Научная статья на тему 'Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945-1949 годы'

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945-1949 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3271
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ГЕРМАНИИ / SOVIET OCCUPATION POLICY IN GERMANY / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ECONOMIC REFORMS / СОВЕТСКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ЗОНА ГЕРМАНИИ / SOVIET OCCUPATION ZONE OF GERMANY / ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ГДР) / GERMAN DEMOCRATIC REPUBLIC (GDR)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болдырев Роман Юрьевич

В статье рассматривается опыт экономических реформ, проводимых Советской военной администрацией в Германии после Второй мировой войны. Анализируются цели, задачи и особенности реформ в области национализации и реструктуризации промышленности, сельского хозяйства, налогов, финансов и денежного обращения, торговли и снабжения. Делаются выводы об особенностях и о границах перехода к советской модели развития («советизации») в области экономики на территории Советской оккупационной зоны в Германии в 1945-1949 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Reforms in Soviet Occupation Zone of Germany, 1945-1949

The experience of the economic reforms undertaken by the Soviet Military Administration in Germany after the Second World War is presented in the article. Goals, objectives and characteristics of the reforms in the field of nationalization and restructuring of the industry, agriculture, taxes, financial and monetary circulation, trade and logistics are being analyzed. Conclusions about the features and limits of the transformation to the Soviet development model ("Sovietization") in the economic area at the territory of the Soviet occupation zone in Germany during the period of 1945-1949 years are made.

Текст научной работы на тему «Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945-1949 годы»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА вчера сегодня завтра

УДК 355.355(47+57:430.2)(091)»1945/1949» (045)

Р.Ю. Болдырев

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

В статье рассматривается опыт экономических реформ, проводимых Советской военной администрацией в Германии после Второй мировой войны. Анализируются цели, задачи и особенности реформ в области национализации и реструктуризации промышленности, сельского хозяйства, налогов, финансов и денежного обращения, торговли и снабжения. Делаются выводы об особенностях и о границах перехода к советской модели развития («советизации») в области экономики на территории Советской оккупационной зоны в Германии в 1945—1949 годах.

Ключевые слова: советская оккупационная политика в Германии, экономические реформы, Советская оккупационная зона Германии, Германская Демократическая Республика (ГДР).

Цели, задачи и особенности советской экономической политики в Германии

Приступая к анализу советской экономической политики и проведения реформ в послевоенной Советской оккупационной зоне Германии (СОЗ), следует выделить несколько ее специфических особенностей. Во-первых, политика эта проводилась не единым органом, а множеством разнородных, разноуровневых и зачастую конкурирующих друг с другом инстанций. К их числу относятся:

• Отдельные профильные министерства и ведомства СССР, каждое из которых имело своего постоянного представителя в Германии. Они утверждали производственные планы и осуществляли руководство предприятиями советских акционерных обществ (САО) на территории Германии по своему профилю.

• Советская военная администрация в Германии (СВАГ) осуществляла высшие распорядительные функции на территории Восточной Германии и в советском секторе Берлина, в том числе и в области экономики. Главноначальствующий СВАГ и его заместитель по экономическим вопросам издавали приказы

© Болдырев Р.Ю., 2015

88

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

и распоряжения, обязательные для исполнения всеми немецкими и советскими органами на территории Германии. В структуру СВАГ входили также профильные управления, отвечавшие за работу отдельных отраслей экономики, финансы, транспорт, торговлю и снабжение, рабочую силу.

• Союзный контрольный совет (СКС) как высший межзональный орган управления побежденной Германией. В его компетенцию входило принятие общегерманских законов, в том числе и по вопросам экономики. Несмотря на заявленное верховенство, на практике СКС не играл определяющей роли, так как эффективность его деятельности сильно снижалась серьезными противоречиями между самими союзниками и единогласным принципом принятия решений.

• Немецкие органы самоуправления. Они действовали с 1945 года на местном уровне, с 1946 года — региональном. Изначально немецкие органы находились под тотальным контролем СВАГ. На них были возложены консультирование СВАГ и реализация принятых ею решений. Однако постепенно они заслужили доверие советской стороны и степень их самостоятельности заметно повысилась. С созданием в 1948 году Немецкой экономической комиссии (НЭК) был взят курс на постепенную передачу всех распорядительных полномочий в области экономики в руки самих немцев (при сохранении за СВАГ контролирующих функций), а также переход к государственной плановой экономике.

Во-вторых, при проведении самой экономической политики эти органы пытались реализовать на практике трудно сочетаемые цели и задачи: восстановление за счет немецких репараций разрушенных войной территорий СССР и, в то же время, восстановление и реформирование экономики самой Германии. Причем вполне обоснованными приоритетами были именно Советский Союз и проблема репараций.

Так на совещании руководящего состава СВАГ, проходившем в августе 1945 года, вопросы приоритетов экономической политики в Германии находились в центре внимания. В своем выступлении Главноначальствующий СВАГ Г.К. Жуков так обозначил экономические цели советской оккупационной политики в Германии: «...первый и важный вопрос, за который нужно сейчас же взяться и выполнить его в кратчайший срок, — это покрыть издержки войны для нашей страны вывозом из Германии всех военных трофеев и тех репарационных платежей, которые обязана Германия уплатить». Второй задачей была названа оплата оккупационных расходов за счет населения Германии. Задача восстановления промышленности была обозначена лишь на третьем месте, и то лишь в связи с обеспечением всем необходимым жизни и быта оккупационных войск, интересы самих немцев были указаны лишь на четвертом месте (коммент.1).

В-третьих, имело место совмещение экономических и политических целей и задач. Главное внимание уделялось не только (и не столько) восстановлению довоенных объемов производства, но и «качественному

89

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

улучшению» структуры собственности: усилению позиций мелких и средних собственников в сельском хозяйстве, которых советская власть рассматривала в качестве своих союзников, а также укреплению государственного сектора в сфере промышленности, финансов и торговли.

