Научная статья на тему 'Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности'

Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2226
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГ УЧИТЕЛЯ / СТРУКТУРА БЛОГА УЧИТЕЛЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ / ЭТАПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ / ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОГА УЧИТЕЛЯ / TEACHER''S BLOG / BLOG / TECHNOLOGY OF BLOG CONSTRUCTING / BLOG ORGANIZATION / BLOG CRITERIA RATING / PRINCIPLES OF THE EFFECTIVE WORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Л. С.

Статья посвящена новому явлению в образовательной практике блогу учителя, который создается и используется самим педагогом в профессионально-педагогической деятельности. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Целью данной работы является разработка технологии создания блога учителя на сервисе Blogger, технологии его использования, выявление принципов ведения успешной профессионально-педагогической деятельности его средствами, что позволит внести существенный вклад в решение комплекса проблем учительского блога. Предложенные автором рекомендации могут быть использованы в массовой практике образования с целью создания учителем персонального блога, оценивания его качества, а также соблюдения основных положений осуществления профессионально-педагогической деятельности с его использованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF A BLOG BY A TEACHER IN HIS OR HER PROFESSIONAL LIFE

The article deals with a new phenomenon in teaching. It is a teacher''s personal blog, which is seen as an opportunity for a teacher to do his or her job well. Though popular with the teachers, the topic is not totally analyzed and requires to be studied on both theoretical and practical levels. The main objectives of this research are the working out a technology of making a teacher''s blog at Blogger service. This allows spreading the blog facts into the teaching process. The author offers the technology of its constructing, organization, criteria of evaluation and the principles of the effective working with its help. The paper might be found helpful for teachers.

Текст научной работы на тему «Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности»

Библиографический список

1. Холодная, M^. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Э/р]. - Р/д: http://www.psyoffice.ru/8Zpsichology/ book_o304_page_30.html

2. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребёнка [Э/р]. - Р/д: http://www.bim-bad.ru/docs/vygotsky_childs_cultural_development.pdf

3. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб., 2002.

4. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - M., 1979.

5. Соловьёв, В.С. Философские начала целого знания. - 1988. - Т. 1.

6. Артемьева, Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - № 3. - Т. 5.

7. Ермаков, С.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения / С.С. Ермаков, В.С. Юркевич // Современная зарубежная психология. - 2013. - № 2.

8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. - M., 1999.

9. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - M., 1984.

10. Воронин, А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Психология. -2006. - № 3.

11. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания / Ю.В. Сенько, M^. Фроловская. - M., 2007.

12. Богоявленская, Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: дис. ... д-ра психол. наук. - M., 1988.

13. Гнездилова, З.Ю. Формирование интеллектуальной активности учащихся в процессе обучения: дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2001.

14. Психологический словарь // под ред. Б.Е. Варшавы, Л.С. Выготского. - M., 2008.

15. Писарев, Д.И. Избранные педагогические труды. - M., 1984.

16. Савенков, А.И. Одарённые дети - особенности познавательного развития [Э/р]. - Р/д: http://www.all-tests.ru/odarennye-deti-osobennosti-poznavatelnogo.htm

17. Калмыкова, З.И. Продуктивное обучение как основа обучаемости. - M., 1981.

18. Зинченко, В.П. Наука о мышлении [Э/р]. - Р/д: http://www.bim-bad.ru/docs/zinchenko_thinking_development.pdf

19. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика - теория и технология развития одарённости учащихся [Э/р]. - Р/д: http://thisisme.ru/content/ didakticheskaya-evristika-%E2%80%93-teoriya-i-tekhnologiya-razvitiya-odarennosti-uchashchikhsya

Bibliography

1. Kholodnaya, M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksih issledovaniya [Eh/r]. - R/d: http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o304_page_30.html

2. Vihgotskiyj, L.S. Problema kuljturnogo razvitiya rebyonka [Eh/r]. - R/d: http://www.bim-bad.ru/docs/vygotsky_childs_cultural_development.pdf

3. Rean, A.A. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. - SPb., 2002.

4. Thukina, G.I. Aktivizaciya poznavateljnoyj deyateljnosti v uchebnom processe. - M., 1979.

5. Solovjyov, V.S. Filosofskie nachala celogo znaniya. - 1988. - T. 1.

6. Artemjeva, T.I. Problema sposobnosteyj: lichnostnihyj aspekt // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1984. - № 3. - T. 5.

