ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
конкурсы, благотворительные акции, создали волонтерский отряд.
100 % креатива
Студенты бывают разные, но даже те, кто склонен к лености, в стенах лесотехнического техникума пассивно жить не может. Свои таланты каждый раскрывает там, где ему по душе. Кто-то участвует в клубе КВН и выступает на городских и областных турнирах, к слову, это движение очень развито в Мариинске и неоднократно с аншлагом проходят встречи команд с приглашением столичных игроков - участников состязаний в Москве, а кто-то пробует себя на сцене театральной студии «Пилигрим». Много лет действует вокально-инструментальный ансамбль «Движение» -единственный ансамбль в Мариинске, исполняющий «в живую» эстрадные песни. «Движение» не раз завоевывало признание жюри и зрителей области и Сибири, становилось победителем на фестивалях живой рок-музыки. Не проходит и «Студенческая весна» без студентов лесотехникума. И не бывает студентов в этом конкурсе без наград, призовые места в области стали традицией. Вот и сегодня в кабинете зам. директора по воспитательной работе все пропахло краской, это студентки старательно выводят яркие неоновые рисунки на разноцветных костюмах - готовят на «Студенческую весну» экстравагантные костюмы.
Но творчество не каждому по душе, а силы и энергии у молодежи хоть отбавляй. Побед и признания хочется всем, и спортсменам лесотехнического это удается. Ни много ни мало - 15 спортивных секций действуют сегодня в стенах учебного заведения: волейбол, футбол, баскетбол, пауэрлифтинг, тяжелая и легкая атлетика, настольный теннис, бадминтон... Два спортивных зала, стадион, спортивные площадки и даже коридоры (в них, как правило, устанавливают столы для настольного тенниса) заполняются после учебных занятий азартными спортсменами.
- За последние несколько лет мы подготовили двух мастеров спорта, шесть кандидатов в мастера и 20
перворазрядников, - рассказывает Николай Кожемяко. - Не раз занимали призовые места на российских, областных и городских соревнованиях по легкой атлетике, пауэрлифтингу, волейболу и тяжелой атлетике. Ребят тренируют сильнейшие спортсмены: Виктор Россинин, Евгений Ющенко, Юрий Степучев. Наши студенты должны быть сильными духом и телом, им работать на предприятиях, парням служить в рядах Вооруженных сил. Из нашего учебного заведения несколько человек ежегодно призывают в Президентский полк. В музее техникума, он, кстати, в 2008 году занял 2-е место в смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений Кемеровской области, мы разместили фотографии и данные обо всех наших студентах, отслуживших в полку.
Музей располагает богатейшими материалом, собранным студентами и преподавателями, о людях, которые работали и учились в техникуме со времен его основания. Биографии, фото, экспонаты, подарки из многих регионов России и даже Монголии, студентов, обучающихся в лесотехническом по международной программе. Отдельные экспозиции посвящены ветеранам Великой Отечественной войны, участникам афганской и чеченской войн.
Коллектив педагогов является организатором акции, посвященной памяти участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. 10 апреля мари-инские участники ликвидации последствий аварии на атомной станции собираются в залах учебного учреждения, традиционно проходит областной турнир по волейболу и благотворительный концерт. Сама инициатива принадлежит директору лесотехнического техникума Николаю Кожемяко, непосредственному участнику ликвидации катастрофы.
На петербургском конкурсе заслуженному учителю РФ, почетному работнику образования России Николаю Кожемяко присвоено звание «Директор года 2010».
МОИ ЛУЧШИМ УРОК: ЗАМЕТКИ ФИНАЛИСТА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
Жук Л. В., преподаватель физики ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 21»
«Пока я буду в постоянном поиске, пока буду искать пути совершенствования, я буду творить, а значит, мои ученики будут получать глубокие знания по предмету, будут развиваться и сами творить», - это правило я сформулировала для себя несколько лет назад. Я из тех учителей, которых захватило конкурсное движение, и они уже не могут жить без этого в профессии. Для меня участие в каком-либо конкурсе -
это новый шаг вперед, новые идеи, новые возможности реализовать себя. Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в этом учебном году для меня уже четвертый, о его проведении я узнала на очередном методическом совещании в лицее.
