Научная статья на тему 'Блеснул нам Солнца луч'

Блеснул нам Солнца луч Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блеснул нам Солнца луч»

Что дало мне участие в этом конкурсе? Во-первых, я поняла, что работаю в правильном направлении, реализуя в преподавании связь физики с профессией. Во-вторых, и это самое главное, на любом конкурсе очень многое дает общение с коллегами. Делясь своим опытом и слушая других, понимаешь, как много замечательных профессионалов есть в нашей среде. Запомнились уроки, где четко прослеживалась связь теории с жизнью. Так, элементы теории вероятности на уроке информатики учитель рассматривал на примере мультфильма «Приключения капитана Врунге-ля», другой преподаватель вместе с обучающимися определял, как с помощью законов динамики можно объяснить частые аварии на одном из поворотов городских улиц.

А московские школы - это просто другой мир, не школы, а Центры образования. В их состав входят, как правило, подразделение дошкольного образования, общеобразовательная школа, центр предпрофильно-го и профильного обучения, центр развития творчества, психологическая служба, блок дополнительного образования. В подобных центрах все сделано для того, чтобы ребенок пришел и захотел учиться. Кстати, находятся ученики в такой школе целый день, потому что множество студий, кружков и секций позволяют обеспечить занятость по максимуму. В кабинетах теле-, видеоаппаратура, несколько компьютерных классов, лабораторно-практическое оборудование (полный комплект!). А при проведении практикумов, семинаров класс делится на подгруппы.

Кроме этого, каждый день с нами проводили занятия по самым актуальным педагогическим про-

блемам: лекции «Современные информационно-коммуникационные технологии и ресурсы», «Воспитательные аспекты современного урока»; семинары «Работа в сети Интернет. Создание сайта по предмету», «Дистанционное обучение и дистанционные олимпиады компании «Эйдос», практикум «Конструктор урока» и другие. Кстати, мы увезли с собой с десяток очень интересных книг по методике современного урока, подаренных нам организаторами конкурса, и получили документ о повышении квалификации в объеме 72 часов. Пригодится к аттестации, не правда ли?

С чем уезжала домой? С чувством удовлетворения, желанием работать «как следует», желанием реализовать все, о чем говорилось эти несколько дней. А говорили М. Поташник и другие мэтры педагогики, участники конкурса в общем-то об одном. О современном уроке, подходах к обучению, о личности ребенка. Очень важно сейчас и как учить, и чему учить. В настоящее время перенасыщение предметами, современной техникой, различными инновациями может привести к потере самого объекта (обучающегося). А этого не должно происходить! Заходя в класс (или в учебную группу), мы должны видеть глаза учащихся как всего класса, так и каждого лично, видеть огонек, который мерцает в них, и разжечь из него пламя.

Хочется, чтобы все преподаватели находили возможность участвовать в таких интересных встречах с удивительными людьми (всю информацию о данном конкурсе смотрите на сайте www.mendeleev.upeg. net.), и у каждого из нас был свой лучший урок.

БЛЕСНУЛ НАМ СОЛНЦА ЛУЧ

Н. С. Смердина, старший методист Киселёвского филиала ФГОУ СПО Прокопьевского горнотехнического колледжа им. В. П. Романова

21 апреля на базе Киселёвского филиала Прокопьевского горнотехнического колледжа им. В. П. Романова состоялась областная олимпиада по русскому языку и культуре речи. Несмотря на естественные в таком деле издержки, очевидны ростки духовности, переходящие из поколения в поколение. Привлекательна в ребятах - участниках олимпиады преданность русской куль-туре,которуюневытравиливсевозможные«достижения» нашей повседневности: безоговорочность экономических приоритетов, всепроникающий дух рынка.

В олимпиаде приняли участие 52 студента из 26 учебных заведений. Из всех регионов Кемеровской области приехали ребята, чтобы показать знания по

русскому языку и культуре речи, высказать своё мнение о реформе русского языка, поделиться своим видением проблемы. Без пышных слов - столь выраженная духовная увлечённость несёт в себе очистительное начало для будущего...

В колледже установилась атмосфера взаимопонимания. Собрались те, кто независимо от возраста, роли в происходящем (участник олимпиады, член жюри, сопровождающий группу) живёт и дышит русской культурой, погружён в неё как во вторую реальную среду обитания.

Областная олимпиада по русскому языку и культуре речи проводилась в два этапа: тестирование,

841 «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г.