7. Ermakov, S.S. Razvitie poznavateljnoyj potrebnosti u shkoljnikov v processe obucheniya / S.S. Ermakov, V.S. Yurkevich // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. - 2013. - № 2.

8. Galjperin, P.Ya. Vvedenie v psikhologiyu. - M., 1999.

9. Talihzina, N.F. Upravlenie processom usvoeniya znaniyj. - M., 1984.

10. Voronin, A.N. Intellektualjnaya deyateljnostj: proyavlenie intellekta i kreativnosti v realjnom vzaimodeyjstvii // Psikhologiya. - 2006. - № 3.

11. Senjko, Yu.V. Pedagogika ponimaniya / Yu.V. Senjko, M.V. Frolovskaya. - M., 2007.

12. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologicheskie osnovih intellektualjnoyj aktivnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 1988.

13. Gnezdilova, Z.Yu. Formirovanie intellektualjnoyj aktivnosti uchathikhsya v processe obucheniya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Irkutsk, 2001.

14. Psikhologicheskiyj slovarj // pod red. B.E. Varshavih, L.S. Vihgotskogo. - M., 2008.

15. Pisarev, D.I. Izbrannihe pedagogicheskie trudih. - M., 1984.

16. Savenkov, A.I. Odaryonnihe deti - osobennosti poznavateljnogo razvitiya [Eh/r]. - R/d: http://www.all-tests.ru/odarennye-deti-osobennosti-poznavatelnogo.htm

17. Kalmihkova, Z.I. Produktivnoe obuchenie kak osnova obuchaemosti. - M., 1981.

18. Zinchenko, V.P. Nauka o mihshlenii [Eh/r]. - R/d: http://www.bim-bad.ru/docs/zinchenko_thinking_development.pdf

19. Khutorskoyj, A.V. Didakticheskaya ehvristika - teoriya i tekhnologiya razvitiya odaryonnosti uchathikhsya [Eh/r]. - R/d: http://thisisme.ru/ content/didakticheskaya-evristika-%E2%80%93-teoriya-i-tekhnologiya-razvitiya-odarennosti-uchashchikhsya

Статья поступила в редакцию 03.09.14

УДК 37:371

Naumenko L.S. THE USE OF A BLOG BY A TEACHER IN HIS OR HER PROFESSIONAL LIFE. The article deals with a new phenomenon in teaching. It is a teacher's personal blog, which is seen as an opportunity for a teacher to do his or her job well. Though popular with the teachers, the topic is not totally analyzed and requires to be studied on both theoretical and practical levels. The main objectives of this research are the working out a technology of making a teacher's blog at Blogger service. This allows spreading the blog facts into the teaching process. The author offers the technology of its constructing, organization, criteria of evaluation and the principles of the effective working with its help. The paper might be found helpful for teachers.

Key words: blog, teacher's blog, technology of blog constructing, blog organization, blog criteria rating, principles of the effective working.

Л.С. Науменко, учитель английского языка муниципального автономного общеобразовательного

учреждения «Лицей № 97», г. Челябинска, e-mail: [email protected]

БЛОГ УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена новому явлению в образовательной практике - блогу учителя, который создается и используется самим педагогом в профессионально-педагогической деятельности. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Целью данной работы является разработка технологии создания блога учителя на сервисе Blogger, технологии его использования, выявление принципов ведения успешной профессионально-педагогической деятельности его средствами, что позволит внести существенный вклад в решение комплекса проблем учительского блога. Предложенные

автором рекомендации могут быть использованы в массовой практике образования с целью создания учителем персонального блога, оценивания его качества, а также соблюдения основных положений осуществления профессионально-педагогической деятельности с его использованием.

Ключевые слова: блог, блог учителя, структура блога учителя, критерии оценивания блога учителя, этапы использования блога учителя, принципы профессионально-педагогической деятельности с использованием блога учителя.

Известно, что интенсивная информатизация всех сфер жизнедеятельности ставит новые цивилизационные проблемы, в том числе перед педагогической наукой и системой образования [1, с. 26], поэтому предъявляются всё новые требования к профессиональной деятельности педагога. Сегодня деятельность учителя отличают «мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность в принятии решений» [2], а личность педагога - это саморазвивающаяся личность, которая постоянно демонстрирует умение учиться. Освоение Интернета; взаимодействие по Скайпу, через электронную почту и социальные сети с обучающимися, родителями и коллегами; организация деятельности с использованием проектора и интерактивной доски на уроках и вне его - вот далеко не весь список, которым каждый учитель овладел за последнее десятилетие.

