УДК 130.2
DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(3).152-155
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН И ОБЩЕСТВО ПЕРЕЖИВАНИИ
П. Л. Зайцев
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления 01.06.2018
Дата принятия в печать 28.06.2018
Аннотация. В статье анализируется возможность онтологической и антропологической рецепции теории «общества переживаний» Герхарда Шульце. Возможность подобного рассмотрения идей немецкого социолога связывается с дихотомией града земного и града небесного у Блаженного Августина, создающей интерпретационный контекст для противопоставления индустриального города - городу впечатлений, а человека трудящегося - человеку переживающему.
Дата онлайн-размещения 29.10.2018
Ключевые слова
Аврелий Августин, Герхард Шульце, город Бога, общество переживаний, человек трудящийся, человек переживающий
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства Омской области в рамках научного проекта № 17-13-55002-0ГН
BLESSED AUGUSTINE AND THE SOCIETY OF EXPERIENCES P. L. Zaitsev
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received 01.06.2018
Accepted 28.09.2018
Available online 29.10.2018
Abstract. The possibility of ontological and anthropological reception of the theory of the "experience society" of Gerhard Schulze is analyzed in the article. The possibility of such a consideration of the ideas of a German sociologist is associated with the dichotomy of the city's hail and the city of heaven in St. Augustine, creating an interpretative context for the opposition of the industrial city to the city of impressions, and the working man to the experiencing person.
Keywords
Aurelius Augustine, Gerhard Schulze, God's city, a society of experiences, a working man, a person experiencing
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 3. С. 152-155
ISSN 1812-3996-
Acknowledgements
The reported study was funded by RFBR and Omsk Region Government according to the research project № 17-13-55002-0ГН
Сочинение Аврелия Августина «О граде Божьем» породило немало теологических, философских, политологических споров. Само название его обширного труда «De Civitate Dei» вызывает вопросы. Почему именно город Бога, а не его страна, государство или царство? Нужно учитывать, что работа писалась в 413-427 гг., представляя собой долгий и, безусловно, мучительный процесс осмысления Августином событий августа 410 г., когда «вечный город» пал в результате вторжения в Италию бывших римских федератов, вестготов короля Ала-риха, будучи подвергнут трехдневному разграблению. И тогда название работы Августина определяет конкретика исторического контекста. Император, укрывшись в Равенне, не счел нужным защищать свою столицу, король варваров не пожелал в ней остаться. Рим оказался предан на разграбление. Обращение Августина к этому событию, начатое им в предисловии и проводимое через весь текст, тому подтверждение, как и одна из главных идейных линий его работы, заключающаяся в утверждении конечности всех земных царств. Своей обязанностью Августин считал, «отразив нечестивые возражения по мере сообщенных нам Богом сил, защитить град Божий, истинное благочестие и богопочтение, которое одно неложно обещает вечное блаженство» [1, с. 57]. Смысл земного града - временное господство, создание и накопление материальных благ, источника «земных радостей»; смысл града Божьего -вечное блаженство, не подверженное ни разграблению, ни случайной утрате. Град земной имеет свой храм, но в нем почитают идолов, как в римском Капитолии, он повернут спиной к Богу, его жители за творениями не видят творца. Если земным градом можно пользоваться, то небесным градом должно наслаждаться.
Вся полнота смыслов, предполагаемых за земным градом, согласно Августину, сосредоточена в Риме, наследнике Вавилона или «Вавилоне Запада». Прообразом града Божьего, безусловно, является небесный Иерусалим. В Евангелиях мы узнаем о его приближении: «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудей-
ской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1-2) и необходимости идти ему навстречу: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33). В 21 гл. Откровения Иоанна Богослова встречаем подробное описание, закрепляющее за небесным царством смыслы находящегося за высокой стеной города: «И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). По утверждению В.В. Бычкова: «В Послании к Галатам апостола Павла (Гал. 4, 21-31), напоминает Августин, дан прообраз града Божия - Иерусалим. Но это лишь тень, "служебный образ" для обозначения "горнего Иерусалима". Ветхозаветный закон и организованное на его основе общество выполняли в представлении Августина лишь служебную функцию обозначения града Божия. "Так, некоторая часть земного града стала образом града небесного, ибо обозначала не себя, а другой [град]; и потому была служебной" (De civ. Dei XV, 2)» [2].
