Научная статья на тему 'Благотворительность основа добровольческой деятельности студентов вуза'

Благотворительность основа добровольческой деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
553
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' VOLUNTARY WORK / PHILANTHROPY / VOLUNTARY WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лужков Юрий Васильевич, Степанова Ирина Альфредовна

В статье приводится анализ феноменов благотворительности и добровольчества с точки зрения исторического, социологического, антропологического и педагогического подходов. Определяется соотношение данных понятий. Обосновывается роль студенчества в реализации добровольческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILANTHROPY AS A BASIS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS'' VOLUNTARY ACTIVITY

The philanthropy and voluntary work phenomena from the point of historical, sociological, anthropological and pedagogical approaches are analyzed in the article. Correlation of these notions is determined. The role of students while voluntary work is established.

Текст научной работы на тему «Благотворительность основа добровольческой деятельности студентов вуза»

УДК 37.091.212.2 ББК 4481.43

Лужков Юрий Васильевич старший преподаватель г. Березовский Luzhkov Yury Vasilievich Senior Lecturer Berezovsky Степанова Ирина Альфредовна старший преподаватель г. Екатеринбург Stepanova Irina Alfredovna Senior Lecturer Yekaterinburg

Благотворительность - основа добровольческой деятельности

студентов вуза

Philanthropy as a Basis of Higher School Students' Voluntary Activity

В статье приводится анализ феноменов благотворительности и добровольчества с точки зрения исторического, социологического, антропологического и педагогического подходов. Определяется соотношение данных понятий. Обосновывается роль студенчества в реализации добровольческой деятельности.

The philanthropy and voluntary work phenomena from the point of historical, sociological, anthropological and pedagogical approaches are analyzed in the article. Correlation of these notions is determined. The role of students while voluntary work is established.

Ключевые слова: благотворительность, добровольчество, добровольческая деятельность студентов.

Key words: philanthropy, voluntary work, students' voluntary work.

Решение сложных социальных проблем, нарастающих по мере трансформации российского общества, потребовало возрождение института благотворительности. Существует ряд причин, по которым осмысление истоков, сущности и форм проявления благотворительности и милосердия является важным.

Во-первых, мы сегодня, так или иначе, включены в процессы социального развития России. Включение людей в исследование социальных проблем, истории и политики предполагает ответы на многие вопросы: в чем философия милосердной и благотворительной деятельности; каковы мотивы включения людей в добровольческую деятельность; почему при тысячелетней истории развития института помощи и поддержки социальные проблемы не исчезают, а имеют стойкую тенденцию к росту?

Во-вторых, феномен безвозмездной помощи сегодня пронизывает практически все общество. Субъектами помощи могут выступать коммерческие организации и государственные учреждения, общественные объединения и неформальные ассоциации людей, а также конкретные люди - бизнесмены, служащие, студенты, школьники. Нередко субъектами помощи становятся даже те, кто традиционно рассматривается как ее объекты - люди с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники детских домов, участники боевых действий и т.д. Такая широкая представленность феномена безвозмездной помощи в обществе, делает знания о ней необходимыми для специалистов самого разного профиля. Эти знания обширны, поэтому задача науки - структурировать их в зависимости от специфики культурно-исторического этапа развития общества и от того аспекта, который выделяется в этом социальном феномене.

В-третьих, скептицизм населения по поводу действенности мер государственной социально-экономической политики побуждает граждан на поиск альтернативных форм помощи, а в большинстве случаев самопомощи и поддержки. Составляя программы альтернативных подходов к социальному развитию, добровольческие и благотворительные организации, ассоциации, фонды, нуждаются в осознанном понимании основ, принципов, подходов и механизмов развития благотворительности.

В логике исторического подхода традиции милосердия, сострадания к ближнему относят еще к дохристианскому времени. Взаимопомощь и взаимовыручка помогали общинникам преодолевать трудности в борьбе с природой, осваивать новые земли, противостоять невзгодам.