Однако для осуществления эффективной профессионально-педагогической деятельности в нынешних условиях этого уже оказывается явно недостаточно. Сегодня документально подтверждена позиция, что учитель должен владеть ИКТ-компетен-циями и быть профессионально ИКТ-компетентным, что предполагает реализацию дистанционной формы обучения детей [3, с. 275], осуществление дистанционного консультирования при выполнении заданий учащимися [2], поддержка взаимодействия с тьютором [2], использование образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий [4, с. 30], составление портфолио учащихся и своего собственного [2], привлечение семьи к решению вопросов воспитания ребенка, сотрудничество с другими педагогами [2].

В осуществлении перечисленного, а значит, для ведения профессионально-педагогической деятельности на новом, соответствующем требованиям государства, общества, развития науки и техники уровне призван помочь блог учителя, который создан и используется самим педагогом.

Вышеуказанный факт подтверждается наличием блогов учителей (блог классного руководителя, блог учителя-предметника, блог педагогического сообщества, блог предметного методического объединения, блог-проект, блог-электронная тетрадь, блог-школьная газета, блог класса), которые созданы и находятся в свободном доступе в сети Интернет. Однако данная практика не является повсеместной.

Приходится констатировать, что многие учителя не имеют персональных страничек, а часть учителей, имеющих блоги, прекращает ведение едва ли не сразу после создания.

В первом случае это вызвано неразработанностью данной проблемы в теории и практике, недостатком рекомендаций и технологии создания блога учителя; в другом отсутствием технологии использования блога учителя и выделением принципов ведения успешной профессионально-педагогической деятельности его средствами.

Таким образом, целью данной работы является разработка технологии создания блога учителя на сервисе В1оддег, технологии его использования и разработке принципов ведения успешной профессионально-педагогической деятельности учителя его средствами.

Феномен блога не является недавним. Сведения о его первых упоминаниях зарубежные источники [5] относят к 1994 году и указывают на создателя блогов Джастина Холла, русскоязычные источники говорят о 1996 годе [б] и связывают их с именем английского ученого Тима Бернерса-Ли. Основным содержанием блогов в первом и втором случаях были новости. Сегодня блоги не только дают новостной обзор, но также освещают спорт, политику, решают проблемы бытового и специального характера. К назначению блогов принято относить общение, самопрезентацию, развлечение, сплочение и удержание социальных связей, саморазвитие, рефлексию [6].

Несмотря на то, что явление блогов не ново, персональный блог учителя в образовании - абсолютное новшество для педагогической практики.

Блог учителя определяется нами как веб-сайт учителя, созданный и используемый им же, позволяющий размещать тек-

стовую, числовую, графическую, звуковую и видео информацию в целях осуществления информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса. При этом к участникам образовательного процесса следует относить учащихся, их родителей и педагогических работников.

Анализ журнальных статей по вопросам образования, педагогики и методики преподавания последних лет говорит о том, что встречаются попытки раскрыть этапы создания учительского сайта; попытки описать положительные стороны использования блога учителя в профессионально-педагогической деятельности. Авторы статей - это учителя-практики, которые являются успешными блоггерами на протяжении нескольких лет, делятся опытом создания личного блога и способами его использования в своей практической деятельности.

Так, например, Н.Ф. Анохина обращает внимание на то, что личный сайт учителя может стать средством самопрезентации в интернет-пространстве. Автор даёт рекомендации по созданию эффективной самопрезентации учителя в интернете [7].

М. Ломакина описывает создание учительского сайта и рассказывает о возможностях размещения новостей, информации общего характера для учащихся и дополнительных заданий по предмету [8].

Л. Орехова предлагает создание учительской странички в социальной сети Facebook для дополнительной возможности работы с учащимися [9].

Например, П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев рассматривают вопросы развития умений письма и чтения у учащихся на иностранном языке средствами информационно-коммуникационных технологий и говорят о возможностях создания и ведения блога учителем и учащимися для развития указанного типа умений [10].

