Научная статья на тему 'Блоговое пространство в информационном поле региона'

Блоговое пространство в информационном поле региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
355
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БЛОГОСФЕРА / БЛОГГЕРЫ / CITIZEN JOURNALISM / REGIONAL MEDIA / GLOBALIZATION / GLOCALIZATION / SOCIAL NETWORKING / THE BLOGOSPHERE / BLOGGERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бабина Ксения Игоревна

Статья посвящена региональной блогосфере и социальным сетям, оказывающим влияние на медиасреду Оренбургской области. «Гражданская журналистика» в регионе функционирует и развивается под влиянием двух основных тенденций глобализации и глокализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blogosphere in the regional information field

The article is devoted to the regional blogosphere and social networks that influence the media environment of the Orenburg region. «Citizen journalism» operating in the region and developed under the influence of two major trends-globalization and glocalization.

Текст научной работы на тему «Блоговое пространство в информационном поле региона»

УДК 070.1:004.738(470.56) ББК 76.000.03(2Рос)

Ксения Игоревна Бабина

аспирант,

Оренбургский государственный педагогический университет, 460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 18, е-mail: [email protected]

Kseniya I. Babina

PhD student,

Orenburg State Pedagogical University,

460000, Orenburg, Pushkin str., 18, е-mail: [email protected]

БЛОГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ РЕГИОНА

Статья посвящена региональной блогосфере и социальным сетям, оказывающим влияние на медиасреду Оренбургской области. «Гражданская журналистика» в регионе функционирует и развивается под влиянием двух основных тенденций — глобализации и глокализации.

Ключевые слова: гражданская журналистика, региональные СМИ, глобализация, глокализация, социальные сети, блогосфера, блоггеры.

blogosphere in the regional information field

The article is devoted to the regional blogosphere and social networks that influence the media environment of the Orenburg region. «Citizen journalism» operating in the region and developed under the influence of two major trends-globalization and glocalization.

Keywords: citizen journalism, regional media, globalization, glocalization, social networking, the blogosphere, bloggers.

Новая медиасреда, так называемая гражданская журналистика (философ А.В. Назарчук) возникает не из старой, официозной системы СМИ — сверху вниз, а вырастает снизу вверх. Голос получают рядовые пользователи сети, создавая блоги, форумы, профессиональные интернет-сообщества. Этот поток информации обладает авторитетом объективности и незаинтересованности и выносит «наверх» отфильтрованную и обогащенную информацию, часто не уступающую профессиональным СМИ. Многие из этих источников получают и внушительную аудиторию, и значительное общественное влияние.

Сетевое общество ослабляет воздействие привычных средств массовой трансляции информации. Сеть легко становится глобальной не на основе трансляционной мощности передатчика, а благодаря активности реципиента. Благодаря этому переизбыток коммуникации трансформируется в глобальные сети локальных интерпретаций. Сеть формирует реальное сообщество коммуници-рующих [4]. Отметим, сетевое общество стало возможно благодаря процессам глобализации, происходящим в масштабе всей планеты.

Как следует давать определение понятия «журналист» в наше время,

© К.И. Бабина, 2013

106

учитывая, что каждому доступны инструменты для публикации и распространения своих материалов? Традиционно принято считать, что журналист — это автор материалов, опубликованных или транслированных новостными организациями, заплатившими за эти материалы. Сегодня многие люди распространяют информацию, имеющую ценность, с помощью блогов, социальных сетей и различных вебсайтов.

Блогосфера и блоггерство как явление в медиасреде есть проявление гражданской журналистики. Гражданская журналистика — вид увлечения, которому посвящают себя люди разных профессий, получивший широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий. Засняв на бытовую видеокамеру, цифровой фотоаппарат или сотовый телефон, имеющий функцию видеосъемки, сенсационную или просто любопытную новость, которая прошла незамеченной для традиционных СМИ, «гражданские журналисты» спешат ее выложить в сеть Интернет, на порталы, в блоги и ЖЖ. Нередко их отдельные сюжеты в Интернете смотрит аудитория, сопоставимая по численности с читателями крупных печатных СМИ.

Блогосфера в Оренбургской области на сегодняшний день — это развитая система многоканального и разнообразного по своим функционально-смысловым задача среда коммуницирующих.