Национализация и реструктуризация промышленности

Одной из важнейших экономических реформ, проведенных СВАГ, стала национализация и реструктуризация промышленности. На первом этапе, сразу после окончания войны, речь шла о фактической экспроприации трудовыми коллективами заводов и фабрик, владельцы которых бежали на Запад. Второй этап наступил с принятием 30 октября 1945 года приказа СВАГ о конфискации всей собственности рейха, НСДАП и ее организаций, союзников рейха и, сверх того, всех тех «лиц, которые были обозначены СВАГ в особом списке или другим способом». В соответствии с этим решением было конфисковано 9870 предприятий. Впоследствии все эти заводы и фабрики были разделены на три категории:

- группа «A» — судьба этих предприятий должна была решиться посредством народного референдума;

- группа «В» — менее значимые объекты (впоследствии их вернут прежним владельцам);

- группа «С» — 213 самых крупных предприятий, которые производили более 1/4 продукции СОЗ/ГДР (они будут переданы в счет репараций в собственность СССР и будут впредь именоваться «советскими акционерными обществами (САО)» [8. S. 6].

Наконец, на третьем этапе была осуществлена легитимация осуществленной экспроприации посредством организованного Социалистической единой партией Германии (СЕПГ) народного референдума в Саксонии. Несмотря на то, что референдум о «переводе предприятий военных и нацистских преступников в собственность народа» был произведен только в одной из пяти земель, его решение было автоматически распространено на всю СОЗ (коммент. 2). Саксония неслучайно стала местом проведения референдума. Здесь была наиболее многочисленная и активная часть рабочего класса Восточной Германии, кроме того, ее промышленность составляла 48% от всей СОЗ. В циркулярном письме руководства СЕПГ, посвященном проведению референдума, было сказано: «...голосование должно при любых обстоятельствах завершиться сокрушительным успехом. Результат в 60% голосов "за" не может рассматриваться как успех, так как акция была поддержана всеми антифашистскими партиями... Предусматривается после окончания акции в Саксонии национализировать все нацистские предприятия в остальных землях и провинциях зоны с помощью директивы, поэтому пропагандистская акция должна идти параллельно с акцией в Саксонии, и все управления должны предпринять необходимые шаги к приему предприятий. » (коммент. 3).

90

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

В народном референдуме в земле Саксония 30 июня 1946 года приняло участие 93,71% населения, при этом недействительными было признано 5,8% бюллетеней (очень высокий процент! — Р.Б). За национализацию высказалось 77,62%, против — 16,56% [3]. После этого решения о национализации были приняты в Тюрингии (24 июня 1946 года), Саксонии-Ан-хальт (30 июля 1946 года), Бранденбурге (5 августа 1946 года), Мекленбурге (16 августа 1946 года), Берлине (27 марта 1947 года). Все предприятия категории «А» были национализированы и преобразованы в VolkseigeneBetriebe (VEB) — предприятия народной собственности. Согласно инструкции Немецкой экономической комиссии (НЭК), в народную собственность передавались предприятия особого хозяйственного значения (коммент. 4). Окончательные списки народных предприятий были утверждены приказом СВАГ от 17 апреля 1948 года. Народная собственность объявлялась неприкосновенной, НЭК поручалось быстро восстановить и полностью использовать полученное имущество. В общей сложности в народную собственность перешло 8% предприятий, производивших до 40% всей промышленной продукции СОЗ (коммент. 5).

Следующей после национализации важнейшей задачей стало восстановление и развитие промышленного производства. Довоенная Германия имела высокоразвитую промышленность, однако после раздела страны на оккупационные зоны СССР достались районы, недостаточно развитые в индустриальном отношении. Огромной проблемой явилось традиционное региональное разделение труда между Западом и Востоком Германии. Большинство горнодобывающих и металлургических предприятий оказались в Западной Германии, в СОЗ находились в основном перерабатывающие предприятия: машиностроительные, электротехнические, судостроительные, оптические, химические, текстильные, стекольные и др. Разрушенная войной и пострадавшая в ходе демонтажа и репараций промышленность нуждалась в серьезных инвестициях и модернизации. В условиях начавшегося раскола страны и прекращения связей с западными странами — поставщиками сырья для химической и текстильной промышленности, в первую очередь предстояло заново создавать сырьевую и энергетическую базу. Для развития горнодобывающей промышленности имелись большие перспективы, так как здесь располагались месторождения каменного и бурого угля, калийных солей, железа, меди, цинка, свинца, марганца, молибдена и вольфрама [5; 6].

Костяк тяжелой и легкой промышленности составили предприятия САО и народные предприятия. На них в значительной степени был обновлен станочный парк, изрядно изношенный в годы войны. В общей сложности к 1947 году государственный сектор охватил 52,1% объемов производства и 56,8% рабочих. К нему относились в первую очередь предприятия важнейших отраслей: горнодобывающей, металлургии, машиностроения, металлообработки, электротехники, химической, целлюлозно-бумажной

91

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

и энергетической. Однако форма собственности не была помехой для советских властей, с 1947 года было введено планирование производства на всех без исключения промышленных предприятиях, за исключением швейной и кустарной промышленности, а также мелких предприятий (коммент. 6). С 1949 года началось осуществление двухлетнего плана развития экономики.

Сокращение доли частных предприятий продолжилось и после кампании по национализации. Осуществлялось оно различными средствами: повышение налогов; отказ государственных банков в кредитовании частного сектора; отказ в предоставлении сырья, целиком и полностью находящегося в руках СВАГ; изъятие оборотных средств в результате денежной реформы; игра на понижение цен в торговле. Мероприятия по разорению частников были оправданными с политической, но опасными с экономической и социальной точек зрения. Ведь частный капитал преобладал в точной механике и оптике, производстве стройматериалов, деревообработке, текстильной, легкой и пищевой промышленности, которые в первую очередь удовлетворяют потребности населения. В такой обстановке рассчитывать на скорое повышение уровня жизни не приходилось.

Несмотря на огромные инвестиции и дотации, развитие промышленности шло трудно. В числе отстающих отраслей были производство удобрений, черная металлургия, транспортное машиностроение, точная механика и оптика, производство стройматериалов и бумаги, деревообработка. Причин тому несколько: демонтаж и вывоз по репарациям значительных производственных мощностей; загрузка предприятий советскими заказами (их выполнение было приоритетным); нехватка сырья. Для повышения производительности труда применили традиционные советские методы: организация социалистического соревнования, вручение переходящего красного знамени, денежные премии лучшим рабочим, инженерам и техническим работникам (коммент. 7). Как и в СССР, в СОЗ с 1948 года главной задачей профсоюзов становится повышение производительности труда. Было развернуто движение активистов хеннековцев (аналог советского стахановского движения), повсеместно произведен переход на сдельную оплату труда, усилена борьба с «саботажем, диверсиями и спекуляцией» (коммент. 8).

