гг. до настоящего времени. Сжатие геополитических интересов современной России и полная ликвидация бывшего «пояса безопасности» в Центральной Европе отодвинуло далеко на восток, вглубь территории бывшего СССР линию давления западного мира, которая позволяет более эффективно склонять дипломатическое мнение России к решению тех или иных внешнеполитических вопросов. В результате появился и вопрос Калининградского анклава, со всеми вытекающими из данной ситуации последствиями.
Таким образом, в последние годы как с историографической, так и с геополитической точки зрения для российской исторической науки назрела необходимость исследования Берлинской проблемы.
В предлагаемой статье осуществляется попытка рассмотреть вопрос военного транзита для трёх западных держав в его исторической ретроспективе. Особое внимание уделяется вопросу юридического оформления данного вида передвижения западных союзников в первые послевоенные годы.
Для освещения этой проблемы помимо упомянутых работ привлекались следующие источники: мемуары политических и военных деятелей тех лет , а также документы союзнических органов
Berlin 1945-1946 // Europa-Archiv. 1959. 14; Schröder D. Die Bedeutung der Berliner Rechte der Allierten für den Zugang von Deutschen nach Berlin // Recht und Politik. 1969. H. 1.
4 Cm.: Clay L.D. Entscheidung in Deutschland. Fr. a/M, 1950; Lord Strang. Home and Abroad. London, 1956; Montgomery B. Memoiren. München, 1958;
власти в послевоенной Германии, опубликованные в сборниках, вышедших в ФРГ и ГДР . Для рассмотрения переписки между лидерами западных держав и СССР и некоторых моментов позиций советского руководства в отношении берлинской политики делаются ссылки на сборники «Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» , «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами» и «СССР и германский вопрос. 1941-1949»9, который является совместной работой немецких и российских историков под общей редакцией Г. Кынина.
В статье использовался также ряд других работ как западных (английских и немецких)10, так и российских авторов, среди которых особенно хотелось бы выделить книгу «Поле битвы - Берлин» , написанную непосредственными участниками «холодной войны» в Берлине. Привлекалась также некоторая периодическая
Mosely Ph. E. The Occupation of Germany. New Light on How the Zones Were Drawn // Foreign Affairs. 1949/50. Vol. 28; The Papers of General Lucius D. Clay. Vol. 1. Bloomington-London, 1974; Truman H.S. Memoiren. Bd.1. Stuttgart, 1955; Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 2 т. М., 2002; Черчилль У. Вторая мировая война: В 3 кн. М., 1991; Эйзенхауэр Д. Крестовый поход в Европу. Смоленск, 2000.
5 См.: Dokumente zur Berlin-Frage: 1944-1966. Hrsg. vom Forschungsinstitut der Deutschen Gesellschaft für Auswärtige Politik, Bonn, in Zsarb. mit dem Senat von Berlin. München; Oldenbourg, 1967; Berlin. Quellen und Dokumente 1945 - 1951. Hbd. 1. Berlin, 1964.
6 См.: Dokumentation zur Westberlinfrage. Hrsg. vom Ministerium f. auswärtige Angelegenheiten d. DDR. Berlin, 1964.
7 См.: Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1989.
8 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М., 1955.
9 См.: СССР и германский вопрос 1941-1949 = Die UdSSR und die deutsche Frage 1941-1949: Документы из архива внешней политики РФ: В 3 т. Ист.-док. департамент МИД России, Центр изучения новейшей истории в Потсдаме / Сост. Г.П. Кынин, Й.П. Лауфер. М., 2000.
10 См.: Smith J.E. The Defense of Berlin. Baltimore, 1963; Alle Macht geht vom Stadtkommandanten aus...: zum Besatzungsstatus von West-Berlin; Analysen, Berichte, Dokumente / Peter Bartke. Berlin (West), 1985; Geschichte Berlins. Bd. 2. Berlin, 2002; Keiderling G. Die Berliner Krise 1948/49. Berlin (West), 1982.
11 См.: Бейли Дж., Кондрашев С., Мерфи Д. Поле битвы - Берлин. М., 2002.
литература ФРГ, Западного Берлина12 и журнал «Новая и новейшая история».
Сложный комплекс международных проблем во второй половине XX в., связанный с так называемой Берлинской проблемой, которая являлась частью более крупного международного вопроса
- германского, можно разделить на две составные части:
а) вопрос о юридическо-правовом статусе города Берлин (Большого Берлина) и возникшего позже особого территориальноадминистративного образования - Западного Берлина;
б) вопрос о системах сообщения Западного Берлина с внешним миром, т. е. вопрос о транзите через территорию другого государства (ГДР), который, в свою очередь, разделялся на военный транзит (для гарнизонов США, Великобритании и Франции) и гражданский транзит (для граждан Западного Берлина и ФРГ).
Разделение Берлина на оккупационные сектора было вызвано необходимостью размещения в нём после окончания Второй мировой войны центральных органов верховной союзной администрации для управления разгромленной фашистской Германей. Было символично, что столицу поверженного Третьего рейха великие державы решили сделать резиденцией Союзного контрольного совета (СКС).
В соответствии с протоколом Европейской консультативной комиссии в Соглашении между правительствами США, Великобритании и СССР «Об оккупационных зонах и управлении Большим Берлином»14 от 12 сентября 1944 г. указывалось, что «оккупация Большого Берлина будет осуществляться войсками СССР, США и Англии и с этой целью область Большого Берлина разделяется на 3 сектора»15. Для того чтобы обеспечить нормальную деятельность центральных контрольных органов для оккупируемого союзниками Берлина (который лежал в центре советской оккупационной зоны) на основе упомянутого Протокола ЕКК и Соглашения о контрольном механизме в Германии от 14 ноября 1944 г. определялся особый статус. Так как не существовало какого-либо единого сводного документа, который определял бы статус Берли-
12 См.: «Die Welt»; «Der Spiegel»; «Tagesspiegel»; «Telegraf».
13 В ЕКК вопрос об оккупации Большого Берлина рассматривался с февраля по сентябрь 1944 г.
14 Административный термин «Большой Берлин» появился 27 апреля 1920 г. в соответствии с законом «Об образовании новой городской общины Берлина», на основе которого столица Веймарской республики была укрупнена присоединением к историческому центру Берлина всех близлежащих областей и посёлков (см.: Geschichte Berlins. Berlin, 2002. Bd. 2. S. 814-824).
15 Сборник действующих договоров... С. 55-56.
на, то особым (или четырёхсторонним16) статусом Берлина стали называть совокупность всех тех решений, которые были выработаны союзниками в ЕКК и в различных устных и письменных договорённостях между СССР и западными державами17.
Вследствие того, что СКС создавался для осуществления верховной власти в Германии на период её оккупации, а также с целью контроля за выполнением Потсдамских соглашений 1945 г., территория Берлина должна была рассматриваться как временно оккупируемая, т.е. до тех пор, пока не прекратится работа союзных контрольных органов.