Истоки отечественной благотворительности берут начало в Древней Руси, в эпохе нищелюбия. Уже князь Владимир возводит практику милостыни в княжеское служение. В процессе усвоения христианских ценностей языческие формы наполнялись новым содержанием, переосмысливались и развивались. Благотворительность становилась уникальной возможностью для христианина сотворения своей души, приближения к идеалу всобъемлющей любви. Понятие «любовь к ближнему» впоследствии составило основу нравственных норм в

культуре Древней Руси. Человеколюбие утверждалось как ведущий принцип социального бытия человека [2, С.118]. Человек должен был осознать и реали-зовывать свое основное достояние - свою человечность, умение сострадать и быть милосердным. Следование христианским нормам было невозможно без постоянной помощи всем нуждающимся. Постепенно во всех социальных слоях древнерусского общества закрепляется определенная поведенческая модель созидания собственной души, нравственного поведения человека, духовного совершенствования личности.

Ярким образцом благотворительности является филантропическая деятельность российской аристократии, серьезного внимания заслуживает рассмотрение меценатства как особой формы благотворительной деятельности. Оказание помощи обездоленным, отеческое попечение о подданных стали нравственной обязанностью каждого имущего человека на Руси. В частной благотворительности сохранялась древнерусская традиция, которая всегда определяла качество благотворительности не только вложенными материальными средствами, но и мерой вложенной в нее души. В условиях поляризации богатства и бедности, благотворительность становилась неким регулятором социального равновесия, часто неосознанным средством устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникающего в результате неравного соотношения труда и присвоения.

Феномен российской благотворительности совсем не исследовался в советский период, ибо противоречил идеологическим установкам отечественной историографии. Толковые словари и энциклопедии, если и упоминали такие явления, как благотворительность и филантропия, то давали им оценку с сугубо классовых позиций. Так словарь иностранных слов трактует благотворительность как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы [1, С. 46].

Переход России в 90-е годы в систему рыночной экономики, проходивший с обострением всех социально-экономических катаклизмов, потребовал возро-

ждения системы благотворительности, как необходимой составляющей жизни общества. Благотворительность получает правовой статус, что отражено в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [4]. Однако само слово «благотворительность», в силу культурно-исторических и этимологических ассоциаций, дает основание для предельно широкого истолкования соответствующего ему понятия, которое связано в настоящее время с самыми разными по содержанию и форме видам социальной деятельности. Это актуализирует проблему уточнения понятия «благотворительность» применительно к современным условиям, определения его взаимосвязей со смежными и родственными понятиями, выявления границ и специфики соответствующей предметной области.

Одним из смежных понятий, появившихся и активно начавшийся использоваться в России в середине 80-х годов 20-го века, является термин «добровольчество». Изначально, «добровольцами» в России называли людей, которые в годы войны шли защищать свою страну; в советское время - ехали на Целину, строительство БАМа. Начиная с 1998 года в России начал функционировать Национальный Центр развития добровольчества. Он проводит активную работу по организации крупномасштабных добровольческих акций и мероприятий. По инициативе Центра ежегодно проводятся общие добровольческие действия, такие как: Всемирный День Молодежного Служения, Российский День Молодежной добровольной службы, Весенняя Неделя Добра, Международный День Добровольцев и др.

Философия добровольчества выражена в документах ООН. Это сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности, в которую вовлекаются граждане на добровольной основе. Добровольческая деятельность реализуется, как правило, в некоммерческом секторе, социальных государственных или муниципальных организациях, учреждениях образования и здравоохранения, а также через благотворительные и добровольческие программы в коммерческих компаниях и корпорациях. Добровольная помощь, организуемая через различные структуры, имеет, как правило, более регулярный и система-

тичный характер. Она может быть как разовой, так и периодической или постоянной. Однако, как бы ни была устроена добровольная работа, она имеет три общих положения: отсутствие вознаграждения; отсутствие принуждения; реальная польза обществу и людям.

Можно без преувеличения сказать, что основная роль в развитии добровольческого движения принадлежит молодежи и ее самой активной и прогрессивной части - студенчеству. Обучение в вузе - это период наиболее интенсивного развития интеллектуальных и нравственных возможностей человека. Именно в эти годы происходит формирование специалиста, его мировоззрения, жизненных идеалов, ценностей, убеждений. Включение студентов в общественную работу, добровольческую деятельность позволяет более эффективно решать эту задачу.