Серьезной проблемой являлся рост безработицы, которая наиболее затронула металлургию, деревообработку, связь, пищевую и текстильную промышленность, швейное производство. По данным штаба СВАГ, на февраль 1949 года в СОЗ насчитывалось 309,5 тысяч безработных, а к лету ожидалось увеличение этой цифры еще на 360 тысяч человек. К причинам столь стремительного роста безработицы относилось увольнение рабочих с разорившихся частных или простаивающих государственных предприятий, сокращение штатов в связи с повышением нормы выработки, перевод части инвалидов в разряд трудоспособного населения (коммент. 9).

92

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

В результате целенаправленной национализации в экономике СОЗ/ ГДР произошел крупный передел собственности: вместо крупных частных монополий был создан обширный государственный сектор. Дальнейшее развитие промышленности пошло по советскому пути: централизованное планирование, внеэкономические методы повышения производительности труда. Одновременно с национализацией началось наступление на частников в налоговой и денежно-кредитной сфере, ограничивались поставки сырья, устанавливались демпинговые цены в торговле.

Реформы в области сельского хозяйства

Наряду с промышленностью, другим важнейшим вопросом являлось восстановление и развитие сельского хозяйства. В СОЗ вошли земли, являвшиеся основными производителями сельскохозяйственной продукции в Германии. Здесь выращивались пшеница, рожь, овес, ячмень, картофель, фрукты и овощи, сахарная свекла и виноград. В животноводстве упор делался на разведение лошадей, овец, коров, свиней, птицы и коз [4]. В годы войны площадь посевов и урожайность сократились соответственно на 17% и 30%. Главной проблемой сельского хозяйства являлись малоплодородные песчаные почвы, на которых высокие урожаи были возможны лишь при внесении минеральных удобрений. В годы войны производство удобрений заметно снизилось, кроме того, Германия испытывала серьезную нехватку сырья для производства удобрений (фосфаты и апатиты). Другой серьезной проблемой являлась нехватка тяглового скота и техники, реквизированных вермахтом или вывезенных в Советский Союз в счет репараций. Особенно пострадало в годы войны животноводство: поголовье лошадей сократилось на 41,2%, крупного рогатого скота — на 44,8%, свиней — на 73%, овец и коз — на 40,3%, а птицы — на 68,2% [2. С. 285—287].

В последний период войны в Германию хлынул поток беженцев, бежавших на Запад перед наступающей Красной армией. После Потсдамской конференции началась репатриация в Германию немецкого населения, проживавшего ранее в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. В результате в Советской оккупационной зоне оказалось около 3,6 млн переселенцев и беженцев, за вычетом военных потерь население зоны выросло на 2,1 млн человек, то есть на 14,2% [7]. В деревнях и селах 47% переселенцев и были заняты, прежде всего, в качестве сельскохозяйственных рабочих. Это были люди, занимавшиеся сельским хозяйством у себя на родине, и теперь желавшие получить землю и работу на новом месте.

До 1945 года в распределении земельного фонда была существенная диспропорция: помещики и кулаки (участок земли более 50 га), это 2,5% хозяйств, владели 36,7% сельскохозяйственной земли; зажиточные крестьяне (участок земли 20—50 га) составляли 8,5% хозяйств, имели 22,5% земли; середняки (участок земли 10—20 га) — 16,7% хозяйств и 21,2% земли; малоземельные и бедняки (участок земли меньше 10 га) — 72,3%

93

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

хозяйств и 19,7% земли (коммент. 10). Советское руководство своей аграрной реформой хотело изменить социальную структуру немецкой деревни путем перераспределения земли от более богатых к бедным. Этим решалось сразу несколько задач: 1) денацификация и демократизация деревни — то есть устранение лиц, скомпрометировавших себя сотрудничеством с гитлеровским режимом; 2) создание широкого слоя мелких и средних собственников, которые стали бы опорой для нового режима; 3) наделение землей беженцев и репатриантов, чтобы избежать социального конфликта в деревне.

Подготовкой земельной реформы занималось советское руководство и лично И.В. Сталин, в августе — сентябре 1945 года проект был передан на обсуждение немецких партий и крестьянских собраний. Это была декоративная мера, так как ни одно замечание в дальнейшем учтено не было (коммент. 11). Под давлением СВАГ 3—11 сентября немецкие органы самоуправления утвердили именно советский вариант реформы. Он предусматривал конфискацию земли и имущества военных преступников, активных нацистов, а также помещиков и кулаков, наделы которых превышали 100 га. Вся сельскохозяйственная техника передавалась объединениям крестьянской взаимопомощи, а земля передавалась нуждающимся в пользование, но не более 5 га в одни руки. Стоимость земли равнялась цене годового урожая с нее и погашалась в течение 20 лет, причем сразу надо было заплатить 10%. Проведение реформы шло трудно: она осуществлялась медленно, ощущалась нехватка грамотных и политически благонадежных специалистов, крестьяне старались увеличить свой надел до 15 га, владельцы конфискованных земель также чинили препятствия (коммент. 12). Для ее ускорения СВАГ провела чистку земельных комиссий и выселение помещиков и кулаков.

С помощью обязательных сельскохозяйственных заготовок в деревне был введен режим террора, особенно жестокого по отношению к основным слоям немецкого крестьянства — «середнякам» (надел земли 10—20 га) и «зажиточным крестьянам» (надел свыше 20 га). Но нелегко было и союзникам советской власти — беднякам и «новым крестьянам» (получившим землю в результате реформы), — нормы заготовок для них сокращались лишь на 20—40%. При этом нормы сдачи рассчитывались исходя из потребностей городского населения и оккупационных властей, а не из плодородия почв и прироста поголовья скота. СВАГ придумывала все более изощренные способы увеличения объемов заготовок (погектарное обложение, дифференциация по видам и качеству, замена при недостаче одних продуктов другими) (коммент. 13). Среднее хозяйство ежегодно лишалось 55—66% зерна, 61—86% семян масличных культур, 40—50% картофеля, 68—85% овощей, 295—357 кг мяса, 1937—2992 литров молока, 321—402 штук яиц. За невыполнение плана заготовок крестьяне получали срок заключения в спецлагерях НКВД в Германии.