Ю.В. Скрипкина указывает на потенциал блога в образовательной практике и предлагает его использование как нового способа развития коммуникативных умений учащихся [11].

Заслуживает внимания статья Т. Дюкачёвой «Персональный сайт педагога как средство формирования и повышения уровня ИКТ-компетентности» в журнале «Учитель» [12], где автор выделяет цели создания сайта учителя, рассказывает об ожидаемых результатах и описывает содержание страниц на примере своего блога.

А.Ю. Сапожкова частично решает вопрос структуры и содержания учительского сайта, а также предлагает некоторые критерии его оценке [13, с. 25].

Не отрицая значимости ни одной из представленных работ по данной проблематике, предложим собственный ракурс виАПдения вопросов создания блога учителя и его использования в профессионально-педагогической деятельности.

Детальное рассмотрение деятельности по созданию блога учителя позволяет выделить несколько этапов, каждый из которых характеризуется наличием цели, последовательностью действий как способа достижения цели и запланированного, измеримого результата, что приравнивает указанное к технологии создания блога.

1 этап - доблоговый или конструкторский (цель этапа: определить цели создания блога учителя и аудиторию его пользователей) - включает:

• определение самим педагогом целей создания своего блога;

• определение педагогом целевой аудитории для работы через персональный блог;

• определение конкретных направлений работы с данным типом пользователей для осуществления деятельности с помощью личного блога;

• выделение одного приоритетного, доминантного направления работы с аудиторией пользователей посредством своего блога;

• подготовка/выбор названия блога, высвечивающее основное направление деятельности педагога средствами его блога.

К результатам данного этапа следует отнести наличие у учителя четкой цели создания персонального блога, присут-

Рис. 1. Трехкомпонентная структура блога учителя

Визуальный компонент

Содержательный компонент

Компонент обратной связи

ствие полного понимания круга участников взаимодействия средствами блога учителя, выбор приоритетного направления профессионально-педагогической деятельности его средствами и его выражение через название блога. Т.е. по сути, на данном этапе происходит формулирование содержательной части блога учителя.

2 этап - блоговый или процессуальный (цель этапа: поэтапно выполнить рекомендации системы для создания блога учителя) - включает:

• заполнение данных для создания аккаунта (учетной записи);

• внесение названия блога учителя;

• выбор адреса блога учителя для входа пользователями;

• ■ выбор шаблона, отображающего внешний вид блога учителя из имеющегося множества;

• внесение описания блога учителя;

• создание учителем страниц своего блога;

• наполнение страниц;

• размещение необходимых дополнительных элементов, предоставляющих информацию об авторе блога, обеспечивающих обратную связь и пр.

Результатами данного этапа считается созданный учителем персональный блог, который представляется в виде структуры (рис. 1), состоящей из 3-х основных компонентов: визуального (дает представление о внешнем облике блога, его дизайне); содержательного (отражает содержание сообщений на страницах блога учителя и передает форму представления содержания); обратной связи (дает представление о содержании, формах и инструментарии обратной связи).

Созданный блог учителя может быть представлен в виде модели (рис. 2), системными компонентами которой являются визуально-информационный; содержательно-информационный и контактно-информационный.

3 этап - послеблоговый или рефлексивно-оценочный (цель этапа: проверить и оценить качество созданного учителем персонального блога) - включает:

• сопоставление намеченных целей создания блога учителя с получившимися результатами;

• осуществление оценки качества созданного учителем блога по разработанным критериям (таблица 1).

Результатом данного этапа можно считать блог учителя, соответствующий критериям оценки качества.

Созданный учителем персональный блог в процессе использования в деятельности требует реализации нескольких этапов, часть из которых является обязательной, а один этап необязательный и появляется лишь при некоторых типах взаимодействия.

Представим этапы использования учителем персонального блога с отображением обязательных и необязательных этапов (рис. 3).

Представленные на рисунке этапы использования блога учителя в профессионально-педагогической деятельности можно охарактеризовать следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• конструкторский этап, имеющий целью осуществить информационное взаимодействие средствами подготовленных учителем материалов; данный этап предполагает решение следующих задач: определить целевую аудиторию информационного взаимодействия; определить цели взаимодействия; сделать отбор содержания материала, форм, методов и средств его пре-

зентации для достижения цели; спрогнозировать результат, формы и способы обратной связи;

• процессуальный этап, направленный на размещение информации учителем на своем блоге для определенного круга пользователей; этап реализуется через решение генеральной задачи: реализовать технологии (технология входа на блог, технология создания материалов, технология публикации материалов и компонентов обратной связи, технология прикрепления ссылок, технология проверки материалов учителем как обычного пользователя, технология устранения возможных неполадок и пр.).

