Научная статья на тему 'Традиционные СМИ в социальных сетях: попытки взаимодействия'

Традиционные СМИ в социальных сетях: попытки взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

Поделиться
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СЕТЕВОЕ СМИ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РАДИО / ШОУ "АКТИВАЦИЯ" / ВКОНТАКТЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Немчинова Елена Юрьевна

Статья посвящена важному и перспективному в настоящее время вопросу проблеме взаимодействия средств массовой информации и социальных сетей. Исследование базируется на анализе функционирования групп телеи радиопрограмм ГТРК «Южный Урал» в социальной сети «ВКонтакте». Автор анализирует наполнение обозначенных сообществ и приходит к выводам, что взаимодействие социальных сетей и СМИ может быть положительным.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Немчинова Елена Юрьевна,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Традиционные СМИ в социальных сетях: попытки взаимодействия»

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

УДК 070

Е. Ю. Немчинова

Челябинский государственный университет, Челябинск

ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПОПЫТКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Исследование проведено за счёт гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных МК 7210.2016.6.

Статья посвящена важному и перспективному в настоящее время вопросу - проблеме взаимодействия средств массовой информации и социальных сетей. Исследование базируется на анализе функционирования групп теле- и радиопрограмм ГТРК «Южный Урал» в социальной сети «ВКонтакте». Автор анализирует наполнение обозначенных сообществ и приходит к выводам, что взаимодействие социальных сетей и СМИ может быть положительным.

Ключевые слова: традиционные СМИ; социальные сети; сетевое СМИ; интернет-СМИ; гражданская журналистика; радио; шоу «Активация»; ВКонтакте; Интернет.

С приходом эпохи Web 2.0 Интернет оказал немалое влияние буквально на все сферы жизни человека и сегодня, играя важную роль, входит в часть глобальной медиасреды, наравне с прессой, телевидением и радио. Сетевое СМИ - это информационный веб-сайт, обозначивший своей главной целью выполнение всех задач средств массовой информации в Интернете. Это регулярное обновление новостей, привлечение собственной аудитории, отслеживание рейтингов, завоевание популярности и авторитета и пр. Чаще всего выкладка новостей на сайт происходит быстро и оперативно, благодаря чему интернет-СМИ даже может выступать источником информации для традиционных СМИ.

Однако сложно представить сегодняшнее мировое сообщество без воздействия социальных сетей. Причем это воздействие не всегда является благотворным, а некоторые исследователи и вовсе опасаются, что повальное распространение новых медиа может угрожать привычным нам средствам массовой информации. «С бурным ростом социальных сетей и их влияния на публичную сферу значимость института СМИ как "четвертой власти" стала подвергаться сомнению и в российских, и в зарубежных исследованиях» [4. С. 95].

Буквально во второй половине прошлого века журналистика считалась четвертой властью, но с приходом информационных технологий эта власть начинает терять свои полномочия. Распространение социальных сетей,

различных сообществ внутри них, появление гражданской журналистики - следствием всего этого является более быстрая передача информации общественности, за которой иногда не успевают даже интернет-СМИ, не говоря уже и о традиционных, которые по своей оперативности уступают сетевым изданиям.

С течением времени гражданская журналистика заняла достаточно важную позицию в мировом сообществе, и сегодня существуют различные точки зрения по вопросу выделения блогосферы как части медиасистемы. С одной стороны, «очень популярна точка зрения, согласно которой социальные сети не могут считаться СМИ из-за низкого качества информации, размещаемой в них» [3. С. 126]. Несмотря на оперативность, им не всегда хватает достоверности и объективности, аналитической составляющей, разнообразия общественного мнения, комментариев официальных лиц. А некоторые исследователи и вовсе отмечают, что гражданский журналист - лишь очевидец, от которого аудитория оперативно получает информацию. Соответственно, и ценности такая «журналистика» не несет.

С другой стороны, есть точка зрения, называющая социальные сети «средствами массовой информации нового поколения» [3. С. 126]. Как доказательство приводится ряд причин, по которым социальная сеть не может быть СМИ, и каждая из причин сопровождается контраргументами. Среди причин указывается:

1) меньшая численность аудитории блога;

2) отсутствие ответственности авторов;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3) непрофессионализм авторов;

4) невозможность охватить всю информационную картину мира.