Конкурс организует Благотворительный фонд наследия Д. И. Менделеева и ведущие московские уни-
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
верситеты при поддержке Министерства образования и науки РФ. В этом году он проводился уже в четвертый раз и был посвящен Году учителя.
На конкурс представляют сценарий урока, который неоднократно проводился и является одним из самых удачных, любимых. Кроме этого, необходимо представить описание своей работы, а также технологии или методики, которая нашла отражение в уроке. Требования к материалам: наличие новизны; творчество педагога; использование нестандартных материалов; четкое описание педагогических методов и приемов; показ результативности уроков; создание условий для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы; активная коллективная творческая деятельность обучающихся; использование современных информационных технологий на уроке.
Конкурс проходит в два этапа: первый - городской и региональный, второй - федеральный. Как учитель
физики, я участвовала в естественнонаучном направлении. Всего на конкурс в этом направлении было представлено 1560 работ, из них 420 - прошли в финал. Когда я увидела в электронной почте приглашение на участие в финале с 27 февраля по 5 марта, радости не было предела, и решение ехать в Москву было принято однозначно сразу. Упускать возможность участия в конкурсе такого высокого уровня нельзя!
В Москву приехало 243 человека со всей России -от Дальнего Востока до Москвы и Санкт-Петербурга. При этом из учреждений НПО и СПО было всего 3 участника. Кемеровскую область представляли 7 человек. Публичное выступление - это всегда испытание, но когда я узнала, что среди членов жюри М. М. Поташник, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, К. Е. Сумнительный, доктор педагогических наук, профессор Центра нетрадиционной педагогики АПК и ППРО РФ, Т. Н. Богуславская, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Центра качества образования, думала, что не смогу выйти к трибуне.
На конкурс я представила урок физики по теме «Красота требует знаний» (раздел «Молекулярная физика»). Этот урок провожу в группе коммерсантов в торговле на I курсе. Цель урока - показать обучающимся, как знания основ молекулярной физики можно применить в работе продавца, а именно при объяснении покупателю правил выбора губной помады. И обучающиеся на этом уроке выступают в роли экспертов и продавцов.
Самое трудное на финальной защите - в течение 10 минут необходимо было с использованием презентации представить содержание урока, его особенности и методические приемы. Для меня было важно показать, что в профессиональном образовании знания по общеобразовательным дисциплинам также необходимы обучающимся, как и знания по спецдисциплинам. После выступления мне был задан вопрос: «Много ли у Вас таких уроков?» - «Конечно.» «Почему задали всего один вопрос? - меня охватило некоторое смятение. - Наверно, я была не очень убедительна.» Некоторое разочарование от выступления ушло на следующий день. Когда мы слушали лекцию М. Поташника о современном уроке, я вдруг неожиданно поняла, что он говорит о моем уроке. Очень часто мы скучно, однообразно называем тему урока, а ведь она -ключ к познанию, источник интереса к учебному материалу. «А вот такие формулировки тем, как «Красота
требует знаний», с самого начала урока заставляют ученика задуматься, у него появляются вопросы, ответы на которые он будет искать на протяжении всего урока. И ему будет интересно!» При этих словах М. Поташника многие слушатели начали с интересом оглядываться на меня, а я поняла, что согласна с ним на 100 %. Объявление победителей всегда волнительный момент. Среди участников конкурса были заслуженные учителя, финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года» (2006, 2008). Конечно, это тоже учитывалось при подведении итогов. Кроме призовых мест, было выделено 5 победителей в разных номинациях. Мне торжественно вручили диплом победителя в номинации «Физика в профессии». И это для меня самая высокая оценка.