• консультативно-тьюторский этап (является важным этапом использования блога в профессионально-педагогической деятельности педагога, но не обязательным; данный этап становится необходимым только в отношении некоторых типов размещенной информации на блоге учителя), нацеленный на курирование процесса самостоятельной познавательной деятельности пользователей блога учителя через организацию индивидуальных дистанционных консультаций; этап осуществляется через проведение индивидуального дистанционного консультирования, инструктирования, оказания помощи в возникающих вопросах, внесение корректив в деятельность (регулирование деятельности) участников образовательного процесса с помощью размещенных форм обратной связи на блоге учителя (чаты, отправка мгновенных сообщений по электронной почте); оказание помощи и консультирование на данном этапе происходят через ответы на вопросы пользователей и обеспечение их дополнительной информацией, сведениями и данными;

• рефлексивно-оценочный, имеющий целью установить значимость размещенной на блоге информации самим учителем для целевой аудитории через компоненты обратной связи, а это: качественные (содержание, формы и инструментарий обратной связи) и количественные показатели (зарегистрированные и незарегистрированные пользователи блога учителя).

Выделим принципы профессионально-педагогической деятельности с использованием блога, которые определяются нами как основные исходные положения осуществления профессионально-педагогической деятельности учителя с использованием личного блога, определяющие ее результативность.

В основу эффективной профессионально-педагогической деятельности учителя посредством блога учителя положены следующие принципы:

• принцип оперативного донесения информации, который включает быстрое, почти моментальное реагирование на нужды пользователей блога;

• принцип систематического обновления информации, который предполагает то, что информация, содержащаяся на блоге, корректируется и обновляется регулярно; необходимо взять за правило делать изменения на блоге не реже, чем один 1 раз в 1-2 дня, «приучить» учащихся, родителей и коллег ежедневно бывать на блоге; этот принцип связан со следующим, который можно определить как

• принцип многогранного освещения информации, он предлагает ссылки на различные источники по одной теме и представляет разностороннее рассмотрение информации пользователям блога;

• принцип информационно-содержательного наполнения блога предполагает наличие разного рода информации на блоге учителя, а это: информация познавательного характера

Рис. 2. Структурно-функциональная модель блога учителя

Рис. 3. Этапы использования блога учителя в профессионально-педагогической деятельности

Таблица 1

Критерии оценивания блога учителя

Критерий 1: Внешне-зрительный облик блога учителя: с первого взгляда блог учителя отражает порядок, организацию, строгость и является источником жизни, не кажется безнадежно заброшенным.

Показатели Описание показателя

1. Цветовое оформление блога учителя • спокойное цветовое оформление; • наличие нейтральных цветов без избытка желтого, красного, оранжевого, лилового, темно-синего и черного.

2. Размер и формат шрифта в сообщениях • размер (предпочтительно 16-18 px) шрифта читабельный; • формат (предпочтительно Arial, Verdana, Tahoma) шрифта читабельный; • частичное применение курсива (небольшие фрагменты текста) и полужирного шрифта (выделение заголовков);

3. Дополнительные элементы и анимация на блоге учителя • дополнительные элементы и анимация умеренные, сдержанные, не раздражающие пользователей; • страница недлинная из-за большого количества размещенных на ней элементов; • элементы не мелькают, не двигаются в хаотичном порядке, не появляются бесконечно, не выплывают, не «идут» за мышью, не рассыпаются звездами и пр.; • реклама отсутствует.

4. Название блога учителя • имеется заглавие; • название представляет одно из направлений деятельности учителя или нечто общее, отражающее идею блога; • название лаконичное, имеет не более 3-х слов.

5. Описание блога учителя • краткие сведения об учителе (ФИО, предмет); • описание своеобразия блога (цель создания блога, аудитория пользователей и др.); • описание - краткий и лаконичный текст (3-4 предложения).

6. Страницы блога учителя • страницы присутствуют и имеют названия; • передвижение по блогу простое, удобное, понятное.