выполнение письменного задания в форме анализа текста на тему «Реформа русского языка». В систему вопросов тестирования вошли следующие направления: грамматические и неграмматические нормы, коммуникативные качества, речевой этикет, основы функциональной стилистики. Все задания соответствовали целям и задачам олимпиады: выявление коммуникативной компетентности студентов и их филологической культуры, проявляющейся в профессиональной деятельности.

При выполнении письменного задания учитывалось умение воспринимать, оценивать, анализировать текст. Студентам был предложен комплексный анализ текста. Надо было продемонстрировать способность быстро и самостоятельно воспринимать текст, сделать его анализ, написать эссе - своё сочинение в рамках избранного жанра. Почему мы выбрали тему «Реформа русского языка»?

Это актуальная тема. Современное состояние языковой ситуации, сложившейся в российском обществе, оценивается как «переходно-динамическое»: кризис прежних концепций и поиск новых. К сожалению, приходится признать, что реальный статус русского языка оказывается довольно низким. Это действительно общенациональная проблема. Реформы русского языка способствовали разрушению единства духовной жизни русского человека. Среди людей, профессионально занимающихся русским языком, нет тех, кто поддержал бы реформу. Упрощение языка - это разрыв внутренних исторических связей. Русский язык - исторический и культурный памятник нашего народа, поэтому он должен иметь такую же «охранную грамоту», как исторические здания, сооружения, скульптурные монументы. Участники олимпиады осознали собственную ответственность за состояние родного языка. Студенты показали высокие знания, эрудицию, навыки анализа текста.

Не последнюю роль играют образованность учителя, его профессиональная подготовка и владение методикой в сложнейших условиях преподавания.

Итоги олимпиады... О них лучше всего сказали те, ради кого она задумывалась и проводилась. Все, кого спросили: «Что дало тебе участие в олимпиаде?» -единодушно отметили, что она прибавила знаний, помогла реально оценить свои возможности, познакомила с умными, любящими родной язык сверстниками, обогатила опытом общения, вызвала желание совершенствоваться.

Сама олимпиада собрала интересный в творческом отношении и необычный коллектив, способный к любой работе. Отрадно видеть, чего можно достичь совместными усилиями.

Определение победителей областной олимпиады и культуры речи осуществляло жюри, состоящее из руководителей команд, специалистов в области филологии.

Победителями областной олимпиады по русскому языку и культуре речи среди учебных заведений педагогического профиля стали:

1-е место: Мандрик Валентина, ГОУ СПО Мари-инский педагогический колледж

Щербанёва Кристина, ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж

Преподаватель: Очеретинская Елена Юрьевна

2-е место: Пожогина Юлия, ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж

Лаптева Дарья, ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж

Преподаватель: Шабалина Надежда Александровна

2-е место: Рожкова Наталья, ГОУ СПО Киселёв-ский педагогический колледж

Горячих Маргарита, ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж

Преподаватель: Высоцкая Галина Николаевна

3-е место: Медведева Ирина, Беловский педколледж Тонких Елизавета, Беловский педколледж Преподаватель: Гонина Татьяна Николаевна Победителями областной олимпиады по русскому языку и культуре речи среди учебных заведений непедагогического профиля стали:

1-е место: Чугайнова Наталья, филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в Юрге

Гущина Наталья, филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г.Юрге

Преподаватель: Измайлова Анна Михайловна

2-е место: Сарамотина Светлана, ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусства»

Толченицина Анастасия, ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусства» Преподаватель: Рожкова Людмила Павловна

3-е место: Ащеулова Юлия, Кемеровский колледж статистики, экономики и информационных технологий филиал (МЭСИ)

Мирзалеева Мария, Кемеровский колледж статистики, экономики и информационных технологий филиал (МЭСИ)

Преподаватель: Лейтан Эмма Александровна. И всё-таки олимпиада удалась. Всё здесь было хорошо организовано, достойно, а потому в сердцах участников останется ярким и добрым воспоминанием. Хочу поблагодарить Снытко Василия Петровича, председателя совета директоров города Киселёвска и Прокопьевска, Голофаст Людмилу Васильевну, методиста совета директоров ГОУ СПО Кемеровской области, Ильину Елену Робертовну, методиста городского совета директоров, Шигапова Зиннура Зиятдиновича, директора Киселевского филиала Прокопьевского горнотехнического колледжа им. В. П. Романова, Славникова Виктора Дмитриевича, директора Прокопьевского горнотехнического колледжа им. В. П. Романова, всех преподавателей, принявших активное участие в подготовке и проведении олимпиады.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г. I 85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.