По сравнению со сложившейся современной системой СМИ в регионах именно блогосфера становится площадкой для плюрализма и свободы выражения мнений, а блоггер, вышедший в мир и вооруженный гаджетом или смартфоном, становится певцом и творцом интернет-среды, ведь он оперативен, имеет свою точку зрения и круг постоянных читателей.

Журналист, освещая какое-либо событие, должен находиться над ситуацией. Корреспондент не должен принимать одну из сторон, иначе он теряет объективность. А объективность — это краеугольный камень профессии. В данном аспекте блог-герство — антипод журналистики. Блоггеры сами выступают в качестве экспертов, а блогосфера — это мозаика мнений. С одной стороны, мнение блоггера субъективно, с другой стороны, из множества субъективных мнений может сложиться представление об отношении общества к проблеме. По словам Ксяо Кьянг, директора китайского Интернет-проекта в Калифорнийском университете в Беркли, «Интернет является альтернативным источником новостей. Люди узнают то, о чем им не рассказывают».

В своих дневниках, сообществах, твиттах блоггеры обсуждают наиболее значимые, по их мнению, темы: это может быть история о путешествии или городское приключение, оценка вышедшего в прокат фильма, рассуждение о плохой погоде или сводка с места ДТП и т.д. Действительно, блоггерство — великолепный способ освещения события в прямом эфире, тем более что современные блоги позволяют загружать и публиковать фотографии, видео- и аудио-файлы, карты, гиперссылки и многое другое.

Разделив темы блоггерских сообщений на личностно-значимые и социально значимые, мы в своем исследовании коснемся только последнего типа сообщений, так как именно они имеют непосредственное отношение к медиасреде.

Наиболее активно оренбуржцы используют следующие виды сетевых ресурсов для распространения социально значимой информации: ВКонтакте, Твиттер, LiveJournal.

На первом месте по распространению массовой информации в региональном медиапространстве находится социальная сеть ВКонтакте (239 342 человека зарегистрировано в данной социальной сети только из Оренбурга — это 1/3 населения областного центра). Именно через него проходят все основные информационные потоки. Правда, чаще данный сетевой ресурс играет роль второстепенного, дублирующего источника информации интернет-портала: большую роль здесь играет репост. Отсюда, получить достоверную и интересную информацию для журналистов областных, городских и районных СМИ достаточно трудоемкий процесс. Обычно, информацию региональные журналисты (в первую очередь интернет масс-медиа, в силу своей оперативности и зачастую отсутствия времени на личные встречи для интервью) получают от общественных деятелей, спортсменов, пресс-секретарей и других известных людей в Оренбургской области, имеющих свои странички ВКонтакте. Приведу примеры лишь некоторых из тех, кто готов предоставить комментарий через сообщение в соцсети: двукратная победительница

первенства Европы, шестикратная чемпионка страны, бронзовый призер женского чемпионата России в боксе Людмила Шахова [22], председатель Молодежного парламента Оренбургской области Мария Дыга [21], пресс-секретарь ФОПОО Сергей Шкерин [24], организатор альтернативных музыкальных концертов в Оренбурге Максим Объедков [27].

Важным показателем развитости медиасреды именно в социальной сети ВКонтакте является интеграция и дублирующая трансляция, как основных информационных агентств регионального уровня, так и существование собственных. Все основные инфор-

магентства края вышли на платформу ВКонтакте: 56orb.ru, Орен.ру, BezFormata.Ru, ОренИнформ. А, например, интернет-телевидение «Ревизор» [23] существует именно в данной социальной сети, плюс официальный портал на YouTube. Кстати, в редакции первого онлайн-телевидения в Оренбургской области «Ревизор» в штате всего два человека — Алексей Приходько (руководитель проекта, журналист) и Евгения Сычева (режиссер, телеоператор, режиссер монтажа).