Советский исследователь В. Высоцкий отмечает, что территориальная принадлежность Берлина к советской зоне являлась основной предпосылкой, из которой исходили стороны при решении вопроса о его статусе18. Именно поэтому ни в одном из соглашений нельзя найти какого-либо упоминания о том, что западные державы будут обладать в городе или в своих секторах верховной властью. Межсоюзные соглашения 1944 - 1945 гг., которые являлись юридической основой пребывания гарнизонов западных держав в своих секторах Берлина, давали этим государствам право лишь на совместное управление городом через специально создаваемую Межсоюзную комендатуру, что предусматривало только административную ответственность их военных властей в западных секторах, но не больше. Данное обстоятельство чётко прописано в статье 7 Соглашения о контрольном механизме в Германии:
а) для совместного управления районом Большого Берлина будет создана Межсоюзническая комендатура в составе трёх комендантов, по одному от каждой державы, назначаемых их главнокомандующими. Межсоюзническая комендатура будет возглавляться главным комендантом, обязанности которого будут выполняться поочерёдно каждым из комендантов.
б) При Межсоюзнической комендатуре из персонала каждой из трёх держав будет создан технический аппарат, структура которого будет отвечать задачам наблюдения и контроля за деятельностью местных органов «Большого Берлина», ведающих его городским хозяйством.
16 1 мая 1945 г. к Соглашению от 14 ноября 1944 г. присоединилось Временное правительство Французской республики, которому в соответствии с решениями Ялтинской конференции 1945 г. выделялись зона оккупации Германии (за счёт зон Англии и США) и сектор оккупации в Берлине (за счёт британского сектора).
17 См.: ВысоцкийВ.Н. Указ. соч. С. 333.
18 См. там же. С. 335.
в) Межсоюзническая комендатура будет действовать под общим руководством Контрольного совета и получать приказы через Комитет по координации19.
В письме английского представителя в ЕКК лорда Стрэнга советскому представителю Ф.Т. Гусеву прямо подтверждалось, что «район Большого Берлина занимается совместно, а Межсоюзная комендатура создаётся только для его административного управления» . Летом 1945 г. вышло распоряжение британской военной администрации относительно сферы действия её законодательства, где в частности, говорилось: «Британский сектор Берлина не входит в неё» .
О том, что западные державы расценивали в 1944 - 1945 гг. Берлин как часть советской зоны оккупации, говорит также то, что ещё в начале 1945 г. Рузвельт обсуждал с Эйзенхауэром предложение отказаться от совместной оккупации Берлина. Центральные же органы управления держав-победительниц предполагалось разместить в специально созданном нейтральном городе на стыке советской, американской и английской зон оккупации Германии в 25 км
т-1 •• 22
к югу от Гёттингена .
Факт принадлежности Берлина к советской зоне был зафиксирован и в совместных четырёхсторонних документах. В приложении „А“ «Демократизация Берлина» к докладу СКС Совету министров иностранных дел, утверждённому на заседаниях 20 и 25 февраля 1947 г., зафиксировано: «Ввиду положения Большого Берлина, который является районом, оккупируемым совместно четырьмя державами (как это изложено в четырёхстороннем соглашении о зонах оккупации Германии), и в то же время является столицей советской зоны оккупации, берлинские центральные органы четырёх партий также служили в качестве центральных органов для партий советской зоны»23.
Советские историки-международники Г. Кириллов и
Ю. Ржевский определяют всю совокупность международных решений 1944 - 1945 гг. как договор о цессии управления (т. е. договорной уступке прав управления), позволявший войскам трёх держав с согласия СССР временно занять часть территории советской зоны оккупации и осуществлять на ней с некоторыми существенными условиями и ограничениями управленческие функции . В соответ-
19 См.: Сборник действующих договоров. С. 64-65.
20 Цит. по: Высоцкий В.Н. Указ. соч. С. 336.
21 Цит. по: Там же. С. 337.
22 См.: Die Welt. 1961. 6 Dec.; Der Spiegel. 1967. № 7. S. 14.
23 Цит. по.: Кириллов Г., Ржевский Ю. Указ. соч. С. 5.
24 См. там же.
ствии с обычными правилами международного права, всякая цессия управления по существу не является цессией в полном смысле этого термина, поскольку цедент - СССР сохранял за собой право на осуществление верховной власти над своей зоной оккупации. Это подтверждается также тем, что железные дороги, проходившие через весь Берлин, метрополитен (Untergrundbahn; U-Bahn), а также городская железная дорога (Stadtbahn; S-Bahn), которая являлась частью общей железнодорожной системы земли Бранденбург, входившей в советскую зону оккупации, находились под управлением советского командования, а позже - властей ГДР.
Таким образом, особый статус Большого Берлина не отрывал город от советской зоны оккупации, а рассматривал его как её составную, неотделимую часть.
В свою очередь, вопрос о доступе западных союзников в Берлин транзитом через советскую зону оккупации никогда не рассматривался на заседаниях ЕКК и не упоминался в официальной дипломатической переписке между союзниками в годы войны. Как западные державы, так и СССР обошли эту проблему стороной. Лорд Стрэнг в своих мемуарах пишет, что «ни британская, ни американская делегации не получали инструкций, чтобы поднять этот вопрос в ходе переговоров о зонах в Германии и секторах в Берлине» . Однако следует отметить, что американский представитель в ЕКК посол Дж. Вайнант, поддержанный своим заместителем Ф. Мосли, неоднократно обращался в Вашингтон с просьбой дать ему полномочия на ведение переговоров о транзите . Более того, как сообщает Мосли, Гусев в неофициальных беседах также часто заверял, что с советской стороны нет никаких препятствий для заключения соглашения о транзитном сообщении через советскую зону оккупации .
Некоторые западные историки (А. Риклин, Х. Кун и др.) высказывают несколько мнений относительно причин такого поведения западных держав: либо это следствие межведомственных нестыковок между государственным департаментом и военным министерством США (военные настаивали на том, что вопрос о доступе в Берлин - это дело их военных, а не дипломатов), либо просто недооценка Верховным командованием политической роли Берлина (генерал Эйзенхауэр в радиограмме Монтгомери незадолго до окончания войны сообщает, что Берлин для него - всего лишь «географическое понятие»), либо нежелание западных держав вообще ставить вопрос о свободном доступе на повестку дня в ЕКК
25 Lord Strang. Op. cit., p. 215.
26 См.:MoselyPh. E. Op. cit. Р.593.
27 См.: Ibid.
из-за боязни возбудить советское недоверие и осложнить тем самым и без того трудные взаимоотношения. Вывод Риклина сводится к тому, что в период от Ялты до Потсдама все мысли государственных мужей были сосредоточены непосредственно на вопросах настоящего дня, связанных с поражением Германии, а всё касавшееся послевоенного планирования рассматривалось как второсте-28
пенное .
Ханс Кун, в свою очередь, приводит более весомый аргумент, указывая, что причины такого поведения надо искать также и в тех разногласиях, которые существовали среди западных союзников в годы войны по поводу вопроса об оккупационных зонах и целях послевоенной политики в Германии и в Европе29.
Такое объяснение кажется наиболее приемлемой, ибо известно, что Черчилль вплоть до весны 1945 г. выступал с критическими замечаниями в адрес правительства США по поводу преждевременного разграничения оккупационных зон в Германии. В телеграмме вице-президенту США Трумэну 1 апреля 1945 г. он писал: «Оккупационные зоны были определены несколько поспешно в Квебеке в сентябре 1944»30.