7. Единый стиль оформления записей • сообщения и записи выполнены в едином стиле оформления (шрифт, размер шрифта, выравнивание, размещение элементов на страницах и пр.).

8. Другое • записи обновляются регулярно; • сообщения датированы; • ссылки работают, переходы по ссылкам осуществляются.

Критерий 2: Информационное наполнение: критерий отражает качественные характеристики представленной информации и отражает адекватную форму ее представления.

Показатели Описание показателя

1. Актуальность • соответствие информации текущему моменту времени; • своевременность донесения информации

2. Полезность информации • нужность, важность информация для принятия решений; • ценность для осуществления практической деятельности

3. Понятность • доступность изложения информации; • ясность выражаемой идеи/мысли

4. Достоверность информации • верность подачи информации; • точность передачи информации

5. Полнота информации • подробность информации; • достаточная содержательность информации для принятия верного решения

6. Форма представления информации • разнообразие форм представления (текстовая, числовая, графическая, аудио, видео); • разнообразие средств представления информации (тексты, статьи, объяснения, повествования, задания, алгоритмы, рекомендации, просьбы, вопросы; отчеты, подсчеты, формулы; таблицы, схемы, изображения; аудио и видео записи, фильмы, интервью, песни и пр.

Критерий 3: Обратная связь и ее реализация. Критерий предполагает наличие количественных и качественных показателей реализации обратной связи.

Показатели Описание показателя

1. Количественные показатели • установленный на блоге учителя счетчик; • наличие списка постоянных читателей блога учителя

2. Качественные показатели • наличие содержательных комментариев от пользователей и автора блога; • наличие меток оценки информации; • наличие чатов для общения между пользователями; • наличие адреса электронной почты автора блога или специальной формы для отправки сообщения; • присутствие анкет, вопросников, опросных листов

(задания, статьи, рассказы, алгоритмы, отчеты, формулы, графики, видео и аудио ролики, интервью, звуковые дорожки и пр.); сообщения описательного, констатирующего характера (рассказы, повествования, расчеты, вычисления, подсчеты, графики, схемы, изображения и пр.); побудительная информация (просьбы, советы, поручения, рекомендации, требования, инструкции);

• принцип размещения средств для реализации обратной связи на нескольких уровнях: содержание, формы, инструменты;

• принцип рефлексии результата использования учителем своего блога в собственной профессионально-педагогической деятельности, анализ совершаемых действий через блог, умение адекватно оценить себя и свою деятельность с использованием блога; следование данному принципу поможет педагогу раскрыть новые направления ведения его деятельности и решения профессионально-педагогических задач средствами использования блога, а значит, выявить неоткрытые грани личности и реализовать творческое «Я».

Таким образом, разработанная технология создания блога учителя и критерии его оценки, выявленные этапы использования блога учителя и принципы осуществления профессионально-педагогической деятельности его средствами вносят существенный вклад в решение комплекса проблем учительского блога на теоретическом и практическом уровнях, а предложен-

Библиографический список

ный автором рекомендации могут быть использованы в массовой практике образования с целью создания учителем персонального блога, оценивания его качества, а также соблюдения основных положений ведения успешной профессионально-педагогической деятельности его средствами.

1. Ермаков, Д.С. Информационная компетентность в информационном обществе // Педагогика. - 2013. - № 2.

2. Профессиональный стандарт педагога. Проект стандарта [Э/р]. - Р/д: http://www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М., 2011.

4. Новый Закон «Об Образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. - М., 2013.

5. Chapman, C. A brief history of blogging [Э/р]. - Р/д: http://www.webdesignerdepot.com/2011/03/a-brief-history-of-blogging/

6. Блог [Э/р]. - Р/д: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3

7. Анохина, М.Ф. Самопрезентация учителя в интернет-пространстве // Школьные технологии. - 2013. - № 1.

8. Ломакина, М. Технология создания учительского сайта // Учитель. - 2013. - № 4.

9. Орехова, Л. Создание учительской странички в социальной сети Facebook // Учитель. - 2013. - № 3.

10. Сысоев, П.В. Методика обучения английскому языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - М.; Ростов-на-Дону, 2010.

11. Скрипкина, Ю.В. Новые подходы к развитию коммуникативных компетентностей учащихся: образовательный потенциал социальных сетей и блогов [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-09.htm.

12. Дюкачева, Т. Персональный сайт педагога как средство формирования и повышения уровня ИКТ-компетентности // Учитель. - 2013. - № 3.