Другой недавно созданный, но уже очень популярный у оренбуржцев проект «Оренбург, такой Оренбург» [25]: уже сейчас в группе состоят более восьми тысяч человек, и каждый день число участников увеличивается (при том, что в самой массовой группе представляющей новости информационного агентства 56orb.ru 10 тыс. подписчиков). Данную группу можно назвать медиаресурсом, потому что в первую очередь он предоставляет своим подписчикам интересные и актуальные новости регионального масштаба, обычно в день их не более четырех, что говорит о том, что большинство читателей группы не интересуют новости сами по себе — им необходимо знать только самое актуальное, интересное. Данная группа интересна именно тем, что не только занимается сбором, распространением, репостами информации, а сама создает оригинальную новостную ленту и свои материалы, размещенные на сайте. Так, 12 ноября именно в этой группе раньше, чем во всех других СМИ, появилась топ-новость: «Частные перевозчики Оренбурга готовятся поднять тарифы» [26]. Треть ленты «Оренбург, такой Оренбург» занимают фото-факты, фото-викторины («Угадай, где в городе находится это место»), шаржи местной тематики («Ни разу не был на Советской?»).

В последнее время сервис стал распространять рекламу. Данный проект ярко демонстрирует проявления, с одной стороны, глокализации интернет-медиасреды, а с другой, — развитие игровой журналистики, предоставляющей читателям в новых формах информацию о современных актуальных темах, не всегда вскрывающие их суть и дающие пищу для размышления, что гармонично вплетается в теорию клипового мышления современного человека.

Второй по популярности (2 488 пользователей) среди оренбуржцев является сеть микроблогов Твиттер.

Отметим, большинство зарегистрированных жителей области общаются в Твиттере на личные, не связанные с медиасредой темы. Но есть «твиттеряне», которые именно на этой интернет-платформе выступают в качестве гражданских журналистов и распространителей массовой информации. В Оренбургском регионе их можно разделить на три категории:

1. Профессиональные журналисты, использующие микроблоги в качестве распространения информации, как собственноручно написанной и собранной, так и узнанной извне (Марина Тимофеева [34], Игорь Комиссарчик [32]).

2. Общественные деятели, применяющие Твиттер для информирования своих подписчиков. Наиболее активно в данном сервисе в Оренбуржье работают, к примеру, региональный ФОПОО и его руководитель Ярослав Чирков [36] (ежедневно в его аккаунте появляется до десяти актуальных новостей, представляющих не только свежую информацию о деятельности оренбургских профсоюзных организаций, но и информацию, близкую к его профессиональной сфере из других регионов и

столицы), руководитель киноклуба «Люмьеръ-первые сто лет» Евгений Венгшлинский [31].

3. «Гражданские журналисты», информирующие своих подписчиков об актуальных новостях регионального и федерального масштабов и кратко высказывающие свои суждения и критику текущих событий. Среди них в регионе можно выделить Вагиза Габбасова [35], Татьяну Львову [33].

4. Твиттеряне, использующие сервис микроблогов для общения с кругом друзей. Иногда, в результате профессиональной и иной деятельности они могут становиться очевидцами социально значимых событий. Именно они первыми пишут о произошедшем в интернет-пространстве. Например, пользователь Александр, сотрудник Оренбургского аэропорта, первым написал о громких обысках в офисах «Оренбургских авиалиний». Именно через Твиттер журналисты информационных агентств: «ОренИнформ» и регионального отделения «Regnum» узнали о произошедших событиях [28].

Что немаловажно, именно микроблоги Твиттера журналисты (в особенности информационных агентств) все чаще используют в качестве источника оперативной и эксклюзивной информации. Порою СМИ строят свои материалы на основе блогов. Как правило, это происходит тогда, когда у журналистов нет возможности получить информацию из других источников, но событие столь значимо, что не написать о нем нельзя. Так, в результате взрывов на Донгузском военном полигоне близ Оренбурга 9 октября 2012 г. в городе стала нарастать паника, так как взрывная волна добралась до самых отдаленных районов областного центра. В первые минуты после произошедшего дозвониться ни до ГУ МЧС России по Оренбургской области, но

до других официальных лиц за комментарием и разъяснением ситуации было невозможно. И именно в такой не повседневной ситуации новостные потоки от очевидцев произошедшего в Твиттере стали незаменимым источником информации с комментариями горожан [29].