«В качестве первого контраргумента автор замечает, что аудитория некоторых блогов в настоящее время больше, чем у некоторых газет, к тому же она - целевая. На вопрос об ответственности блоггеров автор отвечает положительно, упоминая скандал с ретушированными снимками бомбардировок Ливана, в ходе которого недобросовестного фотографа разоблачили именно блоггеры. Непрофессионализм пользователей социальных сетей автор считает преимуществом по двум причинам. Во-первых, пользователи социальных сетей не ангажированы, их убеждения искренни. А во-вторых, профессиональному журналисту требуется время для "вхождения" в тему, в то время как очевидец, освещающий события в социальной сети, живёт в той ситуации, о которой пишет. Что же касается невозможности охватить информационную картину мира целиком, то автор напоминает, что ни одно издание никогда не освещает всех мировых новостей, поскольку подчиняется интересам большинства своей аудитории. Напротив, социальные сети за счёт сетевого характера распространения информации могут дать читателю наиболее полную информационную картину, возможность взвесить противоположные точки зрения и сформировать свою точку зрения» [3. С. 126-127].

Так, мы видим, что у вопроса о выделении социальных сетей в отдельное СМИ есть две противоположные точки зрения. Однако, рассуждая на эту тему, нельзя не принимать во внимание тот факт, что социальные сети изначально создавались как площадка для общения, поддержания дружеских, деловых связей между людьми, для объединения в группы по интересам и пр. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно не увидеть в социальных сетях новый вид средства массовой информации, а проследить их интеграцию.

В ходе вышеизложенных процессов современные средства информации предприняли попытку взаимодействия с социальными сетями: создание сообществ и групп оказалось не просто неотъемлемым шагом дальнейшего функционирования СМИ, но и создало новую форму обратной связи с аудиторией. Комментарии - не только способ выявить уровень заинтересованности СМИ, увидеть гражданский

активизм, но и способ обнаружить те болевые точки, которые волнуют общество больше всего. Можно даже сказать, что появление СМИ в социальных сетях сделало контакт между человеком и властью несколько проще и доступнее.

Тенденции современности побуждают СМИ к созданию не только групп и сообществ для телеканала/радиостанции/газеты, но и для отдельных программ. Одной из таких программ является «Активация» на радиостанции «Вести ФМ - Челябинск» [1] (входит в гостелерадиокомпанию «Южный Урал»). Это утреннее информационное шоу, суть которого заключается в том, что каждый будний день в течение часа в прямом эфире происходит обсуждение главных новостей и разговор на актуальную, общественно значимую тему. Ведущие шоу приглашают в студию важных лиц города, способных ответить на волнующие горожан вопросы. Например, есть несколько выпусков, посвященных беседе с мэром Челябинска - Евгением Тефтелевым; также в программе принял участие заместитель председателя Челябинской городской думы - Андрей Шмидт, депутат Государственной думы Владимир Бурматов и другие. Проанализировав тематику шоу, стоит отметить его социальную направленность: журналисты обсуждают назначение Ольги Васильевой на пост министра образования, рассуждают, что необходимо модернизировать в системе образования; говорят об открытии рейсов в Турцию, о том, нужно ли, чтобы школы переходили на электронные учебники вместо бумажных и пр. Однако преимуществом передачи является то, что каждый человек не только может позвонить в прямой эфир и рассказать свою историю, но и заранее задать вопросы в специально созданной группе «ВКонтакте» [1]. Как правило, значительную реакцию аудитории вызывают встречи с мэром Челябинска, под этим записями всегда много вопросов. Горожане задают самые насущные для Челябинска вопросы и, самое главное, получают на них ответы. Так, Евгений пишет (рис. 1).

Чуть ниже можно вновь увидеть комментарий того же Евгения, из которого следует, что свои функции группа выполняет: вопрос был озвучен в прямом эфире, ответ получен (рис. 2).

Кроме этого, вопросы, которые не успели обсудить, журналисты направляют официальным запросом уполномоченному лицу и публикуют в группе официальный ответ (рис. 3).

Помимо прочего, редакторы группы создают опросы на волнующую тему. Это также

немаловажно, ведь прямой эфир ограничен одним часом, поэтому ведущие стараются задавать самые важные и интересные вопросы, а вот услышать глас народа в целом как раз и помогают опросы (рис. 4).

Несомненным преимуществом группы также является то, что в открытый доступ выкладываются все эфиры передачи. Можно с уверенностью сказать, что эта группа является не просто дополнением радиопрограммы, но и ее полноценной частью, что демонстрирует возможности эффективного взаимодействия социальных сетей и СМИ.