Для британского правительства основной целью, невзирая на прежде взятые на себя обязательства, было как можно большее продвижение на восток, чтобы линия демаркации между войсками СССР и западных держав проходила в Европе как можно восточнее. По словам специального представителя президента США в Англии Д. Дэвиса, для Черчилля «сохранение позиций Англии в Европе было важнее, чем сохранение мира» . Как отмечает академик А.С. Орлов, «при наступлении на Берлин главную роль играла бы 21-я (английская) группа армий Монтгомери, и взятие Берлина укрепило бы влияние Англии в Европе, тогда как США стремились главенствовать на европейском континенте, ограничив СССР рамками Восточной Европы, потеснив Англию в Западной»32.
Американская сторона понимала стремление Черчилля уменьшить влияние СССР в Европе. Это подтверждается созданием в марте - апреле 1945 г. американскими военными плана по совместному захвату англо-американскими воздушно-десантными вой-
28 См.: RiklinA. Op, cit., S. 33.
29 См.: KuhnH.W. Op. cit. S. 451.
30 Черчилль У. Указ. соч. С. 601.
31 Цит. по.: НиколаевП.А. Политика США, Англии и Франции. С. 84.
32 Орлов A. C. Крушение «Третьего Рейха» // Новая и Новейшая история. 2005. №1. C. 10.
сками Берлина33. Однако американское правительство занимало нерешительную позицию по вопросу нарушения взятых на себя договорённостей. Тот же Черчилль по этому поводу позже указывал в своих мемуарах, что «Вашингтону особенно следовало проявлять большую дальновидность и придерживаться более широких взглядов. Сейчас мы можем представить себе опасный пробел, образовавшийся в промежутке между периодом, когда убывали силы президента Рузвельта и росло понимание вице-президентом Трумэном обширной мировой проблемы. В этот печальный момент один президент не мог действовать, а другой не мог знать, как действовать. Ни военные начальники, ни государственный департамент не
Ґ 34
получали необходимого руководства» .
Ход боевых действий на советско-германском фронте весной 1945 г. показал руководству США нереальность взглядов Черчилля в сложившихся условиях. Но следует отметить, что факт присутствия войск западных союзников на территориях, которые должны были подвергнуться оккупации Красной армией, всё равно продолжал рассматриваться на Западе как предмет торга со стороны США и Великобритании не только за право бесконтрольного и неограниченного доступа западных союзников в свои сектора в Берлине, но и в деле урегулирования дальнейших вопросов по обустройству послевоенной Европы. филипп Мосли позднее признавал, что оккупация заводов Цейса в Иене и ряда крупных предприятий в Саксонии и Тюрингии американскими войсками «давали США хорошую возможность для того, чтобы достичь выгодного урегулирования проблемы транзита в Берлин» . Черчилль же продолжал называть это обстоятельство последним «козырем» .
Таким образом, вопрос о доступе войск западных союзников в Берлин в конце войны и в первые недели после её завершения существовал в тесной связке с вопросом отвода войск западных союзников за демаркационные линии своих зон оккупации Германии.
Некоторые политические деятели, понимая, что без гарантий СССР на право доступа в Берлин в будущем может сложиться нездоровая ситуация с передвижением войск союзников через советскую зону, пытались склонить своё руководство к более активным действиям в этом направлении. Уже после капитуляции Германии, в середине мая 1945 г. Мосли подготовил проект договора о досту-
33 Die Welt. 1966. 22 Marz; Tagesspiegel. 1966. 15 Nov.; Telegraf. 1963. 12 Nov.
34 Черчилль У. Указ. соч. С. 573.
35Mosely Ph. E. Op.cit. S. 603.
36 Черчилль У. Указ. соч. С. 646.
пе в Берлин англо-американских войск, который он передал в Лондоне одному из представителей Ставки союзных экспедиционных войск (БИЛЕР) в Европе. В соответствии с этим проектом или, как его называет Мосли, меморандумом, американское командование намеревалось предложить советскому Верховному командованию предоставить для своих нужд две железнодорожной линии и два автобана между американской и британской зонами оккупации. Содержание и уход за коммуникациями и различными техническими сооружениями (автозаправочные станции, станции техобслуживания, дорожные знаки, мосты и прочее) должны были взять на себя западные союзники. Если же советское командование по тем или иным причинам не сможет предоставить в распоряжение те коммуникации, на которые указали союзники, то оно обязано тотчас же высвободить равнозначные пути сообщения для потребностей западных войск. Мосли рассчитывал, как это видно из приведённого выше его высказывания, что существуют все необходимые предпосылки для заключения такого соглашения37.
Настоятельные требования Черчилля оставлять англоамериканские войска в районах, которые они заняли на момент капитуляции, до тех пор пока представители держав-победительниц не урегулируют все существующие проблемы на предстоящей межсоюзной конференции глав Большой тройки, для американского правительства летом 1945 г. уже были неприемлемыми. Быстрее решить вопрос об отводе англо-американских войск в свои зоны, тем самым параллельно разрешив проблему доступа союзнических войск в Берлин, просили и специальный представитель США в СССР Г. Гопкинс и генерал Эйзенхауэр (в телеграмме от 2 июня 1945 г. Объединённому комитету начальников штабов)39. В частности, Эйзенхауэр указывал, что русские будут требовать отвода американских войск с занятых территорий как условия для начала работы в Берлине Контрольного совета и передачи союзникам секторов в Берлине. Военные круги США, как и Черчилль, продолжали настаивать на том, чтобы вопрос об освобождении занятых территорий и, следовательно, доступе в Берлин и начале работы СКС затягивался как можно дольше, что подтверждается ответной телеграммой Эйзенхауэру от 3 июня 1945 г. В ней Объединённый комитет обязывал его на предстоящей встрече главкомов союзных войск по поводу подписания Декларации о поражении Германии объявить русским, если они поднимут этот вопрос, что данная проблема является военно-технической и должна быть отнесена к во-
37 См.:MoselyPh. E. Op. cit. Р. 603.
38 См.: TrumanH.S. Op. cit. S. 284.
39 См.: Truman H.S. Op. cit. S. 286; Berlin. Quellen... S. 105.
просам, входящим в компетенцию Контрольного совета, который должен был начать работу после того, как войска союзников вступят в Берлин.
Примечательно, что Эйзенхауэр на встрече 5 июня 1945 г., уже после подписания Декларации, попытался первым поднять эту тему, сказав Жукову, что хотел бы оставить в Берлине маленький штаб, который занялся бы разработкой деталей вступления западных войск в город. Как пишет Клей в своих мемуарах, Жуков отклонил эту просьбу, обосновав тем, что не имеет пока из Москвы полномочий вести переговоры на эту тему, но что такое урегулирование в настоящий момент нецелесообразно и сможет состояться только тогда, когда войска будут находиться в тех областях, которые соответственно предусмотрены для оккупации40. Сам же Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» так описывает этот разговор:
«Эйзенхауэр... переходя к делу, сказал:
- Нам придется договориться по целому ряду вопросов, связанных с организацией Контрольного совета и обеспечением наземных коммуникаций через советскую зону в Берлин для персонала США, Англии и Франции.
- Видимо, нужно будет договориться не только о наземных коммуникациях, - ответил я Д. Эйзенхауэру, - придется решить вопросы о порядке полетов в Берлин американской и английской авиации через советскую зону.
На это генерал Спаатс41, откинувшись на спинку стула, небрежно бросил:
- Американская авиация всюду летала и летает без всяких ограничений.