Часто можно услышать, что современная молодежь - это прагматичные, эгоистичные, деловые люди, которые просто так, «за спасибо», вкладывать свое время, деньги, энергию в какую-либо добровольческую деятельность, не получая ничего взамен, не будут. Однако реальная студенческая жизнь очень часто опровергает эти высказывания. Нами проведено социологическое исследование по изучению общественного мнения студенчества о реальном состоянии и возможных перспективах добровольной работы и участия в ней студенческой молодежи. В исследовании принимали участие 120 студентов очного отделения разных курсов государственных вузов (Уральский государственный педагогический университет; филиал Сибирского государственного университета физической культуры и спорта г. Березовский). Возраст респондентов от 18 до 23 лет. Результаты проведенного исследования показывают, что:

- не смотря на то, что лишь 10% респондентов считают добровольные работы престижными в глазах молодежи, в целом около 40% согласились бы принять в них участие;

- среди наиболее привлекательных для студентов направлений добровольной работы на первом месте находятся молодежные проблемы, связанные с досугом, спортом, помощью молодым семьям, программы для студентов;

- среди стимулов и мотивов участия в добровольческой деятельности на первое место выходят рационально - прагматические (практические навыки и умения, материальные вознаграждения, призы и т.д.), но эмоциональные и альтруистические также имеют большое значение у 30% опрашиваемых;

- многие студенты готовы принять добровольные работы как форму профессиональной ориентации и профессиональной практики, один из вариантов альтернативной гражданской службы.

Таким образом, можно утверждать, что студенчество, представляя собой наиболее образованную и активную часть молодежи, является возможным «инициативным ядром» для реализации социальных проектов и добровольческих инициатив в вузе, городе, регионе, стране.

Рассмотрев сущностные характеристики понятий «добровольчество» и «благотворительность» можно определить их соотношение. До настоящего времени дискуссионным остается вопрос о том, какое понятие является более широким. Опираясь на исследования Штиновой Г.Н., можно утверждать, что благотворительность как социальный феномен занимает промежуточное положение между профессиональной деятельностью по оказанию помощи (с 1991 года эта деятельность ассоциируется с институтами социальной работы и социальной педагогики) и неформальными проявлениями помощи и поддержки (альтруистические проявления отдельных людей, добровольческие инициативы каких-то социальных групп). Следовательно, она несет в себе черты и того, и другого процесса [2, С. 15]. Учитывая это обстоятельство, понятие «благотворительность», можно определить как добровольную бескорыстную целенаправленно организованную деятельность юридических и физических лиц по оказанию материальной (финансовой, натуральной и др.) помощи или поддержки лицам, группам, организациям, а также действия, приносящие общественную пользу. Таким образом, смысловое содержание понятия благотворительной деятельности выходит за привычные рамки денежных пожертвований и включает в себя широкий спектр помощи, оказываемой на добровольных началах.

Добровольчество - это неоплачиваемая, добровольная, сознательная деятельность на благо других. Она осуществляется с помощью добровольцев -граждан, осуществляющих благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя или благотворительной организации [4]. Таким образом, можно заключить, что нравственно-гуманистической основой осуществления добровольческой деятельности выступает феномен благотворительности. Добровольчество по отношению к благотворительности выступает как средство, форма и технология реализации социально-значимой деятельности в обществе. На основании приведенных выше рассуждений, можно сделать некоторые выводы.

Возрождение явлений благотворительности и добровольчества в нашей стране во второй половине 1980-х годов в политическом плане было одним из симптомов демократизации и развития общественной самодеятельности граждан. В идеологическом - оно было свидетельством честного признания реалий жизни - наличия масс людей, нуждающихся в помощи и поддержке. В нравственном - это возвращение людей к общечеловеческим гуманистическим ценностям: состраданию, милосердию, жертвенности, альтруизму, готовности творить добро.