13. Сапожкова, А.Ю. Создание и развитие персонального сайта учителя: методические рекомендации. - Вологда, 2012. Bibliography

1. Ermakov, D.S. Informacionnaya kompetentnostj v informacionnom obthestve // Pedagogika. - 2013. - № 2.

2. Professionaljnihyj standart pedagoga. Proekt standarta [Eh/r]. - R/d: http://www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf.

3. Primernaya osnovnaya obrazovateljnaya programma obrazovateljnogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola / sost. E.S. Savinov. - M., 2011.

4. Novihyj Zakon «Ob Obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii»: tekst s izm. i dop. na 2013 g. - M., 2013.

5. Chapman, C. A brief history of blogging [Eh/r]. - R/d: http://www.webdesignerdepot.com/2011/03/a-brief-history-of-blogging/

6. Blog [Eh/r]. - R/d: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3

7. Anokhina, M.F. Samoprezentaciya uchitelya v internet-prostranstve // Shkoljnihe tekhnologii. - 2013. - № 1.

8. Lomakina, M. Tekhnologiya sozdaniya uchiteljskogo sayjta // Uchitelj. - 2013. - № 4.

9. Orekhova, L. Sozdanie uchiteljskoyj stranichki v socialjnoyj seti Facebook // Uchitelj. - 2013. - № 3.

10. Sihsoev, P.V. Metodika obucheniya angliyjskomu yazihku s ispoljzovaniem novihkh informacionno-kommunikacionnihkh Internet-tekhnologiyj / P.V. Sihsoev, M.N. Evstigneev. - M.; Rostov-na-Donu, 2010.

11. Ckripkina, Yu.V. Novihe podkhodih k razvitiyu kommunikativnihkh kompetentnosteyj uchathikhsya: obrazovateljnihyj potencial socialjnihkh seteyj i blogov [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-09.htm.

12. Dyukacheva, T. Personaljnihyj sayjt pedagoga kak sredstvo formirovaniya i povihsheniya urovnya IKT-kompetentnosti // Uchitelj. - 2013. - № 3.

13. Capozhkova, A.Yu. Sozdanie i razvitie personaljnogo sayjta uchitelya: metodicheskie rekomendacii. - Vologda, 2012.

Статья поступила в редакцию 08.09.14

УДК 811.161.1 (072)

Nikolayenko G.I, Tayanovskaya I. К PERSPECTIVE TRENDS IN MODERN TEACHING OF RUSSIAN FUNCTIONAL STYLISTICS FOR BELARUSIAN STUDENTS. The article analyzes principles of functional-stylistic work at Russian lessons in a Belarusian school. A special attention is done to the proficiency in functional styles of Russian and Belarusian, establishing linkages with theoretical knowledge on the functional style, obtained in the study of the Belarusian language, and identifying similarities and differences in system of functional styles of Russian and Belarusian. In the work the discussion problems of functional stylistics and modern conceptual issues in its teaching are described in regard to the contents of functional-stylistic training of Belarusian students at Russian lessons. The special stylistic skills are allocated for their formation at the institutions of secondary education in Belarus. This proximate composition of the skills may serve as a practical guide in the further constructing of additional teaching exercises.

Key words: methods of functional-stylistic training, functional styles of the Russian language, substyles, stylistic synonymy, special stylistic skills.

Г.И. Николаенко, д-р пед. наук, доц., проректор по научно-методической работе ГУО «Академия последипломного образования», г. Минск, E-mail: [email protected]; И.В. Таяновская, канд. пед. наук, доц., зав. каф. риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета, г. Минск, E-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА БЕЛОРУССКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье проанализированы принципы построения функционально-стилистической работы на уроках русского языка в белорусской школе (учет уровня владения различными функциональными стилями русского и белорусского языка; установление взаимосвязей с теоретическими сведениями по функциональной стилистике, получаемыми при изучении белорусского языка; выявление совпадений и различий в системе функциональных стилей русского и белорусского языка). Охарактеризованы дискуссионные проблемы функциональной стилистики и современные концептуальные акценты в ее преподавании. В аспекте, определяющем содержание стилистической подготовки на учебных занятиях по русскому языку; выделен состав специальных стилистических умений, перспективный для формирования в учреждениях общего среднего образования Беларуси

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.