- Через советскую зону ваша авиация летать без ограничений не будет, - ответил я Спаатсу. - Будете летать только в установленных воздушных коридорах.
Тут быстро вмешался Д. Эйзенхауэр и сказал Спаатсу:
40 См.: ClayL.D. Op. cit. S. 37.
41 Спаатс Карл Эндрю (1891-1974) - американский генерал, участник Первой и Второй мировых войн, в июле 1941 командующий военновоздушной армией США в Европе, в ноябре 1941 реорганизовал Союзнические воздушные силы в северной Африке, в феврале 1943 командующий Воздушными силами союзников в Северо-Западной Африке, участник военных компаний в Северной Африке и Сицилии, в январе 1944 командующий стратегическими воздушными силами в Европе, в июле 1945 командующий стратегическими воздушными силами в Тихом океане, командовал атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.
- Я не поручал вам так ставить вопрос о полетах авиации. А затем, обратившись ко мне, заметил:
- Сейчас я приехал к вам, господин маршал, только с тем, чтобы лично познакомиться, а деловые вопросы решим тогда, когда организуем Контрольный совет.
- Думаю, что мы с вами, как старые солдаты, найдем общий язык и будем дружно работать, - ответил я. - А сейчас я хотел бы просить вас только об одном: быстрее вывести американские войска из Тюрингии, которая, согласно договоренности на Крымской конференции между главами правительств союзников, должна оккупироваться только советскими войсками.
- Я согласен с вами и буду на этом настаивать, - ответил Д. Эйзенхауэр.
Я не хотел расспрашивать его, перед кем он будет настаивать. Для меня было ясно, что этот вопрос упирается в большую политику, вернее - в Черчилля и Трумэна» .
Промедление в действиях англичан и американцев могло не только осложнить дальнейшую работу СКС ещё до созыва Потсдамской конференции и решения существующих проблем43, но и быть расценено мировой общественностью как попытка развала союзнических договорённостей. Общественное мнение, по словам американского историка Дж. Смита, «просто не потерпело бы в то время поломки этих соглашений»44.
В период с 8 по 12 июня 1945 г. Трумэн принял решение о начале отвода американских войск из советской зоны оккупации при условии одновременного вступления западных гарнизонов в Берлин . В письме от 12 июня Черчиллю он извещает последнего
об этом решении, заявляя, что трехстороннее соглашение об оккупации Германии делает невозможной отсрочку отвода американских войск из советской зоны для того, чтобы добиться урегулирования других вопросов. Такая отсрочка причинила бы ущерб отношениям с Советским Союзом ещё до конференции глав трёх дер-
42 Жуков Г К. Указ. соч. С. 360-361.
43 На Ялтинской конференции было принято «Соглашение трёх великих держав по вопросам Дальнего Востока», в котором предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. Для США, в отличие от Британии, была крайне необходима помощь СССР в разгроме Японии, так как для полного поражения последней США вынуждены были бы потратить колоссальные людские и материальные ресурсы, затянув тем самым войну ещё на 1-2 года.
4 Smith J.E. Op. cit. Р. 59.
45 См.: Truman H.S. Op. cit. S. 286.
жав. В документе также отмечалось, что необходимо немедленно отдать приказ всем американским войскам начать отход 21 июня. Командующие должны были договориться об одновременной оккупации Берлина и о свободном движении туда и оттуда американских вооруженных сил по шоссейным и железным дорогам и по воздуху из Франкфурта46.
В ответном письме 14 июня Черчилль писал, что вынужден согласиться и присоединиться к американским действиям и отдаст необходимые директивы . Таким образом, западные державы пришли к необходимой договорённости по поводу решения вопроса о доступе своих войск в Берлин. Использовать возможность давления на Советский Союз в целях более выгодного для себя решения транзитного вопроса посредством присутствия своих войск на территориях, которые должен был оккупировать Советский Союз, не удалось. Лорд Стрэнг через одиннадцать лет написал, что «возможность для такого соглашения существовала тогда и, может быть, только тогда. Было также ошибкой не позаботиться об установлении доступа в Берлин в протоколе ЕКК»48.
Советская сторона, как это следует из ответа Сталина 17 ию-ня49 на телеграммы Трумэна50 и Черчилля51 от 15 июня, в которых они заявляли о начале отхода своих войск и просили о предоставлении им маршрутов для свободного передвижения их гарнизонов в Берлин и обратно по воздуху, железным дорогам и автомобильным шоссе, была готова предоставить им необходимые коммуникации своей зоны без каких-либо особых задержек. Правда, Сталин попросил отложить отход англо-американских войск и вступление в Берлин на десять дней из-за того, что Жуков и командующие фронтами отбывали 19 июня в Москву на сессию Верховного Совета, а также для организации парада Победы и участия в нём 24 июня. Сталин указал, что они смогут вернуться в Берлин только 28 -30 июня. К тому же, отметил он, работы по разминированию в Берлине еще не окончены и могут быть завершены только к концу месяца. Сталин предложил начать все мероприятия 1 июля52.
Обмен телеграммами 12 - 17 июня 1945 г. между главами держав был первым официально зарегистрированным свидетельст-
46 См.: Truman H.S. Op. cit. S. 286; Черчилль У. Указ. соч. С. 648.
47 См.: Черчилль У. Указ. соч. С. 648.
48 Lord Strang. Op. cit., p. 217.
49 См.: Переписка Председателя Совета министров СССР. T.1. С. 423; T. 2. С. 264.
50 См. там же. T.2. С. 262.
51 См. там же. T.1. С. 421-422.
52 См. там же. T.1. С. 423; T. 2. С. 264.
вом постановки вопроса о транзите западных союзников в Берлин. На основе этих межправительственных договорённостей в дальнейшем стали вестись более конкретные обсуждения данного вопроса.
Двадцать седьмого июня 1945 г. глава военной миссии США в Москве генерал Дин сообщил в Ставку союзных экспедиционных войск, что Жуков получил полномочия вести с западными представителями переговоры о перемещении войск союзников .
С этой целью 29 июня 1945 г. в Берлине произошла официальная встреча представителей Союзного верховного командования, на которой стороны договорились о временном урегулировании вопроса доступа в Берлин западных войск. К сожалению, во время этих очень важных для будущего транзита обсуждений не велось никакого письменного протокола как с западной стороны, так и с советской. Единственными официальными источниками об этой встрече являются Сообщение политического советника военной администрации США в Германии Р. Мэрфи от 30 июня 1945 г. правительству54 и официальная телеграмма заместителя главы американской военной администрации генерал-лейтенанта Л. Клея55 от 29 июня. Ход встречи и рассматриваемые на ней проблемы, можно также реконструировать по мемуарам фельдмаршала Монтгомери, Клея и лорда Стрэнга , а также устным воспоминаниям некоторых американских военных, которые вошли в сборник «Бумаги генерала Клея»57, вышедший в 1974 г. под редакцией Дж. Смита.
Следует обратить внимание на уровень формата встречи: с советской стороны - главноначальствующий СВАГ Г. К. Жуков, с американской и английской только заместители военных руководителей своих зон - соответственно Клей и генерал Викс. Клей сопровождался Мэрфи и генералом Флойдом Парксом, Викс - политическим советником лордом Стрэнгом.
Западные представители, скорее всего руководствуясь майским проектом Мосли, выдвинули требование «абсолютной необ-
53 См.: KuhnH.W. Op. cit. S. 455.