Осмысление благотворительности и добровольчества с точки зрения социологического подхода означает, что эти процессы являются необходимым средством поддержания социального равновесия в обществе. Ведь традиционно в истории России нуждающимся людям выделялось особое социальное пространство, характеризуемое относительной замкнутостью от окружающих. Ин-тегративные тенденции современного российского общества направлены на установление социальных отношений равенства, включения людей с особыми нуждами в систему распределения социальных благ. Таким образом, благотворительность и добровольчество - явления общественного характера. Они выступают одним из механизмов, обеспечивающих стабильность общества и, одновременно, общественное развитие.

С позиции антропологического подхода толкование милосердия только как средства поддержания социального равновесия выглядит достаточно ограниченным по смыслу, т.к. не предполагает развития социальной справедливости и равноправия в качестве нравственных основ жизнедеятельности общества. «Нравственное начало в форме справедливости требует равенства всех субъектов в значении каждого как самоцели» [2, С. 50]. Именно нравственное начало в решении социальных катаклизмов общества ставят во главу угла мыслители и философы, исповедующие этическую концепцию миропонимания (В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев и др.). Нравственное мировоззрение в качестве системообразующего компонента определяет духовное начало в жизни человека, с позиции которого и осуществляется благотворение. «Нравственный смысл жизни человека состоит в служении добру, но это служение должно быть добровольным, т.е. пройти через человеческое сознание», писал В.С. Соловьев [3, С. 468].

Педагогический подход к осмыслению этих явлений заключается в том, что для работы в сфере благотворительности и добровольчества нужны специально подготовленные кадры, обладающие для этого определенными природными, нравственными, психологическими и профессиональными качествами. Несомненно, что студенческая молодежь имеет желание участвовать в добровольческой деятельности. У нее присутствует мощный потенциал социальной активности, но этот потенциал носит пассивно-декларативный характер, и активизация его нуждается в существенной стимуляции извне. Для получения эффективных результатов, добровольческая деятельность должна быть тщательно спланирована, четко организована, качественно выполнена, вовремя скорректирована.

Поэтому в вузах возникает вопрос о педагогической поддержке студенческих добровольческих инициатив, включающей содержательный и организационный аспекты. Содержательный аспект связан с формированием у студентов-добровольцев необходимых социальных умений для выполнения общественно-полезной работы; обучение их основам создания социального проекта, его

практической реализации, распространения полученного опыта и др. Организационный аспект связан с развитием социального партнерства между представителями различных социальных групп, участвующих в реализации добровольческих инициатив; создания эффективной системы управления добровольческой деятельностью в вузе. Благодаря умелой организации учебно-воспитательной работы в вузе, можно сформировать новый тип активности студента, характеризующейся творчеством, инициативностью, изобретательностью, социальной ответственностью и, в конечном счете, большей свободой действий для достижения общественно и личностно значимых результатов, возрождения традиций милосердия и благотворительности в России.

Библиографический список

1. Краткий словарь иностранных слов [Текст]. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1951. - 488 с.

2. Милосердие и благотворительность в российской провинции [Текст]: тез. докл. Все-рос. конф., 22-23 марта 2002 г. Екатеринбург: Центр «ХХ век в судьбах интеллигенции России», 2002. - 176 с.

3. Соловьев, В.С. Собрание сочинений: в 10т. [Текст] / В.С. Соловьев. - СПб.: Просвещение, 1911. - Т. 8: Русская религиозная философия. - 506 с.

4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 года [Текст] // Собрание законодательства Российской федерации. - 1995. - № 135.

Bibliography

1. About Philanthropic Activity and Charitable Organizations: Federal Law of the Russian Federation, dated August, 11, 1995 [Text] // Legislative Acts Collection of the Russian Federation. -1995. - № 135.

2. Charity and Philanthropy in Russian Province [Text]: Theses of the Report at Russian National Conf., 22-23 March, 2002, Yekaterinburg: "XX Century in the Lives of Intellectuals in Russia" Centre, 2002. - 176 p.

3. Concise Dictionary of Foreign Words [Text]. - M.: State Publishing House of Foreign and National Dictionary, 1951. - 488 p.

4. Solovyeov, V.S. Collected Works: 10 Vol. [Text] / V.S. Solovyeov. - SPb.: Prosveshche-nie, 1911. - V.8: Russian Religious Philosophy. - 506 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.