Меньше всего активных пользователей, освещающих социально-значимые события в LiveJournal. На последней встрече блоггеров 25 декабря прошлого года «присутствовало только около 40-ка оренбуржцев» [11]. Проанализировав содержание постов в данном аккаунте мы пришли к выводу, что региональную «свободную» журналистику в пространстве LiveJournal, можно разделить на три категории:

1. Блоггерская фотожурналистика. Яркий представитель — участник многих всероссийских форумов блоггеров и знаменитого «НеФору-ма» koyrakh [12]. Другие блоггеры-фотожурналисты — Claire Nikulina [6], epetruha [7], hunter_yv [8].

2. Блоггерское позиционирова-

ние себя профессиональными журналистами: такие корреспонденты

публикуют чаще не оригинальные посты, а дают ссылку на свои публикации в интернет-версиях газет, сюжеты радио- и ТВ-передач. В таком режиме работает большинство оренбургских журналистов-блоггеров. Среди них выделим Машу Калинину [18], rasl-91 [19], Марину Тимофееву [14], Эвридику Поважную [17].

3. Собственно блоггеры. Их отличает от предыдущих, выделенных нами категорий, оригинальность контента, прекрасное ориентирование в онлайн-пространстве, злободневность и актуальность поднятых тем. Нередко они проводят целые журналистские расследования, используя только Интернет. К ним в Оренбуржье можно отнести Михаила

[15], Елену Файман [13], Стаса [20], koscha [10], zausenica [30] и блоггера, специализирующегося на написании рецензий, в первую очередь о киноиндустрии — pavlo_guru86' [16].

Как мы уже отмечали, именно блоггерство является площадкой свободы выражения мнений. Так, например, оренбургский блоггер zausenica часто в своих записях критикует чиновников и их помощников всех рангов. Под его острое перо в разное время попадали и председатель регионального Законодательного собрания Сергей Грачев, и пресс-секретари ТНК-BP. Порою блоггеры проигрывают в профессионализме журналистам традиционных и электронных СМИ, а иногда берутся за такие темы, которые крайне редко проскальзывают даже в качественных областных газетах из-за своей трудоемкости. Так блоггер Михаил с осени текущего года публикует серию постов о миллиардерах Оренбуржья, в которых приводит документы и материалы других источников, доказывающих принадлежность того или иного лица крупному бизнесу и владение ими миллиардными счетами. Блоггеры нередко опережают традиционные СМИ в оперативности, методах и способах подачи информации (шарж, карикатура, пасквили, блоггерские расследования). Именно блоггеры первыми выложили видео грубого и нецензурного обращения главы города Бузулука Владимира Садова с остановившими его за тонировку передних лобовых стекол автомобиля сотрудниками ГИБДД.

С развитием блогосферы информации стало больше, она стала субъективнее, интереснее. Однако, это привело и к падению качества информации, поскольку привлечь блоггера к ответственности за недостоверную информацию практически невозможно.

Существует два противоположных мнения насчет роли блогов в социальных процессах:

1. Участие в блогах ведет к смягчению социальной напряженности, поскольку позволяет человеку самореализоваться наиболее безобидным образом, «спуская пар» в блогах.

2. Блоги ведут к радикализации социальных процессов, поскольку доступность и неконтролируемость информации приводит к тому, что радикальные идеи распространяются по блогосфере стремительно.

На наш взгляд, эти тенденции взаимосвязаны, «взаимоопыляемы» и развиваются параллельно.

Одним из свидетельств роста влияния блогосферы является то, что сегодня практически все политические, культурные и прочие деятели ведут блоги. На наш взгляд, миссией блогосферы в региональной «гражданской журналистике» является са-мопрезентация, самопозициониро-вание увлечений, интересов, образа мышления, оперативность в донесении информации, свобода в форме ее выражения, взаимодействие со своим читателем, взаимоформиро-вание медиасреды, создание новых мощных информационных потоков, скрытых от не участников коммуникационного процесса в блогосфере и социальных сетях.

Развитие «гражданской журналистики» в интернет-пространстве региона — это, с одной стороны, показатель влияния глобализационных процессов, стирающих грани пространственные, коммуникационные, разрушающие другие социальные барьеры (взять интервью у общественного деятеля или известного спортсмена можно в онлайн-пространстве уже сейчас). Но, с другой стороны, именно в «гражданской журналистике» и блогосфе-ре проявляются глокализационные

тенденции в информационной среде Оренбуржья.