Также самостоятельные группы «ВКонтак-те» есть и у других передач ЧГТРК, например, у телепрограммы «Будьте здоровы!» [10]. Однако если сообщество «Активации» - полноценная частью шоу, то данная группа является, скорее, просто дополнением программы. Главный посыл телепередачи - осветить все события, которые связаны со здоровым образом жизни.

Что касается группы «ВКонтакте», то туда выкладываются фотографии со съемок, полезные советы по улучшению своего здоровья, а также выпуски передачи. Как правило, посты об очередном выпуске передачи представлены в виде краткого анонса, прикрепленных фотографий и видеозаписи самой передачи, либо ссылки на нее. Комментарии к постам практически отсутствуют либо не несут какой-либо важной составляющей (рис. 5).

Проанализировав группу телепередачи «Будьте здоровы!», мы пришли к выводу: для того чтобы группа приносила какую-либо пользу, ее необходимо изменить, сделать максимально приближенной к людям, возможно, создать опросы среди подписчиков на предмет того, что бы они хотели видеть в выпусках. На данный момент можно сказать, что данное сообщество не несет какой-либо информационной нагрузки на свою аудиторию.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

То же самое, на наш взгляд, касается группы передачи «Большой спорт. Южный Урал» [2] (ГТРК «Южный Урал»). По своему наполнению сообщество очень похоже на предыдущее: анонсы выпусков, ближайшие мероприятия, фотографии со съемок. Пост про выпуск передачи представляет собой небольшой, краткий текст о самом интересном в выпуске (рис. 6).

В сравнении с группой «Активации» группы «Будьте здоровы!» и «Большой спорт» нуждаются в доработке, ведь, исходя из их напол-

нения, они выполняют лишь развлекательную функцию. Необходимо добавить новые рубрики, сделать наполнение групп интересным и познавательным. Отсутствие комментирования подтверждает данную мысль, ведь обсуждения - отклик аудитории на контент.

Итак, исходя из анализа групп теле- и радиопрограмм ГТРК «Южный Урал» сделаем следующие выводы об эффективном взаимодействии социальных сетей и традиционных СМИ:

1) открытый и неограниченный диалог между аудиторией и журналистами как до передачи, так и после её выхода в эфир;

2) возможность рассказать и сделать для аудитории больше, чем позволяет время эфира передачи;

3) общение с аудиторией в социальных сетях помогает выявить те проблемы и нужды общества, о которых не говорят во всеуслышание;

4) как следствие предыдущего пункта - появляется возможность найти героя для передачи быстрее;

5) группы в социальных сетях помогают отметить то, что не нравится аудитории в передаче и устранить недостатки;

6) аудитории представляется не только эфир программы, но и демонстрируется процесс съемки.

Дмитрий Медведев еще в 2011 году назвал «Интернет в целом и социальные сети в частности <...> элементом общей человеческой культуры» [9], объясняя, что рано или поздно исчезнут СМИ, которые не смогли найти себя в социальных сетях. На наш взгляд, в условиях эпохи Web 2.0, социальные сети и СМИ должны устанавливать такую взаимосвязь, которая смогла бы благотворно влиять как на функционирование одной, так и другой системы. В том числе это относится и к гражданской журналистике, которая по своей важности сейчас не уступает ни традиционным СМИ, ни социальным сетям в принципе. Гражданские журналисты должны научиться работать со средствами массовой информации, ведь социальные сети и журналистика по сей день остаются достаточно мощными механизмами по формированию общественного мнения и сознания, а значит им необходимо находить общий язык.

Евгений

Евгений Николаевич скажите когда уже будет гродлена дорога по улице Татищева до микрорайона Парковый-2? Но это уже невыносимо, честное слово, до нас ходит только одна маршрртка - £50, и кадит она до 20:00. А как же добираться людям, которые работают до 21:00-22:00? Только из-за этого не мог найти работу на протяжении полугода. Маршрут 28 в отличии от #50 ездит почти до 23:00 по городу, он был бы нам очень удобным, но к большому сожалению, водители 12В маршрута отказываются ехать до Паркового2 ссылаясь на та что нет дороги, там буквально метров 300 заасфальтировать и они бы к нам доезьжали. Пожалуйста, от всех жителей нашего микрорайона (а это более 5000 человек) продлите нам дорогу по ул. Татищева!!! С уважением, житель нового микрорайона Парковый-2, Евгений

25 апр в 21:17 Ответить 3

Рис. 1.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Евгений ответил Анастасии

Анастасия, большое спасибо за ответ на мой вопрос, озвученный в прямом эфире!