94

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

Несмотря на огромные нормы сдачи продовольствия, выполнить экономические задачи — достижения продовольственной автаркии СОЗ/ГДР и увеличения сельскохозяйственного экспорта в СССР — не удалось. В то же время политические и социальные задачи аграрной политики были решены: создан широкий слой малоземельных крестьян, обязанных увеличением своих наделов советской власти; сокращены по размерам и разорены с помощью налогов и заготовок помещичьи и кулацкие хозяйства; началась кооперация крестьянства в рамках объединений крестьянской взаимопомощи, созданы предпосылки для перехода к коллективизации; значительные земельные площади оказались в собственности государства, на их базе были созданы «народные имения» (совхозы). К концу 40-х годов проявились и серьезные проблемы сельского хозяйства: низкий уровень механизации и применения удобрений, низкая урожайность, инвестирование по остаточному принципу, экономическая слабость «новых крестьян», бегство разоренных заготовками и налогами крестьян в город, что в итоге привело к сельскохозяйственному кризису 1951—1953 годов.

Реформы в области налогов, финансов и денежного обращения

Финансовая политика СВАГ была призвана в первую очередь найти средства на покрытие оккупационных расходов, оплату репараций и восстановление промышленности; создать государственную финансовокредитную систему, контролирующую всю экономику, независимо от форм собственности. Задачам макроэкономического регулирования (обеспечению экономического роста, борьбе с инфляцией и безработицей, развитию приоритетных отраслей) уделялось недостаточное внимание.

Главной проблемой германского бюджета в годы войны были чрезмерные военные расходы, которые в 1944 году составляли уже 77,3% расходной статьи бюджета (132,2 млрд марок). Для исполнения бюджета правительство Третьего рейха прибегло к традиционным мерам: значительно повысило налоги, разместило новые долгосрочные займы, а также увеличило денежную массу в обращении. Несмотря на это, дефицит бюджета составил 81,6 млрд марок, или 47,7%. К началу 1945 года общий дефицит бюджета за все военные годы составил 240,3 млрд марок, государственный долг — 368,4 млрд марок, инфляция достигла 500% (коммент. 14). Финансовое хозяйство было настолько разрушено, что в 1944—1945 годах общегерманский бюджет вообще не составлялся.

Финансовым управлением СВАГ с осени 1945 года стали составляться бюджет СОЗ, проводиться мероприятия по ликвидации его дефицита (выпускаться займы, увеличиваться налоги, акцизы и транспортные тарифы, сокращаться расходные статьи), была введена жесткая бюджетная и налоговая дисциплина. В связи с созданием немецких органов самоуправления на уровне земель, с декабря 1947 года была введена практика принятия бюджетов ландтагами (парламентами земель) с их последующим

95

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

утверждением СВАГ. Обеспокоенность финансового управления вызывали инфляция и рост расходов бюджета на социальные нужды (помощь школам, повышение зарплат и пенсий, пособия бывшим военнопленным), для их предупреждения ежегодно планировался профицит бюджета в 2,8—3,3%. Главной статьей расходов бюджета была оплата репараций и оккупационных расходов, всего в 1945—1949 годах на эти цели было истрачено свыше 1,9 млрд долларов. Расходы на восстановление экономики за тот же период составили всего 154 млн долларов. После денежной реформы 1948 года для борьбы с возникшим дефицитом бюджета прибегли к непопулярным мерам: сократили надбавки и премии чиновникам, уменьшили расходы на социальное обеспечение, снизили пенсии инвалидам войны и служащим, зарплаты учителям, уменьшили число учащихся, получающих стипендии, заморозили счета региональных и местных властей на общую сумму 650 млн марок. Дополнительные доходы были изысканы за счет развертывания коммерческой торговли, повышения цен на товары народного потребления, роста налогов на частников и изъятия части средств у государственных предприятий — это дало 754 млн марок (коммент. 15).

После окончания войны советские оккупационные власти приступили к коренной реформе кредитно-банковской системы, которая с падением гитлеровского режима практически перестала работать. Приказом СВАГ от 23 июля 1945 года было предусмотрено закрытие прежних немецких банков. Вместо них в мае 1947 года были созданы пять расчетно-эмиссионных банков земель, а в мае 1948 года организован Центральный эмиссионный банк в Берлине; созданы пять кредитных банков земель и Городской банк Берлина; разрешена деятельность только 11 мелких частных банков; созданы сберегательные кассы местных органов самоуправления, восстановлены с начала 1946 года сельскохозяйственные кредитные общества и промыслово-ремесленные (бывшие народные) банки (коммент. 16).

В итоге реформы была создана новая кредитная система, которая состояла из 3067 учреждений с общим капиталом в 711,8 млн марок. При этом 91,3% всего банковского капитала принадлежало государству, еще 8,1% — местному самоуправлению и кооперативам. На долю частного капитала приходилось теперь 0,5% — 11 мелких банков с капиталом в 3,9 млн марок. Одновременно с закрытием старых банков были прекращены платежи по обязательствам старой кредитной системы Германии, что позволило резко сократить инфляцию, так как более 70% средств старых банков было вложено в ценные бумаги гитлеровского правительства.

Вновь созданные банки, сберкассы и кредитные товарищества развернули активную работу по привлечению денежных средств на текущие счета и на вклады. Делалось это в двух целях: 1) снизить денежную массу, находящуюся в руках населения, и тем самым снизить инфляцию; 2) получить средства, необходимые для инвестиций в промышленность. За 1945—1948 годы на счетах в государственных банках было накоплено

96

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

10,4 млрд марок, из которых 4,3 млрд марок было инвестировано в экономику (20,2% — в тяжелую промышленность, 19,9% — в торговлю и 21,3% — в легкую промышленность и сельское хозяйство). С населением СОЗ были заключены страховые договоры на сумму 1,25 млрд марок, за вычетом возмещений осталось 0,95 млрд марок (в ходе денежной реформы эти средства также перешли в руки государства).