Что дало мне участие в этом конкурсе? Во-первых, я поняла, что работаю в правильном направлении, реализуя в преподавании связь физики с профессией. Во-вторых, и это самое главное, на любом конкурсе очень многое дает общение с коллегами. Делясь своим опытом и слушая других, понимаешь, как много замечательных профессионалов есть в нашей среде. Запомнились уроки, где четко прослеживалась связь теории с жизнью. Так, элементы теории вероятности на уроке информатики учитель рассматривал на примере мультфильма «Приключения капитана Врунге-ля», другой преподаватель вместе с обучающимися определял, как с помощью законов динамики можно объяснить частые аварии на одном из поворотов городских улиц.
А московские школы - это просто другой мир, не школы, а Центры образования. В их состав входят, как правило, подразделение дошкольного образования, общеобразовательная школа, центр предпрофильно-го и профильного обучения, центр развития творчества, психологическая служба, блок дополнительного образования. В подобных центрах все сделано для того, чтобы ребенок пришел и захотел учиться. Кстати, находятся ученики в такой школе целый день, потому что множество студий, кружков и секций позволяют обеспечить занятость по максимуму. В кабинетах теле-, видеоаппаратура, несколько компьютерных классов, лабораторно-практическое оборудование (полный комплект!). А при проведении практикумов, семинаров класс делится на подгруппы.
Кроме этого, каждый день с нами проводили занятия по самым актуальным педагогическим про-
блемам: лекции «Современные информационно-коммуникационные технологии и ресурсы», «Воспитательные аспекты современного урока»; семинары «Работа в сети Интернет. Создание сайта по предмету», «Дистанционное обучение и дистанционные олимпиады компании «Эйдос», практикум «Конструктор урока» и другие. Кстати, мы увезли с собой с десяток очень интересных книг по методике современного урока, подаренных нам организаторами конкурса, и получили документ о повышении квалификации в объеме 72 часов. Пригодится к аттестации, не правда ли?
С чем уезжала домой? С чувством удовлетворения, желанием работать «как следует», желанием реализовать все, о чем говорилось эти несколько дней. А говорили М. Поташник и другие мэтры педагогики, участники конкурса в общем-то об одном. О современном уроке, подходах к обучению, о личности ребенка. Очень важно сейчас и как учить, и чему учить. В настоящее время перенасыщение предметами, современной техникой, различными инновациями может привести к потере самого объекта (обучающегося). А этого не должно происходить! Заходя в класс (или в учебную группу), мы должны видеть глаза учащихся как всего класса, так и каждого лично, видеть огонек, который мерцает в них, и разжечь из него пламя.
Хочется, чтобы все преподаватели находили возможность участвовать в таких интересных встречах с удивительными людьми (всю информацию о данном конкурсе смотрите на сайте www.mendeleev.upeg. net.), и у каждого из нас был свой лучший урок.
БЛЕСНУЛ НАМ СОЛНЦА ЛУЧ
Н. С. Смердина, старший методист Киселёвского филиала ФГОУ СПО Прокопьевского горнотехнического колледжа им. В. П. Романова
21 апреля на базе Киселёвского филиала Проко-пьевского горнотехнического колледжа им. В. П. Романова состоялась областная олимпиада по русскому языку и культуре речи. Несмотря на естественные в таком деле издержки, очевидны ростки духовности, переходящие из поколения в поколение. Привлекательна в ребятах - участниках олимпиады преданность русской куль-туре,которуюневытравиливсевозможные«достижения» нашей повседневности: безоговорочность экономических приоритетов, всепроникающий дух рынка.
В олимпиаде приняли участие 52 студента из 26 учебных заведений. Из всех регионов Кемеровской области приехали ребята, чтобы показать знания по
русскому языку и культуре речи, высказать своё мнение о реформе русского языка, поделиться своим видением проблемы. Без пышных слов - столь выраженная духовная увлечённость несёт в себе очистительное начало для будущего...
В колледже установилась атмосфера взаимопонимания. Собрались те, кто независимо от возраста, роли в происходящем (участник олимпиады, член жюри, сопровождающий группу) живёт и дышит русской культурой, погружён в неё как во вторую реальную среду обитания.
Областная олимпиада по русскому языку и культуре речи проводилась в два этапа: тестирование,