Безусловной новацией Августина в описании небесного града является не уточнение особенностей его планировки и не анализ условий попадания в этот град, а описание нахождения в нем. В ХХХ гл. последней, двадцать второй, книги своего сочинения Августин пишет: «А каково будет то блаженство, когда не будет уже никакого зла, не будет сокрыто никакое добро и занятие будет состоять в хвале Богу, Который будет все во всем! Ибо не знаю, чем другим могут заниматься там, где будет нескончаемый досуг, где не будет труда, вызываемого какою-либо нуждой» [1, с. 1288-1289]. В латинском тексте понятию «нескончаемый досуг» у Августина соответствует выражение "desidia cessabitur". На латыни слово "desidia" имеет два ключевых лексических значения, наследуемых от desideo (и тогда будет обозначать продолжительное сидение, торчание, бездеятельность, бездействие, праздность) и от desido (понижение, отлив, упадок). Desidia как упадок морфологически связана с существительным desiderium, означающим желание, томление, тоску и известным нам благодаря крылатому выражению
Вестник Омского университета 2018. T. 23, № 3. С. 152-155
"quod timet impius veniet super eum desiderium suum justis dabitur" (чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится). Нам представляется, что desidia Августина связана, по большей части, со смыслами, происходящими от desido. Также понимает ее и переводчик, называя досугом то, что вряд ли может мыслиться как праздность или ничегонеделание. Возможна ли в граде Божьем праздность, тем более нескончаемая? В таком случае град Божий превратился бы в desidiabulum (место, где проводят время в праздности). Досуг, понимаемый как время, не занятое работой или какими-нибудь делами, является, несомненно, более подходящим словом для перевода, как и inactivity или slacken activity (ослабленная активность) в английском переводе Августина [3], при этом позволяя учитывать смыслы обоих указанных выше значений понятия "desidia".
В следующей части нашего исследования мы попытаемся обосновать, в каком отношении "desidia cessabitur" Аврелия Августина связывается с концептом «общество переживаний» Герхарда Шульце. Хотя основной программный труд немецкого социолога «Общество переживаний: культурсоциология современности» был опубликован в 2005 г., и связанные с ним понятия «общество переживаний», «общество впечатлений», «эмоциональный капитализм», «экономика впечатлений» достаточно распространены в маркетинговой и культурологической литературе, сколь-либо внятной философской рецепции его идеи еще не получили. Есть замечательные примеры достаточно подробного, проблемного анализа и, одновременно, презентации подхода Г. Шульце интересующейся проблематикой современного капитализма аудитории, как, например, ответ на часто задаваемые вопросы Виталия
-ISSN 1812-3996
Куренного на «ПостНауке» или препринт А.С. Су-валко «Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств», опубликованный издательством Высшей школы экономики в 2013 г. Проблема вхождения труда Шульце в актуальный философский дискурс состоит в том, что его идеи теряются в невероятно насыщенной авторами и концептами теории и философии культуры. Между тем, основные новации Шульце, на наш взгляд, находятся на стыке философской онтологии и антропологии. То, что проект модерна завершен, стало понятно не когда модерн «для чего-то» стал модерном «для себя», если адаптировать терминологию Зигмунта Баумана, а когда общество потеряло интерес к реализации проекта человека трудящегося. Гегемоном постмодерна стал человек переживающий, предпочитающий пространство гуманитарного знания как источник впечатлений о себе самом. Однако представить человека переживающего некой принципиальной альтернативой человеку трудящемуся современная философия не спешит, возможно полагая, что развитие современности идет по сценарию, что еще не написан и недостаточно крепок. Между тем, прочтение всего лишь одного фрагмента из Блаженного Августина, на наш взгляд, способно в корне изменить эту ситуацию. В граде Божьем мы, во-первых, горожане, во-вторых, искомый способ нашего пребывания там отнюдь не работа, вызванная какой-либо необходимостью, а нескончаемый досуг. Еще Платон, столь чтимый Августином, полагал, что идеи для вещей являются не только образцом, но и целью. Следует ли удивляться тому, что земной град, пережив очередное разрушение, продолжил свое существование, перестраивая свои структуры под более устойчивый образец, нежели тот, что был положен в основание российских Магнитогорска, Нижневартовска, Норильска или американского Детройта.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Августин Блаженный. О Граде Божием. Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. 1296 с.
2. Бычков В. В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин М. : Ла-домир, 1995. 593 с. URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/ych/kov_00.htm (дата обращения: 01.06.2018).
3. St. Augustine of Hippo. The city of God. URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/0354-0430,_Augustinus,_De_Civitate_Dei_Contra_Paganos,_EN.pdf (дата обращения: 01.06.2018).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Зайцев Павел Леонидович - доктор философских Zaytsev Pavel Leonidovich - Doctor of Phylosophical наук, доцент, Омский государственный универси- Sciences, Docent, Dostoevsky Omsk State University, тет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: zaitsevpl@ г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: [email protected]. rambler.ru.
154 -
Herald of Omsk University 2018, vol. 23, no. 3, pp. 152-155
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 3. С. 152-155
ISSN 1812-3996-
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Зайцев П. Л. Блаженный Августин и общество переживаний // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 3. С. 152155. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(3).152-155.
FOR CITATIONS
Zaitsev P.L. Blessed Augustine and the society of experiences. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 3, pp. 152-155. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(3).152-155. (in Russ.).