В области налоговой политики СВАГ решала как экономические, так и политические задачи: необходимо было не только изыскать доходы в бюджет, но и нанести удар по частному сектору экономики. В ходе налоговой реформы в первой половине 1946 года были существенно увеличены старые и введены новые налоги и акцизы, отменено большинство действовавших ранее налоговых льгот, осуществлен «классовый подход» (подоходный налог на предпринимателей составил от 64,1 до 93,5%, налог с корпораций — от 52,4 до 91,5%). Общий сбор налогов вырос на 57,1%, что дало возможность бесперебойно финансировать репарационные и оккупационные расходы, а также нужды немецкого хозяйства. Поступления от прямых налогов выросли на 43,3%, в том числе по подоходному налогу с физических лиц — в два раза, по поимущественному налогу и налогу с наследств — в три раза. Поступления от косвенных налогов увеличились в 3,6 раза, в том числе по акцизу на спирт — в 24,2 раза, по акцизу на пиво — в 3,2 раза, по акцизу на табак и табачные изделия — в 1,3 раза. Как и в СССР, акциз на спирт стал основным источником доходов, он составлял 64,15% поступлений от косвенных налогов и 36,1% всех налоговых поступлений. В 1947 году поступления налогов составили 8,8 млрд марок, в том числе по прямым налогам — 4 млрд и по косвенным — 4,8 млрд марок.

В результате денежной реформы поступление налогов во втором полугодии 1948 года резко сократилось: по сравнению с первым полугодием налоговые поступления сократились на 20,85%, в том числе от прямых налогов — на 18,31%, от косвенных налогов — на 22,87%. Особенно неблагополучно обстояло дело с акцизами на спирт. Поступления от них уменьшились на 34,84% и составляли теперь 27,35% всех налоговых поступлений. Поэтому во второй половине 1948 года были разработаны мероприятия по изысканию доходов от повышения цен на сигареты и пиво и от организации коммерческой торговли.

Переговоры между союзниками о проведении денежной реформы безуспешно велись еще с 1946 года [1]. Камнем преткновения стал вопрос о контроле над денежной эмиссией: американская сторона настаивала на том, чтобы существовал единый (и подконтрольный США) эмиссионный центр, советская сторона, использовавшая денежный станок для финансирования оккупационных расходов и репарационных платежей, выступала категорически против этого. В итоге, в ответ на сепаратную денежную реформу в Западной Германии и Западном Берлине, 25—28 июля 1948 года была проведена денежная реформа в СОЗ. В связи с недостатком у Гознака

97

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

СССР времени для изготовления новых денежных купюр решено было изготовить особые наклейки на деньги старого образца, чтобы их можно было отличить от изымаемых из обращения в Западной Германии денежных средств (коммент. 17).

Реформа оказала существенное воздействие на кредитно-финансовую систему. Денежная масса в СОЗ сократилась в 15,45 раза (коммент. 18), 65,1% обменянных средств были зачислены на блокированные счета в кредитных учреждениях. Была проведена переоценка вкладов и текущих счетов в кредитных учреждениях: по льготному тарифу переоценивались счета органов власти, государственных предприятий, партийных и профсоюзных организаций, советских учреждений и страховых организаций, а наиболее пострадали счета частных фирм и индивидуальных предпринимателей. В результате реформы изменилось глобальное соотношение объемов капиталов в частном и государственном секторах: доля капиталов государственных и партийных органов выросла в 1,4—1,5 раза; доля народных предприятий и САО практически не изменилась; в то же время доля частных фирм и индивидуальных предпринимателей снизилась в 2,6—5,1 раза. Был нанесен непоправимый удар по частному сектору экономики, который практически лишили оборотных средств (были блокированы счета 33,2 тысячи человек на сумму 9,5 млн марок) (коммент. 19).

После реформы были проведены мероприятия по изысканию средств для реализации двухлетнего плана: в Берлине был создан зональный Инвестиционный банк для долгосрочного кредитования; был предусмотрен выпуск займов от имени правительств земель и Инвестиционного банка; директивой НЭК были установлены квартальные лимиты на краткосрочные кредиты, блокировано 90% остатков бюджетных средств и 60% остатков средств народных предприятий и учреждений социального страхования, имевшихся в банках на начало переоценки (это дало почти 1,4 млрд марок); была установлена обязательная сдача в банк наличной выручки; для привлечения новых сберегательных вкладов они были освобождены от налогов; с 1 июня 1949 года был установлен новый порядок краткосрочного кредитования, отныне выдавался только целевой, срочный и возвратный кредит (коммент. 20).

Изменение системы торговли и снабжения

Торговля и снабжение населения были призваны, с одной стороны, удовлетворить потребности населения в товарах, с другой стороны, аккумулировать денежные средства и инвестировать их в развитие производства. До войны Германия отличалась очень высоким среднедушевым потреблением продовольствия (в 1938 году немец съедал в день 461 грамм хлеба, 13 граммов крупы, 503 грамма картофеля, 133 грамма мяса, 66 граммов жиров и 81 грамм сахара). При этом добиться полного самообеспечения продовольствием Гитлеру так и не удалось — импорт продовольствия

98

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

в 1938 году составлял 38,8%. Основными импортируемыми продуктами были масличные семена (93,78% от потребления), масло животное (15,39%), зерно (13,99%), мясо и мясные консервы (3,74%), яйцо, рыба и рыбные консервы (коммент. 21). После войны Советскому Союзу досталась благоприятная в отношении обеспечения продовольствием зона оккупации: при населении в 30% от общегерманского, она производила 44,2% зерна, 35,2% картофеля, 27,5% мяса, 21,3% молока, 5,5% рыбы и 50% сахара. Однако старая система снабжения была сломана или парализована (коммент. 22). Главной проблемой в организации снабжения стала хроническая нехватка мяса, рыбы, яиц и молока. В феврале 1946 года Г. Рау сообщал в письме В. Пику: «Планы снабжения по жирам систематически не выполняются. Это объясняется тем, что цифры, обозначенные на бумаге, не соответствуют реальной действительности: из-за плохого питания скот не набирает нужного веса, а также нужной жирности молока» (коммент. 23). Продовольствие распределялось по карточкам среди немецкого населения, продавалось по спекулятивным ценам через коммерческую торговлю и отправлялось советским потребителям.