54 См. текст Сообщения в: Berlin. Quellen. S. 110-113.
55 См.: ClayL.D. Op. cit., S.40; Berlin. Quellen... S.114.
56 См.: Montgomery B. Op. cit. S.431-432; Clay L.D. Op. cit. S. 39-42; Lord Strang. Op. cit. Р. 2.
5 См.: The Papers of General Lucius D. Clay. Р. 29-35.
58 Советская военная администрация в Германии (СВАГ) была образована после подписания Сталиным 6 июня 1945 г. соответствующего постановления СНК.
ходимости»59 свободного и беспрепятственного доступа в Берлин. Советская сторона пошла на удовлетворение требований западных союзников. Участники встречи вспоминают, что Жуков заявил: «Чем быстрее будет отход (западных войск в свои зоны. - В.Б ), тем быстрее произойдёт вступление в Берлин» . Косвенные упоминания в мемуарах и в Сообщении Мэрфи, а также приведённый выше отрывок воспоминаний Жукова, позволяют сделать вывод, что позиция советских представителей базировалась на констатации факта принадлежности СВАГ всех путей сообщения в пределах советской зоны оккупации. Монтгомери отмечает, что «ответственность за уход и контроль (за коммуникациями. — В.Б.) остаётся за русскими». На то же самое указывает и Мэрфи: «...Движение должно регулироваться русской контрольной полицией » . Жуков дал согласие на то, чтобы все транспорты союзников были свободны от пограничного и таможенного контроля, но в дальнейшем он заявил, что эти вопросы «должны быть переданы на рассмотрение в Контрольный Совет». С такой постановкой вопроса согласились все участники встречи. Следовательно, эти соглашения носили временный характер; полное отсутствие какого-либо контроля со стороны советских органов также являлось временной мерой и было необходимо только для первоначальных мероприятий по расположению союзников в Берлине летом 1945 г. На основе воспоминаний Клея также можно сделать вывод о том, что коммуникации, выделенные советской стороной исключительно для нужд гарнизонов, должны были использоваться «в соответствии с теми же правилами контроля, которые советская военная администрация ввела для своих соб-
^ 63
ственных войск» .
Таким образом, СССР, обладая всеми юридическими правами на коммуникациях в пределах своей зоны оккупации, имел полное право в целях обеспечения безопасности своей зоны и отстаивания собственных геополитических и стратегических интересов в Германии вводить различные ограничительные и защитные мероприятия любого характера на этих коммуникациях.
Следовательно, на встрече 29 июня 1945 г. был установлен (и существовал в дальнейшем) разрешительный порядок транзита. Сам факт испрашивания у главноначальствующего СВАГ разрешения на использование определённых трасс подтверждает это. Изна-
59 Montgomery B. Op. cit. S. 432.
60 The Papers of General Lucius D. Clay. Р. 29.
61 Так в первоисточнике. Скорее всего, имеются в виду батальоны военных автодорожных регулировщиков.
62 Berlin. Quellen. S. 112.
63 Clay L.D. Op. cit. S.40.
чально союзники запросили разрешение на выделение им трёх железнодорожных линий и двух автотрасс. Жуков отклонил эти просьбы, объяснив отказ тем, что советские войска сами нуждаются в данных коммуникациях, так как необходимо перевозить демобилизующихся солдат . Взамен Жуков предложил иной план. В итоге советское командование согласилось предоставить возможность использовать для перевозок персонала и грузов военной администрации и гарнизонов трёх западных держав следующие коммуникации: одну железную дорогу и один автобан общим сообщением Берлин - Мариенборн (советская зона) / Хелмштедт (британская зона), а также две воздушные трассы Берлин — Магдебург — Франкфурт-на-Майне . Причём советская сторона потребовала извещать её за час до авиарейса, что ещё раз подтверждает разрешительный характер транзита союзников через советскую зону. Водные пути, посредством систем каналов и рек Хафель — Одер, западными союзниками в качестве коммуникаций не испрашивались.
Тот факт, что обе стороны встречи отталкивались именно от такого принципа будущего транзита, иллюстрирует незначительный инцидент, произошедший ещё до этой встречи.
Восемнадцатого июня в район Потсдам — Бабельсберг для осмотра и приема помещений для будущей Потсдамской конференции, а также для рекогносцировки путей сообщения и окрестностей Берлина, командованием западных союзников были посланы, как пишет Клей, «несколько небольших подразделений» общей численностью в 500 человек . Решение о посылке этих подразделений основывалось на обмене телеграммами между Сталиным и Черчиллем 17-18 июня . Скорее всего, западное командование изначально, ещё до отправки этих групп, не согласовало количество военного персонала, который посылался в Потсдам и Берлин. На пограничном мосту через Эльбу в районе г. Дессау группы были остановлены советскими патрулями, которые потребовали от их командира полковника Хоули уменьшить число военнослужащих.
64 После окончания в мае 1945 г. боевых действий, в районе демаркационной линии западнее Берлина (разграничивавшей силы СССР и англоамериканских войск) и проходивших там железнодорожных и автомобильных трасс находились крупные соединения бывшего 1-го и 2-го Белорусского фронтов, что составляло не менее шести общевойсковых армий. Именно этим частям и были необходимы наземные коммуникации в связи с начавшейся в июне 1945 г. массовой демобилизацией советских военнослужащих.
65 См.: Berlin. Quellen. S. 112—113.
66 См.: ClayL.D. Op. cit. S. 45.
67 Переписка Председателя Совета министров СССР. T. 1. С. 425.
68 Полковник Фрэнк Хоули (Frank Howley) с июля 1945 г. по декабрь 1947 г. являлся заместителем военного коменданта американского сектора
Хоули после длительных споров с советскими офицерами вынужден был подчиниться, оставив 212 человек. Клей в своих мемуарах указывает, что «откуда взялись эти цифры... до сих пор остаётся неизвестным» . Однако он не мог не знать, откуда эти цифры появились на самом деле, так как генерал-майор Ф. Паркс, находящийся в районе Потсдам — Бабельсберг при советском штабе по организации конференции, в своём рапорте от 22/23 июня 1945 г. написал: «Я попросил генерала Круглова пропустить только согласованное число (военных. - В.Б.)» . Иными словами, советское командование разрешило определённому числу американских военных воспользоваться транзитными путями, на основании чего команды под надзором советских офицеров двинулись дальше.
Таким образом, принцип разрешительного порядка транзита, положенный в основу всех дальнейших договорённостей, явился базисом для более конкретного юридического закрепления всех форм перемещения контингентов западных войск в Берлин.
Англо-американские мотопехотные подразделения вступили в Берлин 1—4 июля 1945 г. В эти же дни западное командование вывело все свои войска с территорий Саксонии, Тюрингии и из западной части Мекленбурга. Французские подразделения вошли в город 12 августа 1945 г. Началась четырёхсторонняя оккупация Берлина.
В дальнейшем порядок использования коммуникаций между Берлином и западными зонами регулировался с согласия советской стороны путём соответствующих соглашений в рамках СКС и его органов, которые приняли в первый период оккупации Германии ряд решений, конкретизировавших договорённость военных представителей держав от 29 июня 1945 г.