26 апр в 10:02 Ответить

Рис. 2.

АКТИВАЦИЯ утреннее информационное шоу на 106,8

18 мая в 16:37

Друзья, по поводу следующего участия руководителя администрации Челябинска Евгения Тефтелева в программе 'Активация'1 станет известно на следующей неделе, пока нами получен официальный ответ на один из вопросов. Публикуем.

Рис. 3.

Нужно ли Ч мтябинс ку метро? Ан оним н ое голосование

да, оно снизит нагрузку на наземный транспорт

ЛЭ.3%

да. оно создает имидж города

6 8.5%

нетг лучше деньги направить на развитие наземного общественного транспорта

28 ЗЪ.4%

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

свой вариант-в комментарии

2.8%

Проголосовал 71 человек. Получить код

Рис. 4.

■ Программа "Будьте здоровы!"

15 авг в 11:23

Если ваши дети не любят кашу, значит вы не умеегге её готовить:))) Анжелика Мешкова научит готовить такую овсянку, которую малыши уплетают за обе щёки. Восточные врачи ещё в глубокой древности рекомендовали выжигать болезнь огнём. Игорь Нестеренко рассказывает о технике огненного массажа. Дмитрий Кононец занял третье место в своей категории в Большом Летнем Кубке "Геракл ион 2016'. Б чём главный секрет гладиаторов современности? Дмитрий расскажет в программе

Восстановить сустав без операции - реально. О современных методэх

рассказывают специалисты МЦ "Формула здоровья'

Новый выпуск программы 'Будьте здоровы!" ссмотритте в понедельник, 15

августа, в Ё:30г 13:30 и 21:30 на телеканале "Россия 24''

ГиНря и. уо1Ли be.com/wat сЬ| ?»=1 е7 иМ42РгИ0 8^еа111..

1'ис. а

"Большой спорт. Южный Урал"

11 апр в 12:05

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Лыжные гонки с пропеллером, прямое включение из Лас-Вегаса, а также мастер-класс по шорт-треку. Смотрите очередной выпуск программы "Большой спорт. Южный Урал"

Т www.cheltv.ru

Рис. 6.

Список литературы

1. АКТИВАЦИЯ утреннее информационное шоу на 106,8 [Электронный ресурс]. -URL: https://vk.com/activation74 (дата обращения: 15.09.2016).

2. Большой спорт. Южный Урал [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/bigsport_ southural (дата обращения: 16.09.2016).

3. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л. А. Браславец // Вестник ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. - 2009. -№ 1.- С. 125-132.

4. Джазоян, А. Е. Иллюзия «пятой власти»: как социальные сети модернизируют журналистику [Текст] / А. Е. Джазоян // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. Сер. Филология. История. Востоковедение. - 2014. - № 2. - С. 93-100.

5. Дьяченко, О. В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте»: практики взаимодействия [Электронный ресурс] / О. В. Дьяченко. - URL: http://www.mediascope. ru/?q=node/1615 (дата обращения: 14.09.2016).

6. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика [Текст] / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 383 с.

7. Козлова, О. А. Сетевые СМИ: вчера и сегодня: обзор литературы по интернет-журналистике [Текст] / О. А. Козлова. - Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. - 2011. - № 10. - С. 151-156.

8. Носик, А. СМИ русского интернета: теория и практика [Электронный ресурс] / А. Носик. - URL: http://zhurnalistika.net/20110313754/ teoriya-zhurnalistiki/svobodnye-zhurnalisty/ nosik-a.-smi-russkogo-interneta-teoriya-i-praktika.html (дата обращения: 13.09.2016).

9. Президент прогнозирует исчезновение СМИ, не нашедших места в Интернете [Электронный ресурс]. - URL: http://www. vesti.ru/doc.html?id=440425 (дата обращения: 16.09.2016).

10. Программа «Будьте здоровы!» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/ club109333698 (дата обращения: 16.09.2016).

11. Хлипун, В. В. Становление интернета как социального института [Текст] / В. В. Хлипун // Изв. Волгоградского гос. тех. ун-та. Сер. 04: Социология. - 2011. - № 9 (Том 7). - С. 38-42.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

12. Чадаев, А. Иллюзии русского Интернета: интернет-СМИ [Электронный ресурс] / А. Чадаев. - URL: http://chadayev. ru/publications/2001/04/10/illyuzii-russkogo-interneta-internet-smi/ (дата обращения: 13.09.2016).