После хаоса, в сентябре 1945 года были установлены новые правила карточного снабжения населения: отныне обеспечение населения производилось на минимально необходимом уровне, в прямой зависимости от того, какой вклад в развитие экономики вносит человек. Нормы снабжения были ранжированы не только по категориям (в зависимости от условий труда), но и по географическому признаку (столица, крупные города, периферия): житель провинции получал от 864 до 1965 калорий в сутки, житель крупного города — от 1170 до 2053 калорий, детям отпускалось 1000— 1254 калории. В результате, рабочие, интеллигенция и чиновники стали получать больше, чем в Третьем рейхе, на 52—514 калорий, но сделано это было за счет социально незащищенных слоев населения — пенсионеров и инвалидов, безработных и домохозяек, учащихся и студентов, детей (их нормы снизились на 272—339 калорий). В любом случае, продовольственные нормы были ниже физиологического минимума (3000 калорий) (коммент. 24). В 1946—1947 годах нормы снабжения увеличились (на 143—254 калории в крупных городах, на 180—392 калории в провинции), но произошло это за счет хлеба, крупы и картофеля, выдача мяса часто заменялась творогом или сыром, жиров — сахаром (коммент. 25). Помимо карточек постепенно стала вводиться система дополнительного снабжения для шахтеров и рабочих тяжелой промышленности (983—1175 калорий в день). В 1949 году в связи с образованием ГДР нормы снабжения были увеличены еще на 210—1088 калорий, но лишь у шахтеров и рабочих с вредных производств они превысили физиологический минимум. Не забывала СВАГ и о своих верных слугах — государственных, партийных и профсоюзных чиновниках, редакторах газет, для них с ноября 1945 года был установлен ежемесячный дополнительный паек в зависимости от занимаемой должно-

99

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

сти: 3—5 килограмм муки, 1,5—2 килограмма крупы, 2—3 килограмма мяса, 500—900 грамм жиров, 500—750 грамм сахара, 10 килограмм картофеля, 100 грамм кофе-суррогата, 100 грамм мыла, 250 грамм стирального порошка, 200—300 сигарет (в пересчете на дневной рацион это давало прибавку в 1075—1564 калории) (коммент. 26).

Хуже всего обстояли дела со снабжением населения промтоварами. СВАГ своей первоочередной задачей считало организацию производства и поставки промтоваров в Советский Союз в счет репараций, а также обеспечение советских потребителей в Германии. И все же по мере восстановления легкой промышленности и расширения объемов производства снабжение немецкого населения промтоварами медленно, но возрастало: за 1945—1948 годы обеспечение тканью выросло в 4 раза, обувью — в 3,3 раза (в том числе кожаной — в 7,3 раза), трикотажем — в 2 раза, чулочноносочными изделиями — в 4 раза, моющими средствами — в 5,2 раза, табачными изделиями — в 4,7 раза, спичками — в 3,2 раза. Но если мы примем во внимание душевое потребление (а население СОЗ за тот же период времени выросло с примерно 17 до 19 млн человек), то ситуация окажется иной: в 1947 году на одного жителя в год приходилось 1,1 м ткани, 329 грамм моющих средств, 130 грамм табачных изделий, 12,2 коробка спичек, самая напряженная ситуация была с обувью (2 пары эрзац-обуви на 5 человек, 1 пара кожаной обуви на 24 человека), трикотажем (1 изделие на 5 человек) и чулочно-носочными изделиями (2 пары на 3 человека) (ком-мент. 27). Поэтому снабжение промтоварами происходило по ордерам, при этом преимущество отдавалось рабочим, инженерам и служащим ведущих отраслей промышленности. С улучшением работы промышленности с января 1949 года была введена продажа промтоваров по пункт-картам (нормы снабжения тоже зависели от категории населения). Непривилегированные слои населения могли рассчитывать на одну пару чулок или носков, на одно изделие бельевого и верхнего трикотажа, одну пару эрзац-обуви (деревянная или резиновая подошва с тряпичным верхом). Вообще не получили карточек крестьяне и частные предприниматели.

СВАГ использовала дефицит продуктов и товаров в Восточной Германии для извлечения дополнительного дохода — была развернута так называемая коммерческая торговля, то есть свободная продажа нормированных товаров по значительно завышенным ценам. Помимо промышленных товаров в ассортимент коммерческой торговли были включены дефицитные товары широкого потребления: аккордеоны, баяны, гармонии, чулки, носки, ткани, трикотаж, обувь, фотоаппараты, ковры, мебель, фарфор, хрусталь, посудо-хозяйственные товары, брикетированный уголь. В продажу поступили и продовольственные товары, отпускаемые по карточкам или отсутствовавшие ранее в магазинах: кондитерские изделия, булочные изделия, картофель, овощи, искусственный мед, ликеро-водочные изделия, пиво, сигареты и табак. Для осуществления коммерческой

100

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

торговли было создано народное предприятие «Торговая организация (Handelsorganisation — HO)», имевшее свою сеть универмагов, магазинов, киосков, ресторанов, кафе и закусочных. В течение 1948—1949 годов было открыто 1140 магазинов, 203 ресторана и кафе, 428 мелких торговых точек.

Наибольшим спросом у населения пользовались хлебо-булочные и кондитерские изделия, мясо, рыба, жиры и молоко, а также ткани, обувь, трикотажные и швейные изделия, мыло, топливо и стройматериалы. Цены были завышены сначала в 10—12, затем в 4—8 раз, разница между себестоимостью и продажной ценой шла на финансирование двухлетнего экономического плана. Была достигнута и другая цель: с помощью игры на снижение цен разорялись частники и спекулянты, торгующие на черном рынке (коммент. 28). Главным инструментом этой борьбы были цены: они неуклонно снижались сначала в коммерческих магазинах, а затем и на черном рынке. В течение 1949 года продукты подешевели в среднем на 50%, промтовары — на 25%, но при этом они все еще были в 5—9 раз выше нормальных. Успех коммерческой торговли был связан с тремя факторами: скудным ассортиментом и ограниченным количеством товаров, продаваемых по карточкам; более низким, по сравнению с черным рынком, ценам; грамотной рекламе. Оборот коммерческой торговли постоянно возрастал, особенно быстро по продовольствию (годовой оборот 1,3 млрд марок), темпы роста торговли промтоварами существенно отставали (годовой оборот — 892,8 млн марок). Замедление роста по промтоварам объяснялось неудовлетворительной работой легкой промышленности, которая выполнила план поставки швейных машин на 17,8%, ковров и дорожек на 29,6%, тюля и гардин на 33,6%, пишущих машинок на 42,4%, верхнего трикотажа на 44,3%, радиоприемников на 47,7% и т.д. Поэтому для удовлетворения спроса населения пришлось закупать в Западной Германии обувь, ткань, кожгалантерею, мыло, часы, будильники и другие товары (коммент. 29).