Решения по различным транспортным проблемам принимались в зависимости от технической сложности осуществления того или иного вида перевозок. Поэтому, например, вопросы, связанные с союзническими автоперевозками почти не обсуждались, ибо не представляли сложного технического процесса и не нуждались в серьёзном логистическом решении, в отличие от железнодорожных перевозок или, например, авиасообщения, которое требовало при-
Берлина. С 1 ноября 1947 г. комендант американского сектора в чине бригадного генерала.
69 Clay L.D. Op. cit. S. 46.
70 Генерал-полковник С.Н. Круглов (1907—1977), будущий нарком и министр внутренних дел, будучи в должности командующего войсками НКВД летом 1945 г. руководил в Германии мероприятиями по подготовке и охране Потсдамской конференции.
71 Цит. по.: Gôrner G. Op.cit. S. 88.
влечения большого количества специалистов и, соответственно, больших юридических оснований.
Автомобильное сообщение в соответствии с соглашением от 29 июня 1945 г., как указывалось выше, осуществлялось по автотрассе Берлин - Магдебург - Мариенборн (советская зона) / Хел-мштедт (британская зона)72. Эта трасса использовалась как для нужд гарнизонов западных держав, так и для аккредитованных в Берлине при Контрольном совете военных миссий стран, входивших в состав Объединённых Наций в годы войны. Несколько позже трасса была оборудована автозаправочными станциями и станциями техобслуживания. Шоссе находилось под контролем советских военных дорожно-постовых служб. Вплоть до 1951 г. американцы также предпринимали патрульные поездки вдоль этого автобана73. Соглашения от 29 июня были подтверждены Координационным комитетом СКС директивой «O материальной помощи немецким автомобильным дорогам» от 7 февраля 1946 г. . Пункт N 2 этой директивы гласит, что уход за состоянием всех дорог, включая автобаны, входит в компетенцию тех оккупационных зон, по территории которых они пролегают.
Вопросы, связанные с железнодорожными перевозками союзников, после месячных консультаций в августе 1945 г. были решены и юридически закреплены на пятом заседании Контрольного совета 10 сентября 1945 г. . На этом заседании подтверждалось решение Транспортного директората о количестве поездов, которые должны были следовать из западных зон в Берлин и обратно. Для сугубо военных нужд трёх западных гарнизонов предусматривалось три поезда в день, по одному на каждый оккупационный сектор, но так как западные державы брали на себя обязанность снабжать углём и продуктами питания не только свои гарнизоны, но и гражданское население, количество поездов было увеличено до 16 в день, причём на доставку только одного угля требова-
72 Между городками Хелмштедт и Мариенборн в районе демаркационной линии между британской и советской оккупационными зонами находился крупный КПП, совместно контролируемый представителями оккупационных держав.
73 См.: Wetzlaugk U. Op. cit. S. 269.
74 СКС состоял из различных директоратов, которые, в свою очередь, состояли из комитетов и подкомитетов, рассматривавших те или иные политические, общественные и технические проблемы. Связь между Контрольным советом и директоратами, так же как и с Межсоюзной комендатурой, осуществлялась посредством Координационного комитета (Coordinating Commitee).
7 См.: KuhnH.W. Op. cit. S. 457.
76 См.: Berlin. Quellen... S. 167-169.
лось 8 поездов (половина всех наземных перевозок). Для союзников выделялось два одноколейных перегона: для гружёных поездов, следующих из западных зон в Берлин (Хелмштедт - Магдебург -Берлин), и для пустых, возвращающихся обратно (Берлин - Стендаль - Ганновер). В пункте 4 решения Транспортного директората зафиксировано, что все 16 поездов «находятся под русским контролем и наблюдением». В Хелмштедте предусматривалась замена локомотивов на советские для поездов, следующих в восточном направлении. В документе также подчёркивалось, что такое решение вопроса «имеет достаточно возможностей для того, чтобы удовлетворить будущие потребности».
В целый комплекс обсуждений и соглашений вылилось урегулирование вопроса, связанного с воздушным сообщением, которое продолжалось с ноября 1945 г. по февраль 1947 г. Именно вокруг этого вопроса разгорелись жаркие прения, обозначившие вектор будущего расхождения между союзниками в Контрольных органах. Они чётко показали постепенное превращение вопроса о транзитном доступе в Берлин из сугубо организационнотехнического в политический. Необходимо отметить: советская сторона во время этих и последующих обсуждений в контрольных органах всегда руководствовалась той точкой зрения, что существует строгое разграничение между полётами для обеспечения нужд оккупационных гарнизонов в Берлине и полётами, которые нужны для межгосударственных гражданских транзитных сообщений, в отличие от западных союзников, которые стремились уравнять или объединить эти два вида воздушных перевозок.
Авиация западных гарнизонов базировалась на аэродромах Темпельхоф (американский сектор), Гатов (английский сектор) и Тегель (французский сектор; аэродром вступил в эксплуатацию в 1948-1949 гг.).
Осенью 1945 г., после подробного изучения данной проблемы техническими органами Контрольного совета (Авиационным комитетом Воздушного директората), было принято решение создать систему воздушных коридоров для авиаперевозок союзников. На заседании Воздушного директората (приблизительно в промежутке между 22 и 27 ноября 1945 г.) было обсуждено сообщение Авиакомитета «О создании воздушных коридоров» от 22 ноября 1945 г., которое предусматривало создание шести авиатрасс: три трассы сообщением западные зоны - Берлин, а остальные - Берлин -Варшава, Берлин - Прага и Берлин - Копенгаген. При этом английский представитель маршал авиации Х.Е.П. Уиглсворт указал, что необходимо внести в проект, который будет направлен в Координационный комитет, предложение о создании седьмого коридора
Бюкеберг (Ганновер) - Прага, минуя Берлин, а также предоставить полную свободу для полётов в ограниченном линиями коридоров пространстве, что фактически означало бы бесконтрольные полёты над всей западной половиной советской зоны оккупации. Данное предложение, естественно, было неприемлемым для СССР. Такая позиция английского представителя, перекликавшaяся с заявлением генералa Спаатса Жукову 5 июня 1945 г. и поддержанная американским и французским делегатами , легла в основу всех дальнейших предложений западной стороны относительно воздушных коридоров. Советский представитель Герой Советского Союза генерал-лейтенант Т.Ф. Куцевалов (одновременно начальник отдела ВВС СВАГ с 1945 по 1947 г.) отклонил эти предложения, указав, что для обеспечения военных нужд западных гарнизонов достаточно трёх коридоров, связывающих Берлин с западными зонами. Относительно трёх других и предполагаемого седьмого он заявил, что «они являются коридорами для обычного внутригосударственного сообщения и не связаны никоим образом с удовлетворением потребностей оккупационных сил в Берлине, и поэтому вопрос об их создании может быть обсуждён Воздушным директоратом только на основе решения высших органов власти». Именно такая концепция создания воздушных коридоров была зафиксирована на 23-м заседании Координационного комитета 27 ноября 1945 г. и положена в основу Сообщения Контрольному совету, где, в частности, указывалось, что вопрос о создании дополнительных коридоров «не входит в его (Контрольного совета. - В.Б.) компетенцию и должен быть решён на уровне правительств».
Тридцатого ноября 1945 г. на 13-м заседании СКС было решено утвердить создание следующих воздушных коридоров:
- Берлин - Гамбург (английская оккупационная зона);
- Берлин - Бюкеберг (аэродром рядом с Ганновером в английской оккупационной зоне);
- Берлин - Франкфурт-на-Майне (американская оккупационная зона).