Термин «глокализация» адекватно концентрирует в себе сущность современных социально-экономических, политических и информационных явлений и мире. Процессы глокализации спонтанно возникают и укрепляются в ответ на всепроникающие действия глобализации. Глобальность, выраженная через планетар-ность, и локальность как зональность (или региональность), одновременно трансформируют процесс современного цивилизационного развития. То есть глокализация — это ответ на глобализацию (интеграцию, централизацию, мультикультурность и унификацию) вместо ожидаемого исчезновения регионально-этнических отличий, наоборот, происходит их сохранение и даже усиление [3]. «Думай глобально, действуй локально» — это и есть главная формула глокализации.

Причем, на разных интернет-платформах глокализация проявляет себя с разных сторон. Так в социальной сети ВКонтакте проявляется тенденция к созданию «игровой» медиасреды, читателя увлекают, заинтересовывают, предлагают стать участником процесса наполнения онлайн-пространства. В Твиттере на местном уровне проявляется общемировая тенденция к развитию журналистики мнений. В LiveJournal региональные блоггеры нащупывают свой, самобытный путь — уходя от критичных постов к социальным темам, они предлагают читателям фоторепортажи, развивая, таким образом, уходящий со страниц современной прессы жанр — фотожурналистики. Другие — публикуют рецензии на киноновинки. Третьи — проводят свои собственные независимые и неоплачиваемые блоггер-ские расследования.

Блог — это площадка для обще- Существуя параллельно и порою ственных дискуссий. За счет того, взаимодействуя со СМИ, «граждан-

что по блогосфере и социальным ская журналистика» под влиянием

сетям информация распространя- процессов глобализации и глокали-

ется стремительно и неконтролиру- зации создает свою, альтернативную

емо, ускоряется и реакция обще- медиасреду, во многом выполняя и

ственного мнения по различным восполняя социальную миссию жур-

вопросам. налистики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глобализация: контуры XXI века / под ред. Ю.И. Игрицкого. М., 2004.

2. Калмыков А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Косов Е.В. Глобализация / Глокализация: где место России в многополярном мире? URL: http://geopolitica.ru/Articles/1460/

4. Назарчук А.В. Социально-философское осмысление глобализации. М.: Direct-media Publishing, 2008. URL: http://nazarchuk.com/books/book7/page10/article27.html.

5. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002.

6. URL: http://claire-nikulina.livejournal.com/

7. URL: http://epetruha.livejournal.com/

8. URL: http://hunter-yv.livejournal.com/

9. URL: http://ijnet.org/ru/stories/93391.

10. URL: http://koscha.livejournal.com/

11. URL: http://koscha.livejournal.com/489829.html.

12. URL: http://koyrakh.livejournal.com/

13. URL: http://lena-faiman.livejournal.com/

14. URL: http://mar-timof.livejournal.com/

15. URL: http://mihail-orenburg.livejournal.com/

16. URL: http://pavlo-guru86.livejournal.com/

17. URL: http://povazhnaya.livejournal.com/

18. URL: http://privet-fandorin.livejournal.com/

19. URL: http://rasl-91.livejournal.com/

20. URL: http://stasorenburg.livejournal.com/

21. URL: http://vk.com/id22547772.

22. URL: http://vk.com/id64858668.

23. URL: http://vk.com/revizortv.

24. URL: http://vk.com/schkerin.

25. URL: http://vk.com/streat56.

26. URL: http://vk.com/streat56?z=photo-27450502_292633651%2Falbum-27450502_00%2Frev.

27. URL: http://vk.com/vk____om.

28. URL: http://www.oreninform.ru/list/detail.php?SECTION_ID=4426&D=35719&sphrase_ id=7716.

29. URL: http://www.oreninform.ru/search/?tags=&q=%D0%B4%D0%BE%D0%BD% D0%B3%D1%83%D0%B7+%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%86% D1%8B&how=r.

30. URL: http://zausenica.livejournal.com/

31. URL: https://twitter.com/evgenyrio.

32. URL: https://twitter.com/komissar4ik.

33. URL: https://twitter.com/Lvova_T.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. URL: https://twitter.com/MarTimof.

35. URL: https://twitter.com/Vagiz_Gabbasov.

36. URL: https://twitter.com/yar_chirkov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.