В результате введения коммерческой торговли увеличился общий товарооборот: если в 1947 году он составлял 5,9 млрд марок, то в 1948 году — уже 6,5 млрд марок, а в 1949 году — 9,8 млрд марок. Претерпела изменения и структура товарооборота: хотя его основу по-прежнему составляло продовольствие (64,6%), но оборот промтоваров вырос уже до 35,4% (коммент. 30). Произошел существенный сдвиг в структуре собственности в торговле. Государственная и кооперативная торговля увеличили свою долю в общем товарообороте с 21,18% в 1948 году до 41,47%. Она заняла лидирующие позиции в продаже текстиля, трикотажа, одежды, галантереи и обуви, практически сравнялась с частниками в реализации продуктов питания. Доходы от коммерческой торговли в 1949 году составили 1,7 млрд марок (11,02% всех доходов бюджета), что позволило избежать назревавшего дефицита (коммент. 31).

В целом, в 1949 году снабжение населения значительно улучшилось, прежде всего, за счет перевыполнения планов легкой промышленностью.

101

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

В результате среднедушевое потребление значительно возросло по сравнению с планом: по тканям — с 4,03 до 5,4 метра, по трикотажу — с 0,93 до 1,51 штуки, по чулкам — с 2,86 до 4,4 пары. С учетом товаров, проданных через коммерческую торговлю, население в 1949 году получило в три раза больше тканей, трикотажа, чулок и обуви, чем в 1948 году (ком-мент. 32). Одновременно с расширением торговли промтоварами, государство попыталось потеснить в ней частников. До лета 1949 года оптовая торговля промтоварами находилась в руках кооперации (70%) и частников (30%), в июне были созданы государственные оптовые торговые центры (ГОТЦ) «Текстиль», «Обувь» и «Мебель», полностью вытеснившие из этой сферы частников. Эта акция вызвала резкое неприятие со стороны буржуазных партий, что в преддверии создания ГДР и новых выборов было нежелательно, поэтому в III—IV кварталах полномочия ГОТЦ были ограничены: отныне они проводили лишь оптовые операции по продукции народных предприятий, а оптовый сбыт частных предприятий вернули в руки частников (коммент. 33).

* * *

Советская экономическая политика в Германии, проводившаяся в сложных условиях послевоенной разрухи, отличалась противоречивостью поставленных целей и достигнутых результатов. Получение репараций было приоритетной целью советской оккупационной политики в Германии, а с точки зрения экономической политики — самой важной. Однако обвинять в этом СССР бессмысленно: как государство-победитель, как жертва нацистской агрессии, понесший наибольшие людские и материальные потери в войне, он имел на это и моральное, и юридическое право.

Характеризуя советскую экономическую политику в Германии в 1945—1949 годах в целом, можно сделать вывод, что, несмотря на декларируемые демократические принципы равенства в распределении благ, повышения материального благополучия населения и уничтожения эксплуатации, она на самом деле преследовала совсем иные цели. При ее подготовке и осуществлении с самого начала оккупации боролись между собой разные тенденции: с одной стороны, с помощью репараций в максимальной степени содействовать восстановлению и усилению военной и экономической мощи СССР и ослаблению Германии, дабы навсегда устранить немецкую угрозу миру; с другой стороны — восстановить экономику Германии (сначала — до уровня, необходимого для выплаты репараций и обеспечения нормального существования немецкого населения, затем — до уровня «младшего социалистического брата», способного поддержать СССР в противостоянии с капиталистическими странами). Применялись экономические меры и для решения политических проблем: становления социальной и экономической базы правящего режима, устранения его конкурентов.

102

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

В современной историографии широко дискутируется тезис об изначальной направленности советской политики на построение социалистической системы в СОЗ/ГДР, так называемая «советизации Германии» [9; 10]. В отношении немецкой экономики можно считать его не совсем оправданным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, рыночная система хозяйствования уже была ликвидирована за 12 лет пребывания у власти А. Гитлера. При нацистах была проведена национализация значительной части промышленности, всего транспорта, введена система принудительных сельскохозяйственных заготовок и карточного снабжения населения. Во-вторых, в условиях военного, а также послевоенного кризиса и разрухи эффективнее работали административно-командные методы управления. Такую политику проводили по отношению к Германии и западные союзники. Однако они, в отличие от СВАГ, сократили государственное регулирование до необходимого минимума после стабилизации экономической ситуации. В-третьих, СВАГ, будучи полувоенной-полугражданской организацией, имела в своем составе как кадровых военных (в том числе, строевых офицеров и генералов), ничего не смыслящих в финансовых и экономических вопросах, так и профессиональных управленцев-экономистов, правда, имевших опыт работы лишь в советской командно-административной системе. Ни те, ни другие не имели опыта работы в условиях рыночной экономики, плохо представляли себе немецкие хозяйственные реалии, зачастую плохо владели немецким языком. Единственное, на что они могли опереться, — индустриализация и коллективизация в СССР, а также советский опыт послевоенного восстановления начала 20-х и конца 40-х годов. Отсюда и все параллели с развитием Советского Союза с аналогичными недостатками: свертывание рыночных отношений, жесткое планирование, развитие тяжелой индустрии за счет сельского хозяйства и легкой промышленности, ограбление деревни и трудящихся, приоритет внеэкономических методов в повышении производительности труда. В-четвертых, нехватка квалифицированных немецких кадров. Поголовная денацификация руководящих кадров привела к огромному дефициту специалистов в различных отраслях экономики. На смену уволенным менеджерам пришли люди с незаконченным средним образованием, главным достоинством которых была их принадлежность к СЕПГ. В-пятых, раздел Германии на зоны оккупации прервало традиционные экономические связи, а начало «холодной войны» сделало невозможным их восстановление. СОЗ неизбежно и естественно была вынуждена ориентироваться на Советский Союз и страны «народной демократии».