Каждый коридор имел ширину 20 английских миль (32 км).
На этом заседании Монтгомери выразил надежду, что вопрос о создании прочих воздушных путей будет решён советской стороной быстро. Жуков ответил, что они будут открыты своевременно.
В последующем западные державы систематически увязывали вопрос о воздушном транзите для своих собственных нужд в западные секторы Берлина с вопросом о праве свободных полётов в гражданских целях (почта, торговый фрахт, пассажирские перевоз-
77 Генерал-майор Р.В. Харпер (R.W. Harper).
78 Дивизионный генерал К. Де Севин (X. De Sevin).
ки и пр.), ссылаясь на то, что для этих целей недостаточно тех трёх коридоров, которые выделила им советская сторона. Причём в своих официальных предложениях западные державы никогда не учитывали то обстоятельство, что воздушные коридоры выделялись им только в военных целях, для снабжения своих гарнизонов на период их пребывания в западных секторах Берлина, т. е. до тех пор, пока с окончанием работы Союзных контрольных органов в Германии не отпадёт надобность в четырёхстороннем административном управлении городом.
Упомянутые вопросы поднимались американским представителем на заседаниях Координационного комитета 6 марта 1946 г. и Воздушного директората 30 апреля 1946 г. . Советская делегация отклонила все требования западных держав, заявив, что «существующая система воздушных путей над советской оккупационной зоной Германии вполне достаточна не только для того чтобы удовлетворить потребности союзнических войск в секторах Большого Берлина, но и даже для того, чтобы выполнить успешно все союзнические транспортные перевозки торговых грузов, несмотря на их объём».
Существенным шагом в плане решения технических проблем обеспечения полётов союзников и юридического оформления системы авиасообщения было издание Воздушным директоратом обобщающей инструкции «О полётах в Берлинской контрольной зоне и в воздушных коридорах»80 от 22 октября 1946 г. В ней окончательно закреплялась система коридоров и принципы регулирования взлётно-посадочных процессов воздушных судов, фиксировалось географическое положение Берлинской контрольной зоны (последняя определялась как пространство между землёй и воздушным потолком в 3000 м в радиусе 32 км от здания заседаний СКС в берлинском районе Шёнеберг, американский сектор), а также окончательно описывалась цель создания Центра воздушной безопасности81 . Данная инструкция значительно повысила эффективность использования воздушных путей сообщения. Однако то, что с технической точки зрения было урегулировано довольно просто, с политической потребовало ещё некоторого времени.
79 Тексты заявлений американского представителя см. в: Berlin. Quellen. S. 181-182; Dokumente zur Berlin-Frage: 1944-1966.
80 Текст инструкции см.: Berlin. Quellen. S. 183-193.
81 Центр воздушной безопасности (Berlin Air Safetly Center; BASC), учреждённый в феврале 1946 г., находился в здании СКС. В нём работали офицеры ВВС четырёх держав в течение всего периода пребывания западных гарнизонов в Берлине.
Попытки западных держав поднять вопрос о праве свободного доступа любых воздушных судов фактически над половиной территории советской оккупационной зоны продолжались до тех пор, пока советская делегация не была вынуждена выступить с заявлением на заседании Контрольного совета 5 февраля 1947 г. В этом заявлении советские представители ещё раз обосновали свою позицию, касающуюся создания дополнительных воздушных коридоров, сказав, что «все полёты воздушных судов союзнических и дружественных наций из Берлина в другие направления над советской оккупационной зоной Германии имели место только после того, как советские военные власти выдавали специальные разрешения; относительно этих полётов жалоб со стороны правительств союзников и дружественных наций не поступало». Из этого вытекало, что все согласованные до этого решения «в полном объёме удовлетворяют потребностям в воздушных перевозках союзнических оккупационных властей на нынешней стадии оккупационного режима в Германии», а следовательно, «предложения американской, британской и французской делегаций о “свободе воздушного сообщения в Германии” и “установлении особых предпосылок на четырёхсторонней основе для учреждения и управления гражданским воздушным сообщением для других наций в Германии” на этой стадии оккупационного режима в Германии являются нецелесообразными и преждевременными». Советские делегаты заявили, что подобные решения будут рассматриваться только тогда, когда союзные правительства придут к общему решению (по Германии.
— В.Б.) и когда СКС получит об этом особые указания.
Таким образом, после этого выступления данный вопрос был снят с повестки дня, а проблема воздушного сообщения фактически решена.
В итоге в результате полуторогодичной работы военных специалистов четырёх держав были не только заложены юридические основы, но и решены почти все детали организационнотехнической стороны транзитной проблемы. Однако относительно успешная работа Транспортного и Воздушного директоратов Контрольного совета выявила также и основные проблемные места в данном вопросе, которые чуть позже были использованы Великими державами в качестве рычага для нагнетания кризисных ситуаций вокруг Берлина, тем самым превратив город в их постоянный источник.
Впервые советские оккупационные органы воспользовались правом на защиту интересов своей зоны весной 1948 г., когда полный отказ от выполнения Потсдамских соглашений западными державами, особенно США, проявил их основные цели и задачи в
германской политике, направленные не только на раскол Германии и Берлина, но и на постепенное давление на геополитические интересы СССР, который из оккупируемых им территорий пытался создать своеобразный «пояс безопасности» против новой угрозы с Запада и для предотвращения образования новой враждебной коалиции западноевропейских государств82. Выхолащивание сути денацификации, постепенное прекращение демилитаризации и демонополизации западных зон, образование Бизонии и демонстративный путь на строительство без ведома СССР западногерманского государства вынудили советское правительство, понимавшее, к чему могут в будущем привести данные политико-экономические процессы, начать проведение чётко спланированных акций на коммуникациях как метод контрдавления на западные державы. Западные союзники, провоцируя СССР на расстройство контрольного механизма управления Германией, вывозили из Берлина крупными объёмами ценное оборудование и сырьё, а также незаконно провозили из западных зон в западные сектора Берлина лиц, не имевших на то разрешения, тем самым злоупотребляя своим правом свободного доступа в Берлин. К тому же, многие западные военные сотрудники, работавшие на транзитных коммуникациях, занимались открытой шпионской деятельностью, устанавливая контакты Берлинской оперативной базы с советскими служащими.
Протест советского правительства против односторонних действий западных держав и Лондонского совещания в феврале -марте 1948 г. США, Великобритании и Франции пробрёл весной
1948 г. жёсткие формы. Решение о давлении на западные державы посредством нажима на их гарнизоны в городе и средства коммуникации с Берлином было принято ещё осенью 1947 г. Довольно чётко сформулировал эту позицию советского правительства Гусев в письме Молотову от 17 октября 1947 г.: «Присутствие англичан и американцев в зоне Большого Берлина даёт для них не только информацию о положении в советской зоне, но и возможность через свои сектора... оказывать то или иное влияние на население советской зоны оккупации. Такой возможности в отношении западных зон советская администрация в Германии не имеет... Если
82 См.: Очерки истории МИД России. Т. 2: 1917 - 2002 гг. М., 2002. С. 341.