MEDIA IN SOCIAL NETWORKS: INTERACTION EFFECTS

Nemchinova E. Yu., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, le.yudina2011@yandex.ru

The article is devoted to the important and promising in the present issue - the problem of interaction of mass media and social networks. The study is based on the analysis of the functioning ofgroups of television and radio programs STRC "South Ural" the social network "Vkontakte". The author looks at the content of the designated communities and comes to the conclusion that the interaction of social networks and media can be positive.

Keywords: traditional media; social networks; online media; citizen journalism; radio; show "Activation"; Vkontakte; Internet.

References

1. AKTIVATslYa utrennee informatsionnoe shou na 106,8 [=Activation of the morning news shows on 106.8], available at: https://vk.com/activation74, accessed 15.09.2016. (In Russ.).

2. Bol'shoy sport. Yuzhnyy Ural [=Big-time sports. Southern Urals.], available at: https://vk.com/ bigsport_southural, accessed 16.09.2016. (In Russ.).

3. Braslavets, L. A. (2009) Sotsial'nye seti kak sredstvo massovoy informatsii: k postanovke problem [=Social networks as mass media: defining the problem], in: Vestnik VGU. Ser.: Filologiya. Zhurnalistika [=Vestnik VSU. Ser.: Philology. Journalism], Voronezh, pp. 125-132.

4. Dzhazoyan, A. E. (2014) Illyuziya «pyatoy vlasti»: kak sotsial'nye seti moderniziruyut zhurnalistiku [=The illusion of the «fifth power»: as social networks are modernizing journalism],

in: Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gos. un-ta. Ser. Filologiya. Istoriya. Vostokovedenie [=Uchenye Zapiski of Transbaikal state University. Ser. Philology. History. Orientalism], Chita, pp. 93-100.

5. D'yachenko, O. V. Rossiyskie SMI v sotsial'nykh setyakh Facebook i «VKontakte»: praktiki vzaimodeystviya [=Russian media in social networks Facebook and «Vkontakte»: the interaction practices], available at: http://www.mediascope.ru/?q=node/1615, accessed 14.09.2016. (In Russ.).

6. Kalmykov, A. A. (2010) Internet-zhurnalistika [=Internet journalism], in: YUNITI-DANA, Moscow, p. 383.

7. Kozlova, O. A. (2011) Setevye SMI: vchera i segodnya: obzor literatury po internet-zhurnalistike [=Online media: yesterday and today: a review of literature on online journalism], in: Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Ser. 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika [=Science journal of Volgograd state University. Ser. 8: Literary criticism. Journalism], Volgograd, pp. 151-156.

8. Nosik, A. SMIrusskogo interneta: teoriya ipraktika [=Mass media of the Russian Internet: theory and practice], available at: http://zhurnalistika.net/20110313754/teoriya-zhurnalistiki/svobodnye-zhurnalisty/nosik-a.-smi-russkogo-interneta-teoriya-i-praktika.html, accessed 13.09.2016. (In Russ.).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

9. Prezident prognoziruet ischeznovenie SMI, ne nashedshikh mesta v Internete [=The President predicts disappearance of media not found in the Internet], available at: http://www.vesti.ru/doc. html?id=440425, accessed 16.09.2016. (In Russ.).

10. Programma «Bud'te zdorovy!» [=The program «Be healthy!»], available at: https://vk.com/ club109333698, accessed 16.09.2016. (In Russ.).

11. Hlipun, V. V. (2011) Stanovlenie interneta kak social'nogo instituta [=Formation of the Internet as social institute], in: Izv. Volgogradskogo gos. tekh. un-ta. Ser. 04: Sociologiya [=News of the Volgograd state technical university. Series 04: Sociology], Volgograd, pp. 38-42. (In Russ.).

12. Chadaev, A. Illyuzii russkogo Interneta: Internet-SMI [=Illusions of the Russian Internet: the Internet media], available at: http://chadayev.ru/publications/2001/04/10/illyuzii-russkogo-interneta-internet-smi/, accessed 13.09.2016. (In Russ.).

Немчинова (Юдина) Елена Юрьевна - магистрант, лаборант учебно-научного центра медиао-бразования, Челябинский государственный университет, Челябинск. le.yudina2011@yandex.ru