Комментарии

1. Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 7317. Оп. 7. Д. 14. Л. 122-124.

103

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

2. Stiftung Archiv der Parteien und Massenorganisationen der DDR im Bundesarchiv (далее — SAPMO—BArch.), NY4062/72, Bl. 2—4.

3. SAPMO-BArch., NY4062/72, Bl. 2.

4. SAPMO-BArch., NY4062/79, Bl. 3.

5. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 28. Д. 1. Л. 89-90.

6. Российский государственный архив социально-политической истории (далее — РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 128. Д. 573. Л. 18-42.

7. SAPMO-BArch., NY4036/686, Bl. 94-96.

8. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 19. Д. 1. Л. 122-123.

9. Там же. Оп. 3. Д. 4. Л. 43-46.

10. Архив внешней политики Российской Федерации (далее — АВПРФ). Ф. 082. Оп.34. П. 151. Д. 49. Л. 70. Подсчеты мои.

11. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 792. Л. 35-37.

12. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 36. Д. 2. Л. 3-39; Д. 3. Л. 5.

13. Там же. Оп. 44. Д. 1. Л. 45-75; Д. 2. Л. 22-29.

14. Там же. Оп. 28. Д. 1. Л. 1.

15. Там же. Д. 2. Л. 52-58.

16. Там же. Д. 1. Л. 21-22.

17. РГАСПИ. Ф. 84. Оп. 1. Д. 25. Л. 1-6.

18. Там же. Л. 19-23.

19. Там же. Л. 73-78.

20. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 28. Д. 1. Л. 77-78.

21. Там же. Оп. 44. Д. 1. Л. 173-176.

22. Там же. Л. 173-194.

23. SAPMO — BArch., NY4036/686, Bl. 48.

24. ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 44. Д. 1. Л. 128-136.

25. Там же. Л. 141-144.

26. Там же. Л. 153-154, 157.

27. Там же. Л. 209.

28. Там же. Д. 1. Л. 220-221; Д. 2. Л. 54, 97-98, 109-114.

29. Там же. Д. 2. Л. 109, 113-114.

30. Там же. Л. 97-98.

31. Там же. Оп. 28. Д. 2. Л. 54.

32. Там же. Оп. 44. Д. 2. Л. 73-74.

33. Там же. Л. 79-80.

Литература

1. Болдырев Р.Ю., Невский С.И. Денежные реформы в послевоенной Германии (1948): подготовка, проведение, итоги // Экономическая политика. 2014. № 5. С. 38-65.

2. СССР и германский вопрос. 1941-1949: Документы из Архива внешней политики Российской Федерации. Т. 2. М., 2000.

3. Der Volksentscheid im Lande Sachsen am 30. Juni 1946 // Statistische Praxis. 1947. № 1. Karteiblatt.

104

Экономические реформы в Советской оккупационной зоне Германии, 1945—1949 годы

4. Die agrarische Struktur der sowjetischen Besatzungszone // Statistische Praxis. 1947. № 1. Karteiblatt.

5. Die Bodenschatze in der sowjetischen Besatzungszone // Statistische Praxis. 1949. № 4. Karteiblatt.

6. Die industrielle Struktur der sowjetischen Besatzungszone // Statistische Praxis. 1946. № 3. Karteiblatt;

7. Flache und Bevolkerung der deutschen Lander // StatistischePraxis. 1949. № 7. Karteiblatt.

8. Geschichte der DDR. Informationen zur politischen Bildung. 1991. № 231.

9. Sowjetisierung oder Neutralitat? Optionen sowjetischer Besatzungspolitik in Deutschland und Osterreich 1945—1955 / Hg. von A. Hilger, M. Schmeitzner, C. Vollnhals. Gottingen, 2006;

10. Sowjetisierung und Eigenstandigkeit in der SBZ/DDR (1945—1953) / Hg. von M. Lemke. Koln—Weimar—Wien, 1999.

References

1. Boldyrev R. Yu., Nevskiy S.I. Denezhnye reformy v poslevoennoi Germanii: podgotovka, provedenie, itogi [Monetary Reforms in Post-War Germany (1948): Preparation, Conduct, Results]. Ekonomicheskaia politika [Economical policy], 2014, no. 5, pp. 38—65 (in Russian).

2. SSSR i germanskii vopros. 1941—1949: Dokumenty iz Arkhiva vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii. T. 2: 9 maia 1945—3 oktiabria 1946 g. [The USSR and the German question. 1941—1949: Documents from the Archives of the Foreign Policy of the Russian Federation. Vol. 2: May 9, 1945—October 3, 1946]. Kynin G. P., Laufer J. (eds.). Moscow, 2000 (in Russian).

3. Der Volksentscheid im Lande Sachsen am 30. Juni 1946. Statistische Praxis, 1947, no. 1, Karteiblatt.

4. Die agrarische Struktur der sowjetischen Besatzungszone. Statistische Praxis, 1947, no. 1, Karteiblatt.

5. Die Bodenschatze in der sowjetischen Besatzungszone. Statistische Praxis, 1949, no. 4, Karteiblatt.

6. Die industrielle Struktur der sowjetischen Besatzungszone. Statistische Praxis, 1946, no. 3, Karteiblatt.

7. Flache und Bevolkerung der deutschen Lander. Statistische Praxis, 1949, no. 7, Karteiblatt.

8. Geschichte der DDR. Informationen zur politischen Bildung, 1991, no. 231.

9. Hilger A., Schmeitzner M., Vollnhals C. (eds.) Sowjetisierung oder Neutralitat? Optionen sowjetischer Besatzungspolitik in Deutschland und Osterreich 1945-1955. Gottingen, 2006.

10. Lemke M. (ed.) Sowjetisierung und Eigenstandigkeit in der SBZ/DDR (1945-1953). Koln-Weimar-Wien, 1999.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.