83 Берлинская оперативная база (БОБ) — подразделение германского отдела разведывательного учреждения США УСС (Управления стратегических служб), а позже ЦРУ, в Берлине. БОБ была образована в июне 1945 г. А. Даллесом. См.: Бейли Дж., Кондрашев С., Мерфи Д. Поле битвы — Берлин. М., 2002. С. 8, 18.
американцы и англичане... не пойдут на удовлетворение вполне законных требований Советского Союза... то, может быть, Советскому Союзу придётся поставить вопрос об упразднении зоны Большого Берлина и об объявлении всей этой территории частью советской зоны. Конечно, это крайняя мера и прибегать к её применению можно лишь тогда, когда не будет никаких надежд на со-
84
глашение» .
Двадцать пятого марта 1948 г. Главноначальствующий СВАГ маршал В.Д. Соколовский издал секретный приказ № 002 «Об усилении охраны и контроля на демаркационной линии советской зоны оккупации Германии» , который устанавливал с 1 апреля новый порядок контроля за передвижением людей и грузов через советскую зону. С этого времени начинается активная политика транспортных ограничений СВАГ на коммуникациях западных союзников. Крупные акции советских органов по полному перекрытию сухопутных трасс с июня 1948 г. по май 1949, получившие название «берлинской блокады»86, к сожалению, не смогли заставить западные державы отказаться от своих планов.
В ответ на действия СССР западные державы выдвинули тезис о полном праве их доступа в Берлин. Данное обстоятельство никогда и не оспаривалось советской стороной87, однако активное муссирование в прессе такой установки как в период кризиса 1948-
1949 гг., так и в последующие годы, вплоть до Четырёхсторонних соглашений 1971-1972 гг., создало и в общественном сознании, и в
84 СССР и германский вопрос 1941-1949... T. 3. С. 512.
85 См. там же. С. 785. Сам текст приказа пока не опубликован.
86 По сути, это была пропагандистская самоблокада западных гарнизонов, так как СССР объявил о снабжении населения западных секторов города всем необходимым продовольствием. Западные державы, наоборот, запретили получать жителям своих секторов Берлина продукты в восточном секторе, раздув в СМИ тезис об опасности голодной смерти для граждан города со стороны Советов и об их спасении с помощью так называемого «воздушного моста». Воздушные коридоры, по которым западные державы снабжали свои гарнизоны всем необходимым, в основном углём, СВАГ не закрывал, что говорит не о военных планах СССР по отношению к западным союзникам, а о политическом давлении такими средствами. См.: Keiderling G. Op. cit. S. 100-101, 137-147.
Это доказывается позицией представителей СССР на встрече в Нью-Йорке 4 мая 1949 г. и на 6-й сессии СМИД в Париже в мае - июне 1949 г., где было подтверждено, что оккупационные власти, каждая в своей зоне, будут обязаны принимать необходимые меры для обеспечения нормального функционирования и использования железнодорожного, водного и дорожного транспорта.
научно-популярной литературе образ некой «проблемы доступа» в Западный Берлин. Опираясь на факт отсутствия единого нормативно-правового акта, детально оговаривающего права и обязанности сторон при осуществлении транзитного сообщения, западная сторона неоднократно заявляла о неправомерности действий СССР в особо острые периоды «холодной войны». Яркий пример - меморандум правительства США от 31 декабря 1958 г., в котором говорилось, что право доступа трёх западных держав в Берлин является неотъемлемым коррелятом их оккупационного права и что Советский Союз не оформлял им права на доступ в Берлин. Однако следует отметить, что именно СССР, как было показано, предоставил западным державам право использовать коммуникации своей зоны, сохраняя при этом за собой полное юридическое право на регулирование передвижений на данных путях сообщения, что не должно было вообще вызывать возражений в периоды обострений «холодной войны», так как и западные страны, и СССР, отстаивая свои геополитические интересы, могли применять различные охранные мероприятия. Необходимо также отметить, что американские военные провоцировали советское командование на принятие соответствующих обстановке мер контроля за действиями своей разведывательной авиации. С 1950 по 1983 г. советские летчики сбили или принудили к посадке 27 американских разведывательных самолетов. Еще 60 были атакованы. Это при том, что не известно ни одного случая воздушной разведки советскими самолетами непосредственно территории стран НАТО (т. е. нахождения в их воздушном пространстве). В различных авиаинцидентах погибло минимум 139 иностранных военнослужащих.
До 1955 г. весь контроль за сухопутными коммуникациями западных держав между ФРГ и Западным Берлином осуществлялся Советским Союзом. Двадцатого октября 1955 г. был заключён Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и ГДР, определяющий условия пребывания советских войск в Германии. Все функции охраны и контроля на границах ГДР, на внешнем обводе Большого Берлина, а также на проходящих по территории ГДР коммуникациях между ФРГ и Берлином передавались органам ГДР. Повторно были подтверждены сухопутные и воздушные линии сообщения, созданные в первые послевоенные годы. Однако контроль за передвижениями между ФРГ и Западным Берлином воинского персонала и грузов оставался за командованием Группы советских войск в Германии (ГСВГ). Данное обстоятельство нашло своё отражение также в переписке между заместителем председателя Совета министров министра иностранных дел ГДР Лотара Больца и заместителя министра иностранных дел СССР В. А. Зорина от 20
сентября 1955 г., а также в сообщении «Об охране и контроле государственной границы ГДР» председателя Совета министров ГДР О. Гротеволя от 9 декабря 1955 г.88
Берлинской кризис 1961 г. и возведение Берлинской стены не сказались на военном транзите. Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину от 1971—1972 гг. касалось только вопросов, связанных с окончательным урегулированием гражданского передвижения и транзита, но не затрагивало передвижения гарнизонов западных держав. Это соглашение, как и ряд других, приведших к «разрядке» в Европе в 1970-е гг., успокоило общую обстановку вокруг Берлина и сняло с повестки дня вопросы, связанные с особыми правами западных держав на доступ в Западный Берлин, что лишний раз подтвердило политическую, а не юридическую подоплеку поднятия «проблемы доступа», так как при совершенствовании технического оснащения западных гарнизонов в 1970—1980-е гг. и, соответственно, возрастании их потребностей предоставленные Советским Союзом ещё в 1945 г. пути сообщения эксплуатировались без каких-либо осложнений, хотя в 1980-е гг. западноберлинские гарнизоны насчитывали приблизительно 11 тыс. человек. В Западном Берлине находилось 75 единиц бронетехники (22 американских танка М-60, 6 155-миллиметровых дальнобойных гаубичных самоходок, 14 английских и 33 французских АМХ-13 и АМХ-30)89.
Таким образом, систему решений, касавшихся военного транзитного сообщения западных держав и принятых в 1945—1947 гг. союзными органами, можно характеризовать как единую нормативно-правовую систему, определявшую функционирование транзитных коммуникаций на суше и в воздухе. Несогласованный характер общего управления Германией и распад союзных контрольных органов вследствие начавшейся «холодной войны» обусловил и отсутствие подобного единого сводного документа, что явилось основой для использования данного обстоятельства в политических целях. Резюмируя, можно констатировать отсутствие «проблемы доступа», но наличие политического вопроса о транзитном сообщении в период 1948—1971/72 гг.
Беспалов Владимир Александрович - аспирант кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта.
88 Тексты писем и сообщения см. в: Dokumentation zur Westberlinfrage... S. 70—72.
89 См.: Alle Macht geht vom Stadtkommandanten aus... S. 20.